Региональные налоги в РФ
Какие налоги являются региональными
Региональные налоги — это сборы и налоговые отчисления, которые пополняют региональный бюджет. В зависимости от того, в казну какого уровня зачисляются средства, все налоговые сборы разделены на три группы: местные, региональные и федеральные. В статье расскажем, какие налоги относятся к региональным налогам.
КонсультантПлюс БЕСПЛАТНО на 3 дня
Получить доступ
Ключевым признаком, который характеризует данную группу налогообложения, является уровень бюджета. Иными словами, к региональным налогам и сборам относятся все бюджетные платежи, которые зачисляются напрямую в казну субъекта РФ (области, автономного округа, города федерального значения).
То есть региональные налоги и сборы являются основной доходной частью бюджета региона. Данные поступления перенаправляются на реализацию социально-значимых программ и мероприятий. Также некоторая часть от поступивших средств может быть перенаправлена в казну муниципального образования в виде субсидий, субвенций и прочих трансфертов.
Важно отметить, что все региональные налоги устанавливаются на федеральном уровне, а вот особенности их применения детализируются законодателями субъекта РФ. Объясним простыми словами. Налоговые обязательства всех уровней закреплены в НК РФ.
То есть общие правила применения налогообложения обозначены на федеральном уровне. Например, максимальные ставки, порядок исчисления, правила применения вычетов и льгот утверждает Правительство РФ.
А вот категории налогоплательщиков, привилегии и льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются на уровне конкретного субъекта России.Например, правительство области может ввести дополнительные льготы по отдельным сборам, ввести освобождения от уплаты для некоторых категорий налогоплательщиков, снизить или увеличить налоговую ставку в несколько раз.
Региональные налоги: перечень 2019
Как мы отметили выше, к региональным налогам относятся обязательства, зачисляемые напрямую в бюджет субъекта России. К таким обязательствам относят всего три сбора. Итак, региональным налогом являются платежи налогоплательщиков за:
- Транспорт.
- Имущество.
- Игорный бизнес.
Ключевые правила применения этих региональных налогов в РФ устанавливаются депутатами субъектов. Следовательно, нормы, определенные для одного региона, могут существенно отличаться от правил, закрепленных для другого региона. Рассмотрим особенности каждого обязательства из списка региональных налогов.
Транспортный налог в региональный бюджет
К налогоплательщикам данного обязательства законодатели отнесли всех собственников автотранспортных средств. То есть юридические и физические лица, владеющие транспортом, должны платить деньги в бюджет.
Объектом обложения являются не только автомобили, но и воздушные, водные и иные виды самоходного транспорта. Отметим, что размер транспортного регионального налога в Российской Федерации зависит от мощности транспортного средства. Также на размер платежа влияет год выпуска авто, его стоимость и период времени в собственности.
Однако это только общие правила, закрепленные в главе 28 НК РФ. Депутаты регионов вправе утвердить льготы, освобождения и послабления для налогоплательщиков.
Например, в Самарской области для пенсионеров предусмотрено снижение налоговой ставки до 50 %, а в Волгоградской области пожилые владельцы транспортных средств платят только 20 % от действующих ставок.
Примечательно, что такая льгота для Москвы полностью отменена.
Налоговый период равен календарному году. Но если чиновники субъекта установили отчетные периоды, то транспортные региональные налоги обязательны к уплате в виде авансовых платежей. Например, один раз в квартал.
Налогообложение имущества организаций
Один из элементов региональных налогов — это имущественный сбор, который исчисляют и уплачивают экономические субъекты, а именно юридические лица. Объектом обложения является имущество, которое находится в собственности компании. Причем сбор исчисляется не только с недвижимых активов (зданий, строений, сооружений), но и с движимого имущества (станки, оборудование, основные средства).
Максимальная налоговая ставка за имущество компаний равна 2,2 %. Однако при установлении региональных налогов законодательными органами чиновники некоторых регионов утверждают более низкие значения. Также законодатели предусматривают определенные льготы для налогоплательщиков.
Периодичность предоставления отчетности, как и сроки уплаты авансовых платежей и окончательного расчета, каждый регион устанавливает самостоятельно. То есть для имущественного сбора в одном регионе могут быть предусмотрены ежеквартальные перечисления в казну и сдача расчетов в ФНС. А в другом субъекте организации рассчитываются с бюджетом один раз в год, и декларацию сдают в ФНС ежегодно.
Общие положения, единые для применения на территории всего нашего государства, закреплены в 30 главе НК РФ. О том, как узнать нормы и правила для конкретного региона, мы расскажем в конце статьи.
Обременение игорного бизнеса
Если компания ведет игорную деятельность, то у нее возникают обязательства перед бюджетом по уплате сбора на игорный бизнес. Объектами обложения признаются:
- Игровое оборудование, а также автоматы и игровые столы, специализированные для осуществления игровой деятельности.
- Тотализаторы, букмекерские конторы, процессинговые центры тотализаторов с букмекерскими конторами.
