+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Коллективный трудовой спор. Чем поможет обращение к посреднику

Содержание

Примирительные процедуры разрешения коллективных трудовых споров

Коллективный трудовой спор. Чем поможет обращение к посреднику

Этапам и порядку разрешения коллективных трудовых споров предшествует стадия урегулирования разногласий самими сторонами. Чтобы было видно, что у работников с работодателем есть определенные разногласия, требующие решения работодателя, работники должны их оформить выдвижением требований.

Стадия урегулирования разногласий самими сторонами

Правом выдвижения требований обладают работники и их представители (работодатели такого права не имеют).

Требования работников организации (предприятия, учреждения), представительства утверждаются на собрании (конференции) работников большинством .

Одновременно работники избирают своих полномочных представителей для участия в разрешении коллективного трудового спора.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует более 1/2 работающих, конференция – более 2/3 (ст. 399 ТК).

Работодатель не вправе препятствовать проведению такого собрания (конференции). Требования, не относящиеся к трудовым спорам, не должны выдвигаться, поскольку они не подлежат рассмотрению в порядке, указанном законом для трудовых споров.

Требования оформляются в письменной форме и направляются работодателю, который обязан их принять к рассмотрению.

При выдвижении одинаковых требований различными представителями работников они вправе сформировать единый орган для разрешения данного коллективного спора.

Требования профсоюзов и их объединений выдвигаются и направляются соответствующими сторонами социального партнерства (ст. 399 ТК).

Работодатель обязан в течение 3 рабочих дней дать письменный ответ на предъявленные требования работников, а по требованиям профсоюзов – в течение 1 месяца со дня получения требований работодателем (ст. 400 ТК).

Если работодатель удовлетворил все требования работников, то разногласия погашаются и спора не возникает.

Если же они полностью или частично отклонены работодателем, то представители работников могут начать примирительные процедуры по разрешению возникшего уже коллективного трудового спора, поскольку моментом начала этого спора является

  • день сообщения решения работодателя об отклонении требований работников или
  • несообщение им в указанный срок своего решения, а также
  • дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров.

Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих последовательных трех или двух этапов примирительных процедур:

  1. рассмотрение спора примирительной комиссией;
  2. рассмотрение спора с участием посредника (факультативный этап);
  3. рассмотрение спора трудовым арбитражем.

Ни одна из сторон спора не вправе уклониться от участия в примирительных процедурах. Каждая примирительная процедура проводится в установленные законом сроки. Но в случае необходимости эти сроки могут быть по соглашению сторон спора продлены.

Данные сроки являются процессуальными. Исковых, давностных сроков по коллективным трудовым спорам не установлено.

В поддержку своих требований в период разрешения коллективных трудовых споров работники имеют право проводить собрания, митинги, демонстрации, пикетирование в соответствии с законодательством.

Примирительная комиссия

Примирительная комиссия является обязательным этапом.

Примирительная комиссия – это совместный орган спорящих сторон, созданный ими на паритетных началах в срок до 3-х рабочих дней с момента начала спора.

Ее создание оформляется соответствующим приказом работодателя и решением представителей работников, выделяющим в комиссию представителей сторон на равной правовой основе (в равном количестве и с равными правами). Количественный ее состав устанавливают стороны по соглашению.

Стороны не вправе уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе, иначе коллективный трудовой спор передается на рассмотрение с участием посредника или трудового арбитража (ст. 406 ТК).

Комиссия должна рассмотреть спор в срок до 5 рабочих дней с момента издания приказа о ее создании. Работодатель создает необходимые условия для работы примирительной комиссии (ст. 402 ТК).

Заседания комиссии должны проводиться в полном составе выделенных представителей. Из своего состава комиссия выбирает открытым анием председателя и секретаря, но они должны быть от разных сторон.

Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон на основе переговоров. При этом предложения одной стороны должны совпадать с мнением другой.

Принятое соглашение оформляется протоколом, имеет для сторон обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, установленные решением комиссии (ст. 402 ТК).

При недостижении примирительной комиссией согласия стороны продолжают примирительные процедуры на втором этапе с участием посредника или в трудовом арбитраже (по соглашению сторон).

