ФЗ 44-ФЗ, ФЗ 223-ФЗ: законодательство о закупках

Содержание

Закупки по 44 фз и 223 фз

ФЗ 44-ФЗ, ФЗ 223-ФЗ: законодательство о закупках

Надоели отклонения заявок?

Нужно подготовить сложную форму 2?

Требуется защитить интересы в ФАС?

Обращайтесь!

 Наш принцип: Ваш допуск — наша забота!

В последнее время обсуждение темы конкуренции и ее значения для экономики приобрело небывалый размах. Конкуренция является своего рода хитом в сегодняшней деятельности многих государственных и окологосударственных организаций.

На законодательном уровне, помимо собственно Закона о защите конкуренции, существует и целый ряд других нормативно-правовых актов, целью которых является обеспечение максимально беспрепятственного доступа на различные рынки товаров, работ, услуг как можно большему числу производителей и продавцов.

Законы о закупках

Особое место среди нормативно-правовых актов занимают два мегапопулярных сегодня закона о закупках – «О контрактной системе» (44-ФЗ), регулирующий закупки государственных и муниципальных заказчиков, и «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ), устанавливающий рамочные правила закупок для корпоративных и регулируемых заказчиков.

Тендер

Понятие «тендер» в целом является достаточно новым для российской экономики, что обусловливает определенные сложности и недоработки в законодательном регулировании сферы закупок.

Правовое поле как государственных, так и корпоративных закупок претерпевает постоянные изменения из-за недостаточного соответствия существующих нормативно-правовых актов фактическим потребностям заказчиков и поставщиков, а также из-за невысокой эффективности закупок, причинами которой являются не только коррупционные составляющие, такие, как сговор заказчиков и поставщиков, «заточки» закупочной документации под конкретного поставщика, но и в целом достаточно низкая активность участников закупок, незнание ими законодательства о закупках и способов защиты своих прав.

При этом государственные закупки являются важным инструментом регулирования и стимулирования роста всех отраслей экономики, развития конкуренции и увеличения числа субъектов малого и среднего предпринимательства – фундамента любой экономической системы, особенно в период финансового кризиса, очередную волну которого сейчас переживает Россия.

Вместе с тем, имеющиеся на сегодняшний день проблемы являются вполне логичными и объяснимыми, учитывая, что развитие сферы закупок находится в нашей стране в зачаточной стадии.

История

При этом следует упомянуть о том, что регулирование конкурсных торгов существовало еще в царской России. Самый ранний документ о подряде датирован 7 июля 1654 г., а первые законодательные акты, послужившие прообразом будущих правил «публичных» торгов, относятся к эпохе петровских реформ.

Дальнейшее развитие регламентация государственных поставок получила в таких документах, как «Положение 1830 г.» и «Положение о подрядах и поставках», действовавшее с 1900 г. до 1917 г.

Однако в советский период потребность в подобном регулировании отсутствовала и зарождавшиеся традиции публичных торгов канули в Лету.

Для сравнения, в США Федеральная контрактная система планомерно складывалась на протяжении не одного столетия: первая законодательная база была сформирована к началу 19 века, и к настоящему времени в стране можно наблюдать достаточно структурированную и отлаженную систему распределения государственных финансов через инструмент заключения контрактов по результатам открытых конкурентных процедур.

Что касается нашей страны, то после нескольких десятилетий плановой экономики и привычки к устоявшимся хозяйственным связям для многих российских чиновников и руководителей крупных корпораций намного более понятной и выгодной является система кулуарных сделок, нежели чем сложная и весьма запутанная система конкурентных закупок.

Однако, несмотря на то, что многие заказчики высказывают уверенность в том, что система закупок в нашей стране в скором времени перестанет существовать по причине своей несостоятельности, происходящие процессы на уровне законодательного регулирования говорят об обратном. Система закупок не только не перестанет существовать, но постепенно будет подвергаться все большей регламентации и контролю.

Законодательство

Весьма наглядно это можно продемонстрировать на примере Закона о корпоративных закупках 223-ФЗ, который с девяти страниц первоначальной редакции увеличился в объеме в три раза.

Плюс для конкретизации отдельных его положений приняты и продолжают приниматься многочисленные постановления и распоряжения Правительства РФ.