- Пункт приема игровых ставок.
Так как региональными признаются налоги и сборы, а также прочие платежи, зачисляемые в казну субъекта, то и особенности налогообложения устанавливаются на уровне данного региона. Однако есть общие правила, которые распространяются на всю страну.
Так, например, на процедуру регистрации объекта налогообложения в ИФНС отведено всего два рабочих дня. Причем дни исчисляют до момента установки игрового оборудования или открытия точки (букмекерской конторы или пункта приема ставок).
Аналогичный срок для оповещения Федеральной инспекции установлен при любом изменении количества объектов.Для данного обязательства устанавливаются фиксированные ставки, причем градация предусмотрена по видам объектов налогообложения. Минимальные и максимальные значения закреплены в 369 статье НК РФ. Отметим, что если регион не установил конкретное значение для ставки, то налогоплательщики должны применять минимальные значения.
Как узнать порядок и правила налогообложения
Уточнить нормы обложения, которые закреплены для конкретного региона, можно в территориальном отделении ФНС. Также получить информацию можно через Интернет. Специальной портал, разработанный налоговиками, позволяет бесплатно и без регистрации определить ключевой порядок налогообложения. Однако интернет-портал не предоставляет информацию о сборе на игорный бизнес.
Чтобы получить сведения, перейдите по ссылке, которая размещена выше. Выберите вид налогового обязательства, а также определите налоговый период, за который необходимо получить информацию. Затем из предложенного списка нужно выбрать интересующий вас регион. Нажимаем кнопку «Найти».
Система формирует сведения на основании нормативно-правовых актов, которые были приняты правительствами регионов России, в части регулирования налогообложения.
Источник: http://ppt.ru/art/nalogi/regionalnie
Какие налоги относятся к региональным в РФ
Региональный налог — это обязательный индивидуально безвозмездный платеж, который плательщики перечисляют в бюджет субъекта. Региональные налоги устанавливаются Налоговым Кодексом Российской Федерации. В статье вы узнаете, какие есть виды региональных налогов.
Региональные налоги вводятся в действие федеральным законом — НК РФ. Власти регионов вправе устанавливать на своей территории только порядок налоговые ставки, порядок и сроки уплаты, а также льготы, основания и порядок их применения.
Далее в статье вы узнаете, какие платежи относятся к региональным.
Что относится к региональным налогам
Региональные налоги перечислены в соответствующей статье кодекса — это статья 14 НК РФ. К региональным налогам относятся следующие виды обязательных платежей:
- Налог на имущество организаций — этот платеж, который перечисляют в региональный бюджет организации — собственники недвижимости. Прекратить его уплату можно в случае продажи активов, с которых исчисляется сбор;
- Налог на игорный бизнес — этот платеж, который уплачивают предприниматели и организации, вид деятельности которых соответствует заявленному, то есть игорная деятельность;
- Транспортный налог — настоящий платеж обязаны перечислять собственники транспортных средств — физические лица, индивидуальные предприниматели и организации. Ставка зависит от вида транспорта — автомобиль, автобус и т.д.
Налог на имущество организаций
Плательщиками налога на имущество являются все российские и иностранные организации, у которых есть имущество, признаваемое объектом налогообложения (п. 1 ст. 373, 374 НК). Статус плательщика налога на имущество не зависит от того, есть ли у компании льготы и на каком она режиме налогообложения.
Налог на игорный бизнес
Платить налог на игорный бизнес должны организации, которые получают доходы от эксплуатации игрового оборудования. Эта обязанность не зависит от того, кто является собственником игрового оборудования.
Собственники оборудования могут сдавать его в аренду. Тогда платить налог на игорный бизнес должны арендаторы, поскольку именно они эксплуатируют игровое оборудование и получают от этого доход.
Такой порядок следует из положений абзаца 2 статьи 364 и статьи 365 Налогового кодекса РФ.
Транспортный налог
Платить транспортный налог должны организации, предприниматели и граждане, на которых зарегистрированы транспортные средства. Обязанность по уплате транспортного налога возникает после государственной регистрации транспорта и прекращается после его снятия с учета.
Например, если, не снимая с учета в ГИБДД, организация передала свой автомобиль во временное пользование, она остается плательщиком транспортного налога. И даже если налог заплатит фактический пользователь, организация от этой обязанности не освобождается.
Такой порядок следует из положений статьи 357 НК.
Специальные налоговые режимы
Региональные власти вправе регулировать порядок применения специальных налоговых режимов на своей территории. Подробнее о специальных налоговых режимах ниже.
Упрощенная система налогообложения
Платить вместо нескольких налогов единый, могут те, кто перешел на упрощенную систему налогообложения. Сделать такой выбор вправе компании, которые соблюдают лимит по доходам, количеству сотрудников и стоимости основных средств. Несмотря на то, что этот налог считается федеральным, размер налоговой ставки вправе регулировать местные власти в пределах, которые предусмотрены в НК РФ.