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника

После составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора в течение 3 рабочих дней могут пригласить посредника (самостоятельно или с помощью службы по урегулированию коллективных трудовых споров). А если в этот трехдневный срок они не достигли соглашения о посреднике, то приступают к созданию трудового арбитража (ст. 403 ТК).

Стороны могут пригласить в качестве посредника любого специалиста.

Посредник – это третий нейтральный орган по отношению к спорящим сторонам, призванный помочь сторонам достигнуть соглашения по спору.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется соглашением сторон с участием посредника.

Посредник имеет право запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения по коллективному трудовому спору. 

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется

  • на локальном уровне социального партнерства в срок до 3 рабочих дней,
  • на иных уровнях социального партнерства – в срок до 5 рабочих дней

со дня приглашения (назначения) посредника и завершается принятием сторонами коллективного трудового спора согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий. (ст. 403 ТК).

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника заканчивается:

  • оформлением решения (если по спору достигнуто соглашение), обязательным для сторон спора;
  • оформлением протокола разногласий (если соглашение сторон по спору не достигнуто).

После составления протокола разногласий стороны обращаются к третьему этапу – трудовому арбитражу.

Трудовой арбитраж

Трудовой арбитраж – временно действующий орган для разрешения коллективного спора, не получившего своего разрешения в примирительной комиссии или с участием посредника.

Временный трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров (Федеральная служба по труду и занятости – Роструд) для рассмотрения данного коллективного трудового спора. Решением соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений при ней может создаваться постоянно действующий трудовой арбитраж для рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, передаваемых ему для рассмотрения по соглашению сторон.

Не позднее следующего рабочего дня после дня составления протокола разногласий стороны коллективного трудового спора обязаны провести переговоры о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

При согласии сторон коллективного трудового спора о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже ими заключается соответствующее соглашение, содержащее условие об обязательном выполнении сторонами решений трудового арбитража, после чего стороны обязаны создать совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров временный трудовой арбитраж для рассмотрения данного коллективного трудового спора либо передать его на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж, созданный при соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон данного спора при разрешении коллективного трудового спора

  • на локальном уровне социального партнерства в срок до 3 рабочих дней,
  • на иных уровнях социального партнерства – в срок до 5 рабочих дней

со дня создания временного трудового арбитража или передачи коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж.

Трудовой арбитраж:

  • рассматривает обращения сторон коллективного трудового спора;
  • получает необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора;
  • информирует в случае необходимости органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора;
  • принимает решение по существу коллективного трудового спора.

Решение трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора передается сторонам этого спора в письменной форме.

В случаях, когда в целях разрешения коллективного трудового спора не может быть проведена забастовка, рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже является обязательным и решение трудового арбитража имеет для сторон обязательную силу независимо от наличия соглашения сторон по данному вопросу.

При этом, если стороны не приходят к соглашению о создании временного трудового арбитража, его составе и регламенте либо о передаче коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж, решение по этим вопросам принимает соответствующий государственный орган (Федеральная служба по труду и занятости (Роструд)) по урегулированию коллективных трудовых споров.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/primiritelnie-protseduri-razresheniya-kollektivnich-trudovich-sporov

Коллективный трудовой спор. Чем поможет обращение к посреднику

Коллективный трудовой спор. Чем поможет обращение к посреднику

Какова роль посредника в урегулировании трудового спора. Может ли представитель работников выступать в качестве арбитра. Как быть, если стороны конфликта не могут договориться по кандидатуре посредника.

Количество коллективных трудовых споров, по данным Роструда, в последнее время снижается. Согласно официальной статистике в 2011 году было зарегистрировано всего семь таких споров1. Однако сам по себе коллективный конфликт – явление крайне негативное для работодателя.

Неудовлетворенность работников существующими условиями труда может повлечь за собой открытую конфронтацию с работодателем.

Для последнего это может обернуться внушительными финансовыми потерями: неразрешенный коллективный трудовой спор грозит забастовкой, а значит, прекращением производства, отсутствием продаж, остановкой работы компании в целом.

Поэтому законодательство уделяет повышенное внимание различным видам примирительных процедур, призванных минимизировать последствия такого конфликта. Одним из способов урегулирования коллективного спора является участие в нем посредника.

