Что такое налоговые споры

Содержание

Правовая характеристика налоговых споров

Что такое налоговые споры

Налоговые споры Характеристика налоговых споров

(1 5,00 из 5)
Загрузка…

18 ноября 2016

Отсутствие в действующем законодательстве четкости по определению налогового спора создает неясность в его понимании и множество определений налогового спора в юридической литературе. В данной статье автор определяет, какой смысл нужно вкладывать в понятие «налоговый спор», какие существуют причины его возникновения, каковы его признаки, основания и субъекты.

Налоговые споры являются сложной категорией дел, имеющей присущие только данной категории дел черты и особенности.

Сложность рассмотрения налоговых споров заключается прежде всего в отсутствии в действующем законодательстве определения понятия «налоговый спор»

Необходимо определить, какой смысл нужно вкладывать в понятие налогового спора, выяснить, какие существуют причины возникновения налогового спора, определиться с признаками, основаниями и субъектами налогового спора, а также рассмотреть проблемы, возникающие при их рассмотрении в процессуальном законодательстве. Спорить — означает отстаивать свою позицию, оспаривать какие-либо действия (бездействие).

На сегодняшний день определение понятия «налоговый спор» дано в юридической литературе.

Под налоговыми спорами понимаются юридические ситуации, связанные с применением законодательства, регулирующего условия, порядок исчисления и уплаты налогов, которые возникают между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Налоговый спор.

Налоговый спор представляет собой разногласие, возникающее на основе специфических юридических фактов между налогоплательщиком (налоговым агентом) и уполномоченным государственным органом (образованием) по поводу рассмотрения законности ненормативного правового акта, решения или действия (бездействия) последнего.

Можно предположить, что налоговый спор — это конфликт (разногласие) между участниками спора, возникающий в результате выполнения (невыполнения) налоговым органом и налогоплательщиком требований налогового законодательства: по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, где каждая сторона отстаивает свою правовую позицию, опровергая доводы противника.

Следует отметить, что причин, в результате которых может возникнуть налоговый спор, существует множество. Они могут быть как общие (характерные для всех налоговых споров), так и частные (характерные для отдельных видов налоговых споров).

Несовершенство процессуального законодательства, постоянное его изменение, неясность и противоречивость налогового законодательства являются основными причинами возникновения налоговых споров.

Предмет налогового спора.

Предметом налогового спора может быть защита налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами прав, предоставленных им статьей 21 Налогового кодекса РФ. С другой стороны, предметом притязаний со стороны налоговых органов может быть требование соблюдения налогоплательщиками их обязанностей, которые установлены пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ.

Представляется правильным сказать, что предметом налогового спора являются отношения, возникающие между налоговым органом и налогоплательщиком в результате уплаты (неуплаты, частичной уплаты) налога, оспаривания ненормативных (нормативных) актов, действий (бездействия) налогового органа, возврата излишне уплаченного (взысканного) налога, привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности и т.д.

Признаки налогового спора.

Наряду с предметом налоговый спор имеет присущие ему признаки.

Во-первых, это характер спора.

Как следует из статьи 2 Налогового кодекса РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Следовательно, данный спор возникает исходя из властных отношений, где с одной стороны выступает государственный орган, а с другой — налогоплательщик.

Во-вторых, это субъектный состав налогового спора. Участников налоговых правоотношений можно разделить на две группы: основные и факультативные.

К факультативным относятся лица, обеспечивающие перечисление и сбор налогов (банки, сборщики налогов и сборов), лица, предоставляющие профессиональную помощь (представители и налоговые консультанты), лица, предоставляющие необходимые данные (нотариусы, регистрирующие органы, органы лицензирования), лица, участвующие в мероприятиях налогового контроля (судьи, нотариусы, регистрационные органы, процессуальные лица), правоохранительные органы.

Кого же можно отнести к основным участникам налоговых отношений?

Наверно правильным стоит считать основными участниками налоговых отношений налоговый орган и налогоплательщика.

В-третьих, налоговому спору присуща процессуальная форма рассмотрения — с участием компетентного государственного органа — налогового органа.

Процессуальная форма налогового спора.

Под процессуальной формой понимается нормативно установленный порядок деятельности судов при разрешении правовых конфликтов.