20 декабря Государственная Дума приняла очередные поправки к закону, которые должны вступить в силу с 1 июля 2018 года.

Наиболее существенные изменения последнего времени, которые нас интересуют с точки зрения содействия развитию конкуренции, касаются расширения доступа участия к закупкам субъектов малого и среднего предпринимательства. Постановление Правительства РФ от 11 декабря 2014 г.

№ 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» установило в 2015 году обязанность по осуществлению закупок у малого и среднего бизнеса для наиболее крупных заказчиков.

С 1 июля текущего года перечень таких заказчиков пополнился хозяйственными обществами с долей участия субъекта РФ или муниципального образования более 50% и годовой выручкой более 500 млн. рублей.

А с 1 января 2018 года к ним присоединились и все остальные заказчики с указанным объемом выручки, а также крупные автономные учреждения (с годовым объемом договоров свыше 250 млн. рублей).

Из ключевых изменений, принятых Госдумой, следует отметить, что закупки, участниками которых будут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, смогут проводиться только на электронных площадках из утвержденного Правительством перечня и только одним из установленных законом способов (конкурс, аукцион, запрос предложений, запрос котировок).

Субъекты малого предпринимательства

Следует отметить, что в одной из промежуточных редакций поправок, размещенной на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов, предусматривалось установление закрытого перечня для всех закупок, подлежащих размещению в Единой информационной системе, а также проведение в электронной форме на площадке абсолютно всех конкурентных процедур, а не только тех, участниками которых являются субъекты МСП. Именно данные изменения могли бы сделать закупочные процедуры действительно конкурентными и прозрачными. Но, по каким-то причинам, очень даже для всех понятным, от внесения данных поправок законодатели отказались.

Также для закупок среди субъектов МСП установили и ряд дополнительных условий, которые очевидно усложнят жизнь и малому бизнесу, и заказчикам.

В частности, денежные средства для обеспечения заявок участникам закупок придется вносить на специальный банковский счет, открытый в банке из определенного Правительством перечня.

Подача заявок на участие в конкурсе, аукционе и запросе предложений должна будет состоять из двух частей и ценового предложения, на участие в запросе котировок – из одной части и ценового предложения. Требования к составу указанных частей строго регламентированы.

Для остальных же закупок при этом никаких принципиально новых сверхжестких и унифицированных требований по-прежнему не устанавливается. То есть все условия и способы проведения закупок заказчики, как и прежде, смогут прописывать в Положении о закупке.

В целом логично предположить, что усложнение процедур для субъектов МСП приведет к сокращению числа конкурентных закупок и увеличению доли закупок у единственного поставщика. Или такие новшества просто станут дополнительным барьером для потенциальных участников.

Таким образом, внесенные поправки еще больше усилили дифференциацию между Законом о контрактной системе, который традиционно считается «законом для поставщиков», так как строго ограничивает творческие порывы организаторов закупок, и Законом о корпоративных закупках, в который, вопреки ожиданиям, снова так и не внесли поправок, которые бы сделали правила игры по нему максимально прозрачными.

При этом объем денежных средств, распределяемых в рамках данного закона, не сопоставим с 44-ФЗ. По итогам 2016 года, например, в рамках 223-ФЗ было размещено извещений на сумму, почти в 4 раза бо́льшую, чем в рамках 44-ФЗ.

Несмотря на постоянные корректировки, направленные на совершенствование законодательства, по-прежнему остается очень много задач, над которыми нужно работать. При этом необходимо учитывать, что не все зависит только и исключительно от государственных органов.

Большую роль в повышении эффективности и конкурентности закупок играет активная позиция самих предпринимателей — участников закупок. Но пока, к сожалению, приходится констатировать, что активность поставщиков находится на весьма невысоком уровне.

Связано это, в первую очередь, с недоверием бизнеса к тому, что закупки проводятся честно, а также с недостатком у предпринимателей необходимых знаний. Над этой проблемой, на мой взгляд, необходимо очень серьезно работать на региональном и муниципальном уровне.

