Закон «О торговле» в действии. Как поставщикам и ритейлерам работать по новым правилам
Новое в законе о торговле
Торговля представляет собой важнейшую отрасль хозяйства. Оборот товаров, осуществляемый как в пределах государства, так и на международном рынке, является основной составляющей государственной экономики.
И тем не менее, торговля не является экономически устойчивой отраслью. Учитывая стремительно меняющуюся экономическую обстановку в стране, закон о торговле требует регулярного внесения актуальных изменений.
Новый закон о торговле
Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» N 381-ФЗ принят Госдумой 18 декабря и одобрен Советом Федерации 25 декабря 2009 года. Рассматриваемый закон вступил в силу 28 декабря того же года.
Действительный нормативный акт состоит из 5 глав и 22 статей. Как и остальные Федеральный законы Российской Федерации, ФЗ-381 регулярно претерпевает серию необходимых поправок. Последние поправки в действительный документ введены 3 июля 2016 года. Изменения, введённые таким образом в ФЗ о торговле, с 1 января 2017 года вступили в силу.
Положения рассматриваемого нормативного акта регламентируют финансово-экономические, юридические и социальные отношения, возникающие в сфере торговли. Настоящий Федеральный закон устанавливает основы федерального упорядочивания торговой деятельности на территории Российской Федерации.
Настоящий Федеральный закон о торговле преследует следующие цели:
- Обеспечение синтеза субъектов экономического пространства РФ посредством установления свода правил в сфере торговли;
- Содействие расширению экономических связей для удовлетворения потребностей экономических отраслей;
- Гарантия соблюдения юридических прав участников торговой деятельности;
- Разделение полномочий органов государственной и региональной власти в отношении торговли.
Нормативы, установленные действительным законом о торговле, не относятся к отношениям, сформированным в результате:
- Внешней торговли;
- Организации торгов;
- Сбыта продукции на рынках в розницу;
- Приобретения и продажи акций, недвижимости, тепловой и электрической энергии.
В дополнение предлагаем изучить нормы ФЗ 208 об акционерных обществах. Последняя редакция здесь:
Основные понятия
В перечень основной терминологии, используемой в настоящем Федеральном законе о торговле входят следующие понятия:
- Торговая деятельность (торговля) — вид деятельности, заключающейся в покупкой и реализацией товаров;
- Оптовая торговля — скупка или продажа товаров большими партиями;
- Розничная торговля — продажа или приобретение товаров в единично экземпляре или небольшими партиями для личных целей;
- Торговый объект — место, предназначенное для демонстрации и реализации продаваемой продукции;
- Стационарный торговый объект — ТО, располагающийся в здании;
- Нестационарный торговый объект — мобильный или передвижной ТО;
- Торговая сеть — комплекс из двух и более ТО, принадлежащих определённому субъекту или субъектам, согласно положениям Федерального закона «О защите конкуренции»;
- Продовольственные товары — съестные продукты, алкоголь и напитки;
- Услуги по продвижению товаров — услуги в сфере рекламы с целью продвижения в условиях рынка той или иной продукции.
Полный перечень используемой в ФЗ-381 терминологии предоставляется в ст. 2 настоящего Федерального закона.
В целях детального изучения положений рассматриваемого закона необходимо ознакомиться с его текстом. Актуальный текст Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» N 381-ФЗ в последней редакции можно скачать по ссылке:
Ознакомьтесь Закон о газоснабжении
Поправки в закон о торговле
Последние существенные поправки в Федеральный закон о торговле внесены 3 июля 2016 года. Изменяющим документом стал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» N 273-ФЗ.
Согласно действительным поправкам, текст пункта 4 статьи 9 гласит, что хозяйствующему субъекту может быть начислено денежное вознаграждение за осуществление необходимых операций по предоставлению продовольственных товаров. Сумма вознаграждения определяется и согласовывается сторонами-участниками торговли.
Поправками, внесёнными в статью 13 действительного Федерального закона, уточняются запреты, наложенные в отношении субъекта-хозяина. Хозяйствующее предприятие, поставляющее продовольственные товары, не уполномочено:
- Нарушать постановления действующего нормативного акта «О защите конкуренции»;
- Неправомерно завышать или занижать цены;
- Запрещать контрагенту сотрудничать с другими поставщиками;
- Блокировать другим поставщикам возможность внедрения в рыночные отношения.