Для налогового спора характерна как гражданская процессуальная форма (судебная форма защиты), так и внесудебная процессуальная форма.

Внесудебная форма защиты реализуется путем обращения налогоплательщика с жалобой на нарушающий права акт налогового органа в вышестоящий налоговый орган, в частности в Управление Федеральной налоговой службы России (изначально в УФНС по конкретному субъекту Российской Федерации).

налогового спора.

В-четвертых, это содержание налогового спора, в частности столкновение разных мнений налогового органа и налогоплательщика по поводу объема прав и обязанностей.

Основание налогового спора.

В-пятых, это основание налогового спора. Именно неправомерные действия (бездействие) плательщика являются тем юридическим фактом, который порождает расхождение в интересах и служит основанием для дальнейших действий сторон (уже в режиме налогово-правового спора), в том числе принятия соответствующего решения налоговым органом.

Ввиду того что налоговый спор является разновидностью административно-правового спора, следует отметить, что в качестве основания административно-правового спора любой юридический факт, послуживший основанием для возникновения, изменения или прекращения административного правоотношения. При этом, в отличие от спора гражданско-правового, налоговый спор возникает лишь тогда, когда основанием является такая разновидность юридических фактов, как действия (правомерные и неправомерные), т.е. факты, наступление которых зависит от воли людей.

Также, ввиду того что налоговый спор является публично-правовым, имеющим установленную законом процедуру его рассмотрения уполномоченными органами.

Публично-правовой спор возникает в случае нарушения субъектом государственной власти или местного самоуправления субъективных публичных прав граждан и организаций.

Такое нарушение может стать результатом действия субъекта публичной власти, издания им нормативного или индивидуального правового акта государственного или местного самоуправления, регулирующего государственные, административные, избирательные, финансовые, налоговые, земельные, трудовые правоотношения. Спор может возникнуть и из-за бездействия субъекта публичного управления, невыполнения им своих обязанностей. Основанием налогового спора является нарушение либо неисполнение налогоплательщиками, налоговыми органами своих обязанностей.

Все вышеперечисленные признаки будут являться обстоятельствами, которые суд будет включать в предмет доказывания по налоговому делу.

Источник: https://www.oktavian.org/xarakteristika-nalogovyx-sporov/

Споры с налоговыми органами

Что такое налоговые споры

Литвиненко Алексей Дмитриевич. Споры с налоговыми органами

У нас в России есть такое выражение: «заплати налоги и спи спокойно». А если не заплатишь налоги и сборы в бюджет, то могут заставить заплатить. Отсюда в основном и возникают налоговые споры.

Каждое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, рано или поздно столкнется с налоговым органом и, возможно, придется поспорить с ним, отстаивая свою правоту.

Налоговые споры одни из самых распространенных споров с государственными органами, как в Российской Федерации в целом, так и в Краснодаре в частности.

Стороной налогового спора является в первую очередь налоговый орган, как территориальный (инспекция, межрайонная инспекция) так и вышестоящий налоговый орган (управление по субъекту РФ).

Второй стороной, а именно противоположной налоговому органу, будет являться налогоплательщик или налоговый агент. В роли налогоплательщика могут выступать физические лица, индивидуальные предприниматели и организации.

Одной из сторон налогового спора могут выступать третьи лица, к которым не предъявляются претензии налоговым органом, такие как: банки (кредитные учреждения), правоохранительные органы, органы местного самоуправления, а также иные государственные органы. Иногда банки могут быть и второй стороной, противоположной налоговому органу, в определенных налоговых спорах.

Налоговые споры могут возникнуть при различных обстоятельствах, в том числе и на пустом месте.

Основная масса налоговых споров возникает по результатам налоговых проверок, это касается как юридических лиц с индивидуальными предпринимателями, так и физических лиц, не имеющих статус индивидуального предпринимателя.

Кроме того, споры с налоговыми органами возникают в следующих случаях:

  • непредставление или несвоевременное представление налоговой и бухгалтерской отчетности;
  • непредставление или несвоевременное представление документов и информации;
  • неуплата или несвоевременная уплата налогов в бюджет;
  • возмещение налога на добавленную стоимость (НДС);
  • получение имущественного налогового вычета;
  • отказ налогового органа в государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также внесения изменений;
  • осуществление «незаконной» предпринимательской деятельности;завышение по уплате имущественных налогов физическими лицами, а также незаконное их начисление;
  • приостановка операций по счетам;
  • привлечение к административной ответственности;
  • и в многих других случаях.

