+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Налоговый мониторинг как новая форма налогового контроля

Содержание

Налоговый мониторинг как новая форма налогового контроля

Налоговый мониторинг как новая форма налогового контроля

Понятие налогового мониторинга вошло в жизнь представителей бизнеса сравнительно недавно и представляет собой вид сотрудничества между органами фискального контроля и российскими организациями в области расчета и перечисления бюджетных платежей.

Основными принципами деятельности налоговиков является организация системы контрольных процедур в виде камеральных и выездных проверок деятельности отечественных компаний.

Понятие, цели и главные аспекты

Российское законодательство предлагает следующее определение термина налогового мониторинга — это разновидность методики налогового контроля, обеспечивающая проверку правильности, полноты и своевременности исчисления налоговых платежей. При такой форме взаимодействия налоговики получают расширенный доступ к документации компаний.

При этом в случае наличия спорных ситуаций в области российского налогового законодательства у организации появляется возможность попросить разъяснений у представителей ФНС. Такая договоренность не позволяет налоговикам осуществлять налоговые проверки компаний-партнеров за исключением оговоренных правом ситуаций.

С 1 января 2019 года ОАО «РЖД» перейдет на программу налогового мониторинга. На 2018 год среди присоединившихся организаций можно выделить таких крупных участников экономических отношений, как «Роснефть», «Газпромнефть», «Новатэк», «Норильский никель», «Аэрофлот», «Мегафон» и «МТС».

Результатом введения системы налогового контроля стало снижение налогового бремени на российские организации, а также отсутствие в практической деятельности компаний неопределенности в отношении принимаемых налоговых решений.

Преимущества и недостатки

Налоговый мониторинг, несмотря на свою новизну, нашел популярность среди представителей российского бизнеса. Заключение договора с инспекцией о таком виде контроля предполагает наличие как преимуществ, так и недостатков для организации.

Среди значимых преимуществ налогового мониторинга можно выделить следующие:

  1. Информационное обеспечение в области налогового законодательства от представителей российской налоговой службы. Если в компании возникает спорная ситуация в области применений налогового законодательства и вопросов исчисления и уплаты налогов, ей разрешено обратиться с этой проблемой в инспекцию.
  2. В период действия договора о проведения налогового контроля представителям инспекции запрещено проводить в отношении данной организации выездные и камеральные налоговые проверки.

Помимо положительных аспектов заключения соглашения об осуществлении налогового контроля, есть и негативные последствия для российской компании.

В первую очередь, несмотря на то, что фактически налоговики не вправе осуществлять налоговые ревизии, компании находятся под постоянным наблюдением ФНС. Следовательно, процедуры налогового контроля показаны компаниям, ведущим свой бизнес правомерно.

Подготовка и условия введения

Заключение соглашения с инспекцией о налоговом мониторинге осуществляется исключительно добровольно. Тем не менее, доступна такая услуга не для каждой отечественной компании, а лишь для крупнейших представителей.

Прежде чем подавать в налоговую заявление установленной формы, организация должна определить, соответствует ли осуществляемая ею деятельность и обороты требованиям налоговиков.

Компании разрешено обратиться в фискальные органы с заявлением о проведении налогового мониторинга в случае соответствия показателям:

  1. Активы компании составляют более 3 миллиардов рублей, определяемые на основе сведения обязательной отчетности за предыдущий календарный год.
  2. Объем полученных организацией доходов за предшествующий год составляет более 3 миллиардов рублей, определяемый на основе информации финансовой отчетности.
  3. Совокупный объем налоговых отчислений за предшествующий календарный год по таким налогам, как НДС, на добычу полезных ископаемых, на прибыль и на имущество составляет более 300 миллионов рублей.

Порядок подачи заявления

Если компания приняла решение о взаимодействии с органами ФНС на основании организации налогового контроля, ей следует обратиться в инспекцию по месту регистрации компании в срок не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, в течение которого будет осуществляться мониторинг.

Помимо заявления в инспекцию непременно следует предоставить:

  • учетную политику компании для целей налогообложения на текущий календарный год;
  • сведения о компаниях или физических лицах, которые в какой-либо степени участвуют в управлении данной организацией, при этом доля участия должна быть более 25%;
  • регламент информационного взаимодействия в соответствие с принятой налоговым правом формой.

