Закон о некоммерческих организациях: какие требования учесть компаниям
Закон о некоммерческих организациях
Общие юридические вопросы
Начальник невольно формирует мнение о человеке, что изложил свои доводы, изучая обращение и его смысл. В действительности заявление это отражение характера подписавшегося.
В случаях, если результат открывается от интеллектуального состояния это является архи ответственным. Составить сложный образец у адвоката влетит в копеечку. Потому что это не легкий труд, требующий умения.
Некоммерческой организацией, согласно определенным нормативно-правовым актам РФ, признается организация, которая не являет своей прямой целью извлечение прибыли при осуществлении своей деятельности и распределение полученной прибыли среди участников.
Как правило, некоммерческие организации создаются для достижения благотворительных целей, а также социальных, образовательных, культурных, управленческих или научных.
Кроме того, некоммерческие организации могут быть созданы для развития культуры и спорта, охраны здоровья граждан, защиты прав и законных интересов граждан и организаций, для удовлетворения духовных потребностей граждан или в иных целях, которые направлены на достижение общественных благ.
Некоммерческие организации могут иметь форму общественных или религиозных организаций, некоммерческих партнерств, общин коренных малочисленных народов РФ и другое.
Деятельность некоммерческих организаций строго контролируется законодательством, базу которого составляет Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон № 7-ФЗ от 12.01.1996года «О некоммерческих организациях», устанавливающих основные юридические нормы в этой сфере.
По своей структуре закон о некоммерческих организациях имеет схожую схему строения с законом о жилищных накопительных кооперативах. Так, в законе присутствуют 7 глав, которые подразделяются на 35 статей.
Общие положения закона установлены статьями главы 1, где непосредственно определяется предмет регулирования и область действия документа.
Также статьями 2-5 устанавливается понятие и основные функции некоммерческих организаций, их правовое положение, наименование и место нахождения организаций такого типа, регламентируется работа их филиалов и представительств.
Формы некоммерческих организаций прописаны в статьях главы 2.
Статьи 6-11 определяют, что некоммерческие организации могут быть: общественными и религиозными объединениями, общинами, казачьими обществами, фондами, государственными корпорациями и компаниями, некоммерческими партнерствами, частными учреждениями, муниципальными, государственными и бюджетными учреждениями, автономными некоммерческими организациями и объединениями юридических лиц – ассоциаций и союзов. При этом, статья 12 фиксирует права и обязанности членов союзов и ассоциаций основанных юридическими лицами.
Создание, реорганизация и ликвидация некоммерческой организации осуществляется на основе содержания статей 13-23.1 главы 3 закона. Форма создания, государственная регистрация, уведомление о создании иностранной некоммерческой организации – регулируются статьями 13-13.2, учредительные документы и учредители – статьями 14-15.
Реорганизация, преобразование, изменение типа и ликвидация, в том числе порядок ликвидации, ее особенности и завершение регламентируются статьями 16-21. Государственная регистрация отдельных изменений в документах выполняется в соответствии со статьей 23 документа, причины отказа в регистрации зафиксированы в статье 23.1.
Виды деятельности некоммерческих организаций устанавливает статья 24 главы 4, здесь же статьи 25-27 регулируют имущество, источники формирования имуществ таких организаций и конфликт интересов.
Глава 5 определяет управление организаций некоммерческого типа, в том числе статьями 28-30.1 регулируются основное управление, высший и исполнительный орган управления и ограничения на участие отдельных лиц в деятельности иностранных организаций.
Государственными органами осуществляется экономическая и социальная поддержка некоммерческих организаций, что регламентируется статьями 31-32 главы 6 закона, где также фиксируются полномочия государственных органов в этой сфере и форму контроля за деятельностью организаций.
В заключительном положении закона о некоммерческих организациях статья 33 фиксирует ответственность организаций такого вида, статья 34 – сроки вступления документа в законную силу.
Скачать закон о некоммерческих организациях
Справка о документе
В данном виде документ опубликован не был.