В целом закупки по закону 223-ФЗ проводятся в настоящее время преимущественно по принципу «Тиха украинская ночь, но сало надо перепрятать», то есть существующий закон и так слабо регулирует систему закупок, а некоторые заказчики, пользуясь и даже злоупотребляя этим, еще всячески пытаются максимально усложнить доступ к своим закупкам, чаще всего, путем установления чрезмерных требований к участникам и составу заявок, а также нереальных сроков оплаты (1 год, например). Заказчиков, конечно, тоже можно понять, они ведь платят деньги. И хотят себя максимально обезопасить от сомнительных исполнителей. Поэтому в данном случае претензии нужно предъявлять не к заказчикам (ведь они по сути просто пользуются теми возможностями, которые им предоставлены), а к законодательству, которое дает им практически полный карт-бланш.

Как проводить закупки по Закону N 223-ФЗ с 1 июля 2018 г.

Работать станет сложнее: часть новых правил приближает этот закон к контрактной системе.
Обновленное положение нужно разместить в ЕИС до 1 января 2019 года. В противном случае придется перейти на закупки по Закону N 44-ФЗ.

Откладывая изменение положения на конец года, заказчик может лишить себя некоторых преимуществ. Так, если в положении продублированы «старые» правила размещения информации в ЕИС, вы не сможете воспользоваться возможностью полностью отказаться от подачи информации о закупках у единственного поставщика.

Типовое положение о закупке
Типовое положение о закупке должно содержать не подлежащие изменению при разработке и утверждении своих положений заказчиками:

  1. порядок подготовки/осуществления закупки;
  2. способы закупок и условия их применения;
  3. срок заключения договора по результатам конкурентной закупки.

Оно также должно предусматривать особенности участия СМСП в закупках

Как проводить закупки, если не изменили положение
Минфин и ФАС разъяснили: до конца года можно проводить закупки по положению, в котором не учтены поправки к Закону N 223-ФЗ, вступающие в силу в июле

Если не успели изменить положение, рекомендуем учитывать некоторые нововведения:
— описывайте предмет конкурентной закупки в документации по новым правилам;
— не отменяйте закупку после окончания срока подачи заявок.

Как изменить положение и проводить закупки по новым правилам
Основные моменты, которые важно учесть в новом положении о закупке:

  1. Укажите, какие именно закупки будете проводить не в электронной форме. Если не сделать этого, все ваши закупки будут электронными.
  2. Следует внести в положение о закупке перечень случаев, когда закупку проводят у единственного поставщика.

    Список признают исчерпывающим. Информацию и документы о закрытых закупках в ЕИС размещать не следует. Информацию и документы о закупке у единственного поставщика можно тоже не размещать, если иного не предусмотрели в положении о закупке.

  3. Включите требования к участникам закупки.

Электронные закупки у малого и среднего бизнеса отложены
Старт электронных закупок у субъектов МСП перенесли до начала функционирования электронных площадок.

Они заработают после заключения соглашения между оператором и уполномоченными органами. Произойдет это не позднее 1 октября.

Источник: https://44fzrf.ru/zakupki-44-fz-i-223-fz/

Отличия федеральных законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ

ФЗ 44-ФЗ, ФЗ 223-ФЗ: законодательство о закупках

Первый закон регулирует закупки бюджетных компаний, которые полностью принадлежат государству. Второй — закупки компаний, которыми государство владеет на 50% и больше. В проведении закупок тех и других есть принципиальные отличия, в которых поможет разобраться статья.

Чем отличается 44-ФЗ от 223-ФЗ?

№ 44-ФЗ

Этот закон действует на закупки всех госзаказчиков. От них он требует составления 3-летнего плана закупок и ежегодного плана-графика. А от поставщиков — обеспечения заявок и исполнения контракта (для конкурса и электронного аукциона).

Также закон устанавливает сроки всех этапов торгов и регулирует множество других деталей сделки.

Закон дает гарантии для победителя, что с ним будет заключен контракт, а поставленные им товары или выполненные работу будут оплачены.

Но отступление от правил грозит предпринимателей попаданием в Реестр недобросовестных поставщиков. А для заказчиков чревато штрафами и даже отменой уже состоявшихся тендеров.

Чтобы начать выигрывать и избежать конфликтных ситуаций, компаниям-поставщикам нужно знать свои обязанности и права. Так что без прочтения 44-ФЗ не обойтись.

№ 223-ФЗ

Закон 223-ФЗ устанавливает для заказчиков лишь общие принципы закупок. При этом главное требование закона: госкомпания-заказчик должна самостоятельно разработать собственное положение, где прописывает способы определения поставщика, с помощью которых будет проводить закупки, устанавливает требования к участникам и т д.