Виды примирительных процедур

Основным способом рассмотрения и разрешения коллективного трудового спора являются примирительные процедуры, которые могут быть следующих видов:

  • примирительная комиссия;
  • посредничество;
  • трудовой арбитраж.

Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом. При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны переходят к рассмотрению спора с участием посредника или непосредственно в трудовом арбитраже2.

Таким образом, разрешение коллективного трудового спора может происходить двумя путями:

  1. создание примирительной комиссии и затем обращение в трудовой арбитраж;
  2. создание примирительной комиссии, привлечение посредника и затем обращение в трудовой арбитраж.

Законодатель не придал стадии рассмотрения коллективного спора с участием посредника обязательного характера и это не случайно.

Дело в том, что участие посредника способствует рассмотрению коллективного трудового спора в «доверительном» аспекте, поскольку посредника в данном случае можно рассматривать как организатора процесса переговоров по выработке взаимоприемлемого решения.

Он не принуждает стороны к тому или иному варианту развития событий, а советует, убеждает, способствует разрешению коллективного конфликта.

Кто может выступать в качестве посредника

Кандидатура посредника определяется соглашением сторон. Подробно порядок привлечения посредника и рассмотрения спора с его участием изложен в Рекомендациях об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника (далее – Рекомендации), утвержденных постановлением Минтруда России от 14.08.2002 № 58.

Если стороны коллективного трудового спора не смогли договориться между собой о согласованной кандидатуре посредника, они вправе обратиться в соответствующий орган по урегулированию коллективных трудовых споров за рекомендацией кандидатуры посредника.

Указанный государственный орган в целях обеспечения оперативного подбора квалифицированных посредников ежегодно составляет списки лиц, предлагаемых сторонами коллективного трудового спора в качестве посредника при их разрешении.

Эти списки составляют с учетом предложений представителей работников и работодателей после предварительного согласования с лицами, предлагаемыми в качестве посредников.

По общему правилу лица, привлеченные в качестве посредников, освобождаются от основной работы с сохранением средней заработной платы на период разрешения коллективного трудового спора, но не более трех месяцев в течение одного года.

Посредником может быть любое физическое лицо, не являющееся стороной коллективного трудового спора. Обычно это лица, обладающие теоретическим и практическим опытом в сфере социально-трудовых отношений, хорошо известные трудовым коллективам, работодателям, профсоюзам, органам государственной власти и местного самоуправления.

В связи с тем, что посредник играет важную роль в урегулировании коллективного трудового спора, к его личным качествам и профессиональным характеристикам предъявляются повышенные требования. Он должен быть компетентным, объективным, беспристрастным и независимым.

Так, согласно Рекомендациям посредник должен обладать умением аргументировать, убеждать, оперировать обширной информацией, управлять дискуссией, чутко реагировать на смену настроения сторон, аккумулировать все то позитивное, что можно было бы использовать для достижения согласия.

Желательно, чтобы он был знаком с основными принципами работы профсоюзов, кадровой политикой и другими сторонами жизни организации.

Кроме того, посредник должен уметь анализировать ситуацию и трезво оценивать возможные результаты своих предложений и рекомендаций, знать законодательство и методы ведения договорного процесса.

В научной литературе встречаются суждения о том, что в качестве посредника может выступать, например, представитель работников, являющийся стороной коллективного трудового спора.

Такое утверждение не выдерживает никакой критики, поскольку при рассмотрении спора посредник должен быть, как уже отмечалось, объективным и независимым.

В ходе примирительной процедуры он не должен принимать вознаграждение или ценные подарки от представителей сторон коллективного трудового спора, обязан сохранять государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну. Именно в этом сама суть его привлечения – беспристрастное разрешение спора.

Роль посредника в разрешении коллективного спора

Рассмотрение спора с участием посредника осуществляется в срок до семи рабочих дней со дня его приглашения или назначения (ч. 3 ст. 403 ТК РФ). При необходимости сроки, предусмотренные для проведения примирительных процедур с участием посредника, могут быть продлены по согласованию сторон.

Соглашение сторон об условиях участия конкретного лица в качестве посредника в разрешении коллективного трудового спора после предварительного соглашения с ним и руководителем организации, где он работает, должно быть оформлено протоколом заседания представителей сторон коллективного трудового спора.

