Прибыль контролируемых иностранных компаний: тонкости определения
Порядок учета прибыли контролируемой иностранной компании при налогообложении

Энциклопедия МИП » Налоговое право » Налогоплательщики » Порядок учета прибыли контролируемой иностранной компании при налогообложении
Прибыль КИК приравнивается к прибыли организации, полученной налогоплательщиком.
Иностранные компании, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации, тоже подлежат налогообложению со стороны государства. Учет прибыли, с которой в дальнейшем взимается налог, ведется несколько иначе, чем у российских компаний.
Прибылью и убытком компании (следует понимать, как иностранной контролируемой) называется сумма, которая определяется одним из двух способов:
- по тем же правилам, что и рассчитывается прибыль и убытки российских компаний;
- на основании внутреннего закона организации по данным о финансовой отчетности за год.
В последнем случае в качестве убытка или прибыли принято понимать сумму, полученную до вычета налогов и сборов. Регулируется вопрос прибыли и убытков иностранной контролируемой компании двумя статьями Налогового кодекса – 25.15 и 309.1.
В каждой из них прописаны не только определения, но и принцип налогообложения при вычислении прибыли и убытка.
Способы определения величины убытков и прибыли
Существует ряд условий, при выполнении которых может быть определена сумма прибыли и убытков иностранной компании на территории Российской Федерации:
- постоянное местонахождение на территории за пределами Российской Федерации, при этом у иностранного государства должен быть заключен соответствующий договор международного характера (следует понимать, как соглашение в вопросах налогообложения);
- финансовая отчетность составлена на основании официального документа, где прописано мнение аудиторской организации о достоверности отчетности (следует понимать, как аудиторское заключение).
Согласно статье 25.15 Налогового кодекса, предусмотрено уменьшение прибыли компании на сумму дивидендов, которые выплачиваются в течение года. При этом финансовая отчетность должна быть составлена по итогам этого года на основании внутреннего закона компании.
Предусматриваются и случаи, когда внутреннего закона у компании нет.
В этом случае за основу берется календарный год, по его итогам и составляется финансовая отчетность.
Если же иностранная компания входит в иностранную структуру, при этом, не образуя юридического лица, то прибыль определяется после вычета распределяемой прибыли. Для таких компаний действуют и другие правовые аспекты в вопросах определения прибыли.Например, в базу для расчета не входит имущество, которое получено от близких родственников в рамках семейного права российского законодательства, или которое было передано в пользование от учредителей компании (под имуществом следует понимать не только недвижимое или движимое имущество, но и денежные средства, а так же любые имущественные права). В качестве родственников понимаются:
- братья и сестры;
- мать и отец;
- бабушка и дедушка;
- муж и жена;
- дети;
- неполнокровные родственники;
- усыновители.
Если же имущество передается от другой иностранной контролируемой организации, то прибыль этой компании не учитывает такой расход.
Требования к определению прибыли и убытков
Согласно статье 309.1 Налогового кодекса, к определению прибыли и убытков КИК применяются особые требования. При невыполнении которых компания не может подлежать налогообложению со стороны российского налогового права. К таким требованиям относят:
- международный аудит финансовой отчетности компании;
- финансовая отчетность компании должна быть неконсолидированной на основе внутреннего закона организации.
При этом если внутренним законом не предусмотрена неконсолидированная отчетность, то определяется она только на основании международных стандартов.
Если внутренним законом компании предусмотрен финансовый аудит, то именно он берется за основу при определении прибыли. Международные стандарты применяются в том случае, если это не прописано законом организации.
Если требования не были выполнены, то применяются несколько иные правила определения прибыли. Так, прибыль или убытки, которые выражаются в иностранной валюте, подлежат переводу в отечественную валюту по среднему курсу.
Устанавливает его Центральный банк России. При этом прибыль обязательно должна быть подтверждена составленной финансовой отчетностью и налоговой.
В случаях, когда иностранная компания не предоставляет данные о своей финансовой деятельности, о размере прибыли и убытков, ее деятельность на территории Российской Федерации может быть приостановлена до тех пор, пока не появятся основания для возобновления.
Согласно нормам российского налогового права чистая прибыль иностранной организации приравнивается в вопросах налогообложения к прибыли организации. А, значит, налоги и сборы со стороны российского законодательства применяются точно такие же, что для российских организаций, равно как и сроки уплаты.
