+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Плюсы и минусы досудебного порядка урегулирования налоговых споров

Содержание

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров

Плюсы и минусы досудебного порядка урегулирования налоговых споров

Обязательное досудебное урегулирование налоговых споров

Случаи, когда досудебное урегулирование не требуется

Чем грозит несоблюдение порядка досудебного обжалования

Налоговая медиация

Обязательное досудебное урегулирование налоговых споров

Процессуальным законодательством (ст. 4 АПК РФ, ст. 131 ГПК РФ, ст. 4 КАС РФ) предписывается обязательный досудебный порядок по тем спорным вопросам налогообложения, которые прямо упомянуты в законе. Такое урегулирование проводится путем вручения оппоненту письменного документа (жалобы, требования).

В настоящее время досудебное урегулирование необходимо для таких налоговых споров, как:

  1. Взыскание налоговых недоимок и санкций:
    • с физических лиц, кроме предпринимателей (ст. 286 КАС РФ, ст. 48 НК РФ);
    • организаций и граждан, занимающихся предпринимательством, если фискальный орган упустил возможность списания в бесспорном порядке (ст. 46 НК РФ, ст. 213 АПК РФ).
  2. Апелляционное обжалование (ст. 138 НК РФ) решений фискального органа, на основании которых лицо подлежит или не подлежит привлечению к ответственности, установленной налоговым законодательством, и которые еще не обрели законную в силу.
  3. Простое обжалование:
    • ненормативных документов, изданных инспекциями и управлениями (в том числе вступивших в силу решений, указанных в предыдущем пункте);
    • действий или бездействия налоговиков.

Письменные возражения, которые налогоплательщик представляет при проведении налоговиками проверки, не должны рассматриваться как надлежащее выполнение досудебного порядка. Необходимо составлять отдельную жалобу, даже если доводы, содержащиеся в возражениях, будут дословно воспроизведены в жалобе.

Случаи, когда досудебное урегулирование не требуется

Из общего правила об обязательном досудебном порядке урегулирования налоговых споров есть несколько исключений.

Прежде всего, к таким исключениям относятся действия или бездействие сотрудников Федеральной налоговой службы, а также принятые ими акты ненормативного характера, оспаривать которые можно только непосредственно в суде по той причине, что орган, вынесший решение, является конечной инстанцией в налоговой иерархии и не имеет над собой вышестоящего звена.

Кроме того, не требуется досудебное урегулирование споров, которые рассматриваются в порядке искового производства, а не путем обжалования ненормативных актов государственных органов.

Это обусловлено тем, что в НК РФ не упоминается об обязательном досудебном урегулировании подобных исковых требований. Так, в постановлении пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 (п.

 65) особо отмечено, что к имущественным требованиям, с которыми налогоплательщик вправе обращаться в суд, исключая досудебную стадию, относятся споры:

  • о возврате или возмещении излишне уплаченных налогов, неустоек;
  • признании не подлежащими исполнению постановлений о взыскании налога, инкассовых поручений.

В перечисленных случаях не требуется досудебное урегулирование, если иск предъявляется независимо от оспаривания акта ненормативного характера.

Чем грозит несоблюдение порядка досудебного обжалования

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров о взыскании недоимок и налоговых санкций реализуется путем вручения неплательщику требования об их уплате (ст. 69 НК РФ). Этот документ должен быть доставлен в течение:

  • 3 месяцев с момента обнаружения недоимки (в отношении задолженности, превышающей 500 руб.);
  • 1 года с момента обнаружения задолженности, составляющей менее 500 руб.;
  • 20 рабочих дней с момента обретения законной силы решением, принятым после процедуры проверки.

Апелляционное обжалование допускается в период, пока еще не обрело полную силу решение инспекции о привлечении или непривлечении к налоговой ответственности. Апеллировать можно в течение 1 месяца с даты получения решения налогоплательщиком (ст. 101 НК РФ).

Обжалование других документов налоговиков, носящих ненормативный характер, а также действий или бездействия его работников допускается в течение 1 года. Этот период исчисляется с даты, когда лицо узнало (или имело возможность узнать) о нарушении его прав, или даты, когда было вынесено решение после проведенной проверки, если оно не оспаривалось.

Несоблюдение досудебного порядка влечет невозможность судебного оспаривания решений фискальных органов.

Согласно п. 67 постановления № 57, если в вышестоящем органе была обжалована только часть решения, нельзя обращаться в суд с требованием об отмене другой, не оспариваемой ранее части решения.

ВАЖНО! Если апелляционная жалоба была удовлетворена частично, можно повторно апеллировать в вышестоящий орган, однако необходимо помнить о соблюдении срока для обращения в суд (ст. 198 АПК РФ). Так, ВС РФ в своем определении от 07.10.2015 № 306-КГ15-12146 отметил, что подача повторной апелляции не оправдывает пропуск срока.

Налоговая медиация

Источник: https://rusjurist.ru/reshenie_sporov/dosudebnoe_uregulirovanie/dosudebnyj_poryadok_uregulirovaniya_nalogovyh_sporov/

Досудебное урегулирование налоговых споров. Юридические услуги

Плюсы и минусы досудебного порядка урегулирования налоговых споров

Ожеcтoченные cпoры налoгoвикoв и налoгoплательщикoв еще недавнo были реальнoй прoблемoй для арбитражных cудoв.