Единый налог на вмененный доход
Перейти на ЕНВД вправе организация или предприниматель может добровольно (п. 2 ст. 346.28 НК). Но есть целый ряд ограничений по видам деятельности, размерам компании, количеству работников. Региональные власти вправе устанавливать налоговый режим на своей территории и регулировать виды деятельности, в отношении которых компания вправе применять специальный налоговый режим.
Эксперты на примерах разобрали, как заполнить товарную накладную и как избежать ошибок при оформлении первичных документов. Посмотреть лекцию можно в программе «Спецрежимы».
Единый сельскохозяйственный налог
При соблюдении определенных условий на уплату единого сельхозналога вправе перейти организации, которые являются сельскохозяйственными товаропроизводителями.
При этом сельскохозяйская деятельность должна приносить не менее 70 процентов доходов от всей деятельности компании. Общая налоговая ставка — 6 процентов.
Региональные власти республики Крым и города федерального значения Севастополя вправе уменьшить ставку до 4 процентов на всей своей территории.
Дорогой коллега, выберите гарантированный подарок и шанс получить квартиру! Оформите годовую подписку и получите еще три месяца в подарок! Узнать больше
На все ваши вопросы с радостью ответят по телефону 8 (800) 222-15-72.
Источник: https://www.glavbukh.ru/art/95470-regionalnye-nalogi
Региональные налоги и сборы
amatar83 16 октября 2015 01:22
Порядок начисления и уплаты в государственный и местный бюджет налогов и сборов регламентирует Налоговый кодекс, который в настоящее время действует на территории Российской Федерации. Изучая данный нормативно правовой акт можно четко выделить региональные налоги и местные сборы.
Что собой представляют региональные налоги?
Налоговый кодекс РФ регламентирует все региональные налоги и обязует субъектов предпринимательской деятельности их уплачивать в полном объеме и в установленные сроки.
Понятие налог подразумевается следующим образом – это обязательный платеж в пользу государства, который взимается с физических и юридических лиц в денежном эквиваленте.
Понятие сбор можно охарактеризовать как обязательный взнос, который должны делать субъекты предпринимательской деятельности за получение каких либо юридически значимых прав или действий.
Региональные налоги устанавливаются Налоговым кодексом, им же прекращается их действие. В настоящее время к этой группе относятся следующие налоги:
• на игорный бизнес;• на имущество юридических лиц;
• транспортный налог.
Как определить объект налогообложения для коммерческих организаций?
Для исчисления региональных налогов в первую очередь необходимо определить объект налогообложения коммерческих организаций. Для этого следует учитывать все недвижимое и движимое имущество субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих свою хозяйственную деятельность в статусе юридических лиц.
При этом следует отметить, что в данном случае речь ведется о тех активах, которые официально числятся на их балансах. В эту категорию может быть отнесены не только основные фонды, но и активы, переданные во временное пользование.
Также учитываются имущественные взносы в совместную деятельность, переданные во владение коммерческой организации по всем правилам бухгалтерского учета.
В действующем российском законодательстве существует норма, которая позволяет представителям малого, крупного и среднего бизнеса использовать льготы при уплате региональных налогов. При их установлении в обязательном порядке должны определяться ставки налогов, порядок расчета и сроки их уплаты в бюджет.
Основные моменты начисления налога на игорный бизнес
Данный вид регионального налога должен начисляться и уплачиваться теми субъектами предпринимательской деятельности, которые развивают бизнес направление, связанное с азартными играми, пари, и другой коммерческой деятельностью, доход с которой извлекается в виде выигрышей. В качестве плательщиков данного налога могут выступать как юридические лица, так и Индивидуальные предприниматели. В качестве объектов налогообложения в игорном бизнесе будут учитываться:
• игровые автоматы;• кассы букмекеров, тотализатора;
• игровые столы и т. д.
Каждый вышеперечисленный объект должен быть поставлен на учет в течение 2-х суток с момента установки и запуска в эксплуатацию. Помимо учета у субъекта предпринимательской деятельности объекты налогообложения игорного бизнеса должны регистрироваться в налоговом органе, расположенном по месту регистрации таких налогоплательщиков.
В том случае, когда в процессе осуществления игровой деятельности юридические или физические лица примут решение о замене такого объекта, о своих действиях они обязаны сообщить в контролирующие органы.
При исчислении налога расчеты должны проводиться по каждому объекту налогообложения в отдельности, после чего полученные результаты суммируются и подлежат уплате в бюджет.
Основные моменты начисления транспортного налога
Транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ.
Его плательщиками являются физические лица, и субъекты предпринимательской деятельности, независимо от выбранной формы хозяйствования, которые имеют в собственности автотранспортное средство.
Данный законодательный акт определяет категорию лиц, которые освобождены от обязанности начислять и уплачивать этот региональный налог.