функция посредника – оказание помощи сторонам в поисках взаимоприемлемого решения по урегулированию коллективного трудового спора на основании конструктивного диалога.

Для этого он наделяется полномочиями, аналогичными полномочиям примирительной комиссии. Посредник, по сути, сам коллективный трудовой спор не разрешает.

Он лишь содействует достижению сторонами компромиссного решения, а также вправе предлагать им собственные возможные варианты разрешения спора.

Посредник имеет право запрашивать и получать от сторон коллективного трудового спора необходимые документы и сведения, касающиеся данного конфликта, проводить совместные и раздельные заседания представителей сторон, предлагать, как уже отмечалось, проекты соглашений, а также подписывать решения, принятые сторонами с его участием.

Как правило, для разрешения спора посреднику нужно выяснить соблюдение сторонами двух критериев: материального и процедурного.

Материальный критерий предполагает выяснение содержательной стороны причины спора.

Например, работодатель направил проект локального нормативного акта, ухудшающего положение работников по сравнению с действующим законодательством, в орган первичной профорганизации для дачи последним мотивированного заключения.

В этом случае задача посредника – склонить работодателя к изменению текста такого акта, основываясь на требованиях трудового законодательства, которое прямо предусматривает ничтожность противоречащих ему положений актов локального нормотворчества.

Что касается процедурного критерия, то он сводится к возникновению спора в связи с игнорированием либо нарушением порядка установления новых условий труда, учета мнения выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов и др.

Например, работодатель принял локальный нормативный акт без согласования его с первичной профсоюзной организацией. В такой ситуации посредник должен склонить работодателя к соблюдению процедуры принятия локальных актов и при необходимости начать процедуру его принятия заново.

Несоблюдение одного из критериев, будь то материальный либо процедурный, а равно и их обоих, может привести к столкновению социально-трудовых интересов, то есть к началу коллективного трудового спора.

Результаты работы посредника должны выражаться в достижении согласованного решения и заключении сторонами соглашения об урегулировании коллективного трудового спора.

Если соглашение достигнуто лишь по некоторым вопросам или не достигнуто вовсе, составляется протокол разногласий, в котором должны найти свое отражение все оставшиеся разногласия и дальнейшие намерения сторон (например, создание трудового арбитража).

Обратите внимание, что участие посредника при разрешении коллективного трудового спора не является обязательным.

Однако, несмотря на возможность игнорирования сторонами коллективного трудового спора участия посредника в его разрешении, правоприменительная практика идет по трехступенчатому пути осуществления примирительных процедур, а именно: примирительная комиссия – посредник – трудовой арбитраж. Как видно из статистических данных, в 75% случаев урегулирование коллективного трудового спора достигается на этапе участия посредника в его разрешении3.

Какой спор считается коллективным

Коллективным спором признаются отнюдь не любые разногласия между работником и работодателем. В статье 398 Трудового кодекса определено, что коллективным может считаться спор, который вытекает из следующих отношений:

  1. установление и изменение условий труда (включая заработную плату).

    Под этими отношениями подразумеваются коллективные условия труда, определенные работодателем в установленном порядке. Отсюда следует, что условия труда, установленные действующим трудовым законодательством, не могут быть предметом коллективного трудового спора;

  2. заключение, изменение и выполнение коллективных договоров, соглашений.

    Данные отношения могут стать предметом трудового спора, если работодатель отказывается от переговоров либо препятствует их проведению, в результате чего коллективный договор, соглашение не могут быть заключены.

    Помимо этого, если после переговоров работодатель отказывается заключить коллективный трудовой договор, а работники, в свою очередь, отказываются от заключения соглашений либо от внесения в них соответствующих изменений, это также может стать предметом коллективного трудового спора;

  3. отказ работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.

    В данном случае коллективный трудовой спор может возникнуть в случае отказа работодателя от направления проекта локального нормативного акта (Правила внутреннего трудового распорядка организации, графики сменности, отпусков и др.) органу первичной профсоюзной организации для согласования.