Рамочный 223-ФЗ дает заказчикам определенную свободу. План закупок составляется на один год и может быть изменен в любое время. Не требуется обосновывать в закупке начальную максимальную цену контракта. Заказчик вправе указывать конкретную марку и модель товара, без эквивалентов.

Таким образом, первое, с чем следует ознакомиться при участии в торгах по федеральному закону №223-ФЗ, — положение о закупке каждого конкретного заказчика.

Заказчики и поставщики по 44-ФЗ

Муниципальные и государственные бюджетные учреждения. Поставщиком может стать юридическое лицо, индивидуальные предприниматели (ИП), а также физические лица.

Заказчики и поставщики по 223-ФЗ

  • Государственные компании, у которых доля участия государства более 50%, включая их «дочек» и «внучек»,
  • Бюджетные учреждения, проводящие закупки за счет собственных средств, средств субподряда или же грантов.
  • Организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности, такими как энергетика и водоснабжение,
  • Субъекты естественных монополий (к примеру, РЖД, нефтегазовые компании и т д.),

Точно так же участвовать могут как организации, так и частные лица.

Требования к участникам каждой конкретной закупки устанавливает заказчик.

Заказчики по 44-ФЗ

Для работы по закону № 44-ФЗ выбраны шесть федеральных торговых площадок.

Это «РТС-тендер», «Национальная электронная площадка», «Сбербанк-АСТ», «Единая электронная торговая площадка», «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан» и lot-online.

Регистрация на ЭТП госзаказа бесплатна, но потребуется предоставить сканы некоторых документов. В соответствии с № 44-ФЗ для участия в электронных торгах по госзаказу нужна усиленная неквалифицированная электронная подпись.

Заказчики по 223-ФЗ

Список площадок для проведения торгов по федеральному закону № 223-ФЗ нигде не зафиксирован. Сейчас таких площадок около 200, но на государственном уровне сейчас обсуждается унификация требований к ним и сокращение их числа.

На некоторых ЭТП по 223-ФЗ, а также для коммерческих торгов взымается плата за регистрацию или ежемесячная абонентская плата. Читайте регламент каждой площадки и выбирайте оптимальный для себя вариант.

Требования к сертификатам поставщиков зависят от конкретной электронной торговой площадки (ЭТП), на которой проводятся торги. Это может быть как квалифицированная подпись, так и неквалифицированная.

Способы закупок

В федеральном законе №44-ФЗ установлено 10 способов закупок и условия выбора победителя, а главное — он ограничивает перечень и случаи закупок у единственного поставщика.

Конкурентные закупки

  1. открытые конкурсы;
  2. конкурсы с ограничением участия;
  3. закрытые конкурсы с ограничением участия;
  4. многоэтапные конкурсы;
  5. закрытые формы конкурсов;
  6. электронные аукционы;
  7. аукционы в закрытой форме;
  8. запросы предложений;
  9. запросы ценовых котировок.

Неконкурентные закупки

К данному виду закупок относится только закупка у единственного поставщика.

Способы закупок по 223-ФЗ

В положении о закупке у каждого заказчика обязательными являются только 2 вида процедур — электронный аукцион и конкурс. Все остальное способы закупки заказчик может выбрать по своему усмотрению.

Отметим, что закон № 223-ФЗ никак не ограничивает возможность закупаться у единственного поставщика, но при этом нужно лишь отразить в положении случаи и основания для таких закупок.

Отчетность по федеральному закону № 44-ФЗ

Заказчик обязан на официальном сайте госзакупок zakupki.gov.ru размещать следующие отчеты:

  • Отчет об исполнении контракта;
  • Отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций по итогам года;
  • Отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Отчетность по федеральному закону № 223-ФЗ

Заказчик размещает на сайте госзакупок zakupki.gov.ru не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, следующий перечень отчетов:

  • отчет об общей стоимости заключенных договоров;
  • отчет об общей стоимости договоров, заключенных с единственным поставщиком;
  • отчет об общей стоимости заключенных договоров с субъектами малого и среднего предпринимательства.
  • отчет об общей стоимости заключенных договоров по закупкам, сведения о которых составляют государственную тайну;

Федеральный закон 44-ФЗ

С победителем аукциона или конкурса (вне зависимости от его цены) заказчик не может заключить контракт, если тот не предоставит финансового обеспечения контракта.

