Основные профессиональные качества воспитателя детского сада

Содержание

Профессиональные качества воспитателя детского сада. Каким должен быть воспитатель детского сада

Основные профессиональные качества воспитателя детского сада

Каким должен быть воспитатель детского сада в современных реалиях? Данная профессия является особой по своей значимости и сущности.

Особенности профессии

Специфика труда заключается в том, что в качестве основного объекта выступает ребенок, являющийся уникальным творением природы. Воспитатель должен заниматься духовным, психическим, физическим развитием малыша. Именно по этой причине работа воспитателем в детском саду является одной из самых ответственных и важных в современном мире.

Специфика педагогической деятельности

Вся работа воспитателя направлена на формирование основных видов деятельности, способствующих развитию гармонически развитой личности дошкольника.

Для успешной реализации всех задач, поставленных перед педагогом, у него должно быть подлинное профессиональное мастерство. Далеко не все обладатели диплома педагогического учебного заведения смогут стать хорошими работниками ДОУ.

Работа воспитателем в детском саду подразумевает осуществление музыкальной, игровой, трудовой, исследовательской, проектной деятельности с воспитанниками.

Программа работы воспитателя

Существуют определенные требования к уровню подготовки, а также к непосредственной деятельности педагогического работника дошкольного учреждения. Помимо среднего профессионального либо высшего профильного образования, должна быть специальная рабочая программа воспитателя.

В ней указываются основные цели работы с воспитанниками: образовательные, развивающие, воспитательные. Здесь прописываются задачи, поставленные воспитателем на определённый период, способы их достижения.

По новым стандартам дошкольного образования, педагог прописывает все основные универсальные умения и навыки, которыми должны овладеть после завершения курса обучения, его воспитанники.

В зависимости от того, какой профиль выбран дошкольным учреждением, программы педагогов могут быть узконаправленными. Среди самых распространенных направлений в ДОУ лидирует патриотическое, экологическое, физкультурное направление.

Функции для реализации образовательной деятельности воспитателя

Для реализации задач, поставленных перед воспитателем современной системой российского образования, ему необходимы определенные функции.

Коммуникативно – стимулирующая функция предполагает умение педагога налаживать контакт с детьми, поддерживать доброжелательные отношения с ребятами.

Профессиональные качества воспитателя детского сада предполагают проявление к малышам душевного отношения, заботы, тепла, любви и уважения. Эта функция предполагает полноценное общение не только с подопечными, но и с родителями, другими сотрудниками, коллегами.

Диагностическая функция взаимосвязана с изучением особенностей каждого ребенка и установлением их уровня воспитанности и развития. В профессиональные качества воспитателя детского сада входит знание особенностей детской возрастной психологии.

Если педагог не владеет информацией об уровне нравственного, психического, физического развития ребенка, ему не место в детском саду.

Настоящий профессионал изучит все личностные характеристики каждого ребенка в своей группе, познакомится с родителями, проанализирует жилищные условия, атмосферу в семье, чтобы быть в курсе всего, что происходит с его малышами.

Ориентационно-прогностическая функция предполагает такие профессиональные качества воспитателя детского сада как планирование образовательной и развивающей работы. Кроме того, в профессиональные интересы работника ДОУ должно входить желание творчески подходить к своей деятельности.

Конструктивно – проектировочная функция характеризует профессиональные качества воспитателя детского сада, касающиеся организации учебных занятий и развивающих игр, проектов с малышами.

Организаторская функция считается самой сложной, именно она позволяет продемонстрировать воспитателю свои личностные характеристики.

Только увлеченный своей профессией человек, может повести за собой детей, «зажечь» в них искорку познания.

Педагог отбирает, структурирует информацию во время общения с ребятами, организует для них разнообразные виды деятельности, анализирует желание малышей получать новые знания, навыки.

Исследовательская функция предполагает умение самого педагога заниматься самообразованием, развивать свои профессиональные интересы, чтобы быть для ребенка настоящим примером.

Что должен уметь воспитатель

Есть определенные личностные качества, которыми должен обладать воспитатель детского сада. Образование данного профиля можно получить в педагогическом колледже или университете. В первую очередь необходимо отметить доминантные качества. Если педагог не любит детей, не хочет с ними работать, не идет даже речи о его педагогической компетентности.

Гуманность

Данное качество особенно важно для представителей данной профессии. Именно воспитатель должен оказывать своевременную поддержку и помощь ребенку, помогать ему в преодолении проблем, связанных с общением с другими ребятами.

Под руководством чуткого наставника, происходит превращение малыша из «гадкого утенка» в красивого «лебедя». За время посещения детского сада, должен идти личностный рост ребенка, расти желание к получению новых знаний и навыков.

Толерантность

Воспитатель обязан быть терпимым к своим малышам. Не допускается ситуаций, когда педагог повышает голос на детей во время занятия.

Педагогический такт и справедливость

Данное качество предполагает соблюдение наставником общечеловеческих норм взаимодействия и общения с дошкольниками. Кроме того, профессиональный воспитатель учитывает индивидуальные качества каждого ребенка, его психологические особенности.

