Профессиональный стандарт специалиста в области библиотечно информационной деятельности
Презентация: Применение профессиональных стандартов в библиотечно-информационной сфере
Указ Президента РФ № 597 от 7 мая 2012 г. «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»,Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г.
№ 148н утвердил уровни квалификации в целях разработки профессиональных стандартов,Новые положения Трудового кодекса РФ о профессиональных стандартах: статьи 195.1–195.
3 узаконили понятия квалификация работника и профессиональный стандарт.
3
Слайд 3: Что такое профессиональный стандарт?
Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, которая нужна сотруднику, чтобы выполнять определенный вид профессиональной деятельности (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ).Квалификация – знания, умения, профессиональные навыки и опыт работы определенного уровня, необходимые для занятия должности.
4
Слайд 4: В чем преимущества?
Вводит новые профессии и должности.Реализует комплексный подход к описанию содержания деятельности работника.Обеспечивает порог вхождения в профессию.Четко определяет трудовые функции (должностные обязанности) работника.
5
Слайд 5: Для чего используются профессиональные стандарты?
для четкого определения трудовой функции работника;для разработки должностных инструкций, штатного расписания, локальных нормативных актов;при организации аттестации работников;для организации подготовки и дополнительного профессионального образования работников;для разграничения функций, полномочий и ответственности между категориями работников;для введения системы оплаты труда.
6
Слайд 6: Какова структура профессионального стандарта?
Разделы:Общие положения.Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).Характеристика обобщенных трудовых функций.Сведения о разработчиках стандарта.
7
Слайд 7: Обязательно ли применять профессиональные стандарты?
Для учреждений культуры и учреждений образования применение профессиональных стандартов является обязательным :Установлены определенные требования (ст. 195.3 ТК РФ) к квалификации работника.В отношении выполнения работ по определенным должностям существуют ограничения.
8
Слайд 8: Обязательно ли применять профессиональные стандарты?
Профстандарты применяются, даже если действуют тарифно-квалификационные справочники работ и профессий рабочих, квалификационные справочники должностей руководителей, специалистов и служащих. Обратите внимание:в перспективе профессиональные стандарты заменят ЕКС и ЕТКС.официальные разъяснения по применению профстандартов вправе давать исключительно Минтруд России.
9
Слайд 9: Утвержден ли профессиональный стандарт библиотекаря, библиографа?
Нет. Профессиональный стандарт «Специалист в области библиотечно-информационной деятельности» с 2014 года существует только в виде проекта.Профстандарт «Специалист в области воспитания» (утв. 10.01.2017 №10н) указана функция «Библиотечно-педагогическая деятельность в образовательной организации общего образования» по должности «педагог-библиотекарь».
10
Слайд 10: проект профстандарта «Специалист в области библиотечно-информационной деятельности»
Библиотекарь-комплектаторЭксперт по комплектованию библиотечного фондаБиблиотекарь-эксперт по сохранности библиотечного фондаБиблиотекарь-каталогизаторБиблиографГлавный библиографБиблиотекарьГлавный библиотекарьМетодист библиотеки
11
Слайд 11: Обобщенная трудовая функция: формирование библиотечного фонда
Возможные наименования должностей : Библиотекарь-комплектатор, Эксперт по комплектованию библиотечного фондаТребования к образованию и обучению:Среднее библиотечное образование.Высшее библиотечно-информационное или педагогическое образование.Дополнительное библиотечно-информационное образование.
Трудовые функции:Экспертиза документного потока и первичный отбор документовКомплектование библиотечного фонда печатными и электронными документами, сетевыми информационными ресурсамиУчет, обработка и организация библиотечного фондаДругие характеристикиУсловия работы: постоянный график работыПовышение квалификации не реже 1 раза в 5 лет
12
Слайд 12: Обобщенная трудовая функция: о существление работ по сохранению библиотечного фонда
Возможные наименования должностей:Библиотекарь-эксперт по сохранности библиотечного фондаТребования к образованию и обучениюВысшее библиотечно-информационное образование.Дополнительное библиотечно-информационное образование.
Требования к опыту практической работы: не менее 5 лет по профилю деятельностиТрудовые функцииОбеспечение режима хранения, консервации, реставрации и безопасности библиотечного фондаМикрофильмирование и оцифровка библиотечного фонда.
