Как заключить соглашение между публичным и частным партнером
Соглашение о государственно-частном партнерстве

Соглашение о государственно-частном партнерстве – юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества.
Законодательное регулирование
Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Отличительные признаки соглашения о государственно-частном партнерстве:
- договорная основа партнерства при долгосрочном характере взаимодействия, регулируемая федеральным законодательством;
- объекты – федеральная, региональная или муниципальная собственность;
- предусмотрена возможность финансирования публичным партнером строительства и эксплуатации объекта, а также платы частного партнера публичному партнеру в период эксплуатации объекта; соглашением может быть предусмотрена выплата штрафов и неустоек как частным партнером, так и публичным партнером;
- финансовое участие частного инвестора в капитальных затратах, то есть в создании, реконструкции объекта;
- право собственности на объект в период эксплуатации может принадлежать как частному партнеру, так и публичному партнеру, по истечения срока соглашения объект может остаться в собственности частного партнера, а также предусмотрена возможность передачи объекта в собственность публичного партнера.
- оценивается эффективность проекта и определяется его сравнительное преимущество уполномоченным органом;
- возможно распределение рисков между частным партнером и публичным партнером;
- гарантии прав частного партнера, обеспечиваемые со стороны государства.
Стороны соглашения о государственно-частном партнерстве:
| Публичный партнер: | Частный партнер: |
|
|
Объекты соглашения о государственно-частном партнерстве:
- частные автомобильные дороги или участки частных автомобильных дорог, мосты, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты (объекты, используемые при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог), элементы обустройства автомобильных дорог, объекты, предназначенные для взимания платы (в том числе пункты взимания платы), объекты дорожного сервиса;
- транспорт общего пользования, за исключением метрополитена;
- объекты железнодорожного транспорта;
- объекты трубопроводного транспорта;
- морские порты, речные порты, специализированные порты, объекты их инфраструктур, в том числе искусственные земельные участки, портовые гидротехнические сооружения, за исключением объектов инфраструктуры морского порта, которые могут находиться в федеральной собственности, не подлежат отчуждению в частную собственность;
- морские суда и речные суда, суда смешанного (река — море) плавания, а также суда, осуществляющие ледокольную проводку, гидрографическую, научно-исследовательскую деятельность, паромные переправы, плавучие и сухие доки, за исключением объектов, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации находятся в государственной собственности, не подлежат отчуждению в частную собственность;
- воздушные суда, аэродромы, аэропорты, технические средства и другие предназначенные для обеспечения полетов воздушных судов средства, за исключением объектов, отнесенных к имуществу государственной авиации или к единой системе организации воздушного движения;
- объекты по производству, передаче и распределению электрической энергии;
- гидротехнические сооружения, стационарные и (или) плавучие платформы, искусственные острова;
- подводные и подземные технические сооружения, переходы, линии связи и коммуникации, иные линейные объекты связи и коммуникации;
- объекты здравоохранения, в том числе объекты, предназначенные для санаторно-курортного лечения и иной деятельности в сфере здравоохранения;
- объекты образования, культуры, спорта, объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма, иные объекты социального обслуживания населения;
- объекты, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов;
- объекты благоустройства территорий, в том числе для их освещения;
- мелиоративные системы и объекты их инженерной инфраструктуры, за исключением государственных мелиоративных систем;
- объекты производства, первичной и (или) последующей (промышленной) переработки, хранения сельскохозяйственной продукции, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о развитии сельского хозяйства перечень и определенные согласно критериям, установленным Правительством Российской Федерации;
- объекты охотничьей инфраструктуры;
- имущественные комплексы, предназначенные для производства промышленной продукции и (или) осуществления иной деятельности в сфере промышленности.
Основные положения соглашений о государственно-частном партнерстве
Предоставление земельного участка
Предоставление в аренду (субаренду) без проведения торгов земельного участка, лесного участка, водного объекта, участка недр осуществляется для ведения деятельности по соглашению о государственно-частном партнерстве. Срок аренды не может превышать срок действия концессионного соглашения.
Плата публичного партнера
- Часть расходов на создание и (или) реконструкцию объекта;
- Часть расходов на эксплуатацию и (или) техническое обслуживания объекта;
- Государственные или муниципальные гарантии в соответствии с бюджетным законодательством РФ;
Размер платы указывается в решении о заключении соглашения о государственно-частном партнерстве, в конкурсной документации, в соглашении о государственно-частном партнерстве.
Плата частного партнера
- вносится как в период эксплуатации и (или) технического обслуживания объекта соглашения, так и в течение отдельных периодов его эксплуатации и (или) технического обслуживания;
Размер, форма, порядок и сроки устанавливаются соглашением о государственно- частном партнерстве;
Форма платы:
- твердая сумма платежей, вносимых периодически или единовременно в бюджет соответствующего уровня;
- установленная доля продукции или доходов, полученных в результате деятельности, предусмотренной соглашением;
- передача публичному партнеру в собственность имущества, находящегося в собственности концессионера.
Срок действия соглашения о государственно-частном партнерстве устанавливается с учетом:
- Срока создания объекта;
- Объема инвестиций;
- Срока окупаемости инвестиций;
- Срока получения частным партнером средств (выручки) в объеме, определенном соглашением.
Срок соглашения не менее 3 лет.
