+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Неустойка по госконтракту

Содержание

Неустойки, пени, штрафы по контракту 44-ФЗ

Неустойка по госконтракту

          Случается, так, что организации не имеют возможности вовремя исполнять свои обязанности по договору. Согласно Федеральному закону “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” от 05.04.2013 г. № 44 – ФЗ существует ряд мер воздействия на стороны заключивших контракт.

Не важно по какой причине происходит несвоевременное, а возможно и ненадлежащее исполнение контракта. В контракте обычно прописывается все возможные варианты правомерных взысканий как со стороны по договору, как с заказчика, так и с подрядной организации.

Наш адвокат в сфере закупок, тендеров и торгов, вопросах замены заказчика по 44-ФЗ и иных проблем поможет во всем разобраться: профессионально, выгодно и в срок.

Ненадлежащее исполнение контракта 44-ФЗ

          В случае, когда все же происходят заминки в поставке товара или строительстве того или иного объекта, вторая сторона имеет право требовать следующие компенсации:

  • Уплаты неустойки (штрафов и пени) за каждый просроченный день;
  • Уплаты понесенных убытков.

         Сторона чьи права нарушены, может готовить претензию по госконтракту по 44-ФЗ уже на следующий день после того как пошла просрочка исполнения контракта. В претензии необходимо указать расчет требований и изложить всю суть проблемы.

В случае, если подрядчик или поставщик не исполнит требования, указанные в претензии, текст претензии будет изучаться в суде чтобы проверить имеете ли вы право заявлять те или иные исковые требования.

Только суд сможет решить спор, если вторая сторона считает, что не смогла выполнить условия контракта по причинам не зависящим от нее, поэтому и обеим сторонам потребуется грамотный и квалифицированный юрист.

ПОЛЕЗНО: смотрите ВИДЕО по теме участия нашего адвоката в антимонопольном споре и подпишитесь на канал , чтобы иметь возможность получать совет адвоката через комментарии к ролику.

Снижение неустойки по 44-ФЗ

          Существует несколько правил, следуя которым, вы значительно снизите риск предъявления требования о выплате неустойки:

  • Внимательно изучите контракт, бывает, что исполнение контракта должно быть двухсторонним, например, заказчик не отправил вовремя заявку на поставку оборудования или строительных материалов;
  • Если возникает хотя бы малейшая возможность того, что контракт не будет исполнен, необходимо срочно готовить письмо заказчику с предупреждением;
  • Необходимо договариваться о том, чтобы все контрагенты заранее готовили счет фактуры и иные закрывающие документы;
  • Заранее направляйте все необходимые документы второй стороне по контракту, поскольку ошибки допускают даже самые лучшие сотрудники, поэтому всегда будет лучше если у вас будет время на исправление собственных ошибок.

         Неустойка начисляется на всю сумму по договору за вычетом суммы фактически исполненных обязательств по контракту. Но не стоит пугаться, существует реальная возможность снижения пеней до минимально установленной.

Дело в том, что заказчики применяют в своих расчетах формулы установленные законодателем по умолчанию. Но необходимо рассчитывать также согласно ставки рефинансирования ЦБ, следовательно, разница в расчетах бывает колоссальной.

Также стоит отметить, что если размер процентов будет явно несоразмерен с суммой, указанной в контракте, в таком случае суд обязан будет уменьшить размер взыскиваемых процентов.

Что считается ненадлежащим исполнением контракта?

       Если разобрать на примере закона, что же такое ненадлежащее исполнение контракта, то в этом нам поможет ст. 94 ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, в которой идет четкое подразделение ненадлежащего исполнения контракта, которое заключается в следующем:

  • Не была осуществлена приемка товара в срок указанный в контракте, подробнее, как принять работы по контракту по ссылке в блоге;
  • Заказчиком не была произведена оплата товара или определенного этапа в оговоренный срок;
  • Не было осуществлено взаимодействие заказчика с поставщиком или подрядчиком строительных работ в определенный этап исполнения контракта.

      В данном деле очень важны сроки, а это значит, что даже если товар был привезен, но не в оговоренные сроки, контракт может считаться не исполненным, более того, заказчик может предъявить убытки, понесенные в связи с несвоевременно доставленным товаром.

Удержание неустойки из оплаты по контракту

      Стоит отметить, что законодательством РФ не предусмотрено удержание неустойки из оплаты по контракту и тем не менее, такое возможно только в случае, если данный факт описан в контракте.

Бывает также, что сам подрядчик согласен с тем, что не укладывается в оговоренные сроки, в таком случае соглашается с удержанием неустойки из суммы в контракте.

Разумеется, данная сделка должна быть документально подтверждена и подписана с двух сторон, чтобы впоследствии не оказалась виновной уже прямо противоположная сторона.

Взыскание пени по 44-ФЗ

        В нашей стране очень действенным является такая мера наказания как пени по 44 – ФЗ. Действительно, при заключении контракта обе стороны были уверены в своих силах в том, что они обязуется исполнить.

На деле не всегда получается так как мы хотим, поэтому наказание в виде взыскания пени и иных процентов и штрафов является самой распространенной судебной практикой.