Отсрочка платежа по закону о торговле
Согласно поправкам, внесённым в часть 7 рассматриваемой статьи, её текст постановляет, что срок оплаты продовольственных товаров определяется следующим образом:
- Товары с небольшим сроком годности (до 10 дней) оплачиваются не позднее 8 рабочих дней с момента их поставки;
- Продовольствие со средним сроком годности (от 10 до 30 дней) оплачивается в течение 25 календарных дней;
- Товары, срок годности которых превышает 30 дней, должны быть оплачены в течение 40 календарных дней с момента их получения.
В сравнении с показателями прошлогодних лет, максимальные сроки по рассрочке за уже поставленный товар уменьшены на 5-10 календарных дней.
Главным критерием рассрочки являются сроки допустимого хранения поставляемой продукции. Таким образом отношения поставщика с получателем становятся более прозрачными, что позволяет сделать сам торговый процесс более качественным.
Выездная торговля
Выездная торговля — деятельность, строго регламентируемая настоящим нормативным актом. В первую очередь, передвижное сооружение, на котором располагается товар, не должно препятствовать автомобильному движению и представлять опасность для здоровья и жизней покупателей.
У продавца-реализатора должен быть в наличии сертификат соответствия или декларация, позволяющая ему заниматься торговой деятельностью. В большинстве случаев вся необходимая документация предоставляется реализатору поставщиком товаров или хозяином передвижной лавки.
Передвижное сооружение должно соответствовать техническим и санитарным нормам. В случае нарушений, лицо, осуществляемое деятельность в рассматриваемой сфере, будет призвано к ответственности в соответствии с положениями действительного закона.
Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста
Задать свой вопрос можно в форме ниже, в окошке онлайн-консультанта справа, внизу экрана или позвонив по номерам (круглосуточно и без выходных):
Источник: https://210fz.ru/zakon-o-torgovle-2/
Новости экономики и финансов СПб, России и мира
Авторы поправок к закону «О торговле» депутаты Госдумы (слева направо) Анатолий Аксаков, Ирина Яровая и активный пропагандист нового закона заместитель министра торговли Виктор Евтухов. ТАСС, Валентина Свистунова |
Поправки к закону «О торговле» вступили в силу 15 июля 2016 года. До окончания переходного периода осталось 1,5 месяца. С нового года ретейлеры и поставщики должны строить свои отношения по новому закону.
Согласно нововведениям, совокупный размер выплат, которые получают ретейлеры от поставщиков за различные рекламные и маркетинговые услуги, ограничен 5% от стоимости поставки. Основной целью подготовки поправок была защита производителей.
Но участники рынка не сомневаются, что после 1 января сети останутся при своем и продолжат получать вознаграждения в прежнем объеме, используя обходные пути. А вот положение поставщиков, особенно мелких и средних, о которых радели законодатели, может ухудшиться.
Неотменяемые выплаты
В сумму, ограниченную 5% от стоимости закупки, входит премия за объем закупки, плата за маркетинговые, рекламные, логистические и другие услуги, которые сеть оказывает поставщику. Также по закону срок оплаты товаров сокращается с 10–45 дней до 8–30 дней, в зависимости от длительности хранения продукции.
Инициатор поправок — глава комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая подчеркивала, что этим законом государство обеспечивает защиту прав покупателей и защиту малого и среднего бизнеса на продовольственном рынке.
Однако поверить в то, что поправки изменят ситуацию, сложно.
Опрошенные «ДП» поставщики говорят, что затраты на рекламу и маркетинг товара в магазине, превышающие установленные 5%, просто нигде не будут прописаны и производителям остается надеяться на устные договоренности с закупщиками.
До окончания переходного периода еще 1,5 месяца, но варианты обхода 5%–ного барьера, которые позволят сетям не нарушить закон и сохранить привычный уровень рентабельности, уже известны.«Первый путь заключается в уменьшении закупочной стоимости товара с сохранением объема всех платежей по логистике, маркетингу, рекламе — товар теперь будет поставляться условно не за 100, а 70 рублей, и эти 30 будут платой за все услуги», — говорит Петр Офицеров, генеральный директор консалтинговой компании «Офицеров и партнеры», отмечая, что именно по этому пути могут пойти крупнейшие ретейлеры.
Штрафные санкции как замена платежей по логистике и маркетингу будут менее популярны, ожидает он. При таком варианте развития событий сеть выставляет поставщику формальный штраф, который, по сути, является оплатой услуг.
«Штрафы были и остаются, но идти по этому пути никто не хочет, потому что, во–первых, большую сумму все–таки не напишешь, а во–вторых, все шито белыми нитками, слишком велик риск пострадать», — говорит представитель одной из торговых сетей города.
О том, что все бонусы просто перешли в резко увеличившиеся штрафы, говорит и директор по продажам агрохолдинга «Выборжец» Александр Бельковец.