Источник: http://economy.gov35.ru/departments/economic_development/investment/ppp/agreement/
Партнёрский договор возмездного оказания услуг по партнерской программе с Коммерческим Партнером

возмездного оказания услуг по партнерской программе с Коммерческим Партнером
г.
«» 2016 г.
в лице , действующего на основании , именуемый в дальнейшем «Заказчик», с одной стороны, и в лице , действующего на основании , именуемый в дальнейшем «Партнер», с другой стороны, именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили настоящий договор, в дальнейшем «Договор», о нижеследующем:
1.1. Заказчик поручает, а Партнер принимает на себя осуществление поиска и привлечения Клиентов, намеренных приобретать услуги Заказчика по купле-продаже недвижимости (далее – «Услуги»), на условиях и за вознаграждение, предусмотренных настоящим Договором, и в соответствии с Регламентом Партнерской программы «», далее «Регламент» (Приложение №1), являющийся неотъемлемой частью Договора.
1.3. Услуги считаются выполненными после фактического совершения сделки между Заказчиком и клиентом.
2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
2.1. Партнер обязуется:
2.1.1. Принимать меры по поиску и привлечению потенциальных Клиентов Заказчика – юридического или физического лица, и предоставить им возможность оформлять заявки на услуги (соглашение о намерениях), представляемые Заказчиком.
2.1.2. При оказании услуг пользоваться исключительно информацией размещенной на сайте Заказчика или полученной в письменном, либо электронном виде от уполномоченного представителя Заказчика.
2.1.3. В соответствии с Регламентом разместить на Интернет-ресурсе Партнера гиперссылки, баннеры или поисковые формы (как в комбинации, так и по отдельности), для представления услуг Заказчика.
2.1.4. Обеспечить регулярное обновление информации об услугах «», полученной через Партнерские инструменты.2.1.5. Нести ответственность за искажение на Интернет-ресурсах материалов, изображений и текстов, далее «Материалов», переданных для использования согласно п. 3.7 Регламента.
2.1.6. В случае окончания действия или досрочного расторжения Договора Партнер обязуется прекратить размещение Материалов, и в течение календарных дней вернуть Заказчику все полученное для цели исполнения Договора, в частности, но не ограничиваясь:
- удалить с Интернет-ресурсов Партнера описания товаров, услуг, рецензии и другие материалы, полученные от Заказчика в соответствии с п. 3.7 Регламента;
- удалить с Интернет-ресурсов Партнера упоминание о членстве Партнера в Партнерской программе «».
2.1.7. Сообщать Заказчику об изменениях на Интернет-ресурсе Партнера: закрытии сайта, длительном (месяц и более) перерыве в работе сайта, изменении URL, e-mail, других существенных для исполнения Договора изменениях в течение календарных дней с момента их появления или заблаговременно.
2.1.8. Незамедлительно направлять Заказчику подписанное с Клиентом соглашение о намерениях и подписанный Партнёром в одностороннем порядке отчёт по поиску и привлечению клиента.
2.2. Исполнитель имеет право:
2.2.1. Для учёта произведённых им по настоящему Договору действий формировать базу данных о Клиентах, привлечённых им для сотрудничества с Заказчиком.
2.2.2. Получать информацию от Заказчика и/или Клиента о прохождении сделки Заказчика и Клиента, привлечённого Партнёром.
2.3. Заказчик обязуется:
2.3.1. Предоставлять услуги Клиентам, привлеченных Партнером, точно так же, как и прочим клиент Заказчика.
2.3.2. Обеспечивать процедуру оформления Сделки, прием оплаты Сделки, выполнение Сделки, процедуру отмены Сделки Клиентом, поддержку других процедур.
2.3.3. Обеспечить контроль над учётом Клиентов, привлеченным Партнером, и причитающимся Партнеру вознаграждением.
2.3.4. Сообщать Партнеру об изменениях в Регламенте по электронной почте не менее, чем за дней до размещения на сайте соответствующих изменений.2.3.5. Выплачивать Партнеру вознаграждение в порядке и размерах, предусмотренных настоящим Договором.
2.3.6. При получении от Партнера, подписанного Клиентом соглашения о намерениях и отчёта по поиску и привлечению клиента, и при условии заключения договора на приобретение услуг между Заказчиком и Клиентом, выслать в течение рабочих дней Партнёру подписанный со своей стороны, а ранее подписанный Партнёром, отчёт по поиску и привлечению клиента.
2.3.6. Предоставлять по требованию Партнёра информацию о состоянии сделки, с привлечённым им Клиентом.
2.3.7. Разместить на сайте информацию о Партнёре, в том числе с указанием ссылки на сайт Партнёра.
2.4. Заказчик имеет право:
2.4.1. В любое время проверять ход и качество работы, выполняемой Партнёром по настоящему Договору, не вмешиваясь в его деятельность.
2.4.2. Отказаться от исполнения договора в случае, если Клиент отказывается от услуг и/или условий Заказчика, предъявляемых Клиенту. При этом вознаграждение Партнеру не выплачивается.
3. ФИНАНСОВЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ
3.1. Заказчик обязуется в течение банковских дней, после завершения взаиморасчётов по сделке с Клиентом, привлечённым Партнёром, выплатить Партнеру вознаграждение из расчёта % от суммы сделки (контракта). Вознаграждение включает в себя все необходимые налоги и сборы, предусмотренные действующим законодательством РФ.