Создание страховых библиотечных фондовДругие характеристикиУсловия работы: постоянный график работыПовышение квалификации не реже 1 раза в 5 лет
13
Слайд 13: Обобщенная трудовая функция: Организация справочно-поискового аппарата библиотеки
Возможные наименования должностей:Библиотекарь-каталогизатор, Библиограф, Главный библиографТребования к образованию и обучениюСреднее библиотечное образованиеВысшее библиотечно-информационное образованиеДополнительное библиотечно-информационное образованиеТрудовые функцииАналитико-синтетическая обработка документовОрганизация традиционных каталогов и картотекОрганизация электронных каталоговСоздание и эксплуатация электронных информационных ресурсовДругие характеристики Условия работы: вне библиотеки при выполнении особых производственных задач; постоянный график работыПовышение квалификации не реже 1 раза в 5 лет
14
Слайд 14: ОБОБЩЕННАЯ ТРУДОВАЯ ФУНКЦИЯ: СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Возможные наименования должностей: Библиограф, Главный библиографТребования к образованию и обучениюСреднее библиотечное образованиеВысшее библиотечно-информационное или педагогическое образованиеДополнительное библиотечно-информационное образованиеТребования к опыту практической работы: н е менее 5 лет по профилю деятельностиТрудовые функцииСправочно-библиографическое обслуживание в режимах локального и удаленного доступаИнформационное обслуживание пользователей в режимах локального и удаленного доступаСоздание информационной продукции библиотеки (библиографической, аналитической, рекламной) в печатной и электронной формахДругие характеристики Условия работы: вне библиотеки при выполнении особых производственных задач, постоянный график работыПовышение квалификации не реже 1 раза в 5 лет
15
Слайд 15: Обобщенная трудовая функция: Библиотечное обслуживание пользователей
Возможные наименования должностей : Библиотекарь, Главный библиотекарьТребования к образованию и обучениюСреднее библиотечное образованиеВысшее библиотечно-информационное или педагогическое образованиеДополнительное библиотечно-информационное образованиеТрудовые функцииСтационарное обслуживание пользователей печатными и электронными документамиНестационарное обслуживание пользователей печатными и электронными документамиОрганизация обслуживание пользователей в режиме удаленного доступаДругие характеристики Условия работы: постоянный график работыПовышение квалификации не реже 1 раза в 5 лет
16
Слайд 16: Обобщенная трудовая функция: Предоставление культурно-просветительных и досуговых услуг пользователям библиотеки
Возможные наименования должностей: Библиотекарь, Главный библиотекарьТребования к образованию и обучениюСреднее библиотечное или культурно-досуговое образованиеВысшее библиотечно-информационное, культурно-досуговое или педагогическое образованиеДополнительное библиотечно-информационное или культурно-досуговое образованиеТрудовые функцииОрганизация и проведение культурно-просветительных и интеллектуально-досуговых мероприятийУчастие в разработке и реализации социокультурных проектов и программОрганизация и проведение историко-краеведческих акций и мероприятийДругие характеристики Условия работы: вне библиотеки при выполнении производственных задач, постоянный график работыПовышение квалификации не реже 1 раза в 5 лет
17
Слайд 17: ОБОБЩЕННАЯ ТРУДОВАЯ ФУНКЦИЯ: НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ, МЕТОДИЧЕСКАЯ И КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ РАБОТА В ОБЛАСТИ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Возможные наименования должностей : Методист библиотекиТребования к образованию и обучению: Высшее библиотечно-информационное или педагогическое образование, дополнительное библиотечно-информационное образованиеТребования к опыту практической работы: не менее 5 лет по профилю деятельностиТрудовые функцииОрганизация и проведение профильных научных и прикладных исследованийРазработка текущих и перспективных планов, программ развития, библиотечных нормативных документовМетодический мониторинг и диагностика библиотечно-информационной деятельностиОрганизация и осуществление непрерывного образования и повышения квалификации библиотечных работниковМетодическое обеспечение библиотечно-информационной деятельностиДругие характеристики Условия работы: вне библиотеки при выполнении производственных задач, постоянный график работы. Повышение квалификации не реже 1 раза в 5 лет
18
Слайд 18: внедрение профстандартов в библиотеки
I этап.
Подготовительный: принятие локальных и распорядительных документов, которые утверждают комплекс организационных мероприятий по внедрению профессиональных стандартов:Приказы: о проведении организационных мероприятий по внедрению профессиональных стандартов, о составе аттестационной комиссии для аттестации работников библиотеки на соответствие их квалификации профессиональным стандартамПоложение о работе комиссии по внедрению профессиональных стандартов,План-график мероприятий по внедрению профессиональных стандартов.