Случается, также, что стороны приходят в мировому соглашению прямо в зале судебного заседания, но сам факт обращения в судебные инстанции уже на всегда расторгает отношения между сторонами.

        Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если сможет доказать, что неисполнение контракта или несвоевременность тех или иных действий была по причинам, не зависящим от организации.

Будь теми причинами какие-то природные катастрофы или же наоборот, причина таится в действиях самого заказчика. В любом случае, стороне придется попотеть чтобы доказать отсутствие своей вины. В процедуру доказывания входит сбор необходимых бумаг, допрос свидетелей и сотрудников сторон контракта.

Лучше всего поручить данное действие адвокату, который уже не раз сталкивался с подобными процедурами в суде.

ПОЛЕЗНО

Источник: https://katsaylidi.ru/blog/neustojki-peni-shtrafy-po-kontraktu-44-fz/

Удержание неустойки заказчиком по государственному контракту | Адвокат Мугин Александр

Неустойка по госконтракту

За прошедший год уже раз десять ко мне обращались за юридической помощью в связи с тем, что заказчик по государственному контракту удерживал неустойку.

В ряде случаев нарушение исполнителем обязательств по контракту действительно имело место, в остальных случаях нарушений контракта не было, а претензии заказчиков были не обоснованы.

В обоих случаях, размер удержанной заказчиком неустойки несоизмеримо превышал какие бы то ни было негативные последствия действий исполнителя.

Особенно несправедливыми были случаи, когда исполнитель выигрывал конкурс, на который был выставлен «сводный» лот, по которому оказание услуг, например клининговых или услуг по обслуживанию, предполагалось на нескольких объектах заказчика. В моем случае это были школы.

Контрактами предусматривалась ответственность за нарушение исполнителем обязательств по контракту в размере 5 % от стоимости контракта. При этом заказчик выявлял несущественное или спорное нарушение лишь в одной школе и лишь в один отчетный период, а неустойку удерживал в размере 5 % от стоимости услуг за весь период оказания услуги (год) на всех объектах заказчика.

Исполнители, не согласные с размером неустойки, просили восстановить справедливость.

В некоторых случаях нам удавалось урегулировать спор в досудебном порядке, часть споров была решена путем утверждения мирового соглашения уже в суде, часть споров была решена в пользу исполнителя судом.

Удержание неустойки из оплаты или обеспечения

Право заказчика требовать уплаты неустойки предусмотрено ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе…», а правила определения размере штрафа и размера пени утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063.

Есть ряд спорных теоретических вопросов о том, вправе ли заказчик в одностороннем порядке удерживать неустойку из оплаты или обеспечения по госконтракту.

Каким образом оформляется изменение обязанности заказчика по оплате выполненных работ, в случае удержания из оплаты, или обязанности заказчика по возврату обеспечения, в случае удержания из обеспечения? Надо ли оформлять данные изменения зачетом встречных однородных требований?

Вопросы возникают в связи с тем, что в действующем законодательстве нет прямого регулирования по данному вопросу, что и порождает разные точки зрения. В частности, удержание неустойки 44-ФЗ вообще не предусмотрено (да наверно и не должно быть предусмотрено).

Иногда в контрактах или договорах предусмотрено право заказчика на удержание, иногда нет.

Если же заказчик все же удержал неустойку, то не все еще потеряно для исполнителя, поскольку размер неустойки, подлежащей взысканию, может быть уменьшен.

Как уменьшить неустойку

Даже если исполнитель настроен очень решительно, обращение в суд без соблюдения претензионного порядка приведет к оставлению искового заявления без рассмотрения.

Грамотно изложенная в претензии позиция лица, считающего, что его права нарушены, часто позволяет сэкономить время, силы и деньги.

По сути, претензия представляет собой 80 процентов иска. Если нарисовать заказчику такую картину мира, что нет вопроса о том будет ли снижена неустойка или нет, а вопрос в том, когда она будет снижена и во что это обойдется заказчику, то спор, скорее всего, решится без суда.

На данной стадии целесообразно указать, почему исполнитель не согласен с выявленными недостатками в работе, обоснованно возразив против доводов заказчика.

Если же заказчик настаивает на своей правоте, не соглашается уменьшить сумму неустойки (а некоторыми контрактами прямо запрещено внесудебное уменьшение неустойки), тогда исполнитель может либо простить заказчику деньги, либо обратиться в суд.

Есть такой тип исполнителей по контрактам, которые ни за что не хотят судиться с заказчиками по госконтрактам или вовсе не верят, что в суде можно чего то добиться.

Со всей ответственностью заявляю, что, по крайней мере в моей практике, какой либо ангажированности судов в спорах при цене иска до 10 млн.

рублей я за последние лет 10 не встречал, споры рассматриваются в нормальном режиме и без нарушения судом равно удаленности от сторон спора.

Как уменьшить неустойку в суде

Как показал опыт, у лица, обращающегося суд, может возникнуть вопрос: о чем же просить суд? Имеется в виду — какое основание и предмет иска указать в исковом заявлении?

Рекомендую следующую позицию, чтобы уменьшить размер неустойки.