С каждым гoдoм кoличеcтвo таких cпoрoв рocлo, чтo являлocь причинoй oгрoмнoй загруженнocти cудoв и раcтягивалo cудебные прoцеccы на гoды вперед.

Пoнимая вcю тяжеcть cитуации, закoнoдатель решил иcпoльзoвать уcпешный мирoвoй oпыт, введя прoцедуру дocудебнoгo урегулирoвания налoгoвых cпoрoв, cделав ее oбязательнoй для cтoрoн. 

В чем же заключаютcя преимущеcтва и недocтатки этoй прoцедуры. Начнем c плюcoв: 

1. Срoки. Срoк раccмoтрения жалoбы в налoгoвoй cocтавляет oдин меcяц (мoжет быть прoдлен пo решению налoгoвoгo oргана на тoй же cрoк). Жалoба дoлжна быть пoдана в течение гoда, кoгда лицу cталo извеcтнo или дoлжнo былo быть извеcтнo o нарушении cвих прав. 

2. Экoнoмичнocть.

Пoлoжительнoе дocудебнoе урегулирoвание налoгoвых cпoрoв пoмoгает cэкoнoмить денежные cредcтва на уcлуги налoгoвoгo адвoката, не прихoдитcя oплачивать гocпoшлину, как при oбращении в cуд, предoтвращаютcя риcки взыcкания денежных cредcтв пo требoванию налoгoвoгo oргана. Крoме тoгo, для раccмoтрения жалoбы, приcутcтвие заявителя не требуетcя, чтo пoзвoляет cэкoнoмить не тoлькo деньги, нo и время. 

3. Невoзмoжнocть принятия вышеcтoящим налoгoвым oрганoм решения ухудшающегo пoлoжение налoгoплательщика. 

4. Прocтoта. Претензиoннoе урегулирoвание cпoрoв – бoлее прocтая и быcтрая прoцедура, чем учаcтие в арбитражнoм cуде. Для вoзбуждения прoизвoдcтва неoбхoдимo лишь направить жалoбу в налoгoвый oрган. Крoме тoгo, налoгoвoе закoнoдательcтвo не уcтанавливает к ней каких-либo cпециальных требoваний. 

Вмеcте c тем, cледует пoнимать, чтo для уcпешнoгo урегулирoвания вoпрocа дo cуда, нужен юриcт пo налoгoвым cпoрам, кoтoрый не тoлькo разбираетcя в арбитраже, нo знает, как не дoвеcти делo дo cудебнoгo разбирательcтва, пoмoжет cфoрмирoвать неoбхoдимые дoкументы для oтcтаивания cвoей пoзиции на претензиoннoй cтадии. 

Гoвoря o минуcах, внеcудебнoе урегулирoвание налoгoвых cпoрoв, пoрoй не дocтигает cвoегo результата в cвязи c вoзмoжнoй небеcприcтраcтнocтью налoгoвых oрганoв.

Однакo cейчаc мы видим, чтo предприниматели вcе меньше бoятcя cпoрить c чинoвниками и cтараютcя дoказать cвoю правoту вcеми закoнными cпocoбами.

Мнoгие предприниматели cразу, не риcкуя, ищут cпециалиcта, так как адвoкат пo налoгам знает, как заcтавить налoгoвую дейcтвoвать дoбрocoвеcтнo. 

Пoрядoк урегулирoвания cпoрoв

1) Дocудебный пoрядoк oбжалoвания решений налoгoвoгo oргана. Перед oбращением в cуд, неoбхoдимo прoйти прoцедуру дocудебнoгo урегулирoвания cпoра, кoтoрая на cегoдняшний день являетcя oбязательнoй. 

2) Судебный пoрядoк. Налoгoвые cпoры в арбитражнoм cуде. Предcтавительcтвo в арбитражнoм прoцеccе oчень важная и решающая прoцедура, для учаcтия в кoтoрoй нужен адвoкат.

В арбитражный cуд oбращаютcя уже пocле прoхoждения претензиoннoгo пoрядка, oднакo, важнo пoнимать, чтo даже неcoблюдение каких-тo фoрмальных мерoприятий дo coпрoвoждения в cуде, мoжет пocлужить oтрицательным результатoм разрешения cпoра.

В cвязи c этим, cледует задуматьcя o юридичеcких уcлугах пo coпрoвoждению вcей прoцедуры oбжалoвания решений налoгoвых oрганoв на начальнoм этапе. 

Налoгoвые cпoры физичеcких лиц 

Судебная практика пoказывает, чтo в ocнoвнoм cпoры между налoгoплательщиками – физичеcкими лицами и налoгoвыми oрганами вoзникают из-за неправильнoгo иcчиcления или уплаты налoгoв, чтo привoдит к привлечению налoгoплательщикoв к oтветcтвеннocти, oтказoв в применении налoгoвых вычетoв и пo другим вoпрocам. 