Документы для скачивания (бесплатно)

  • Заявление о проведении налогового мониторинга

Налоговый мониторинг проводится в течение следующего после подачи документов календарного года, начиная с 1 января.

Выездные и камеральные проверки

При проведении налогового мониторинга в компании налоговикам запрещено осуществлять как выездные, так и камеральные налоговые проверки. Однако из каждого правила есть исключения.

Налоговики вправе прийти в организацию с намерением провести налоговую проверку в следующих случаях:

  • если проводится проверка налогового органа вышестоящими инстанциями;
  • если действие соглашения о применении налогового мониторинга прекращено досрочно.

Камеральные проверки также находятся под запретом, тем не менее, в некоторых, оговоренных законом случаях документация и отчетность налогоплательщиков также может быть подвергнута диагностике:

  • когда декларация по акцизам или налогу на добавленную стоимость содержит информацию о возмещении налога из бюджета;
  • если организацией передана уточненная декларация, содержащая суммы налога к уменьшению, или увеличена сумма полученного по итогам периода финансового убытка.

Причины для отказа

В некоторых случаях после подачи заявления в инспекцию ФНС компания может получить отказ в проведении налогового мониторинга. Причинами для отказа могут служить:

  1. Представлен неполный пакет необходимых для заключения соглашения документов.
  2. Несоответствие показателей деятельности компании установленным требованиям в части полученных доходов, имеющихся в распоряжении активов или уплаченных в казну налогов.
  3. Несоответствие представленного регламента требованиям налоговой инспекции.

Досрочное прекращение

Представители фискальных органов вправе в одностороннем порядке приостановить действие соглашения о проведении налогового мониторинга в компании. Это может вызвано следующими факторами:

  • непредставление организацией необходимых для осуществления контроля документов на регулярной основе;
  • передача в органы Федеральной налоговой службы недостоверных сведений относительно деятельности проверяемой организации;
  • несоответствие деятельности компании принятому регламенту взаимодействия с сотрудниками налоговой службы в области передачи информации.

При выявлении такого рода нарушений со стороны российских компаний сотрудники ФНС должны сообщить компании о досрочном прекращении действия договора осуществления налогового контроля в одностороннем порядке в течение десяти дней со дня выявления.

Мотивированное мнение налогового органа

При проведении налогового мониторинга основным инструментом сотрудничества органов фискального контроля и представителей отечественных компаний является мотивированное мнение налоговиков, которое представляет собой мнение сотрудников ФНС относительно вопросов исчисления и уплаты налоговых платежей, а также достоверной трактовки нормативно-правовой базы Российской Федерации.

Инициатором составления мотивированного мнения могут выступать как представители налоговой службы, так и налогоплательщики. В связи с этим выделяют две разновидности мотивированного мнения:

  • мнение, сформированное на основе инициативы налоговых органов;
  • мнение, сформированное по запросу заинтересованной отечественной компании.

В том случае, если в отношении деятельности организации сотрудники ФНС установили нарушения в сроках перечисления и суммах налогов, органы налогового контроля составляют мотивированное мнение о выявленном нарушении. После составления этого документа ФНС передает его представителям компании в течение пяти рабочих дней.

Нередко возникают ситуации, в которых компания не может принять решение самостоятельно. Неверная трактовка законодательных актов, порой содержащих в себе двоякий смысл, вынуждают компанию обращаться за помощью в ФНС. В этом случае, организация направляет соответствующее письмо в инспекцию с просьбой о разъяснении.

В этом документе необходимо изложить позицию компании в отношении спорной ситуации и передать в налоговую инспекцию не позднее 1 июля года, следующего за годом, в котором у компании действует соглашение о проведении налогового мониторинга.

В течение календарного месяца с момента получения запроса от компании сотрудники ФНС должны сформировать и предоставить компании мотивированное мнение в отношении спорной ситуации.

Взаимосогласительная процедура

На практике может возникнуть ситуация, в которой компания не будет согласна с представленным ей мотивированным мнением. В этом случае ей следует подготовить разногласие в письменной форме и предоставить его в инспекцию ФНС.

В течение трех рабочих дней налоговики обязаны подготовить документы для передачи в федеральный орган исполнительной власти по контролю и надзору в области налогов и сборов для начала реализации взаимосогласительной процедуры.