По его словам, если поставщик не соглашается на это, контракт расторгается. И, наконец, третий вариант — заключение дополнительных договоров на иные юридические лица, связанные с сетью, по услугам логистики, маркетинга, рекламы и т. д. Также набирает популярность своеобразный бартер — сети в безденежной форме договариваются с производителями, чтобы те оплачивали их рекламу на ТВ и в прессе.
Быстро и мало
Время играет против производителей. Опрошенные ретейлеры говорят, что подписная кампания в разгаре.
По словам генерального директора сети «Призма» Ярмо Паавилайнена, компания только начала переговоры с поставщиками, поэтому выводы о будущем уровне цен и ассортименте делать слишком рано.
В ГК «Дикси» к 1 декабря надеются переподписать более половины договоров, подчеркивая, что во многих товарных категориях изменений не требуется.
По словам генерального директора сети гипермаркетов «Оптоклуб Ряды» Елены Стрельцовой, около 25% дополнительных соглашений с поставщиками, предусматривающих изменения в законе, уже подписано. «Учитывая то, что наша бизнес–модель не предусматривала ни бонусов, ни маркетинговых платежей от поставщиков, в нашей работе мало что меняется, сложностей не возникало», — признает Елена Стрельцова.
Переходный период к новым условиям взаимоотношений оказался запредельно коротким, сетуют в Национальном союзе производителей молока «Союзмолоко»: «У торговых сетей сильные юридические отделы, а у небольших производителей их нет, и они могут не сориентироваться в нюансах договоров и что–то противопоставить аргументам ретейла».
«Маржинальность ретейлеров зависит от торговой наценки, по этой причине ретейлеры будут оптимизировать ассортимент: на полках магазинов останутся наиболее оборачиваемые, разрекламированные и полюбившиеся потребителям или перспективные продукты, в развитие которых торговые сети поверят, — прогнозирует Дмитрий Востриков, директор ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз». — Из матрицы уйдут так называемые товары–балласты, занимавшие ранее «приобретенное» место на полке».
Избежали бонусов
Некоторые производители отмечают, что им удается избежать незаконных поборов. Так, для поставщиков алкоголя занижение закупочных цен законодательно невозможно.
«Подавляющее большинство — 90% оборота алкогольного рынка приходится на торговлю алкоголем экономсегмента, а на него законом установлены минимальные цены», — напоминает Максим Черниговский, гендиректор Клуба профессионалов алкогольного рынка Петербурга.
По его словам, любое снижение цен на алкоголь всегда объект пристального внимания контролирующих органов.
В ГК «Лосево» (производитель молочных продуктов) говорят, что и до принятия поправок у их компании не было возможности платить бонусы. Ретейлеры, которые недавно столкнулись с ростом спроса на фермерские продукты, охотно пошли навстречу небольшому, но известному производителю.
В «Лосево» надеются, что закон позволит компании улучшить экономическое состояние. «Сокращение сроков оплаты, безусловно, на руку производителям, так как поставщики сырья не готовы работать с отсрочкой», — говорят в пресс–службе ГК «Лосево».Особенно это важно для предприятий, работающих в сфере сельского хозяйства, так как рентабельность таких продуктов низкая, подчеркивают в компании.
«Трудно прогнозировать, на кого обновленный закон повлияет сильнее, мы видим, что большое число нюансов закон не отрегулирует, а значит, их должен отрегулировать рынок», — оптимистичен Алексей Гулый, генеральный директор ООО «Традиционная розница» (управляет сетями «Естный» и «Ядешев»).
Мы пока столкнулись с уменьшением закупочной цены. Если раньше платили бонус около 15%, то сейчас будем платить 5%, а 10% «уйдут» в цену поставляемого товара. Такой вариант нам предлагали все наши партнеры — сети. Некоторые угрожали разорвать контракт, если не согласимся на их условия.
Сокращения сроков оплаты тоже не произошло, сети также придумали механизмы обхода. Закон изначально был очень правильный, зачастую размер выплат доходил до 30%, но, видимо, лазейки для сетей все–таки остались. На наш взгляд, стоило бы ограничить торговую наценку сетей в период кризиса.
Виктория Михайлова
исполнительный директор ООО «Иней»
Сильнее всего пострадают от нового закона малые и средние производители, а также небольшие торговые сети. Сейчас поставщики пытаются пока договориться с крупными сетями, а с прочими будут заключать договоры по остаточному принципу.
Думаю, закончим подписную кампанию к концу декабря, не раньше. Самое печальное, что об улучшениях, о снижении цен или заботе о покупателях никто не думает, единственный вопрос, которым охвачены сейчас все, — как поменять договор и не попасться, избежать штрафов.
