О полномочиях прокурора в арбитражном процессе

Содержание

Участие в арбитражном процессе прокурора: формы, задачи, особенности

О полномочиях прокурора в арбитражном процессе

Участие в арбитражном процессе прокурора – это довольно новое направление работы, которое обязано своим созданием системе специализированных судов, занимающихся разрешением экономических споров на областном, республиканском или краевом уровнях, а также городов Санкт-Петербурга и Москвы, федеральных округов. Данная мера выступает в качестве действенного средства для предупреждения правонарушений и укрепления законодательных основ в сфере экономики, защиты прав и интересов общественности, государства.

Задачи прокурора в арбитраже

Участие в арбитражном процессе прокурора подчинено процессу выполнения одной главной задачи – защита общественных и гос. интересов по основаниям и в тех формах, которые регламентированы нормами АПК РФ.

Он — это лицо, имеющее исключительно процессуально-правовую заинтересованность в конечном результате. Прокурор всегда выступает в интересах третьих лиц, но только от своего имени.

По сути, это один из видов защиты интересов публично-правового характера, наряду с таковой со стороны органов государства и местного самоуправления.

Не стоит забывать, что участие в арбитражном процессе прокурора и государственных органов подчиняется установленному в АПК РФ регламенту и происходит в строгом соответствии с ним. Надзорная функция в данном случае не осуществляется.

Прокурор является лишь одним из числа остальных лиц, которые принимают участие в рассмотрении дела. Об этой особенности прямо сказано в ФЗ «О прокуратуре» (ст.

35): его полномочия определяются исключительно процессуальным законодательством.

Необходимо иметь в виду, что участие в арбитражном процессе прокурора имеет некоторые особенности. Полномочиями на данную опцию обладают не все.

Так, обращаться в Высший Арбитражный Суд с исковыми заявлениями может только генеральный прокурор страны, а также его заместители. На данный момент эту главную должность занимает Ю. Я. Чайка.

Прокуроры субъектов РФ, специализированных прокуратур и их заместители могут обращаться с исками в региональные арбитражные суды.

Какое место отведено в арбитражном процессе прокурору?

Участие в арбитражном процессе прокурора и иных органов регулируется нормами АПК РФ. Причем законодатель не определяет особой разницы между их статусами, выводя кого-то на первый план или наделяя преимуществами.

Прокурор вместе с другими лицами, которые участвуют в деле, обладает равноценными правами и обязанностями, за исключением возможности заявлять надзорные протесты. Предполагается, что такое положение полностью удовлетворяет принцип равенства сторон в арбитражном процессе.

В то же время оно ни в коей мере не создает преград для достижения поставленных перед сотрудниками прокуратуры благих целей и задач.

Законодатель расценивает прокурора в качестве полноценного отдельного субъекта арбитражного процесса. Если он обращается с иском в защиту интересов и прав государства или общества, то он несет те же обязанности, что и истец, а также пользуется аналогичными правами. Исключение составляет возможность подписания соглашения (мирового).

Иными словами, прокурор в арбитражном процессе участвует в том же процессуальном статусе, что и стороны (ответчик и истец). Однако материальными правами обладает всегда только лицо, в интересах которого было инициировано дело.

Процессуального истца нет только в том случае, если иск прокурора предъявлен в защиту так называемых неперсонифицированных интересов.

Существует две формы участия прокурора в арбитражном процессе, и обе они регламентированы статьей 52 АПК РФ.

Возбуждение дела

Преобладающая (ведущая) форма работы – это возбуждение дела по определенным основаниям, исчерпывающий список которых указан в АПК РФ, части первой ст. 52.

В этом случае он принимает положение истца, действия которого нацелены на защиту интересов публично-правового характера. При этом он обладает теми же процессуальными правами и исполняет аналогичные обязанности.

В том случае, когда прокурор принимает решение об отказе от предъявленного им иска, истец (если он участвует в процессе) не утрачивает права требовать рассмотрения дела по существу.

Вступление в дело в ходе арбитражного процесса

Обсуждая формы участия прокурора в арбитражном процессе, следует отметить, что второй вид появился сравнительно недавно. Он регламентирован АПК РФ в части пятой ст. 52. Согласно норме, прокурор может вступить в дело, которое рассматривает арбитражный суд, на любом этапе, с целью обеспечения его законности.

При этом он будет обладать процессуальными обязанностями и правами истца, за исключением специальных, тех, что указаны в АПК РФ (ст. 49). То есть определенные ограничения все же присутствуют. В этой ситуации прокурор фактически не является по делу истцом.

Он просто вступает в арбитражный процесс уже начатый другим лицом.

Здесь наблюдается аналогия того, как осуществляется участие прокурора в гражданском и арбитражном процессе (ст. 45, ч. 3 ГПК РФ), и можно говорить, по сути, о даче заключения по делу.

Виды исков прокурора

Как уже было сказано, свои полномочия по участию в арбитражных процессах прокуроры реализуют посредством подачи исковых заявлений согласно части первой статьи 52 АПК РФ. Они наделены правом обращаться со следующими видами исков:

  • Заявления об оспаривании актов, в том числе нормативно-правовых, органов гос. власти страны, самоуправления (местного), которые касаются законных интересов и прав граждан, организаций в поле экономической деятельности, в том числе в предпринимательской сфере.
  • Участие в деле прокурора в арбитражном процессе возможно при подаче исков о признании сделок, которые совершены органами местного самоуправления, гос. власти РФ или субъектов страны, унитарными предприятиями (муниципальными или государственными), а также отдельной категорией юридических лиц, уставной капитал которых имеет свои особенности, недействительными.
  • Иски о применении последствий ничтожности сделки, признанной недействительной. Круг лиц, в защиту которых выступает прокурор, аналогичен тому, что перечислен в предыдущем пункте.

