+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Профессиональный стандарт, обязанности и компетенции педагога

Содержание

Профессиональный стандарт педагога в 2019 году

Профессиональный стандарт, обязанности и компетенции педагога
Профессиональный стандарт педагога является частью обновленной национальной системы квалификаций. Они представляют информацию о требованиях к квалификации. Это своего рода база оценки квалификации и труда педагогического работника. Профессиональные стандарты пришли на смену устаревшим должностным инструкциям.

В них содержится информация о профессии, описаны обобщенные трудовые функции, а также требуемые уровни и подуровни квалификации.

Несмотря на то, что апробация этого проекта началась еще в 2013 году, работа на его содержанием будет вестись еще до 2020 года.

Все мероприятия по внедрению профстандарта планируется завершить до 1 января 2020 года.

В этой статье разберем основные разделы профессиональных стандартов педагогов, на которые стоит обратить внимание руководителю школьных организаций. Как мы уже сказали, профстандарт уже внедрен в систему школьного образования. Однако у многих до сих пор остаются вопросы, какие цели преследует этот документ.

Формирует образ современного педагога
Каждый педагог может использовать профстандарт в качестве ориентира для своего профессионального роста.

Регламентирует требования к отбору кандидатов
Руководитель школьного учреждения может определить компетентность будущего сотрудника, оценив его знания и умения в соответствии с профстандартом.

Определяет необходимый уровень подготовки педагога
Если учитель не обладает какими-либо компетенциями из перечня профессионального стандарта, он вправе пройти курсы переподготовки или повышения квалификации. Директор может составить график и план переподготовки всех педагогических сотрудников школы.

Создает оптимальные условия для самостоятельного развития и роста уровня квалификации
Профессиональный стандарт педагога четко прописывает требования к знаниям и умениям. Однако учителям предоставляется возможность самостоятельно выбирать пути достижения целей, реализовывать свои подходы в обучении.

Как видно, профессиональный стандарт призван не только определить курс развития педагога, но также является своего рода инструкцией по работе с персоналом для руководителя школьным учреждением.

Компетенции педагога – это отдельная тема. В данной статье мы лишь рассмотрим их структуру иосновные направления.

Профессиональная компетентность сотрудников оценивается по трем направлениям:

  1. Владение педагогическими технологиями;
  2. Решение профессиональных задач;
  3. Контроль своей деятельности в соответствии с требованиями и нормами.

Профессиональные компетенции включают в себя следующие компетенции:

интеллектуально-педагогическая

  • применение знаний и опыта в профессиональной деятельности;
  • эффективное обучение воспитанников;
  • способность к инновационной деятельности.


коммуникативная компетентность

  • речевые навыки;
  • умение слушать;
  • экстраверсия и эмпатия.


информационная компетентность

  • умение получать достоверную информацию;
  • эффективный анализ получаемой информации;
  • внедрение новых информационных технологий для решения профессиональных задач.


регулятивная компетентность

  • управление своим поведением;
  • контроль эмоций;
  • стрессоустойчивость.

Также выделяют инструментальные профессиональные компетенции.

Инструментальные профессиональные компетенции

Предметная

  • знание профильной дисциплины;
  • использование современных методик преподавания;
  • отслеживание и знание современных направлений развития преподаваемой области.

Психолого-педагогическая

  • умение установить конструктивные и уважительные взаимоотношения с коллегами, воспитанниками и родителями;
  • владение психолого-педагогическими знаниями для решения воспитательных и образовательных задач;
  • умение находить индивидуальный подход в обучении в зависимости от способностей учеников;
  • поддержка благоприятного микроклимата в коллективе.

Методическая

  • умение отбирать и систематизировать материал;
  • умение организовать различные формы занятий;
  • знания в области инновационных технологий и их применение в обучении.

Ознакомиться с полным перечнем компетенции, а также требуемых знаний и умений можно в тексте Профессионального стандарта педагога на сайте Минтруда или профстандарт.ру.