Ни у кого нет четкого понимания, что можно, а что нельзя.
Александр Мышинский
генеральный директор ГК «Реал»
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Обсуждаем новости здесь. Присоединяйтесь!
Источник: https://www.dp.ru/a/2016/11/20/Torgovlja__dvigatel_zako
Ритейл по новым правилам: что изменилось в законе о торговле
Источник: http://www.klerk.ru/boss/
Летом 2016 года Президентом РФ были внесены поправки в законодательство о торговле, призванные ограничить «аппетиты» торговых сетей и снизить издержки поставщиков и производителей. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 273-ФЗ меняет практику взимания сетями бонусов и создает более или менее сносные условия для ведения бизнеса. Специально для БУХ.
1С закон проанализировал эксперт по налогообложению Игорь Кармазин.
Отношения торговых сетей и их поставщиков нельзя назвать в полной мере взаимовыгодными.
Скорее, речь может идти о диктате продавцов над производителями и поставщиками, а не о равноправном партнерстве Пользуясь заведомо более выигрышным положением на рынке, сети беспрепятственно навязывают свою ценовую и ассортиментную политику особенно не считаясь с интересами контрагентов.
Под видом добровольных платежей поставщики вынуждены оплачивать из собственного кармана всевозможные премии, бонусы и прочие поборы за никому не нужные услуги, якобы оказываемые торговцами в пользу поставщиков. Например, услуги по продвижению товаров, услуги по подготовке, обработке, упаковке и размещению товаров на стеллажах и другие.
В итоге на полках оказывается товар не самых добросовестных и честных производителей, а тех, кто предложит магазину наибольший бонус. Чем выше размер вознаграждения – тем выше шанс продать свой товар.
Главный, кто страдает от произвола сетей – это отечественный товаропроизводитель.
Именно он часто остается не у дел, поскольку не только не может найти выходы на точки сбыта, но даже если и найдет — не может работать на тех драконовских условиях, которые они предлагают.
Дабы разрешить вышеописанную ситуацию, летом 2016 года Президентом РФ были внесены поправки в законодательство о торговле, призванные ограничить “аппетиты” торговых сетей и снизить издержки поставщиков и производителей. Федеральный закон от 3 июля 2016 г.
N 273-ФЗ меняет практику взимания сетями бонусов и создает для поставщиков более или менее сносные условия для ведения бизнеса. Особенностью закона является то, что он старается не ущемить интересы ни той, ни другой стороны. Магазины продолжат взимать свои бонусы, а поставщики продолжат их уплачивать.
Правда, в меньшем размере. Получается, что и волки сыты, и овцы целы.
Что изменилось
Закон устанавливает, что торговая сеть может брать с поставщиков вознаграждение, но с рядом ограничений. Название этого узаконенного бонуса – вознаграждение за приобретение у поставщика определенного количества продовольственных товаров.
Точный размер бонуса подлежит обязательному согласованию сторонами договора, включению в его цену и не учитывается при определении цены продовольственных товаров. Причем совокупный размер всевозможных бонусов законодатель ограничил.
Кстати, вознаграждение за приобретение товаров теперь включает в себя и бонус за их продвижение на рынке.
Общая величина бонуса не может превышать 5% от стоимости приобретаемых товаров (часть 4 статьи 9 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности»).
Сюда же относится оплата всех логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке продовольствия, приданию ему товарного вида и других подобных услуг. Не учитывается только сумма НДС и акциза.Напомним, по ранее действующим правилам, максимальный размер ретро-бонуса (за приобретение определенного количества товаров) составлял 10% от цены продукции. Причем величина других бонусов вообще не была регламентирована. Таким образом, поборы с поставщиков уменьшились даже не в два раза, а более.
В целях недопущения злоупотреблений со стороны сетей поправки дополняют закон о торговле нормой, раскрывающей содержание услуг по продвижению товаров(пункт 10 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ).
Под ними понимаются реклама товаров в буклетах, СМИ и т.д., осуществление их специальной выкладки, исследования потребительского спроса, подготовка отчетности, содержащей информацию об этих товарах.
Такие услуги включаются в общий пятипроцентный бонус и не оплачиваются сверх данной суммы.
Все прочие выплаты торговым сетям, как бы они не назывались, и на каком бы основании не взимались, теперь прямо запрещаются. Конкретно закон запрещает торговым сетям:
- взимать плату за право поставок продовольственных товаров в магазины;
- устанавливать себе вознаграждение за изменение ассортимента продовольственных товаров;
- взимать плату в счет погашения расходов, не связанных с исполнением договора поставки товаров и последующей продажей конкретной партии таких товаров;
- возмещать за счет поставщиков расходы в связи с утратой или повреждением продовольственных товаров после перехода права собственности на такие товары (кроме случаев, когда утрата и повреждение произошли по вине самого поставщика).