Первоначальный текст документа опубликован в изданиях
«Собрание законодательства РФ», 15.01.1996, N 3, ст. 145,
Источник: http://bfmac.com/obshhie-yuridicheskie-voprosy/zakon-o-nekommercheskih-organizatsiyah.html
Особенности и задачи бухучета в НКО
Бухучет в НКО производится по тем же правилам, что и бухучет в обычных коммерческих организациях. Но на практике из-за специфичности деятельности НКО бухгалтеры часто сталкиваются с трудностями по отражению в бухучете тех или иных операций. Подробнее об этом в нашей статье.
Схема работы некоммерческих организаций
Бухучет в некоммерческих организациях, не занимающихся предпринимательством
Бухучет в НКО, осуществляющих предпринимательскую деятельность
Бухгалтерская отчетность НКО
Итоги
Схема работы некоммерческих организаций
Чтобы понять порядок ведения бухучета в НКО, нужно для начала разобраться с сущностью их работы. Согласно ст. 2 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ, НКО формируются для осуществления деятельности в общественных сферах:
- социальной;
- благотворительной;
- культурно-образовательной;
- научной;
- спортивной;
- духовной (нематериальной);
- для оказания юридической и правовой помощи населению и организациям;
- разрешения спорных и конфликтных ситуаций и пр.
НКО дополнительно могут заниматься предпринимательской деятельностью, но не имеют права распределять полученную от нее прибыль между своими участниками (п. 1 ст. 2 закона 7-ФЗ). Это означает, что вся прибыль должна направляться на целевые выплаты или организационные расходы НКО.
С учетом вышеизложенного деятельность НКО можно представить в виде обобщенной схемы:
Бухучет НКО во многом зависит от того, занимается она предпринимательской деятельностью или нет. Рассмотрим подробнее каждый из вариантов.
Бухучет в некоммерческих организациях, не занимающихся предпринимательством
Если НКО проводит только общественно-основную деятельность, то это значительно упрощает работу бухгалтера, так как все поступления будут зачисляться в кредит сч. 86, а расходы — в дебет сч. 86.
Сч. 90 рассматриваемые нами НКО не применяют. А сч. 91 используется только при проведении операций по продаже активов (абзац 2 п. 1 ПБУ 9/99, абзац 2 п. 1 ПБУ 10/99).
Ниже представлены проводки по основным операциям, осуществляемым НКО, которые не занимаются предпринимательской деятельностью.
Действие | Дт | Кт | Примечание |
Получены и учтены в доходах целевые средства | 07, 08, 10, 50, 51, 52 | 76 | НДС с целевых поступлений не начисляется (подп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ). Если у НКО несколько уставных видов деятельности, то к сч. 86 нужно открыть субсчета по каждому виду. Целевые средства, предназначенные для покрытия административно-организационных затрат, с целью их контролирования также нужно вывести на отдельный субсчет сч. 86 |
76 | 86 | ||
Отражена положительная (отрицательная) курсовая разница от переоценки валютных средств | 50, 51, 52 (86) | 86 (50, 51, 52) | С правилами расчета курсовых разниц ознакомьтесь в статьях: «Какой проводкой формируются отрицательные курсовые разницы»; «Бухгалтерский учет валютных операций (ПБУ, проводки)» |
Проценты от размещенных на депозитах целевых средств | 55 (58) | 86 | Данный доход не относится к налогооблагаемому (подп. 43 п. 1 ст. 251 НК РФ), поэтому и в бухучете НКО его можно сразу относить на увеличение целевых средств |
Приобретены ОС, НМА за счет целевых средств | 08 | 60 |
|
01, 04 | 08 | ||
60 | 51 | ||
86 | 83 | Отражено использование целевых средств в виде инвестиций в ОС | |
Начисление амортизации ОС | — | 010 | Расчет амортизации ОС производится линейным способом раз в год в течение срока, установленного классификатором амортизационных групп (план счетов, абзац 2 п.17 ПБУ 6/01). Ежемесячно рассчитывать износ ОС не надо. По НМА НКО износ не рассчитывается (п. 24 ПБУ 14/2007) |