Основная масса налоговых споров, это споры при отказе в возмещении НДС, доначисление НДС и налога на прибыль организаций, а также привлечение к налоговой ответственности по статьям 119 НК РФ (несвоевременное представление налоговой ответственности) и 122 НК РФ (неуплата или несвоевременная уплата налогов).

Налоговые споры возникают в ходе осуществления налогового контроля (глава 14 НК РФ), который в основном выражается в виде налоговых проверок (ст. 87 НК РФ): камеральные налоговые проверки (ст. 88 НК РФ) и выездные налоговые проверки (ст. 89 НК РФ). И основная масса налоговых споров рождается именно по результатам таким налоговых проверок.

А также налоговые споры возникают еще при одном виде налогового контроля, а именно связанные с учетом организаций и физических лиц. Такие споры не часты, но все же имеют место во взаимоотношениях с регистрирующим органом, в лице налогового органа.

Кроме того, споры с налоговыми органами могут возникнуть при осуществлении последними мероприятий налогового контроля. Например, при истребовании документов и информации в рамках статьи 93.1 Налогового кодекса РФ (НК РФ), а также, в случае если Вами не были представлены или представлены несвоевременно сообщения (сведения) об открытии или закрытии расчетного счета.

Что касается рассмотрения налоговых споров, то тут предусмотрено две процедуры рассмотрения (урегулирования) таких споров. Это досудебный порядок урегулирования споров и само собой обращение в суд.

При этом необходимо отметить, что с августа 2013 года досудебный порядок урегулирования споров обязателен в отношении всех налоговых споров. До августа 2013 года, до вступления в силу Федерального закона от 02.07.

2013 № 153-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» обязательный досудебный порядок урегулирования споров касался только обжалование решений по результатам налоговой проверки и проведения мероприятий налогового контроля налогового органа.

Досудебное урегулирование споров

При досудебном урегулировании спора налогоплательщиком представляется жалоба (апелляционная жалоба) на решение налогового органа по результатам налоговой проверки и мероприятий налогового органа, а также на иные документы налогового органа и на действие (бездействия) должностных лиц налогового органа. А также к досудебному урегулированию спора относится представление возражений (пояснений) на акт налоговой проверки или по результатам проведенных мероприятий налогового контроля (МНК).

Возражения на акты налоговой инспекции подаются в налоговый орган, который их вынес, и им же рассматриваются. А жалобы на решения налоговой инспекции по результатам проверок и МНК, а также иные жалобы, могут подаваться как в саму налоговую инспекцию, так и непосредственно в вышестоящий налоговый орган, который в свою очередь и будет рассматривать такую жалобу.

Порядок рассмотрения таких возражений и жалоб регламентирован Налоговым кодексом Российской Федерации (статьи 100, 100.1, 101, 101.2, 101.4 НК РФ и главы 19 и 20 НК РФ).

Что касается обращения в суд, то возможно обращение как в районный (федеральный) суд так и в арбитражный суд. В районный суд обращаются физические лица, не имеющие статус индивидуального предпринимателя, а в арбитражный суд имеют право обратиться индивидуальные предприниматели и юридические лица.

Рассмотрение налоговых споров арбитражным судом регламентировано Арбитражным процессуальным кодексом РФ. При этом применяются общие правила искового производства.

Кроме того, не стоит забывать про уголовную ответственность по результатам налоговых споров.

Так настоящей редакцией Уголовного кодекса РФ (УК РФ) предусмотрена уголовная ответственность, как в виде реальных сроков, так и в виде иных наказаний (штрафы, условные сроки, исправительные работы) за неуплату налогов физическими лицами и юридическими лицами.

Если к Вам предъявят претензию по незаконному возмещению НДС, то налоговые органы могут направить в правоохранительные органы материалы, касающиеся этого факта, для возбуждения уголовного дела по факту мошенничества (ст. 159 УК РФ). 

Итак, для того, чтобы спорить с налоговым органом необходимы соответствующие и обширные познания, как в налоговом законодательстве РФ, так и в иных отраслях правах.

Налоговый орган является государственным органом, и при таких спорах затронуты интересы местного регионального и федерального бюджетов.

