+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Виды и определение свободных экономических зон (СЭЗ) в России

Содержание

Виды и определение свободных экономических зон (СЭЗ) в России

Виды и определение свободных экономических зон (СЭЗ) в России

Одним из крупных и перспективных проектов, организованных российским Правительством, является создание свободных, особых или специальных экономических зон.

Все эти понятия являются равнозначными и произошли спонтанно.

«Особая» и «свободная» упоминаются в законодательных актах России для обозначения одного и тоже явления, а «специальная» явилась в результате дословного перевода оригинального английского термина special economic zone. В любом случае подразумевается обеспечение особых условий хозяйствования на определенных территориях.

Краткая история

С широкой позиции СЭЗ берут истоки еще из средних веков. Например, в XVI веке в Тоскане Италии был утвержден свободный торговый режим — без налогообложения. Позже, в XVII веке, такие же условия объявлялись в триестском порту Италии и шибеникском порту во владениях Венеции (ныне в Хорватии).

СЭЗ современного типа широко стали распространяться в 70-х годах прошлого столетия, а одной из первых зон свободной торговли был аэропорт Шэннон в Ирландии.

На сегодняшний день в мировых масштабах насчитывается до 2000 СЭЗ, в которых оборачивается как минимум десятая часть мировых денег.

Российские СЭЗ с законодательной поддержкой установились массово в 1990 году — в Ленинграде, Калининградской и Сахалинской областях, Алтайском и Приморском краях, Еврейской АО и т.д.

Современная правовая база СЭЗ — это Федеральный закон №116-ФЗ от 22 августа 2005 года.

Цели образования

Каждое государство, вводящее СЭЗ, преследует свои индивидуальные цели. Для некоторых стран важно достижение с помощью льготных территорий инвестиционного притока и катализа экономики.

Другие государства используют СЭЗ как поднятие всех преград, мешавших предпринимателям активно действовать на национальном рынке.

Какие бы причины не были у истоков решения любого государства, существуют комплексы целей и мотивов для образования СЭЗ, универсальные в любой стране.

Комплексы:

  • экономические;
  • социальные;
  • технологические.

Экономические

Сред них:

  • рост валютных вкладов на внутреннем рынке;
  • увеличение и привлечение внешних и внутренних инвестиционных вложений и развитие на этом фоне промышленности;
  • интеграция национальной экономики в мировую и международные рыночные системы;
  • развитие экспорта, производства экспортной продукции.

Социальные

Социально-регулятивные основания:

  • возрастание национального предложения высокотехнологичных товаров;
  • подготовка, обучение и выпуск компетентных и квалифицированных специалистов, инженерных, административных, экономических экспертов;
  • борьба с безработицей, повышение числа рабочих мест, занятости;
  • развитие регионов.

Технологические

В наукоемкой и технической областях также заметны положительные результаты:

  • открытие возможностей для реализации административного, умственного труда;
  • работа с инновационными технологиями России и зарубежья;
  • наращивание опыта, использование научных открытий, исследовательских достижений;
  • общее повышение эффективности производства, улучшение общей системы функционирования региона.

Государственные

С позиции государства СЭЗ создаются для:

  • притока капиталов и новых технологий производства услуг и товаров;
  • новые способы управления и использования трудовых ресурсов;
  • образование занятости и привлечение высококвалифицированных кадров;
  • расширение экспорта;
  • замена на рынке импортной продукции отечественной (импортозамещение).

Инвестиционные

Инвесторы также имеют свои интересы при формировании зон свободной экономики:

  • смягчение контрольных требований при входе в деятельность;
  • развитие территориальной зоны;
  • приобщение более дешевого труда;
  • подход к инфраструктуре;
  • экономия за счет отсутствия ввозных и вывозных платежей;
  • укрепление связи производственного процесса с покупателями.