Выбытие ОС | 83 | 01, 04 | Списана балансовая стоимость ОС, НМА |
Продажа ОС | 50, 51 | 76 | Оплата покупателя ОС |
76 | 91-1 | При бухучете продажи активов НКО должны ориентироваться на ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 | |
91-3 | 68 | НДС уплачивается только с разницы между продажной стоимостью ОС и балансовой (ставка 20%). С подробными разъяснениями можете ознакомиться в статье «Расчет и порядок уплаты НДС с продажи (реализации) основных средств» | |
83 | 01 | Списание учтенной стоимости проданного ОС | |
10 | 91-1 | Оприходованы материалы, оставшиеся от списанного (проданного) ОС | |
Финансовый результат от продажи ОС | 91-9 (99) | 99 (91-9) | Выявлена прибыль (убыток) |
99 (84) | 84 (99) | Прибыль (убыток) учтена как нераспределенная | |
84 (86) | 86 (84) | Нераспределенная прибыль (убыток) отнесена на увеличение (уменьшение) целевых средств | |
Списана учтенная амортизация ОС | 010 | — | План счетов, абзац 2 п. 17 ПБУ 6/01 |
Отражены организационные затраты НКО | 20, 26 | 68, 76 | Пошлины и иные регистрационные сборы, связанные с организацией деятельности НКО |
10 | 60 | Покупка ТМЦ и отнесение их стоимости на осуществление организационной деятельности НКО (входной НДС включается в стоимость материалов) | |
20, 26 | 10 | ||
20, 26 | 69, 70, 71 | Зарплатные и подотчетные расходы по работникам, организующим деятельность НКО | |
20, 26 | 76 | Аренда помещений, консультационные услуги и др. организационные расходы (входной НДС выделять не надо) | |
20, 26 | 68 | Налог на имущество, земельный налог, транспортный | |
86 | 20, 26 | Отражено использование целевых средств на осуществление организационной деятельности | |
Целевые средства направлены на цели, для которых создана НКО | 86 | 76 | Средства могут быть переданы как физлицам, так и организациям |
76 | 01, 10, 50, 51, 52 |
Бухучет в НКО, осуществляющих предпринимательскую деятельность
Вести бухучет в НКО, занимающейся предпринимательством, сложнее. Здесь бухгалтеру изначально надо настраивать жесткий контроль над распределением поступлений и расходований средств между общественно-основной деятельностью и предпринимательской.
В первую очередь нужно следить за формулировками назначения получаемых и направляемых средств в договорах и первичных документах.
К примеру, поступление денег в НКО с назначением «Оплата за проведение спортивного мероприятия» налоговиками будет расценено как налогооблагаемый доход.
Правильнее указать: «Целевой взнос на организацию и проведение спортивного мероприятия. НДС не облагается». Причем указанная отметка про НДС — обязательна.
Также и с расходованием средств. Бухгалтер должен избегать обобщенных формулировок.
Например, вместо назначения «Покупка бумаги» лучше указать «Покупка бумаги для проведения благотворительного конкурса по рисованию» или «Покупка бумаги для нужд административного отдела».
При ведении бухучета такие конкретизированные описания производимых затрат (оплат) помогут быстро распределить их между правильными бухгалтерскими счетами.
Далее нужно тщательно проверять достаточность документального обоснования производимых затрат. Такими обоснованиями, помимо первичных документов, являются:
- приказы на распределение средств;
- письма и распоряжения участников НКО;
- обращения граждан (организаций) на получение средств (помощи) от НКО;
- прочее.
Для раздельного учета затрат по общественно-основной деятельности и предпринимательской к затратным счетам нужно открыть соответствующие субсчета:
- 20-1 и 26-1 — для общественно-основной;
- 20-2 и 26-2 — для предпринимательской.
Финансовые результаты рассматриваемых НКО отражаются следующим образом:
- от общественно-основной деятельности — на сч. 86;
- от предпринимательства — на сч. 90, прибыль (убыток) ежегодно списывается на сч. 86;
- от продажи активов (прочих операций) — на сч. 91 с закрытием в конце года на сч. 86.
