Новый закон об образовании

Содержание

Новый закон об образовании: чего ждать школьникам, родителям и учителям

Новый закон об образовании

Законопроект № 3491-д был принят депутатами в первом чтении в октябре 2016 года, но не проан в последний день предыдущей сессии 13 июля. Сторонники законопроекта настаивали на том, чтобы поставить его на ание в начале 7-й сессии, чтобы деньги на реализацию реформы были выделены в госбюджете на 2018 год.

Закон «Об образовании» является базовым, и без его принятия невозможно менять законы Украины «О среднем образовании» «О профессиональном образовании», а также разрабатывать закон «О национальной системе квалификаций».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Осень под знаком реформ. Что ждет депутатов на новой сессии

О том, зачем необходимо было менять законодательство 1991 года, подробно рассказала идеолог реформы – министр образования Лилия Гриневич – в колонке на сайте своего ведомства.

По ее словам, действующая система образования в Украине застряла в советском прошлом, а негативными последствиями школьной «уравниловки» становятся отсутствие у детей интереса к учебному процессу, рост у них заболеваний нервной, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, случаи буллинга в школьной среде и высокий (22,8%) уровень молодежной безработицы.

Реформа, в свою очередь, призвана:

  • Развивать в детях качества, которые не могут быть автоматизированы (креативность, управление людьми, эмоциональный интеллект и т.д.);
  • Сформировать новую фигуру школьного учителя, который владеет преподавательскими методиками XXI века и способен реализовывать педагогику партнерства;
  • Совместно с Министерством регионального развития реализовать проект «Новое образовательное пространство», предусматривающий коренную модернизацию школ;
  • Научить детей общаться между собой и создать безопасную среду для их взаимодействия.

«Все это невозможно «впихнуть» в двухлетнюю профильную старшую школу, где дети должны углубить изучение профильных предметов и подготовиться к сдаче внешнего оценивания без вреда для своего здоровья. Именно поэтому нам нужно увеличить продолжительность учебы на год», — поясняет министр.

КАК ИМЕННО ИЗМЕНИТСЯ ПРОЦЕСС ПОЛУЧЕНИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ?

Говоря о принятии законопроекта во втором чтении, большинство СМИ сделали акцент на переходе к 12-летнему школьному образованию. Однако, по словам министра, общая продолжительность обучения (с учетом ВУЗа) не изменится, поскольку 12-летнее школьное образование позволит сократить бакалаврат по большинству специальностей с 4 до 3 лет.

Вот как будут выглядеть уровни полного среднего образования согласно новому закону:

  • Начальное образование – 4-летнее обучение в начальной школе (учреждении I ступеня). Обучение в школе дети могут начинать в 6 либо 7 лет. Предусмотрено два цикла учебы: адаптационно-игровой (1-2 класс) и основной (3-4 — класс);
  • Базовое среднее образование – 5-летнее обучение в лицее (учреждении II ступеня). Здесь также предусмотрено два цикла: адаптационный (5-6 класс) и цикл базового предметного обучения (7-9 класс).
  • Профильное среднее образование – 3-летнее обучение в лицее (учреждение III ступеня) или учреждениях профессионального образования. Лицеи могут быть академической или профессиональной направленности: в первых ученику дается возможность углубить знания и поступить в ВУЗ, во вторых – начать получение своей первой профессии.

Для начального образования 12-летка вступит в силу с 1 сентября 2018 года; для базового среднего образования – с 1 сентября 2022 года; для профильного среднего – с 1 сентября 2027 года.

Результаты обучения на каждом уровне будут оцениваться путем проведения государственной итоговой аттестации, которая может осуществляться в разных формах – в том числе и в виде внешнего независимого тестирования.

КАКИЕ ЕЩЕ ЕСТЬ НОВОВВЕДЕНИЯ?

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Статья «Обучение лиц с особыми образовательными потребностями» гарантирует право таких людей на образование с учетом их индивидуальных потребностей, способностей и интересов – а также подготовку специалистов, способных обеспечить такое преподавание.

Образовательные учреждения будут в случае необходимости создавать инклюзивные группы и классы, а органы местного самоуправления – основывать ресурсные центры инклюзивного образования.

Дети с физическими, сенсорными и другими нарушениями будут обеспечиваться необходимыми средствами для обучения, а помещения в учебных учреждениях станут отвечать критериям доступности.