По новым ФГОС для каждого воспитанника детского сада выстраивается собственная образовательная траектория, по которой он продвигается под руководством своего наставника. Справедливость – обязательное качество современного педагога ДУ. Он обязан вести себя беспристрастно по отношению к каждому малышу.

Какими еще личностными качествами должен обладать хороший воспитатель? Он должен быть оптимистом, не теряться в экстремальных ситуациях, иметь шарм и личное обаяние, владеть чувством юмора, иметь житейскую мудрость.

С точки зрения социальной активности, такой педагог всегда должен быть готов помогать коллегам в решении общественных и социальных проблем, касающихся в первую очередь образовательной сферы.

Должностные обязанности воспитателя детского сада

Министерством образования разработаны требования, которым должен отвечать современный педагог дошкольного учреждения.

  • Он обязан планировать, организовывать, осуществлять деятельность и детей и их воспитание в ДУ.
  • Воспитатель занимается повседневной работой, которая направлена на обеспечение условий для социальной и психологической реабилитации дошкольников.
  • В своей работе он обязан применять современные педагогические технологии, владеть приемами, методами, средствами обучения.
  • Основываясь на рекомендациях детского психолога, результатах личных исследований, работает с детьми индивидуально, в группах, занимается коррекционно-развивающей деятельностью.
  • Вместе с медицинским работником разрабатывает и реализует комплекс мероприятий, направленных на профилактику и укрепление физического здоровья дошкольников.

Совместно с медицинскими работниками обеспечивает сохранение укрепление здоровья детей, проводит мероприятия, способствующие их психофизическому развитию, отвечает за их жизнь и здоровье.

Воспитатель обязан знать и соблюдать законы РФ, постановления и решения Правительства РФ, касающиеся дошкольного воспитания, владеть положениями Конвенции о правах ребенка.

Заключение

Такое слово, как «воспитатель» происходит от «питать», то есть вскармливать. Современный словарь трактует данную профессию как человека, который занимается воспитанием кого-либо, принимает на себя всю ответственность за развитие и условия существования личности иного человека. Для появления данной педагогической профессии были объективные причины.

Для полноценного развития общества, было важно, чтобы опыт, накопленный старшими поколениями, передавался детям. Впервые данная профессия появилась в Древней Греции. В то далекое время за развитием ребенка отвечал раб. Именно он сначала следил за малышом, после того, как ребенок подрастал, сопровождал его в школу.

В обязанности раба входил контроль развития ребенка, его поведения и совершаемых поступков. Постепенно на смену рабу пришли домашние воспитатели (гувернантки), а потом и воспитатели детского сада. Современные педагоги ДУ – творческие и яркие личности. Они отличаются эмоциональной стойкостью, выдержкой, терпением, уравновешенностью, наблюдательностью.

У представителей данной профессии прекрасные коммуникативные и вербальные способности. Воспитатель – прекрасный организатор, владеющий четкой речью, умеющий привлечь к себе внимание собеседника. У всех представителей этой важной и ответственной профессии, развито чувство личной ответственности. Они активны, инициативны, добры по отношению к своим воспитанникам и коллегам.

Существуют и определенные медицинские ограничения, не позволяющие человеку работать воспитателем ДУ. Кандидат на должность воспитателя проходит медицинский осмотр. К детям не допускают людей с психическими расстройствами, серьезными заболеваниями опорно-двигательного аппарата, дыхательной и сердечно-сосудистой системы, страдающих сильным заиканием.

Нельзя работать в детском саду и лицам, которые имеют кожно-венерические и инфекционные болезни, являются вирусоносителями.

Источник: http://fb.ru/article/261390/professionalnyie-kachestva-vospitatelya-detskogo-sada-kakim-doljen-byit-vospitatel-detskogo-sada

Личностные и профессиональные качества современного педагога: каким должен быть воспитатель детского сада?

Основные профессиональные качества воспитателя детского сада

Помните ли вы, то теплое чувство, далекое, из детства. Когда идёшь с мамой за руку, поднимаешься по лестнице и попадаешь в большую комнату.

Везде шкафчики разных цветов и с разными рисунками: за красной дверкой с машинкой висит курточка Миши, а за той зеленой с вишенкой – рюкзачок и плащик Леры.

Неторопливо переодеваешься, а после идешь к доброй и улыбчивой, всегда веселой и любящей – первой воспитательнице. В памяти многих воспитатель – второй по важности человек после мамы и бабушки.

Именно эта очаровательная девушка или уже взрослая женщина, прививала нам любовь к животным и природе, учила завязывать шнурки и считать на счетных палочках. И к каждому относилась по-особенному, как к родному.

С детского садика и воспитателя начинается формирование будущего члена общества. Поэтому воспитатель – это важно, почетно и очень значимо! О том, что же должен уметь хороший воспитатель, мы сегодня и постараемся узнать.

Особенности профессии

Быть воспитателем – не только почетно, но и очень ответственно!