Для определения объекта обложения транспортным налогом следует учитывать следующие виды транспортных средств: самоходные механизмы и машины, мототехника, автомобили, автобусы, самолеты, морские суда и т. д. Размер налоговой базы в этом случае будет напрямую зависеть от вида транспорта.
Отчетным периодом для физических лиц, владельцев автотранспортных средств является календарный год, по истечении которого они обязаны провести необходимые исчисления, заплатить в бюджет налог и отчитаться перед контролирующими органами.
Для субъектов предпринимательской деятельности отчетным периодом будет являться 1,2 и 3 квартал текущего года. При проведении исчислений налоговых обязательств должны учитываться ставки, размер которых напрямую зависит от мощности силовых агрегатов, установленных в автотранспортные средства.
Начисленный транспортный налог должен быть уплачен в установленные сроки владельцами автомобильного транспорта, по месту его хранения.
Основные моменты начисления налога на имущество юридических лиц
Налог на имущество организаций должны начислять и уплачивать все субъекты предпринимательской деятельности (в том числе и иностранные компании), осуществляющие свою коммерческую деятельность в статусе юридических лиц на территории Российской Федерации.
В качестве объекта налогообложения будет учитываться любое имущество организаций, которое числится на ее балансе (основные средства, товарно-материальные ценности, товарные запасы и т. д.).
При исчислении налоговой базы необходимо будет определить среднегодовую стоимость всего движимого и недвижимого имущества субъекта предпринимательской деятельности.
Полученную сумму налога (для его исчисления используются специальные ставки), юридические лица обязаны уплатить в бюджет в установленные Налоговым кодексом РФ сроки: делаются авансовые платежи за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев.
Источник: https://utmagazine.ru/posts/13768-regionalnye-nalogi-i-sbory
Перечень действующих федеральных налогов в 2019 году
В Российской Федерации действует трехуровневая система налогообложения. Это означает, что некоторые обязательные выплаты поступают в бюджет местного уровня, а другие — более высокого по иерархии.
Знать, какие из них идут в федеральный бюджет, какие в региональный и местный необходимо для того, чтобы соблюдать порядок их уплаты.
Перечень федеральных налогов устанавливается в соответствии с Налоговым кодексом (НК) РФ.
Какие налоги относят к федеральным в 2019 году
Федеральные, региональные и местные налоги представляют все уровни системы налогообложения Российской Федерации. Это означает, что существует список обязательных платежей в пользу государства каждого уровня, который необходимо знать налогоплательщикам и налоговым агентам.
Верховное положение занимает федеральная система налоговых выплат и сборов. отличительная особенность заключается в том, что она регулируется исключительно НК Российской Федерации, устанавливается и отменяется им же. Перечисление таких выплат обязательно на всей территории РФ.
Полная сумма, перечисленная налоговым агентом или налогоплательщиком, поступает в федеральный бюджет.
Пунктом 7 ст. 12 НК РФ в 2019 году установлено, что в перечень федеральных не могут вводиться любые другие перечисления, которые не предусмотрены указанным кодексом. Окончательный список федеральных налогов устанавливается многочисленными статьями НК России и включает:
- НДС;
- НДФЛ;
- налог на прибыль;
- на добычу полезных ископаемых;
- водный.
Однако кроме перечисленных обязательных выплат, есть другие виды денежных отчислений в федеральный бюджет, а именно:
- государственная пошлина;
- акцизы;
- сбор за использование объектов животного мира и водных ресурсов.
Порядок выплаты налоговых платежей в федеральный, бюджет субъектов и местный устанавливает обязанность указать в платежном поручении КБК (код бюджетной классификации).
Этот реквизит позволяет правильно отнести оплату и распределить денежные средства именно в тот бюджет, для которого они предполагались.
Таким образом, оплата обязательных перечислений в федеральный бюджет осуществляется при помощи указания верного КБК в соответствующем поле платежного поручения.
Региональные и местные налоги в 2019 году
Такие налоги и сборы существуют в каждом субъекте Российской Федерации, так же, как и местные — в отдельном муниципальном образовании. Перечень видов обязательных выплат устанавливается не на федеральном, а на региональном, а также местном уровнях.
Они могут изменяться в зависимости от решений соответствующих органов, действующих на уровне субъектов или муниципалитета. Однако НК РФ играет определяющую роль в формировании и установке порядка выплаты и этих налогов.
К региональным налогам относятся:
- на имущество организации;
- на игорный бизнес;
- транспортный.
В перечень налоговых платежей местного уровня в 2019 году входят:
- земельный;
- на имущество физических лиц.
В этот же список включается торговый сбор, порядок начисления и уплаты которого установлен ст. 411, 412 НК РФ. Размер таких выплат определяется на уровне субъектов РФ и местном.
Например, ставку выплаты на имущество юридического лица регулируют региональные власти, руководствуясь положениям НК РФ.
Указанная ставка зависит напрямую от места регистрации той организации, имущество которой входит в перечень налогооблагаемого.