1http://www.rostrud.ru/activities/34/22831/22835.shtml
2 Туманова С. Л. Коллективные трудовые споры: Учеб. пособие. М.: Изд-во «Правовед», 2008. С. 27.
3 Участие независимых экспертов в разрешении коллективного трудового спора // Российская информационная газета «Статпрофориентир». 2011. 7 авг.

Источник: https://www.tspor.ru/article/1035-kollektivnyij-trudovoj-spor-chem-pomozhet-obrashhenie-k-posredniku

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника: срок, осуществление, порядок

Коллективный трудовой спор. Чем поможет обращение к посреднику

Конфликты и разногласия между начальством и наемными работниками могут возникнуть в любой организации. Самые «болевые» точки — это вопросы размера и выплаты заработной платы (в т.ч. невыплаты, задержки и компенсации за такую задержку), режима и условий труда.

Порой коллективный спор набирает такие обороты, что все попытки решить его самостоятельно не приносят результатов. Тогда закон предлагает пригласить на помощь специального посредника. Кто это такой и чем он может помочь в разрешении сложного конфликта? Если интересно, прочитайте об этом в нашей статье.

Нормативное регулирование

Когда и зачем нужен посредник в трудовом споре? Все ответы можно найти в Трудовом кодексе. В дополнение к его статье 403 Минтрудом РФ были выпущены Рекомендации о том, как организовать сам процесс примирения с помощью посредника.

Приглашение такого посредника предусматривается в случае, если:

  • вспыхнул трудовой спор между работодателем и целой группой работников (коллективный спор);
  • работники письменно изложили свои требования к руководству, причем не меньше половины всех работающих поддержали эти требования;
  • работа специально созданной для примирения враждующих сторон комиссии оказалась безрезультатной.

При таком положении дел стороны конфликта могут пригласить постороннего человека для целей его урегулирования. По закону этот шаг исключительно добровольный. Если кто-то из участников спора с этим не согласен, придется рассматривать его сразу в трудовом арбитраже.

Специфика трудовых споров такова, что о назначении посредника стороны тоже должны договориться. Если это удалось, значит, у участников действительно есть намерение разрешить конфликт, а не нагнетать ситуацию и дальше.

Посредник в примирительных процедурах

Кто может быть таким посредником

Кандидатура посредника играет ключевую роль в процедуре примирения. Успех этой затеи определяется и личными качествами приглашенного лица, и его профессиональными знаниями, и даже немного навыками психолога.

Вообще жестких требований ни ТК РФ, ни Рекомендации Минтруда к потенциальным посредникам не предъявляют. Ни в одном из этих документов не сказано, что, к примеру, он должен быть обязательно юристом или иметь высшее образование.

Из совокупного анализа этих нормативных документов можно выделить просто критерии, которыми следует руководствоваться при выборе такого человека.

Итак, в качестве посредника в коллективном трудовом споре стоит пригласить человека, который:

  • как минимум уже достиг совершеннолетия;
  • имеет соответствующее образование (юрист, психолог, специалист по кадрам или специалист в сфере деятельности предприятия);
  • обладает практическим опытом в сфере урегулирования похожих конфликтов, так как он не просто слушает стороны, а еще и предлагает свои варианты решения спора;
  • не зависим ни от одной из сторон (не связан рабочими или личными отношениями).

Едва ли не самое важное личное качество посредника – его порядочность. Он ни при каких условиях не должен разглашать коммерческую тайну предприятия, передавать конфиденциальные сведения от одного участника к другому без их согласия, тем более принимать подарки или деньги от сторон.

Конечно, такие услуги зачастую должны быть вознаграждены. О распределении оплаты лучше договориться заранее, чтобы не возник новый повод для взаимного недовольства.

Конечно, посредник может согласиться выполнить свою миссию безвозмездно.

Участники спора могут подобрать такого специалиста самостоятельно или обратиться для этого в службу занятости, которая ведет списки людей, рекомендуемых в качестве посредников.

Если по кандидатуре посредника стороны не смогли прийти к компромиссу, процедура, естественно, не состоится.

Как выбирают посредника

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника

Как именно организовать рассмотрение коллективного спора с посредником, стороны решают сами. Но некоторые общие для всех правила все же есть.