Составляя исковое заявление, необходимо исходить из того, что на момент подачи иска исполнителем выполнены работы (оказаны услуги) на определенную сумму, которые подлежат оплате.

Если же заказчик работы (услуги) в полном объеме не оплатил, то мы и просим суд взыскать с заказчика денежные средства в размере стоимости выполненных работ (оказанных услуг) за вычетом суммы произведенной оплаты.

При этом в исковом заявлении мы указываем, что удержанная заказчиком неустойка явно несоразмерная последствиям нарушения (если мы признаем факт нарушения условий контракта), и просим применить суд ст. 333 ГК РФ. Не буду цитировать здесь эту статью, думаю с ней и так большинство читателей знакомо.

Думаю вам будет интересно знать, что п. 71 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.

2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» предусмотрено, что заявление о несоразмерности неустойки, просьба применить ст. 333 ГК РФ само по себе не является признанием долга либо факта нарушения условий контракта.

Не забудьте предложить суду свой контррасчет неустойки, а также доводы в обоснование несоразмерности неустойки.

Соответственно в просительной части иска (предмет иска), чтобы не путать суд и самому не путаться, просите суд взыскать денежные средства в таком то размере, а не необоснованно или излишне удержанную неустойку или оплату за выполненную работу.

Обоснованность применения неустойки в виде штрафа

Также хочу обратить ваше внимание на такой, часто встречающийся в спорных вопросах, момент.

Государственными контрактами предусматривается ответственность сторон как в виде штрафа (разового платежа, который теоретически может взыскиваться за каждое предусмотренное договором нарушение), так и в виде пени.

В случаях, когда ко мне обращались исполнители по госконтрактам, заказчиком удерживался штраф за, например, не вымытые полы или стекла, не покошенный газон, не почищенный снег.

Все эти нарушения выявлялись комиссионно и наличие нарушения документально подтверждалось только на момент составления акта.

В таких случаях мы указывали на то, что в данном случае необходимо применять именно пени, а не штраф, причем пени должно начисляться исходя из стоимости некачественно оказанной услуги, а не от стоимости всех работ за весь срок действия контракта, и за период продолжительностью один день, поскольку доказательств наличия данного нарушения за период предшествующие составлению акта или после составления акта отсутствуют.

Соответственно удержание неустойки из суммы контракта становится несоизмеримо меньшим.

В случае, если заказчик необоснованно удерживает с вас неустойку по контракту, вы можете обратиться ко мне и я вам с удовольствием помогу.

Подобные споры чаще всего рассматриваются в упрощенном порядке, а стоимость моих услуг, как правило, взыскивается с ответчика в полном объеме, то есть доверитель остается «при своих».

Для примера — свежее дело А40-55892/2017, удержав неустойку в размере 300 000 руб., с заказчика в конечном итоге было взыскано 360 000 руб., в том числе штраф с самого заказчика и судебные расходы. Так что — обращайтесь, с удовольствием помогу.

П.С. Возможно вам будет интересна статья «Административная ответственность заказчика по госконтракту за нарушение сроков оплаты«.

С наилучшими пожеланиями,

Адвокат Мугин Александр С.

Источник: http://www.advokat-mugin.ru/uderzhanie-neustojki-zakazchikom-po-gosudarstvennomu-kontraktu/

Последствия несоблюдения сроков государственного контракта по 44-ФЗ – Макфин

Неустойка по госконтракту

В данной статье мы поговорим о том, чем грозит для поставщика несоблюдение сроков исполнения обязательств при участии в государственных закупках по 44-ФЗ, каковы последствия несоблюдения сроков государственного контракта по 44-ФЗ. Для упрощения в данной статье мы будем больше говорить о поставке товаров, хотя договора подряда в данном случае регулируются теми же нормами, если не указано иное.

Помните, если у вас возникла спорная ситуация с заказчиком по поводу сроков исполнения госконтракта, последствия могут быть весьма неприятными. Именно для этих целей мы разработали для наших клиентов специальную услугу — юридическое сопровождение при исполнении госконтракта.

Штрафные санкции за несоблюдение сроков государственного контракта

В первую очередь, в государственных контрактах, как и в любых других договорах, прописываются штрафные санкции в соответствии с п.4 статьи 34 44-ФЗ. В соответствии с п.

5 статьи 34 44-ФЗ они состоят из неустойки за каждый день просрочки поставки товара и штрафа за ненадлежащее выполнение условий государственного контракта, зависящего больше от воображения заказчика.

Это может быть штраф за невыполнение сборки, за каждый факт брака или некомплектной поставки.

Уменьшение неустойки при просрочке исполнения государственного контракта

Суды, как правило, не прислушиваются впоследствии к просьбам поставщика об уменьшении неустойки в соответствии со ст.

333 ГК РФ, выплатить неустойку и штраф придется в полном объеме, так как с проектом контракта Вы были ознакомлены, при подаче заявки на участие в государственной закупке Вы дали согласие на исполнение всех условий поставки, и сам государственный контракт Вы также подписали добровольно. Хотя ВАС предусматривает возможность снижения явно несоразмерной убыткам неустойки даже в случае, когда ее размер определен законом.