Ведь, именно в возрасте от 3-х до 6 лет формируются многие умения и навыки, совершенствуются познавательные способности вашего малыша, начинает расширяться кругозор, появляются первые представления о мире.

И всё это происходит под руководством первого наставника — воспитателя!

Кто, как не педагог дошкольного образования научит резать ножничками, рисовать, а после и писать? Кто будет учить стихи и читать сказки? Обучать дружбе, честности, внимательности и доброте по отношению к детям, взрослым, животным?

Невозможно переоценить значимость этого человека в жизни вашего ребенка, однако порой, можно напротив – недооценить!

Каким должен быть современный педагог?

Хороший современный воспитатель – это своеобразная квинтэссенция:

  • хорошего образования;
  • манер;
  • любви к детям;
  • педагогического мастерства;
  • творческого потенциала.

Его работа – это постоянный труд над собой, своими мыслями и поступками. Сегодня требования к воспитателю, выносимые как родителями воспитанников и директорами, так и общественность в целом, выглядят следующим образом:

  1. Хорошее образование.
  2. Набор личностных и профессиональных качеств.
  3. Грамотная речь педагога.
  4. Достойный внешний вид и образ педагога в глазах общественности.
  5. Специальные знания, умения и навыки, необходимые педагогу.

Данный список не полон, и имеет ещё множество дополнений. Постараемся более подробно рассмотреть каждый из пунктов.

Что за образование нужно иметь?

Педагогом дошкольного учреждения, согласно определению, называется человек, получивший соответствующее средне-специальное и/или высшее образование.

Сегодня большая часть работодателей требует от потенциального соискателя иметь высшее образования по направлению «Дошкольная педагогика». Однако, как показывает опыт, порой хорошему педагогу достаточно и обучения в колледже.

Это обуславливается количеством часов практики, которых в стенах СПО больше, чем в ВУЗах.

В ходе своего профильного образования, педагог ДОУ осваивает дисциплины по следующим направлениям:

  • Возрастная психология.
  • Физиология, анатомия и гигиена.
  • Методики преподавания математики, рисования, физической культуры, чтения, счета и прикладного искусства.

Благодаря этому, в ходе своей работы один воспитатель способен обучить вашего малыша основам счета и чтения, рисования и музыки.

Набор личностных и профессиональных качеств, которыми надо обладать

Нельзя обучать ребёнка, не показывая ему личный пример. Ребёнок в дошкольном возрасте опирается не столько на слова взрослого, сколько на его поведение. Поэтому к личности воспитателя выдвигаются серьезные требования.

Вряд ли человек, не обладающий такими качествами как человечность, отзывчивость, честностью, уважение к младшим и старшим, старательность, доброжелательность, и т.д. сможет научить ребёнка чему-либо из перечисленного.

Не меньше требований выдвигается к профессиональным качествам. Воспитатель всегда должен ориентироваться на интересы детей, не иметь «любимчиков», одинаково относиться ко всем с любовью и уважением. Принимать, что каждый из его воспитанников – маленький ребенок, но в то же время личность.

К профессиональным качествам воспитателя относятся также его стремление к обучению своих воспитанников, трудолюбие, умение ставить цели и достигать их в ходе учебно-воспитательного процесса.

Грамотная речь

В нежном детском возрасте, когда словарный запас ребёнка только формируется, но при этом очень быстро пополняется, необходимо, чтобы языковая среда вокруг была чистая, правильная, без сленга, канцеляризмов и штампов.

Речь воспитателя должна быть простой и понятной ребёнку, но в то же время четкой, лаконичной.

Правильные ударения и произношение очень важны, ведь ребёнок обогащает свой словарный запас, опираясь на окружающих его взрослых и роль воспитателя в формировании речи ребёнка нельзя недооценивать!

Внешний вид и социальный образ

В отличие от школы, дошкольные учреждения не ставят жестких рамок по отношению внешнего вида воспитателей, однако и тут должны быть четкие рамки.

Как одевается педагог детского сада? Для воспитателя недопустимо приходить на работу в открытых майках и футболках, блузках и рубашках с глубоким вырезом или из полупрозрачных материалов.

Недопустимы и короткие платья, юбки, рваные джинсы, яркие цвета волос, пирсинг и татуировки – всё это придется оставить за пределами образовательного учреждения. Образ педагога должен подчеркивать его профессиональные качества, а не прелести фигуры.

Необходимо также подчеркнуть, что в наше время, когда соцсети стали распространены повсеместно, педагогу не стоит выкладывать свои компрометирующие фотографии на своих страничках в Контакте, Инстаграм или Фейсбуке.

Образ воспитателя, в том числе в социальных сетях, должен вызывать доверие и уважение у родителей.

Что следует знать и уметь?

Как мы говорили ранее, в ходе своего обучения будущий воспитатель знакомится с особенностями психологии детей младшего школьного возраста.

Также все педагоги проходят курс физиологии, гигиены, медицины.

Это необходимо не только для того, чтобы научить ребёнка простым правилам ухода за своим телом, но и для того, чтобы в случае чрезвычайной необходимости, педагог смог оказать помощь воспитанникам.