Документы

Весь процесс решения коллективного трудового конфликта с участием посредника должен сопровождаться оформлением следующих документов:

  1. Соглашение на рассмотрение возникшего спора с помощью посредника – двусторонний документ, фиксирующий согласие обеих сторон пригласить посредника.
  2. Протокол о согласовании конкретной кандидатуры посредника (оформляется как результат заседания представителей участников конфликта).
  3. Соглашение о порядке рассмотрения спора с посредником (стороны по закону сами решают, как именно будет проходить процесс, сколько заседаний, совместные или по отдельности, регламент выступлений, другие организационные моменты). Письменная форма законом в качестве обязательной не предусмотрена, но способна существенно упростить совместную работу посредника и сторон спора.
  4. Протокол о продлении срока примирения с участием посредника (если в законные сроки не уложились).
  5. Итоговый документ (подписывается и сторонами и самим посредником:
    • протокол об урегулировании спора с фиксацией в нем конкретных условий, о которых стороны договорились;
    • протокол разногласий (если помощь посредника оказалась неэффективной).

Решение посредника

Сроки

Важная особенность всех примирительных процедур для коллективного трудового спора – это установление довольно сжатых сроков на принятие решений. Иначе любой конфликт может растянуться на длительное время. Для примирения с помощью посредника законные сроки таковы:

  • на принятие решения позвать посредника – 1 рабочий день;
  • на выбор кандидатуры и ее согласование сторонами – 2 дня;
  • на саму процедуру примирения у посредника с участниками есть от 3 до 5 рабочих дней в зависимости от уровня конфликта (в пределах одного предприятия, целой отрасли или даже региона). Можно совместно решить этот срок увеличить. Так, Минтруд в своих Рекомендациях предлагает сторонам успеть договориться за неделю и даже больше. У такого подхода есть своя логика – лучше подольше, но прийти к согласию, чем в спешке начинать следующую процедуру.

Если у сторон есть желание решить спор и продолжить работать, договорить за это время можно. Главное, не растрачивать его на взаимные обвинения и пустые речи.

Процедура

Повторимся, что обязательных предписаний на этот счет нет. Посредник должен и выяснить точные требования и цели сторон коллективного спора, и разобраться в фактических обстоятельствах проблемы.

Для этой цели он вправе:

  • изучить все возможные бумаги, включая и письменные требования работников, и протоколы заседаний комиссии по примирению и все имеющие отношение к спору документы. В интересах обеих сторон оперативно их предоставить для изучения.
  • организовывать заседания и совещания для обсуждения требований и вариантов решения проблемы, причем не обязательно сразу с участием обеих сторон. Допускается собирать работников и работодателей по отдельности. Если спор достиг определенного накала страстей, на начальном этапе это наиболее оптимальный вариант.

Возможны и другие форматы совместной работы, главное, это их результативность. В итоге должны быть выработаны договоренности по всем разногласиям и оформлены в виде протокола.

Вы можете скачать:

Протокол разногласий сторон спора и посредника (образец)

Протокол заседания представителей сторон о рассмотрении спора с участием посредника

Правовые последствия

Хотя решать коллективный спор с посредником стороны не обязаны, но раз такое решение было принято, все достигнутые договоренности обязательны для исполнения участниками. Иначе какой смысл тогда во всей этой процедуре.

Для тех же, у кого семь пятниц на неделе (сначала согласился, потом передумал выполнять), предусмотрена административная ответственность в виде штрафа до 4 тыс. руб.

Полезная информация

Рекомендации Минтруда на тему участия посредника в таких спорах имеют прямую практическую пользу. В Приложениях к ним приведены примерные формы всех протоколов, что существенно облегчает оформление документов в процессе примирения сторон.

Разрешить спор между работниками и их начальством своими силами сложно. Слишком велико влияние собственных амбиций, накопившегося раздражения и других личных обид. Поэтому независимый посредник – идеальный вариант для объективного рассмотрения и поиска действительно взаимовыгодного решения.

Закон к проведению этой процедуры очень лоялен: жесткой процедуры и строгих рамок не установлено. Основная цель здесь выработать приемлемый компромисс, а пути его поиска уже не столь существенны. Что касается самого посредника, его выбирать стоит очень внимательно и взвешенно, ведь успех примирения зависит во многом от его качеств.