Большая часть регионов России устанавливает обязанности расчетов исходя из кадастровой стоимости имущества. Однако место, в которое перечисляют выплаты на такое имущество, зависит от его расположения.Если рассматриваемое имущество находится по адресу регистрации головной организации, то вопросов не возникает.
Однако если эти адреса не совпадают на уровне субъектов РФ, то перечисления будут в бюджет субъекта, в котором фактически находится имущество.
Одной из отличительных особенностей является отсутствие права местных и региональных властей завышать ставки, указанные в НК РФ. Ниже установленных они могут быть, а вот выше — нет. Это правило защищает права плательщиков от произвола и искусственного завышения различного рода отчислений в пользу государства.
Порядок уплаты налогов в 2019 году
Независимо от вида налогового платежа законом предусмотрен специальный порядок уплаты. Он подразумевает соблюдение определенных правил. При оформлении выплат в соответствующие бюджеты, кроме указания верного КБК перечислений, необходимо учесть:
- срок, за который происходит перечисление. Он может быть различным, в том числе предусмотрены ежемесячные авансовые выплаты по некоторым обязательным налогам, например, на прибыль;
- соблюдение сроков предоставления отчетности и уплаты очередной суммы. Например, налог на прибыль перечисляется не позднее 28 числа каждого месяца, следующего за кварталом.
Существуют другие важные детали перечисления налоговых платежей. Например, налог на прибыль относится к группе федеральных. Ставка его по статье 284 НК в 2019 году равна 20% в стандартном случае. Однако порядок его уплаты подразумевает, что необходимо создать два отдельных платежных поручения:
- первое — в размере 2% от рассчитанной суммы налогового перечисления от прибыли организации. Уплата должна осуществляться в федеральный бюджет;
- второе — в сумме оставшихся 18% от общей прибыли организации. Уплата этой части налога на прибыль осуществляется в бюджет субъекта РФ.
Отсюда следует, что несмотря на вхождение в иную группу, бОльшая часть налога с валовой прибыли перечисляется в бюджет субъекта РФ. При этом порядок уплаты этого обязательного перечисления в 2019 году организацией, имеющей обособленное подразделение, должен устанавливаться следующим образом:
- 2% по общему правилу независимо от места расположения ОП;
- 18% следует разделить между субъектами РФ, в которых находится головное подразделение и обособленное.
Таким образом, налогоплательщику стоит знать, какие перечисления идут в бюджет какого уровня в 2019 году. Некоторые из них, относясь к определенной группе, делятся между несколькими получателями. Таковым является, например, налог на прибыль. Правильно перечислить его можно с помощью верно указанного в платежном поручении КБК.
Региональные налоги и сборы, согласно установленному порядку, должны быть отправлены в адрес того субъекта РФ, в котором зарегистрировано юридическое лицо. Однако предусмотрены особые условия для некоторых их видов, которые следует учитывать при предоставлении отчетности и расчете фактического размера перечисления.
Источник: http://SovetYuristov.ru/nalogi/federalnyie-regionalnyie-nalogi.html
Законодательство Российской Федерации
Главным налоговым законом России является Налоговый кодекс Российской Федерации. Также в систему налогового законодательства входят федеральные, региональные и муниципальные нормативно-правовые акты, регулирующие данный вид правоотношений.
Налоговой кодекс РФ состоит из двух частей. Первая часть регулирует общие вопросы налогообложения. В ней указаны все виды налогов и иных платежей, действующие на территории нашего государства, регламентирован порядок исполнения налоговых обязательств, права, обязанности и ответственность участников налоговых отношений и многие другие общие аспекты.
Вторая часть устанавливает ставки или способ их определения, порядок, сроки уплаты всех налогов, действующих на территории РФ.
Поскольку Россия является федеративным государством, ее налоговая система, так же, как и вертикаль власти, состоит из трех уровней: федеральные налоги, региональные налоги, местные налоги
Федеральные налоги и сборы
Налог на добавленную стоимость. Плательщики – лица, реализующие определенную продукцию на территории страны, в том числе перемещающие ее через границу. Общая ставка равна восемнадцати процентам, имеются льготные ставки, равные нулю и десяти процентам.
Акцизы. Плательщики – лица, осуществляющие различные операции с подакцизной продукцией, (производители, реализаторы, импортеры). К ней относятся: алкогольная, спиртосодержащая, продукция, табачные изделия, нефтепродукты, газ, автотранспорт, некоторые химические вещества. Ставки зависят от вида товара, различны на 2016 и 2017 годы.
Налог на доходы физических лиц. Общая ставка – тринадцать процентов, для определенных видов доходов ставки равны девяти, тридцати и тридцати пяти процентам. Предусмотрены вычеты.
Налог на прибыль организаций. Объект – доходы за минусом понесенных в налоговом периоде расходов. База – прибыль в денежном выражении. Общая ставка – двадцать процентов.