Подготовка к образованию и виды

Для эффективности и отдачи СЭЗ требуется привести территорию в соответствие условиям:

  • здоровая политическая среда;
  • готовность трудовых, кадровых сил;
  • присутствие необходимых элементов инфраструктуры;
  • расположенность вблизи государственной границы;
  • достаточный уровень социальной сферы, развитость социальных программ и объектов.

Торговые

Такие СЭЗ функционируют вне таможенных границ и юрисдикции только одного, отечественного государства. На территории происходит упорядочение и хранение продуктов, их приготовление к реализации (упаковка, фасовка, контроль качества, техники безопасности, соответствия стандартам, маркировка и пр.).

Типы:

  1. Порты — свободные территории портов (бассейнов, причалов, окружающей территории с хранилищами, цехами и т.д.), находящееся вне таможенных границ страны, т.е. без действия таможенных и налоговых сборов. Пример — Вентспиллский свободный порт в Латвии, лидирующий порт Прибалтики по обороту груза.
  2. Города — территории целых городов, свободные от законодательных норм окружающих стран и функционирующие автономно. Примеры — свободный Фиуме, независимое государство-город в Европе, чья автономность была разрушена при Первой мировой войне, а в 1924 году Италия произвела аннексию территории. Другие свободные города — Монако, Сингапур, Ватикан, Гонконг.
  3. Зоны свободной торговли — это не то же самое, что объединения государств для льготной торговли.
  4. Таможенные зоны — таможенный режим, организованный по такой модели, что ввоз и вывоз товаров имеет существенные преференции,  регламентация таких свободных участков приведена в Конвенции Киото 1973 года «О гармонизации и упрощении таможенных процедур». Примеры — Магаданская СТЗ, Калининградская СТЗ.
  5. Магазины беспошлинной торговли (duty free shop) — действительные магазины, осуществляющие реализацию товаров без включения в стоимость акцизов, таможенных пошлин и НДС, причем покупатели производят вывоз этих продуктов. Размещаются в вокзалах, аэропортах, портах и представляют в ассортименте парфюмерию, табачные и алкогольные продукты, ювелирные изделия, продукты питания. Примеры — Международная сеть Duty free shop в аэропортах, сеть магазинов Dufry, крупнейшая дубайская сеть беспошлинных магазинов и торговых центров.

Промышленные

Данная категория входит в таможенную территорию национальной страны и сводится к промышленности продукции. Мотивация инвесторов происходит за счет крупных льгот. Среди главных целей — замещение рынка ввозимых товаров и экспортный импульс.

Типы:

  • отраслевые зоны;
  • зоны промышленных организаций;
  • промышленные парки — промышленный парк Москвы;
  • зоны экспортного производства.

Технические

Категория не входит в таможенную территорию государств и сводится к деятельности в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. В зоне функционируют комплексы институционных, конструкторских, проектных, наукоемких организаций.

Типы:

  1. Технические полисы — муниципалитеты с высоким уровнем наукоемкой и технологической мощности, с наличием научной и производственной инфраструктурной системы. Примеры — технополис Обнинск — атомные разработки, калининградский полис GS – инновационное производство, подмосковный наукоград Сколково — новейшие технологии.
  2. Технические парки — комплексы, состоящие из научных институтов, учебных учреждений, индустриальных и деловых центров, объектов обслуживания — жилые здания, дороги, транспорт, система безопасности и охраны. Примеры — Силиконовая долина в Калифорнии.

Сервисные

Территории, на которых действуют фискальные послабления и размещены организации, занимающиеся исполнением услуг, являются сервисными зонами.

