Профессиональный стандарт тренера
Профессиональный стандарт тренера
Понятие профессионального стандарта закреплено в рамках Трудового кодекса Российской Федерации, ст. 195.1. Там отмечено, что проф. стандарт представляет собой характеристику квалификации, которая требуется сотруднику для занятия определенным видом деятельности в профессиональном плане.
В Указе №597 дано определение квалификации как уровня знаний и умений, связанного с рабочим опытом. В статье будет детально изучен профессиональный стандарт для такой интересной профессии, как тренер.
Кто такой тренер и чем занимается
Спортивный тренер представляет собой профессионала по работе, нацеленной на воспитание и подготовку спортсменов к соревнованиям. В переводе с английского корень слова означает «обучать, готовить, воспитывать». Этот специалист осуществляет тренировки в ходе своей деятельности, именно так и проходит процесс обучения.
Воспитанники набираются новых навыков и шаг за шагом совершенствуют это мастерство. Даже те спортивные деятели, которые сегодня знамениты и успешны, во многом обязаны своим учителям.
Классификация представителей данной профессии не так обширна, но она имеется. Одни специалисты заняты в сфере массового спорта, в то время как другие осуществляют подготовку будущих профессионалов, звезд.
Открыть профессионализм спортсмена-ученика можно и в рамках обычной школы, однако для этого нужен особый тренерский талант. Спортивный специалист руководит процессом тренировки, а также прививает новичкам основные азы того или иного направления спорта. В дальнейшей перспективе – проведение подготовки к соревнованиям.Основная задача специалиста заключается в раскрытии способностей потенциальной «звезды спорта», обучение навыку максимального использования ресурсной базы организма для достижения победы, при этом не в ущерб собственному здоровью.
Для этого требуется владение навыком по грамотному выстраиванию тренировочного режима, распределению нагрузки, подбору эффективного комплекса упражнений. Тем не менее, спорт представляет собой не только силу физического характера.
За спортсменом закрепляется обязанность по пониманию особенностей собственной физиологии, умению управления телом и эмоциональной составляющей.
Поэтому в спектр задач тренера входит осуществление теоретической, психологической подготовки.
Именно он прививает общую дисциплину и стимулирует на победу, ищет подходящие слова для того, чтобы его воспитанник вдохновился и занял призовое место.
Достичь всего этого можно лишь в одной ситуации: когда воспитанники видят в тренере не только профессионала спорта, но и хорошего, тонкого психолога, могут ему доверять во всех вопросах.
Квалификационные требования
Чтобы стать специалистом в этом сфере, тренер-преподаватель обязуется получить высшее или среднее образование. Приветствуется и наличие на руках сразу нескольких дипломов. Вот основной перечень специальностей, на которые можно отучиться, чтобы овладеть этой профессиональной нишей:
- реакция и спортивный туризм;
- оздоровительная физическая культура;
- подготовка служебно-прикладного типа;
- физкультура классическая;
- профильная ФК (оздоровительные технологии, туристическая ФК, гидрореабилитация и т. д.);
- занятия для лиц, имеющих отклонения в физическом и психическом здоровье (адаптивная ФК).
Помимо этого, хороший тренер должен провести в выбранном виде спорта в качестве профессионального спортсмена минимум 5 лет, а еще лучше, если этот стаж будет составлять 10 лет. Вдобавок к уровню профессионализма можно отметить ряд личностных качеств, которыми должен обладать сотрудник:
- понимание психологии человека;
- коммуникабельность;
- открытость;
- пунктуальность;
- честность.
Обязанности тренера
В рамках общих положений, отраженных в инструкции к ведению этой деятельности, описано, что тренер – это специалист, назначает и освобождает от должности которого непосредственный руководитель организации. Он находится в подчинении руководящего звена, закрепленного за тем или иных структурным подразделением.