3 главные особенности профессионального стандарта

Раньше школьный педагог учил школьников только своему предмету. Иногда он выполнял функции классного руководителя. Также в его обязанности входило организация уроков, разработка методов оценки знаний. Немало времени отнимала и работа с документами.Профессиональные стандарты призваны более четко сформулировать функциональные обязанности педагогических сотрудников.

1. Профессиональный стандарт призван дать определение современного педагога

Внедрение профессиональных стандартов кардинально изменит сам подход к определению педагога, его функций, обязанностей и возможностей к самореализации.

Характеристики современного педагога:

  • Мобилен и прогрессивен;
  • Способен находить нестандартные решения различных задач;
  • Имеет глубокие знания по профильному предмету;
  • Хорошо ориентируется в смежных дисциплинах и успешно интегрирует эти знания для комплексного и многогранного изучения своей дисциплины;
  • Активно внедряет в систему обучения предмета IT-технологии;
  • Нацелен на получение новых знаний;
  • Постоянно самосовершенствуется, регулярно повышая уровень своих знаний;
  • Успешно и эффективно взаимодействует с другими специалистами (психологами, дефектологами и прочими);
  • Умеет работать с разными детьми и находить к каждому ребенку индивидуальный подход. Это могут быть дети с ограниченными возможностями, одаренные дети или, скажем, дети-эмигранты, у которых могут возникать трудности с восприятием и пониманием русского языка.

Все эти аспекты современного педагога не являются чем-то недостижимым для современных выпускников. Некоторые трудности, скорее могут возникнуть у более опытных сотрудников, которые привыкли работать по устаревшим стандартам.Однако чтобы и дальше сохранять уровень квалификации и подготовки учеников, им придется соответствовать современным требованиям. Этика для педагога – это очень важный момент его профессиональной деятельности. Педагог находится в постоянном контакте не только с коллегами, но также с учениками и родителями. Именно поэтому важно понимать основные аспекты психологии поведения и общения.

Современный педагог обязан быть терпимым и толерантным во многих вопросах. На стиль его работы и процесс обучения и воспитания никак не должны влиять:

  • религиозные направления;
  • политические убеждения;
  • разнообразие культур.

Педагог никогда не злоупотребляет своим авторитетом!

Среди прочих функций:

  1. Педагог должен обеспечивать психологическую и эмоциональную защиту ученикам.
  2. Учитель – не только преподает новую информацию, он выступает в роли наставника.
  3. Педагогический работник поддерживает культуру образовательного учреждения.

Профессиональный стандарт определяет педагога,
как вежливого, уважительного и корректного сотрудника.

3. Новые возможности карьерного роста

Раньше педагог мог иметь вторую, первую и высшую категорию. Это достаточно узкая градация должностей не стимулировала учителя к саморазвитию и профессиональному росту.

Сегодня в профессиональный стандарт педагога введена новая дифференциация должностей. Теперь предусмотрено 3 категории должности, которые педагог может занимать по результатам пройденной аттестации.

О новой модели аттестации мы писали ранее в этой статье.

  1. Учитель – проводит качественное обучение учеников согласно образовательным программам, взаимодействует с детьми, в т.ч. и с ограниченными возможностями, общается с родителями, а также регулярно повышает уровень профессиональной квалификации.
  2. Старший учитель – разрабатывает передовые образовательные программы, оказывает методическую поддержку коллегам-педагогам.
  3. Заведующий учитель – координирует работу учителей, психологов и дефектологов. Выполняет функции наставника молодых педагогов.

Такая градация должностей предлагает педагогу более комплексно подойти к своему профессиональному росту.

  1. Нет полного соответствия Профстандартов и ФГОС.
  2. Нет окончательного утвержденного списка компетенций для каждой категории должностей.
  3. Нет четкого вектора развития карьеры для каждой категории учителя.

    Решить эту задачу позволит новая модель аттестации.

  4. Пока еще не все педагоги обладают всем набором компетенций, указанным
    в профстандарте.
  5. Недостаток кадров.