Совершение магазинами действий по незаконному взиманию платы и возмещению расходов за счет поставщиков повлечет наложение административного штрафа. Должностные лица (менеджеры, ответственные за заключение и исполнение сделок) будут оштрафованы на сумму от 20 до 50 тысяч рублей. Сами магазины понесут ответственность в виде штрафа в размере от одного 1 до 5 миллионов рублей.
Не получится теперь и уйти от ответственности на том основании, что нарушающий субъект, якобы, не относится к торговой сети. Ранее такая возможность существовала, например, когда владельцами магазина являлись сразу несколько организаций. Теперь для ее исключения статья 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ конкретизирует и расширяет понятие торговой сети.
Под ней сейчас понимается совокупность двух и более торговых объектов, принадлежащих хозяйствующему субъекту или нескольким субъектам, которые образуют одну группу лиц. Также к сетям отнесены объекты, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.
Другим ограничением для ритейлеров явилось ограничение сроков оплаты поставленных товаров. Закон устанавливает точные сроки оплаты с учетом срока годности продовольствия.Это сделано с целью пресечения широко практикуемой сейчас возможности беспроцентного кредитования сетей. Например, когда товар отгружается на склады в начале года, а оплачивается только в середине.
Или по мере реализации, полной или частичной.
В соответствии с новыми правилами продтовары, на которые срок годности установлен менее чем 10 дней, подлежат оплате в срок не позднее, чем 8 рабочих дней. Продукция со сроком годности от 10 до 30 дней включительно подлежит оплате в срок не позднее 25 календарных дней. Для продовольствия со сроком годности свыше 30 дней и алкогольной продукции крайний срок оплаты — 40 календарных дней.
Эти сроки исчисляются со дня доставки товаров в торговую сеть. Не позднее трех рабочих дней после этого поставщик обязан будет передать документы, относящиеся к поставкам, а торговая сеть обязана их принять.
Также торговым сетям запретили заключать для осуществления торговой деятельности договоры, по которым товар передается для реализации третьему лицу без перехода к нему права собственности на этот товар. В данной сфере запрещаются следующие виды договоров:
- договор комиссии
- договор поручения
- агентский договор.
Нарушение этого запрета грозит штрафом. Штраф накладывается на должностных лиц в размере от 10 до 50 тысяч рублей; на юридических лиц — от 1,5 до 4,5 млн рублей.
Одновременно устанавливается запрет на навязывание поставщикам невыгодных условий сделок. Например, под непосредственный запрет попали следующие условия заключаемых сделок:
- условия о невозможности заключения договоров поставки товаров с другими оптовиками;
- об ответственности за неисполнение обязательства о поставках товаров на более выгодных условиях, по сравнению с другими покупателями;
- о возврате непроданных товаров;
- о дискриминационном снижении поставщиками стоимости продовольственных товаров;
- о предоставлении сведений о заключаемых договорах поставки с другими хозяйствующими субъектами;
- все прочие условия, прямо не относящиеся к предмету договоров.
В том случае, если подобные условия все же были включены в текст договора, они признаются недействующими в соответствующей части с момента совершения сделки.
Поправки увеличили срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства о госрегулировании торговой деятельности. Срок увеличен до 1 года.
За это время, как полагают законодатели, сети и их поставщиков вполне реально привлечь к ответственности за нарушение антимонопольных правил.
Напомним, ранее срок давности по таким нарушениям составлял 2 месяца.
Дополнительной гарантией соблюдения прав поставщиков является расширение полномочий Федеральной антимонопольной службы России. До этого на нее возлагался лишь контроль за соблюдением требований и запретов антимонопольного законодательства.
Теперь же служба станет проводить проверки по фактам навязывания поставщикам продовольствия кабальных условий сделок. Подтверждение в ходе проверки подобного факта будет являться основанием для привлечения торговой сети к ответственности в виде штрафа.
Также в обязанности ФАС вменяется создание условий для увеличения спроса на товары российских производителей.
Чего ожидать ритейлерам, их поставщикам и потребителям
Закон заработал с 15 июля 2016 года. С этого времени все вновь заключаемые ритейлерами со своими поставщиками договоры должны соответствовать новым требованиям.
Одновременно сохраняют свою силу условия договоров поставки, которые были заключены до вступления закона в силу.