По итогам налогового мониторинга фирма должна предоставить компании информацию о неисполненных мотивированных мнениях в отношении спорных ситуаций.

Появление системы налогового мониторинга в России позволяет сформировать новый уровень взаимоотношений между налоговиками и организациями-налогоплательщиками, реагировать на случаи нарушения налогового законодательства более оперативно.

Эта методология взаимодействия позволит российским компаниям функционировать, рассчитывая на информационную поддержку со стороны государства в области исчисления и уплаты в бюджет налоговых платежей.

Однако организация налогового мониторинга возможна лишь для компаний, использующих в своей деятельности только правомерные способы оптимизации налогообложения и стремящихся исполнять свои обязанности перед бюджетом в полном объеме.

Интересный стол переговоров относительно налогового мониторинга иностранного финансирования можно посмотреть ниже.

Поделитесь с друзьями в соц.сетях

Источник: https://investim.info/nalogovyy-monitoring-kak-novaya-forma-nalogovogo-kontrolya/

Новая форма налогового контроля: налоговый мониторинг

Налоговый мониторинг как новая форма налогового контроля

Налоговый мониторинг – новая форма контроля, за своевременностью, полнотой и правильностью исчисления и уплаты налогов, страховых взносов и сборов.

Данный метод контроля позволяет налогоплательщику разрешать спорные вопросы с территориальными фискальными органами еще до подачи деклараций и отчетности.

Осуществляется данный вид контроля через доступ налоговых органов, в режиме реального времени, ко всем учетным документом компании с целью проверки своевременности и корректности отражения хозяйственной деятельности с точки зрения налогообложения.

Преимущества налогового мониторинга

Проведение налогового мониторинга позволяет предприятию снизить налоговые риски и избежать доначислений по налогам и сборам. Так при наличии сомнений в предстоящей сделке, компания, находящаяся под мониторингом, может запросить мотивированное мнение в территориальной инспекции, на основании которого принять оптимальное решение.

Так как налоговый мониторинг подразумевает режим реального времени, все спорные вопросы решаются оперативно и позволяют в дальнейшем избежать не только доначислений, но и выездных и внезапных проверок.

Кто вправе обратиться с заявлением о проведении налогового мониторинга?

Налогоплательщик может стать объектом мониторинга при соблюдении ряда условий, предусмотренных в Налоговом кодексе статье 105.26 п 3. пп.1-3:

  • Сумма налогов, уплачиваемых за год предприятием в бюджет, за предшествующий мониторингу период должна составлять не менее 300 млн. рублей. При этом учитываются не только НДС и налог на прибыль, но и акцизы, налог на добычу полезных ископаемых и пр. То есть при определении возможности включения компании в программу мониторинга учитываются все выплаченные им за год налоги и сборы.
  • Подать заявление в территориальный фискальный орган организация может в случае, если в прошедший год сумма дохода, согласно финансовой и бухгалтерской отчетности составляла от 3 млрд. рублей и выше.
  • Стоимость активов компании, претендующей на проведение налогового мониторинга, за прошедший год должна быть не менее трех млрд. рублей, согласно финансовой отчетности.Как мы видим, участвовать в программе мониторинга могут только крупные налогоплательщики.

Подготовка к налоговому мониторингу

Компания, которая решила перейти на такой способ взаимодействия с фискальными органами должна подать заявление в территориальную инспекцию, где она состоит на учете.

Если до этого компания не участвовала в программе мониторинга, то заявление должно быть подано не позднее июля, тогда организация будет включена в программу мониторинга с 1 января.

Если же организация хочет повторно воспользоваться таким способом взаимодействия с ФНС, заявление должно быть подано до 1 сентября. Вместе с заявлением подаются такие документы:

  • Регламент, по которому будет проходить взаимодействие с территориальной ФНС.
  • Информацию об учредителях – физических лицах, чья доля в компании составляет более 25%.
  • Учетная налоговая ставка, по которой будет предприятие вести хозяйственную деятельность в предстоящем году.
  • Регламент и документы внутреннего учета.