    Это затрудняет использование в работе индивидуального подхода к ученикам.

Если педагог сдал национальное тестирование и успешно прошел аттестацию,
но при этом не обладает какими-либо компетенциями, утвержденными профстандартом, увольнять его не будут.

Источник: http://xn--b1agja2bn.xn--p1ai/profstandart_pedagoga_2019

Профессиональный стандарт, обязанности и компетенции педагога

Профессиональный стандарт, обязанности и компетенции педагога

Много споров велось по поводу введения профессиональных стандартов для педагогов.

Большинство сходиться во мнении, что давно уже нужно было изменить инструкции и квалификационные требования, которые использовали преподаватели еще с советских времен.

Все эти положения морально устарели и во многом затрудняли, а не облегчали деятельность. Новые стандарты дают педагогу большую свободу действий, и стимулируют к саморазвитию.

Зачем нужен профессиональный стандарт

Для того чтобы понимать зачем нужен профстандарт необходимо знание – что он из себя представляет.

Российское трудовое законодательство четко определяет этот термин в ТК статья 195.1 Профессиональный стандарт по определенной профессии – это набор ключевых квалификационных характеристик без наличия которых, специалист не сможет качественно выполнять свои профессиональные обязанности. Можно сказать, что стандарт определяет основные критерии по отбору специалиста.

Начиная с середины 2016 года, применение профессиональных стандартов является обязательным на всех предприятиях и учреждениях в независимости от вида деятельности и принадлежности. (ст. 195.3 ТК РФ).

Внедрение профсандартов в первую очередь нацелено на улучшение качества образовательного процесса. В современном мире все быстро меняется, и педагог обязан не отставать, а быть в впереди всех нововведений. Как можно привить стремление к званиям, если самому отказаться от профессионального роста.

Можно выделить основные цели и задачи, которые должно решать внедрение профессиональных стандартов:

  1. Определение обязательных квалификационных навыков, которыми должен обладать педагог. Установка конкретных признаков, по которым происходит отбор специалистов для различных учебных заведений.
  2. Создание необходимых условий для подготовки или переподготовки учителя. Данная цель вполне логична, очень тяжело требовать от специалиста того, чему его не учили. Поэтому обязательной стандартизации подвергается сфера профессионального образования.
  3. Формирование основных целей и задач, которые учитель должен реализовать во время обучающего процесса.
  4. Привлечение преподавательского состава к разработке проектов, способствующих улучшению качества образования.

Внедрение стандартов наделяет педагогов некоторой свободой действий, одновременно увеличивая ответственность и давая возможность оценивать качество процесса обучения.

Очень важно то, что стандарт заставляет задуматься не только об уровне профессиональной подготовки специалиста, но и о тех условиях, в которых происходит процесс обучения.

В скором времени предполагается введения региональных профстандартов, учитывающих особенности преподавания в сельской местности или крупном городе,.

с присутствием различных этнических групп в регионе или одно национальной местности и тому подобное.

Структура

Стандарты для всех профессий разрабатывались на основании ранее утвержденного «макета». Нормативный акт для педагогов не исключение.

Документ включает в себя четыре основных раздела:

  1. Общие сведения. Раздел разграничивает основные виды деятельности специалиста, определяет основную цель работы педработника и группу занятий;
  2. Функции. Здесь приводятся обобщенные трудовые функции в виде таблицы, указывается необходимый уровень квалификации для их выполнения. Каждой опции присваивается индивидуальный код;
  3. Характеристика функций. В форме таблицы приводится наименование вида деятельности, его код и квалификационные нормативы. Предъявляются требования в отношении опыта работы, профессиональным навыкам. Регламентируется уровень допуска;
  4. Сведения. Здесь излагается информация о разработчиках документа.

Данный документ нельзя считать окончательным. Министерство образования РФ предполагает ввести дополнительные, более узкие трудовые функции для педработников. Например – педагог – дефектолог, для работы с «особенными» детьми и тому подобное.