Условия для определения прибыли и убытков иностранной компании
При определении прибыли и убытков у иностранной и контролируемой компании не учитываются некоторые аспекты. А именно:
- суммы от дочерних предприятий;
- суммы от паев, долей в уставном капитале;
- суммы при формировании резервов.
Все эти суммы не берутся в расчет при формировании финансовой отчетности, на основе которой и определяется прибыль организации, ее убытки. Кроме того при формировании отчетности учитываются, так называемые, пассивные доходы. К ним относятся:
- долговые обязательства, с которых компания получает прибыль;
- дивиденды;
- объекты интеллектуальной собственности, с которых компания получает определенный доход;
- распределение прибыли и имущества, после которого компания получает определенный процент или фиксированную сумму средств.
Примечательно, что убытки компании не могут быть перенесены с одного налогового периода на другой, если плательщик налогов не предоставил соответствующего уведомления за период, когда компания вышла в убыток. То есть только при уведомлении налогового органа можно распределить убыток на несколько периодов, что скажется на финансовой отчетности компании положительно.
Если сумму прибыли определить по установленным правилам и условиям невозможно, то в качестве основы берется налоговая база плательщика (следует понимать, как представитель компании, ее контролирующее лицо).
В ее основу входит сумма прибыли, на которую он имеет право или будет в дальнейшем иметь право, если эту прибыль распределить между всеми законными претендентами. Все расчеты производятся по истечении налогового периода, после 31 декабря того года, за который финансовая отчетность организации не была предоставлена.
Документы для учета
Существует небольшой список документов, на основании которых производится учет прибыли и убытков соответствующей иностранной компании. В налоговый орган плательщик, являющийся контролирующим лицом организации, представляет следующий пакет документов:
- декларацию по налогам;
- аудиторское заключение или на основе внутреннего закона компании, или на основе международных стандартов;
- финансовую отчетность, составленную по всем правилам и стандартам или внутреннего закона компании, или международного стандарта.
Примечательно, что внутренний закон компании не может противоречить международным стандартам или нарушать их. Все документы, даже если оригиналы составлены на иностранном языке, должны быть предоставлены в налоговый орган на русском языке. Перевод заверяется нотариусом, в противном случае они будут являться недостоверными.
Если аудиторское заключение не предоставляется одновременно со всеми документами, то у плательщика есть еще один месяц на то, чтобы донести его в налоговой орган.
При невыполнении этого условия налогообложение, как и деятельность компании на территории Российской Федерации, приостанавливается. Аудиторское заключение составляется не раньше и не позже, чем закончился налоговый и финансовый период компании.
При этом международные стандарты подразумевают добровольное составление заключения со стороны компании.Но, поскольку без этого заключения по российским нормам налогового права, расчет прибыли невозможен, а без него – и взимание налогов, то компания обязана предоставить аудиторское заключение, в котором не будет содержаться отрицательного мнения о финансовой деятельности компании или отказа в выражении какого-либо мнения со стороны независимых аудиторов.
Источник: https://advokat-malov.ru/nalogoplatelshhiki/poryadok-ucheta-pribyli-kontroliruemoj-inostrannoj-kompanii-pri-nalogooblozhenii.html
Актуальные правила налогообложения контролируемых иностранных компаний, как расчитывается прибыль КИК

Отправьте заявку
Отправьте вопрос, чем мы можем быть Вам полезны, и получите персонализированное предложение прямо сейчас!
1 января 2019 г.
С 2015 по 2017 год были внесены существенные изменения в российское налоговое законодательство, а также выпущены многочисленные разъяснения Минфина России, касающиеся новых правил налогообложения прибыли иностранных компаний, контролируемых российскими бенефициарами.
Представляем Вам краткий обзор наиболее важных положений налогового законодательства, повлиявших на налогообложение прибыли иностранных компаний в России с учетом имеющихся разъяснений Минфина России.