Роль трудового посредника в трудовом споре — тема видео ниже:

Источник: http://uriston.com/trudovoe-pravo/vzyskaniya/reshenie-sporov/posrednik-v-sporah.html

Как урегулируются коллективные трудовые споры?

Коллективный трудовой спор. Чем поможет обращение к посреднику

В некоторых компаниях случаются ситуации, когда большая часть сотрудников недовольна работодателем. В редких случаях руководство принимает во внимание конструктивные предложения сотрудников. Но что делать тем работникам, руководство которых непреклонно?

Конечно, разрушать годами формировавшиеся рабочие отношения не хочется ни сотрудникам, ни работодателю. Поэтому приходится искать пути разрешения коллективных трудовых споров.

В данной статье речь пойдёт о том, что такое трудовой спор, причины его возникновения, пути решения, а также другие моменты, которые будут рассмотрены подробно.

Что такое коллективный трудовой спор?

Коллективные трудовые споры согласно статье 398 Трудового кодекса РФ – это конфликт между сотрудниками и работодателями. Причинами коллективного трудового спора являются:

  • Изменение трудовых условий, в которые входит и заработная плата;
  • Заключение и изменение условий правового акта, который регулирует социально-трудовые отношения в компании;
  • Когда работодатель отказывается принимать во внимание мнение профсоюза компании (выборный представительный орган сотрудников) при установке внутренних нормативных актов.

Также существует такое понятие как «индивидуальные трудовые споры», о котором более подробно можно прочитать в этой статье.

Перед тем, как недовольство сотрудников перерастает в коллективный спор, работники проводят собрание или конференцию, на которых составляется список требований в письменной форме и затем отправляется работодателю.

При этом работодатель обязан предоставить сотрудникам условия для проведения собрания и конференции. Кроме этого, он не должен создавать препятствия для их проведения.

Отличие собрания от конференции в следующем:

  • Собрание проводится для того, чтобы предварительно узнать мнение сотрудников, а также для предоставления им информации по конкретным вопросам;
  • Конференция собирается, если необходимо ание по определённым вопросам. Представители для участия в конференции выбираются на собраниях сотрудников.

Собрание считается состоявшимся и обретает правовую силу, если в нём участвовало больше половины сотрудников компании. Конференция наделяется правовой силой, если в ней принимали участие не меньше 2/3 выбранных на собрании представителей.

Коллективный трудовой спор не возникает, если требования сотрудников удовлетворяются. В противном же случае неурегулированный вопрос перерастает в трудовой спор.

О примирительной комиссии

Для разрешения коллективных трудовых споров создаётся примирительная комиссия. Каждая из сторон: сотрудники и работодатель, выдвигают одинаковое количество представителей, из которых и формируется примирительная комиссия.

Время создания комиссии –до 3 рабочих дней с даты начала конфликта. Датой начала конфликта может считаться один из следующих моментов:

  • День, когда работодатель объявил сотрудникам о том, что он отклоняет их требования;
  • Когда в течение 3 рабочих дней работодатель не объявляет сотрудникам о своём решении.

Примирительные процедуры

Порядок решения коллективного трудового спора представляет собой:

  1. Примирительная комиссия разбирает трудовой спор для того, чтобы его урегулировать;
  2. Спор разбирается при участии посредника;
  3. Разбор спора в трудовом арбитраже. Трудовой арбитраж – орган по изучению коллективного трудового спора. Время действия этого органа ограничено.

Разбирательство спора примирительной комиссией

Первый этап примирительных процедур обязателен. Ни одна из сторон не имеет права избегать участия в нём. За уклонение от участия предусмотрено административное взыскание в размере от 1 000 до 3 000 рублей в соответствии со статьёй 5.32 КоАП РФ.

Рассмотрение спора комиссией происходитв течение 5 рабочих дней с того момента, как вышел приказ об её основании. В некоторых случаях требуется увеличить срок рассмотрения. Для этого нужно согласие обеих сторон и составление соответствующего протокола.

Разбирательство спора при участии посредника

После того, как члены комиссии не смогли принять решение, которое бы удовлетворило обе стороны, они составляют протокол разногласий. В течение 3 дней после этого приглашают посредника.