3.2. Подтверждением оказанных Партнером услуг Заказчику, является оформленное Партнёром с Клиентом соглашение о намерениях и подписанный Сторонами отчёт по поиску и привлечению клиента. Основанием для выплаты вознаграждения – завершение взаиморасчётов по сделке Заказчика и Клиента, предоставленного Партнёром.
3.3. Обязательства по выплате вознаграждения считаются исполненными с момента списания денежных средств с расчетного счета Заказчика в пользу Партнёра в полном объёме.
4. ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ДОГОВОРА
4.1. В случае, если ссылки на сайт Заказчика не соответствуют требованиям Регламента и/или нарушаются разумные сроки предоставления Партнёром подписанного Клиентом договора о намерениях, Заказчик не гарантирует корректного отслеживания активности Клиентов, составления отчетов и начисления вознаграждения.
4.2. Заказчик предоставляет Партнеру право на использование изображений и текстов, описанных в Регламенте, на принципах неисключительной лицензии и только для того, чтобы Партнер указал ссылки на сайт «».
Заказчик сохраняет за собой все права на изображения, текст, товарный знак и торговые символы Заказчика.Заказчик сохраняет за собой право отозвать разрешение на использование всех Материалов, уведомив об этом Партнера в порядке, предусмотренном в п.3.9 Регламента.
5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
5.1. За неисполнение, либо ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств понастоящему Договору Стороны несут ответственность в соответствие с действующим законодательством РФ.
5.2. За искажение Материалов Партнер обязуется выплатить Заказчику штраф в размере рублей за каждый случай искажения. Партнер не вправе передавать предоставленные Материалы для использования третьим лицам. За передачу третьим лицам Материалов Заказчика Партнер обязуется выплатить штраф в размере рублей за каждый случай передачи.
5.3. За умышленное сокрытие Заказчиком от Партнёра информации, о завершении взаиморасчётов по сделке с Клиентом, привлечённого Партнёром, повлекшее невыплату вознаграждения Партнёру, Заказчик обязан выплатить Партнёру, сверх предусмотренного настоящим Договором вознаграждения, штраф в размере % от суммы сделки (контракта).
6. НЕПРЕОДОЛИМАЯ СИЛА
6.1. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по данному Договору, если это неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, возникших после заключения Договора в результате событий чрезвычайного характера, которые сторона не могла предвидеть и предотвратить (форс-мажор).
6.2.
К событиям чрезвычайного характера в рамках Договора относятся: наводнение, пожар, землетрясение, взрыв, шторм, эпидемия и иные проявления сил природы а также война и военные действия, забастовка в отрасли или регионе, взлом или блокирование функционирования сайта или сервера Стороны злоумышленниками («хакерами»), принятие органами государственной власти или управления правового акта, повлекшего невозможность исполнения настоящего Договора.
7. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ СПОРОВ
7.1. Все споры по настоящему Договору разрешаются путем переговоров и направления претензий. Претензии подлежат рассмотрению в течение дней с даты их получения.
7.2. В случае если стороны не могут придти к соглашению, споры подлежат рассмотрению Арбитражным судом.
8. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА
8.1. Настоящий Договор вступает в силу со дня его подписания обеими сторонами и действует до конца текущего календарного года. Действие настоящего Договора пролонгируется на следующий календарный год, если ни одна из сторон не заявила о желании его расторгнуть.
8.2. Заказчик имеет право расторгнуть Договор в одностороннем порядке, письменно уведомив об этом Партнера за дней до даты расторжения Договора.
8.3. Партнер имеет право расторгнуть Договор в одностороннем порядке, письменно уведомив об этом Заказчика за дней до даты расторжения Договора (п. 3.6 Регламента).
9. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
9.1. Все письменные приложения и дополнения к Договору являются его неотъемлемыми частями.
9.2. Стороны обязуются сообщать друг другу об изменении своих почтовых адресов, номеров телефонов, телефаксов и адресов электронной почты.
9.3. Любые изменения и дополнения к Договору действительны лишь при условии, что они составлены в письменной форме и подписаны уполномоченными представителями сторон.
9.4. Стороны обязуются соблюдать конфиденциальность перед третьими лицами в отношении информации и документации, полученной ими в ходе исполнения настоящего Договора, за исключением той информации и документации, раскрытие которых разумно необходимо в целях выполнения своих обязательств по настоящему Договору.
9.5. В том, что не предусмотрено настоящим Договором, стороны руководствуются действующим Законодательством РФ.
11. ПОДПИСИ СТОРОН
Заказчик _________________
Партнер _________________
Источник: https://pravodoc.com/obrazcy-dokumentov/dogovory/agentskiy/partnyorskij-dogovor-vozmezdnogo-okazaniya-uslug-po-partnerskoj-programme-s-kommerchesk/
Каким должен быть договор о совместной деятельности между партнёрами

О чём меньше всего думают потенциальные партнёры-новички на начальном этапе сотрудничества, так это о заключении договора о совместной деятельности.
В ответ на предложение оформить отношения юридически, они обычно отвечают: «А зачем этот договор нужен? Ведь, всё и так хорошо! Вот он – отличный парень Моня! Посмотрите в его честные глаза – разве он способен подвести в трудную минуту или кинуть на круглую сумму? С ним можно смело вести дела на честном слове!»