Участие в арбитражном процессе прокурора: порядок действий при возбуждении дела

Исковое заявление прокурора должно быть оформлено в полном соответствии с требованиями, которые установлены главой тринадцатой АПК РФ. То есть копия документа и всех приложений к нему должна быть разослана всем лицам, принимающим участие в процессе.

В своем заявлении прокурор указывает помимо конкретных обстоятельств и поводов, для возбуждения дела послуживших причиной, также правовые основания, то есть дает ссылки на конкретные нормы процессуального и материального права.

Оно должно обладать исключительной обоснованностью и мотивированностью, как и подобает документу, составленному должностными лицами с юридическим образованием. При обеспечении участия прокуроров в арбитражном процессе не требуется уплаты каких-либо судебных расходов.

Необходимо соблюдение и иных правил при обращении в арбитражный суд, в том числе не стоит забывать про принцип подсудности или состава (субъектного) участников спора.

Доказывание и процессуальные права

Именно на прокурора ложится бремя доказывания, так как арбитражный процесс имеет состязательный характер.

Обратившись в суд с исковым заявлением, он первым дает пояснения по делу и существу требований, заявленных им.

Кроме того, принимает участие в исследовании всех материалов, вещественных доказательств, места, имеет право задавать всем, без исключения, участникам вопросы, в том числе приглашенным экспертам и следователям.

Особенности участия в арбитражном процессе прокурора таковы, что если им будет установлено в ходе судопроизводства, что дело возбуждено необоснованно, то он вправе отказаться от него. Однако подобные действия не влияют на мнение истца. Он может потребовать продолжения процесса и рассмотрения дела по существу.

Подведя итог, можно сказать, что прокурор является не совсем обычным истцом, так как не участвует в материальном споре. Поэтому к нему нельзя предъявить встречное исковое заявление. Как уже было сказано выше, его отказ от иска не влечет прекращения по делу производства.

Порядок участия в деле, начатом другими лицами

Выше уже говорилось о том, что статья 52 АПК предоставляет право прокурору на вступление в рассматриваемое арбитражным судом дело на любой процессуальной стадии. Иными словами, он не ограничен временными рамками. Однако прокуроров сдерживает другой фактор – круг дел. Их исчерпывающий список можно найти в ч. 1 ст. 52 АПК.

При подготовке дела к разбирательству в суде вопрос о вступлении в него тех или иных лиц, в том числе и прокурора, рассматривает судья, и АПК в данном случае не обязывает его извещать последнего о результатах. Данный момент многие юристы считают спорным. Уведомление надзорных органов о возбуждении дела иногда бывает целесообразным.

Задачи участия в арбитражном процессе прокурора в любом случае одни и те же, но процессуальное положение разное. В связи с тем, что он в данном случае в качестве истца не выступает, он наделяется общими обязанностями и правами.

Таким образом, прокурор может вести ознакомление со всеми материалами дела, участвовать в разбирательстве и решении различного круга вопросов, собирать и представлять доказательства. Однако в отличие от предыдущей формы участия путем подачи иска, он не дает суду объяснений в качестве истца.

И хотя вступление прокурора возможно на любом этапе, все же его «подключение» в самом конце будет практически нецелесообразным.

Обжалование решений

Логично, что участие в арбитражном процессе прокурора и других органов предусматривает и возможность обжалования судебных актов, в том числе и тех, что уже вступили в законную силу. В кассационной инстанции дело может быть пересмотрено только по жалобе определенного круга лиц. Он определен законом. Это те же лица, что имеют полномочия на подачу исковых заявлений.

жалобы, подаваемой в кассацию, должно отвечать в полной мере требованиям АПК РФ (ст. 165). Прокурор, подавший ее, непосредственно участвует при рассмотрении дела в соответствующей инстанции.

Прокурорский протест

Участие прокурора в гражданском и арбитражном процессе возможно путем подачи протеста в порядке надзора. Институт имеет свои особенности.

Генеральный прокурор страны может предпринять этот шаг в отношении любого постановления или решения, за исключением того, что вынесено Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ. Заместители тоже наделены подобными полномочиями.

Они могут подать протест на решения и постановления любого из всех арбитражных судов России за исключением Высшего.

Прокуроры субъектов страны подобными правами не наделены. Рассмотрением дел в порядке надзора занимается Президиум Высшего Арбитражного Суда страны, поэтому данную инстанцию можно расценивать как исключительную, а меры довольно редко используемыми.

Проблемы участия прокурора в арбитражном процессе

Правовое положение прокурора как участвующего в рассмотрении дела лица определяет АПК РФ.

Пожалуй, самой важной формой его участия является инициирование судопроизводства, причем исчерпывающий перечень оснований для этого устанавливает законодатель.

На практике такой детализированный список вызывает немалые трудности и, как следствие, влияет на эффективность работы органов прокуратуры. Остановимся на основных моментах противоречий вкратце.

Во-первых, участие в арбитражном судопроизводстве прокурора заключается главным образом в оспаривании сделок. Эти действия осуществляются в защиту государства, субъектов страны, органов самоуправления (местного) или коммерческих организаций, часть капитала которых принадлежит перечисленным лицам.

В то же время согласно АПК РФ, ст. 52, прокурор не имеет права в процессе заявлять требование о признании на спорное имущество права собственности, он может только оспаривать сделки, причем в пределах сроков исковой давности. Он бессилен в тех случаях, когда гос.

имущество является предметом нескольких последовательно осуществленных сделок.

Во-вторых, в отличие от искового производства, при рассмотрении дел, вытекающих из иных публичных отношений, деятельность прокурора нацелена на защиту интересов и прав граждан, компаний и иных лиц в предпринимательской сфере деятельности.