Воспитателю необходимо знать, что делать в случае, если у его воспитанников поднялась температура или появились высыпания, как поступать, если малыш плохо себя чувствует или произошли значительные изменения в его поведении.

Порой педагогу необходимо быть тонким наблюдателем, чтобы видеть и чувствовать, что происходит с вверенными ему детьми.

Гуманность, толерантность и такт

Основополагающая триада хорошего воспитателя – это гуманность, толерантность и педагогический такт. Именно воспитатель должен привить ребёнку гуманность к окружающим его сверстникам, взрослым.

Под чутким руководством педагога, малыш должен научиться решать проблемы в общении с детьми, научиться не только дружить, но и прощать обидчиков.

Не менее важным качеством является толерантность. Воспитатель должен быть беспристрастным и принимать своих воспитанников вне зависимости от того, кто их родители.

Важно также, чтобы педагог относился к ребёнку как к целостной личности. Хороший педагог понимает, что его воспитанники – равные ему люди и не позволит себе повысить голос или оскорбить малыша.

Завершающее качество нашей триады – педагогический такт.

Квалифицированный педагог всегда учитывает индивидуальные особенности каждого малыша и старается помочь преодолеть сложности, и никогда не подчеркивает слабые стороны своих воспитанников.

Как стать хорошим наставником?

Говорят, что хорошим педагогом не становятся, а рождаются. Однако, это достаточно спорное утверждение. Наша редакция сходится во мнении, что все дело в желании учиться и развиваться.

Хороший педагог – это человек, который искренне любит свою профессию, любит детей и то, чему он учит.

Для того, чтобы стать по-настоящему хорошим педагогом, нужно постоянно учиться и развиваться, анализировать свои успехи и промахи и двигаться дальше.

Роль воспитателя детского сада очень часто недооценивают, ведь его влияние на ребенка не всегда легко заметить. Но на самом деле это первый взрослый человек после мамы и папы, который оказывает очень серьезное влияние на формирование взглядов, мировоззрения и он оказывается рядом в тот ответственный момент, когда ваш сын или дочь начинают осознавать себя как личность.

Источник: https://umnyash.com/detskiy_sad/pedagogi/kakim-dolzhen-byt-vospitatel.html

» Какими качествами должен обладать воспитатель ДОУ?

Основные профессиональные качества воспитателя детского сада

Профессия воспитателя известна с давних времён. Сегодня это одна из самых нужных и значимых профессий, ведь занятые родители не всегда могут посвятить достаточное количество времени своему малышу, а тем более — сформировать у него важные умения и навыки, подготовить к школе.

Именно воспитатель научит вашего кроху самостоятельности, правилам поведения, необходимым дошкольнику знаниям.

Каков его идеальный портрет? О том, какие качества воспитателя будут способствовать его эффективной и успешной профессиональной деятельности в дошкольном детском учреждении (ДОУ) — в нашей статье.

Воспитатель ДОУ — это призвание

Воспитатель детского образовательного учреждения – это даже не профессия, а настоящее призвание, а ещё — ежедневный нелёгкий труд. Чтобы стать воспитателем надолго и всерьёз, нужно почувствовать, что педагогика – дело всей вашей жизни, и работать на совесть, передавая детям всё лучшее, что в вас есть, отдавая всю душу.

Василий Сухомлинский, всемирно признанный идеолог гуманистической педагогики, подчёркивал, что тот настоящий педагог, чья деятельность направлена на воспитание гуманной личность.

Согласно В. Сухомлинскому, настоящий воспитатель должен:

  • любить детей – это самое главное
  • заботиться о них
  • уважать личность каждого ребёнка и верить в него
  • знать душу каждого малыша и понимать её
  • трепетно относиться к духовному миру ребёнка, его природе
  • оберегать и развивать чувство собственного достоинства малыша
  • стать настоящим другом каждому ребёнку.

Если качества воспитателя соответствуют этим гуманистическим принципам педагогики, сможет воспитать малыша внимательным, благородным, добрым, интеллектуально развитым, патриотичным, неравнодушным к проблемам окружающих, культурным, ответственным, честным, тактичным, чутким, трудолюбивым человеком.

Обязанности воспитателя детского сада

Обязанности воспитателя ДОУ указаны в ряде нормативных документов, таких как трудовой (коллективный) договор, должностная инструкция воспитателя, правила и нормативы санэпидстанции и пр. Эти документы регламентируют деятельность воспитателя ДОУ.

Сейчас дошкольное образование развивается с учётом интенсивного внедрения инноваций в педагогический процесс. Поэтому к деятельности воспитателя в настоящее время выдвигаются новые, современные требования. Работа воспитателя ДОУ должна строиться на основе четырёх компонентов:

  • коммуникативно-личностное развитие ребёнка
  • познавательно-речевое
  • художественно-эстетическое
  • физическое.

Педагогический процесс в ДОУ осуществляется на основе педагогического взаимодействия воспитателя и ребёнка. Поэтому воспитатель должен быть профессионально компетентен.