Сборы за пользование объектами животного мира. Плательщики – лица, получившие разрешение на использование таких объектов на территории РФ. Ставка зависит от вида объекта.
Водный налог. Плательщики – пользователи водными объектами на основании лицензии. Налоговая база определяется в зависимости от способа водопользования (это может быть объем забранной воды, площадь водного пространства и т.д.). Ставки различны, зависят от вида использования, наименования используемого водного объекта.
Государственная пошлина. Плательщики – лица, обращающиеся в уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления за совершением различных юридически значимых действий (в суды, к нотариусам, органы ЗАГС и т.д.) Размер зависит от вида испрашиваемого действия.
Налог на добычу полезных ископаемых. Плательщики – пользователи недр. Налоговая база – стоимость извлеченного ископаемого. Налоговые ставки различны, устанавливаются, как в твердой сумме, так и в процентном соотношении к стоимости ресурса. Размер ставки зависит от вида добычи.
Региональные налоги и сборы
Транспортный налог. Плательщики – лица, на чье имя зарегистрировано транспортное средство. Объекты – разные виды автомобильного, водного, воздушного транспорта. Ставка налога прогрессивная, зависит от мощности двигателя.
Налог на игорный бизнес. Плательщики – организаторы проведения азартных игр. Объект – игровое оборудование. Ставки различны, зависят от вида игрового оборудования, устанавливаются в ежемесячной твердой сумме за единицу оборудования.
Налог на имущество организаций. Плательщики – собственники и титульные владельцы движимого и недвижимого имущества, учтенного на балансе как основные средства. База – среднегодовая стоимость. Ставка устанавливается региональными властями и не может превышать 2.2 процента стоимости.
Местные налоги и сборы
Земельный налог. Плательщики – собственники и владельцы земельных участков. База – кадастровая стоимость. Ставки устанавливаются местными властями и не могут превышать предельный размер, установленный НК РФ.
Такой предел различен для земель различных категорий и равен, по общему правилу, полутора процентам, кроме земель сельхозназначения, земель жилищного фонда и некоторых других, для которых предельный размер равен 0.3 процентам.
Налог на имущество физических лиц. Плательщики – собственники недвижимости. База – кадастровая стоимость. Ставка устанавливается местными властями и не может превышать предельного размера. Этот размер зависит от вида имущества, его стоимости и варьируется в пределах от 0.1 процента до двух процентов.
Торговый сбор. Плательщики – лица, осуществляющие торговую деятельность на территории муниципального района, где действует сбор. Ставка устанавливается муниципалитетами.
Специальные налоговые режимы
В целях создания благоприятных условий для предпринимательства для некоторых плательщиков в РФ введены и действуют несколько специальных налоговых режимов, таких как:
Единый сельскохозяйственный налог. Применяется производителями сельхозпродукции, заменяет уплату налогов на прибыль и имущество организаций.
Объект налогообложения – доходы за минусом произведенных расходов. Общая ставка составляет шесть процентов.
Для плательщиков Крыма и Севастополя предусмотрены льготы в виде нулевой ставки на 2015-2016 годы и четырехпроцентной ставки с 2017 по 2021 год.
Упрощенная система налогообложения. Плательщики – организации и предприниматели, отвечающие определенным требованиям. Освобождает от уплаты подоходного налога, налогов на имущество, налога на прибыль. Объект – доходы и доходы за вычетом расходов.
Ставка устанавливается региональными законами, для объекта в виде доходов варьируется от одного до шести процентов. Для объекта в виде доходов за вычетом расходов, ставка колеблется от пяти до пятнадцати процентов. Для Крыма и Севастополя предусмотрены льготы.
Единый налог на вмененный доход(далее – ЕНВД). Применяется для определенных видов деятельности, поименованных в НК РФ. Заменяет уплату налога на прибыль, налогов на имущество, подоходного налога.
Плательщики — организации и предприниматели, осуществляющие деятельность, в отношении которой введен ЕНВД на территории муниципального района, пожелавшие перейти на данную систему налогообложения и отвечающие определенным требованиям закона. Объект налогообложения – вмененный доход.
Его размер зависит от вида деятельности, установлен НК РФ и подлежит корректировке на местные коэффициенты. Ставка – пятнадцать процентов от вмененного дохода.
Налогообложение при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных на основании ФЗ «О соглашениях о разделе продукции». Предусматривает замену части налогов и сборов разделом произведенной продукции. Инвесторы освобождаются от уплаты различных региональных и местных налогов, а также получают возмещение некоторых федеральных налогов.
Патентная система. Применяется предпринимателями при осуществлении некоторых видов предпринимательской деятельности, перечисленных в законе. Освобождает от уплаты: подоходного налога и налога на имущество. Объект налогообложения – потенциально возможный годовой доход. Ставка равна шести процентам, для Крыма и Севастополя предусмотрены льготы.