ТЕРРИТОРИАЛЬНОСТЬ. Учреждения по территориальному признаку будут объединяться в образовательные округа.

В более крупных населенных пунктах (например, райцентрах) будут действовать опорные школы, куда будут ездить школьники из ближайших сел, если в них школы «оптимизировали» (т.е. убрали из них старшие классы).

Само собой, для функционирования такой модели необходима не только закупка транспорта, но и ремонт дорог.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Порошенко озвучил приоритетную задачу в образовательной сфере

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ. Контроль за деятельностью образовательных учреждений во многом будет осуществляться по-новому.

Кроме наблюдательных и/или опекунских советов, которые смогут влиять на стратегию развития учреждения и проверять соблюдение ими бюджетов, одним из инструментов контроля станут веб-сайты самих учреждений, которые обяжут публиковать различные виды отчетности, в том числе финансовой.

Вводится понятие «академической добросовестности», которое будет применяться ко всем участникам образовательного процесса (к «академической недобросовестности» будет относиться как плагиат и списывание, так и получение или дача взятки).

Государственный контроль, в том числе институциональный аудит и аккредитация учебных программ, возложена на центральный орган исполнительной власти по обеспечению качества образования. А осуществлять контроль за тем, чтобы права учащихся не нарушались, будет профильный омбудсмен, назначаемый Кабмином на 5 лет.

ЯЗЫКОВОЙ ВОПРОС. По признанию Гриневич, этот аспект реформы вызвал больше всего споров. Языком обучения в Украине является государственный, но в зависимости от программы учреждение может осуществлять преподавание на двух и более языках, в т.ч. английском или языке национальных меньшинств.

Компромисс принятого варианта реформы заключается в том, что количество предметов, преподаваемых на украинском, будет плавно увеличиваться со средней школы: в 5-9 классах будет вводиться несколько предметов на украинском, а в старшей школе преподавание может вестись уже полностью на государственном языке.

ПРИНЦИП «ДЕНЬГИ ХОДЯТ ЗА РЕБЕНКОМ». Если ребенок учится в частной школе, имеющей лицензию и работающей по аккредитованной программе, государство осуществляет финансирование его образования путем передачи целевого объема средств такой школе.

И ПОСЛЕДНЕЕ (НО НЕ ПО ВАЖНОСТИ): ЧТО С УЧИТЕЛЬСКИМИ ЗАРПЛАТАМИ?

Новый закон привязывает зарплаты учителей к минимальной зарплате: предусмотрено поэтапное повышение должностного оклада педагогического работника до трех МЗП (9600 грн). Каждая новая категория учителя дает прибавку к окладу в размере 10%.

Кроме того, устанавливаются ежемесячные надбавки за выслугу лет в следующих размерах: более 3 лет — 10%; более 10 лет — 20%; более 20 лет — 30% оклада. Для научно-педагогического работника (ассистента кафедры) надбавка к окладу составляет 25%.

Для педагогического сотрудника, прошедшего добровольную сертификацию – 20% на протяжении срока действия такого сертификата (5 лет).

ЧТО ГОВОРЯТ КРИТИКИ?

Принятие новой редакции любого базового закона не может обойтись без нареканий. Закон «Об образовании», работа над которым велась несколько лет, не стал исключением. Против нововведения высказывались и весьма абсурдные аргументы: по словам и.о.

министра здравоохранения Ульяны Супрун, в день ания в зале звучали предупреждения о том, что «нельзя вводить 12-летнюю систему образования, поскольку 18-летние девочки будут выходить из школы беременными».

«Невероятно! — пишет чиновница, — В 21 веке в европейской стране кому-то приходит в голову, что жизнь женщины должна ограничиваться институтом семьи и заботой о детях».

Закон встретил противодействие «Оппозиционного Блока»; в частности, Сергей Кивалов назвал его сырым, заявив, что документ усложняет доступ к высшему образованию.

«Как можно требовать сдавать успешно ВНО, если знаний в школе дети практически не получат! Тем более что вводят внешнее оценивание для 4-го и 9-го классов. Для малышей это, конечно, дополнительный большой стресс.

И главное – какой в этом смысл? Мне не понятно, какая судьба ждет девятиклассников, которые не смогут успешно сдать ВНО. Они ведь и в ПТУ вряд ли смогут поступить, ведь более ста училищ закрыли», — жалуется нардеп.