«Уровень профессионализма воспитателя определяет профессиональная компетентность — способность качественно и эффективно вести педагогическую деятельность на основании должностных обязанностей, научной образованности и ценностном отношении к педагогике как виду деятельности».

Компетентность воспитателя ДОУ определяет то, что он обладает необходимыми для проведения педагогической деятельности установками, ценностями соответствующими личностными характеристиками, теоретическими знаниями, профессиональными качествами, которые необходимо постоянно совершенствовать путём самообразования.

Воспитатель должен обладать определёнными профессиональными компетенциями

К профессиональным компетенциям и обязанностям воспитателя детского сада относятся:

  • знание специфики системы дошкольного образования, а также особенностей организации воспитательно-образовательной работы дошкольниками разного возраста
  • знание и понимание закономерностей развития ребёнка в раннем и дошкольном детстве
  • знание особенностей становления и развития детских видов деятельности в раннем и дошкольном возрасте
  • умение организовать необходимые для дошкольного возраста виды деятельности (игровую и предметно-манипулятивную), обеспечивая тем самым развитие детей
  • умение организовать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников
  • знание теории и владение педагогическими методиками познавательного, личностного и физического развития детей
  • умение планировать, осуществлять и анализировать педагогико-образовательную работу с дошкольниками в соответствии со стандартом дошкольного образования
  • умение планировать и корректировать педагогические задачи (самостоятельно, а также в содружестве с психологом и другими специалистами) в соответствии с результатами мониторинга развития детей, с учётом индивидуальных особенностей каждого дошкольника
  • способность выполнять рекомендации психолога, логопеда, дефектолога и других специалистов в работе с дошкольниками, которые испытываю сложности в освоении учебной программы, а также детьми с особыми потребностями
  • умение создавать психологически комфортную и безопасную образовательную среду, обеспечивающую безопасность жизни дошкольников, сохранение и укрепление их здоровья и эмоционального благополучия в период пребывания в ДОУ
  • владение методами и способами психолого-педагогического мониторинга, благодаря которому становится возможным отследить результаты освоения дошкольниками учебной программы, уровень сформированности у них необходимых качеств, необходимых для последующего обучения в начальной школе
  • владение методами и способами психолого-педагогического консультирования родителей дошкольников
  • умение выстраивать правильное взаимодействие с родителями для решения педагогических задач
  • умение планировать, реализовывать и оценивать свою педагогическую деятельность с детьми раннего и дошкольного возраста.

Хороший воспитатель должен быть добрым и терпеливым

Какие же личностные качества должны быть присущи хорошему воспитателю детского образовательного учреждения? Рассмотрим их:

  1. Доброта и терпение. А ещё справедливость, милосердие, понимание и главное — любовь к детям. Эти качества, определяющие гуманистическую направленность человека — основополагающие для воспитателя.
  2. Высокие нравственные качества. Если воспитатель сам не обладает качествами, которым он учит детей, то как же он их этому научит? Педагог ДОУ должен следить за своими поступками, быть честным с собой и детьми, отвечать за свои слова, быть открытым перед детьми, уважительно относиться к ним.
  3. Организаторские способности. Умение планировать, выполнять всё последовательно и чётко, подходить к педагогической деятельности комплексно — это качества, которые обеспечат успешную работу воспитателя ДОУ.
  4. Трудолюбие. Работа с детьми отнимает много энергии, а ведь важно работать с радостью. Если будете всем сердцем любить свою профессию — работать будет одно удовольствие.
  5. Позитивный настрой. Дети, которых воспитывают в атмосфере доброжелательности и спокойствия, быстрее развиваются, растут уверенными в себе, общительными, эмоционально открытыми.
  6. Способность к творчеству. В детском саду приходится много придумывать, чтобы сделать воспитание и обучение детей максимально для них интересным. Хорошо, когда воспитателю это с лёгкостью удаётся.

Без творческой составляющей работа воспитателя не будет эффективной

«Совет. Очень важно уважать личность ребёнка. Это значит, уметь с ним общаться, выслушивать и понимать его потребности, не раздражаться при непослушании, находить способы тактичного и настойчивого педагогического воздействия, видеть лучшее в ребёнке».  

Список нужных личностных качеств воспитателя ДОУ можно продолжить. Кроме этого, педагог должен иметь ряд профессиональных знаний, на­выков и умений, важных для успешного проведения образовательной деятельности в детском образовательном учреждении.

Профессиональное мастерство

Факт, что воспитательная деятельность в детском саду требует большого терпения. Некоторые полагают, что педагогом может стать только тот, кто имеет врождённые специальные способности, однако это весьма спорный вопрос. Нужные педагогу специальные знания, профессиональные умения и навыки можно приобрести и развить.

Воспитание заключается не в назойливых поучениях и бесконечных нотациях: своим од­нообразием они вызовут у дошкольников лишь скуку и тоску.

Профессиональное мастерство педагога ДОУ проявляется в понимании, что наиболее действенными являются не только словесные методы воспитания, а в значительно большей мере добрые и нравственные поступки: помощь окружающим, проявление сочувствия и милосердия и др.