Завершая краткий обзор налогового законодательства России, можно сделать следующие выводы
В целом основной налоговый закон можно назвать современным, удобным, и понятным. Он очень подробно регулирует как общие вопросы налогообложения, так и особенности исчисления и уплаты каждого отдельно взятого налога.
Налоговое бремя нельзя назвать чрезмерным, ставки по основным налогам – средние, не сильно высокие, но и не слишком низкие. Тенденций к постоянному повышению их размера, как имеет место в некоторых государствах СНГ, в настоящее время не наблюдается.
На многие налоги, уплачиваемые исключительно бизнесом, на длительное время (до 2021 года включительно) предусмотрены серьезные преференции для Крыма и Севастополя, что представляется верным в сложившейся политической и экономической ситуации.
Также налоговое законодательство можно характеризовать как «аграрно ориентированное», то есть содержащее множество льгот по уплате налогов для сельхозпроизводителей.
Хочется надеяться, что в будущем государство будет и дальше стремиться повысить свои доходы от налоговых поступлений не экстенсивным, а интенсивным путем, то есть за счет повышения эффективности их взимания и платежной дисциплины, а не путем увеличения налоговых ставок, а все прогнозы о возможном повышении после выборов Президента в 2018 году основных налогов – подоходного, НДС и акцизов – останутся лишь слухами.Статья подготовлена специалистами ООО «СоюзПравоИнформ».
© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.
Источник: http://www.ru.spinform.ru/nalogovaya_systema.html
Региональные налоги
Энциклопедия МИП » Налоговое право » Общие положения » Региональные налоги
Одним из основных способов формирования бюджета, как республиканского, так и регионального, является налогообложение.
Налоговый Кодекс уполномочивает региональные законодательные власти на установление региональных налогов, вместе с тем ограничивая их перечень с целью избежать перегруженности налогоплательщиков.
Система налогообложения РФ строится определенным образом и состоит из ряда уровней:
- Федеральный;
- Региональный;
- Местный.
Данная уровневая система позволила закрепить за конкретным бюджетом (местным, республиканским, федеральным) те или иные налоговые отчисления.
Региональные налоги — налоги, установление которых предусмотрено НК РФ и которые вводятся в действия при принятии тем или иным федеративным субъектом соответствующего закона.
Данные налоги подлежат уплате в обязательном порядке лишь на территории соответствующих федеративных субъектов.
В систему региональных налогов входят как налоги, действие которых налоговым законодательством распространяется на всю российскую территорию, а также те которые устанавливаются законами отдельных субъектов федерации. Уплата и тех и других является обязательной на территории этих соответствующего субъекта лицами, признаваемыми в силу законодательства налогоплательщиками.
Федеральный налоговый кодекс статьей 14 предусматривает лишь три налога, которые в праве ввести субъекты РФ на своей территории. К региональным налогам относятся налог:
- на имущество, взимаемый с организаций;
- на игорный бизнес;
- транспортный.
Состав региональных налогов
Как отмечено выше в состав региональных налогов входят:
- налоги, распространяющие на всю территорию РФ в соответствии с федеральными законами о налогах и сборах, а также НК РФ;
- налоги, установленные законодательными органами самостоятельных субъектов РФ, имеющих свое действие только на территории соответствующего субъекта.
Пока не был введен в действие современный российский Налоговый кодекс, для отечественной системы налогообложения было характерно деление региональных налогов на:
- обязательные;
- необязательные.
Суть такого подразделения заключалось в возможности ограниченного применения в регионах (областях) отдельно установленных на территории страны налогов.
Государственная власть же на местах была наделена полномочиями вводить налоги регионального значения в те количествах, в которых сочтет нужным самостоятельно безо всяких ограничений.
Некоторые субъекты федерации ввиду реализации властями таких полномочий по максимуму были перегружены налогообложением.
Ограничить налоговую нагрузку и привести систему налогообложения на территории всей страны в единое состояние был призван ныне действующий Налоговый кодекс РФ. Именно он закрепил исчерпывающий (закрытый) перечень региональных налогов, которые вправе вводиться в отдельных регионах местными законами, тем самым снизив неподъемную налоговую нагрузку с налогоплательщиков.
Отныне устанавливать дополнительные региональные налоги, которые отсутствуют в НК РФ запрещено, что плодотворно сказывается в первую очередь для субъектов хозяйствования – юридических лиц.
Элементы региональных налогов
Региональными налогами признаются совокупность налогов, установленных в масштабах всей территории РФ ее законами и НК в частности, а также в масштабах отдельно взятого региона, но с учетом положений действующего федеративного налогового законодательства.
Оба уровня налогов имеют в своем составе отдельные более узкие классификации, в частности для региональных налогов классификация представлена перечнем налогов, которые могут устанавливаться в рамках субъекта его органами:
- налог на имущество;
- налог на игорный бизнес;
- налог с транспорта.
Анализ существующих региональных налогов показывает, что в большинстве своем в качестве налогоплательщика выступают юридические лица – организации, занимающиеся хозяйственной деятельностью, и в редких случаях физические.