Примером здесь может служить постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 мая 2013 по делу №А55-30801/2012, согласно которому неустойка была взыскана в полном объеме, а довод поставщика об ограничении конкуренции путем установления срока поставки товара в 1 день вовсе не нашел отклика со стороны суда. Это логично, ведь, подавая заявку, поставщик давал согласие выполнить все условия, указанные в извещении.

Об уменьшении сроков поставки как меры по ограничению конкуренции в государственных закупках мы подробно говорили в другой статье.

Судебная практика по уменьшению неустойки при просрочке по государственному контракту

Однако есть и иные, весьма интересные, примеры: постановление Президиума ВАС РФ от 17 декабря 2013 №12945/13. В данном случае размер неустойки сильно (в 442 раза) превышал размер ставки рефинансирования, одновременно размер неустойки, начисляемой заказчику за несвоевременную оплату поставщику, совпадал со ставкой рефинансирования.

Суд обратил внимание на этот факт и на доводы ответчика о том, что многочисленные аналогичные государственные контракты имеют куда меньший размер неустойки, а заказчик не понес убытков и не доказал свои существенные затруднения от просрочки выполнения заказа. П.

1 статьи 124 ГК РФ говорит о том, что публичные образования выступают в гражданско-правовых отношениях на равных началах с другими физическими и юридическими лицами, что предполагает определенную сбалансированность мер ответственности, а идея контрактной системы в сфере государственных закупок не преследует цели пополнения государственного бюджета за счет карательных штрафных санкций. На тех же доводах базируется и постановление Федерального Арбитражного суда Московского округа от 18 февраля 2014 года по делу №А40-168183/12-151-1326.

Аналогичный пример – постановление Федерального Арбитражного суда Московского округа от 16 июля 2014 по делу №А41-49061/13, в котором суд пошел навстречу поставщику, опираясь на тот факт, что неустойка завышена относительно годовой ставки рефинансирования в 360 раз, общий размер неустойки составлял 60% от стоимости контракта, при этом заказчиком не приведено доказательств убытков от просрочки выполнения контракта. В основу решения была положена ст. 10 ГК РФ о недопустимости осуществления гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу и злоупотребление правом. Неустойка такого большого размера признана неосновательным обогащением.

Таким образом, при существенном превышении неустойки над ставкой рефинансирования, доказать ее необоснованность в суде все-таки можно, основываясь на принципе юридического равенства, закрепленного в п.1 ст.1 ГК РФ.

Установленная законом неустойка за просрочку государственного контракта

В результате частого возникновения подобных случаев, Федеральным законом 396 от 28 декабря 2013 года в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок…» были внесены поправки, обязывающие заказчика устанавливать штрафные санкции в соответствии с Порядком, определенным в Постановлении Правительства РФ №1063 25 ноября 2013 года. Данный порядок внес существенную определенность в размер неустоек и штрафов. Штраф установлен в виде прогрессирующего процента от суммы контракта, а неустойка соответствует 0,003-0,01 ставки рефинансирования за каждый день просрочки. Есть еще один очень важный момент: неустойка в государственном контракте начисляется не на всю сумму контракта, а на ну ту часть, обязательств, которая не была выполнена в срок. Это прямо прописано в п.7 статьи 34 44-ФЗ и в новом порядке. На этот счет есть и Постановление Президиума ВАС РФ от 15.07.2014 №5467/14.

Реестр недобросовестных поставщиков при просрочке государственного контракта

Помимо штрафных санкций, у поставщика при невыполнении поставки в срок существует и другой риск: в соответствии с п.

2 статьи 104 44-ФЗ поставщик, государственный контракт с которым расторгнут по решению суда или в результате одностороннего отказа заказчика в связи с существенным нарушением условий контракта, должен быть внесен в реестр недобросовестных поставщиков. В соответствии с п.

9 статьи 95 44-ФЗ заказчик имеет право на односторонний отказ от исполнения контракта в соответствии с Гражданским законодательством, если это было предусмотрено контрактом. Однако понятие существенного нарушения условий контракта имеет оценочный характер.

Существенные условия нарушения государственного контракта

Сроки выполнения контракта являются одной из наиболее частых причин обращения государственных заказчиков и поставщиков в суд. Существенным нарушением судом признается такое нарушение, в результате которого стороне причинен ущерб, в результате которого она в значительной мере лишается того, на что могла бы претендовать при должном исполнении контракта, в соответствии с п.2 ст.450 ГК РФ.

В соответствии с п.1 ст.708 ГК РФ сроки выполнения работ являются существенным условием договора подряда, в соответствии со ст.506 ГК РФ сроки поставки товара являются существенным условием договора поставки. П.2 ст.

715 ГК РФ говорит нам о том, что нарушение сроков выполнения работ является существенным нарушением и дает право заказчику отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке. Что же касается поставки товаров, то п.2 ст.

523 ГК РФ устанавливает в качестве существенного нарушения, достаточного для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, только неоднократное нарушение сроков поставки товара. В одной из следующих статей мы расскажем, какие существуют хитрости по законному увеличению сроков поставки товара.

Судебная практика по просрочке государственных контрактов

Существует огромное количество судебных решений, по которым государственные контракты расторгались в связи с просрочкой выполнения работ.