Вот несколько основных нюансов, которыми должно владеть лицо, претендующее на рассматриваемую должность:
- методика физ. воспитания;
- профессиональное обучение азам физической подготовки;
- базы психологии;
- принципы разработки планирующих документов;
- нормативные моменты, регулирующие работу физкультурно-спортивной фирмы;
- нормативы и правила ОТ и безопасности пожарного характера.
Говоря о функциональных обязательствах этого специалиста, стоит отметить, что они заключаются в следующем:
- проведение набора участников спортивной секции;
- ведение с ними учебной и тренировочной работы;
- способствование повышению подготовленности учащихся на техническом, физическом, спортивном уровне;
- предоставление возможностей для укрепления и охраны здоровья воспитанников, нацеленность на всеобщую безопасность;
- подготовка лиц к принятию участия в спортивно-массовых мероприятиях;
- разработка плановых решений в целях подготовки занимающихся лиц;
- ведение всестороннего систематического учета и аналитических мероприятий;
- применение эффективных способов для достижения масштабной физической подготовки и оздоровления;
- пропаганда физкультуры в массы, мотивирование остальных учащихся заняться профессиональным спортом;
- ведение учетно-отчетных документов;
- повышение собственной квалификации;
- соблюдение норм и правил техники безопасности в группе.
Права и ответственность
Тренер вправе:
- проводить ознакомление с проектами решений, принятых руководством;
- вносить в них свою лепту (предложения);
- сообщать руководителю о различных недостатках в рамках деятельности группы;
- запрашивать набор нужных документов;
- просить у начальства содействия.
Ответственность подразумевается за неисполнение или недостаточно качественное исполнение обязанностей, а также за причинение ущерба материального характера работодателю.
Документы для скачивания (бесплатно)
- Образец профстандарта тренера
Поделитесь с друзьями в соц.сетях
Источник: https://investim.info/professional-nyy-standart-trenera/
Стандарт подготовки бизнес-тренеров — психология
Тимохина Екатерина | Источник: Клуб бизнес-тренеров
Говорят, что профессии тренера не существует, поскольку ее невозможно описать. Во всяком случае, невозможно описать требования к людям, принимаемым на работу в качестве «тренера».
Воодушевленные такой постановкой задачи — описать то, чего не существует, несколько тренеров-профессионалов из нескольких стран создали документ, который мы хотели бы предложить вашему вниманию.
Кое-где в документе видны натяжки — как следствие стремления уложить в рамки измеримости (столь любимой некоторыми клиентами-менеджерами) поведенческие характеристики. И, конечно же, документ описывает идеал — но только так и можно закрепить стандарты профессионализма.
Собственно, в этом и заключается основная идея этого документа — сделать список, сверяясь с которым, тренер может проверить свое соответствие требованиям профессии.
«Профессиональные стандарты тренера — список для проверки»:
Общие комментарии
В стремлении предоставить общие стандарты, мы рассматривали только ту часть работы тренера, которая связана с реализацией программы тренинга. Мы разделили ее на 3 части:
Создание/Адаптация программы Подготовка Анимация (проведение)
Программа делится на модули (тематически связанные логически завершенные части) и сессии (периоды между перерывами).
Требования к знанию предмета
Для того чтобы соответствовать профессиональным стандартам, описанным в данном документе, тренер, конечно же, должен овладеть знаниями по предмету, которому он учит. Кроме того, он должен в совершенстве владеть знаниями и прикладными навыками (полученными из обучения, тренинга и опыта) в следующих областях:
— Основы бизнеса — Постановка задач (бизнес-тренинга) — Оценка результатов тренинга — Навыки презентации — Психология влияния и убеждения — Фасилитация (ведение группового обсуждения и принятия решений) — Теория/практика обучения — Принципы коммуникации — Навыки самоорганизации — Принципы креативности
— Знание оборудования и технологии тренинга
1. Создание / адаптация программ
Ответственен ли тренер за создание и проведение новой программы, или только за проведение существующей программы, тем не менее, он должен убедиться, что программа отвечает приведенным ниже критериям.