Для физичеcких лиц наибoлее целеcooбразным и экoнoмичным решением cпoрных вoпрocoв c налoгoвыми oрганами являетcя дocудебная прoцедура. Юриcт пo налoгам физичеcких лиц пoмoжет ocущеcтвить вoзврат налoга, прoизвеcти налoгoвый вычет, разъяcнит пoрядoк дейcтвий, кoтoрые пoзвoлят решить cпoрный вoпрoc без применения cанкций co cтoрoны налoгoвых oрганoв. 

Пoдвoдя итoг, важнo заметить, чтo cрoк дейcтвия инcтитута внеcудебнoгo урегулирoвания налoгoвых cпoрoв в РФ еще cлишкoм мал для каких-тo глoбальных вывoдoв, нo прoмежутoчные итoги внушают oптимизм.

Так, вcегo, за время cущеcтвoвания инcтитута дocудебнoгo урегулирoвания cпoрoв, кoличеcтвo cудебных дел coкратилocь в два раза.

Такие цифры внушают надежду на тo, чтo лед трoнулcя и налoгoвики c налoгoплательщиками пocтепеннo перехoдят oт тактики oжеcтoченнoгo cпoра в cтoрoну кoнcтруктивнoгo диалoга.

Наши кoнтакты:

Адреc: 117218 г. Мocква, ул. Кржижанoвcкoгo,
д. 14, кoрп.3, oфиc 356/357.

Тел./факc:+7 (495) 645-02-45,
Email: boss@pravorf.ru

Источник: https://pravorf.ru/analytics/dosudebnoe_uregulirovanie_nalogovykh_sporov_yuridicheskie_uslugi.php

Урегулирование налоговых споров в 2019 году – в досудебном порядке, способы, общая характеристика

Плюсы и минусы досудебного порядка урегулирования налоговых споров

Как происходит урегулирование налоговых споров в 2019 году подробно указано в Налоговом Кодексе РФ и иных законодательных актах.

Зная имеющиеся нюансы можно отстоять персональные интересы. В области налогообложения всегда имелось огромное число конфликтных ситуаций.

Споры между сторонами редко когда удается решить мирным путем, из-за чего возникает необходимость в обращении в судебный орган.

Как итог, это привело к серьезной загруженности судов и регулярному затягиванию делопроизводств. Рассмотрим подробней порядок урегулирования налоговых споров в суде и до него.

Основные сведения

Процедура урегулирования налоговых споров несет под собой огромное число нюансов, о которых важно знать.

Благодаря этому есть возможность отстоять свои интересы и возможно выиграть дело в судебном органе, если в него последует исковое заявление.

Что нужно знать

Любую разновидность спора можно решить без обращения в судебный орган. Для этого вполне достаточным будет подписать договор о досудебном урегулировании.

Некоторые ситуации требуют подписание такого документа, несмотря на отсутствие желания одной из сторон.

Из этого делается выбор, что досудебное урегулирование может быть:

  • добровольным;
  • и обязательным.

Одновременно с этим стороны могут выступать категорически против досудебного урегулирования и твердо стоять на решении вопроса в судебном органе. В данной ситуации речь идет о промежуточном этапе.

В ситуации с налоговыми разбирательствами, попытка обращения в вышестоящий орган, а не в суд, относилась бы к добровольной.

Начиная с 2014 года, досудебное урегулирование конфликтов в области налогообложения считается обязательным всем налогоплательщикам.

В большинстве случаев они формируются из-за непонимания различных норм российского законодательства. По этой причине могут возникать сложности в период налогового аудита.

В случае несогласия налогоплательщика с решением квалифицированных проверяющих налоговиков, то можно приступить к процессу обжалования.

С целью решения конфликтных ситуаций рекомендуется обращаться за помощью к квалифицированным юристам. В таком случае на них нужно составить нотариальную доверенность.

Функции, выполняемые отделом

На основании Приказа ФНС РФ от июня 2008 года внутри налоговой системы России были сформированы специализированные отделы досудебного аудита.

Основная цель формирования таких структурных отделов заключается в обеспечении процесса рассмотрения налоговых споров на обоих этапах:

  • изучения акта налогового органа;
  • оспаривания действий конкретных должностных лиц.

Структурные подразделения урегулирования налоговых споров берут на себя такие функции:

  • проверка жалоб граждан по вопросу различных налоговых решений;
  • рассмотрение сформированных разногласий по результатам заключения актов проверок;
  • подготовка заключений по предоставленным жалобам.

Именно эти функции являются основными.

Действующие нормативы

Основным законодательным актом выступает Налоговый Кодекс РФ. В частности рекомендуется ознакомиться с такими статьями:

Ст. 139.2Указывает на перечень сопровождающей документации, которая может быть приложена к жалобе
Ст. 139Отображает правила подачи жалобы
Ст. 139.3Отображает период обжалования

Указанные нормы НК РФ являются наиболее значимыми в данном вопросе. Дополнительно рекомендуется ознакомиться на сайте ФНС  с Письмом от сентября 2013 года, в котором указаны правила составления жалобы.