Размер обеспечения варьируется от 5 до 30 % от начальной (максимальной) цены контракта. Если НМЦ контракта превышает 50 млн руб., заказчик обязан установить обеспечение в размере от 10% до 30% НМЦ, но не менее чем размер аванса, если он предусмотрен контрактом. Способ обеспечения может выбрать сам поставщик. Он или предоставляет банковскую гарантию, или вносит деньги на счет заказчика.

Во втором случае, гарантия должна быть выдана уполномоченным на это банком и дополнительно внесена в реестр банковских гарантий на zakupki.gov.ru.

Федеральный закон 223-ФЗ

Обеспечение контракта в торгах по 223-ФЗ остается полностью на усмотрение заказчиков. Наличие или отсутствие этого требования всегда отражено в закупочной документации.

Положения проведения государственных закупок по ФЗ 44 и 223

ФЗ 44-ФЗ, ФЗ 223-ФЗ: законодательство о закупках

Закон № 44, принятый 05.04. 2013 года, определяет основные положения государственных закупок для муниципальных и государственных нужд. В силу данный закон вступил с 2014 года. Закон определяет основные принципы совершения закупок, выделяя стимулирование инноваций и профессионализм заказчика в качестве основных принципов.

Заказчик и контролирующий орган должны работать на профессиональной основе, обладать всеми необходимыми теоретическими и практическими знаниями. Теперь для выполнения закупок необходимо привлекать специализированных работников, специально обученных для этого. А если сумма годовых закупок превышает 100 млн. руб.

, то работать должны специализированные подразделения. Если же объем закупок не превышает указанной суммы, то достаточно назначить должностное лицо, которое будет выполнять данную работу – контрактный управляющий. В его обязанности входит проведение закупок, составление отчетов, оформление аукционов и так далее.

Теперь к контрактной системе принадлежат все государственные закупки и этапы их проведения:

  • планирование закупок;
  • определения поставщиков;
  • заключение контракта, гражданско-правового договора;
  • особенности контрактов;
  • мониторинг;
  • аудит;
  • контроль.

Планирование закупок – это важный элемент всего процесса. Процесс планирования включает в себя разработку планов закупок согласно графикам на весь текущий год. В них должна быть сосредоточена подробная информация обо всех запланированных покупках. В планы в последующем можно вносить необходимые изменения, руководствуясь законодательной базой.

Что касается способов закупок, то существует девять случаев, когда можно провести запрос предложений. Это определено ст. 83 Федерального Закона. Заказчик может провести запрос предложений тогда, если процедура аукционного конкурса не состоялась. Система закупок подверглась изменениям, теперь приоритетным для проведения государственных закупок считается конкурс.

С новыми изменениями заказчики вынуждены обосновывать свои закупки, и не только цену услуг и товаров, но еще и их необходимость.

К тому же, действуют антидемпинговые и антикорупционные меры, которые также контролируют закупки для государственных учреждений. Если начальная цена закупки превышает 1 млн.

рублей, то в процессе её осуществления необходимо общественное обсуждение необходимости товара или услуг.

Мониторинг закупок осуществляется путем их прозрачности, когда документация проверяется на всех стадиях государственных закупок. Аудит данного процесса входит в полномочия Счетной Палаты, контрольно-счетных органов и муниципальных образований. Контроль данной деятельности осуществляется органами ФАС России.

Также закон определяет новые особенности закупки товаров или услуг у единственного поставщика. Одноименность товаров исключается.

И теперь закупки на стоимость не более100 000 рублей могут осуществляться при том условии, что в совокупности сумма таких покупок не более 5% от суммы всех закупок в плане-графике, и не более 50 млн. рублей.

Но из этого правила есть исключения, поскольку данные ограничения не действуют при закупках для нужд сельских поселений.

Поэтапное вступление в силу Закона должно закончиться в 2017 году, когда все его положения будут действовать на полную силу.

О федеральном законе № 223

18.07.2011 года вышел закон № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». По сравнению с ФЗ № 44, он является более мягким, и не так строго диктует правила закупок.

Так, положения Закона не требуют обоснования закупок, а также в план-график могут быть внесены изменения в любое время.