Его коллега по фракции Александр Вилкул сетует и на компромиссную языковую модель: «Когда в средних классах на родном языке можно преподавать только два урока в день, а в старших классах средне школы ни одного нельзя преподавать на родном языке, то это не европейский путь», — утверждает он.

Другие политсилы, называя закон далеким от идеала, все же приписывают себе заслуги за его положительные моменты. В частности, в пресс-релизе на сайте «Батькивщины» Юлия Тимошенко сообщает, что именно ее фракция предотвратила массовое сокращение преподавателей, сохранила питание и медобслуживание в школах, а также государственное финансирование ПТУ.

Владимиру Гройсману припомнили сказанные на линейке 1 сентябре слова о том, что «не каждому человеку нужно высшее образование» и решение Кабмина выделить на модернизацию учебного процесса в начальных школах 1 млрд грн из бюджетных средств (всего, по подсчетам МОН, реформа до 2030 года потребует порядка 87 млрд грн). Критики закона подчеркивают, что за период, пока будут осваиваться эти средства, успеет смениться парламент, Кабмин и Президент, и неизвестно, поддержат ли они заданный уровень финансирования.

Как бы там ни было, 255 депутатов отдали свой голос закону в этой редакции. А Президент, в свою очередь, поблагодарил всех, кто приложил руку к документу.

«Новая украинская школа открывает свои двери для нового поколения украинцев — компетентных, патриотичных, открытых к миру. Рад, что нам это удалось.

Ведь реформа образования — это мощный толчок и для других реформ, которые сегодня осуществляет Украина», — написал Порошенко в .

Подписывайтесь на #Буквы в Telegram и Viber. Самые важные и свежие новости — вы узнаете первыми!

Источник: https://bykvu.com/mysli/74277-novyj-zakon-ob-obrazovanii-chego-zhdat-shkolnikam-roditelyam-i-uchitelyam

Закон об образовании РФ. Фундамент обучающей системы государства

Новый закон об образовании

Бесплатная юридическая консультация

+7 (499) 653 61 48 Москва

+7 (812) 313 29 82 Санкт-Петербург

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2019 года

Включает все изменения до 6 марта 2019 г.

Новый Федеральный Закон об образовании 273-ФЗ действует с 1 сентября 2013 года. Во всех развитых странах система образования регулируется отдельными законодательными актами, направленными на поддержание и развитие этой важнейшей части социально-экономической жизни общества.

В постсоветской России существовало несколько законов, касающихся образования, которые со временем перестали соответствовать актуальным реалиям. Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» и Федеральный закон от 22 августа 1996 г.

N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» были разработаны без учёта стремительного развития в этом сегменте рыночной составляющей и передовых технологий.

Кроме того, эти законодательные документы зачастую вступали в противоречия с последующими правовыми актами.

Закон об образовании в РФ 2019, по единодушному мнению экспертов международного уровня, максимально эффективно регламентирует все знаковые направления системы образования.

Отдельно стоит отметить идеальную гармонизацию нового закона с положениями Конституции РФ. Такое преимущество позволило сформировать мощный механизм гуманности и социальной справедливости в области получения знаний, который по праву считается неотъемлемой частью любого цивилизованного общества.

Основные принципы Закона об образовании РФ

  1. равноправие всех граждан в получении среднего, средне-специального и высшего образования;
  2. безусловная приоритетность образовательной системы как основополагающей платформы развития общества;
  3. акцент на воспитании не только грамотного, но и культурного члена социума, который бережно относится к историческому наследию, природным богатствам и общественным ценностям;
  4. перевод процесса обучения в цивилизованный правовой формат во всех деталях и направлениях;
  5. автономный светский характер всех учебных заведений, работающих на государственной и муниципальной платформе;
  6. возможность получения образования в любом возрасте представителей любых профессий

Глава 1 Общие положения законаГлава 2 Система образованияГлава 3 Лица, осуществляющие образовательную деятельностьГлава 4 Обучающиеся и их родители (законные представители)Глава 7 Общее образованиеГлава 8 Профессиональное образованиеГлава 9 Профессиональное обучениеГлава 10 Дополнительное образование