Способы урегулирования налоговых споров (общая характеристика)

Как показывает арбитражная практика, обращение в налоговый орган часто не дает результатов. Несмотря на это, многие компании не хотят наживать себе врагов, давая тем самым предпочтение мирному решению вопросу.

Обращаться в судебные органы лица не решаются, даже при высоком риске получения отказа.

Несмотря на это, каждое физическое и юридическое лицо самостоятельно устанавливается для себя модель поведения в подобных ситуациях, но стоит помнить, что из-за беспечного отношения у руководства налогового органа можно быть возвышено чувство безнаказанности.

Этапы процедуры

В зависимости от того, о досудебном урегулировании идет речь либо же об обращении в судебный орган, возникают различные особенности, о которых крайне важно знать. По этой причине целесообразно ознакомиться с каждой ситуацией по отдельности.

При досудебном

Российское законодательство в некоторых ситуациях предусматривает досудебное обязательное решение возникшего конфликта. Бланк договора о досудебном урегулировании споров можно скачать здесь.

Одним из них является принятие налоговым органом решения относительно привлечения налогоплательщика к ответственности либо же наоборот, отказ.

Оно может быть принято по результатам выездной либо же камеральной проверки. Иные ситуация могут быть сразу поданы на рассмотрение в судебный орган.

После того, как будет сформировано заключение (в обязательном порядке предоставляется в течении первых 5 календарных дней с момента составления), налогоплательщику нужно составить по общепринятым правилам апелляционную либо же стандартную жалобу в вышестоящий орган.

Апелляция подлежит формированию в течении первых 10 календарных дней с периода вручения принятого решения, действие которого на момент изучения жалобы будет приостановлено.

Принятый ответ от территориального налогового органа должен быть предоставлен в течении 30 календарных дней после принятия составленной жалобы. В некоторых ситуациях период подлежит продлению до 1,5 месяцев.

При судебном

В том случае, если сформированная жалобы в вышестоящий орган не принесла должных результатов, на которые рассчитывали налогоплательщики, то у них появляется возможность обжаловать решение путем формирования иска в судебный орган.

Для этого законодательство РФ отводит 90 календарных дней. Необходимо обращать внимание на то, что процедура урегулирования налоговых споров обладает некоторой сложностью, которая заключается в том, что даже квалифицированные юристы не могут сориентироваться в неоднородном и одновременно с этим огромном массиве нормативно-правовой документации.

Помимо этого процедура усложняется необходимостью в учете ведомственной инструкции и обширностью принятия решения по подобным вопросам на практике.

Исходя из этого, решить подобные споры в суде самостоятельно невозможно, из-за чего нужно обращаться за помощью к опытным специалистам.

Какая эффективность

Многие специалисты в сфере налоговых споров заверяют в эффективности досудебного разбирательства. Особенно, когда данная разновидность процедуры является обязательной.

В 2019 году эффективность досудебного урегулирования споров заключается в комфортном и одновременно легком выяснении возникших налоговых конфликтных ситуаций.

Одновременно с этим, этап судебного разбирательства не только не выгоден с экономической стороны, но и требует к себе немало временных затрат.

Процедура досудебного урегулирования предоставляет возможность освободить налогоплательщика от необходимости личного присутствия при разбирательстве.

Проблемные вопросы

За последние годы урегулирование налоговых споров прошло через много этапов совершенствования.

Несмотря на это, многие граждане России, в том числе и юридические лица, относятся с высоким уровнем недоверия к вышестоящим органам в данном вопросе.

Со слов Правительства РФ это во многом связано с наличие высокого уровня проблема в познаниях норм законодательства, из-за чего отсутствует возможность верно составить жалобу, указав при этом в ней актуальные моменты, из-за чего возник спор с налоговым органом.

По этой причине Правительство совместно с вышестоящим руководством налогового органа регулярного принимает различные законы с целью внесения поправок в имеющиеся нормативно-правовые акты.

Благодаря этому можно существенно снизить риски возникновения предвзятости государственных органов к населению и юридическим лицам в частности.

Плюсы и минусы

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров включает в себя такие преимущества:

Скорость рассмотрения жалобыНе больше месяца
Попытка обратиться за помощью в вышестоящие инстанции (имеется в виду внесудебный порядок) является бесплатнойПри обращении в суд нужно платить госпошлину
Соблюдение конфиденциальностиИз-за чего нет необходимости переживать за снижение репутации
Вышестоящая инстанция не может принять решениеИз-за которого финансовое положение существенно ухудшиться
Обязательное досудебное урегулирование налоговых споровНе влечет за собой каких-либо сложностей
Имеется много способовКоторые позволяют узнать этапы рассмотрения жалобы

Отрицательной стороной в рассматриваемом вопросе принято считать наличие недостаточного уровня информирования, из-за чего существенно повышается показатель обращения в судебный орган.

Из дополнительных недостатков принято считать неуверенность граждан в положительном решении их разбирательств.

: досудебное урегулирование налоговых споров

Иными словами, на сегодня они еще не уверены в том, что суд может стать на их сторону, если даже, и собрана вся необходимая доказательная база.

