Система налогов и сборов в РФ, определение данных понятий и их признаки

4. Понятие налога и сбора. Их классификация

Система налогов и сборов в РФ, определение данных понятий и их признаки

Проблемаопределения налога в том, что налогявляется комплексной категорией, котораяимеет и экономическое и юридическоезначение.

Сэкономическойточки зрения «налог – это изъятиегосударством в пользу обществаопределенной части ВВП в виде обязательноговзноса». И, следовательно, в этом случаенельзя выделить налоги из состава другихгосударственных изъятий.

Сюридическойточки зрения точное определение налогаспособствует правильному и единообразномуприменению норм законодательства.

Основныепризнакиналога:

  1. законность установления и введения

  2. односторонний характер установления

  3. индивидуальная безвозмездность

  4. безвозвратность

  5. обязательность

Налог– это обязательный, индивидуально-безвозмездныйплатеж, взимаемый с организаций и физ.лиц в форме отчуждения принадлежащихим денежных средств в целях финансовогообеспечения деятельности государства.

Приуплате же сборов всегда присутствуетспециальная цель или специальныеинтересы. Т.о. сборы являются индивидуальновозмездными.

Сбор– это обязательный взнос, взимаемый сорганизаций и физ. лиц, уплата которогоявляется одним из условий совершенияв интересах плательщика юридическизначимых действий.

Всестраны пользуются множественностьюформ налоговых изъятий. Это позволяет:

  1. в большей мере уловить платежеспособность налогоплательщика

  2. сделать общее налоговое бремя психологически менее заметным

  3. уловить разнообразие форм доходов

  4. позволяет воздействовать на потребление и накопление.

Виды налогов иих классификация:

1) По способу взимания:

Прямыеналоги –налоги, падающие на собственность илина доход. Плательщик – собственникдохода или имущества. Делятся на 2 группы:

  • личные – уплачиваются с действительно полученных доходов (т.е. это подоходные налоги)
  • реальные – ими облагается не действительный, а предполагаемый средний доход, получаемый в данных экономических условиях от того или иного объекта налогообложения (т.е. это поимущественные налоги)

Косвенныеналоги –налоги на обращение и на потребление.Взимаются через надбавку в цене.Плательщик – конечный потребительтовара.

Косвенныеделятся на:

  • индивидуальные – облагается строго определенная группа товаров
  • универсальные – облагаются все товары за исключением некоторых
  • таможенные пошлины
  • фискальные монополии – облагаются товары, производство и реализация которых сосредоточены в руках государства.

2) По субъекту налогоплательщику:

  1. налоги с физических лиц

  2. налоги с юридических лиц

  3. смешанные налоги – уплачиваются как юр., так и физ. лицами (таможенная пошлина, гос. пошлина)

3) По способуопределения размера:

  1. раскладочные – их размер определяется исходя из потребности совершить конкретный расход.

  2. количественные – (квотативные, долевые) – размер определяется из возможности налогоплательщика заплатить налог, т.е. эти налоги либо прямо, либо косвенно учитывают имущественное состояние плательщика.

4) По срокууплаты:

  1. регулярные (систематические, периодично-календарные, текущие). Взимаются с определенной периодичностью (недельные, кварт-е, годовые)

  2. разовые – уплата разовых налогов связывается с какими-либо событиями не образующими системы.

5) Как источникформирования бюджета:

  1. закрепленные – они на длительный период закреплены как доходный источник конкретного бюджета или внебюджетного фонда.

  2. регулирующие (разноуровневые) – налоги, которые поступают одновременно в бюджеты разных уровней в определенных пропорциях. Они могут ежегодно перераспределяться м/у бюджетами разных уровней. Цель – покрыть дефицит бюджета.

6) По целевойнаправленности:

  1. общие (абстрактные) – вводятся государством для формирования бюджета в целом.

  2. целевые (специальные) – для финансирования конкретного направления затрат государства.

Введениецелевых налогов оправдано в следующихслучаях: 1) налоги вводятся с цельюпридания большей независимости кконкретному виду расходов государства.2) с психологической точки зренияплательщик с большей готовностьюуплачивает налог в пользе которогоуверен. 3) налоги могут вводиться с цельюполучения определенного вида дохода(налог на воспроизводство минерально-сырьевойбазы)

Источник: https://StudFiles.net/preview/2210165/page:6/

Понятие налога и сбора

Система налогов и сборов в РФ, определение данных понятий и их признаки
Энциклопедия МИП » Налоговое право » Общие положения » Понятие налога и сбора

Понятия «налог» и «сбор» — одни из важнейших в налоговом законодательстве.

Действующим на данный момент российским законодательством понятие налога и сбора раскрывается в статье 8 НК Российской Федерации. Данная статья уделяет внимание определению таких основных понятий налогового права РФ, как налог и сбор.