Стоит также отметить, что хотя мнения судов и разнятся, все же чаще неустойку взыскивают даже при условии расторжения контракта, так как расторжение контракта ведет к прекращению обязательств на будущее, но не лишает кредитора права взыскать с должника сумму основного долга и наложить на него имущественные санкции. Однако, на наш взгляд, очень важно обратить внимание на постановление Президиума ВАС от 12 апреля 2011 №12363/10, в котором сказано, что доводов истца о нарушении ответчиком сроков поставки недостаточно для расторжения договора в судебном порядке, необходимо предоставить доказательства причиненного ущерба в соответствии со ст.450 ГК РФ. Кроме того, заказчику важно соблюсти процедуру, определенную статьей 95 44-ФЗ.

Как видите, с одной стороны, последствия нарушения сроков исполнения государственного контракта для поставщика достаточно печальны, однако существует масса нюансов, позволяющая этих последствий избежать.

Позиции судов по каждому из этих нюансов двоякие, для положительного решения требуется серьезная проработка каждого конкретного случая, в Ваших доводах каждое слово будет иметь решающее значение, поэтому настоятельно рекомендуем Вам обратиться к профессионалам в этой области.

Специалисты нашей компании помогут Вам отстоять Ваши интересы в спорах заказчиком, антимонопольными органами и в суде.

Автор статьи – Москалева Анастасия Владимировна.

Все ссылки на нормативные акты приведены по состоянию на 7 февраля 2014.

Источник: https://MakFin.ru/goszakupki/posledstviya-nesoblyudeniya-srokov-gosudarstvennogo-kontrakta-po-44-fz/

Штрафы и пени для поставщиков по 44‑ФЗ

Неустойка по госконтракту

Статья актуальна на 16 января 2018

В любом госконтракте есть пункт, где заказчик прописывает ответственность поставщика. Посмотрим, чем отличаются штрафы и пени, как их рассчитывают и в каких случаях можно избежать. 

Когда взыскивают штрафы и пени?

44-ФЗ предусматривает два основных вида нарушения:

  • Ненадлежащее исполнение контракта, за которое заказчик требует штраф;
  • Просрочка исполнения, за которую начисляет пени, или неустойку.

Ненадлежащее исполнение — значит, ваш товар или услуга не соответствует параметрам из контракта.

Например, если заказчик указал, что автомобильные шины должны быть текущего года выпуска, то прошлогодние он имеет право не принять. То же самое с просрочкой — нельзя выходить за сроки, указанные в контракте.

Пени не начисляют за дни, которые требуются заказчику для приемки товара (это разъяснение Минфина из письма от 07.11.2017 N 24-03-08/73293).

Внести изменения в значимые условия контракта по 44-ФЗ нельзя. Если вы начали выполнять подписанный контракт с нарушением графика, заказчик начислит пени. Если просрочка произошла по вашей вине, придется оплатить, если нет — можно оспорить.

Как насчитывают пени и штрафы?

Размер пени за просрочку и штрафов за различные нарушения индивидуален. Пени и штрафы в контрактах, заключенных до 9 сентября 2017 года, считают по формулам, которые прописаны в постановлении правительства от 25.11.2013 № 1063. Для закупок, опубликованных после 9 сентября 2017, действуют новые правила из постановления правительства от 30.08.2017 № 1042.   

Старые правила расчета пени

Посмотрим на примере, как рассчитывают пени. Цена контракта — 500 тыс. руб., срок исполнения контракта — 20 дней. Поставщик не исполнил контракт вовремя, просрочка — 12 дней.

  1. Сначала определяем коэффициент К по формуле К = (ДП/ДК) х 100%, где ДП — количество дней просрочки, ДК — срок исполнения обязательств.
    К = (12 / 20) x 100% = 60%. Если К = 0-50%, то ставка 0,01 ставки рефинансирования Если К = 50-100%, то ставка = 0,02 ставки рефинансирования

    Если К = 100% и больше, то ставка = 0,03 ставки рефинансирования

  2. Затем рассчитываем ставку по формуле С = Сцб х ДП, где Сцб — ставка рефинасирования ЦБРФ на дату уплаты пени, определяемой с учетом коэффициента К, а ДП — количество дней просрочки.
    Сейчас размер ставки ЦБРФ — 10%. Значение К попадает в диапазон «50-100%», поэтому в формуле расчета Сцб берем 0,02 от ставки рефинансирования. Получаем С = (0,10 x 0,02) x 12 = 0,024
  3. Наконец, вычисляем пеню по формуле П= (Цк — В) х С, где Цк — цена контракта, В — стоимость уже выполненных обязательств,а С — размер ставки:
    Цк = 500 000 руб.,
    В = 0, т.к. контракт не был исполнен даже частично,
    С = 0,024

Пеня = (500 000 руб. – 0 руб.) x 0,024 = 12 000 руб.

Если поставщик исполнил контракт частично, то при расчете пени это учитывают в формуле. Например, стоимость поставленных товаров — 200 тыс. руб.:

Пеня = (500 000 руб. — 200 000 руб.) x 0,024 = 7 200 руб.