Период налогового мониторинга

Согласно пункту четвертому, статьи 105.26 Налогового Кодекса, началом мониторинга является 1 января, окончанием 1 октября следующего года.
При этом, как указано в законе, на этот период исключаются любые другие налоговые проверки – камеральные и выездные. Однако это не касается ситуаций, указанных в статье 88 п.1.1 и в статье 89 п. 5.1 Налогового кодекса:

  • Если налогоплательщик предоставил декларацию позднее первого июля.
  • Если в декларации заявлено возмещение НДС или акцизных сборов.
  • Если налогоплательщик сдал «уточненку», в которой была уменьшена налоговая сумма или увеличены убытки предприятия.
  • Контрольная выездная проверка работы территориальных налоговых органов, вышестоящим органом ФНС.
  • Прекращение налогового мониторинга раньше срока.
  • Неисполнение налогоплательщиком рекомендаций ФНС – мотивированного мнения.

Может ли налоговый орган отказать организации в проведении налогового мониторинга?

Решение о возможности проведения налогового мониторинга принимается руководителем территориальной инспекции или его замом на основании полученной от компании информации и заявления. Решение должно быть принято, согласно закону, до первого ноября.

И естественно, что вариантов решений два – отказать или применить к компании систему контроля в виде мониторинга. Принятое решение направляется организации в течение пяти дней, при этом отказ в проведении должен быть мотивирован.

Так ФНС может отказать если:

  • Компания, претендующая на такой вид взаимодействия, не предоставила всей требуемой информации или она была неточной.
  • Если регламент взаимодействия не соответствует установленному.
  • Если система внутреннего контроля предприятия не соответствует требованиям к внутреннему контролю.

Если ФНС будет принято положительное решение, то налоговый мониторинг может проводиться и в последующие периоды без заявления налогоплательщика.

Решение о продлении контроля в виде мониторинга на следующий период принимается до первого декабря. Предприятие информируется о продлении программы взаимодействия на следующий период.

Компания может отказаться от продления периода мониторинга, написав соответствующее заявление.

Порядок проведения налогового мониторинга

Проводится мониторинг в территориальной инспекции по месту регистрации компании.

Суть его заключается в том, что если уполномоченное лицо обнаружило противоречия в документах или представленной информации или если информация, находящаяся в распоряжении ФНС противоречит предоставленной налогоплательщиком, в адрес компании направляется требование предоставить дополнительную информацию, пояснения или внести исправления. Для этого налогоплательщику отводится срок в пять дней.

После изучения полученной от компании информации или при ее отсутствии, при обнаружении ошибок в исчислении сумм налогов и сборов или при несвоевременной внесении платежей, уполномоченное лицо направляет компании мотивированное мнение.

Согласно процедуре данного вида налогового контроля, инспектор имеет право истребовать у налогового агента любые документы или информацию, относящуюся к налогам и сборам, своевременности и корректности их исчисления и уплаты.

Предоставлены они должны быть в течение пяти дней.

Если по какой либо причине налогоплательщик не может в указанный срок предоставить пояснения или предоставить информацию и документы, он должен об этом известить налоговый орган, сообщив при этом причины отказа от предоставления запрашиваемой информации.

Пояснения предоставляются письменно в день, следующий за днем получения запроса от инспектора. Решение о продлении срока предоставления информации принимается руководителем или заместителем территориального органа.

Решение может быть как положительным, так и отрицательным.

Мониторинг предусматривает кроме того повторное истребование документов в оригинале, если до этого были переданы копии.

Мотивированное мнение налоговой инспекции

Мотивированное мнение – это отражение мнения ФНС по тому или иному вопросу, касающемуся налогов, корректности их исчисления, сроков уплаты и пр. Процедура направления компании мотивированного мнения предусмотрена данным видом налогового контроля.
Мотивированное мнение имеет две формы:

  • По инициативе ФНС.
  • По запросу компании.

В первом случае мотивированное мнение направляется при обнаружении в процессе мониторинга ошибок при исчислении налогов и уплате акцизов, сборов и взносов. Направляется оно в организацию в течение пяти дней, при этом не позднее, чем за три месяца до окончания процедуры мониторинга.

Во втором случае, налогоплательщик запрашивает мотивированное мнение у инспекции, если у него возникли вопросы по налогам, сборам, акцизам или иных сфер хозяйственной деятельности предприятия. Оформляется запрос в виде изложения позиции компании по данному вопросу.