В предыдущем разделе мы уже показывали проводки, составляемые НКО по общественно-основной деятельности и по продаже активов. Теперь рассмотрим формирование в НКО проводок по операциям, связанным с ее предпринимательством:
Действие | Дт | Кт | Примечание |
Приобретение ОС, НМА для предпринимательства за счет целевых средств | 08 | 60 | НДС исключается из стоимости ОС, НМА и ставится к вычету при условии, что ОС, НМА будут использоваться в предпринимательской деятельности, облагаемой НДС |
19 | 60 | ||
01, 04 | 08 | ||
60 | 51 | ||
86 | 83 | Отражена покупка ОС, НМА за счет целевых средств | |
Выручка от реализации товаров, оказания услуг | 62 | 90-1 | Учитывается по правилам, относящимся к коммерческим организациям |
90-3 | 68 | ||
Отражаются расходы, связанные с предпринимательством | 20-2, 26-2 | 69, 70 | Затраты на оплату труда работников, занятых в предпринимательстве |
20-2, 26-2 | 10, 76, 60 | Затраты на материалы, услуги, работы сторонних организаций, ИП | |
19 | 10, 76, 60 | ||
20-2, 26-2 | 02, 05 | Амортизация по ОС, НМА, задействованным в предпринимательстве | |
Формирование результатов от предпринимательства | 90-2 | 41, 43, 45 | Отражение в результатах стоимости покупки, производства проданных товаров |
90-2 | 20-2, 26-2 | Ежемесячное отнесение произведенных затрат на финансовые результаты | |
90-9 (99) | 99 (90-9) | Ежемесячное закрытие сальдо по сч. 90 | |
99 (84) | 84 (99) | Полученная прибыль (убыток) по окончании года отнесена на увеличение (уменьшение) целевых средств | |
84 (86) | 86 (84) | ||
Покупка-реализация ценных бумаг | 58 | 60, 76 | Приобретение ценных бумаг. С подробными разъяснениями по бухучету ценных бумаг можете ознакомиться в статьях: «Бухгалтерский учет финансовых вложений – ПБУ 19/02»; «Учет ценных бумаг в бухгалтерском учете (нюансы)» |
60, 76 | 58 | ||
58 (91-2) | 91-1 (58) | Переоценка ценных бумаг (ежемесячная или ежеквартальная) | |
91-2 | 76 | Затраты на брокерские, консультационные и прочие услуги, связанные с обращением ценных бумаг | |
76 | 91-1 | Проданы ценные бумаги | |
91-2 | 58 | Списана учетная стоимость ценных бумаг | |
Формирование результатов от операций с ценными бумагами | 91-9 (99) | 99 (91-9) | Выявлена прибыль (убыток) |
99 (84) | 84 (99) | Перенос прибыли (убытка) на счет целевых средств по завершении года (деятельности) | |
84 (86) | 86 (84) |
Бухгалтерская отчетность НКО
Ежегодно по итогам своей деятельности НКО, как и обычные коммерческие организации, должны фиксировать результаты бухучета своих операций в бухгалтерской отчетности.
Все без исключения НКО сдают в обязательном порядке 2 формы (п. 2 ст. 14 закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ):
- бухгалтерский баланс;
- отчет о целевом использовании средств.
НКО, занимающиеся предпринимательством, дополнительно формируют отчет о финансовых результатах.
Отчеты о движении денежных средств и движении капитала НКО сдают только при наличии требований в отраслевых узкоспециализированных законах.
С более подробными разъяснениями по составу бухгалтерской отчетности НКО вы можете ознакомиться в нашей отдельной статье «Бухгалтерская отчетность некоммерческих организаций».
Итоги
Проще всего проводить бухучет НКО, осуществляющей только общественно-основную деятельность. Результаты от нее фиксируются на сч. 86. Сложнее вести бухучет НКО, дополнительно занимающейся предпринимательством.
В этом случае бухгалтеру придется четко разделять результаты общественно-основной деятельности (с аккумулированием на сч. 86) и предпринимательской (с аккумулированием на сч. 90). Результаты от прочей деятельности НКО (продажа активов) учитываются на сч. 91.
Прибыль (убыток) по предпринимательской и прочей деятельности должна закрываться по итогам года на сч. 86.
Подписывайтесь на наш бухгалтерский канал Яндекс.Дзен
Подписаться
Источник: https://nalog-nalog.ru/buhgalterskij_uchet/vedenie_buhgalterskogo_ucheta/osobennosti_i_zadachi_buhucheta_v_nko/