Посредник может быть избран посредством договорённости обеих сторон или может быть рекомендован Службой по урегулированию коллективных трудовых споров.

Работодатель должен предоставлять посреднику запрашиваемые им документы и информацию, которая относится к коллективному трудовому спору.

Второй этап длится в течение 7 рабочих дней с момента назначения посредника. Окончание разбирательства может быть следующим:

  • Письменное вынесение общего решения;
  • Оформление протокола разногласий.

Разбирательство спора в трудовом арбитраже

Орган по изучению коллективного трудового спора основывается работниками и работодателем, а также Службой по урегулированию споров. Срок основания – три рабочих дня с того момента, как примирительная комиссия или посредник закончили разбор трудового спора.

Для создания арбитража нужны следующие основания:

  • Если одна из сторон спора уклоняется от создания и участия в примирительной комиссии;
  • Если стороны не пришли к договорённости о кандидатуре посредника в течение 3 рабочих дней;
  • Если в компании законодательством РФ запрещены забастовки;
  • Если ни примирительная комиссия, ни посредник конфликт не урегулировали.

В арбитраже занимаются разработкой рекомендаций для разрешения общих споров. Эти рекомендации оформляются в письменной форме и предоставляются сотрудникам и работодателю.

В целях наделения рекомендаций обязательной силой, Служба по урегулированию споров заключает договор с сотрудниками и работодателем.

Контролировать соблюдение пунктов заключённого договора между сторонами должны сотрудники и работодатель.

Если работодатель будет выступать против создания арбитража или будет отказываться выполнять разработанные им рекомендации (если был заключён договор об обязательном принятии), сотрудники вправе провести забастовку.

Права сотрудников на время урегулирования коллективных трудовых споров

Существует две группы сотрудников, для которых предусмотрены определённые права в период разрешения коллективного трудового спора:

  • Сотрудники, обладающие рядом полномочий по разрешению коллективного трудового спора: члены комиссии, посредники, арбитры. Они не должны выполнять свои непосредственные должностные обязанности. При этом их средняя заработная плата сохраняется 3 месяца в течение одного года;
  • Сотрудники, которые принимают участие в урегулировании коллективного трудового спора и являются членами профсоюзов. Их нельзя привлечь к дисциплинарной ответственности, перевести на другое место работы или уволить без согласия уполномоченного лица.

Разрешить вопросы, связанные с трудовым законодательством, может квалифицированный юрист по трудовому праву.

О забастовках на предприятии

Согласно статье 398 Трудового кодекса РФ, забастовкой является временный отказ сотрудников выполнять свои должностные обязанности для разрешения коллективного трудового спора.

Забастовку сотрудники вправе устроить в том случае, когда:

  • Ни один из этапов примирения не привёл к урегулированию конфликта;
  • Если работодатель не желает принимать участие в примирительных процедурах;
  • Если работодателем не выполняются условия достигнутого соглашения.

Забастовкой считаются такие мероприятия как: собрания, митинги, демонстрации, пикетирование.

Прежде чем начать забастовку, за 10 дней до её начала сотрудники должны письменно уведомить об этом работодателя.

В уведомлении о проведении забастовки указывается:

  • Разногласия сторон, послужившие поводом для того, чтобы начать забастовку;
  • День и время начала, длительность и участники;
  • Название органа, который руководит забастовкой, его состав. Орган выбирается на собрании или конференции сотрудников;
  • План минимальных работ, выполнение которых необходимо для нормального функционирования компании на время забастовки.

О работе службы по урегулированию коллективных трудовых споров

Предприятиям на помощь в решении коллективного трудового спора приходит государственный орган по урегулированию подобных конфликтов. В его задачи входит следующее:

  • Регистрация трудовых споров;
  • Проверка полномочий представителей сторон спора;
  • Ведение списка посредников и арбитров;
  • Подготовка посредников и арбитров к разрешению коллективных трудовых споров;
  • Определение оснований для возникновения коллективного трудового спора;
  • Разработка рекомендаций по урегулированию конфликта;
  • Финансирование примирительных процедур.

Источник: https://trudinsp.ru/kak-ureguliruyutsya-kollektivnye-trudovye-spory.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.