Вот так и создаются некоторые совместные бизнес-проекты, а через время появляются в интернете крики о помощи: «Помогите! Партнёр Моня меня кинул на деньги – тихо продал наш совместный бизнес и свалил в Израиль! Что делать? Как вернуть свою долю? Также интересует вопрос, где мне можно пожить некоторое время, так как мы с Моней взяли кредит под залог моей квартиры на развитие нашего бизнеса, а так как Моня нас покинул, то и денег моих тоже нет, а потому квартиру у меня забрал банк за долги! Буду благодарен вам за любую помощь! Искренне ваш, Ваня».
Честно говоря, любой может оказаться в аналогичной ситуации, но:
Важна не конечная точка, а тот путь, по которому ты к ней пришёл.
Заключи Иван договор о совместной деятельности с Моней, то кто знает, может и не пришлось бы ему кричать о помощи. В общем, предлагаю детальнее обсудить договорные отношения с партнёром.
Юридические аспекты
Я сейчас не буду вдаваться в юридические тонкости заключения договоров о совместном ведении бизнеса. Вся эта информация есть на профильных интернет ресурсах – там профессиональные юристы дадут вам компетентную рекомендацию по формам таких договоров и предложат наиболее оптимальный вариант, который идеально подойдёт именно для вас.
В то же время, хочу заметить, что открывая совместный бизнес, вы планируете осуществлять деятельность, приносящую прибыль. А потому, вы в обязательном порядке должны быть оформлены в качестве индивидуального предпринимателя или создать юридическое лицо (чаще всего это Общество с Ограниченной Ответственностью).
В противном случае, ваш договор с партнёром не будет иметь никакой юридической силы. Мало того, если вы будете заниматься предпринимательской деятельностью без оформления ИП или юридического лица, то у правоохранительных органов могут возникнуть к вам кое-какие вопросы по поводу законности вашего бизнеса.
Вот, собственно, вкратце и всё, что я хотел сказать относительно юридических аспектов. Теперь давайте обсудим основные пункты.
Основные пункты, которые следует прописать в договоре
Есть ряд важных вопросов, которые надо обязательно согласовать ещё на начальном этапе ведения совместного бизнеса. Именно эти пункты я и предлагаю сейчас рассмотреть. Они могут быть все внесены в один договор, а может, понадобится оформить несколько документов – эти тонкости лучше знают юристы. Я же сейчас вас сориентирую на самой задаче, которую вы должны поставить своему юристу.
Итак, дабы избежать недоразумений со своим партнёром, советую вам согласовать и юридически оформить следующие моменты:
- Сумму стартового капитала, внесённую каждым партнёром. Создавая совместный бизнес, предприниматели делают стартовые финансовые вложения. Иногда вносятся равные суммы, а бывают ситуации, когда кто-то из партнёров вносит больше, а кто-то – меньше. Все эти стартовые вложения надо обязательно задокументировать.
- Долю от стоимости компании (в процентах) принадлежащую каждому партнёру. Известно, что не принято делить «шкуру неубитого медведя». Однако мы имеем дело с бизнесом, а потому:Лучше уж заранее поделить «шкуру», чем в будущем яростно рвать её на куски. В общем, советую ещё на начальном этапе документально закрепить за каждым партнёром его долю (в процентах) от бизнеса. Я неспроста говорю о процентах, а не о конкретных суммах. Дело в том, что вы будете развивать свой бизнес, а это значит, что его цена будет расти. Кроме того, инфляция делает своё грязное дело. А потому, уже через год ваши стартовые вложения начнут обесцениваться, а стоимость бизнеса будет расти. Отсюда следует, что в договоре, доля каждого партнёра должна фиксироваться именно в процентах от реальной рыночной стоимости бизнеса.
- Функциональные обязанности каждого партнёра. Надо понимать, что партнёрство в бизнесе предусматривает некое равенство статусов его владельцев. То есть, придя утром в офис и обнаружив там своего партнёра играющим в компьютерные игры, вы не сможете пригрозить ему увольнением или как-то наказать его. Ведь он такой же директор, как и вы. А потому, вам надо вместе подписать документ, в котором будет чётко прописано, кто, чем занимается и за какой участок работы несёт ответственность.
- Ответственность за невыполнение или некачественное выполнение обязанностей. Конечно же, расписать обязанности – это правильно, но надо также и согласовать наказание за невыполнение этих обязанностей. Это может быть штраф, лишение прибыли за какой-то период и т.д. В общем, надо, чтобы был конкретный документ обязательный для выполнения – это послужит стимулом для партнёров качественно выполнять свою работу.
- Распределение прибыли. Иногда партнёры «бьют горшки» сразу же после получения первой прибыли. Один считает, что имеет право получить на руки половину заработанных средств, а второй уверен, что всю прибыль следует реинвестировать в развитие ещё неокрепшего бизнеса.Чтобы таких казусов не возникало, детально опишите в договоре весь механизм и условия распределения прибыли. Причём, не пожалейте времени и хорошенько всё продумайте – это в ваших же интересах.