  • Статья 77 Организация получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности
  • Статья 78 Организация получения образования иностранными гражданами и лицами без гражданства в российских образовательных организациях
  • Статья 79 Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
  • Статья 80 Организация предоставления образования лицам, осужденным к лишению свободы, к принудительным работам, подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей
  • Статья 81 Особенности реализации профессиональных образовательных программ и деятельности образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка
  • Статья 82 Особенности реализации профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования
  • Статья 83 Особенности реализации образовательных программ в области искусств
  • Статья 84 Особенности реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта
  • Статья 85 Особенности реализации образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой
  • Статья 85.1 Особенности реализации образовательных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности
  • Статья 86 Обучение по дополнительным общеразвивающим образовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях
  • Статья 87 Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования
  • Статья 88 Особенности реализации основных общеобразовательных программ в загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации

Глава 14 Международное сотрудничество в сфере образованияГлава 15 Заключительные положения закона

Ключевые функции 273-ФЗ об образовании

  1. определение основных понятий образовательной системы и работающих в ней взаимоотношений;
  2. законодательное регулирование системы платного и бесплатного обучения;
  3. гармонизация всех правовых документов касающихся получения образования, преподавания, экзаменационных процессов, льгот и привилегий для учащихся и педагогов;
  4. формирование правовых гарантийных обязательств, позволяющих гражданам страны обучаться в рамках свободы личного выбора;
  5. определение возможностей иностранных граждан в российской образовательной системе;
  6. дифференцирование полномочий законодательной и исполнительной власти различных уровней в данном секторе;
  7. описание вариантов стимулирования и содействия гражданам, проявляющим уникальные успехи в области обучения и преподавания;
  8. определение статуса, возможностей, прав и обязанностей профессиональных преподавателей, учеников, родителей и опекунов;
  9. полное описание структуры и принципов работы образовательных отношений;
  10. правовое определение и регулирование социальных, экономических и финансовых взаимоотношений в образовательной отрасли;
  11. регламентация работы инновационного сектора в системе обучения и преподавания

Реализация образовательных процессов в рамках описанных функций и правил предоставляет возможность перевести всю систему на рельсы интенсивного бесконфликтного развития. Правовой аппарат, предлагаемый законом, охватывает все ключевые процессы и догмы, позволяя участникам образовательных отношений в полной мере пользоваться принципами равноправия, справедливости и гуманности.

Последняя редакция Закона об образовании 2018-2019. Основные нововведения

Последняя редакция практически завершила основной этап эволюции этого основополагающего законодательного инструмента, ставшего основой эволюционной стабильности образовательной платформы в нашей стране.

Внесённые изменения коснулись таких важных направлений как создание так называемых электронных школ с удалёнными уроками, ликвидацию в средних школах второй и третьей смены, снижение объёма отчетных документов педагогов.

Внедрение общероссийского института всеобщего повышения профессионализма педагогов – ещё одно важное нововведение, позволяющее учителям постоянно совершенствовать свои знания и умения со всеми вытекающими преимуществами.

Отдельным пунктом выделена приоритетность изучения русского языка и литературы, выражающаяся в таких масштабных мероприятиях как Тотальный диктант, охватывающий все регионы России.

Кроме того, последняя редакция регламентировала следующие знаковые моменты:

  1. гимназии и лицеи отныне приравниваются к общеобразовательным школам. Это позволяет всему населению страны получать доступ к полному пакету современных программ;
  2. определена возможность составления индивидуального графика обучения для учеников, которые по тем или иным весомым причинам не могут посещать школу наравне с остальными учащимися. В частности, речь идёт о спортсменах и гастролирующих музыкантах, для которых теперь можно составлять персональные учебные программы;
  3. в законе отменяются льготы для детей-сирот при поступлении в высшие учебные заведения. Но в целях соблюдения социальной справедливости для таких детей будут организованы бесплатные подготовительные курсы;
  4. оценка работы учителей будет проводиться преимущественно в удалённом режиме без бюрократической волокиты и бумажного документооборота

Новый Закон об образовании РФ – это мощный правовой регулятор одной из самых важных социальных сфер, от прогресса которой напрямую зависит будущее страны. В дальнейшем этот законодательный акт получит новое развитие с ориентацией на инновационные технологии и быстро растущие социальные запросы.

Источник: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/

Закон об образовании в Российской Федерации (новый)

Новый закон об образовании
Материал подготовлен по заказу юридической компании «Доминиум»

В настоящей статье мы затронем вопросы предназначения, структуры, цели Федерального закона об образовании в Российской Федерации (273 — ФЗ). Также вы сможете ознакомиться с последней редакцией ФЗ с изменениями на 2017 год.