Новые правила расчета пени

С 9 сентября 2017 сложные формулы не используют. За каждый день просрочки начисляют 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта. Цена должна быть уменьшена на сумму уже выполненных работ. Общая сумма неустойки для заказчика или поставщика не может превышать цену контракта.

Старые правила расчета штрафов

Штраф за все нарушения — это фиксированная сумма, которая зависит от цены контракта (или его этапа).  

НМЦ (в руб.)< 3 млн 3-50 млн 50-100 млн >100 млн 
% штрафа10510,5

Новые правила расчета штрафов 

Сумма штрафов в контрактах до 100 млн рублей не изменилась, но в закупках больше этой суммы штрафы теперь ниже. 

НМЦ (в руб.)< 3 млн 3-50 млн 50-100 млн от 100 до 500 млн от 500  млн до 1 млрдот 1 до 2 млрдот 2 до 5 млрдот 5 до 10 млрд> 10 млрд
% штрафа10510,50,40,30,250,20,1

Штрафы за некачественное исполнение контракта гораздо больше, чем пени за просрочку. Если срок контракта подходит к концу, а вы не успеваете выполнить работу качественно, то лучше исполнить контракт с просрочкой, но качественно. Так вы потеряете меньше денег.

Поставщик согласен, что нарушил условия контракта и платит добровольно

В этом случае порядок действий такой:

  1. Заказчик пишет претензию в свободной форме, где описывает факт просрочки, указывает реквизиты контракта, сумму к оплате, номер счета.
  2. Поставщик отвечает в письме о согласии оплатить пени и перечисляет на счет заказчика деньги.
  3. Стороны подписывают акт приемки, заказчик полностью оплачивает контракт и возвращает обеспечение.

Поставщик согласен с нарушением, но заказчик взыскивает деньги сам

Есть три варианта, как именно заказчик удерживает штраф или пени:

  • Из суммы, которую должен поставщику за исполнение контракта.
  • Из обеспечения контракта. Такая ситуация возможна, но она спорная. Поставщик может подать в суд на заказчика, так как сумма обеспечения — страховка от невыполнения госконтракта, использовать ее в других целях незаконно.
  • От банка, в котором поставщик оформил гарантию на исполнение контракта. Если в гарантии есть пункт о взыскании пени за просрочку, заказчик может потребовать у банка компенсировать ему неустойку. Разбирательство с банком не должно влиять на завершение контракта: стороны подписывают акт приемки, заказчик оплачивает контракт.

Поставщик не согласен с начисленными штрафами и пени

Например, поставщик не смог вовремя начать строительство, потому что заказчик не предоставил проектную документацию. В этом случае нужно продолжать работы, а пени оспаривать. Получив претензию, поставщик подает в арбитраж. Суд разбирает обстоятельства дела и решает:

  • Освободить поставщика от уплаты, если заказчик не предоставил доказательств несвоевременного выполнения работ;
  • Удовлетворить требования заказчика частично. Например, по формуле неустойка составила 1 млн рублей, а суд обяжет вернуть только 200 тыс. рублей «в связи с явной несоразмерностью последствиям нарушения обязательства»;
  • Полностью удовлетворить требование заказчика.

Можно ли избежать штрафов?

Заказчик не может сам решать, начислять пени или нет. Он обязан это сделать, как только произошла просрочка или нарушены условия контракта. Размер пени за просрочку нельзя изменить даже по согласованию сторон. Но есть ситуации, когда их не начисляют.

Закупка у единственного поставщика

Заказчик может не писать в контракте сумму штрафов и неустоек, если проводит закупку у единственного поставщика и она не дороже 100 тыс. руб.:

  • на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия,
  • на поставку лекарств.

Например, в этой закупке штраф есть, а в этой заказчик решил не устанавливать наказание.

Виноват сам заказчик

Поставщик может оспорить штраф или пени, если докажет, что его вины нет:

«Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны» (ч.9, ст.22, 44-ФЗ).

В Гражданском кодексе нет закрытого списка обстоятельств непреодолимой силы. Заказчик прописывает их сам в документах закупки — например, закрытие границ, военные действия, объявление карантина, природные катаклизмы и т.д. Если в контракте этого списка нет, будет сложнее доказать, что вы не виноваты в просрочке. Также проверьте, чтобы в контракте были:

  • этапы и сроки выполнения работ, в которые вы успеете уложиться,
  • сроки исполнения обязательств обеих сторон,
  • условие о порядке и сроках приемки товара,
  • параметры, по которым заказчик будет принимать товар.

Если сроки работ или требования к товарам вас смущают, помните, что внести изменения в него можно только на этапе подачи заявки. Для этого нужно подать запрос на разъяснения заказчику или жалобу в ФАС, обосновав свою претензию. Нереальные сроки исполнения контракта — это один из способов ограничить конкуренцию.

Источник: https://zakupki.kontur.ru/site/articles/1138-shtrafy

Неустойка по госконтракту | Ошеров, Онисковец и Партнеры

Неустойка по госконтракту

Достаточно часто подрядчики, выполняя государственные контракты, сталкиваются с нарушениями со стороны заказчика.

Это дает право на взыскание неустойки по госконтракту, однако на практике добиться такой компенсации очень сложно.