Документы для скачивания (бесплатно)

Ключевые моменты

Очень важно, что стандарт четко разделяет особенности воспитательного процесса у дошкольников и школьников. При этом четко определяются функциональные задачи для учителей начальных классов и специалистов дающих основное общее образование.

Особый акцент уделяется следующим важнейшим сферам деятельности педагогов:

  • процессу обучения;
  • воспитательной процедуре;
  • повышению уровня квалификации педагогов.

Одним из ключевых моментов можно считать особое внимание к преподавателям русского языка и математики. Благодаря стандарту эти специалисты получают отдельные модули для своей работы.

Досконально изучив профессиональные стандарты для педагогов можно уверенно заявить, что российский учитель должен иметь разностороннее образование, высокую эрудицию и стремиться к самосовершенствованию.

Особый акцент ставиться на его умении общаться с учениками, способность находить подход ко всем детям, уважать индивидуальность каждого ребенка и верно оценивать его соборности и находить таланты.

Воспитательная работа

Воспитательная работа – это одна из трудовых функций педработника. Она описывается в разделе III, подраздел 3.1.2.

Раздел дает четкое понимание, какие трудовые действия необходимо осуществлять педагогу и какими особыми навыками, умениями и знаниями он должен для этого обладать.

К основным действиям можно отнести следующие:

  • управление поведением учеников;
  • внедрение в процесс обучения, а также во внеурочную работу современных способов и методов;
  • применение особых способов, позволяющих наладить обучающий процесс с любым ребенком независимо от его личных качеств и способностей;
  • участие в разработке и проектирование воспитательных программ;
  • сотрудничество с родителями, оказание им помощи в воспитании ребенка и многое другое.

В стандартах присутствует большой перечень навыков педагога, без наличия которых он не сможет правильно наладить воспитательный процесс. Обязательно присутствие следующих умений:

  • способность наладить контакт с любым ребенком;
  • умение признавать достоинство и индивидуальность каждого ученика;
  • создавать учебные группы и управлять ими, побуждая детей получать больше новых знаний;
  • разрешать любые конфликтные ситуации;
  • стоять на защите интересов обучающихся;
  • организация походов, экскурсии и другое.

Для реализации трудовых действий и навыков необходимо иметь определенную профессиональную подготовку и знания, устойчивые моральные взгляды. При этом следует четко соблюдать все требования, связанные с этической стороной профессии.

Компетенции

Профессиональные компетенции отражают особенности работы педагога начальных классов и общего образования. То есть это сфера трудовых вопросов, которые способен решить данный специалист.

Компетентность учителя включает в себя огромный набор факторов:

  • теоретические знания;
  • умение применять навыки в конкретных ситуациях;
  • способность передавать собственные умения обучающимся;
  • эрудированность;
  • культура общения, речь, стиль поведения и многое другое.

Одними из основных качеств, указывающих на высокий профессионализм, является способность к самостоятельному развитию, желание получать новые знания и умения, а затем применять их в практической деятельности.

Как происходит оценка

Такой документ появился в российском образовании впервые. Он дает возможность оценить уровень компетенции педагога, его соответствие занимаемой должности, позволяет четко разработать должностные инструкции и трудовые договора.

Для оценки исполнения стандартов со стороны педагога можно использовать несколько различных методов:

  1. Общий. Оценивается не сам преподаватель, а его ученики. В данной ситуации следует обязательно учитывать индивидуальные способности учащихся. Одним из критериев для мониторинга можно взять высокую успеваемость или победы учеников на олимпиадах.
  2. Внутренний аудит. В это понятие входит проверка документации, которую должен вести педагог, посещаемость занятий. Прекрасно зарекомендовали себя открытые уроки или анкетирование учащихся школы. Иногда организуются ревизионные комиссии, в состав которых должны входить только представители школы;
  3. Внешний аудит. Здесь может производиться аттестационная проверка знаний педработника. На его уроках могут присутствовать специалисты из вышестоящих организаций. Они же проверяют всю методическую документацию. Именно внешний аудит с учетом данных общего анализа и внутреннего аудита может принимать решение о присвоении учителю более высокого уровня квалификации.