В уже заключенный контракт, согласно ФЗ 223, также могут быть внесены изменения по поводу цены, объемов закупок и сроков.

Чтобы начать работу по ФЗ 223, учреждение должно принять Положение о закупках и планы закупки. Положение должно быть утверждено руководителем. Далее Положение вместе с планом размещают на специализированном сайте, и начинают закупки уже с начала следующего года. Таким образом, здесь процедуру регулирует Положение, а не сам Закон.

На портале госзакупок участник должен зарегистрировать два личных кабинета. Все кабинеты должны быть оформлены по двум действующим Законам, по ФЗ № 44 и по ФЗ № 223.

Основное требование Закона – это обязательное размещение на сайте информации о закупках и отчетов о проведенных закупках. Размещение информации происходит ежемесячно, отчеты подаются не позднее 10 числа следующего месяца.

Отличия ФЗ 44 от ФЗ 223

В нашей стране существует два действующих Закона, на основании которых проводиться закупочная деятельность в государственной сфере. Основные различия между двумя нормативно-правовыми актами отобразим схематически:

Основные отличия положений Законов
Федеральный Закон № 44 по своим объемам больше в 10 раз. Он более досконально регламентирует закупочную процедуру в государственной сфере. Он более подходит для новичков.Действие данного Закона распространяется на все госзакупки, регулируя каждый из этапов таких процессов. Если регламент каким-то образом будет нарушен, то за это грозит штраф. Недобросовестных предпринимателей уже заносят в списки.Федеральный Закон № 223 имеет небольшие объемы, и более подходим для опытных сотрудников, поскольку не так подробно описывает всю процедуру государственных закупок.В этом Законе не все этапы сделки описаны подробно. При этом компаниям следует самостоятельно утверждать положения, которые будут подробно регулировать данный процесс.
Кто заказчик?
Любые муниципальные учреждения и государственные предприятия, финансирование которых происходит из государственного бюджета.Любые компании, у которых доля государственного финансирования составляет более 50%, бюджетные учреждения, монополии, предпринимательства, выполняющие регулируемые типы деятельности.
Кто может быть поставщиком?
Физические и юридические лица.Физические и юридические лица.
Закупки
По данному Закону могут быть проведены закрытые или открытые конкурсы. Также могут быть проведены конкурсы с ограниченным участием, электронные аукционы, запросы предложений и ценовых котировок. Закупки у одного поставщика ограничены.Существуют два обязательных способа проведения закупок: конкурс и электронный аукцион.
Электронные платформы
Существует только пять платформ для проведения электронных торгов.Платформ существует больше сотни, и в выборе заказчики не ограничены.
Необходимость подписи на ЭТП
Можно обойтись неквалифицированной подписью.В зависимости от ЭТП можно использовать как квалифицированную так неквалифицированную подпись.
Сроки подачи заявок
Все заказчики строго соблюдают прописанные сроки для каждого конкретного этапа.Сроки определяются самим заказчиком, прописывая их в положении.
Система отчетности
Отчеты о проведенных закупках в обязательном порядке должны быть размещены на сайте госзакупок.Отчеты о закупках также должны размещаться на специализированном сайте. И такие отчеты подаются не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным. В отчетность входят: общая стоимость договоров, соглашения по всем закупкам, данные государственной тайны, соглашения с субъектами среднего и малого бизнеса.
Гарантии по контракту
Независимо от стоимости, заказчик может требовать от победителя аукциона обеспечения договора. Сумма может состоять из 5-30% от стоимости всего контракта.Способ обеспечения может быть выбран заказчиком. Это может быть банковская гарантия или же занесение денег на личный счет.Согласно данному Закону, заказчик вправе самостоятельно решать, требовать ему обеспечение договора или нет.
Расторжение договора или внесение изменений в его пункты
Согласно Федеральному Закону № 44, заказчик не может расторгнуть контракт самостоятельно или внести в него изменения.Согласно Федеральному Закону № 223, изменить условия договора вправе любой заказчик. Могут быть изменены такие условия как объемы работ, цена и сроки.
Обжалование действий
В Законе четко определена вся процедура подачи жалобы на действия заказчика. Жалоба должна иметь письменную форму, и подается она в местное отделение ФАС. После этого жалоба должна опубликоваться на официальном сайте госзакупок, и такая публикация производиться не позже 2 дней с момента её получения органами. Рассмотреть жалобу, проанализировать её и вынести решение органы должны в течение 5 дней с момента её подачи.Согласно Федеральному Закону № 223, подача жалобы на действия заказчика также возможна. Письменные жалобы также подаются в органы ФАС. Но, чтобы подать жалобу, участникам торгов необходимо просмотреть сроки для этого в положении, разработанном заказчиком, поскольку именно там должны быть определены сроки.Следует помнить о том, что на официальном сайте должен быть реестр жалоб. И там можно проверить наличие или отсутствие той или иной жалобы.