В современном мире от уровня развития и качества образования зависят практически все «грани» жизни государства: начиная с экономики, научно-технического прогресса, заканчивая культурой и безопасностью.

Естественно, что столь важный сегмент общественной жизни как никакой другой нуждается в адекватной правовой базе.

Тем не менее, на протяжении долгих лет в России остро стояла проблема неполного соответствия между общественно-политической ролью образования и состоянием законодательной базы, призванной регулировать отношения в сфере образования.

Утвержденный в 1992 г. Закон РФ «Об образовании» уже к концу 90-х гг. нуждался в обновлениях по причине прогресса социально – экономических отношений, растущих требований к выпускникам учебных заведений, роста числа образовательных учреждений, что требовало более четкой законодательной базы.

Многократно вносимые поправки и дополнения в существующее на тот момент нормативные акты лишь привели законодательство об образовании к неустранимым внутренним противоречиям.

А самой главной причиной, подтолкнувшей правительство к началу разработки нового основополагающего закона об образовании, был тот факт, что старый закон был ориентирован на регулирование советской модели образования.

Изначально разработчики нового закона приняли решение пойти по пути кодификации сферы законодательства и разработать Кодекс РФ об образовании. Однако кодекс не был утвержден.

Впоследствии был разработан план-проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», который должен был включить в себя как принципы правового регулирования отношений в сфере реализации обучения общего характера, так и положения, призванные регламентировать отдельные уровни профессионального и общего образования.

Процесс принятия нового закона привлек к себе пристальное неподдельное внимание общественности и членов политических партий, как никакой другой проект. В ходе общественного обсуждения законопроекта число предлагаемых поправок исчислялось тысячами.

В конечном счете, новый Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» был принят 29 декабря 2012 г., вступил в законную силу 1 сентября 2013 г. и действует по настоящее время.

Данный закон сегодня является основополагающим правовым актом в области образования.
Закон 2012 года заменил 2 основных закона: Закон об образовании от 1992 г. и Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании от 1996 г.

, а также ряд других нормативно-законодательных актов.

Значение ФЗ Об образовании

Значение закона об образовании невозможно переоценить, так как он:

  • устанавливает гарантии в отношении прав и свобод граждан со стороны государства в сфере образования. В России состояние дел в сфере обучения напрямую связано не только с государственной социально ориентированной политикой, но и со стратегией экономического развития страны.
  • способствует интеграционному объединению российского и европейского образовательных пространств, создавая благоприятные условия для развития большей мобильности студентов и преподавательского состава, а также предоставляя возможность реализации совместных образовательных программ.

Цель Федерального закона об образовании

Цель федерального законодательства об образовании — предоставить каждому гражданину оптимальные условия для получения дошкольного, обязательного общего и высшего образования, а также выбор качественных образовательных организаций.

Предмет ФЗ — 273

В качестве предмета регулирования ФЗ об образовании выступают общественные отношения, которые возникают в ходе реализации права на обучение.

закона

В законе «Об образовании в Российской Федерации» закреплены:

  • экономические, организационные и правовые основы образования в РФ;
  • основы функционирования системы образования и практики образовательной деятельности;
  • главные принципы государственной политики России в сфере образования;
  • правовое положение субъектов отношений в сфере образования.

Стоит отметить, что новый закон об образовании от 2012 г. является гарантом бесплатности и доступности школьного, дошкольного и дополнительного образования. Основным нововведением в законе 2012 г.

является то, что он разграничивает уровни общего (дошкольное, начальное, основное и среднее общее), профессионального и высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, подготовка кадров высшей квалификации).

Помимо прочего, в законе прописаны правила организации обучения несовершеннолетних инвалидов и детей, имеющих ограничения по здоровью, права ребенка на обучение по индивидуально составленному учебному графику, совмещение школьного обучения с обучением на дому (семейным).

Новый закон не подразделяет учреждения образования на виды, что прежде создавало излишние административные барьеры и накладывало ограничения на возможности в осуществлении образовательных программ.

Помимо прочего, закон вводит систему государственного мониторинга образования и процедуру независимой оценки качества обучения.

Источник: https://yurist-ekaterinburg.ru/fz-273-federalnyj-zakon-ob-obrazovanii-rossiyskoy-federacii-rf-poslednyaya-redakciya-s-izmeneniyami-novyj-2017-2016

Новый закон «Об образовании»

Новый закон об образовании

1 сентября 2013 г. в России вступает в силу новый закон «Об образовании». До этого момента мы ориентируемся на действующий сейчас Федеральный закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.