Статья 192 АПК РФ позволяет ему обратиться с иском о признании каких-либо нормативно-правовых актов недействительными, при условии, что они в целом или в части не соответствуют закону или иным НПА, имеющим большую юр. силу.

Одновременно арбитражное процессуальное законодательство, в отличие от гражданского, не допускает возможность защиты интересов неопределенного круга лиц прокурором.

На практике это выливается в следующее. Обнаружив несоответствие НПА в экономической сфере нормам законодательства и не имея возможности устранить их в порядке прокурорского реагирования, он обязан прежде, чем обратиться с иском в суд, найти лиц, чьи права в данном случае нарушаются. Это существенно усложняет работу и требует определенных временных затрат.

Хотя общеизвестно, что каждый нормативно-правовой акт применяется неоднократно неопределенным кругом лиц, следовательно, издание незаконного НПА всегда априори нарушает их интересы. Столь неоптимистичное положение дел подтверждают и данные статистики.

На практике поданные прокурорами заявления о признании НПА недействительными имеют малую эффективность, результаты подобных действий незначительны.

Большие затруднения также вызывает установленный для подачи заявления срок в три месяца. Его отсчет начинается с того момента, когда гражданин узнал о том, что его права в то или иной степени были нарушены.

Практики в один голос говорят о невыполнимости данного требования. Прокуратура попросту не в состоянии обеспечить подобную защиту.

Единственным вероятно возможным выходом из ситуации может быть увеличение установленного законодателем срока для подачи в суд заявлений.

Кроме того, для повышения эффективности работы многие практикующие юристы предлагают наделить прокуратуру дополнительными полномочиями. А именно: на подачу исков о признании материального права, недействительности его регистрации и об истребовании из незаконного владения имущества.

Подведя итог, можно сказать, что участие в арбитражном процессе прокурора, задачи и формы которого строго регламентированы, является довольно сложным теоретическим вопросом.

Несовершенство законодательства на практике часто приводит к затруднениям, проволочкам и снижению результативности работы органов прокуратуры.

Факт существования определенных противоречий в правовых нормах, регулирующих данный институт, осознают не только практики, но и теоретики. Однако каких-либо существенных изменений в ближайшее время не предвидится.

Источник: http://fb.ru/article/283089/uchastie-v-arbitrajnom-protsesse-prokurora-formyi-zadachi-osobennosti

О полномочиях прокурора в арбитражном процессе

О полномочиях прокурора в арбитражном процессе

Постановление Пленума ВАС РФ от 23.03.12 № 15 «О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе (далее — постановление № 15).

Алена Зайцева, к.ю.н., заместитель начальника Управления частного права ВАС РФ

Принципиальные выводы ВАС РФ

1. Полномочия прокурора не ограничиваются нормами АПК РФ. 2. Прокурор может оспорить договор с третейской оговоркой, если докажет нарушение публичного интереса. 3.

Срок давности при оспаривании ненормативного акта должен исчисляться со дня издания такого акта. 4. Судебные расходы за прокурора возмещает Российская Федерация.

5.

Подавать иски могут только прокуроры уровня субъекта РФ и их заместители.

В силу исторической традиции прокурор обладал достаточно широкими полномочиями, в том числе в арбитражном процессе, фактически с первых дней существования арбитражных судов. Однако к началу 2000-х годов в результате постепенного развития рыночных механизмов потребность общества в государственном вмешательстве в гражданский оборот существенно снизилась.

Более того, наметилась тенденция к ограничению такого вмешательства. Результатом этих процессов стал закрепленный в Арбитражном процессуальном кодексе 2002 года принципиально иной подход к определению компетенции прокурора по делам, рассматриваемым арбитражными судами.

Участие прокурора в арбитражном процессе было ограничено конкретными категориями дел, перечень которых был определен в ч. 1 ст. 52 АПК РФ как исчерпывающий. Вместе с тем на момент принятия постановления № 15 ряд федеральных законов, например, ГК РФ и КоАП РФ наделяли прокурора правом на обращение в арбитражный суд с исками по определенным спорам.

При этом вопрос о соотношении названных федеральных законов и АПК РФ в части определения полномочий прокурора по обращению в арбитражный суд потребовал дополнительного изучения.

В соответствии со ст. 3 АПК РФ порядок судопроизводства определяется АПК РФ и другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ним.

Таким образом, законодатель, с одной стороны, установил обязанность для себя принимать законы в сфере арбитражного судопроизводства в соответствии с АПК РФ, в том числе по вопросам о том, кто и при каких обстоятельствах вправе обращаться в арбитражный суд с иском.

С другой стороны, тот же законодатель предоставил прокурору полномочия за пределами ст. 52 АПК РФ в ряде других федеральных законов, в этой части принятых не в соответствии с АПК РФ. Это привело к неопределенности по вопросу правомочий прокурора по обращению в суд с исками по делам, которые не указаны в ст. 52 АПК РФ.

Одной из основных целей постановления было установление общего подхода для определения перечня всех возможных полномочий прокурора по обращению в арбитражный суд в целях исключения дальнейших споров по этому вопросу в практике.

Вас рф расширил права прокурора на обращение в арбитражный суд

Постановление № 15 закрепило широкий подход к определению компетенции прокурора при обращении в арбитражный суд, то есть это не только дела, прямо предусмотренные ч. 1 ст. 52 АПК РФ, но и иные дела, предусмотренные другими федеральными законами.

Таким образом, перечень оставлен открытым — на случай, если впоследствии будут приниматься федеральные законы с какими-то дополнительными точечными полномочиями.

Кроме того, в постановлении № 15 определены последствия обращения прокурора в суд по делам, не предусмотренным федеральным законом. В этом случае производство по делу должно быть прекращено (п. 1 постановления № 15).

Это положение не является новеллой: многие суды и раньше действовали именно по такому алгоритму. Задача постановления № 15 была лишь в унификации подобного подхода.