Таким образом, Федеральные Законы № 44 и 223 регулируют процесс государственных закупок.

Федеральный Закон № 44 можно охарактеризовать как более четкий, он определяет всю процедуру поэтапно, обозначая конкретные сроки и другие нюансы государственных закупок, в отличие от второго нормативно-правового акта. Согласно ФЗ 223, заказчик сам утверждает положение, в котором процедура закупки и проведения торгов прописана подробно.

Отзывы

Николай Лифар, 37 лет, Воронеж.

Чтобы начать процедуру закупки, необходимо сначала разобраться в сроках, а также в самом процессе размещения документации. Все данные можно просмотреть в ФЗ 223, ПП 908, ПП 1132 и в положении о закупке, принятом самим заказчиком.

Сначала публикуют изменения в план, публично извещая о данных изменениях. Далее публикуют протокол и раскрывают заявки, поданные участниками, и подводят итоги. В заключении публикуют договор, публикуя сведения о его выполнении.

Борис Меньшов, 40 лет, Краснодар.

Мы часто проводим государственные закупки после того, как планку понизили. И в больнице теперь практически все покупается посредством электронных торгов.

В штате больницы предусмотрена должность специалиста по государственным закупкам, который проводит аукционы и организовывает отчетность по проведенным закупкам. В целом, мы работаем по ФЗ 44, где все подробно прописано, пока проблем не возникало.

Было несколько жалоб, но абсолютно не обоснованных, и в результате они так и остались без позитивного решения для жалобщиков.

Наталья Булатова, 35 лет, Омск.

Я веду государственные закупки в двух учреждениях, работая на пол ставки в каждом из них. В целом, мне нравиться работать по ФЗ 44, все прописано от А до Я, только выполняй требования и все.

Так работать гораздо удобнее, следует только вовремя публиковать информацию и подавать отчеты, иначе за это предусмотрены немаленькие штрафы. К тому же, хотя бы раз в месяц к нам приезжает проверка, и смотрит, все ли в порядке.

Если что-то непонятно, то можно проконсультироваться у юриста или же позвонить в службу поддержки.

Источник: http://sekrety-zhizni.ru/44-fz-i-223-fz-dlya-chajnikov-v-skhemah

Основы закупки по закону 223-ФЗ для новичков | Контур.Закупки

ФЗ 44-ФЗ, ФЗ 223-ФЗ: законодательство о закупках

Особенность закона 223-ФЗ в том, что он устанавливает лишь определенные рамки, внутри которых заказчику дается свобода выбора. Но если для опытных закупщиков это благо, то у начинающих из-за этого возникает множество вопросов. В этом материале мы постарались легко и доступно изложить базовую информацию о проведении корпоративных закупок.

Отличие от 44-ФЗ

Строгий закон 44-ФЗ, по которому обязаны проводить закупки государственные и муниципальные заказчики, порождает гораздо меньше выбора. В отличие от него, работа по 223-ФЗ предполагает:

  • что заказчики самостоятельно разрабатывают правила проведения закупочных процедур, которые прописывают в Положении о закупке;
  • что лицом, которому поручены закупки, может быть любой специалист организации (профильного образования не требуется);
  • что торги могут быть организованы на любых электронных торговых площадках (их насчитывается более 150).

На кого распространяется закон 223-ФЗ

Если упростить положения пункта 2 статьи 1 закона 223-ФЗ и изложить их доступным языком, то всех заказчиков можно разделить на три группы:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

  1. Государственные компании и корпорации, субъекты естественных монополий. Доля участия государства в таких организациях — более 50%.
  2. Дочерние компании указанных в пункте 1 организаций, в которых доля государственного родителя составляет более 50%. А также дочки самих дочерних компаний на тех же условиях.
  3. Государственные и муниципальные унитарные предприятия и бюджетные учреждения — в части закупок на собственные доходы либо полученные гранты, а также в случаях, когда они сами являются исполнителями контрактов и привлекают по договору третьих лиц.