Ответ на запрос должен быть направлен в адрес компании не позднее месяца со дня его получения. При этом этот срок может быть продлен решением руководства территориального органа, если для обозначения позиции ФНС по данному вопросу требуются дополнительные данные и документы.

При продлении срока рассмотрения вопроса налогоплательщик извещается дополнительно.

Согласно закону, после ознакомлением с мотивированным мнением компания должна известить налоговый орган о своем согласии-несогласии с точкой зрения ФНС в течение месяца:

  • В случае согласия с мнением инспекции налогоплательщик отправляет документы, удостоверяющие, что мнение налоговой инспекции было учтено и реализовано.
  • Если налогоплательщик не согласен с мнение инспектора, он в указанный срок должен направить разногласия с предлагающимися документами. Налоговый инспектор после получения такого разногласия должен все материалы по нему направить в трехдневный срок в федеральный орган исполнительной власти. После чего может быть инициирован взаимосогласительная процедура, в которой будет участвовать представитель организации и налоговой инспекции. Срок проведения такой процедуры определен законом в один месяц, после чего компания извещается об изменении мотивированного мнения или о решении оставить его в силе.

В итоге новый метод контроля позволяет не только эффективно взаимодействовать фискальным органам и крупным налогоплательщикам, но и вводит в практику совершенно новый для России способ решения налоговых споров – не судебный, а консультативно-медиативный. К тому же он позволяет свести к минимуму вмешательство ФНС в работу предприятия и уменьшить число проверок.

Для крупных компаний такое взаимодействие поможет избежать рисковых сделок и контрактов и повысить безопасность хозяйственной и финансовой деятельности.

Источник: https://nalog-blog.ru/nalog-plan/novaya-forma-nalogovogo-kontrolya-nalogovyj-monitoring/

Налоговый мониторинг – новая форма налогового контроля

Налоговый мониторинг как новая форма налогового контроля

Источник: журнал «Главбух»

Первая часть Налогового кодекса РФ дополнена разделом V.2 «Налоговый контроль в форме налогового мониторинга».Предметом налогового мониторинга являются правильность исчисления, а также полнота и своевременность уплаты (перечисления) налогов и сборов (п. 2 ст. 105.26 Налогового кодекса РФ). Налоговый мониторинг проводится налоговым органом на основании соответствующего решения.

Условия проведения мониторинга

Организация вправе обратиться с заявлением о проведении мониторинга, если в календарном году, предшествующем году, в котором представляется заявление:

  • совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и налога на добычу полезных ископаемых составляет не менее 300 млн руб. (без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза);
  • суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации составляет не менее 3 млрд руб.

Кроме того, совокупная стоимость активов по данным бухотчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении мониторинга, составляет не менее 3 млрд руб.

При этом указанные выше критерии должны соблюдаться одновременно.

Проведение налогового мониторинга начинается с 1 января года, за который проводится налоговый мониторинг, и оканчивается 1 октября следующего года.

Требования к регламенту

В регламенте информационного взаимодействия указывается порядок:

  • представления налоговому органу документов (информации), служащих основаниями для исчисления и уплаты налогов и сборов в электронной форме, и (или) доступа к информационным системам организации, в которых содержатся данные документы (информация);
  • ознакомления с подлинниками документов в случае необходимости;
  • отражения организацией в регистрах бухгалтерского и налогового учета доходов и расходов и объектов налогообложения, сведений об аналитических регистрах налогового учета, а также информации о системе внутреннего контроля за правильностью исчисления, а также полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов.

Форма регламента и требования к нему утверждены приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184@.

Представление заявления

Заявление о проведении налогового мониторинга представляется в налоговый орган по месту нахождения организации не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг. Форма заявления утверждена приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184@.

Организация, отнесенная в соответствии со статьей 83 Налогового кодекса РФ к категории крупнейших налогоплательщиков представляет заявление о проведении мониторинга в налоговый орган по месту ее учета в качестве крупнейшего налогоплательщика.

К заявлению прикладываются:

  • регламент информационного взаимодействия по установленной форме;
  • информация о юридических и физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации, и при этом доля такого участия составляет более 25 процентов;
  • учетная политика для целей налогообложения организации, действующая в календарном году, в котором представлено указанное заявление.