Но если стороны до 1 января 2017 года не приведут их в соответствие с новым законодательством, то такие договоры будут признаваться утратившими силу.
Как полагают законодатели, реализация этих поправок на практике сыграет на руку не только отечественным производителям, которые смогут вложить сэкономленные на бонусах средства в развитие бизнеса, но и конечным потребителям. В теории снижение издержек на поборы сетевиков вполне естественным образом может привести к снижению стоимости продовольствия.Однако, скептики полагают иначе. Закон предлагает меры по защите только поставщиков и производителей. О потребителях он ничего не говорит. Никаких действенных препятствий для повышения розничных цен новые правила не содержат.
И если поставщики действительно смогут отстоять свое право на уменьшенные бонусы в суде, или, скажем, в антимонопольной службе, то покупатели никаких преимуществ по сравнению с прежним порядком не получают.
Напротив, велика вероятность того, что выпадающие доходы сетей теперь будут компенсированы как раз за счет конечных потребителей.
Источник: http://www.buh.ru
Источник: https://otchetonline.ru/art/direktoru/59781-riteyl-po-novym-pravilam-chto-izmenilos-v-zakone-o-torgovle.html
Know how: как работать в условиях нового закона о торговле
4 июля 2016 года президент Владимир Путин одобрил Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антимонопольного регулирования и обеспечения продовольственной безопасности» (ФЗ 704631-6).
Тем самым завершился процесс правового оформления новых правил взаимоотношения между ритейлерами и поставщиками. Изменения в закон о торговле были внесены Госдумой стремительно, сразу во втором и третьем чтениях.
И с того момента, как в конце июня это случилось, лихорадит весь российский рынок продуктов питания.
О том, как действовать в новых условиях торговым сетям и поставщикам, я уже писал в статье «Как приспособиться к поправкам в закон о торговле».
В ней были даны рекомендации, основанные на информации о поправках, которую в тот момент можно было найти в аналитических статьях и сообщениях экспертов, опубликованных в интернете.
Но затем, как только стала доступна окончательная редакция ФЗ 704631-6, я занялся детальной проработкой текста поправок и их правовых последствий.
https://www.youtube.com/watch?v=_RH3M1MwgWQ
До прихода в бизнес я 16 лет прослужил в Вооруженных силах (майор запаса) и несколько лет проработал в военной прокуратуре. Затем лет восемь курировал юридический департамент розничной сети.
Появление в 2009 году закона о торговле произошло как раз во время моей работы в ритейле. В своей первоначальной редакции он ограничил размер премии, но не запретил контрагентам заключать договоры об оказании услуг.
И это после 2009 года позволило ритейлерам и поставщикам существенно не менять схему работы. Говоря образно, они переложили яйца из одной корзины в другую.
И вот, представьте сегодня мое удивление. Читаю текст последних поправок и плачу! Сначала бросаются в глаза жесткие определения. Максимальная премия ограничена 5%, из базы для ее расчета исключены НДС и акциз.
Уменьшен период отсрочки платежа, отсрочка исчисляется от даты поставки… Все очень жестко! А потом во мне проснулся давно дремавший юрист.
И я начал искать юридические и коммерческие коллизии (в основном я коммерсант и финансист).
Коллизия №1
Цитата из поправок в закон о торговле, дополняющая статью 2 пунктом 10 следующего содержания: «Услуги по продвижению товаров – услуги, оказываемые хозяйствующим субъектам, осуществляющих поставки продовольственных товаров в торговые сети, в целях продвижения продовольственных товаров, в том числе путем рекламирования продовольственных товаров, осуществления их специальной выкладки, исследования потребительского спроса, подготовки отчетности, содержащей информацию о таких товарах, либо осуществления иной деятельности, направленной на продвижение продовольственных товаров».
фраза здесь «услуги по продвижению товара», которые приравниваются к «иной деятельности, направленной на продвижение продовольственных товаров». Данный пункт или абсолютно ничтожен, или может отнести к услугам по продвижению любые услуги по продвижению.
Коллизия №2
Как уже сказано, резко ужесточаются нормы о выплате премии за выборку продукции. Премия всего 5%, и эти жалкие проценты включают все услуги по продвижению! Как теперь работать? Но, находясь в шоке, я продолжаю внимательно читать поправки дальше. И что же я вижу в новой редакции пункта 11 статьи 9?
«Услуги по рекламированию продовольственных товаров, маркетингу и подобные услуги, направленные на продвижение продовольственных товаров» заменить словами «Услуги по продвижению товаров, услуги по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иные подобные услуги».
