Спор с публичным элементом в третейском суде рассматривать нельзя

Споры по государственным контрактам с участием третейских судов — Макфин

Спор с публичным элементом в третейском суде рассматривать нельзя

В соответствии с ч.3 ст.1 382-ФЗ «Об арбитраже…» в третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом. Могут ли в этой связи быть туда переданы споры по государственным контрактам?

Является ли спор по госконтракту гражданским

В соответствии с п.1 ст.

2 44-ФЗ законодательство о контрактной системе в сфере государственных закупок базируется на положениях Гражданского кодекса, следовательно, основанные на этом законе правоотношения можно считать гражданскими.

В самом тексте закона нет запрета на передачу споров в третейский суд. Поэтому многие участники закупок приходят к выводу о том, что спор с государственным заказчиком можно передать в третейский суд.

Запрет рассмотрения третейскими судами публично-правовых споров

Однако в Постановлении Конституционного Суда РФ от 26 мая 2011 №10-П была осуществлена попытка сузить круг дел, которые могут быть рассмотрены третейским судом: «Указание на гражданско-правовой характер спора как критерий его возможного разрешения посредством третейского разбирательства означает, что в системе действующего правового регулирования не допускается передача на рассмотрение третейского суда споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, а также дел, рассматриваемых в порядке особого производства, не отвечающих традиционным признакам споров о праве (дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, и др.)»

Являются ли споры по госконтрактам публично-правовыми

О спорах, связанных с государственными закупками в этом решении не говорилось, однако Президиум Высшего Арбитражного Суда в Постановлении №11535/13 от 28 января 2014 года взял этот аргумент за основу своего решения. В Постановлении Президиума сказано, что споры, вытекающие из отношений, связанных с государственными закупками, являются публично-правовыми, по этой причине они не могут быть рассмотрены в третейском суде.

В качестве дополнительного аргумента Президиум ВАС РФ добавил, что третейский суд был выбран заказчиком сомнительным и непрозрачным способом, а выбранный третейский суд был вообще создан незадолго до заключения контракта и рассматривал споры только двух заказчиков.

Учитывая, что третейские судьи получают гонорар за свою деятельность, выбор третейского суда без проведения торгов можно считать нарушением 44-ФЗ. Правда, в третейском соглашении могут быть заранее распределены расходы, связанные с разрешением спора в третейском суде, в соответствии с п.1 ст.16 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации».

И если участник размещения заказа, с которым подписывается контракт, согласен на эти условия, то это нарушение нивелируется.

Императивность закона о государственных закупках

Кроме того, в этом постановлении было уточнено, что закон о контрактной системе носит не только публично-правовой, но и императивный характер, который не позволяет заказчикам свободно устанавливать условия договора, не определенные в законе о закупках, так как участник размещения заказа, с которым подписывается контракт, имеет лишь возможность присоединения к нему и не может не согласиться с теми или иными его условиями. По этой же причине отсутствие указания в этом законе на возможность разрешения споров третейским судом нужно рассматривать не как отсутствие запрета такого рассмотрения, а, наоборот, на отсутствие разрешения.

Поэтому в соответствии с п.3 ст.

5 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» третейское соглашение, которое достигнуто только за счет присоединения участника размещения заказа к проекту контракта, опубликованному заказчиком, недействительно.

Остается вопрос, законно ли разрешение спора с государственным заказчиком в третейском суде, если поставщик/ подрядчик согласен на заключение третейского соглашения после возникновения оснований для подачи иска с отнесением расходов на него.

Мнение ВАС по поводу третейских судов

Президиум ВАС считает, что заключение третейского соглашения после возникновения оснований для обращения в суд в данной ситуации также недействительно, так как в законе 44 четко определено, что споры между сторонами разрешаются в суде. По мнению Президиума ВАС РФ понятие «суд» в данном законе не подлежит расширительному толкованию и подразумевает только органы судебной власти РФ, к которым третейские суды не относятся.

Более того, в определении ВАС РФ сказано, что все вступившие в силу судебные акты арбитражных судов по схожим обстоятельствам могут быть пересмотрены на основе данного истолкования.

Критика постановления ВАС РФ

Такое решение ВАС подвержено существенной критике по следующим основаниям.

Публичными правоотношениями являются лишь правоотношения заказчика и участников размещения заказа до момента заключения контракта, после которого между ними возникают гражданские правоотношения двух лиц без элементов публичности. Иначе подобного рода споры рассматривались бы судом совершенно в ином порядке, определенном КАС РФ.

А довод о том, что понятие «суд» не подлежит в законе о контрактной системе расширительному толкованию противоречит п.1 ст.11 ГК РФ, в которой третейский суд упомянут как возможный орган для разрешения гражданских споров.

Довод об аффилированности конкретно выбранного в данном случае третейского суда вообще многие рассматривают как безосновательное обвинение, нарушающее принцип презумпции добросовестности сторон.

Защита интересов в суде по госконтракту

В каждом конкретном случае стороны могут быть заинтересованы или не заинтересованы в разрешении спора в третейском суде.

Если у вас возникла конфликтная ситуация с заказчиком, лучше не пытаться разрешать ее самостоятельно.

Обратитесь к профессионалам, и мы поможем вам не только правильно разрешить вопрос с третейской оговоркой, но и отстоять свои интересы перед заказчиком в конечном итоге.

Источник: https://MakFin.ru/goszakupki/treteiskij-sud/

Какие споры рассматривает третейский суд

Спор с публичным элементом в третейском суде рассматривать нельзя

На сегодняшний день третейское разбирательство работает практически во всех сферах человеческой жизнедеятельности, а также почти во всех сферах общественных взаимоотношений.