Подготовка к закупочной деятельности

Прежде чем проводить закупки, заказчику можно пройти подготовительный этап. Он состоит из нескольких шагов:

  1. Получение электронной цифровой подписи. Для этого нужно обратиться в любой удостоверяющий центр, выдающий кап для торгов.
  2. Регистрация на сайте госзакупок zakupki.gov.ru.
  3. Разработка и утверждение Положения о закупке.
  4. Составление плана закупок и публикации его в ЕИС (на сайте госзакупок).
  5. Знакомство с личным кабинетом ЕИС и его настройка.

Что касается Положения о закупке по 223-ФЗ, то в нем нужно предусмотреть следующее:

  1. Применяемые заказчиком способы определения поставщика.
  2. Порядок проведения процедур.
  3. Все, что касается сроков.
  4. Критерии оценки поставщиков.
  5. Порядок заключения, изменения и расторжения контракта.
  6. Порядок оплаты.
  7. Ответственность сторон и порядок разрешения спорных ситуаций.

Публикация сведений в ЕИС

Закон 223-ФЗ требует от заказчика разместите в ЕИС не только Положение о закупке, но и другие документы:

  • планы закупки,
  • извещения о закупке,
  • документацию, в том числе проект договора,
  • протоколы, которые составляются в ходе закупки.

Есть сведения, которые в ЕИС размещать нельзя. Это информация о закупках:

  • связанных с государственной тайной;
  • включенных в перечень из распоряжения Правительства № 2027-р.

Кроме того, у заказчика есть право не публиковать в ЕИС информацию о закупках, если цена договора меньше 100 тыс. рублей.

А если выручка более 5 млрд рублей в год, то можно не размещать закупки с ценой до 500 тыс. рублей.

С 2018 года разрешено не публиковать сведения и о некоторых других закупках, связанных с управлением недвижимостью и размещением денежных средств на вкладах и депозитах.

Самое важное для заказчика

Главное, о чем нужно помнить — необходимость размещения Положения о закупке в ЕИС. Если этого не сделать, то заказчик потеряет право закупаться по 223-ФЗ. В этом случае его закупочная деятельность будет регламентироваться законом 44-ФЗ.

Еще один важный момент — соблюдать все установленные сроки. Они таковы:

  • Положение о закупке, а также его изменения, нужно разместить в ЕИС в течение 15 дней с даты утверждения;
  • на размещение извещения о закупке дается 20 дней до даты окончания приема заявок;
  • на размещение изменений в извещение — 3 дня;
  • размещение документации закупки производятся вместе с публикацией извещения;
  • разъяснения, которые заказчик дает на запросы участников, публикуются не позже 3 дней с даты поступления запроса;
  • протоколы, которые составляются в ходе закупки, нужно разместить в течение 3 дней;
  • на публикацию подписанного договора дается 3 дня;
  • изменения, внесенные в договор, размещаются не позже 10 дней;
  • ежемесячный отчет о закупке по 223-ФЗ — не позже 10 числа (за прошедший месяц);
  • раз в год — до 1 февраля года, следующего за отчетным — заказчик размещает отчет о закупке у субъектов МСП.

Также установлены минимальные сроки для приема заявок от участников. Они варьируются в зависимости от типа процедуры и того, относится ли поставщик к субъектам малого и среднего предпринимательства. Эти сроки мы представили в следующей таблице.

Таблица. Минимальные сроки на подачу заявок

Срок / условия для МСП

Срок для прочих участников

Конкурс, аукцион

  • при цене не более 30 млн рублей — 15 дней;
  • при цене более 30 млн рублей — 7 дней

7 дней

Запрос котировок

4 рабочих дня. Цена не должна быть более 7 млн рублей5 рабочих дней

Запрос предложений

5 рабочих дней. Цена не должна быть более 15 млн рублей7 рабочих дней

Источник: http://zakupki-kontur.ru/news/osnovy-zakupki-po-223-fz-dlya-novichkov/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.