Поэтому воспитателю необходимо нарабатывать свой педагогический опыт в том, чтобы уметь легко организовывать такую деятельность детей.

Чтобы обучать детей, воспитатель должен иметь глубокие познания в разных областях

Воспитатель должен иметь глубокие знания по:

  • педагогике
  • возрастной психологии
  • основам безопасности жизнедеятельности и оказанию первой помощи
  • этике и эстетике
  • принципам и содержанию организации дошкольного воспитания.

Воспитатель ДОУ должен:

  • знать и уметь применять методики обучения и развития детей
  • уметь организовывать и активизировать познавательную деятельность воспитуемых.

Среди профессионально важных качеств воспитателя специалисты выделяют:

  • владение современными методиками и технологиями в сфере обучения и воспитания детей
  • широкая эрудиция
  • педагогическая интуиция
  • высокий уровень интеллекта
  • высокоразвитая нравственная культура.

Критерии оценки работы воспитателя

Как оценить работу воспитателя? Посмотрите, как он строит своё общение с детьми.

Обратим внимание на личностную сторону общения.

Если воспитатель ведёт себя интеллигентно, спокойно, уважительно по отношению к детям, уделяет каждому из них внимание, умеет выслушать и помочь – то перед вами о, беззаветно любящий своё дело.

Про таких говорят – «он на своём месте». И даже если он ещё не обладает большим педагогическим опытом, то, благодаря любви к профессии и детям, он, несомненно, его приобретёт.

Если «педагог» ведёт себя не сдержанно, кричит, командует приказным тоном, не особенно следит за детьми, то такой человек, увы, не будет хорошим пример для подра­жания для ребёнка.

С точки зрения содержательной стороны профессиональной деятельности воспитателя, следует обратить внимание на то, применяет ли педагог новые формы и подходы к организации обучения и самостоятельной работы детей, групповых и инди­видуальных занятий.

Воспитатель должен применять новые формы и подходы к организации обучения и самостоятельной работы детей, групповых и инди­видуальных занятий

Роль воспитателя в образовательном процессе ДОУ велика. Воспитатель влияет на становление личности малышей, передаёт им нужные знания и формирует личностные качества. Поэтому, для того чтобы позитивно влиять на саморазвитие дошкольников, педагог сам должен представлять собой высокоразвитую нравственную личность и постоянно совершенствовать своё профессиональное мастерство.

Источник: https://paidagogos.com/kakimi-kachestvami-dolzhen-obladat-vospitatel-dou.html

Резюме воспитателя детского сада: образец и пример составления, как правильно описать профессиональные навыки и обязанности

Основные профессиональные качества воспитателя детского сада

Работа воспитателя детского сада имеет огромную социальную значимость, поскольку первый педагог формирует в человеке базовые личные качества.

На воспитателе лежит огромная ответственность за здоровье и жизнь детей. Поэтому отбор на такую должность — тщательный, а правила успешной самопрезентации — более, чем строгие.

Пример грамотного резюме поможет вам быстрее устроиться на работу воспитателем детского сада.

Как составить эффективное резюме воспитателя

Резюме (CV) — презентация профессионального уровня соискателя перед потенциальным нанимателем. А первое впечатление — самое устойчивое. Чтобы продолжить путь к желанной должности, составлению резюме следует уделить особое внимание.

Работа воспитателя детского сада очень ответственна, поэтому и отбор на эту должность очень строгий

Общие принципы составления резюме, выработанные практикой использования этого инструмента: правильная структура и состав элементов, грамотное оформление документа. Придерживаясь этих неписаных постулатов, соискатель любой должности может рассчитывать на формирование у нанимателя мнения о себе, как об организованном человеке, знакомом с деловым документооборотом.

Классическая структура резюме младшего воспитателя и няни

Информация в резюме должна быть чëтко структурирована — расположена в виде блоков, следующих друг за другом в логически обоснованном порядке. Наиболее успешной считается классическая схема расположения разделов.

  1. Личная информация — Ф. И. О., место жительства, возраст, семейное положение, контактные данные.
  2. Назначение документа — указание на конкретную соискаемую должность или круг должностей (например, «Цель резюме — соискание должности воспитателя детского сада»).
  3. Образование кандидата — перечисление оконченных учебных заведений, пройденных курсов дополнительного образования.
  4. Опыт работы соискателя — основные этапы трудовой деятельности, исполняемые трудовые функции, достижения.
  5. Профессиональные навыки и познания соискателя.
  6. Личные качества — перечисление актуальных для соискаемой профессии особенностей характера претендента на должность.
  7. Дополнительные сведения — навыки, не имеющие значения для соискаемой должности, однако характеризующие соискателя как личность (увлечения, хобби; для тех должностей, для которых это не заявлено в качестве требования — владение иностранными языками, владение навыками работы на ПК).
  8. Рекомендации — характеристики с прежних мест работы или указанные в самом резюме контакты прежних нанимателей, могущих дать положительную оценку профессиональному уровню соискателя.