Внедрение стандартов нацелено на получение новых, более успешных результатов от воспитательного процесса.

Здесь большую роль играют не только высокие достижения в отношении преподаваемого предмета со стороны учеников, а формирование разносторонне развитой личности.

Дети должны получать навыки, которые смогут применить в различных жизненных ситуациях. Стандарт показывает, что владеть предметом, еще не означает умение обучить ему.

А главная задача педагога не только передать имеющиеся знания, а привить к ним любовь и научить школьников учиться.

Достаточно подробная информация о профстандарте педагога представлена в видео.

Поделитесь с друзьями в соц.сетях

Источник: https://investim.info/professional-nyy-standart-obyazannosti-i-kompetencii-pedagoga/

Профстандарт педагога 2019, утвержденный правительством РФ | образец 2019 скачать

Профессиональный стандарт, обязанности и компетенции педагога

Профессиональный стандарт педагога в 2019 году – основа трудовой деятельности учителей и воспитателей, но как применять стандарты в практике, пока еще не всем понятно. Всю нужную информацию читайте в нашей статье, скачайте необходимые документы

Для чего нужен профессиональный стандарт педагога

Профессиональные стандарты (ПС) призваны перевести образовательный процесс в России на новый, более высокий уровень. Многие учителя сейчас работают «по старинке», не имея большого набора инструментов и мотивации для улучшения результатов своей деятельности. Что необходимо знать кадровику образовательной организации о том, как должны работать педагоги, читайте здесь.

Внедрение профстандартов должно последовательно изменить ситуацию: стандартизировать и оценить квалификации работников, сформировать кейсы критериев по различным специальностям для работодателей и учебных учреждений, создать работающие методики для повышения качества образования в целом. При этом должны учитываться региональные и другие особенности этой сферы.

Для администраций школ, садов, иных образовательных организаций ПС должны стать ориентиром для работы с коллективом, а для самих педагогов – возможностью повысить собственную ответственность.

Профстандарты в образовании с 1 января 2018 года: перечень

В сфере образования утверждены и действуют 5 профессиональных стандартов:

  • педагога-психолога,
  • специалиста в области воспитания,
  • педагога начальных классов (учителя, воспитателя),
  • педагога дополнительного образования.
  • педагога высшего образования ( профессионального обучения)

Были изданы приказы о переносе сроков действия некоторых из них, но в Минюсте эти документы регистрацию не прошли, а значит, все утвержденные профстандарты уже в силе. Весь процесс перехода должен завершиться к 1 января 2020 года (Постановление Правительства №584).

Проект профстандарта учителя-логопеда пока находится в разработке. Это важный шаг для работников этой специальности, находящейся на стыке педагогики и здравоохранения. Профессиональный стандарт стал основой и для приема на работу, и для аттестации логопедов, нашел свое отражение в содержательной части должностных инструкций.

Также разрабатываются проекты стандартов для педагогов-библиотекарей и руководителей образовательных организаций.

Структура и характеристики профстандарта

Профстандарты разрабатываются и публикуются в форме структурированного документа с необходимым количеством приложений, направленных на дифференциацию по специальностям и различным уровням квалификации.

Коротко структуру профессионального стандарта можно описать следующим списком:

  • Информация о профессии педагога: точное название и классификация, сведения о трудовой деятельности.
  • Регламентирование выполняемых функций и соответствующих им квалификационных уровней или подуровней.
  • Подробное описание выполняемых функций и требований к квалификации, образованию и опыту.
  • Данные об организации-разработчике.

В приложениях дается еще более конкретная информация. Так, например, стандарт педагога имеет 4 приложения: требования к «электронной» компетенции, психологические требования, требования для учителей-«предметников» (русский язык и математика как вошедшие в систему ЕГЭ), рекомендации по внедрению ПС.