Типы:

  1. Туристические — зоны, образуемые для повышения туристического потенциала, наращивания системы лечебно-санаториальных услуг, добычи минералов, подземных вод и других оздоровительных ресурсов. Примеры — краснодарская зона, ставропольская зона, иркутские «Ворота Байкала», бурятская «Байкальская гавань», «Алтайская долина», калининградская «Куршская коса».
  2. Страховые.
  3. Финансовые.
  4. Банковские.
  5. Офшорные зоны — налоговые «убежища» для предпринимателей, осуществляющих деятельность на территориях государств, а регистрацию и налогообложение в пределах офшора. Примеры — Монако, Андорра, Лихтенштейн, множество островов. На федеральном и международных уровнях постоянно предлагаются меры по противостоянию офшорам для пресечения уклонения от уплаты налогов и других экономических преступлений.

Российская история

Свободные экономические зоны воспринимаются мировой теорией как эффективный механизм государственного регулирования.

В России первые СЭЗ стали формироваться в 1990 году, как упоминалось выше, а в дальнейшем более 15 лет образование, наращивание потенциала, жизнеобеспечение и работа этих территориальных комплексов осуществлялись беспорядочно и без четкого планирования и прогнозов.

Такое состояние обуславливалось пробелами в правовой и законодательной основах, беспрерывными расхождениями и конфликтами в позиционировании субъектов России и федерального уровня в части предоставления преференций СЭЗ и полномочий по их администрированию.

На сегодняшний день положения особых экономических зон преобразилось. Прежние противоречия и проблемы решило принятия Федерального закона №116-ФЗ, который четко урегулировал вопросы образования целей и задач, функций и деятельности СЭЗ в Российской Федерации, материального и финансового обеспечения.

В 116-ом законе содержатся:

  • регулирование правоотношений, касающихся СЭЗ;
  • цели образования зон;
  • типовая классификация;
  • требования при формировании СЭЗ;
  • режим налогообложения;
  • администрирование;
  • условия прекращения деятельности зон;
  • и т.д.

В законе не дается подробное изложение налогообложения особых зон, но приводится ссылка на Налоговый кодекс, который вобрал широкие льготы и преференции для СЭЗ и других субъеков.

Участникам зон экспортного производства предоставляются существенные льготы по федеральным налогам, которые могут быть дополнены субъектами Федерации за счет местных налогов:

  • освобождение от налога на прибыль на срок 5 лет со дня регистрации;
  • уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму прибыли, направленной на инвестиции, по истечении 5 лет;
  • снижение на 50% налога на добавленную стоимость на товары собственного производства, реализуемые на территории РФ (тоже на срок 5 лет со дня регистрации);
  • освобождение от НДС услуг по транспортировке товаров.

Появление стройной законодательной основы значительно развило сферу СЭЗ в России и решило прежние трудности функционирования этих систем.

При этом №116-ФЗ принят не так давно, только в 2005 году, следовательно, в данной области еще не укрепилась емкая судебная практика и правовые основы, но такие процессы непременно произойдут в будущем и будут способствовать совершенствованию законодательной базы СЭЗ.

Мировой опыт организации

Согласно статистике последних лет, мировое число СЭЗ по оценкам различных специалистов, ориентирующихся при идентификации зон на разные характеристики, превышает 2000: от свободных портов и городов-государств до технополисов и магазинов льготной торговли.

В США насчитываются более 50 СЭЗ, которые обеспечивают не менее 3% отечественного импорта и почти такой же процент вывоза, в Южной Корее свободных зон не меньше 170.

СЭЗ активно функционируют в большинстве стран, в том числе граничащих с Россией. Например, в Белоруссии каждая административно-территориальная область обеспечена одной СЭЗ: «Брест», «Витебск», «Гродноинвест», «Гомель-Ратон», «Минск», «Могилёв».

Функции

  1. Создание программного обеспечения, средств связи и бытовой электронной аппаратуры.
  2. Разработка и промышленность аналитических приборов.
  3. Цифровое приборостроение, разработка новых летательных аппаратов, исследование различных источников энергии.
  4. Проектирование и изучение микросхем, интеллектуальных систем навигации.