Хотелось бы обратить внимание на еще одну существенную новеллу: полномочия прокурора расширились и с точки зрения контроля за исполнением судебного акта по делам, находящимся в компетенции прокурора (п. 17 постановления № 15).

В постановлении рассматривается случай решения о применении последствий недействительности сделки, по которому взыскателями являются стороны этой сделки. Прокурор вправе самостоятельно контролировать исполнение решения суда по такому делу.

Это положение обеспечивает исполнение сторонами оспоренной сделки вступившего в законную силу решения суда. Срок давности при оспаривании ненормативного акта должен исчисляться со дня издания такого акта.

Прокурор может оспорить договор с третейской оговоркой, если докажет нарушение публичного интереса

Положения пунктов 4—6 постановления № 15 дополнительно иллюстрируют новый подход Высшего арбитражного суда к компетенции прокурора.

В Арбитражном процессуальном кодексе предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании сделки недействительной и о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти РФ и субъектов РФ, органами местного самоуправления, юридическими лицами с долей участия публично-правового образования (ч.

1 ст. 52 АПК РФ). Закон не содержит ограничений в части включения в текст договора с участием указанных сторон соглашения о передаче вытекающих из него споров на рассмотрение третейского суда. Однако такая оговорка автоматически исключает спор о признании сделки недействительной или о применении последствий ее недействительности из компетенции арбитражного суда (п. 5 ч. 1. ст.

148 АПК РФ). В то же время эти дела формально находятся в компетенции прокурора для целей оспаривания указанных сделок в арбитражном суде. В постановлении № 15 ВАС РФ предложил судам учитывать наличие публичного интереса в их оспаривании.

Цитируем документ. При обращении прокурора в арбитражный суд по делам, перечисленным в абз. 2 и 3 ч. 1 ст. 52 АПК РФ, если в договоре содержится положение о передаче споров из этого договора на рассмотрение третейского суда, прокурор обязан обосновать, каким образом нарушаются публичные интересы в связи с заключением данной сделки (п. 4 постановления № 15).

При наличии публичного интереса в оспаривании сделки прокурор имеет право оспорить ее, несмотря на наличие в договоре третейской оговорки. При отсутствии такого интереса суд, руководствуясь п. 5 ч. 1 ст. 148 АПК РФ, оставляет иск прокурора без рассмотрения.

Очевидно, что вопрос о наличии или отсутствии публичного интереса в оспаривании сделки должен решаться в судебном заседании с участием всех заинтересованных лиц и исследованием относящихся к данному вопросу доказательств.

Само по себе наличие в уставном капитале одного из участников сделки доли участия публично-правового образования (скажем, сделка заключена двумя юридическими лицами — коммерческими организациями, несколько акций одной из которых находятся в собственности субъекта РФ), не означает присутствие публичного интереса в ее оспаривании и автоматически не приводит к рассмотрению дела в суде.

Если арбитражный суд принял заявление прокурора к рассмотрению и возбудил производство по делу, стороны сделки уже не смогут передать дело на рассмотрение третейского суда.

То есть и в случае заключения третейского соглашения во время рассмотрения спора арбитражный суд продолжает рассмотрение дела по существу (п. 5 постановления № 15).

Основная задача этого положения в том, чтобы исключить любой возможный риск злоупотребления правом на рассмотрение дела третейским судом с целью устранения из процесса фигуры прокурора и перемещения дела из-под контроля арбитражного суда.

Если дело уже было рассмотрено третейским судом, и оспоренная сделка попадает под действие абз. 2 и 3 ч. 1 ст.

52 АПК РФ, прокурор в этом случае вправе оспорить решение третейского суда либо возражать против его принудительного исполнения, если оно затрагивает интересы РФ, субъекта РФ или муниципального образования, не принимавших участие в третейском разбирательстве (п.

6 постановления № 15). Указанное положение отражает позицию Конституционного суда о защите прав лиц, которые не принимали участия в третейском разбирательстве.

При оспаривании ненормативного правового акта срок обращения прокурора с заявлением исчисляется с момента издания такого акта

Одной из важных проблем, связанных с участием прокурора в арбитражном процессе, является вопрос исчисления сроков на подачу им заявления в арбитражный суд. Момент, когда прокурор узнает о нарушении, как правило, не совпадает с моментом, когда об этом нарушении узнали непосредственно заинтересованные лица.

А в случаях, когда нарушением затрагиваются интересы неопределенного круга лиц, эти лица могут узнать о нарушении в разное время.

Давно выработанный подход подчинял действия прокурора общим правилам исчисления сроков и исходил из того, что срок на обращение прокурора в суд исчисляется со дня, когда заинтересованному лицу стало известно о нарушении его прав и интересов.

Для целей оспаривания ненормативных правовых актов ВАС РФ установил иной подход, согласно которому для прокурора трехмесячный срок обращения с заявлением о признании ненормативного правового акта недействующим должен исчисляться со дня издания такого акта.

Обоснованным опасениям относительно того, что в большинстве случаев прокурор узнает об изданных ненормативных правовых актах значительно позднее чем в течение трех месяцев со дня их издания, можно противопоставить возможность восстановления пропущенного по уважительным причинам срока (п. 7 постановления № 15).

К уважительным причинам не относится позднее выявление нарушений публичных интересов.

В то же время постановление № 15 ориентирует прокурора на оперативное реагирование по жалобам заинтересованных лиц и на принятие своевременных мер для устранения нарушений, поскольку позднее обращение в суд в связи с указанными мероприятиями может рассматриваться в качестве уважительной причины пропуска срока на обращение.

Судебные расходы, возложенные на прокурора, возмещаются за счет казны РФ

Судебные расходы стороны в случае, если судебным решением отказано в удовлетворении требований прокурора, возмещает Российская Федерация.