19
Слайд 19
внедрение профстандартов в библиотекиII этап. Основной:реализация всех позиций Плана-графика внедрения профессиональных стандартов и других организационно-управленческих документов.Обратите внимание на дату, с которой стандарт вводится в действие, и квалификационные требования, прописанные в нем, а также описания трудовых функций и трудовых действий.
20
Слайд 20
Проверка соответствия квалификации работника с квалификационными требованиями профессионального стандартаУровни квалификации, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. № 148н.
Определяют требования к умениям, знаниям, уровню квалификации в зависимости от полномочий и ответственности работника и содержат описание следующих показателей:«Полномочия и ответственность»,«Характер умений»,«Характер знаний»,«Основные пути достижения уровня квалификации».
21
Слайд 21
Проверка квалификации по документам сотрудника:– об образовании и о квалификации;– о дополнительном профессиональном образовании;– трудовую книжку.Обратите внимание!Профессиональные стандарты по-разному определяют требования к квалификации.В ряде случаев они предъявляют требования только к наличию образования, а стаж для подтверждения квалификации не нужен.
22
Слайд 22
Обратите внимание!Профессиональные стандарты по-разному определяют требования к квалификации. В ряде случаев они предъявляют требования только к наличию образования, а стаж для подтверждения квалификации не нужен.
В случае если у работника есть документы, которые подтверждают соответствие его квалификации профстандарту, проверять его другими способами – аттестацией или независимой оценкой – работодатель не обязан. Закон этого не требует.
Если требования к образованию изменились уже после того, как сотрудник поступил на работу в библиотеку, а профстандарт является обязательным, администрация обязана направить работника на обучение (ч. 4 ст. 196 ТК РФ).
23
Слайд 23
Обратите внимание!Если работник отказывается от обучения или отсутствует возможность его обучения, администрация может направить его на независимую оценку или провести аттестацию, чтобы проверить или подтвердить его квалификацию.
Если работник отказывается и от обучения, и от проверки квалификации, администрация вправе предложить ему перевод на вакантную должность, которая соответствует его квалификации. Сделать это можно только с его согласия.
Если работник не согласен на перевод или нет подходящей вакантной должности, администрация должна уволить его по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, для чего необходимо провести аттестацию.
24
Слайд 24
Проверка квалификации работника:C помощью независимой оценки.Самое важное о НОКНосит исключительно добровольный характерБудет проходить на платной основеПроводить оценку могут только специально аккредитованные организации – центры оценки квалификации.Порядок направления сотрудников на прохождение оценки работодателю нужно закрепить в коллективном или трудовом договоре
25
Слайд 25
Обратите внимание!администрация библиотеки должна получить согласие работника, оплатить услуги ЦОК, освободить сотрудника от работы, сохранить за ним среднюю заработную плату и оплатить командировочные расходы (ст. 187 ТК РФ).Если ЦОК подтверждает квалификацию, работник получит свидетельство.
Если заключение будет отрицательным, то оно не является основанием для увольнения.Работодатель не может уволить работника за несоответствие его квалификации требованиям профстандарта, в том числе и по результатам независимой оценки.
Прекратить трудовые отношения можно только по результатам аттестации, выявившей несоответствие работника занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации. (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).
26
Слайд 26
Проверка квалификации работника:2. C помощью аттестации.Письмо Минтруда России от 04.04.2016: по рекомендации аттестационной комиссии работодатель может назначать на соответствующие должности лиц, которые не имеют специальной подготовки или стажа работы, но обладают достаточным практическим опытом и выполняют качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.
27
Слайд 27
Источник: https://slide-share.ru/primenenie-professionalnikh-standartov-v-bibliotechno-informacionnoj-sfere-145106
Профессиональный стандарт специалиста в области библиотечно информационной деятельности
Библиотеки не утрачивают актуальности даже сейчас, когда любую информацию можно найти в интернете. Они помогают читателям сориентироваться в разнообразии книжных и периодических изданий.
Обязанности специалиста
Профессия библиотекаря относится к разряду служащих. Главной его задачей является создание надлежащих условий для пользования библиотечным фондом. Библиотекарь оказывает посетителям библиотеки помощь в подборе требуемых книг и документации, он должен хорошо разбираться в художественной, научно-популярной, специальной литературе.