Профессионально созданная программа включает 5 фаз:
* Оценка потребностей * Разработка концепции * Создание содержания
* Проведение программы * Оценка результатов
А. Оценка потребностей
Перед проведением программы профессионал убедится, что в результате оценки потребностей получены ответы на следующие вопросы:
— Зачем нужна программа? — Пробелы в каких навыках, знаниях, отношениях заполнит программа? — Кто был выбран как участник программы?
— По каким принципам?
Б. Разработка концепции Перед проведением программы профессионал убедится, что:
— Дизайн отвечает потребностям изменений (знаний, навыков, отношений) — Дизайн определяет, как будут измерены изменения
— Сессии логически взаимосвязаны
В. Создание содержания
Перед тем, как проводить программу, необходимо убедиться, что она содержит:
— Описание логики программы (ответы на вопросы — кто, что, зачем) — Задачи программы (конкретные цели изменений) — Структуру и расписание — Описание ожидаемых ролей (тренер и участники) — Упражнения на «включение» — Модули с не более чем пятью ключевыми учебными моментами в каждом — По каждому модулю объяснение, демонстрацию, упражнение и обратную связь — Регулярную смену средств/методов обучения — Использование визуальных средств — Перерыв как минимум каждые 90 минут
— Подведение итогов и повторение
Г. Оценка результатов
Перед проведением программы профессиональный тренер убедится, что создан цикл оценки эффективности, содержащий:
— Способ оценки компетенции участников по соответствующим темам до тренинга — Способы получения обратной связи в ходе тренинга по интенсивности, соответствию и прикладному значению учебного материала — Опросник, раздаваемый в конце тренинга для оценки достижения целей тренинга и эффективности тренера
— Способ оценки прикладных аспектов тренинга через 3-6 месяцев после проведения программы
3. Проведение тренинга
А. Этика и отношение.
Тренер-профессионал:
— Знает, в чем состоит миссия его работы — Понимает, что у каждого свое восприятие и концепция правды и реальности. Поэтому с мнениями и убеждениями участников тренер обращается с тактом.
— Организует упражнения таким образом, чтобы успех мотивировал участников, а неудача была бы только учебным опытом, полезным для личного развития.
— Всегда помнит, что роль тренера — помогать и способствовать развитию участников, а не контролировать и доминировать. — Этот подход профессионал озвучивает хотя бы раз за тренинг.
— Не использует тренинг как платформу для выражения собственных взглядов, идущих вразрез с целями программы.
Б. Навыки презентации Тренер-профессионал понимает, что выступление перед аудиторией требует преувеличений: более громкого голоса, большего контакта глазами, более активной жестикуляции.
Голос:
Представляет материал более громким голосом — выделяет паузы — выделяет интонацией ключевые моменты
— меняет темп
Глаза:
— Устанавливает контакт глазами со всеми участниками
Тело:
— Использует жесты, соответствующие содержанию — Использует открытую позу и избегает закрытой
— Избегает маннеризмов
В. Навыки фасилитации (ведения группы)
Тренер-профессионал:
— К концу первой половины дня создает открытую атмосферу. Каждый участник хотя бы раз выразил свое мнение. — Проверяет понимание, перед тем как ответить на возражение — Проверяет понимание материала путем вопросов — Проводит мозговой штурм и собирает мнение участников — Использует визуальные материалы и визуализирует основные моменты презентаций и групповых работ
— Работая с видео и другой обратной связью, разделяет мотивационную и развивающую обратную связь
Г. Время Соблюдает оговоренные временные рамки (включая время для вопросов и ответов) — в случае, если ответственность за время не передана группе.
- Обучение, Развитие, Управление талантами
- Краткосрочное обучение
- Обучение персонала
Источник:
Институт тренеров ПРОФЕССИОНАЛ от профессионального обучения к обучению профессионалов
Международный Институт бизнес-тренеров «ПРОФЕССИОНАЛ».
Пора становиться Профессионалом!