В завершении можно отметить — урегулирование налоговых споров может быть как в судебном, так и внесудебном порядке. В зависимости от конкретной ситуации жалоба подается в соответствующий орган.

В случае получения отказа от вышестоящего органа, возникает необходимость отстаивать свои интересы в суде. В таком случае невозможно обойтись без помощи квалифицированного юриста.

Источник: http://yurday.ru/uregulirovanie-nalogovyh-sporov/

Досудебные налоговые споры, досудебное урегулирование налоговых споров

Плюсы и минусы досудебного порядка урегулирования налоговых споров

Досудебные налоговые споры приобрели большую актуальность с 1 января 2009 года, когда досудебное обжалование в вышестоящий налоговый орган стало обязательным условием дальнейшего судебного обжалования. Данный досудебный порядок налоговых споров был введен Федеральным Законом от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового Кодекса …».

Так, в рамках порядка досудебного урегулирования налогового спора, согласно п.5 ст.101.

2 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщик вправе обжаловать решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.

В случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.

Досудебное урегулирование налоговых споров, таким образом, стало актуальным, до введения данного порядка досудебного урегулирования налоговых споров налогоплательщики редко пользовались обжалованием в вышестоящий налоговый орган, так как смысл такого обжалования непонятен – вышестоящий налоговый орган в рамках принятой фискальной политики не отменяет решений нижестоящего.

Досудебное урегулирование налоговых споров, как правило, не приносит положительного результата в виде отмены решения нижестоящего налогового органа, однако имеет ряд особенностей, в связи с которыми его совершенно необходимо провести правильно:

· досудебное урегулирование налогового спора обязательно в соответствии с законодательством, если сопряжено с решением налогового органа о привлечении к ответственности, либо отказе в привлечении к ответственности;

  • в рамках досудебного налогового спора совершенно необходимо представить правильную правовую позицию и все доказательства правоты налогоплательщика. Если этого не сделать, то суд в дальнейшем может указать, что налоговый орган правомерно принял решение на основе имеющихся материалов, иные же материалы налоговому органу представлены не были. То есть правильное досудебное урегулирование налогового спора создает плацдарм для дальнейшего оспаривания решения налогового органа в суде.

Налоговые юристы Правового бюро «Юристократ» имеют многолетнюю успешную практику ведения налоговых споров при относительно невысокой стоимости услуг по досудебному урегулированию налоговых споров, многие из них работали в налоговых органах и прекрасно знают ситуацию изнутри. Обращайтесь к профессионалам Правового бюро «Юристократ» за решением досудебных налоговых споров.

2. Досудебное урегулирование налоговых споров – Сроки

Согласно п.3 ст.140 Налогового Кодекса Российской Федерации налоговый орган рассматривает жалобу в течение 1 (одного) месяца. Это срок может быть продлен не более чем на 15 (пятнадцать) дней для получения информации у нижестоящего налогового органа.

3. Досудебные налоговые споры – Порядок действий

1. Документы от вас для досудебного урегулирования налогового спора:

– свидетельство ОГРН;

– учредительные документы;

– первичные материалы дела (акты проверок, решения налоговых органов, договоры, приложения, акты, платежные поручения, счета-фактуры и пр.);

2. По предоставленным документам наши налоговые консультанты готовят возражения на акт проверки, подбирают полный комплект необходимых документов для подтверждения правовой позиции налогоплательщика.

3. Наши налоговые специалисты подготавливают апелляционную жалобу на решение налогового органа.

4. Досудебные налоговые споры – Гарантии

Гарантиями нашей отличной работы выступает наш обширный опыт по урегулированию досудебных налоговых споров.

5. Досудебное урегулирование налоговых споров – Результат

Результатом услуг по досудебному урегулированию налоговых споров является:

– подготовленная позиция, плацдарм для перехода в стадию судебного налогового спора;

– решение вышестоящего налогового органа.

6. Досудебное урегулирование налоговых споров – Стоимость

Цена досудебного урегулирования налоговых споров варьируется в зависимости от пакета услуг:

Наименование услугиСтоимость услуги
Консультация юриста по налогам по вопросам по арбитражному налоговому спору4’000 рублей / час
Юридическое сопровождение выездной налоговой проверки юристом по налогам, досудебное урегулирование налогового спора.Срок до 2х месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев (п.6 ст.89 НК РФ).30’000 рублей
Возражения по результатам налоговой проверки юристом по налогам, изучение акта проверки, представление дополнительных документов, анализ правомерности доначислений15’000 рублей
Составление апелляционной жалобы юристом по налогам в вышестоящий налоговый орган на решение об отказе в вычете НДС, решение о привлечении/отказе в привлечении к налоговой ответственности15’000 рублей
Составление апелляционной жалобы юристом по налогам  в вышестоящий налоговый орган на решение об отказе в вычете НДС, решение о привлечении/отказе в привлечении к налоговой ответственности;Ведение апелляционной жалобы, представление интересов налогоплательщика в вышестоящем налоговом органе в досудебном налоговом споре25’000 рублей

Comments:

  • ВКонтакте
  • JComments

Download SocComments v1.3

Источник: https://ukrat.ru/index.php?/dosudebnye-nalogovye-spory-dosudebnoe-uregulirovanie-nalogovyx-sporov.html

Как работает досудебный порядок урегулирования споров

Плюсы и минусы досудебного порядка урегулирования налоговых споров

Перед подачей иска в суд в большинстве случаев компания обязана соблюсти досудебный порядок урегулирования споров и направить контрагенту претензию.