1. Иностранные организации/структуры, являющиеся КИК
В 2015 году Закон ввёл сразу несколько новых понятий, а именно: «контролируемая иностранная компания» (далее — КИК), «иностранная структура без образования юридического лица», «контролирующее лицо» и др., а также возложил ряд новых обязанностей на налогоплательщиков.
| Компания может быть признана КИК, в случае если:а) она не является налоговым резидентом России; иб) контролируется физическими/юридическими лицами — налоговыми резидентами РФ.В свою очередь, физическое и юридическое лицо, являющееся российским налоговым резидентом признается контролирующим лицом иностранной организации, если его доля участия в иностранной организации составляла 50% в 2016 году.С 2017 года данный порог снижен до 25%, а в случае если доли российских налоговых резидентов в КИК в совокупности превышают 50% — до 10%. |
В отношении структур без образования юридического лица (например, трастов) Закон устанавливает, что по умолчанию контролирующим лицом такой структуры признается учредитель (основатель) такой структуры.
Учредитель не признается контролирующим лицом только если одновременно соблюдаются все следующие условия:
- такое лицо не вправе получать (требовать получения) прямо или косвенно прибыль (доход) этой структуры полностью или частично;
- такое лицо не вправе распоряжаться прибылью (доходом) этой структуры или ее частью;
- такое лицо не сохранило за собой права на имущество, переданное этой структуре (имущество передано этой структуре на условиях безотзывности);
- такое лицо не осуществляет контроль над этой структурой.
Кроме этого, контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица также признается иное лицо, не являющееся ее учредителем (основателем), например, бенефициар, если такое лицо осуществляет контроль над такой структурой и при этом в отношении этого лица выполняется одно из следующих условий:
- такое лицо имеет фактическое право на доход, получаемый такой структурой;
- такое лицо вправе распоряжаться имуществом такой структуры;
- такое лицо вправе получить имущество такой структуры в случае ее прекращения (ликвидации, расторжения договора).
2. Уведомление об участии в иностранной организации и о КИК
Закон возлагает на налогоплательщиков обязанность уведомить налоговые органы РФ:
- об участии в иностранной компании, если доля участия превышает 10%;
- о контролируемых иностранных компаниях;
| Уведомление об участии в иностранных организациях представляется в срок не позднее трех месяцев с даты возникновения (изменения доли) участия в такой иностранной организации.Уведомление о контролируемых иностранных компаниях представляется физическими лицами в срок не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором доля прибыли контролируемой иностранной компании подлежит учету у контролирующего лица. |
Таким образом, в случае если, например, по итогам 2016 года (т.е. на 31.12.2017) физическое лицо признается контролирующим лицом контролируемой иностранной компании и налоговым резидентом Российской Федерации, то такое лицо обязано представить уведомление о контролируемых иностранных компаниях в срок до 20 марта 2018 года.
3. Расчёт прибыли контролируемой иностранной компании (КИК)
Прибыль КИК — это сумма прибыли этой компании, уменьшенная на величину дивидендов, выплаченных этой КИК в календарном году, следующим за годом, за который составляется финансовая отчетность, и рассчитываемая по правилам ст. 309.1 НК РФ.
Прибыль КИК определяется одним из следующих способов:
- по данным её финансовой отчётности, составленной в соответствии с личным законом такой компании за финансовый год. В этом случае прибылью КИК признаётся величина прибыли компании до налогообложения;
- по правилам, установленным главой 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций», для налогоплательщиков — российских организаций.
При этом прибыль КИК на основании данных финансовой отчётности может быть определена при выполнении одного из условий:
- в случае если КИК находится в государстве, с которым имеется международный договор РФ по вопросам налогообложения, за исключением государств (территорий), не обеспечивающих обмена информацией для целей налогообложения с РФ;
- если в отношении финансовой отчётности КИК представлено аудиторское заключение, которое не содержит отрицательного мнения или отказа в выражении мнения.
При этом используется неконсолидированная финансовая отчётность, составленная в соответствии со стандартом, установленным личным законом КИК, либо Международными стандартами финансовой отчётности.
Таким образом, прибыль КИК — офшорной компании может быть определена по данным финансовой отчётности, если будет представлено соответствующее аудиторское заключение.
Определение прибыли на основании норм главы 25 НК РФ производится в том случае, если прибыль КИК нельзя подтвердить данными финансовой отчётности в соответствии с установленными выше требованиями, или по желанию налогоплательщика. При этом такой способ определения прибыли (по главе 25 НК РФ) должен применяться в течение пяти лет.