Первый Институт подготовки и повышения квалификации бизнес-тренеров «ПРОФЕССИОНАЛ» входит в ТОП-5 лучших мировых школ тренеров.
Ведущее учреждение по подготовке и повышению квалификации бизнес-тренеров, ориентированное на приобретение уникальных знаний и навыков в области развития персонала, необходимых для тренеров, в которых сегодня нуждается бизнес.
Международный Институт тренеров «ПРОФЕССИОНАЛ» уже более 12 лет занимает лидирующие позиции в сфере подготовки и повышения квалификации бизнес-тренеров, а также в области обучения и развития персонала.
Профессиональное обучение осуществляется посредством тренингов, курсов и мастер-классов по различным направлениям.
ОБУЧАЙТЕСЬ У ПРИЗНАННЫХ ПРОФЕССИОНАЛОВ!
Цель работы нашего Института- развитие и продвижение профессии «БИЗНЕС-ТРЕНЕР», обучение руководителей и сотрудников компаний, внедрение высоких профессиональных стандартов работы бизнес-тренера.
ГАРАНТИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ и ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ
Международный Институт тренеров «ПРОФЕССИОНАЛ» получил более 250 официальных благодарностей от ведущих российских и западных компаний, которые подтверждают профессионализм, высокое качество обучения, успешную деятельность и результативность всех программ ИППК «ПРОФЕССИОНАЛ».
ТРЕНИНГ ТРЕНЕРОВ, КУРСЫ ТРЕНЕРОВ, ОБУЧЕНИЕ ТРЕНЕРОВ
Пора становиться ПРОФЕССИОНАЛОМ!
Постоянные изменения бизнес-среды требуют от тренеров своевременного обновления знаний, без чего сложно осуществлять деятельность в условиях конкурентной борьбы. Профессия «бизнес-тренер» нуждается в сертификации признанного в сфере бизнес-образования учреждения.
задача, которую решают наши уникальные программы — это профессиональное освоение профессии «БИЗНЕС-ТРЕНЕР», повышение квалификации тренеров. Программы обучения тренеров постоянно обогащаются информацией о новейших тенденциях в бизнесе, российским и международным опытом применения бизнес-обучения в Компаниях.
КОРПОРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ: точечное решение задач вашей компании
Тренинги в корпоративном формате формируются нашими экспертами индивидуально и адаптируются под цели и задачи конкретного бизнеса.
Интерактивный формат наших программ создает уникальную среду обучения, в которой участники включены в процесс активного обмена опытом и информацией, как с тренерами, так и между собой.
Основной принцип дизайна корпоративной программы – сочетание новейших знаний и практического опыта.Международный Институт тренеров «ПРОФЕССИОНАЛ» постоянно успешно реализовывает проекты корпоративного обучения, в том числе самые крупные на российском рынке, с численностью персонала более 960 человек.
Корпоративные тренинги полностью адаптированы под специфику Вашего бизнеса, в тренинг включаются только те блоки программы, которые актуальны для Вашей компании на текущий момент.
Источник:
Как стать бизнес тренером: с чего начать и где можно пройти обучение
В бизнесе все чаще применяется тренинг как активный метод обучения персонала и управляющего состава. С этой целью многие компании, независимо от их уровня, приглашают бизнес-тренеров, или тренинговых менеджеров.
При этом не каждый знает, что истинный специалист в этой области – редкий товар, так как профессия это не из легких.
У многих возникает вопрос – как стать бизнес-тренером, и где можно пройти обучение?
Для того чтобы получить ответы, стоит разобраться в самом понятии и определить главные особенности данной специальности.
Кто такой бизнес-тренер
Его работу часто путают с работой коуча, но эти понятия следует разграничивать. У каждой из этих профессий есть свой специфика, и профессиональный бизнес-тренер никогда не скажет, что он коуч, и наоборот.