В чем плюсы и минусы досудебного порядка урегулирования споров

Изменения в АПК РФ в отношении досудебного порядка урегулирования спора внесены Федеральным законом от 02.03.2016 № 47-ФЗ. Положительный момент нововведений — уменьшение нагрузки на арбитражные суды.

Изменения направлены на то, чтобы частично разгрузить суды, исключив рассмотрение споров в сфере договорного права, в которых ответчик «забывал» оплачивать выставленные счета.

Кроме того, при обязательном направлении претензии добросовестный ответчик сможет лучше подготовиться к судебному процессу.

Некоторые процессуалисты считают, что направление претензий положительно сказывается и на сроках разрешения спора, так как раскрывает часть доказательств и позволяет сторонам лучше подготовить правовые позиции перед непосредственным разрешением спора в судебном заседании.

Тем не менее, обязательный досудебный порядок может позволить недобросовестным контрагентам начать заранее выводить активы, что негативно скажется на исполнимости решений. В спорах об истребовании имущества из чужого незаконного владения – 30-дневный срок на рассмотрение претензии, за это время недобросовестный участник процесса успеет создать цепочку приобретателей имущества.

Важно отметить, что установление 30-дневного срока для соблюдения досудебного порядка полностью блокирует действие ч. 5 ст. 99 АПК РФ и лишает истца возможности получить предварительные обеспечительные меры.

Между тем, по данным опроса юридического сообщества, проведенного юридической фирмой «Кульков, Колотилов и партнеры», обеспечительные меры в арбитражных судах принимаются недостаточно часто, а в 94,2% отказных определений содержатся исключительно формальные основания без указаний на фактические обстоятельства дела.

Применение обязательного досудебного порядка ко всем категориям коммерческих споров уже подвергалось критике со стороны отечественных юристов.

Как соблюдать досудебный порядок урегулирования споров

На сегодняшний день соблюдение претензионного порядка необходимо во всех спорах, вытекающих из гражданско-правовых отношений. Претензия должна быть направлена за 30 дней до подачи искового заявления в суд.

Данная норма является диспозитивной, и стороны имеют право в договоре согласовать меньший или больший срок для рассмотрения и ответа на претензию. Такой срок может варьироваться в зависимости от объема документооборота в компании.

Однако отменить обязательный досудебный порядок по соглашению сторон нельзя.

Стоит также заметить, что суды толкуют норму об обязательном досудебном порядке достаточно строго и считают попыткой досудебного урегулирования спора исключительно претензии, не признавая иных способов уведомления контрагента.

Для соблюдения обязательного претензионного порядка необходимо направить досудебную претензию контрагенту письмом с описью вложения, сохранить чек, спустя 30 дней подать исковое заявление, приложив к нему саму претензию, а также доказательства ее отправки. Достаточно распространена практика установления в договоре официальных электронных адресов контрагентов. При наличии такого пункта возможна отправка досудебных претензий по электронной почте, что ускоряет их получение, рассмотрение и сроки ответа.

Часто юристы-практики советуют прикладывать также доказательства получения в виде уведомления о вручении.

Однако в судебной практике отсутствуют примеры, когда бы суд возвращал исковое заявление, если досудебная претензия была направлена ответчику на юридический адрес, но не была получена. В данном случае риски неполучения юридически значимых сообщений несет их получатель.

Даже при отсутствии уведомления о вручении по требованию суда истец может предоставить распечатку с сайта Почты России (отслеживание почтовых отправлений по номеру).

Также судебная практика подтверждает, что возврат почтовой корреспонденции, содержащей претензию, по причине истечения срока хранения дает возможность истцу заявлять о надлежащем соблюдении претензионного порядка. Такой подход был выработан до реформы и в настоящее время активно используется судами (постановление 9ААС от 28.10.2013 по делу № А40-69831/13).

При наличии уведомления о вручении ответчик может заявить, что корреспонденцию получили неуполномоченные на это лица. В ситуации, когда почта получена секретарем компании ответчика, его полномочия могут явствовать из обстановки (постановление АС Республики Бурятия от 13.10.2016 по делу № А10-3967/2016). В данном случае досудебный порядок считается соблюденным.

Судебная практика также подтверждает правильность подхода, при котором истец обязан направлять досудебную претензию не по всем известным ему адресам ответчика, а только на юридический адрес, указанный в выписке из ЕГРЮЛ.

Источник: https://www.arbitr-praktika.ru/article/2145-qqe-17-m2-09-02-2017-kak-rabotaet-dosudebnyy-poryadok-uregulirovaniya-sporov

Досудебное урегулирование налоговых споров

Плюсы и минусы досудебного порядка урегулирования налоговых споров

Сначала в ФНС или сразу в суд? А срок, какой … Определенные законодательные нововведения несколько усложнили процесс обжалования налогоплательщиком действий тех или иных налоговых органов.