При этом налоговое законодательство в Российской Федерации меняется практически каждый год, а в иных случаях каждые полгода, и такие изменения несут в себе, зачастую, существенные поправки и в большинстве случаев не в пользу налогоплательщиков.

Очень важно даже не спорить с налоговым органом грамотно, а предупреждать такие споры. А для этого, помимо познаний в области налогового права необходим опыт в общении с налоговыми инспекторами и знание всей специфики деятельности налогового органа изнутри.

в журнале «Реальный бизнес»

Цены на услуги юристов и адвокатов зависят от задач.

Звоните прямо сейчас! Поможем!

+7 (861) 212-54-74, +7 (988) 241-05-75

Источник: https://www.e-romanova.com/sporyi-s-nalogovyimi-organami/

Налоговые споры адвокат в Москве — досудебное урегулирование налоговых споров

Что такое налоговые споры

БлогАналитикаНалоговые споры Отправим материал вам на почту:

От споров с налоговыми органами не застрахован никто – от крупных и успешных корпораций до обычных граждан.

Предметом спора может выступать несвоевременно уплаченный налог или неправильно заполненная декларация, или неправомерные действия должностных лиц ИФНС. Разрешить налоговые споры можно в административном или судебном порядке.

Рассмотрим, как это осуществить с минимальными потерями.

Спорные ситуации в бизнесе возникают регулярно, и никто не застрахован от арбитражного спора.

Категории налоговых споров

Такие споры могут быть вызваны нарушением законодательства со стороны плательщика, либо противоправными действиями сотрудников ИФНС. К числу наиболее распространенных категорий налоговых споров относятся:

  • нарушение сроков предоставления налоговой отчетности – деклараций, расчетов, отчетов и т.д.;
  • несоблюдение требований к заполнению форм отчетности;
  • ошибки в сведениях, представленных в налоговую инспекцию, влекущие занижение налоговой базы и суммы платежей;
  • нарушения, выявленные в ходе выездных и камеральных налоговых проверок;
  • неправомерное привлечение к ответственности в виде доначисленных налогов, пени и иных штрафных санкций;
  • неправомерный отказ в возмещении НДС, либо в предоставлении налогового вычета;
  • отказ в применении льгот или преференций, а также перерасчете налоговых обязательств.

Таким образом, все возможные виды налоговых споров можно свести к двум группам – дела о привлечении налогоплательщика к ответственности и об оспаривании действия должностных лиц ФНС.

Как правило, налоговые споры инициируют плательщики, не согласные с результатами проверок или иными действиями (решениями) должностных лиц налогового органа. Претензии со стороны инспекции могут предъявляться в судебном порядке при взыскании недоимки, пени и штрафов, а также для привлечения плательщика к иным видам ответственности.

Отдельную категорию налоговых споров составляют уголовные дела, возбужденные по фактам несвоевременной уплаты налогов в крупном или особо крупном размере. Они также могут рассматриваться в случае умышленного представления заведомо ложной информации, влекущей занижение налоговой базы.

Варианты разрешения налоговых споров

Налоговый кодекс РФ предусматривает следующие варианты урегулирования споров между налогоплательщиков и ИФНС – в административном порядке через вышестоящих должностных лиц, либо через суд.

Административный порядок признается приоритетным вариантом разрешения спора. Для этого гражданин или организация подает жалобу на действия или процессуальные решения сотрудников налогового органа.

При рассмотрении споров в административном порядке нужно учитывать следующие нюансы:

  1. по правилам п. 2 ст. 138 НК РФ, урегулирование налоговых споров в суде допускается только после подачи жалобы вышестоящему должностному лицу;
  2. жалобы по налоговым спорам подаются через лицо или орган, действия которого оспариваются налогоплательщиком;
  3. срок для подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган составляет 1 год с момента, когда заинтересованное лицо узнало о нарушении прав или должно было узнать об этом факте (ст. 139 НК РФ).

Обратите внимание! Для подачи жалобы в ФНС России на вступившее в силу решение нижестоящего налогового органа указанный срок составляет три месяца.

После прохождения административной стадии, решение налоговых споров допускается в судебном порядке. В этом случае юрлица и предприниматели подают жалобы в арбитражный суд, а гражданам нужно обратиться в суд общей юрисдикции. Для разбирательства дел предусмотрены сокращенные сроки.