Источник: https://www.arbitr-praktika.ru/article/221-o-polnomochiyah-prokurora-v-arbitrajnom-protsesse

Участие прокурора в Арбитражном процессе

О полномочиях прокурора в арбитражном процессе

Дачники попадут под «водную» амнистию Подробнее Врачи стали опасаться пациентов? Подробнее Подробнее

Уголовный кодекс об уплате налогов и сборов (ст.199 УК РФ) Читать интервью Как аннулировать кредитный договор с банком? Читать интервью Как справиться с задолжностью по ЖКХ? Читать интервью

  • Статьи
  • Арбитражный процесс
  • Судопроизводство

Арбитражный процессуальный кодекс относит прокурора к участникам арбитражного процесса.

Однако главное отличие участия прокурора в судебном процессе состоит в том, что остальные участники процесса чаще всего выступают в защиту собственных интересов, а прокурор, хотя и выступает от своего имени, но всегда в защиту интересов других лиц, в защиту государственных и общественных интересов.

Правовой статус прокурора в арбитражном процессе

Во-первых, прокурор, обратившийся в арбитражный суд в защиту государственных и общественных интересов, является лицом, участвующим в деле.

В связи с этим он наделен всеми правами и обязанностями, установленными для участников процесса:

  • Знакомиться со всеми материалами дела,
  • производить выписки и делать копии со всех документов,
  • заявлять отводы, ходатайства,
  • представлять суду свои доказательства по делу, а также знакомиться с доказательствами сторон,
  • принимать участие в исследовании доказательств,
  • задавать и отвечать на вопросы,
  • давать объяснения, приводить доводы по всем вопросам,
  • возражать против ходатайств, доводов, заявлений сторон дела,
  • знать о всех судебных актах по делу, обжаловать данные судебные акты,
  • а также иные права, предусмотренные законодательством.

Во-вторых, прокурор, являясь должностным лицом правоохранительного органа – Прокуратуры РФ, выполняет основную функцию надзора за исполнением законов.

В этом статусе прокурор имеет право на принесение протеста в порядке надзора на решение/постановление любого Арбитражного суда.

Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд:

  1. подав заявление об оспаривании правового акта, изданного государственным органом, который нарушает права и законные интересы юридических и физических лиц в их предпринимательской (иной экономической) деятельности.

  2. Предъявив иск, в котором выдвинуто требование признать недействительными сделки, совершенные органами государственной власти.

  3. Предъявив иск, в котором выдвинуто требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти либо юридическими лицами, в уставном капитале которых есть доля РФ, либо ее субъекта, либо муниципальных образований.

Прокурор может обратиться в Арбитражный суд только в том случае, если нарушен закон, и тем самым ущемлены государственные или общественные интересы, нарушены права и законные интересы граждан или юридических лиц, и данные нарушения устранить другими (неисковыми) средствами невозможно.

Участие прокурора в арбитражном процессе возможно в следующих формах:

  1. предъявление исков (заявлений), направленных на защиту государственных и общественных интересов;
  2. участие в деле по рассмотрению данных исков (заявлений) во всех инстанциях арбитражного суда;
  3. принесение протестов на незаконные и необоснованные решения и постановления арбитражных судов.

Вам наверняка будет интересно посмотреть ментальную карту «Продажа товара через интернет-магазины», где подробно рассказано что надо знать при совершении покупки

Или узнайте ЗДЕСЬ о различных способах приобретения жилья

Особенности участия прокурора, как участника арбитражного процесса:

  • прокурор пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца;
  • иск прокурора не облагается госпошлиной;
  • к иску не применяются правила досудебного урегулирования спора;
  • прокурор не может заключить мировое соглашение;
  • к прокурору не может быть предъявлен встречный иск;
  • прокурор вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса.

Полномочия на обращения в арбитражные суды

  • В Высший Арбитражный суд РФ подать обращение имеет право Генеральный прокурор РФ или его заместитель.
  • В Арбитражный суд субъекта РФ могут обращаться прокурор либо заместитель прокурора субъекта РФ.

В соответствии с общим правилом территориальной подсудности прокуроры могут предъявлять иски по месту нахождения или месту жительства ответчика.

Также Арбитражным процессуальным кодексом установлены правила альтернативной, исключительной и договорной подсудности, которые также применяются прокурорами при предъявлении исков.

by HyperComments  

Источник: https://legalmap.ru/articles/arbitrage/court/prokuror-v-arbitraze/

Полномочия прокурора в арбитражном процессе

О полномочиях прокурора в арбитражном процессе

МИНОБРНАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»

(ЧГУ им. И.Н. Ульянова)

Юридический факультет

Кафедра уголовно-правовых дисциплин

Контрольная  работа

по дисциплине «Прокурорский надзор»     

на тему: «Полномочия прокурора в арбитражном процессе»

Ямаев Рамиль Рифгатович

                                                                                               Проверил/а:

                                                                 ________________________

Чебоксары

2014

Введение …………………………………………………………………………..3

Вопрос 1.  Характеристика правового статуса прокурора в арбитражном судопроизводстве……………………………………………………………..…..4

Вопрос 2. Задачи и цели участия прокурора в арбитражном процессе…….…9

   2.1.  Формы участия прокурора в арбитражном процессе………………10

   2.2. Основания обращения прокурора в арбитражный суд…………..…11

Вопрос 3. Полномочия должностных лиц прокуратуры на обращение в арбитражный суд……………………………………………………………..….12

   3.1. Порядок участия прокурора в случае возбуждения дела в арбитражном процессе…………………………………………………………..14

   3.1.1. Порядок участия прокурора в рассмотрении дела, начатого другими лицами……………………………………………………………..…..16

Заключение…………………………………………………………………….…17

Список использованной литературы……………………………………………19

Введение

 Вопросы о полномочиях прокурора в арбитражном процессе являются одними из самых дискуссионных в юридической науке. Особенно актуальным его разрешение представлялось в период разработки нового процессуального законодательства Российской Федерации.