Зачем нужен новый закон?

Сегодня в стране идет реформа системы образования, меняются подходы к обучению, возникают новые формы и технологии. Как и любой законопроект, он вводит новые понятия, меняет правовые статусы участников и заставляет нас жить по-новому.

Отметим, что вступление нового закона, прежде всего, обусловлено новыми реалиями жизни россиян. Действующий в данный момент закон устарел и не отражает многих особенностей современного учебного процесса, старая трактовка понятия «образование» уже слишком узка для нашего общества.

И новый закон должен обеспечить всем этим изменениям юридический фундамент.

Кого касается новый закон об образовании?

Новый закон касается всех организаций, в которых происходит передача знаний от преподавателя к ученикам (студентам, слушателям). А значит, он важен для учебных и тренинговых центров, а также школ и курсов всех направлений.

Новый закон и учебные центры

В момент принятия старого закона к образованию относились как к некому обязательному процессу, который необходимо пройти всем в принудительном порядке от детского сада до института, а затем временно забыть о нем до рождения детей, которые также должны будут пройти этот путь.

Сегодня отношение к образованию значительно изменилось, изменилось и само устройство образовательной системы. Быстрый темп жизни и развития общества требуют от россиян постоянного пополнения своей базы знаний и развития приобретенных навыков.

Во многих компаниях уже считается неприличным в течение длительного периода времени не посещать какие-либо тренинги. Да и сами сотрудники понимают, что останавливаться в профессиональном развитии опасно – так можно быстро потерять ценность на рынке труда.

Спрос рождает предложение и вот уже на рынке множество тренинговых компаний разных форм собственности предлагают курсы и тренинги на любой вкус.

Самообразование уже давно стало модным, и многие расценивают получение новых знаний, как интересный способ проведения досуга.

Курсы мыловарения, макраме и вязания, гончарные мастерские, уроки рисования и плетения кос, занятия по фэн-шую и женским практикам – за последние годы не просто вырос, а сформировался почти с нуля огромный рынок.

Ведь раньше, в советское и постсоветское время, подобный сегмент образования был представлен лишь кружками для школьников по художественной гимнастике и шитью мягких игрушек. Теперь почти все взрослое население обязательно посещает какие-нибудь курсы.

Появился и новый сегмент «образование как развлечение», в котором представлены лекции, проводимые в кафе, мастер-классы как шоу или концерт и т. д. Рынок дополнительного краткосрочного образования для детей и взрослых растет с каждым днем, а значит, его надо как-то регулировать законодательно, что, собственно, и отражено в новом законе.

Сертификаты и дипломы

Многие после посещения курсов желают получить сертификаты и дипломы, подтверждающие их знания. В прошлом законе и постановлении №174 «Об утверждении положения о лицензировании образовательной деятельности» от 16.03.2011 г.

о выдаче подобных бумаг было написано весьма туманно: «Образовательная деятельность, осуществляемая путем проведения разовых занятий различных видов (в том числе лекций, стажировок, семинаров) и не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании, деятельность по содержанию и воспитанию обучающихся и воспитанников, осуществляемая без реализации образовательных программ, а также индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не подлежат лицензированию». Так, не совсем понятно, может ли организация, не имеющая образовательной лицензии выдать сертификат о прохождении тренинга, если тренинг был меньше 72 часов и не был проведен экзамен. Это путанное положение рождало много споров.

В новом законе все расставлено по своим местам: организации, занимающиеся общим, профессиональным и дополнительным профессиональным образованием (курсы повышения квалификации) обязаны иметь лицензию, а некоторые должны пройти государственную аттестацию и аккредитацию. Соответственно, выдают сертификаты установленного государством образца.

В этой части законодательство не изменилось. А вот касательно дополнительного образования возможности выдачи разных документов существенно расширены. Во-первых, разделены понятия «документ об образовании» (дипломы, аттестаты и прочие обязательные «корочки») и «документ об обучении». Посмотрим в закон, п. 1, ст.

60: «в Российской Федерации выдаются:

  1. документы об образовании и (или) о квалификации, к которым относятся документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации;
  2. документы об обучении, к которым относятся свидетельство об обучении, свидетельство об освоении дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, иные документы, выдаваемые в соответствии с настоящей статьей организациями, осуществляющими образовательную деятельность.»