Классическая схема резюме — это определённый состав разделов, расположенных в логической последовательности

Фото в резюме педагога: преимущество или недостаток

Фотография соискателя — необязательный элемент резюме. Но еë присутствие может стать для кандидата как преимуществом перед другими, так и недостатком.

Фото к резюме рекомендуется прикладывать соискателям тех должностей, чьи функции состоят в представлении компании перед клиентами или партнëрами. В некотором смысле к ним можно отнести и воспитателя детского сада — если дети вряд ли способны по внешности оценивать профессиональные качества, то их родители — вполне.

Кроме того, грамотно подобранное фото подчеркнёт важные личные качества соискателя. Для того чтобы оно гарантированно стало преимуществом резюме, следует придерживаться перечисленных ниже несложных правил.

  1. Фотоснимок должен быть максимально качественным — лучше доверить его исполнение профессиональному фотографу.
  2. Фото должно изображать только одного человека, анфас.
  3. Образ необходимо продумать до мелочей — потенциальному воспитателю детского сада лучше всего в причëске, макияже и одежде придерживаться не очень строгого стиля.
  4. Для резюме лучше выбрать фотографию, на которой соискатель изображëн в свободной позе, его лицо украшает лëгкая улыбка — наниматель, подбирающий кандидатов на роль воспитателя, обязательно обратит внимание на человека открытого, расположенного к общению.

Для резюме лучше выбрать фото, сделанное профессионалом

Общие принципы оформления CV

Грамотно, аккуратно и красиво оформленное резюме — свидетельство положительных свойств характера соискателя — организованности, внимательности, требовательности к себе. Кроме того, это ещë и подтверждение высокого интеллектуального и образовательного уровня соискателя.

Хоть работа воспитателя и не предполагает активного участия в документообороте организации, некоторые документы составлять всë же придëтся. Поэтому на практике продемонстрировать свои умения в этой области посредством составления «правильного» резюме для воспитателя будет нелишним.

Принципы оформления резюме и включения в него информации должны знать все воспитатели.

  1. Грамотность и отсутствие опечаток — текст резюме перед отправкой его нанимателю или на биржу следует несколько раз проверить, лучше — специализированной программой.
  2. Единообразное форматирование текста — все заголовки, отступы, межстрочные интервалы, шрифты (по стилю и размеру), выравнивание по ширине и высоте необходимо привести в единый вид.
  3. Лаконичность — не стоит в резюме включать излишнюю с точки зрения оценки профессиональных и личных качеств информацию. Объëм резюме не должен превышать двух страниц печатного текста.

Пример сопроводительного письма

Сопроводительное письмо — это своеобразное пояснение к резюме

«Высший пилотаж» самопрезентации работника через резюме — дополнение этого документа сопроводительным письмом.

Некое подобие сопроводительного письма составляется при отправке резюме посредством электронной почты.

Рекомендуемые к включению в сопроводительный документ элементы:

  • наименование компании — адресата, еë почтовый адрес;
  • Ф. И. О. отправителя, его обратный адрес;
  • приветствие;
  • сообщение о направлении резюме;
  • указание на наименование конкретной соискаемой должности;
  • указание на источник осведомлëнности о наличии вакансии;
  • краткое описание собственных профессиональных и личных преимуществ;
  • просьба о письменном извещении о результатах рассмотрения резюме.

Нюансы составления резюме воспитателя детского сада

На воспитателя возлагается совсем немного функций. Но каждая из них настолько объëмна, что требует от этого специалиста совершенно особенных знаний, навыков и личных качеств.

В зависимости от статуса должности воспитателя (воспитатель в группе, воспитатель-педагог в конкретном направлении, помощник воспитателя), на него могут возлагаться различные обязанности.

Должностные обязанности

Воспитатель в группе:

  • организует соблюдение воспитанниками установленного режима дня;
  • обеспечивает посещение воспитанниками специализированных занятий;
  • организует занятия в группе и базовые оздоровительные процедуры (закаливание);
  • проводит мероприятия и праздники с участием детей;
  • взаимодействует с родителями и руководством по вопросам организации и методов воспитания и образования детей.

Воспитатель-педагог отвечает за одно или несколько конкретных направлений в развитии воспитанников — музыка, пение, танцы, физическая культура, изобразительное искусство, правильное произношение. В связи с выполнением этих функций он:

  • разрабатывает планы проведения индивидуальных и коллективных занятий;
  • проводит индивидуальные и коллективные занятия с воспитанниками;
  • обеспечивает материально-техническую базу для проведения занятий.

Воспитатель-педагог — узкий специалист, отвечающий за одно образовательное направление в саду

Помощник воспитателя (или няня) обеспечивает уход за детьми, в его обязанности, как правило, входит:

  • уборка и поддержание чистоты в помещениях, где находятся дети;
  • подготовка игрового материала;
  • доставка пищи из пищеблока, сервировка стола, подача блюд, мытьë посуды;
  • обучение детей навыкам самообслуживания;
  • смена постельного белья;
  • поддержание чистоты и порядка в уборной;
  • переодевание детей;
  • помощь воспитателю в организации занятий, прогулок и мероприятий;
  • выполнение поручений воспитателя.