Можно урегулировать спор самостоятельно, либо через представителя по доверенности. Например, еще на стадии проведения камеральной или выездной проверки, для ведения дел целесообразно обратиться за помощью к юристу по налоговым спорам. В этом случае все возможные основания для привлечения к ответственности будут устранены при составлении акта проверки, либо юрист своевременно подаст возражения на процессуальные решения сотрудников ИФНС и оформит жалобу.

При несогласии с результатами налоговых проверок, разрешение споров в досудебном порядке происходит путем подачи возражений на вынесенный акт. Если по итогам рассмотрения возражений плательщик все равно привлекается к ответственности, возникают основания для подачи жалобы в отношении незаконных решений и действий налоговых органов.

Если вам необходима помощь, вы можете обратиться по указанным телефонам. Мы окажем правовое сопровождение по любым категориям дел, связанных с обжалованием действий и решений ИФНС.

43, : 4.09) Перейти к списку аналитики

Источник: https://Noskov.ru/infobase/articles/nalogovye-spory/

Налоговые споры — что это такое, судебная практика, урегулирование, рассмотрение

Что такое налоговые споры

2 записи

В большинстве случаев, налогоплательщики исполняют свои обязательства справно перед системой налогообложения, но вникать в нормы самого права начинают только в случае возникновения какого-либо конфликта.

Ведь можно разрешить все споры, связанные с налоговой еще до возникновения досудебного разбирательства, не доводя до самого суда.

Основные сведения

Предстоящее компании разбирательство в суде при судебных спорах не будет отображаться на вашей деятельности и налоговый спор – это конфликт, в котором будут участвовать со стороны инспекции обычные люди с собственным мнением.

Нужно помнить, что досудебная подготовка компании к спору играет важную роль, ведь грамотно подготовленные доводы в период проверки будут являться основательными при разрешении спора.

Что это такое

Законодательство не имеет четкого определения налогового спора. Как правило, за ним понимают наличие разногласий между налоговой организацией и налогоплательщиком.

Большая часть споров возникает по инициативе самой налоговой, когда отсутствуют какие-либо действия со стороны плательщика.

Налогоплательщики тоже могут обращаться в суды за несогласием предъявленного акта налоговой.

Частыми причинами таких обращений являются:

  1. Применений штрафных санкций или пени.
  2. Блокирование банковских счетов.
  3. Применение ответственности и т.д.

Элементы судебных разбирательств

Востребованность в судебном разбирательстве возникает только тогда, когда налогоплательщик не соглашается с результатами проведения расчетов самой налоговой службы.

Это первопричина обращения в судовую инстанцию. Налоговые споры подчиняются арбитражным судам за материальным и процессуальным ведением дела.

Налоговые споры разрешаются согласно законам о налогах. Обжалование актов или иных справок от налоговой структуры можно обжаловать лишь в административном порядке.

Чем можно отличить налоговые споры от других видов:

  1. Субъективный состав.
  2. .
  3. Наличие неразрешенного конфликта.

Наличие субъекта и процессуальной формы, с применением характера спора определяет общие признаки процессуальных правоотношений в налоговых спорах.

Нормативное регулирование

В вопросах, касающихся разрешения налоговых споров нужно руководствоваться нормами Налогового кодекса РФ, АПК РФ.

Чтобы не допустить серьезных ошибок в ходе действия, желательно более детально ознакомиться с содержанием ст.5 НК РФ, пунк.1, обз.1,3.

В отношении ареста на владеемое имущество в качестве исполнения налоговых обязательств нужно руководствоваться ст.77 НК РФ.

Если интересует ответственность за нарушение налогового законодательства в целом, то можно обратиться к ст.101 НК РФ.

Особенности урегулирование налоговых споров

Всем известно, что налоговая система не идеальная, к сожалению. Не увесистая и довольно громоздкая база не позволяет подкрепить все как надо.

Говоря простым языком, лазеек достаточное количество для хитрых налогоплательщиков. Даже опытные юристы могут найти сноски на законы, чтобы перекрыть один другим, при этом суть и смысл первого спора могут поменять русло.