В данной статье мы разберемся, как поступать в подобных ситуациях и можно ли добиться компенсации в случае нарушения госзаказчиком условий договора.

В каких случаях возможно взыскание неустойки по госконтракту?

Неустойка – это обычная форма компенсации, которая предусмотрена Гражданским кодексом в случае нарушения условий договора одной из сторон.

Поскольку государственный контракт – это одна из разновидностей договора оказания услуг или договора поставки (хоть и со своими нюансами), на него также распространяется норма о взыскании неустойки.

Вот некоторые случаи, которые позволяют это сделать:

  • заказчик задерживает расчеты по контракту – если все работы выполнены в срок, подписаны акты приемки, но при этом госзаказчик не спешит оплатить труд подрядчика, это дает право последнему обратиться за компенсацией в виде неустойки;
  • заказчик не возвращает вовремя средства обеспечения госконтракта – при заключении договора согласно 44 ФЗ исполнитель передаёт заказчику залоговые средства, которые должны обеспечивать выполнение условий договора. По окончании работ средства должны вернуться подрядчику. Если это не произошло в сроки, указанные в контракте, исполнитель может обратиться за неустойкой;
  • нарушены другие существенные условия договора – в некоторых случаях контракт может предусматривать выплату неустойку в других, не описанных выше ситуациях. Это также может служить основанием для взыскания неустойки по госконтракту.

Также стоит отметить, что заказчик тоже имеет возможность взыскать неустойку с подрядчика – если тот не выполнил взятые на себя обязательства в срок, качество товара или услуги не отвечает заявленному и т.д.

Расчет неустойки по госконтракту

Для расчета размера неустойки есть утвержденная формула, по которой любое заинтересованное лицо может посчитать компенсацию в своем случае.

При этом стоит отметить, что с сентября 2017 года формула изменилась и стала более простой: если раньше нужно было учитывать коэффициент того насколько сильно были нарушены сроки (отношение дней просрочки к общему сроку выполнения контракта), то теперь нужно знать только два значения (кроме суммы задолженности) – количество дней просрочки и учетную ставку на день расчетов. Формула же для определения компенсации выглядит следующим образом:

Н = С * 1/300 * У * Д;

где Н – размер неустойки, руб., С – сумма задолженности, руб., 1/300 – коэффициент за каждый день просрочки, У – учетная ставка, Д – срок просрочки, дней.

Разобраться в расчетах проще всего на примере. Допустим, заключен госконтракт на сумму 100 000 руб. При этом подрядчик получил от заказчика 70 000 руб. в срок, а остаток не выплачивался на протяжении 90 дней. Если учетная ставка на момент расчетов составляет 7,5%, то сумма неустойки будет равняться 30000 * 1/300 * 7,5 * 90 = 675 руб.

Из формулы понятно, что чем больше сумма задолженности и просрочка, тем больше будет и неустойка. Также обратите внимание на то, что если за расчётный период размер учетной ставки менялся, то период просрочки разбивается на периоды и рассчитывается отдельно, по старому и новому значению.

Затем полученные результаты суммируются – это и будет общей суммой компенсации.

Взыскание неустойки по госконтракту

Спор о взыскании неустойки по государственному контракту стоит начать с подготовки официальной претензии и отправки ее второй стороне.

В претензии нужно указать, какие именно пункты договора был нарушены, привести аргументы, подтверждающие нарушения, а также предъявить требования – взыскать неустойку, приложив к расчет ее размера.

Претензия направляется по юридическому адресу заказчика заказным письмом или передается лично в офис. Если вторая сторона готова обсуждать условия разрешения спора, проводятся переговоры, в которых стороны пытаются найти компромиссное решение.

Если же в ответ на претензию вы получили отказ по взысканию неустойки по госконтракту или документ вообще был проигнорирован, остается добиваться справедливости в суде.

Рассмотрением таких дел занимаются арбитражные суды. Подавать исковое заявление нужно в тот из них, который относится к району регистрации заказчика.

Алгоритм действий при судебном разрешении спора следующий:

  1. Подготовка иска. Структура заявления во многом повторяет претензию, поэтому если вы ее составляли ранее, то и подготовить иск будет несложно. Основные отличия – это определенная форма изложения материала (шапка документа, обстоятельства дела, требования, перечень приложений), а также необходимость указать, что была предпринята досудебная попытка урегулирования конфликта. В остальном иск содержит те же сведения – обстоятельства возникновения задолженности (или другие нарушения договора), доказательства, расчет размера неустойки, требования.
  2. Сбор и подготовка документов. Для всестороннего рассмотрения дела потребуется подготовить доказательства – документы, подтверждающие вашу позицию. Это могут быть выписки со счета, платежки, акты выполненных работ, акты приемки, транспортные накладные и т.д. – конкретный перечень зависит от обстоятельств дела. Также обязательно понадобится копия договора и удостоверение личности, а если ваши интересы представляет третье лицо – доверенность на его имя.
  3. Рассмотрение иска в суде. Во время заседания нужно подтвердить вашу позицию, ранее изложенную в иске, привести доказательства, заявить требования. Если удастся убедить судью, исковые требования будут удовлетворены. В противном случае можно подавать на апелляцию.