  5. Информационно-коммуникационные, электронные и медицинские технологии, а также создание новых материалов.
  6. Произведение новой бытовой техники с комплектующими к ней.
  7. Выпуск автомобильных компонентов, автобусов, бытовой техники.
  8. Инновационная химическая и иная промышленность.

Более полная информация по свободным экономическим зонам в России представлена ниже.

Поделитесь с друзьями в соц.сетях

Источник: https://investim.info/vidy-i-opredelenie-svobodnyh-ekonomicheskih-zon-sez-v-rossii/

Свободные экономические зоны (СЭЗ)

Виды и определение свободных экономических зон (СЭЗ) в России

Что такое свободные экономические зоны и зачем они нужны?

нажмите для увеличения

Свободными экономическими зонами (СЭЗ) называют отдельно выделенные территории страны, которые обладают льготными валютными, налоговыми, таможенными режимами. В СЭЗ поощряется формирование экспортного капитала и приток иностранного капитала в сферу услуг и промышленность, а также совместная с иностранным капиталом торговая и другая предпринимательская деятельность.

СЭЗ – неотъемлемая на сегодняшний день часть экономических отношений на международном уровне. Эта система отношений прочно закрепилась в мировой хозяйственной практике.

СЭЗ в мировой системе хозяйственных связей представляют собой важный фактор стремительного экономического роста, который достигается за счет различных действий: обмен информацией и технологиями, углубление интеграционных экономических действий, мобилизация инвестиций, активизация международного товарооборота.

Цели образования СЭЗ:

  • создание производства и поставка на внутренний рынок импортзаменяющих товаров, отличающихся высоким качеством;
  • освоение нового опыта работы, организации и управления персоналом, подготовка кадров, отработка различных моделей систем управления экономикой, освоение функционирования отдельных хозяйственных субъектов в среде рынка;
  • активизация быстрого роста экспортного потенциала экономической зоны;
  • мотивация экономического развития регионов, окружающих территорию свободной экономической зоны с использованием иностранных капиталов.

Создание приемлемых условий делает СЭЗ важным фактором в экономическом развитии страны, который помогает ускорить включение национальной экономики в мировые хозяйственные связи, а также простимулировать развитие экономики страны в целом. Фактически СЭЗ выступают в качестве полюсов экономического роста. Это активный инструмент управления внешними экономическими связями на уровне региональной политики и государственном уровне.

Типы СЭЗ с точки зрения функциональности:

  • оффшорные зоны, в которых на специально выделенных территориях организовываются льготные налоговые, валютные, регистрационные и банковские условия для нерезидентов страны;
  • комплексные производственные зоны, которые создаются, прежде всего, на экспортное производство товаров массового потребления, не требующих материалоемких затрат;
  • технополисы и технологические парки, которые создаются с ориентацией на разработку и освоение инновационных технологий;
  • внешнеторговые зоны, где возможно сочетание беспошлинной торговли и развития транспортных, складских услуг и экспортное производство.

Также СЭЗ могут характеризоваться применением на своей территории беспошлинной таможенной территории.

Причины образования СЭЗ

СЭЗ создаются в промышленно развитых странах в регионах с экономической депрессией с целью оживления среднего и мелкого бизнеса и выравнивания таким образом межрегиональных различий.

Предприятия таких регионов получают максимально возможные налоговые льготы.

СЭЗ – инструмент региональной политики, который используется в тех районах стран, где требуется повышение экономического уровня, а также уровня социального развития.

При выборе региона для формирования свободной экономической зоны используют такие критерии, как уровень доходов населения региона и уровень безработицы.

Развивающиеся страны, в отличие от промышленно развитых, делают главный акцент прежде всего на достижение более высокого уровня индустриализации: модернизацию промышленности, привлечение иностранных капиталов, повышение квалификации работников, внедрение новых технологий.