Характеристика региональных налогов
Характеристика региональных налогов зависит от того или иного налога, введенного в действие на территории региона. В общем, каждому из видов допустимых к введению в рамках региона, характерно следующее:
1. Для налога на имущество юридического лица – занимает наиболее весомый пласт в системе регионального налогообложения. В среднем региональный бюджетный доход формируется за счет уплаты этого налога на 6% и более.
Налогоплательщики – юридические лица, на балансе которых имеется имущество, которое по налоговому законодательству расценивается как объект налогообложения.
Объектами в данном случае выступают для отечественных юридических лиц движимое и недвижимое имущество, которые по бухгалтерии учитываются как основные средства организации.Для заграничных юридических лиц занимающихся хозяйственной деятельностью в России посредством представительств объектом признается движимое и недвижимое имущество, также являющееся основными средствами по бухгалтерской отчетности, а также имущество, полученное по концессионному соглашению.
Если иностранное предприятие не осуществляет свою деятельность посредством представительств в РФ, то объект – недвижимое имущество в России, являющееся собственностью этой организации, а также имущество, полученное по концессионному соглашению.
2. Для налога на игорный бизнес – налогоплательщиками выступают юридического лица или ИП, предпринимательская деятельность которых связана с извлечением доходов в сфере игорного бизнеса путем взимания платы за проведение азартных игр, пари и т.д.
Объектом налогообложения выступают столы, автоматы, признаваемые игровыми, а также кассы тотализатора или букмекерской конторы.
Каждая единица указанного объекта должна предварительно пройти регистрацию в территориальной налоговой службе.
При этом срок регистрации 2 и более дня до дня установки (открытия конторы или тотализатора) по каждой отдельной единице.
Для регистрации налогоплательщику предстоит подать заявление, после рассмотрения которого выдается соответствующей единой формы свидетельство.
3. Транспортный налог является региональным, с характерными особенностями.
Так, объект налогообложения:
- механические транспортные средства;
- мотоциклы;
- мотороллеры и прочее, в том числе водные и воздушные судна, которые прошли регистрацию на территории РФ в порядке, определенном ее законодательством.
Налогоплательщиками являются физические лица, на чье имя произведена регистрация указанных объектов. Эта категория региональных налогов содержит достаточно большой список лиц, которым предоставлена льгота по уплате указанного налога.
Функции региональных налогов
Региональные налоги – денежные средства, уплачиваемые юридическими лицами в региональный бюджет, что позволяет последующем субъекту федерации в лице его органом управления использовать эти отчисления для выполнения ряда функций:
- аккумулирование и использование средств, поступающих в региональный бюджет для достижения региональных целей;
- реализация властными органами региона своих представительных и распорядительных полномочий;
- самообеспечение реализации программ социального значения разработанных и действующих в пределах территории региона (области);
- развитие инфраструктуры региона;
- поддержание экологии и природных ресурсов, поскольку именно они являются естественной базой существования, развития и процветания региона.
- стимулирование деловой активности, проведение структурных преобразований, которые сделают регион (область) более привлекательной с токи зрения инвестиций, что в последующем скажется благоприятно на будущем благополучия региональной бюджетно-налоговой сферы.
Значение региональных налогов
Значение региональных налогов в бюджетах субъектов РФ колоссальное. Все потому что современные реалии возлагают на них функцию рычага, регулирующего бесперебойное формирование и пополнение регионального бюджета.
Основная роль региональных налогов сводится к тому, что они призваны материально обеспечить и подпитать регионы.
Эти материальные ресурсы подлежат перераспределению и направлению на благо и развитие региона, решения первостепенных зада и реализацию социально значимых программ, которые не финансируются за счет федерального бюджета, либо финансируются в значительно меньшем объеме, чем это необходимо.
Региональное правительство благодаря таким налогам, а также льготам и санкциям, дополняющие систему налогообложения в рамках региона оказывает воздействие на юридических лиц и их экономическое поведение, тем самым максимально уравнивая условия для всех участников общественного воспроизводства.
Порядок установления региональных налогов
Введение в действие региональных налогов и прекращение их действия на территориях федеративных субъектов осуществляется на основании положений НК РФ и территориальных законов субъектов РФ, регулирующих вопросы налогообложения.
Законодательные органы государственной власти федеративного субъекта при установлении налогов для своего региона (области) руководствуются федеральными налоговыми нормами, сосредоточенными в НК РФ. Они же определяют:
- налоговые ставки;
- порядок уплаты;
- сроки уплаты.
Остальные элементы налогообложения, а также круг налогоплательщиков, предусмотрены самим НК РФ.
Региональная законодательная власть, указанными законами с учетом положений НК РФ может дополнительно предусмотреть и налоговые послабления (льготы) для отдельных категорий налогоплательщиков, а также порядок и основания для их применения.
Источник: https://advokat-malov.ru/obshhie-polozheniya/regionalnye-nalogi.html