Фраза «иные документы» теперь дает нам огромный простор. Также п.

15 статьи 60 прямо говорит, что теперь мы имеем право выдавать любые документы, которые только можно выдумать: хоть грамоты, сертификаты или справки, хоть медали или шоколадки: «организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе выдавать лицам, освоившим образовательные программы, по которым не предусмотрено проведение итоговой аттестации, документы об обучении по образцу и в порядке, которые установлены этими организациями самостоятельно».

Лицензирование

Что же касается лицензирования, теперь лицензированию образовательной деятельности подлежат все (п. 18-19): «Образовательная организация – некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;

организация, осуществляющая обучение, – юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности».

Также расширен спектр видов образования, по которым проводится лицензирование: «Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования».

Насколько применимо такое положение закона покажет лишь опыт и практика.

Организационно-правовые формы

В старой версии допускалось только две организационно-правовых формы собственности образовательных организаций: образовательное учреждение и автономная некоммерческая организация, теперь же этот список расширен.

В новый закон введены понятия «образовательная организация» (которой, может являться только некоммерческая организация) и организация, осуществляющая образовательную деятельность. Об этих организация в п. 5 ст.

31 говориться следующее: «Иные юридические лица вправе осуществлять образовательную деятельность по программам профессионального обучения, образовательным программам дошкольного образования и дополнительным образовательным программам».

Осуществлять образовательную деятельность может и индивидуальный предприниматель, при этом если процесс обучения осуществляется предпринимателем собственнолично – то лицензии не требуется. А вот если ИП нанимает педагогов – то его деятельность уже подлежит обязательному лицензированию, вне зависимости от вида образовательной деятельности.

При этом согласно п. ст.

108: «Индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность с привлечением педагогических работников, должны получить лицензию на осуществление образовательной деятельности до 1 января 2014 г.

В случае неполучения до истечения указанного срока индивидуальными предпринимателями лицензий они обязаны прекратить осуществление образовательной деятельности с привлечением педагогических работников».

Электронные и дистанционные формы обучения

Не остался незамеченным в законе и технический прогресс. Отдельная статья посвящена электронным и дистанционным формам обучения п. 1, ст.

16: «Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников».

Электронное и дистанционное обучение приравнено к традиционным очным формам.

РЕЗЮМЕ

  • С 1 сентября 2013 г. в силу вступает новый закон «Об образовании».
  • В основном он коснется сферы государственного образования: большое место в нем отводится ВУЗам, школам, ЕГЭ и т. п.
  • Однако само понятие «образование» существенно расширено, т. к. новые реалии требуют новой законодательной базы: в России появилось множество курсов и мастер-классов для самообразования взрослых и детей.
  • Также затронут вопрос о дистанционном и электронном обучении.
  • По новому закону организации, занимающиеся общим и профессиональным образованием, а также курсы повышения квалификации обязаны иметь лицензию и могут выдавать сертификаты государственного образца. А организации, занимающиеся дополнительным образованием, могут выдавать «документы об обучении»: грамоты, сертификаты, справки и др.
  • Один из важнейших пунктов нового закона – о лицензировании, которому теперь подлежат все курсы без исключения.
  • Расширен перечень форм собственности образовательных организаций. В старой версии допускалось только две формы: образовательное учреждение и автономная некоммерческая организация. Теперь образовательную деятельность могут осуществлять и другие организации, в том числе ИП.
  • Если ИП осуществляет образовательную деятельность с привлечением педагогических работников, он обязан получить лицензию до 1 января 2014 г.

Источник: http://tallanto.com/ru/novyy-zakon-ob-obrazovanii-kosnetsya-vseh-uchebnyh-centrov

273 закон «Об образовании»

Новый закон об образовании

Датой вступления в действие закона «Об образовании» № 273 является 1 сентября 2013 года. Данный правовой акт отвечает настоящим требованиям образовательной системы, которая со времени вступления в законную силу правового акта, стала эффективнее. При разработке положений данного закона учитывались все особенности обучения в РФ, на основании чего был оформлен нормативный документ.

Описание закона

ФЗ-273 «Об образовании» вступил в действие в 2013 году. Он был разработан с целью контролировать реализацию прав гражданина на обучение.