Работа тренера связана преимущественно с миром бизнеса, конкретно – с продажами. В его задачи входит обучение новых сотрудников методам взаимодействия с клиентами. Для сотрудников с опытом также организовывают тренинги, с целью открыть им новые, более эффективные способы осуществлять продажи.
Для руководителей существуют тренинги, открывающие секреты управления персоналом, чтобы те, в свою очередь, активнее продавали.
Для бизнес-тренера определена конечная цель. Под его руководством компания должна повысить продажи, а каждый сотрудник в отдельности – работать эффективнее.Бизнес-тренеру необходимо постоянно самосовершенствоваться. Для этой профессии важно расширять свой кругозор, иметь представление о современных тенденциях в бизнесе, узнавать о новых методиках продаж.
Требования
Прежде чем планировать свое развитие в профессии бизнес тренера, важно понимать, что это специалисты узкой направленности. Бизнес-тренер может выбрать для себя определенную категорию аудитории, например, работать только с управленцами или менеджерами среднего звена.
Также тренер может работать только в одной предметной области или сфере деятельности, либо иметь свою специфику организации трудового процесса.В зависимости от выбранного направления, разнятся и требования, предъявляемые к специалистам по бизнес-обучению.
Общие требования, которым должен отвечать любой бизнес тренер, заключаются в следующем:
- Практические навыки проведения тренингов и обучений;
- Специфические навыки коммуникации и харизма;
- Грамотная речь;
- Знание методики проведения тренингов;
- Знакомство с ПК на уровне пользователя;
- Предметные знания. Личный профессиональный опыт в выбранной области приветствуется. Для некоторых сфер деятельности он необходим;
- Владение основами психологии и групповой динамикой;
- Высшее образование;
- Знание иностранного языка, преимущественно английского – как дополнительный навык.
Тренер должен уметь заражать своим энтузиазмом, мотивировать сотрудников к желанию получать новый опыт, повышать производительность.
Обязанности
Круг должностных обязанностей данной профессии предусматривает:
- Проведение тренингов с новыми сотрудниками, действующим персоналом или руководством компании;
- Составление программы обучения;
- Создание наглядных пособий – памяток, слайд-шоу, таблиц и прочего материала;
- Проведение аттестации персонала и руководителей;
- Составление отчетов о проделанной работе.
Источник: https://obu4ayka.ru/otnosheniya/standart-podgotovki-biznes-trenerov-psihologiya.html
Профессиональные умения тренера
Важнейшие гностические умения в деятельности тренера — это умения, связанные с изучением личности спортсмена, к которым относятся: умение поставить задачу для формирования отдельных качеств личности в процессе подготовки спортсмена; умение наблюдать и фиксировать выполнение спортсменом поставленных задач; умение подбирать критерии оценки; умение анализировать и сравнивать результаты подготовки спортсменов.
Г. Д. Бабушкин отмечает, что гностические умения начинают развиваться еще до начала работы тренера, то есть в период занятий спортсмена в ДЮСШ и в высшем учебном заведении. При благоприятной работе тренера их развитие продолжается.
Профессиональная деятельность тренера обусловлена следующими основными умениями:
- адекватно оценивать состояние спортсмена;
- изучать специальную литературу и выбирать из нее все необходимое;
- находить причины трудностей и ошибок во время овладения спортивными движениями;
- оценивать свою деятельность, деятельность воспитанников и коллег;
- оценивать явление и находить в нем главное.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Анализ творческой деятельности тренера
Анализ любого вида творческой деятельности, в том числе и педагогической, показывает, что существенное значение для ее результативности имеет обнаружение в ней конструктивного компонента.
В содержание данного компонента деятельности тренера входят следующие элементы: прогнозирование (вывод о будущем развитии спортивных результатов, техники и тактики мирового спорта, своей команды и отдельных ее игроков); проектирование (определение целевых установок своей деятельности и ее общего замысла). Также деятельность тренера предусматривает планирование (определение объема и состава тренировочных средств, характера своих действий и действий спортсменов, распределение этих действий и средств во времени); композицию (построение учебно-тренировочного занятия); импровизацию (уточнение задач на основе срочной информации, внесение необходимых изменений в тренировочный процесс).