Классификация СЭЗ

Комплексные СЭЗ создают с установлением льготного режима хозяйствования на территориях отдельных административных образований. К ним относят:

  • Особые экономические зоны
  • Территории особого режима
  • Специальные экономические зоны
  • Зоны свободного предпринимательства

Сервисные зоны – территории, обладающие льготными режимами предпринимательской деятельности для организаций и фирм, которые оказывают страховые, финансово-экономические и другие услуги:

  • Туристические услуги
  • Банковские и страховые услуги
  • Офшорные

Промышленно-производственные экономические зоны — это СЭЗ 2-го поколения, которые появились в результате преобразования торговых зон после того, как туда стали ввозить помимо товаров еще и капитал:

  • Экспортно-импортозамещающие
  • Экспортно-производственные
  • Импортозамещающие
  • Промышленные парки
  • Научно-промышленные парки

Технико-внедренческие экономические зоны относят к зонам 3-го поколения (1970-1980-е гг.). Они концентрируют иностранные и национальные исследовательские организации, которые используют единую систему налоговых льгот:

  • Инновационные центры
  • Технопарки
  • Технополисы

Торговые зоны — самая простая форма СЭЗ, которые появились в 17-18 вв. Торговые зоны работают в большинстве стран, но большая их часть располагается в индустриальных странах:

  • Торгово-производственные
  • Свободные порты
  • Бондовые склады
  • Свободные таможенные

Мировой опыт организации СЭЗ

Согласно данным за июль 2006-го года по разным экспертным источникам в мире существует от 1200 до 2000 СЭЗ различных функциональных типов. Динамика темпа СЭЗ в количественном отношении и по общему объему производства продукции в них говорит о большой перспективе данного направления в нашей стране и в мире в целом.

В мировой практике СЭЗ применяются в качестве активного средства управления на государственном уровне. Первые подобные зоны на территории России появились в 1990-м году.

На протяжении более 15 лет шел процесс их формирования и функционирования, который не имел четко отработанной системы.

Виной тому было не только отсутствие законодательной базы, но и постоянная борьба федерального центра с регионами за выгодные льготы для СЭЗ, а также за право управления ими.

Сейчас ситуация претерпела серьезные изменения. Сегодня можно наблюдать развитие принципиально нового этапа в создании и функционировании СЭЗ на территории РФ. Эти изменения связаны с принятым от 22 июля 2005-го года федеральным законом “Об особых экономических зонах в РФ”. Создание данного ФЗ положило начало созданию единой правовой базы и системы функционирования СЭЗ на территории РФ.

Причины формирования СЭЗ на территории РФ:

  • необходимость образования высококвалифицированных рабочих мест;
  • создание и дальнейшее развитие различных отраслей промышленности, в том числе и высокотехнологичных, а также сферы услуг;
  • мотивация регионов страны к экономическому и социальному развитию;
  • привлечение капиталов российских и зарубежных компаний.

Принятый федеральный закон предусмотрел формирование на территории нашей страны СЭЗ 2-х видов: особых технико-внедренческих зон и промышленно-производственных зон.

Также закон предусматривает ведение на территориях СЭЗ лишь таких типов деятельности, которые обговорены законом и предусмотрены постановлением Правительства РФ.

Федеральный закон четко формулирует основные условия налогообложения ОЭЗ, основной из которых гласит о предоставлении максимальных налоговых льгот.

Все участники зон экспортного производства получают значительные льготы относительно федерального налога, которые за счет местных налогов могут дополняться субъектами Федерации:

  • освобождение участников от НДС услуг по транспортировке товара;
  • освобождение участников со дня регистрации на срок 5 лет от налога на прибыль;
  • снижение для участников зоны налога на добавленную стоимость на 50% на продукцию собственного производства, которая реализуются на территории;
  • уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму прибыли, которая вложена в инвестиции, по окончании срока 5 лет.

Надо понимать, что организация и создание необходимой инфраструктуры СЭЗ не может быть произведена без вложений серьезных денежных средств из бюджета.