При расчёте прибыли КИК производится корректировка на суммы переоценки ценных бумаг и других финансовых инструментов, суммы резервов, а также суммы прибыли/убытка дочерних компаний.
Прибыль КИК уменьшается на выплаченные дивиденды, а в отношении иностранных структур без образования юридического лица — на величину распределённой прибыли (причём не только в пользу контролирующих лиц) и подлежит пересчету в рубли с применением среднего курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации, определяемого за период, за который, в соответствии с личным законом КИК, составляется финансовая отчетность за финансовый год.
4. КИК, прибыль которых освобождается от налогообложения в РФ
Закон прямо прописывает случаи, в которых прибыль КИК освобождается от налогообложения.
Прибыль КИК не будет облагаться в Российской Федерации налогом на прибыль (для организаций ) и НДФЛ, если её размер не превышает установленных законом пороговых значений, а именно:
|
Кроме этого, прибыль КИК освобождается от налогообложения в следующих случаях:
1) КИК является некоммерческой организацией, которая в соответствии со своим личным законом не распределяет полученную прибыль между участниками или иными лицами;
2) КИК зарегистрирована в государстве — члене Евразийского экономического союза и имеет постоянное местонахождение в этом государстве;
3) эффективная ставка налогообложения доходов (прибыли) для этой компании по итогам периода, за который в соответствии с личным законом такой организации составляется финансовая отчетность за финансовый год, составляет не менее 75 процентов средневзвешенной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций;
4) КИК относится к активным иностранным компаниям, активным иностранным холдинговым компаниям или активным иностранным субхолдинговым компаниям;
5) КИК является банком или страховой организацией, осуществляющимей деятельность на основании лицензии или иного специального разрешения;
6) КИК является эмитентом обращающихся облигаций, организацией, которой были уступлены права и обязанности по выпущенным обращающимся облигациям, эмитентом которых является другая иностранная организация;
7) КИК участвует в проектах по добыче полезных ископаемых, осуществляемых на основании соглашений о разделе продукции, концессионных соглашений, лицензионных соглашений или сервисных соглашений (контрактов), аналогичных соглашениям о разделе продукции.
8) КИК является оператором нового морского месторождения углеводородного сырья или непосредственным акционером (участником) оператора нового морского месторождения углеводородного сырья.При подаче уведомления о КИК контролирующее лицо обязано документально подтвердить наличие оснований для освобождения прибыли КИК от налогообложения.
5. Дата признания прибыли КИК
Прибыль КИК у контролирующего лица признается на дату:
- принятия решения о распределении прибыли (дивидендов);
- на 31 декабря года, следующим за годом, за который в соответствии с личным законом такой компании составляется финансовая отчетность (в случае, если решения о распределении прибыли не принято).
К примеру, если не производилась выплата дивидендов, прибыль КИК, подсчитанная по результатам финансовой отчетности за 2015 год, признается прибылью контролирующего лица на 31 декабря 2016 года и включается в его налоговую декларацию по НДФЛ за 2016 год.
6. Подача налоговой декларации по КИК и уплата налога
Налоговая декларация контролирующим лицом подается и налог уплачивается:
- Если контролирующее лицо — организация, то декларацию по налогу на прибыль необходимо подать до 28 марта года, в котором подается уведомление о КИК. При наличии прибыли и отсутствии льгот, налог необходимо оплатить до 28 марта этого же года.
- Если контролирующее лицо — физическое лицо, то декларацию по НДФЛ необходимо подать до 30 апреля года, в котором подается уведомление о КИК. При наличии прибыли и отсутствии льгот, налог необходимо оплатить до 15 июля этого же года.
7. Устранение двойного налогообложения прибыли КИК
Сумма налога, исчисленного в отношении прибыли КИК, может быть уменьшена пропорционально доле участия контролирующего ее лица на следующие суммы налога:
- налоги, уплаченные КИК в соответствии с законодательством иностранных государств и законодательством Российской Федерации (в том числе налога на доходы, удерживаемого у источника выплаты дохода);
- налог на прибыль организаций, уплаченный с прибыли постоянного представительства этой контролируемой иностранной компании в Российской Федерации.
При этом контролирующее лицо обязано документально подтвердить факт уплаты налога с прибыли КИК.