Значение налогов и всей системы налогообложения состоит в том, что с их помощью публичная власть изымает у собственников – юридических и физических лиц – определенную долю, составляющую их доходы (прибыль) и имущество, которая впоследствии перенаправляется в централизованные фонды публичных финансов – бюджеты. Таким образом, налоги выступают в качестве основного, хотя и не единого источника финансирования как органов государственной власти, так и региональных органов за счет исчисленной плательщиками части своих доходов.

Один из основополагающих терминов налогового права РФ сейчас прямо определяется кодексом как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государственных органов и (или) муниципальных образований».

И из самого определения понятия «налог», данного законодательством в кодексе, можно выделить основные четыре его признака:

  • обязательность характера платежа;
  • индивидуальная безвозмездность;
  • форма уплаты – денежная (основная для налогов и пошлин);
  • цели налогообложения – публичные.

Под обязательным характером платежа имеется в виду то, что обязанность производить исчисления определенной части из своих доходов (прибыли) – обязанность всех плательщиков (физических лиц и организаций). Значение индивидуальной безвозмездности заключается в том, что после уплаты налогов возникновение обязанности перед государством сделать конкретные действия в пользу плательщика не происходит.

Источник налогов и их структура

Источник налога – это показатель, который отражает резерв, с помощью которого плательщики (как физические лица, так и организации) налога осуществляют свою обязанность по их уплате.

Источников, из которых может быть уплачен налог, существует два – прибыль плательщиков и их капитал.

В качестве примера – источником налога с транспортного средства может выступать или прибыль, которая получена в результате использования данного транспортного средства физическим лицом либо организацией, или доходы, вырученные в результате продажи либо его, либо другого имущества.

Однако, следует отметить, что если налог будет все время уплачиваться из капитала, а не из прибыли, то в определенное время он иссякнет, вместе с возможностью взимать налоги. Потому, за исключением чрезвычайных ситуаций, системе налогообложения следует затрагивать именно доходы плательщиков.

В любом нормативно-правовом акте, вводящем какой-либо налог, имеются ведомости, которые являются необходимыми для утверждения: лиц-плательщиков, сумму их налоговых обязанностей из доходов (прибыли) и имущества, сроки выполнения и др.

Структура налога – это и есть совокупность выше определенных объектов. Всю массу элементов налогообложения законодательство делит на такие группы: основные элементы (без которых нельзя считать обязательство, закрепленное в нормативно-правовом акте, определенным), факультативные элементы и дополнительные элементы.

Статья 17 НК Российской Федерации относит к числу основных такие элементы: самих плательщиков налогов, объект, который обкладывается налогом (прибыль и т.д.), налоговую базу и ставку, налоговый период, порядок исчисления и уплаты налога, а также сроки его уплаты.

В свою очередь, отсутствие факультативных элементов не сказывается на степени определенности тех или иных обязательств.

Это налоговые льготы, ответственность за нарушения российского налогового законодательства и др. Прямой их перечень определяет Налоговый кодекс РФ.

Дополнительные же элементы более полно характеризуют определенные обязательства и порядок их выполнения. Это предмет, масштаб, единица налога и др.

Классификация налогов и их виды

Классификация налогов по их видам производится по целому ряду различных критериев, затрагивающих их сущность и признаки, объекты обложения налогом и т.д. Так как единой классификации налогов не существует, приведем основные из них:

1. В соответствии со способом изъятия:

Прямые налоги затрагивают непосредственно прибыль и объекты имущества, косвенные – в качестве надбавок к стоимости, не затрагивая напрямую объекты.

Например, налог на добавленную стоимость. Подробно о налоге на добавленную стоимость, как о ярком примере косвенных налогов, говорится в НК РФ. Определяется круг плательщиков налога на добавленную стоимость, объект обложения налогом на добавленную стоимость, операции, не подлежащие обложению налогом на добавленную стоимость и некоторые особенности налога на добавленную стоимость.

2. В соответствии с воздействием:

  • пропорциональные (ставка в виде зафиксированного процента);
  • прогрессивные (ставка растет с увеличением стоимости объекта);
  • регрессивные (ставка падает с увеличением стоимости объекта);
  • твердые (ставка в абсолютной сумме).

3. В соответствии с назначением:

  • общие (не закрепленные за каким-либо направлением);
  • маркированные (закреплены по целевому назначению).

4. В соответствии с субъектом:

  • с физических лиц;
  • с юридических лиц;
  • смешанные.

5. В соответствии с уровнем установления (закреплена в НК):

  • федеральные (на всей территории Российской Федерации);
  • региональные (на территории определенных региональных частей федерации);
  • местные (устанавливаются местным самоуправлением в соответствии с кодексом и прочим законодательством РФ).