Однако и после принятия арбитражного процессуального кодекса РФ данный вопрос во многом остается открытым, поскольку законодатель закрепил компромиссный вариант участия прокурора в процессе, необходимо теоретическое осмысление введенных новелл.

 В связи с этим актуальность научных исследований в данной области правоотношений очевидна.

 Объектом данного исследования является совокупность общественных отношений, возникающих по поводу участия прокурора в арбитражном процессе. Предметом же является правовой институт участия прокурора в арбитражном процессе.

 Целью данного исследования является анализ правового института участия прокурора в арбитражном процессе.

 Для достижения данной цели автором были поставлены следующие задачи:

 определение оснований и целей участия прокурора в арбитражном процессе;

 выявление правового положения прокурора в арбитражном процессе;

 определение формы участия прокурора в арбитражном процессе;

 Задачи исследования определяют его структуру. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.

 Таким образом, представленная работа является комплексным анализом института полномочий прокурора в арбитражном процессе России.

Вопрос 1.  Характеристика правового статуса прокурора в арбитражном судопроизводстве

Правовой статус прокурора в арбитражном процессе имеет свои особенности.

 С одной стороны, согласно ст. 32 АПК РФ прокурор, обратившийся в арбитражный суд в защиту государственных и общественных интересов, признается лицом, участвующим в деле. На него распространяются все права и обязанности участвующих в деле лиц:

 •  право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии, заявлять отводы;

 • право представлять доказательства, ходатайства, свои доводы и соображения по всем возникающим в ходе арбитражного процесса вопросам, возражать против доводов и соображений других лиц и т. д. (ст. 33 АПК).

 Но вместе с тем, являясь должностным лицом правоохранительного органа — прокуратуры Российской Федерации, прокурор выполняет возложенную на этот государственный орган функцию надзора за точным и единообразным исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, используя при этом как права лица, участвующего в деле, так и возможность принесения протеста в порядке надзора на вступившее в законную силу решение и постановление любого арбитражного суда, за исключением постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ.

 Таким образом, иск прокурора с использованием правомочий по апелляционному и кассационному обжалованию, а также надзорный протест являются средствами прокурорского реагирования на нарушения законности, выявленные в процессе осуществления его надзорной функции.

Закон выделяет две формы участия прокурора в арбитражном судопроизводстве:

1) инициирование возбуждения производства по делу путем подачи иска или заявления в защиту прав граждан и организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

2) вступление в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности.

 Основной формой обращения в арбитражный суд выступает исковое заявление. По делам об установлении юридических фактов и по делам, вытекающим из публично – правовых отношений, предусматривается подача заявлений, в том числе прокурором.

 Прокурор при предъявлении иска обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии искового заявления и приложенных к нему документов, если те у них отсутствуют.

 В отличие от ч. 3 ст.

5 Закона о прокуратуре, в общей форме предусматривающей право прокурора в соответствии с процессуальным законодательством вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрена возможность вступления прокурора в дело на любой его стадии. Вступление прокурора в арбитражный процесс возможно лишь посредством предъявления им иска, подачей соответствующей апелляционной или кассационной жалобы по делу, возбужденному по иску прокурора, а также инициирования производства в суде надзорной инстанции путем принесения надзорного протеста.

 Участие прокурора в арбитражном процессе рассматривается как действенное средство укрепления законности и предупреждения правонарушений в экономической сфере, защиты государственных и общественных интересов, нарушенных или оспариваемых прав участников предпринимательской деятельности.

 Генеральный прокурор РФ в Приказе от 24 октября 1996г.

№ 59 «О задачах органов прокуратуры по реализации полномочий в арбитражном процессе» ориентирует подчиненных ему прокуроров использовать обращения с исками в арбитражные суды в целях оперативного и реального устранения правонарушений, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и затрагивающих государственные и общественные интересы, а также для возмещения причиненного ущерба, привлечения виновных к установленной законом ответственности.

 Гражданский оборот в современных условиях характеризуется значительной степенью самостоятельности управомоченных лиц по осуществлению гражданских прав, которые сами должны заботиться о своих правах, исполнении своих обязанностей.

В связи с этим возрастает роль и более последовательно реализуется в арбитражном процессе принцип диспозитивности, выражающийся в большей самостоятельности организаций, предприятий, индивидуальных предпринимателей в защите своих нарушенных прав.

 В этих случаях прокуроры проявляют особую взвешенность при подготовке исков для того, чтобы не подменять инициативу и самостоятельность субъектов хозяйствования.

 Принимая во внимание, что обращение прокурора в арбитражный суд с иском вытекает из его должностных обязанностей по осуществлению надзора за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, осуществление данного правомочия возможно в случае необходимости защиты государственных и общественных интересов.

Данное положение не означает, что прокурор не может предъявить иск в интересах конкретной организации или гражданина-предпринимателя, однако прокурор должен убедиться, что при этом не только нарушены права конкретных истцов, но и ущемлены государственные и общественные интересы, например, в случаях срыва выпуска социально значимой продукции, нарушения нормальной эксплуатации объектов транспорта, энергетики, медицинских и образовательных учреждений и т. д.

 При подготовке любого иска в арбитражный суд прокурор выявляет наличие нарушений государственных и общественных интересов. Безусловно необходимым признается вмешательство прокурора: в случаях выявления правонарушений, для устранения которых законодательство обязывает его обратиться с иском (ст.

30 Закона «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», ст. 4 и 7 Закона «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» и др.