8. Срок применения льготного порядка при ликвидации КИК
Закон предусматривает льготный порядок налогообложения для физических лиц при ликвидации иностранных компаний, при котором, доходы в виде имущества (за исключением денежных средств), полученные при такой ликвидации физическим лицом, освобождаются от налогообложения.
Аналогичный льготный порядок налогообложения предусмотрен также в отношении юридических лиц, на которых данная льгота распространяется, в том числе, и на полученные ими при ликвидации КИК денежные средства.
Льготный порядок налогообложения при ликвидации иностранных компаний и структур без образования юридического лица действует, если соответствующая КИК будет ликвидирована до 1 января 2018 года.
9. Корпоративное налоговое резидентство
Иностранная организация может быть добровольно или принудительно признана российским налогоплательщиком, в случае если местом ее управления является Российская Федерация.
В свою очередь, местом управления иностранной организацией признается Российская Федерация при соблюдении одного из следующих условий:
- исполнительный орган организации регулярно осуществляет свою деятельность в отношении этой организации из Российской Федерации;
- главные должностные лица организации (лица, уполномоченные планировать и контролировать деятельность, управлять деятельностью предприятия и несущие за это ответственность) преимущественно осуществляют руководящее управление этой иностранной организацией в Российской Федерации.
Законодательством предусмотрен перечень компаний, которые могут быть признаны налоговыми резидентами РФ только в добровольном порядке.
Если иностранная компания самостоятельно признала себя налоговым резидентом РФ, она имеет право применить ставку 0 процентов на полученные дивиденды (при принудительном признании такое право не предоставляется).
10. Последствия несоблюдения положений о контролируемых иностранных компаниях
За несоблюдение установленных НК требований в отношении КИК установлена следующая ответственность:
- штраф в сумме 50000 рублей за неподачу уведомления об участии в иностранной компании (штраф взыскивается в отношении каждой компании, в отношении которой не подано уведомление);
- штраф в сумме 100000 рублей за неподачу уведомления о КИК (штраф взыскивается в отношении каждой компании, в отношении которой не подано уведомление);
- 20%-й штраф от суммы такой налоговой недоимки, возникшей в связи с неуплатой налога с прибыли КИК с 2017 года.
Все новости офшоров и других юрисдикций
Источник: https://www.amondsmith.ru/breaking-news/4564/
Прибыль контролируемых иностранных компаний

Законодательные положения, регулирующие вопросы налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний (Controlled foreign corporation (CFC) или КИК, так или иначе присутствуют практически во всех зарубежных нормативно-правовых системах,
среди которых (не ограничиваясь приведёнными юрисдикциями) Австралия (Часть X Закона об исчислении налогов (Tax Assessment Act 1936 (ITAA 1936)), Канада (Правила о зарубежных дочерних организациях (Foreign Affiliate (FA) rules) в рамках статей 90-95 и 112-113 Закона о подоходном налоге (Income Tax Act), КНР (Закон о налоге на прибыль предприятий (Enterprise Income Tax Law (Order of the President [2007] No. 63, “EIT Law”)), Финляндия (Закон о налогообложении применительно к акционерам иностранных контролируемых корпораций (Laki ulkomaisten väliyhteisöjen osakkaiden verotuksesta No. 16.12.1994/1217)), Франция (статья 209-B Налогового Кодекса), Германия (статьи 7-14 Закона о налоге на трансграничные операции 1972 года (Außensteuergesetz (AStG)), Швеция (глава 39a Закона о подоходном налоге (Inkomstskattelag (1999:1229)), Великобритания (Часть 9A Закона о налогообложении (Международные и иные положения) (Taxation (International and other Provisions) Act 2010) (TIOPA)), США (статьи 951 — 965 (Подчасть F Части III Подраздела N Раздела 1 подзаголовка A Налогового кодекса (Internal Revenue Code (“subpart F”)).
По общему правилу контролируемая иностранная компания — это иностранная компания, часть акций которой принадлежит налоговым резидентам другой страны. Иными словами КИК — это юридическое лицо, с одной стороны, осуществляющее свою деятельность на территории той или иной юрисдикции, но контролируемое (читай — принадлежащее) налоговыми резидентами другой юрисдикции.