- Механизм принятия решений. Когда компанией управляет один человек, то он единолично принимает решения. В совместном же бизнесе, решения принимают все его владельцы. Вот тут и возникают проблемы. Например, Вася предлагает взять кредит на закупку какого-то товара, а Петя категорически против, так как считает, что данное предложение рискованно. Как быть в такой ситуации? На мой взгляд, лучше всего будет добавить в договор пункт, в котором будет сказано, что все решения в компании принимаются собственниками единогласно. Если хотя бы один из совладельцев бизнеса не согласен с предлагаемым решением, тогда данное решение отклоняется. Также, можно прописать более демократичные нормы. Например, решения принимаются только большинством соучредителей. Если же оно набирает 50% , тогда такое решение отклоняется.В общем, тут уже сами решайте, какой вариант выбрать. Можете придумать своё – более интересное условие.
- Право подписи. Тут очень тонкий момент. Люди, ведь, бывают разные. Вот начинаете вы совместный бизнес с одним человеком, а лет через пять, это уже совсем другой человек. И если раньше вы были уверены в нём на 100%, то сейчас у вас уже есть сомнения относительно его порядочности. Кто знает, может, когда вы уедете на недельку в командировку, он шустренько продаст все активы компании и сделает вас банкротом.Чтобы спать немного спокойнее, советую юридически оформить права подписи каждого компаньона. Естественно, укажите, что обязательно должны стоять подписи всех партнёров на ответственных документах, связанных с продажей активов компании, переоценкой товаров, дополнительной эмиссией акций, включением в бизнес новых соучредителей и т. д.
Итак, друзья, вот мы и рассмотрели основные нюансы, которые следует согласовать в договоре о ведении совместного бизнеса. Далее я предлагаю разобраться с причинами развала совместного бизнеса.
⇧
Источник: http://www.temabiz.com/business-school/sb-dogovor-o-vedenii-sovmestnogo-biznesa.html
Муниципальное частное партнерство: определение, соглашение, закон

ФЗ № 224 «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве» от 13 июля 2015 г.
направлен на формирование условий для повышения инвестиционной привлекательности отечественной экономики, качества услуг, продукции и работ, обеспечение которыми входит в ведение органов госвласти и местных структур.
В документе определены ключевые аспекты правового регулирования соответствующих отношений, полномочия ответственных институтов. Закон «О муниципальном частном партнерстве» устанавливает гарантии реализации интересов сторон сделок. Рассмотрим далее ключевые аспекты нормативного акта.
Положение о муниципальном частном партнерстве
МО заключают контракты на поставку продукции, производство работ и предоставление услуг для своих нужд. Порядок их заключения определяется нормативными актами РФ. Контракты, финансируемые исключительно средствами местного бюджета, не являются договорами муниципально-частного партнерства.
Это обуславливается тем, что в них, по сути, содержится только одностороннее обязательство предоставить услугу, выполнить работу или поставить продукцию в конкретный срок за оговоренную цену.
Муниципальное частное партнерство – это отношения, в рамках которых предусматривается софинансирование контрактов со стороны бизнеса и устанавливаются соответствующие обязательства для МО. В отечественной практике такие сделки рассматриваются как инвестиционные.
Каким может быть муниципальное частное партнерство? Это отношение основывается на разных сделках. К примеру, предприятие может использовать имущество на праве аренды. Между тем не каждая такая сделка будет выступать как муниципальное частное партнерство. Пример можно привести здесь следующий. Предприятие берет в аренду сооружение, использует его в производственных нуждах.
Муниципалитет, передавая здание компании, преследует цель пополнить местный бюджет за счет оплаты за эксплуатацию. Такие отношения не выступают как муниципальное частное партнерство. Определение рассматриваемого института содержит указание на софинансирование реализации нужд МО. Другими словами, предприятие берет объект в аренду на конкретных условиях для решения им общественно-значимых задач.
В договоре при этом могут прописываться некоторые льготы для компании. Муниципальное частное партнерство, основанное на арендных отношениях, может использоваться для решения проблем социально-экономического развития территории.Это может быть совершенствование сферы обслуживания граждан, расширение среднего и малого бизнеса, соцподдержка некоторых слоев населения, формирование новых рабочих мест и так далее.
Муниципальное частное партнерство: положение
Подписывая контракт, стороны оговаривают свои обязанности и права, руководствуясь Гражданским кодексом. В качестве одного из преимуществ таких отношений выступает наличие нормативного обеспечения, сохранение контроля эксплуатации имущества собственником.
Соответственно, муниципальное частное партнерство позволяет владельцу следить за надлежащим исполнением условий контракта. МО при этом несет относительно низкие риски, не расходует бюджетные средства, если передаются в пользование существующие объекты.
Положение о муниципальном частном партнерстве предусматривает возможность осуществлять инвестиции арендатором в имущество, которым он пользуется.
Эта форма сотрудничества считается сегодня наиболее популярной. В рамках концессионного контракта реализуются различные проекты муниципально-частного партнерства. К самым актуальным относят договоры в сфере общественного транспорта, ЖКХ, сбора и уничтожения отходов. В РФ действует отдельный закон, регламентирующий заключение концессионных контрактов.
Участие в капитале
Муниципальное частное партнерство в России может реализовываться в результате приватизации предприятий либо образования хозяйственного общества. Так, унитарная организация может быть акционирована, затем доля ценных бумаг может продаваться. Нормативное регулирование осуществляется в этом случае в соответствии с ФЗ «О приватизации муниципального и госимущества».
Еще один вариант – учреждение хозяйственного общества. Оно будет иметь смешанную форму собственности. В нем части либо доли ценных бумаг будут принадлежать МО, а оставшиеся – инвесторам. Экономическая деятельность в этом случае осуществляется на средства участников.