Что уже говорить о простых гражданах, которые в системе налогообложения мало ориентируются. К тому же индивидуальные предприниматели и некоторые компании имеют ограничения механизма в судебной практике. Очень сложно определить верное направление и определить нужный закон для разбирательства.

Существующая классификация

База системы налоговых споров обширная. На какие виды можно разделить или соотнести такие процессы?

Итак, условно разделяют споры на те, что подразумевают отсутствие исполнения прямого обязательства налогоплательщика (не выплаты, несоблюдение сроков и т.д.) и на те, что связаны с нарушениями по факультативным обязательствам.

За взимание сумм налогообложения разделяют по расчетам и перечислениям за прямыми суммами и косвенными.

При этом фактическое содержание различается в зависимости разногласий от состава и общего понимания системы Налогового кодекса.

В отношении предоставляемых актов на обжалование ведут различия по спора за нормативными документами и ненормативными. Классификация споров определяется также за предметом требования или разногласия.

Доказательства при рассмотрении

Существуют значительные отличия между применяемыми доказательствами в спорах по налоговой системе и в гражданско-правовых:

  1. Документы, применяемые в налоговом учете.
  2. Документы налогового контроля.
  3. Подвиды гражданско-правовых документов.
  4. Документы компании для организации и распорядительства.
  5. Справки от уполномоченных на то структур.
  6. Экспертные заключения и т.д.

Следовательно, за ст.64 АПК РФ, может послужить доказательственным материалом то, что в достаточной мере является основанием в установлении обстоятельств, где обосновываются требования всех участников процесса.

Какие документы можно прикрепить к процессу:

  1. Доказательства письменного и вещественного характера.
  2. Если имеются, объяснения.
  3. Показания свидетелей.
  4. или аудиозаписи и т.д.

Практика письменного доказательства встречается в арбитражном процессе. Тут практикуются подлинники и копии материалов, но в обязательном порядке заверенные согласно законодательству.

Как правило, если применяется в деле копия какого-либо документа, то подлинник должен также присутствовать.

База доказательств означает достаточное количество необходимого материала для судебного процесса, чтобы в достаточной мере определить позицию налогоплательщика. Такая база может насчитывать разного вида справки, счета, отчеты и т.д.

В отношении юридических лиц и предпринимателей, их права защищают адвокаты с высоким опытом, а также иные юридические организации (ст.59 АПК РФ ч.3).

Если с государственными органами

Как правило, именно с госорганами чаще всего возникают ситуации спора по налоговой системе. Одна из сторон является налоговой структурой, либо же более вышестоящая инстанция.

Второй стороной являются физические лица или предприниматели, юридические лица. Также это могут быть третьи лица, участники процесса, к которым не применяются претензии от налоговой службы.

Когда возникают споры:

  1. При нарушениях сроков подачи отчетной документации.
  2. Отсутствие подачи требуемых документов.
  3. Отсутствие платежей полностью или с нарушениями сроков уплаты за транспортным налогом и т.д.
  4. Вычеты за имуществом.
  5. Возмещение НДС.
  6. Наличие ведения незаконного бизнеса.
  7. Привлечение к административной ответственности и т.д.

Более детально в этом вопросе можно ознакомиться в содержании ст.119 и ст.122 НК РФ, а также в ст.14 НК РФ по налоговому контролю и в ст.87 НК РФ для проверок.

Возникающие нюансы

Часто при рассмотрении налоговых споров возникают определенные нюансы, которые связаны с другими видами законодательства – финансового, таможенного, трудового.

Обычно налоговый спор не разрешается быстро и иногда кажется, что доводы предоставлены суду, а постановление судья не принимает. Главное – быть уверенным в своем мнении и не отступать от своего.

В суде

Компетенция административных судов не распространяется на публично-правовые дела о наложении административных взысканий.

Административные дела по поводу обжалования правовых актов персонального действия или бездействия субъектов властных полномочий, которые относятся к интересам определенного лица, разрешаются административными судами по месту жительства истца.

Административное исковое заявление подается в суд в виде письменного иска лично истцом либо его представителем.

Если иск подан с соблюдением всех запросов и нет причин для его возвращения, либо отказа в открытии дела, судья не позже следующего дня после подачи иска выносит решение об открытии дела.

Копия решения сразу отправляется участникам спора с данными об их правах и обязанностях. Ответчику отправляются также копии иска и прилагаемых к нему документов.