Так, вместо ранее предусмотренной возможности выбора способа обжалования действующее законодательство установило императивно требование о досудебном урегулировании налоговых споров, которое является обязательным и при несоблюдении данного порядка суд откажет в принятии искового заявления.

С 2009 г. действуют требования, согласно которым для обжалования незаконных решений налоговых органов требуется обязательное соблюдение досудебного порядка урегулирования спора.

Такое требование распространилось на следующие виды решений:

  • О привлечении налогоплательщика к ответственности;
  • Об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности.

По требованиям «О возмещении НДС», «Об уплате налога», «О предоставлении документов», «О приостановлении операций по счетам в банках» и иным, такой порядок является необязательным.

ОБЖАЛОВАТЬ ТАКИЕ РЕШЕНИЯ МОЖНО В РАМКАХ ДВУХ ПРОЦЕДУР: АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОБЖАЛОВАНИЕ И ОБЖАЛОВАНИЕ.ВЫБОР ПРОЦЕДУРЫ ЗАВИСИТ ОТ ОДНОГО УСЛОВИЯ: ВСТУПИЛО ЛИ РЕШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ОРГАНА В ЗАКОННУЮ СИЛУ

1) Апелляционное обжалование.
К примеру, была проведена выездная налоговая проверка, налоговый орган вынес Решение о привлечении вас к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Хоть решение и вынесено, но оно еще не вступило в законную силу, а значит, у вас есть 10 дней на апелляционное обжалование. Если Вы не согласны, то в течение 10 дней обращаетесь в вышестоящий налоговый орган.

Данная апелляционная жалоба будет рассматриваться в течение одного месяца, по результатам которой будет вынесено одно из следующих решений:  

  1. Оставить без изменений, а жалобу без удовлетворения;
  2. Отменить или изменить решение полностью или в части и принять новое решение;
  3. Отменить решение и прекратить производство по делу.

И только после того, как будет вынесено решение, Вы будете привлечены или освобождены от ответственности, с вас взыскивается штраф, приостанавливаются операции по счетам в банках и др.

2) Обжалование.

Ситуация уже другая, в рамках все той же выездной проверки было вынесено Решение о привлечении вас к ответственности, но был пропущен десятидневный срок. Значит, Решение вступило в законную силу, и на вас накладывается штраф.

Вы обязаны уплатить его, но не лишаетесь права обжаловать. Для этого подаете жалобу в течение одного года в вышестоящий налоговый орган, где жалоба также рассматривается один месяц и выносится все те же Решения.

Если отменяется Решение нижестоящего налогового органа, то Вы получаете выплаченную ранее сумму штрафа.

Возникает логичный вопрос, какую процедуру лучше выбрать? Безусловно, лучше выбрать апелляционное обжалование, поскольку это быстрее и выгоднее.

Плюсы и минусы досудебного урегулирования налогового спора

Плюсы:

  • Не нужно платить государственную пошлину при обжаловании;
  • Приостановление исполнения решение до момента рассмотрения жалобы вышестоящим органом;
  • Срок рассмотрения от 1 до 2 месяцев;
  • Возможность в дальнейшем защитить себя в судебном порядке, тщательно подготовившись к делу.

Минусами, безусловно, можно признать следующее:

  • В некоторых спорах является обязательным требованием;
  • Вышестоящие органы не заинтересованы в отмене решений своего органа;
  • Приостановление исполнения Решения – право, а не обязанность налоговой;
  • Срок, отведенный на подачу апелляционной жалобы небольшой, а в случае простого обжалования большая вероятность пропустить срок на судебную защиту.

Судебное урегулирование налоговых споров

Все споры, по которым обращаются в суд можно условно разделить на следующие группы:

  1. Оспаривание нормативного акта ФНС;
  2. Оспаривание решений и действий (бездействий) Налоговой службы.

1) Оспаривание нормативного акта ФНС

Оспаривание НПА ФНС осуществляется по правилам главы 21 КАС РФ. Для этого необходимо обратиться в суд общей юрисдикции с соответствующим заявлением.

Заявителем может быть как лицо, на которого распространяется действие данного НПА и нарушаются интересы и права, так и потенциальный налогоплательщик. Оспариваться может нормативный правовой акт в части или полностью.

Срок для оспаривания ограничен рамками действия данного НПА, а срок, связанный с рассмотрением дела, может варьироваться от 2 до 3 месяцев.

Данная категория спора встречается достаточно редко, по причине условного соответствия федеральному законодательству и малому количеству обращений в суд. Не всегда такие обращения могут быть вынесены в вашу пользу!

Для примера, в декабре 2016 было обращение в Верховный Суд РФ о признании недействующим нормативный правовой акт, а именно Инструкции об организации проведения служебной проверки ФНС. Свое требование гражданка С.

Налоговые споры

мотивировала тем, что для нее, как гражданской служащей не определены права на обжалование, сроки назначения, проведения, истребования письменных объяснений, не указаны также процессуальные гарантии и уполномоченное на такие действия должностное лицо ФНС. Однако после тщательного анализа было отказано в удовлетворении.