Ими, соответственно, выступают частные инвесторы и муниципалитет. Управление созданным обществом они осуществляют совместно. Такое муниципальное частное партнерство предполагает пропорциональное распределение рисков в соответствии с величиной доли участников в капитале.
Баланс интересов будет определяться тем, кто владеет блокирующими и контрольными пакетами. В отличие от прочих форм, муниципальное частное партнерство такого типа предполагает постоянное участие представителей власти в хозяйственной деятельности общества.Соответственно, бизнес обладает меньшей самостоятельностью и свободой в принятии управленческих решений.
Смешанные формы
Государственно-частное, муниципальное партнерство не разграничиваются в нормативных актах. В этой связи на практике могут реализовываться разнообразные смешанные формы сотрудничества. Кроме этого, могут существовать и такие проекты, которые сложно отнести к какому-либо из приведенных выше вариантов партнерства.
Преимущества для МО
Муниципальное частное партнерство может существовать только при условии взаимной выгоды для участников. Ее наличие выступает в качестве необходимого условия для сотрудничества.
Вместе с этим выгода для сторон может иметь различные, а в ряде случаев и противоположные, основания.
В этой связи для правильного формулирования условий сотрудничества необходимо понимать природу преимуществ для каждого участника в отдельности. Преимущества для МО состоят в следующем:
- Привлечение инвестиций в сферу социально-экономического развития. Поступление средств способствует повышению эффективности собственных финансов МО.
- Уменьшение сроков реализации программ развития.
- Сокращение собственных затрат.
- Улучшение качества услуг, снижение их стоимости.
- Привлечение технологий, бывших ранее недоступными.
- Мультипликационный эффект.
- Привлечение квалифицированных работников.
Между тем неправильно было бы говорить, что указанные выгоды появляются сами по себе и всегда сопутствуют отношениям. Эти преимущества необходимо сначала обнаружить, убедить в их реальности лиц, которые принимают управленческие решения.
Выгоды для бизнеса
Какие преимущества дает соглашение? Муниципальное частное партнерство может обеспечить предприятию:
- Высокие гарантии в достижении расчетных показателей рентабельности, окупаемости инвестиций, извлечении запланированного дохода.
- Получение ряда льгот, позволяющих уменьшить расходы и повысить экономическую результативность предпринимательской деятельности.
- Наличие определенного круга потребителей либо гарантированного рынка для сбыта.
- Более высокую доступность кредитования.
- Гарантированное финансирование, если условия сделки предполагают участие средств МО.
- Возможность подписания договоров с солидарной ответственностью по определенным рискам.
- Получение ряда конкурентных, в том числе репутационных, преимуществ благодаря наличию стабильных и долговременных доходов, за счет участия в проектах, обладающих большим общественным значением.
Риски для власти
Муниципальное частное партнерство всегда сопровождается вероятностью возникновения потерь. Для власти потенциальные риски могут состоять в следующем:
- Необходимость обеспечивать дополнительное финансирование, если оно предусматривается условиями контракта или есть задержка реализации программы до полного отказа от нее. Последнее вероятно в случае допущения ошибки при экономическом обосновании проекта либо при изменении конъюнктуры рынка.
- Затягивание срока реализации исполнителем.
- Увеличение сумм собственных расходов.
- Снижение качества услуг или повышение их стоимости при низкой подготовленности либо недобросовестности партнера.
- Репутационные потери при провале проекта или недостижении поставленных целей.
Потенциальные потери для предприятия
Риски для бизнеса могут заключаться в:
- Корректировке условий деятельности по условиям соглашения вследствие изменения тех или иных политических факторов (нормативного регулирования, приоритетов структур власти и так далее).
- Невозможности достижения расчетных показателей рентабельности либо снижении ее уровня. Такая ситуация может возникнуть вследствие действия рыночных, экономических, политических факторов.
- Изменении предпочтений потребителей.
- Снижении расчетного дохода в ходе исполнения условий соглашения.
- Невыполнении договора солидарной ответственности.
- Репутационных потерях при провале проекта или недостижении целей.
Несмотря на то что муниципалитеты получают стабильные неналоговые и налоговые доходы, статья расходов у них достаточно объемна. Как показывает практика, затраты только в редких случаях могут покрываться полностью собственной прибылью МО.
Обычно же большая часть расходов погашается за счет поступлений из бюджетов вышестоящих уровней. Вместе с этим МО существенно ограничены в возможности покрывать дефицит за счет заимствований. Выходом из ситуации может стать муниципальное частное партнерство.
Закон допускает частичное или полное финансирование реализации задач со стороны бизнеса, передачу части имущества МО предприятиям.
При этом вложенные сторонними компаниями средства могут окупаться за счет потребителей, или этот процесс будет растянут во времени, если приобретателем услуг будет местная власть.
На практике МО вынуждено привлекать дополнительные ресурсы для решения актуальных задач социально-экономического развития территории.
Что касается бизнеса, то закон «О муниципальном частном партнерстве» предусматривает ряд гарантий для предприятий. В первую очередь они касаются процедуры возврата вложенных средств, а также извлечения расчетного дохода.
Однако следует иметь в виду, что всегда существуют потенциальные риски. Чем проект будет масштабнее, тем они будут выше.