Закрепляемые на законодательном уровне положения о контролируемых иностранных компаниях, впервые увидевшие свет в 60-е годы на территории США, вводятся в целях предотвращения практики оптимизации налогообложения (на языке налоговых органов — уклонения от налогообложения (Tax avoidance)) в рамках использования компаний, учреждённых на территории юрисдикций с так называемыми благоприятными условиями ведения бизнеса, и, конечно же, особенно благоприятными в плане налогообложения (иными словами — налоговых гаванях (Tax heavens).
Доверяй, но проверяй! — таков был девиз, взятый на вооружение налоговыми органами, с момента возникновения понятия налоговых гаваней потребовавших от владельцев долей в иностранном юридическом лице раскрывать информацию о наличии таковых и платить по ним налоги.
И вот, под флагом достижения большей налоговой прозрачности парламенты зарубежных государств наперебой стали повсеместно внедрять законодательство, по сути лишающее смысла учреждение подобных, набивших оскомину налоговым органам «оффшорных» компаний.
На фоне повального гонения Правительства РФ на оффшорные схемы в виде инициативы Президента о лишении государственной поддержки использующих оффшорные схемы компаний и права на участие таковых в государственных закупках, подписания конвенции Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) о взаимном административном содействии в вопросах налогообложения, а также принятия «Закона о налоговой амнистии» (которая, к слову сказать, большинством представителей бизнес-сообщества воспринимается не как возможность избежать тяжёлых налоговых последствий, а как ничем не гарантированный от передачи третьим лицам инструмент давления со стороны как налоговых органов, так и (чем чёрт не шутит) органов уголовного преследования), «Закон о контролируемых иностранных компаниях» как заинтересованными, так и затронутыми его последствиями сторонами был также удостоен наименования «антиофшорный закон» или «закон о деофшоризации».
Законом о деоффшоризации в Налоговый кодекс Российской Федерации были внесены изменения, целью которых стало обеспечение уплаты налога с нераспределённой прибыли иностранных компаний, контролируемых российскими налоговыми резидентами.
Казалось бы, принятый Закон никоим образом не ограничивает налоговых резидентов в том, что касается учреждения оффшорных компаний и получения от них прибыли.
И действительно, не ограничивает и даёт в этом плане полную свободу, однако в то же самое время он «тихо и спокойно» предусматривает неукоснительное выполнение налогоплательщиками-резидентами РФ «небольшого» объёма требований, прямо связанных с учреждением и пользованием «плодами» таковых компаний и подкреплённых весомыми санкциями за их невыполнение.
Однако, на данном этапе повествования откажемся от описания «дел давно минувших дней», ибо открытые источники заполнены и переполнены доскональным и в высшей степени качественным разъяснением всех аспектов «шагающего по стране» антиоффшорного закона.
Позволим себе отдать на откуп владельцев контролируемых иностранных компаний решение вопроса о способах выхода из сложившейся ситуации, которых, поверьте, — начиная от смены резидентства и «юрисдикционной релокации» бизнеса — великое, широко разрекламированное ведущими консалтинговыми компаниями, множество. Обратимся лишь к последним тенденциям.
Ветер перемен
В конце октября текущего года заместитель Министра финансов Российской Федерации Шаталов Сергей Дмитриевич, выступая перед пулом журналистов в рамках налоговой конференции, организованной Американской торговой палатой, озвучил возможность урегулирования к концу текущего года спорных моментов, заставивших находиться в подвешенном состоянии не только предпринимательское сообщество, но и «большую четвёрку» консалтинговых компаний (PricewaterhouseCoopers, Ernst & Young, KPMG и Deloitte) в том, что касается положений Закона о контролируемых иностранных компаниях.
По словам заместителя Министра, министерство планирует разрешить возникшие споры на уровне рассмотрения соответствующих законодательных инициатив в нижней палате парламента Российской Федерации — Государственной Думе Федерального Собрания – не позднее декабря.
На дворе — ноябрь.