Сопровождение дел в административных судах относительно признания недействительными и отмены постановлений налоговых органов имеет некоторые особенности, определенные предметом доводов по делу.

При разрешении споров о признании недействительными органов обязанность относительно доказательства правомерности своего постановления, действия либо бездействия возлагается на ответчика, если он спорит с административным иском.

Досудебный способ

В данное время соответственно со ст. 101 НК РФ досудебное регулирование совершается по правовым нарушениям, которые выявлены в ходе проведения камеральных и выездных проверок.

Согласно ст. 101.2 НК РФ постановление о привлечении или отказе в привлечении к ответственности за осуществление нарушения в сфере налогов может оспариваться в порядке суда только после его обжалования в вышестоящую налоговую организацию.

Период для обращения в суд считается со дня, когда лицу, по отношению к которому вынесено данное постановление, стало известно о вступлении его в силу.

Налогоплательщик, обращаясь в суд, обязан удостоверить факт прохождения досудебного процесса регулирования спора.

К заявлению в суд нужно приложить документ, который удостоверяет факт обращения в вышестоящую организацию по поводу обжалования вынесенного постановления.

Судебная практика

При определении подведомственности налогового спора арбитражному суду нужно обращать внимание не только на субъектный состав, но и на характер спора.

Дела по экономическим спорам и дела, связанные с совершением предпринимательской деятельности по общему правилу подведомственны арбитражному суду.

: налоговые споры — все, что важно знать налогоплательщику

Судебные споры, которые появляются по инициативе компаний, ИП, сводятся в основной своей массе к обжалованию актов налоговых органов, действий, бездействия должностных лиц налогового органа.

Взаимоотношения между налоговыми органами и плательщиками налогов могут получать конфликтный характер.

Обычно это вызвано присутствием объективных противоречий между финансовыми интересами государства, с одной стороны, и физических лиц, организаций, обязанных уплачивать налоги и сборы, — с другой.

Налоговые споры нужно попытаться решить в досудебном порядке, в противном случае следует обращаться в суд.

Источник: http://yurday.ru/spor/nalogovyj-spor/

Что такое налоговые споры

Что такое налоговые споры

Уплата налогов в государственную казну выступает не только в качестве неотъемлемого условия его существования, но и в роли источника ряда проблем и трудностей. Когда они зафиксированы, принято говорить о налоговых спорах, в рамках которых участники налоговых правоотношений далеко не равны между собой.

Их появление происходит в ходе оценки действий или бездействия плательщиков налогов со стороны контролирующими службами и инстанциями.

Традиционно до предъявления требований в судебном порядке подобные конфликты подлежат рассмотрению со стороны государственных органов. Преодоление их в этой ситуации осуществляется в законодательстве о налогах и сборах, разд. VII НК РФ.

Что понимается под данным термином

Невзирая на широкое распространение этого выражения, в юридическое практике оно фигурирует крайне редко.

В основной термин можно встретить в сфере решений и постановлений судов Российской Федерации. И это явление вполне естественно, т. к.

налоговый спор выступает в качестве одной из самых многочисленных и сложных категорий дел до судебного разбирательства и во время его проведения.

Многолетняя практическая работа с НС позволяет дать следующее определение этому понятию: разногласия, возникшие между субъектами (непосредственными участниками) налогового правоотношения на базе норм налогового права.

В качестве сторон отношений выступают такие субъекты, как налогоплательщик или его агент, контролирующий государственный орган. В рамках действующего законодательства это понятие не имеет никакого закрепления.

Еще одно, более обывательское определение, заключается в том, что НС – ситуация, в которой плательщик не соглашается с мнением налоговой службы в отношении того или иного вопроса. Традиционно он возникает в итоге налоговой проверки камерального или выездного типа.

В основе конфликта обычно лежат разногласия, возникающие между плательщиками взносов и сборов в казну государства, и должностными лицами госслужб и структур. НС в рамках налоговых правоотношений формируются на базе тех или иных оснований, при этом в процессе реализации основных финансово-правовых норм возникает множество юридических конфликтов по различным причинам.