Использование имущества
Проекты муниципально-частного партнерства, основанные на арендных и концессионных отношениях, предполагают передачу коммерческим предприятиям определенных объектов, находящихся в собственности местной власти.
В этом случае МО освобождается от обязанности содержать имущества, а бизнес, в свою очередь, экономит средства на его создание. Несмотря на очевидность выгод, при реализации конкретных проектов преимущества могут быть не такими явными.
Объекты, особенно относящиеся к сфере ЖКХ, зачастую пребывают в ветхом состоянии. В этой связи оценить риск, связанный с необходимостью реконструкции либо капремонта, бывает сложно. После окончания периода концессии либо аренды пользователь должен вернуть объект муниципалитету.В этом случае также существует риск износа и необходимости провести восстановление основных средств.
Эффективность управления
В теории экономики рынка существует тезис о том, что частное предпринимательство является более эффективным, чем государственный менеджмент.
Между тем это мнение справедливо для конкурентных условий хозяйствования, развитых институтов гражданского права и нормативного регулирования отношений, а также высокой культуры управления.
Только при сочетании этих факторов заинтересованность коммерческих обществ в уменьшении расходов и извлечении прибыли перерождается в повышенную ответственность перед покупателями.
Соответственно, предприятия стремятся повышать качество услуг и изделий, применяют новые технологии, постоянно совершенствуют производство. Для этого в рамках муниципально-частного партнерства должны устанавливаться такие условия, при которых управление деятельностью будет осуществляться компетентными лицами. При этом они могут являться представителями как власти, так и самих предприятий.
Выводы
Муниципально-частное партнерство по своей сути и юридическому содержанию практически не отличается от государственного. Разница только в масштабах сделок и объемах реализуемых задач. Обычно государство принимает участие в осуществлении крупных проектов для развития отдельных регионов или секторов народно-хозяйственного комплекса. МО заинтересованы в менее масштабных программах.
Между тем указанные отличия не меняют принципов подготовки и последующей реализации проектов. От масштабов программ будет зависеть только выбор модели или формы реализации. Государство, являясь заинтересованной стороной в крупных сделках, при их осуществлении в ряде случаев не может обойтись без участия в них муниципалитетов.
Это обуславливается тем, что в некоторых ситуациях необходимо согласование с местной властью документов по территориальному планированию, отвод земель, предоставление разрешений на строительство объектов и решение прочих вопросов, относящихся к компетенции органов самоуправления.
В этой связи практически все крупные программы государственно-частного партнерства реализуются при тесном взаимодействии с представителями муниципалитетов.Следует также отметить, что во многих случаях местная власть проявляет большую заинтересованность в привлечении инвестиций на свою территорию. Однако при этом муниципалитеты существенно ограничены в своих возможностях в сравнении с государством.
Соответственно, они могут использовать только некоторые инструменты мотивации коммерческих обществ.
Это, в свою очередь, указывает на необходимость формирования определенной политики по привлечению финансовых ресурсов в отношении не только представителей бизнеса, но и органов госвласти региона.
Заключение
Муниципальное частное, как и государственно-частное, партнерство преследует цель улучшить привлекательность экономики для представителей бизнес-сообщества. Существующая сегодня нормативная база позволяет реализовывать как крупные, так и небольшие программы развития.
При этом государственно-частное партнерство, привлекая инвесторов, стремится решать более масштабные проблемы, касающиеся региона или отрасли экономики. Вместе с этим госорганы, уполномоченные на заключение контрактов, зачастую не могут обойтись без участия местной власти.
Муниципалитеты, в свою очередь, заключают соглашения с частными партнерами для решения наиболее актуальных вопросов территориального значения. Как правило, сотрудничество осуществляется в сфере бытового обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства.
Особое значение участие частных инвесторов имеет в области транспортных услуг и социальной поддержки нуждающихся категорий граждан.
Источник: http://fb.ru/article/261165/munitsipalnoe-chastnoe-partnerstvo-opredelenie-soglashenie-zakon
Об утверждении порядка рассмотрения предложений о муниципально-частном партнерстве и порядка заключения соглашения о муниципально-частном партнерстве (с изменениями на 15 декабря 2017 года), Постановление Окружной Администрации города Якутска Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2015 года №173п

(с изменениями на 15 декабря 2017 года)
(в ред. постановления Окружной администрации г. Якутска от 15.12.2017 N 328п)
Руководствуясь статьями 7, 46 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», на основании статьи 3 нормативного правового акта Якутской городской Думы от 9 апреля 2014 года N 180-НПА «О муниципально-частном партнерстве в городском округе «город Якутск»:
1. Утвердить Порядок рассмотрения предложений о муниципально-частном партнерстве и порядок заключения соглашения о муниципально-частном партнерстве в соответствии с приложением к настоящему постановлению.
2. Департаменту по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ, внешним и межрегиональным связям (Р.В. Тимофеев) опубликовать настоящее постановление в газете «Эхо столицы» и разместить на официальном сайте Окружной администрации города Якутска http://www.якутск.рф.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
4. Контроль над исполнением постановления возложить на заместителя главы городского округа «город Якутск» Е.С. Попова.