Компетенции учителей согласно профессиональному стандарту

Компетенции педагогов естественным образом проистекают из требований, прописанных в профстандартах. Очень коротко их можно описать как функции, непосредственно связанные с возрастом обучаемых, преподаваемым предметом и местом предмета в общей воспитательной системе не как чего-то отдельного, а «кирпичика» в «стене» образования.

► Как предоставить педагогу длительный отпуск

Педагог профессионального образования

Так, для педагога профобразования необходимо знать и уметь использовать базовые приемы, применяющиеся в психодиагностике, понимать возрастные принципы и особенности развития и мировоззрения, быть готовым помогать при необходимости «вливаться» в сложившийся коллектив.

Учитель начальных классов

В первую очередь учитель начальных классов берет на себя ответственность за «плавный переход» детей от дошкольного детства к «взрослой жизни» – то есть уметь организовать учебный процесс после игровой деятельности, быть готовым к контактам с родителями, создавать доверительный образ педагога, уметь внятно доносить учебные материалы.

Воспитатель ДОУ

Педагог в «садике» работает на будущее: его компетенции связаны с возрастом детей и, следовательно, преимущественно обучением через игру.

Также важно, чтобы педагог мог организовывать самостоятельную познавательную деятельность, вовремя замечать необходимость и эффективно осуществлять контакты с профильными специалистами и родителями.

Педагог-организатор (допобразование)

Компетенция педагога образования в основном заключается в активизации познавательной деятельности обучаемых, умении направлять и поощрять самостоятельную работу и самоуправление в коллективе. Очень важно не пренебрегать индивидуальным подходом и работать в тесной «связке» с другими педагогами образовательного учреждения.

Соответствие педагога профстандарту

Профстандарт можно рассматривать в том числе и как систему квалификационных навыков, обязательно присутствующих как у претендующего на работу по специальности, так и уже опытных педагогов.

Если при найме на работу достаточно отказать тому, кто не соответствует требованиям ПС, то с уже работающими сотрудниками сложнее.

Одна из целей внедрения ПС – регулярные аттестации, контроль и, при необходимости, направление педагога на дообучение. Конечно, будет возможен вариант и повышения квалификации по собственному желанию.

Внедрение профстандарта педагога

Какого-либо разработанного плана, направленного на регламентизацию внедрения ПС, не существует, все происходит индивидуально. Выше мы написали о сроках, данных на то, чтобы осуществить начало работы с профстандартами, а здесь расскажем о последовательности шагов внедрения.

Перечень действий администрации учебного заведения, вводящего профессиональный стандарт, будет таким:

Шаг 1.Определить состав комиссии по внедрению, рабочей группы

Шаг 2.Составить список стандартов, необходимых для использования в конкретной организации. Это производится путем сверки штатного расписания (указанных в нем должностей) и ПС. Мероприятие фиксируется в итоговом протоколе комиссии.

Шаг 3.Исследование документооборота учебного заведения в части содержания трудовых договоров и разнообразных локальных нормативных актов, внесение необходимых корректив в соглашения с педагогами.

Шаг 4.Проверка работников, их квалификации на соответствие требованиям ПС и оформление последующего отчета для руководства образовательного заведения.

Пока не существует законодательного механизма для случаев, если педагог не отвечает условиям профстандарта, администрация может только сообщить ему об этом, но никак не уволить!

Все действия по внедрению должны быть открыты, прозрачны для всех участников процесса и тех, кого это напрямую касается, – от родителей и детей до представителей педагогического профсоюза и администрации.

► Как кадровику образовательной организации подготовиться к новому учебному году

Идеальным вариантом представляется создание общественных организаций для того, чтобы они взяли на себя контролирующую функцию. А также поощрение учреждений, активно занявшихся вопросами внедрения профстандартов на своей территории.

Надеемся, дело недалекого будущего и появление «третейских судей» – органов, имеющих право вмешиваться в спорные ситуации, защищать права учителей и воспитателей.

Источник: https://www.pro-personal.ru/article/1085180-17-m7-professionalnyy-standart-pedagoga

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.