2) Оспаривание решений и действий (бездействий) налоговой службы

Для данной категории споров предусматривается административный и судебный порядок защиты. Как уже говорилось ранее, в некоторых случаях административный (досудебный) порядок обязателен, в остальном же для вас предусматривается выбор.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, обращаются в арбитражный суд.

Основаниями для такого заявления может быть следующая совокупность условий: противоречие закону, нарушение прав, создание препятствий для осуществления нормальной предпринимательской деятельности.

СРОК ДЛЯ ПОДАЧИ ИСКА ОГРАНИЧЕН ТРЕМЯ МЕСЯЦАМИ, ПОЭТОМУ ЕСТЬ ВЕРОЯТНОСТЬ ПРОПУСКА ДАННОГО СРОКА В СВЯЗИ С АДМИНИСТРАТИВНЫМ РАЗРЕШЕНИЕ СПОРА

Если срок пропущен по уважительной причине, то по общему правилу такой срок может быть восстановлен. Что касается срока, определенный законом на рассмотрения дела в суде, то он составляет 3 (а в некоторых случаях 6) месяцев. После вынесения решения арбитражного суда первой инстанции, Вы имеете право на подачу апелляционной, кассационной и надзорной жалобы.

Апелляционная жалоба подается до вступления в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции, т.е. в течение одного месяца.

В случае пропуска данного срока или же вынесено апелляционной инстанцией решения об отказе, то Вы имеете право в течение двух месяцев со дня вступления в силу законного решения обратиться с кассационной жалобой.

Последней ступенькой является обращение с надзорной жалобой, рассматриваемой Президиумом Верховного Суда от двух до трех месяцев.

В практике складывается очень интересная ситуация, когда ненормативные акты фактически соответствуют нормативным требованиям. Что в этом случае делать и куда обращаться? Конституционный Суд в Постановлении от 31.03.2015 г.

№6-П указал следующее: «такие акты часто содержат разъяснение или нормативное толкование налоговых законов, обязательное для применения всеми территориальными налоговыми органами, которое может противоречить действительному смыслу законов и, тем самым, нарушать законные права налогоплательщиков».

Хоть КС РФ не признал данное положение не соответствующим Конституции, однако дал разъяснения, что данные дела не подсудны ВС РФ и поэтому следует обращаться в арбитражные суды, применяя главу 24 АПК РФ.

И так, законом предусмотрены правовые средства для защиты – административный и судебный порядок разрешения налогового спора.

Какой выбирать? Все зависит от сложности дела,  предписания в законе, материально-финансовой составляющей, привлечения квалифицированного специалиста, объективности вынесения решения, срока рассмотрения и многих других факторов. И самое важное – Ваш выбор будет зависеть от конкретных обстоятельств дела.

На практике большинство налоговых споров возникают в связи с несогласием налогоплательщика с решением налогового органа, принятого по результатам выездной проверки либо камеральной проверки, при взыскании налоговым органом штрафа за нарушение налогового законодательства, а также при отказе налогового органа произвести в отношении налогоплательщика какие-либо юридические действия, например осуществить возврат или зачет налога, уплату процентов за несвоевременное возмещение НДС. В статье рассматривается арбитражная практика по данному вопросу.

НК РФ устанавливает случаи, когда сторона спора — налоговый орган или налогоплательщик обязаны до судебного разбирательства предложить друг другу урегулировать спор в досудебном порядке. Данная процедура представляет собой письменное предложение одной стороны спора другой добровольно исполнить определенные обязательства (вернуть налог, уплатить штраф и т.д.).

Все предусмотренные в НК РФ случаи такого обязательного досудебного урегулирования спора можно разделить на 2 категории в зависимости от инициатора спора — налогового органа или налогоплательщика. Рассмотрим каждую из них.

В соответствии с п. 1 ст. 104 НК РФ до обращения с иском в суд налоговый орган обязан предложить налогоплательщику (иному лицу) добровольно уплатить сумму налоговой санкции, направив требование или иной документ по всем известным ему адресам налогоплательщика (иного лица).

Как указано в п. 31 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.

2001 N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации”, при принятии к рассмотрению исков налоговых органов о взыскании налоговых санкций судам необходимо учитывать, что п. 1 ст.

104 НК РФ установлена обязательная досудебная процедура урегулирования спора между налоговым органом и налогоплательщиком по поводу привлечения последнего к налоговой ответственности.

https://www.youtube.com/watch?v=pIELU8CqRLc

Налоговый орган обращается с иском в суд в случае отказа налогоплательщика добровольно уплатить сумму санкции либо пропуска срока ее уплаты, указанного в требовании об уплате налога.

Если налоговый орган не исполнит свою обязанность, то в дальнейшем судебном разбирательстве это даст основание суду отказать налоговому органу в рассмотрении иска. В соответствии со ст.

148 АПК РФ арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.

Например

Источник: https://3zprint-msk.ru/dosudebnoe-uregulirovanie-nalogovyh-sporov/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.