Определенным налогам соответствуют данные уровни установления. Так, например, транспортный налог и налог на имущество организаций устанавливается на региональном уровне. Единый социальный налог, налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц и на прибыль организаций — на федеральном. Налог на имущество физических лиц – на местном.

Понятие транспортного налога, как и единого социального, налога на добавленную стоимость, имущество физических лиц, а также других федеральных региональных и местных, определяется в соответствующих главах Налогового кодекса РФ, а также соответствующем законодательстве региональных единиц.

Функции налогов и их значение, срок уплаты налогов

Основных функций налогов всего четыре: фискальная функция (налоги обеспечивают бюджеты), регулирующая функция (регуляция уровня дохода населения), социальная функция (поддержка слоев населения с низким уровнем дохода и имущества) и контрольная функция (с ее помощью органы корректируют налоговую систему). Некоторыми выделяется еще дестимулирующая функция.

Значение налогов уже прямо затрагивалось по ходу данной статьи – единая система налогообложения имеет, в первую очередь, крайне важное экономическое значение: из единой системы налогов наполняются местные, региональные и государственный бюджеты, поддерживающие существование государственной системы Российской Федерации. Поэтому очевидно, что общее экономическое значение налогов велико.

Единая система налогов, закрепленная в НК РФ, имеет так же большое значение для выполнения функций государственных органов – без них выполнение этих самых функций не представляется возможным.

Вследствие этого, обязанность оплаты налогов закреплена на конституционном уровне, и распространяется как безусловное требование на всю массу плательщиков – физических лиц и организаций.

В этом контексте стоит отметить, что налог не следует расценивать в качестве произвольного лишения имущественного права собственника.

Он является правовым изъятием определенной части собственности, прямо вытекающим из конституционных обязанностей, невыполнение которых является нарушением законодательства.

Определенная дата либо период времени, по истечению которого следует выполнять финансово-правовые обязанности, составляют понятие срока уплаты налогов. Тут первоочередное значение имеет тот факт, что по поводу единого отрезка времени для выполнения всех налоговых обязанностей в НК не закреплено прямых предписаний.

Прямые сроки устанавливаются в различных нормативно-правовых актах российского законодательства: кодексом для налогов федерального уровня, актами субъектов для регионального и местного самоуправления для местного уровня.

Понятие налоговой системы

Система налогообложения представляет собой весь массив (прямые и непрямые, общие и маркированные и т.д.) налогов и сборов, которые взимаются с плательщиков – организаций и физических лиц – в соответствии с НК федерации. Организация системы налогообложения хорошо отображает уровень экономического развития государства.

В основе системы налогообложения стоят закрепленные принципы, в соответствии с которыми она и работает.

Основополагающих принципов всего четыре, хотя принципов второстепенных значительно больше. К основным относятся:

  • принцип справедливости;
  • принцип определенности;
  • принцип удобства;
  • принцип экономии.

То, что система налогообложения строится на данных основах, имеет большое юридическое значение, ведь следование данным принципам способствует построению современной и демократической системы.

Понятие и признаки сбора

Понятие «сбор» определяется в статье 8 НК.

Федеральный кодекс определяет его как обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенного права или выдачу разрешений (лицензий).

Сбор имеет 8 основных признаков. Эти признаки частично совпадают с признаками налога:

  • индивидуальная безвозмездность;
  • свобода выбора;
  • компенсационный характер;
  • состав элементов ограничен;
  • разовый характер;
  • предварительный характер уплаты;
  • соответствие с размером оказанных публичных услуг;
  • отсутствие штрафов.

Виды и система сборов

В соответствии с НК РФ, для налогов и сборов существует одна уже вышеупомянутая классификация. Российский Налоговый кодекс делит налоги на федеральные (единый социальный, на добавленную стоимость), региональные (транспортный) и местные (земельный). Точно также классифицируются и сборы: на федеральные, региональные и местные.

Так, одним из федеральных сборов является государственная пошлина. Понятие государственной пошлины раскрывается в ст. 333 НК РФ. Госпошлина – федеральный сбор, который взимается с лиц, обращающихся в государственные органы.

Кодекс определяет круг плательщиков пошлины, порядок и способы уплаты пошлины, особенности уплаты госпошлины при обращении в разные органы, а также размеры пошлины. Законодательством также определены льготные категории при оплате пошлин, основания возврата пошлины или зачета пошлины.

Понятие системы сборов российским законодательством так же объединяется с системой налогов. И состоит она из совокупности всех действующих на данный момент в государстве сборов.

Источник: https://advokat-malov.ru/obshhie-polozheniya/ponyatie-naloga-i-sbora.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.