Получается, что эта поправка трансформирует соответствующую норму закона следующим образом: «Услуги по продвижению товаров, услуги по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иные подобные услуги могут оказываться хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, на основании договоров возмездного оказания соответствующих услуг».
Что это означает? Одна формулировка заменена на другую. И все! Но маркетинговые и любые иные услуги, которые предоставляет ритейлер поставщику, не запрещены. С учетом коллизии №1 они могут оказываться и оплачиваться в рамках договоров оказания услуг, заключаемых между хозяйствующими субъектами. Главное, чтобы при заключении таких договоров:
- не было принуждения со стороны ритейлера;
- не создавались дискриминационные условия.
Вот за эти нарушения санкции существенно ужесточаются, что прописано как в законе о торговле, так и в поправках, внесенных в Гражданский кодекс РФ.
Что из этого следует на практике?
Мой совет: после вступления в силу новой редакции закона о торговле ни в коем случае не надо привязывать стоимость услуг к объему продаж.
С одной стороны – это дискриминация: одни и те же паллеты могут стоить по-разному для производителей с разным объемом продаж. С другой – это может быть расценено как нарушение указанных выше требований.
В свое время в 2009 году 30% премии сети и поставщики успешно перевели в услуги, уж насчет 5% они как-нибудь договорятся.
Пример: сейчас стоимость логистических и прочих услуг часто привязана к товарообороту. Пора менять эту порочную практику.Логично привязать стоимость логистических услуг к кубометру или килограмму, услуг по упаковке и мерчендайзингу – к количеству единиц продукции.
Нужны понятные и прозрачные правила, не привязанные к товарообороту! В этом случае не будет дискриминации, будет совершенно понятна стоимость услуг и то, как она рассчитана!
Да, коллеги, новым законом сокращены отсрочки, уменьшены премии, много чего ужесточено и переформулировано. Но осталось главное: сеть может оказывать поставщику услуги, которые он добровольно, без давления со стороны сети, готов заказать и оплатить. А это уже совсем другая история. Все, кто хочет договориться, по-прежнему могут договориться.
Путь торговли. Большая книгаМанн, Иванов и Фербер2015
Олег Макаров
Источник: https://www.e-xecutive.ru/management/sales/1985353-kak-rabotat-v-usloviah-novogo-zakona-o-torgovle
Закон о торговле
Торговля – сфера экономики, нуждающаяся в регулярном контроле со стороны государства.
В 2009 году Государственная Дума России приняла закон «О торговле», призванный внести коррективы в отношения между поставщиками товаров, оптовыми покупателями и ритейлерами.
За прошедшие 7 лет российская экономика претерпела значительные изменения, вынуждающие участников рынка действовать по собственным, иногда далеким от закона правилам. В связи с этим, весной 2016 года ряд депутатов Государственной Думы, в их числе Ирина Яровая, вынесли на рассмотрение несколько поправок, могущих существенным образом изменить действующий закон «О торговле».
Ознакомившись с представленными документами и планами, Государственная Дума приняла предложенные поправки в первом чтении.
Сфера применения ФЗ 381
ФЗ «О торговле» от 2009 года принят с целью повышения эффективности государственного регулирования торговой деятельности, разграничения полномочий местных и федеральных органов власти в части, касающейся торговли, а также защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность.
Сфера применения закона ограничивается территорией РФ, а также полномочиями конкретных субъектов.
Так, положения закона не применимы к внешнеторговым операциям, операциям, осуществляемым в рамках мелкой розничной торговли на рынках, деятельности, связанной с продажей и покупкой ценных бумаг, а также торговлей товарами ограниченного оборота. Закон «О торговле» не применим к деятельности, связанной с проведением организованных торгов.
Главной задачей действующего закона является не допущение установления монополий на торговлю, повышения цен, ущемление прав покупателей и поставщиков товаров.
Новые поправки в данный закон с 2016 года
В связи с тем, что действующий закон во многом ущемляет права производителей, неоднократно предпринимались попытки внести в него существенные коррективы, возымевшие успех исключительно в последние месяцы.
Среди принятых поправок особое внимание следует уделить:
- Размеру выплачиваемого поставщиками вознаграждения. Среди производителей товаров повсеместно наблюдается большая конкуренция, связанная с ограниченным числом презентабельных торговых точек, готовых выставить товар на продажу. Чтобы снизить конкуренцию, поставщики идут на всевозможные уловки, в том числе предоставляют торговым точкам 10% скидки на каждую партию проданного товара. Естественно, что 10% от стоимости всего товара – это очень много. Но производители вынуждены мириться с подобной цифрой из года в год, в противном случае поставляемый ими товар не будет пользоваться спросом у ритейлеров и найдет своего покупателя. Принятые Государственной Думой поправки снижают указанный размер скидки до 3%, включая в него также расходы на рекламу товара и прочие траты.