); при установлении фактов занятия как запрещенными видами деятельности, так и коммерческой деятельностью, требующей специального разрешения, при его отсутствии либо истечении срока действия; при выявлении данных как о недействительности оспоримых сделок, так и о ничтожности сделок, не соответствующих требованиям закона, совершенных с целью, противной основам правопорядка и нравственности; при нарушениях природоохранительного законодательства; связанных с причинением вреда здоровью людей и природным объектам; при невыполнении обязательств в пользу государства, если это привело или могло привести к срыву крупных инвестиционных проектов; при установлении несоответствия учредительных документов юридических лиц требованиям законодательства, а также нарушения установленного порядка их образования и государственной регистрации.

 В остальных случаях приоритетными объектами защиты со стороны прокурора выступают государственные и общественные предприятия, в том числе федеральные казенные предприятия, если объективные причины либо недобросовестность их руководителей и других должностных лиц препятствуют их самостоятельному обращению в арбитражный суд. Прокурор всегда обращается в суд только в случае нарушения закона, ущемляющего государственные или общественные интересы, права и охраняемые законом интересы граждан и юридических лиц, и невозможности устранить это нарушение другими (неисковыми) средствами.

 К иску прокурора не применяются требования об уплате государственной пошлины и принятии мер к непосредственному урегулированию спора.

 Вступивший в арбитражный процесс путем предъявления иска прокурор пользуется всеми правами и несет обязанности истца. Он может изменить основания или предмет иска, отказаться от иска. Он обязан обосновывать и доказывать предъявленный иск.

Однако истцами по этим делам выступают предприятия, организации, органы государственной власти и управления, индивидуальные предприниматели, в интересах которых заявлен иск.

Прокурор, не являясь в материально-правовом смысле субъектом спора, имеет юридическую заинтересованность, характеризующуюся процессуально-правовыми аспектами и обусловленную возложенной на органы прокуратуры обязанностью по осуществлению надзорных полномочий за соблюдением Конституции и исполнением законов.

В связи с последним обстоятельством, учитывая действие принципов диспозитивности и состязательности, прокурор не может закончить процесс, заключив мировое соглашение по спору, к нему не может быть предъявлен встречный иск.

В целях реального исполнения решений судов, минимизации материального и иного ущерба, причиняемого правонарушениями, прокуроры ставят перед судом вопрос о применении мер по обеспечению иска.

Прокурор, убедившись в несостоятельности иска, вправе изменить иск или отказаться от него.

Дальнейшая судьба дела зависит от волеизъявления истца, в интересах которого производство возбуждено: о вправе настаивать на рассмотрении дела по существу.

Вопрос 2. Задачи и цели участия прокурора в арбитражном процессе

Главной задачей участия прокурора в арбитражном процессе является защита государственных и общественных интересов в формах и по основаниям, которые предусмотрены арбитражным процессуальным законодательством.

Участие прокурора в арбитражном процессе представляет собой одну из форм защиты публично-правовых интересов наряду с защитой таких интересов государственными органами и органами местного самоуправления.

При этом защита государственных и общественных интересов прокурором не означает, что одновременно прокурором не могут защищаться и иные интересы, что вытекает из содержания ч.4 ст.52 АПК.

Источник: http://referat911.ru/Arbitrajnyi-process/polnomochiya-prokurora-v-arbitrazhnom-processe/563373-3340872-place1.html

Прокурор в арбитражном процессе РФ

О полномочиях прокурора в арбитражном процессе

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

1. Задачи и цели участия прокурора в арбитражном процессе

Главной задачей участия прокурора в арбитражном процессе является защита государственных и общественных интересов в формах и по основаниям, предусмотренным арбитражным процессуальным законодательством.

Участие прокурора в арбитражном процессе представляет собой одну из форм защиты публично-правовых интересов наряду с защитой таких интересов государственными органами и органами местного самоуправления.

При этом защита публичных интересов прокурором не означает, что одновременно прокурором не могут защищаться и иные интересы, что вытекает из содержания ч. 4 ст. 52 АПК РФ.

Следует иметь в виду, что участие прокурора в арбитражном процессе полностью подчиняется регламенту, установленному АПК РФ, и происходит в соответствии с ним.

Прокурор в суде не осуществляет функций надзора, а выступает в качестве одного из лиц, участвующих в деле. Об этом прямо сказано в ст.

 35 Федерального закона «О прокуратуре в Российской Федерации»*(76), согласно которой полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством.

2. Формы участия прокурора в арбитражном процессе

В ст. 52 АПК РФ предусмотрены 2 формы участия прокурора в арбитражном процессе.

Во-первых, возбуждение дела по основаниям, предусмотренным в ч. 1 ст. 52 АПК РФ. В этом случае прокурор занимает процессуальное положение истца, защищающего публично-правовые интересы.

Во-вторых, согласно ч. 5 ст. 52 АПК РФ по делам, указанным в ч. 1 ст. 52 АПК РФ, прокурор вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности.

Здесь речь идет о тех случаях, когда прокурор не является истцом по делу, а вступает в уже начатый другим лицом арбитражный процесс. В доктрине процессуального права и по аналогии с ГПК РФ (ч. 3 ст. 45) можно говорить о даче прокурором заключения по делу. В этом случае прокурор наделяется всеми правами лица, участвующего в деле, указанными в ст.

 41 АПК РФ, однако не имеет специальных прав сторон, указанных в ст. 49 АПК РФ.

3. Основания обращения прокурора в арбитражный суд

Прокурор согласно ч. 1 ст. 52 АПК РФ вправе обратиться в арбитражный суд первой инстанции в следующих случаях:

— с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

— с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований;

— с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.

В случаях, когда прокурор не участвовал в рассмотрении дела в суде первой инстанции по делам, указанным в ч. 1 ст.

 52 АПК РФ, он вправе вступить в дело при его рассмотрении судом апелляционной или кассационной инстанций, подать апелляционную или кассационную жалобу. Кроме того, согласно ст.