Организация вправе отозвать заявление о проведении налогового мониторинга на основании письменного заявления. Это можно сделать только до принятия решения налоговым органом. В случае отзыва заявления оно не считается поданным.

По результатам рассмотрения заявления и документов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа до 1 ноября года, в котором представлено соответствующее заявление, принимает решение о проведении налогового мониторинга либо об отказе в его проведении (формы утверждены приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184@).

Решение об отказе должно быть мотивированным. В частности, основанием для принятия такого решения является:

1) непредставление или представление не в полном объеме документов (информации) в соответствии с пунктом 2 статьи 105.27 Налогового кодекса РФ;

2) несоблюдение условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 105.26 Налогового кодекса РФ;

3) несоответствие регламента информационного взаимодействия установленным форме и требованиям.

Решение о проведении налогового мониторинга (решение об отказе) направляется организации в течение пяти дней со дня его принятия.

Порядок проведения мониторинга

Налоговый мониторинг проводится уполномоченными должностными лицами в соответствии с их служебными обязанностями по местонахождению налогового органа (п. 1 ст. 105.29 Налогового кодекса РФ).

При проведении налогового мониторинга налоговики вправе истребовать у организации необходимые документы (информацию), пояснения, связанные с правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов и сборов.

Документы (информация), пояснения представляются организацией в течение десяти дней со дня получения соответствующего требования. При этом неправомерно требовать документы, ранее представленные в налоговый орган в виде заверенных организацией копий.

О выявленных противоречиях (несоответствиях) в сведениях, содержащихся в представленных документах (информации), налоговый орган сообщает организации с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в течение 10 дней.

Если после рассмотрения представленных пояснений либо при их отсутствии будет установлен факт, свидетельствующий о неправильном исчислении (удержании) или неполной (несвоевременной) уплате налогов и сборов, налоговый орган обязан составить мотивированное мнение в порядке, предусмотренном статьей 105.30 Налогового кодекса РФ.

Налоговый мониторинг прекращается досрочно в случаях:

  • неисполнения организацией регламента информационного взаимодействия, которое стало препятствием для проведения мониторинга;
  • выявления факта представления недостоверной информации;
  • систематического (два раза и более) непредставления налоговому органу в ходе проведения мониторинга документов (информации), пояснений в порядке, предусмотренном статьей 105.29 Налогового кодекса РФ.

Уведомление организации о досрочном прекращении налогового мониторинга производится в письменной форме в течение 10 дней со дня установления указанных выше обстоятельств, но не позднее 1 сентября года, следующего за периодом, за который проводится мониторинг.

Мотивированное мнение

Указанное мнение отражает позицию налогового органа по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов.

Налоговый орган составляет мотивированное мнение по собственной инициативе или по запросу организации по форме и с учетом требований, утвержденных приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184@.

По инициативе налогового органа мотивированное мнение составляется в случае, если установлен факт, свидетельствующий о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) налогов и сборов. Указанное мнение может быть составлено не позднее чем за три месяца до окончания срока проведения налогового мониторинга.

У организации могут быть сомнения или неясности по вопросам правильности исчисления (перечисления) и уплаты налогов и сборов за период проведения налогового мониторинга.

В этом случае направляется запрос о представлении мотивированного мнения. В нем излагается позиция организации по указанным вопросам.

Этот запрос может быть отправлен не позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг.

Мотивированное мнение по запросу организации должно быть ей направлено в течение одного месяца со дня получения данного запроса. Срок может быть продлен налоговым органом на один месяц для истребования у этой организации или у иных лиц документов (информации), необходимых для подготовки мотивированного мнения.

О своем согласии организация должна уведомить налоговый орган в течение одного месяца со дня получения мотивированного мнения с приложением подтверждающих документов.

Позиция налоговиков, изложенная в мотивированном мнении, учитывается организацией в налоговом учете, в декларации (расчете), в том числе уточненной, или иным способом.

Если организация не согласна, то она должна представить разногласия в налоговый орган. Это необходимо сделать в течение одного месяца со дня получения мотивированного заключения.

Налоговый орган обязан в течение трех дней со дня получения разногласий направить их в ФНС России со всеми имеющимися материалами для инициирования проведения взаимосогласительной процедуры.