Особенности заполнения раздела об образовании

Квалификационные требования абсолютного большинства дошкольных учреждений предъявляют к основному воспитателю обязательное условие о высшем профильном образовании.

Таковое предоставляется педагогическими вузами, специальность именуется — «Дошкольное образование».

Но на практике для занятия должности часто допускаются лица с высшим образованием и любой другой педагогической специальности.

Если же речь идëт о должности педагога-воспитателя — преподавателя музыки, физкультуры, других дисциплин — потребуется соответствующее профилю образование любого уровня. На должность помощника воспитателя, как правило, квалификационных требований об образовании не выставляется.

Оконченные соискателем учебные заведения (кроме средней школы) необходимо перечислить в хронологическом порядке с указанием о каждом:

  • наименования;
  • периода обучения или года окончания;
  • полученной специальности.

В этом же разделе следует указать на реализованные способы получения дополнительного профильного образования — курсы, семинары, тренинги, конференции, посвящëнные вопросам дошкольного образования.

Сведения об опыте работы в самопрезентации

Опыт работы — один из ключевых разделов резюме

Продолжительный опыт работы в подобной желаемой должности — «козырь» любого резюме. Однако оформить наличие такого опыта нужно правильно — это даст ещë больше преимуществ. Правила включения сведений о прежней работе в резюме приведены ниже.

  1. Не следует перечислять все места прежней работы, если их много (больше пяти). Достаточно акцентировать внимание на тех, что презентуют наличие требуемых навыков.
  2. Места работы перечисляются в обратном хронологическом порядке — начинать следует с последнего.
  3. Для родственных соискаемой должности прежних мест работы следует привести перечень должностных обязанностей.
  4. Не следует забывать и о трудовых достижениях — среди них могут быть благодарности, грамоты, премии, указание на собственные успешные проекты, разработки, на высокие показатели труда.

Если опыт работы отсутствует — расстраиваться не стоит. На должность воспитателя в государственных дошкольных учреждениях зачастую берут и вчерашних выпускников. Следует быть готовым к стажировке, работе «подменным» воспитателем. Для повышения своих шансов в резюме следует отметить такие личные качества, как быстрая обучаемость и целеустремлённость.

Профессиональные навыки в резюме воспитателя

Помощник воспитателя выполняет большую часть работы по уходу за детьми

Раздел, посвящëнный профессиональным навыкам — центральный и кульминационный элемент резюме. Ключевыми для воспитателя являются:

  • навыки общения с дошкольниками;
  • знания в области детской психологии;
  • навыки ухода за детьми;
  • знание основных методик проведения развивающих занятий;
  • различные творческие умения — рисование, лепка, аппликация, оригами и пр.;
  • знание документооборота детского дошкольного учреждения;
  • навыки разработки методических планов;
  • навыки организации детских мероприятий;
  • базовые знания о принципах физического развития детей, закаливания;
  • навыки обеспечения группы материально-технической базой для детского досуга и занятий;
  • навыки общения с родителями воспитанников, проведения родительских собраний, взаимодействия с родительским комитетом.

Как написать о личных качествах в самопрезентации

Ключевые личные качества идеального воспитателя — любовь к детям, открытость, коммуникабельность. Однако эта должность наделена многонаправленным функционалом — это организация дня, обучение, воспитание, уход, творчество. Поэтому в резюме необходимо в нескольких словах обрисовать собственную личность со всех перечисленных сторон.

Для этого можно использовать следующие актуальные личные качества:

  • внимательность;
  • организованность;
  • ответственность;
  • исполнительность;
  • аккуратность;
  • стрессоустойчивость;
  • эмоциональная стабильность;
  • пунктуальность;
  • отзывчивость;
  • доброжелательность;
  • трудолюбие.

О чëм не следует писать в резюме

Воспитатель детского сада — больше, чем педагог, ведь именно он формирует у детей первое представление об образовании и роли учителя.

Поэтому требования к такому специалисту заметно строже, нежели к обычному педагогу.

Следовательно, указание в резюме (прямое либо косвенное) на любые факты, порочащие образ педагога, станет роковой ошибкой. Так, нельзя упоминать в резюме:

  • вредные привычки;
  • плохие или неоднозначные отношения с законом;
  • наличие дисциплинарных взысканий;
  • скандальные увольнения с прежних мест работы и пр.

Как и любой соискатель, потенциальный воспитатель должен руководствоваться следующими общими принципами:

  • не указывать в резюме слишком подробных личных сведений;
  • проявить скромность в описании личных качеств;
  • минимизировать требования к условиям труда (кроме желаемого уровня заработной платы).

Воспитатель детского сада — знаковая фигура образовательного процесса. Требования к воспитателю очень высоки, поэтому в резюме на соискание этой должности важно соблюсти все принципы идеальной самопрезентации, правильно раскрыть собственные преимущества как кандидата.

Источник: http://ideamaniya.ru/primer-rezyume-vospitatelya-detskogo-sada.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.