Основные причины и разновидности

Споры не появляются безосновательно, и у каждого вида и категории НС имеется свой причинный фактор. Вот наиболее распространенные предпосылки для образования споров в отношении уплаты налогов, сборов, взносов в бюджет страны:

  • несогласие налогоплательщика с расчетными действиями налогового органа, проведенными для оплаты суммы;
  • протест со стороны НП на обвинение, предъявленное контролирующим органом;
  • недопонимания, возникающие в ходе камеральных и выездных проверок.

Налоговые споры пребывают в зависимости от того, кто выступает в качестве их инициатора. Так, это могут быть следующие разновидности НС:

  • ситуации, формирующиеся по инициативе юридического лица, которое и выступает в качестве налогоплательщика (агента);
  • конфликты, связанные с инициативным решением налоговой службы, они являются наиболее распространенными с практической точки зрения;
  • спорные моменты, которые возникли ввиду решений таможенных служб и органов, связанные с уплатой пошлин и декларированием товарно-материальных ценностей.

Это лишь один вариант классификации НС. Есть несколько других направлений. Так, они могут быть подразделены на две основные категории:

  • споры о правах и обязательствах каждой стороны, участвующей в правоотношении;
  • конфликты о законности тех или иных актов нормативно-правового характера.

Исходя из фактического состава этих правоотношений, основные споры подразделяются на следующие группировки:

  • о правомерности принятых норм законодательства и локальных актов;
  • о действии или бездействии ответственных должностных лиц;
  • об ответственности сторон налогоплательщиков.

Классификация может быть осуществлена и в зависимости от требований налоговых органов. Вот несколько объектов, на основании которых она практикуется:

  • выявленные нарушения в ходе проведения налоговых проверочных мероприятий;
  • правильность расчетных операций при определении налоговых сумм;
  • полнота и своевременность уплаты налогов и формирования отчетности;
  • правомерность осуществления тех или иных проверочных действий.

Это лишь частичный перечень, позволяющий обеспечить полноценное понимание налоговых споров: что они из себя представляют, для чего производится их рассмотрение в судебных инстанциях, каковы ключевые способы их регулирования и окончательного разрешения.

Субъекты налоговых правоотношений

НС традиционно возникают в ходе непониманий, возникающих между основными субъектами правоотношений в плане уплаты налогов:

  • государство, которое имеет интерес в том, чтобы плательщики исправно и постоянно вносили суммы, которые они должны заплатить в адрес государственной стороны;
  • налоговые агенты, исполняющие налоговые обязательства вместо плательщиков, чаще всего в их роли выступают банковские организации, работодатели, сторонние предприятия;
  • налогоплательщики, которые заинтересованы в том, чтобы избежать проблем с действующим законодательством и в то же время оплатить налоги, используя наиболее выгодную и целесообразную систему налогообложения;
  • сторонние привлеченные лица – адвокаты, нотариусы и прочие специалисты, которые стали участниками возникших спорных ситуаций.

Стадии споров

В основном выделяют две стадии налоговых спорных моментов. Они представлены следующим образом:

  1. Досудебный процесс. На этом этапе, когда сформировался спор, силами специалистов изучаются его особенности и потенциальные варианты возможных решений. Если все проходит успешно, есть возможность избежать суда и решить проблему мирным путем. Если спор не урегулирован, дело передается в суд для дальнейшего рассмотрения в фискальных органах.
  2. Судебная стадия. На этом этапе у сторон уже имеется необходимый перечень бумаг и актуальных доказательств, поэтому все, что остается сделать – предоставить их в фискальные инстанции и ожидать окончательного решения процесса. Это позволит предотвратить возможные трудности и дальнейшие разногласия между участниками процесса.

На каждой из стадий существуют свои порядки ведения споров. До суда необходимо сформировать основные вопросы и ознакомиться с требованиями сторон. Обычно со стороны налогоплательщика – это ликвидация наказания, снижение налоговой нагрузки, устранение претензий.

Со стороны налоговых органов в качестве наиболее распространенных пожеланий выступает взыскание задолженностей, изымание плановых платежей и прочее.

Судебная стадия является более масштабной и сложной, т. к. в дело вступает третья сторона – суд.

Он выслушивает претензии участников НС, а затем, руководствуясь показаниями свидетелей, доказательной базой и общими положениями сторон, выносит окончательный вердикт, либо удовлетворяя требования истца, либо оставляя их неудовлетворенными. В этом отношении уже успела сформироваться судебная практика.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.