При проведении налогового мониторинга налоговики не вправе направлять мотивированное мнение по вопросам, связанным с осуществлением контроля соответствия цен, примененных организацией в контролируемых сделках, рыночным ценам.

Не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика в результате выполнения мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга.

Взаимосогласительная процедура

ФНС России инициирует проведение взаимосогласительной процедуры после получения разногласий и материалов, представленных налоговым органом в соответствии с пунктом 8 статьи 105.

30 Налогового кодекса РФ.

Эта процедура проводится в течение одного месяца со дня получения разногласий и материалов с участием налогового органа, которым составлено мотивированное мнение, и организации (ее представителя).

По результатам взаимосогласительной процедуры ФНС России уведомляет организацию об изменении мотивированного мнения либо оставлении его без изменения. Уведомление вручается или направляется организации в течение трех дней со дня его составления.

Проведение проверок

В период проведения налогового мониторинга камеральная налоговая проверка не проводится, за исключением случаев представления налоговой декларации:

  • позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг;
  • по налогу на добавленную стоимость или акцизам, в которой заявлено право на возмещение налога.

В указанный период налоговики не вправе проводить и выездные налоговые проверки. Исключением являются случаи:

  • проведения выездной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью инспекции, проводившей налоговый мониторинг;
  • невыполнение налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа. Причем в случае проведения выездной проверки по данному основанию предметом выездной проверки являются правильность исчисления и своевременность уплаты налогов в соответствии с мотивированным мнением.

Кроме того, и камеральные, и выездные проверки проводятся в случае:

  • представления уточненной налоговой декларации (расчета) за период проведения налогового мониторинга, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате;
  • досрочного прекращения налогового мониторинга.

Л. Гончаренко,
проректор, заведующая кафедрой «Налоги и налогообложение» Финансового университета при Правительстве РФ, профессор, д. э. н.

Источник: https://otchetonline.ru/art/buh/47777-nalogovyy-monitoring-novaya-forma-nalogovogo-kontrolya.html

Общие положения о налоговом мониторинге

Налоговый мониторинг как новая форма налогового контроля
Энциклопедия МИП » Налоговое право » Налоговый контроль » Общие положения о налоговом мониторинге

Налоговый мониторинг – это форма налогового контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов.

Налоговый мониторинг представляет собой относительно новую форму выражения налогового контроля и учета, направленную на установление наблюдения за соблюдением норм налогоплательщиками, которые устанавливаются положениями НК РФ.

Непосредственным предметом контроля налогового мониторинга в России является правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты установленных налогов и сборов, проверка базы доходов как юридических, так и физических лиц, проверка всех этапов процедуры уплаты предусмотренных сборов, защита бюджета государства и своевременное обнаружение нарушений действующих налоговых норм в организациях.

Помимо этого, цель работы налогового мониторинга предусматривает и защиту законных интересов налогоплательщиков, особенно, если это новая служба и финансовый порядок учета, налогообложения, перехода на УСН еще совсем не налажен.

Данная форма контроля выражается в постоянном наблюдении и фиксировании определенных результатов, которые были выявлены в ходе той или иной проверки. Затем полученные результаты могут быть сравнены.

На основании данной операции составляется соответствующий график, который может показать важные процессы, выявить цикличность и обнаружить иные важные сведения.

Налоговый мониторинг является установленной юридической процедурой, следовательно, его результаты могут быть использованы для установления определенных санкций и штрафов за те или иные нарушения, которые были допущены налогоплательщиками.

Чтобы данные результаты оказались правомерными и действительными, налоговый мониторинг должен быть проведен с учетом всех требований и нормативов, которые были установлены положениями действующего НК РФ.

Проведение налогового мониторинга

Проведение налогового мониторинга является важной налоговой процедурой, которая может проводиться только при наличии законных на это оснований и только определенными лицами, имеющими соответствующие полномочия. При этом данная форма контроля и способы ее осуществления должны полностью соответствовать положениям, которые содержат нормы налогового законодательства России, а также соответствующий регламент.

Сама процедура проведения налогового мониторинга в России, как форма контроля, осуществляется на основании представления доступа налоговому органу к определенным сведениям, содержащимся в организациях. К этим сведениям можно отнести данные финансовой отчетности участников налоговых правоотношений, информацию базы доходов и расходов и т.д.