Г. Д. Бабушкин отмечает, что конструктивный компонент связан с анализом своего труда и установкой на будущее, поэтому имеет двоякое проявление:
- Во-первых, в планировании, которое осуществляется до тренировки. Сюда входят распределение и отбор учебного материала на неделю, месяц, год и больше; определение последовательности усвоения двигательных действий; планирование задач на каждую тренировку.
- Во-вторых, в планировании, которое осуществляется на тренировке. Оно может быть связано с изменением плана тренировочного занятия.
Основные конструктивные умения тренера заключаются в:
- планировании учебного материала при подготовке к занятиям;
- выборе и синтезировании учебного материала в процессе планирования процесса подготовки спортсменов;
- предусмотрении затруднений во время обучения и их избежание.
М. В.
Прохорова отмечает, что коммуникативная деятельность тренера в значительной степени определяется общей спецификой работы ДЮСШ, а именно добровольным посещением занятий, разнообразием состав групп спортсменов, формальным положением тренера (особенно в ДЮСШ с бригадным методом руководства), ореолом спортивной славы тренера, постоянной необходимостью для тренера поддерживать высокий уровень своих технических и физических возможностей.
Г. Д. Бабушкин, говоря про коммуникативный компонент деятельности тренера, отмечает в нем, прежде всего, общение, как со спортсменами, так и с руководителями спортивных организаций, если тренер устанавливает правильные отношения.
Коммуникативная деятельность, как и организационная, является практической деятельностью тренера, поэтому зависит от гностической.
Замечание 1
В состав основных коммуникативных умений входят: умение устанавливать контакт между людьми; умение предвидеть назревающий конфликт и избегать его; умение использовать правильную устную речь во время обращения; умение понимать психологическое состояние спортсменов; умение управлять своим поведением в процессе общения с людьми.
Стандарты тренера (The Competent Trainer Standard)
Важным ресурсом для успешного проведения тренинга является сама личность тренера и его профессиональные навыки. Согласно профессиональным стандартам, определенным международными институциями International Board of Standards for Training, Performance and Instruction (IBSTI), 1988, Barrington, IL, тренер должен обладать 15 обязательными компетенциями. Сюда входят:
- Знать клиентов и их ожидания.
- Способность определить потребность группы в процессе обучения, адаптировать курс с учетом специфики работы компании.
- Убедиться, что все нужное для обучения наготове и находится в рабочем состоянии.
- Способность находить общий язык с аудиторией, вызывать доверие группы.
- Способность управлять учебным процессом: управление дискуссиями, возможность отслеживать динамику группы и т. п.
- Показывать навыки эффективной коммуникации.
- Показывать навыки эффективной самопрезентации.
- Способность «уловить суть», уметь четко формулировать свои мысли.
- Адекватно реагировать на требования учащихся в разъяснении и умение предоставить адекватную обратную связь.
- Умение мотивировать, обеспечивать положительное подкрепление вызвать энтузиазм участников обучения, вдохновлять их на применение знаний.
- Умение использовать и сочетать различные методы (дискуссии, мини-лекции, письменные вправо, кейсы) и инструменты обучения (видеосюжете, ролевые и деловые игры).
- Умение пользоваться оргтехникой: ПК, мультимедийный проектор, видеомагнитофоном, видеокамерой.
- Способность к анализу; возможность оценить насколько участники учений успешно учатся и справляются с заданием.
- Способность к самооценке; умение оценить установку с заданием и последовательность изложения материала, оценить, удается ли достичь целей обучения.
- Способность корректно представить информацию, полученную в период подготовки и проведения тренинга в письменной или устной форме с анализом и оценкой результатов обучения.
Источник: https://spravochnick.ru/standartizaciya/professionalnyy_standart/professionalnyy_standart_trenera/