 292 АПК РФ прокурор вправе подать представление о пересмотре судебных актов в порядке надзора по делам, указанным в ч. 1 ст. 52 АПК РФ.

Поскольку в основе правового регулирования участия прокурора в арбитражном процессе лежит концепция ограничения вмешательства прокуратуры в частноправовые отношения, то прокурор не может обращаться в арбитражный суд с исками, связанными с недействительностью сделок должника по специальным основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», в том числе и в случаях, когда должник или кредитор относятся к категориям лиц, поименованным в абзацах третьем и четвертом ч. 1 ст. 52 АПК РФ*(77). Прокурор также не вправе оспаривать сделки, охваченные арбитражным соглашением, поскольку не является стороной такого соглашения, которое предусматривает подведомственность соответствующих споров международному коммерческому арбитражу.*(78)

4. Полномочия должностных лиц прокуратуры на обращение в арбитражный суд

Полномочия прокурора на участие в арбитражном процессе реализуют только определенные должностные лица в системе органов прокуратуры. В частности, согласно ч. 2 ст. 52 АПК РФ в арбитражный суд субъекта Российской Федерации вправе обращаться прокурор субъекта Российской Федерации или заместитель прокурора субъекта Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры или их заместители.

Прокурор вправе инициировать вопрос о рассмотрении дела в надзорном производстве. Представление в Высший Арбитражный Суд РФ о пересмотре дела в порядке надзора направляет Генеральный прокурор РФ или заместитель Генерального прокурора РФ.

5. Порядок участия прокурора в случае возбуждения дела в арбитражном процессе

Заявление прокурора оформляется в соответствии с требованиями, установленными гл. 13 АПК РФ; его копии и копии приложенных к нему документов должны быть направлены всем лицам, участвующим в деле.

При этом прокурор должен отразить в нем не только фактические основания для возбуждения дела, но и правовые основания, т.е. сослаться на конкретные нормы материального и процессуального права.

Заявление прокурора в суд должно быть исключительно мотивированным и обоснованным, так как составляется лицами, имеющими юридическое образование. Прокурор освобожден от возмещения каких-либо судебных расходов.

Необходимо соблюдение и других общих правил обращения в арбитражный суд, например, подсудности, субъектного состава участников спора.

Так, если иск прокурора подается одновременно в защиту прав организации, то она должна быть наделена правами юридического лица.

На прокуроре лежит бремя доказывания в арбитражном суде обоснованности его требований, поскольку такая обязанность лежит на нем в силу состязательного характера процесса.

Процессуальное положение прокурора, возбудившего дело в арбитражном суде, характеризуется следующим.

Обратившись в арбитражный суд с иском, прокурор в ходе судебного разбирательства первым дает объяснения по делу по существу заявленных требований.

Прокурор участвует в исследовании всех материалов дела, вправе участвовать в осмотре на месте, осмотре вещественных доказательств, задавать вопросы всем участникам процесса, в том числе свидетелям, экспертам и т.д.

Если прокурор установит в ходе судебного разбирательства, что дело возбудил необоснованно, то он вправе отказаться от него. Однако такой отказ прокурора от поданного им иска не лишает истца права требовать продолжения процесса. Согласно ч. 4 ст. 52 АПК РФ отказ прокурора от предъявленного им иска не лишает истца права требовать рассмотрения дела по существу, если истец участвует в деле.

Таким образом, прокурор является истцом особым, так как не является участником спорного материального правоотношения.

Поэтому к прокурору не может быть предъявлен встречный иск, его отказ от иска, как указывалось выше, не влечет безусловного прекращения производства по делу.

У прокурора особый интерес к возбуждению дела, определяемый его должностным положением и необходимостью защиты публично-правовых интересов в арбитражном суде.

6. Порядок участия прокурора в рассмотрении дела, начатого другими лицами

Как уже указывалось, согласно ч. 5 ст. 52 АПК РФ прокурор вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса. Однако круг дел, в которые прокурор вправе вступать, ограничен указанными в ч. 1 ст. 52 АПК РФ. Согласно п. 5 ч. 1 ст.

 135 АПК РФ при подготовке дела к судебному разбирательству судья рассматривает вопросы о вступлении в дело других лиц, в том числе и прокурора. Вместе с тем АПК РФ не обязывает судью извещать прокурора о возбуждении другими лицами дел, указанных в ч. 1 ст.

 52 АПК РФ, что, однако, на наш взгляд, могло бы быть целесообразным.

Поскольку прокурор не является истцом, то он наделяется общими процессуальными правами и обязанностями, предусмотренными в ст. 41 АПК РФ. В этом случае прокурор вправе знакомиться с материалами дела, представлять доказательства, участвовать в судебном разбирательстве и разрешении различных вопросов, возникающих по делу.

Лица, участвующие в деле, наделяются правом представления доказательств. Поэтому прокурор, вступающий в уже начатый процесс, также вправе представлять доказательства, но, очевидно, с учетом тех ограничений, которые установлены АПК РФ, например, в ч. 3 и 4 ст. 65 АПК РФ о необходимости раскрытия доказательств и заблаговременного ознакомления с ними других лиц, участвующих в деле.

В отличие от участия в арбитражном процессе путем возбуждения дела прокурор при участии на основании ч. 5 ст. 52 АПК РФ не дает объяснений суду в качестве истца, не имеет специальных прав, указанных в ст. 49 АПК РФ. Вступление в уже начатый процесс возможно на любой стадии арбитражного процесса, но будет практически нецелесообразным, если это произойдет в самом конце судебного заседания.

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

Источник: https://zinref.ru/000_uchebniki/05100sud/002_00_Arbitrazhny_protsess_pod_red_Yarkova_V_V_Uchebnik_2010_-880s/017.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.