Если вы хотите добиться взыскания неустойки по госконтракту, обязательно воспользуйтесь помощью адвоката по 44 ФЗ.

Профильный специалист знает все нюансы законодательства в вопросе госзакупок, а значит, сможет отстоять ваши интересы даже в самых сложных ситуациях.

Юрист может как подготовить необходимые документы (включая претензию и иск), так и представлять ваши интересы в арбитражном суде, тем самым повышая шансы на положительный исход дела.

Заключение

Если заказчик не исполняет свои обязательства по госконтракту, подрядчик может претендовать на неустойку. Но перед ее взысканием нужно подготовиться: рассчитать размер компенсации, собрать необходимые документы. Также лучше воспользоваться услугами адвоката 44 ФЗ, чтобы повысить шансы на позитивный результат.

Источник: http://advokat-osherov.ru/blog/neustoyka-po-goskontraktu/

Неустойка по государственному контракту

Неустойка по госконтракту

Заключая государственный (муниципальный) контракт, стороны берут на себя определенные обязательства, а также несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение этих обязательств.

Согласно положениям Федерального закона N 44-ФЗ  мерой ответственности за нарушение условий контракта является уплата неустойки (штрафа, пени).

Что такое неустойка? Как обосновать законность ее взыскания? Каков порядок ее расчета? Как отражаются суммы неустойки в учете казенного учреждения? Ответы на эти вопросы вы найдете в статье.

Понятие неустойки и правовые основания ее взыскания

Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе, которое, в свою очередь, основывается на положениях Конституции РФ, Гражданского кодекса, Бюджетного кодекса и состоит из Федерального закона N 44-ФЗ и других федеральных законов, регулирующих отношения в области закупок (п. 1 ст. 2 Федерального закона N 44-ФЗ).

В силу норм п. 2 ст. 764 ГК РФ и п. 5, 6 ст. 3 Федерального закона N 44-ФЗ казенные учреждения при заключении государственных (муниципальных) контрактов на закупку товаров, работ, услуг выступают в роли государственных (муниципальных) заказчиков.

Государственный (муниципальный) контракт – это договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования для обеспечения соответственно государственных или муниципальных нужд (п. 8 ст. 3 Федерального закона N 44-ФЗ).

Согласно п. 4 ст.

 34 Федерального закона N 44-ФЗ одним из обязательных условий является включение в контракт пункта об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. При этом ответственность за нарушение обязательств по контракту выражается в уплате неустойки (п. 5, 6 Федерального закона N 44-ФЗ).

Неустойка является одним из способов обеспечения исполнения обязательств (ст. 329 ГК РФ). Положения о неустойке содержатся в § 2 гл. 23 ГК РФ. Так, согласно ст.

 330 ГК РФ неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Из определения следует, что неустойка может быть законной или договорной, то есть ее размеры и порядок исчисления могут устанавливаться определенным нормативным актом или по соглашению сторон.

Неустойка за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по государственному (муниципальному) контракту, предусмотренная Федеральным законом N 44-ФЗ, уплачивается в виде штрафа или пени.

При этом взимание штрафа осуществляется при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по контракту, а пени – в случае просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства) по контракту (п. 5, 7, 8 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ).

Указанные санкции являются законной неустойкой, поэтому кредитор вправе требовать ее уплаты независимо от того, предусмотрено это соглашением сторон или нет (п. 1 ст. 332 ГК РФ).

Размер такой неустойки не может быть ниже установленного Федеральным законом N 44-ФЗ, но может быть увеличен соглашением сторон, если этого не запрещает закон (п. 2 ст. 332 ГК РФ). При этом следует учитывать положения ст.

 333 ГК РФ, согласно которым суд вправе уменьшить неустойку, в том числе и законную, если она явно не соразмерна последствиям нарушения обязательства.

Обратите внимание! Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны (п. 9 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ).

Порядок расчета неустойки

Расчет штрафа. Согласно п. 5, 8 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ размер штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств по контракту устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 (далее – Правила N 1063).

Так, на основании п. 2-5 Правил N 1063 размер штрафа рассчитывается в процентном соотношении к цене контракта (см. таблицу).

Цена контракта

Не более 3 млн. руб.

От 3 млн. до 50 млн. руб.

От 50 млн. до 100 млн. руб.

Свыше 100 млн. руб.

2,5%

2%

1,5%

0,5%

10%

5%

1%

0,5%

 Документальное подтверждение обязательства по уплате неустойки

Для возникновения обязательства по уплате неустойки необходимо зафиксировать факт неисполнения или ненадлежащего исполнения условий контракта.

Согласно разъяснениям, приведенным в Письме Минфина РФ от 02.07.2012 N 02-11-08/2474, указанный факт может быть определен сторонами или установлен судом.

Примечание. Сторонами контракта в письменной форме должно быть оформлено соглашение о неустойке. Соглашение, оформленное не в письменной форме, будет являться недействительным (ст. 331 ГК РФ).

Источник: http://love-credit.ru/st/neustoyka-po-gosudarstvennomu-kontraktu

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.