Глава
А.С.НИКОЛАЕВ
Приложение. Порядок рассмотрения предложений о муниципально-частном партнерстве, принятия решения о реализации проекта и заключения соглашений о муниципально-частном партнерстве
Приложениек постановлениюОкружной администрации г. Якутска
от 29 июня 2015 г. N 173п
(в ред. Постановления Окружной администрации г. Якутска от 15.12.2017 N 328п)
1. Общие положения и основные понятия
1.1.
Настоящий порядок разработан в соответствии Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и определяет порядок рассмотрения предложений о муниципально-частном партнерстве и заключения соглашений о муниципально-частном партнерстве.
Основные понятия, используемые в настоящем Порядке, применяются в том же значении, в каком они определены в Федеральном законе от 13 июля 2015 года N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон).
1.2.
Муниципально-частное партнерство — юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с Законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества.
1.3. Проект муниципально-частного партнерства — проект, планируемый для реализации совместно публичным партнером и частным партнером на принципах муниципально-частного партнерства.
1.4. Соглашение о муниципально-частном партнерстве — гражданско-правовой договор между публичным партнером и частным партнером, заключенный на срок не менее чем три года в порядке и на условиях, установленных Законом.
1.5. Публичный партнер — Окружная администрация города Якутска, от имени которой выступает глава городского округа «город Якутск» (далее — Глава) или структурное подразделение Окружной администрации города Якутска (далее — структурное подразделение) в соответствии с Уставом городского округа «город Якутск».
1.6. Частный партнер — российское юридическое лицо, с которым в соответствии с Законом заключено соглашение о муниципально-частном партнерстве.
1.7. Уполномоченный орган для осуществления своих функций может взаимодействовать со структурными подразделениями Окружной администрации города Якутска в рамках компетенций и полномочий данных подразделений.
2. Структурные подразделения, ответственные в области муниципально-частного партнерства, и их функции
2.1. Ответственными структурными подразделениями Окружной администрации города Якутска, осуществляющими в области муниципального частного партнерства, являются Департамент экономики Окружной администрации города Якутска (далее — Департамент), а также структурные подразделения по направлению их деятельности, осуществляющие отдельные права и обязанности публичного партнера.
2.2. Департамент в рамках реализации муниципально-частного партнерства осуществляет следующие полномочия:
2.2.1. Обеспечение координации деятельности органов местного самоуправления при реализации проекта муниципально-частного партнерства;
2.2.2. Согласование публичному партнеру конкурсной документации для проведения конкурсов на право заключения соглашения о муниципально-частном партнерстве;
2.2.3. Осуществление мониторинга реализации соглашения о муниципально-частном партнерстве;
2.2.4. Содействие в защите прав и законных интересов публичных партнеров и частных партнеров в процессе реализации соглашения о муниципально-частном партнерстве;
2.2.5. Ведение реестра заключенных соглашений о муниципально-частном партнерстве;
2.2.6. Обеспечение открытости и доступности информации о соглашении о муниципально-частном партнерстве;
2.2.7. Представление в уполномоченный орган результатов мониторинга реализации соглашения о муниципально-частном партнерстве;
2.2.8. Осуществление иных полномочий, предусмотренных Законом, другими федеральными законами, законами и нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия) и Уставом городского округа «город Якутск».
2.3. До поступления предложения о реализации проекта муниципально-частного партнерства по инициативе лица, который в соответствии с законодательством Российской Федерации может быть частным партнером, проводит с ним предварительные переговоры с целью получения указанным лицом необходимой информации для разработки предложения о реализации проекта муниципально-частного партнерства.
2.4. При поступлении предложений о реализации проекта муниципально-частного партнерства проводит переговоры и совместные совещания с инициатором проекта, Главой и структурными подразделениями по направлению их деятельности.
2.5. Структурные подразделения по направлениям их деятельности в рамках реализации муниципально-частного партнерства осуществляют следующие полномочия:
2.5.1. Разрабатывают и согласовывают конкурсную документацию для проведения конкурса на право заключения соглашения о муниципально-частном партнерстве, условия конкурса, исчерпывающий перечень документов и материалов, форму их направления, критерии конкурса, порядок предоставления заявок на участие в конкурсе.
2.5.2.
Размещают на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информацию о проведении торгов, определенную Правительством Российской Федерации, информацию о проведении конкурса, протокол о результатах проведения конкурса, соглашение о муниципально-частном партнерстве и иные определенные законодательством Российской Федерации в области муниципально-частного партнерства сведения и документы.
2.5.3. Оформляют проект соглашения о муниципально-частном партнерстве, обеспечивают его подписание публичным партнером.
2.5.4. Направляют победителю конкурса экземпляр протокола о результатах проведения конкурса, проект соглашения о муниципально-частном партнерстве, подписанный публичным партнером.
2.5.5. Подготавливают документы в части изменения, прекращения соглашения о муниципально-частном партнерстве, перехода прав и обязанностей по соглашению о муниципально-частном партнерстве, замены частного партнера.
3. Порядок подготовки, заключения, исполнения и прекращения соглашения о муниципально-частном партнерстве
3.1. Разработка предложения о реализации проекта муниципально-частного партнерства, рассмотрение его уполномоченным органом, принятие решения о реализации проекта муниципально-частного партнерства, заключение, исполнение и прекращение соглашения о муниципально-частном партнерстве осуществляются в соответствии с Законом.
Руководитель аппарата
Г.Н.МИХАЙЛОВ
Источник: http://docs.cntd.ru/document/439084815