В обязанности сотрудника библиотеки входит:
- знание количественного и качественного состава библиотечного фонда;
- уметь правильно оказывать консультативную услугу читателям;
- принимать и оформлять книги и документы;
- формировать библиотечный фонд с учетом читательских интересов;
- вести учет движения и выдачи книг читателям, ведение картотеки;
- обеспечивать сохранность книг;
- знать библиографоведение и библиотековедение;
- владеть современными информационно коммуникативными технологиями и навыками работы в интернете;
- взаимодействовать с другими библиотекарями и изучать опыт передовых библиотек;
- оформлять тематические стенды;
- обслуживать разные категории читателей, создавать условия для реализации их творческих способностей;
- организовывать встречи читателей с писателями;
- уметь работать с краеведческим материалом;
- организовывать и проводить мероприятия, выставки, конференции, связанные с деятельностью библиотеки;
- вести внутреннюю нормативную документацию.
Библиотекарь несет полную материальную ответственность за сохранность всех книг.
Какую квалификацию и образование должен иметь библиотекарь
На должность библиотекаря принимают людей, имеющих средне-специальное образование. Не обязательно при этом иметь специальность библиотекаря, на эту должность берут людей с гуманитарным образованием. Профессию можно освоить в библиотечном колледже, Институте культуры и искусства, где есть библиотечное отделение. Также возможно прохождение высших библиотечных курсов.
Работать в должности библиотекаря могут лица:
- имеющие средне-специальное образование, окончившие колледж культуры и искусства по специальности библиотекарь, специалист по документационному управлению и архивоведению;
- выпускники высших специальных заведений, имеющих специальность библиографа, сотрудника библиотеки, научного работника библиотеки;
- непрофильное образование – любое высшее образование в гуманитарной области.
Библиотекарским делом могут заниматься лица, имеющие специальность архивариуса, музеолога, филолога, культуроведа, документоведа. На рабочем месте регулярно проводится аттестация работников библиотеки. Сотрудникам присваиваются следующие квалификации:
- ведущий библиотекарь – специалист, имеющий высшее профессиональное образование, оно может быть связано с библиотечной деятельностью, культурой, искусством, педагогикой, чтобы стать ведущим библиотекарем, необходим трехлетний стаж в данной области;
- библиотекарь 1 категории также имеет высшее образование, стаж работы не меньше трех лет;
- библиотекарь 2 категории может иметь как высшее, так и среднее профессиональное образование в области библиотечного дела, культуры, искусства, при наличии высшего образования стаж не обязателен, при среднем образовании стаж должен составлять три года;
- библиотекарь должен иметь среднее профессиональное или полное среднее образование, к стажу требований нет.
Библиотекарь обязан посещать курсы повышения квалификации, чтобы поддерживать уровень компетенции, совершенствовать навыки, осваивать современные направления библиотечной деятельности. Специалист должен знать структуру библиотечных фондов и каталогов.
Особенности работы педагога-библиотекаря
Деятельность педагога-библиотекаря связана с работой в общеобразовательных учреждениях. В большинстве случаев для такой работы берут специалистов с высшим педагогическим образованием.
Деятельность педагога-библиотекаря связана с проведением учебно-методической работы, специалист сопровождает образовательный процесс. Библиотекарь обслуживает и учащихся, и преподавательский состав. К педагогу-библиотекарю предъявляются следующие требования:
- знание приоритетных направлений развития системы образования РФ и законодательство о библиотечном деле;
- хорошо ориентироваться в содержании художественной, научно-популярной литературы, периодических изданиях в рамках специфики образовательного учреждения;
- уметь осуществлять информационно-библиотечную деятельность в образовательной сфере;
- знать основы возрастной педагогики и индивидуальные аспекты развития детей разных возрастов.
Педагог-библиотекарь принимает участие в реализации образовательного процесса: начального, среднего, общего. А также поддерживает интерес учащихся к чтению и литературе, способствует формированию культурной личности.
Педагог-библиотекарь должен уметь входить в контакт с учащимися, привлекать их к самообразовательной деятельности внутри учебного заведения.
В обязанности педагога-библиотекаря входит оформление подписки образовательного учреждения на периодические издания, а также осуществление контроля за их своевременной доставкой.
Представленная профессия требует хорошего образования, разностороннего развития, высокого культурного уровня, не менее важен личностный уровень развития и высокий уровень коммуникабельности, поскольку работа предполагает общение с людьми. Эта на первый взгляд легкая профессия требует наличия много знаний и умений, трудолюбия и ответственности. Библиотекарь – это высоко эрудированная личность, знаток литературы и искусства.Документы для скачивания (бесплатно)
- Образец профстандарта библиотекаря
Поделитесь с друзьями в соц.сетях
Источник: https://investim.info/professional-nyy-standart-specialista-v-oblasti-bibliotechno-informacionnoy-deyatel-nosti/