Структура правового акта:

  • Общие понятия и положения. Изложение основополагающих определений, правомочий и требований;
  • Полномочия обучающихся лиц;
  • В ФЗ-273 уточняется перечень работников системы образования и их квалификация;
  • Характерные особенности системы образования;
  • Разбитая на категории система обучения — на общее, профессиональное, высшее, дополнительное;
  • Контролирование образовательных инстанций;
  • Коммерческие отношения в обучающей системе;
  • Взаимодействия с иностранными образовательными учреждениями;
  • Финальные положения законодательства.

Перечисленные положения охватывают все весомые нюансы данной сферы. Благодаря этому, Федеральный Закон 273 «Об образовании» является основополагающим актом в образовательной сфере.

Последняя редакция ФЗ «Об образовании»

В связи с тем, что закон, связанный с вопросом о военной службе в военной прокуратуре и следственных органах, претерпел изменения, в ФЗ-273 «Об образовании» РФ были внесены следующие корректировки:

  • Разработка программ для подготовки научно-педагогических специалистов в адъюнктуре обеспечивает не только федеральные инстанции исполнительной власти, но и федеральные государственные органы, в которых лица проходят военную или приравненную к ней службу (ч. 13 ст. 12 ФЗ-273);
  • Студенты, являющиеся гражданами, проходившими в период не менее 3 лет военную службу в федеральных государственных учреждениях, вправе получить государственную социальную стипендию (ч. 5 ст. 36 ФЗ-273);
  • Лица, прошедшие военную службу по призыву в федеральном государственном учреждении и поступающие на обучение по рекомендациям командиров, имеют специальные права при приёме на обучение по программам бакалавриата и специалитета (пункт 9 части 7 статьи 71 ФЗ-273);
  • Такие же льготы имеют и лица, являющиеся участниками ликвидации ряда аварий (в том числе военнослужащие федеральных государственных органов, пункт 12 части 7 статьи 71 ФЗ-273);
  • Дети государственных гражданских служащих и гражданского персонала федеральных государственных органов, в которых законодательством предусмотрена военная служба, обладают преимущественным правом приёма в школы и другие общеобразовательные организации, занимающиеся подготовкой несовершеннолетних к военной или государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества (ч. 6 ст. 86 ФЗ-273).

Ознакомьтесь  184 Федеральный закон РФ

Статья 2

Во второй статье закона указаны все понятия, которые употребляются в текущем правовом акте. Некоторые из них: образование, воспитание, обучение, уровень образования, квалификация, федеральные государственные требования.

В последней редакции текущая статья не претерпела изменений.

Статья 3

В 3 ст. Федерального Закона 273 описываются основные принципы, на которых основывается законодательное регламентирование отношений в сфере обучения.

Некоторые из них:

  • Образование граждан выступает в качестве приоритетной цели государства;
  • Каждый имеет право на образование, дискриминация в этой сфере недопустима;
  • Необходимо создать приемлемые условия для интеграции системы обучения РФ в системы иностранных государств.

Во время последнего редактирования закона, 3 статья не была изменена.

Статья 9

9 ст. ФЗ-273 содержит информацию о правах и обязанностях местных органов управления, а именно: организация общедоступного и бесплатного обучения по основам общеобразовательной программы; организация дополнительного обучения; содержание зданий, в которых происходит обучение.

Изменений данная статья не претерпела в ходе последней редакции.

Статья 11

Ст. 9 ФЗ-273 предоставляет информацию о федеральных правительственных образовательных нормах и требованиях.

Они обеспечивают следующее:

  • Формирование на всей территории государства единой системы обучения;
  • Возможность создавать программы обучения разных сложностей;
  • Гарантию качества образовательной системы.

В ходе последней редакции закона, 11 статья не была изменена.

Статья 12

В 12 ст. ФЗ-273 указываются образовательные программы. Перечислим некоторые из них: программы обучения для среднего профессионального и высшего образования, дополнительные общеобразовательные программы.

Изменений текущая статья не претерпела.

Бесплатное образование в РФ

3 пункт 5 ст. Федерального Закона РФ гласит, что государство гарантирует общедоступное и бесплатное обучение для дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и специального образования. Получить бесплатное высшее образование можно только на конкурсной основе и только один раз.

Скачать

Для контролирования и регулирования сферы обучения был разработан федеральный закон.

Законы Российской Федерации регулярно редактируются. Для получения актуальной информации можно скачать действующую редакцию закона «Об образовании» в РФ.

Источник: https://210fz.ru/273-zakon-ob-obrazovanii/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.