Какие споры в третейском суде подлежат рассмотрению

Среди всех тех сфер и отраслей, которые решаются третейским судом и подлежат обязательному рассмотрению, относятся следующие:

  1. Биржевая отрасль;
  2. Банковская деятельность;
  3. Аграрное производство и деятельность в аграрной сфере;
  4. Отрасль и сфера недвижимости;
  5. Объекты интеллектуальной собственности;
  6. Спортивная и энергетическая деятельность;
  7. Инвестиционная деятельность;
  8. Интернет;
  9. Аудит;
  10. Промышленность авиационного строения.

Это далеко не все сферы рассмотрения дел в третейском суде, рассматриваемые в рамках судебного делопроизводства.

Рассмотрение дела в третейском суде: несколько важных моментов

Самый первый и самый важный момент, которые необходимо учесть и соблюсти – это наличие правильно оформленного и регламентированного действующим законодательством соглашения. Речь идет о таком соглашении, на основании которого обе стороны официально согласились на передачу любого возникшего спора в третейский суд для разглашения.

Важный момент: третейское соглашение представляется как в виде соглашения между сторонами, так и в виде официальной третейской оговорки, представляющей собой автономное положение по условиям составленного договора. Это один из моментов того, чем регулируется спор в третейском суде.

Второй важный момент, о котором следует помнить – это то, что необходимо соблюсти компетенции в рамках третейского суда, или же, как иначе называется эта компенсация – арбитрабильность. Суть этой компенсации заключается в том, что далеко не все возникающие по тем или иным причинам споры могут стать предметом рассмотрения в рамках проведения третейского судебного делопроизводства.

Согласно действующему законодательству, а именно ФЗ О третейских судах на территории России (а именно согласно статье 1, части 2, для того, чтобы рассмотреть дело судопроизводства в третейском суде, подойдет любой спор, который вытекает из правовых отношений между гражданами.

С другой же сторона, подобная формулировка не дает возможность прийти к обоюдно выгодному решению о судимости некоторых видов споров вне зависимости от того, кто является участником гражданский отношений. Поэтому существует особая категория таких дел, которые не рассматриваются в рамках третейского суда. По каждому из них лучше всего обратиться за юридической консультацией.

Рассмотрение дела в третейском суде: какие споры суд не имеет права рассматривать

Третейский суд не имеет права затрагивать следующие дела:

  1. Те, что так или иначе затрагивают интересы каких-либо третьих лиц, которые не относятся к участникам третейского соглашения. Все дело в том, что в процессе определения уровня компетенции третейского суда крайне важно исходит из тех принципов, согласно которым решение третейского суда должно создавать в итоге обязанности у участников проводимого делопроизводства. Если этого нет, то тогда такой спор будет подведомственен лишь суду государственного уровня, а спор в третейском суде на этом этапе заканчивается;
  2. Также третейский суд не имеет права заниматься делами особенного производства, среди которых есть дела установления фактов, а также те дела, которые имеют важное юридическое значение (как пример, третейский суд не может заниматься делами о банкротстве);
  3. Дела, возникающие на почве публично-правовых или же административных отношений.

С другой стороны, есть такие дела, которые суд может рассмотреть, и среди них важными являются следующие:

  1. Споры в третейском суде, касающиеся дел судопроизводства. Это те дела, которые связаны с процессами признания законных прав на имущество недвижимого типа;
  2. Споры, рождающиеся между двумя или более участниками, занимающимися в рамках биржи фондов. Также сюда входят такие процессы споров, как споры между фондовой биржей и ее клиентами-участниками.
  3. Земельные споры. Здесь важно знать, чем регулируются споры в третейском суде. Все дело в том, что подобные земельные споры могут быть рассмотрены компетентным третейским судом лишь в тех случаях, кода они по характеру ведения относятся к гражданско-правовым;
  4. Споры, как-либо связанные с имуществом;
  5. Споры, происходящие между государственными органами и инвесторами. В большинстве случаев эти споры связаны с исполнением, а также недействительностью или же прекращением соглашений в области продукции;
  6. Споры, происходящие между несколькими поставщиками (они же производители товаров потребления) и клиентами, то есть покупателями;
  7. Споры экономического характера, которые возникают между несколькими организациями-юридическими лицами, а также между гражданами, являющимися предпринимателями или ведущими предпринимательскую деятельность.

По всем этим делам, а также по всем остальным спорам, которые имеет право рассматривать третейский суд, рекомендуется квалифицированная юридическая консультация. Следует помнить о том, что только квалифицированный юрист сможет не только проконсультировать по всем интересующим вопросам, но также и оказать своевременную и такую же квалифицированную помощь для решения спорных моментов.

Важно! По всем вопросам рассмотрения дела в третейском суде, если не знаете, что делать и куда обращаться:

Звоните 8-800-777-32-63.

Юристы по судебному процессу, и адвокаты, кто зарегистрирован на Российском Юридическом Портале, постараются Вам помочь с практической точки зрения в сложившемся вопросе и проконсультируют Вас по всем интересующим вопросам.

какие споры рассматривает третейский суд какие споры в третейском суде подлежат рассмотрению рассмотрение дела в третейском суде несколько важных моментов какие споры суд не имеет права рассматривать

Источник: https://jur24pro.ru/sotsialnye-programmy/kakie-spory-rassmatrivaet-treteyskiy-sud-196212/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.