- Срокам оплаты за полученный и проданный товар. Закон » О торговле» 2009 года четко не регулировал сроки оплаты ритейлером полученного товара. В среднем, производитель получал плату в течение последующих 10, 20 и даже 45 дней после поставки, что в некоторых случаях оказывало негативное воздействие на его финансовое положение. Благодаря принятым поправкам, данную проблему удалось в большей мере разрешить. Законодатели сделали вывод о том, что оплата за скоропортящиеся товары должна быть произведена не позже, чем спустя 5 дней после их поставки. В то же время, срок оплаты остальных товаров сократился до 20 календарных дней.
Внесенные поправки касаются, прежде всего, товаров первой необходимости и продуктов питания. В отношении бытовой химии и товаров, не пользующихся спросом, сохраняются те же условия, что и прежде.
Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы:
- для регистрации ИП
- регистрации ООО
Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн.
- Ведение бухгалтерии для ИП
- Ведение бухгалтерии для ООО
Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН, ЕНВД, ПСН, ТС, ОСНО.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь, как это стало просто!
Практическое применение поправок
Практическое применение озвученных поправок к закону «О торговле» не замедлит себя показать. Начиная со времени их принятия, производители товара получат возможность существенно сэкономить на поставках товаров в торговые точки.
Кроме того, ФАС поручено отслеживать и предотвращать попытки повысить скидку на товары со стороны оптовых покупателей, в качестве которых выступают оптовые и розничные торговые точки. В случае выявления правонарушений ритейлеры и оптовые закупщики могут лишиться права на торговую деятельность. В качестве меры наказания предусмотрен штраф в размере от 2 до 5 миллионов рублей.
Что касается осуществления статьи, касающейся оплаты за полученный товар, то на практике это должно выглядеть следующим образом: производитель распределяет товар по торговым точкам и спустя 5-20 дней получает оплату, не беспокоясь о том, продан он, или же нет.
В принципе, так происходило и раньше, но производителям приходилось ожидать не менее 30-45 дней, прежде чем им могли бы быть выплачены все денежные средства, большая часть которых уходила на оплату рекламных услуг и размещения товаров на прилавках.
Принятие поправок должно изменить существующее положение, предотвратить монополизацию цен крупными торговыми точками и защитить права не только производителя, но и потребителя.
Последствия нововведений
Несмотря на явные положительные стороны практически вступивших в силу поправок, многие производители и оптовые покупатели товаров склонны отмечать скорее отрицательные их стороны.
Так, с одной стороны снижение скидки с 10% до 3% благотворно отразится на производителях продукции, предоставив возможность для дальнейшего роста производства, с другой стороны пострадают оптовые и розничные товарные сети. Сэкономленные 10% были вознаграждением, которое получала торговая сеть за своевременно выполненные условия договора по продаже товара. Часть данного вознаграждения шла при этом на продвижение, фасовку и логистику.
Согласно новому законопроекту все перечисленные траты плюс вознаграждение за продажи должны уместиться в 3%.
Вполне вероятно, что потеряв часть прибыли, торговые сети постараются восполнить ее посредством поднятия цен на товары.
Еще одним вариантом может стать отказ от закупки товаров первой необходимости большими партиями, взамен будут закупаться бытовая химия, товары для животных и изделия, на которые данное правило не распространяется.
Что касается обязанности оплачивать стоимость товаров в указанные ограниченные сроки, то следует понимать, что не вся продукция, поступившая в торговую точку, успевает продаться в течение 5-20 дней, что вынудит ее владельцев стремиться к приобретению мелких партий товара.Таким образом, нововведения могут привести к неоднозначным двояким последствиям. Принятые для защиты прав производителей и потребителей, они могут привести страну к продовольственному кризису, о чем на данный момент ведется немало споров среди экономистов, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Оптовым покупателям товаров в определенный момент могут стать невыгодными подобного рода сделки, и они начнут искать новые пути закупки и реализации продукции.
Кроме того, данный законопроект лишает возможности тратить огромные средства на рекламу продукции, вследствие чего спрос на нее может измениться в отрицательную сторону.
Пока этого не произошло, но и новые поправки еще не до конца вступили в силу, скорее всего, основные плюсы и минусы принятого решения будут видны ближе к осени, или даже зиме, когда наступит пора реализации собранного урожая.
О новых поправках в данный закон смотрите в следующем видеосюжете:
Источник: http://www.DelaSuper.ru/view_post.php?id=10422