Государственная Дума взяла на себя обязательство не позднее упомянутого заместителем министра срока принять во втором чтении проект бюджета на 2016 год, и это при том, что заключение (более чем на 700 листах (!!!))по соответствующему законопроекту, направленное Счётной Палатой Российской Федерации ответственному за проработку проекта комитету нижней палаты парламента — Комитету по бюджету и налогам — с большой натяжкой можно назвать оптимистичным. Иными словами, работа парламентариям предстоит тяжёлая. И вполне возможно, что «декабрю придётся подождать» в том, что касается поправок в Закон о КИК, и данная привилегия достанется «огненной обезьяне». В то же самое время саму работу над первичным проектом Закона о КИК нельзя назвать лёгкой, и рождался он в муках.Напомним, что изначально Правительство не получило полной поддержки Государственной Думы в том, что касается внесённой им редакции законопроекта: из под пера Президента Российской Федерации он вышел не вполне «узнаваемым». В текущем году Государственная Дума продолжило сотрудничество с Правительством, и некоторое недопонимание в ряде вопросов удалось смягчить, но не более.
Теперь же, по мнению Шаталова, удалось наметить подтверждённый обеими сторонами объём реперных точек, и в ближайшее время все неурегулированные, но уже окончательно взвешенные и согласованные моменты в том, что касается контролируемых иностранных компаний, обретут себя на страницах «Российской Газеты».
Что день грядущий нам готовит?
Ожидается, что прорабатываемые в настоящее время положения откроют дорогу для расчета налоговой базы КИК не на основании 25 главы Налогового Кодекса РФ (Налог на прибыль организаций), а в силу Международных Стандартов Финансовой Отчётности.
Таковой расчёт предлагается осуществлять вне зависимости от юрисдикции иностранной компании, контролируемой налоговым резидентом Российской Федерации, но исключительно при условии предоставления данной компанией добровольного аудиторского заключения по своей финансовой отчетности.
«Аутсайдеры», для которых отчётность по 25 главе НК РФ явится неизбежностью, смогут воспользоваться своеобразной утешительной преференцией, заключающейся в отсутствии требования о том, чтобы весь объём сделок, исходя из которых будет происходить расчёт налоговой базы, пересчитывался в рубли по каждой из сделок. Согласно прорабатываемой инициативе, налоговая база будет рассчитываться в валюте, а соответствующий пересчет финальных показателей в рубли будет происходить по итогам налогового периода.
Ну а компании, чья деятельность осуществляется исключительно на территории юрисдикций, заключивших с Российской Федерацией соглашения об избежании двойного налогообложения или достигших иные договорённости с российскими налоговыми органами, смогут и вовсе «почивать на лаврах» добропорядочных и безупречных исполнителей принципов МСФО, даже не предоставляя аудиторских заключений.
«Чья туфля?»
Очередным «подарком» Министерства финансов владельцам долей в компаниях, подпадающих под определение контролируемых, должно стать введение правила, согласно которому в случае, когда какому-либо лицу принадлежит более 10% акций иностранной компании, признание его резидентом на том основании, что совместно с другими — подтверждёнными — резидентами Российской Федерации оно владеет более чем 50% акций, должно происходить при обязательном предварительном информировании налоговыми органами означенного лица о том, что оно является контролирующим лицом.
Кроме того, количество документов в «отчётной папке», направляемой в адрес налоговых органов, должно заметно поубавиться: Министерство финансов предлагает изъять из нее информацию о «контрольной доле» применительно к случаям, когда функции контроля представлены исключительно косвенным участием в российских публичных компаниях.
Что касается резидентного статуса налогоплательщиков применительно к КИК, изменения, как ожидается, коснутся юридических лиц: в частности, последним (в случае их учреждения на территории иностранных юрисдикций) будет предоставлено право самостоятельно признавать себя налоговыми резидентами Российской Федерации.
Подобное «рвение» в свою очередь не останется незамеченным, а сама по себе инициатива не будет наказуема: пионеры «добровольного резидентства» получат возможность пользоваться преимуществами, доступными на территории иностранных юрисдикций, в частности, максимальным смягчением или полным отсутствием требований в сфере валютного регулирования и валютного контроля, предъявляемых валютным резидентам РФ. Собственники подобных компаний сохранят за собой все причитающиеся им налоговые льготы, заключающиеся, среди прочего, в освобождении от налога на выплаты дивидендов.
http://www.worldbiz.ru/
Источник: http://lawedication.com/blog/2015/11/24/pribyl-kontroliruemyx-inostrannyx-kompanij/