Особым примечанием выступает тот факт, что данный доступ должен быть представлен налоговому органу на постоянной основе, для последующего регулярного осуществления контроля в установленной форме. Налоговый мониторинг, как форма проверки участников налоговых правоотношений, обладает достаточно редкой особенностью – он носит длящийся характер.

В тоже время, важной особенностью, которую предусматривают действующие нормы законодательства России, является тот факт, что налоговый орган не вправе осуществлять дополнительные проверки, в том числе и выездные, в том случае, если в данный момент осуществляется налоговый мониторинг.

Условия проведения налогового мониторинга

Налоговый мониторинг может быть проведен при наличии определенных условий, которые устанавливаются положениями НК РФ и являются обязательными для сотрудников налоговых организаций.

Главным условием проведения налогового мониторинга выступает тот факт, что он проводится по письменному заявлению представителя организации, которая выражает свое желание на осуществление данной процедуры. Подать заявление могут организации, которые отвечают следующим условиям, которые устанавливает НК РФ:

  • общая налоговая сумма базы доходов, которая включает в себя НДС, налог на прибыль и т.д., составляет не менее 300 миллионов рублей, за определенный отчетный период;
  • объем базы доходов, по данным действующей бухгалтерской отчетности, составляет не менее 3 миллиардов рублей, за отчетный период – календарный год, в который было подано соответствующее заявление;
  • общая сумма активов, в соответствии с данными бухгалтерской отчетности, составляет не менее 3 миллиардов рублей, за отчетный период – год, предшествующий году, в котором было подано заявление.

Заявление подается заинтересованным лицом в налоговый орган, по месту нахождения организации, либо иного юридического лица. Организации, которые были признаны крупнейшими налогоплательщиками, должны подавать заявление по месту данного учета в налоговых органах.

Заявление, как правовой документ, должно содержать все необходимые сведения: форма организации, ее регламент, количество законных участников, финансовый порядок учета и налогообложения, данные базы доходов, УСН и т.д.

Срок проведения и цели налогового мониторинга

Налоговый мониторинг участников правоотношений осуществляется в соответствии с целями, поставленными положениями налогового законодательства России и НК РФ. В основной список целей можно включить следующие:

  • максимальное снижение рисков для участников, касаемо применения штрафных санкций со стороны государства, которые нередко бывают вызваны определенными нарушениями норм действующего законодательства России;
  • осуществление определенного страхования от возможных убытков, которые могли бы повлечь непреднамеренные нарушения действующих норм налогового законодательства и НК РФ;
  • более легкое и быстрое урегулирование возможных проблем, которые были найдены во время непосредственного осуществления мониторинга, например, неверного перехода на УСН;

Как видно из вышеперечисленных положений, налоговый мониторинг всегда преследует основную цель – обеспечение защиты законных интересов и прав налогоплательщиков.

Налоговый мониторинг проводится в определенный временной период – финансовый год, следующим за годом, когда балы осуществлена подача соответствующего заявления заинтересованной организацией.

Общие положения устанавливают, что налоговый мониторинг начинается 01 января года и продолжается до 01 октября следующего года.

Регламент учета и информационного взаимодействия

Регламент учета и информационного взаимодействия устанавливает особый порядок представления налоговому органу требующихся документов, носящих финансовый характер. Данный документ представляет собой сведения базы доходов, данные УСН и налогового учета, финансовый отчет участников и т.д.

Помимо этого, регламент учета и информационного взаимодействия устанавливает действующий порядок уплаты и учета страховых взносов, перечисления налогов, перехода на УСН.

Регламент учета и информационного взаимодействия составляется и утверждается в соответствии с действующей формой, предусмотренной нормами налогового права.

Несоблюдение установленной формы, также неполное указание требуемых сведений, либо представление ложной информации, приведут к тому, что существующий регламент учета и информационного взаимодействия будет признан недействительным и не сможет учитываться во время непосредственного проведения налогового мониторинга уполномоченными лицами.

Данный финансовый документ должен содержать максимально подробные и точные сведения о схеме учета налогов конкретной организации, вне зависимости от того, применяет ли данная служба УСН или нет.

Источник: https://advokat-malov.ru/nalogovyj-kontrol/obshhie-polozheniya-o-nalogovom-monitoringe.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.