Основные характеристики ОЭЗ, расположенных на территории РФ

Место расположения ОЭЗСпециализация ОЭЗИнвестиции государства в инфраструктуру ОЭЗ
Санкт-ПетербургРазработки, выпуск аналитических приборов. Выпуск электронной бытовой аппаратуры и программного обеспечения1,5 млрд. руб. (50% из ФБ)
Дубна, Московская областьРазработки альтернативного источника энергии, проектирование и создание новых летательных аппаратов, электронное приборостроение2,5 млрд. руб., (65% из ФБ)
Елабуга, ТатарстанРазвитие высокотехнологического химического производства. Выпуск бытовой техники, автобусов и автомобильных компонентовОколо 1,6 млрд. руб. (49% из ФБ)
ЛипецкВыпуск бытовой техники и комплектующих товаров1,8 млрд. руб. (42% из ФБ)
ТомскВыпуск новейших материалов. Разработки медицинских, электронных и информационно-коммуникационных, технологий1,9 млрд. руб. (70% из ФБ)
ЗеленоградРазвитие высокоинтеллектуальных систем навигации, микросхемОколо 5 млрд. руб. (50% из ФБ)

Идеальная свободная экономическая зона – зона с четкими правилами, имеющая максимальную конкурентную среду и минимальные бюрократические издержки.

Создание и успех развития ОЭЗ на территории России напрямую зависят от того, насколько они будут приближены к этой схеме. Успешное формирование СЭЗ на территории РФ поможет создать в зонах наиболее благоприятный инвестиционный климат.

Авторизация через сервис Loginza:

Источник: http://fincle.ru/svobodnyie-ekonomicheskie-zonyi-sez.html

Понятие, цели и виды свободных экономических зон

Виды и определение свободных экономических зон (СЭЗ) в России

Ключевые слова: особые, свободные, экономические, зоны, ОЭЗ, СЭЗ, сущность ОЭЗ, виды ОЭЗ

Свободная, особая или специальная экономическая зона (сокращённо ОЭЗ или СЭЗ) — ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей. цель создания таких зон — решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач.

Цели создания с точки зрения государства:

привлечение прямых иностранных инвестиций, передовых технологий производства товаров и услуг;

создание новых рабочих мест для высококвалифицированного персонала;

развитие экспортной базы;

импортозамещение;

апробация новых методов менеджмента и организации труда.

Цели создания с точки зрения инвесторов:

освоение новых рынков сбыта;

приближение производства к потребителю;

минимизация затрат, связанная с отсутствием экспортных и импортных таможенных пошлин;

доступ к инфраструктуре;

использование более дешёвой рабочей силы;

снижение административных барьеров;

развитие территории.

ОЭЗ могут быть классифицированы по выполняемым функциям, степени интеграции в экономику и системам предоставляемых льгот.

По функциям

Зона свободной торговли (ЗСТ) — территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории. Внутри проводятся операции по складированию товаров и их предпродажной подготовке (упаковка, маркировка, контроль качества и т. п.).

Промышленно-производственная зона (ППЗ) — часть национальной таможенной территории, внутри которой налажено производство конкретной промышленной продукции; при этом инвесторам предоставляются различные льготы.

Технико-внедренческая зона (ТВЗ) — территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории, внутри которой размещаются научно-исследовательские, проектные, конструкторские бюро и организации. Примеры ТВЗ: технопарки, технополисы.

Туристско-рекреационная зона (ТРЗ) — территория, на которой ведется туристско-рекреационная деятельность — создание, реконструкция, развитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха, развитие и оказание услуг в сфере туризма.

Сервисная зона — территория с льготным режимом для фирм, занятых оказанием финансовых и нефинансовых услуг (экспортно-импортными операциями, операциями с недвижимостью, перевозками)

Комплексные зоны. Представляют собой зоны с льготным режимом хозяйственной деятельности на территории отдельного административного района. Это — зоны свободного предпринимательства в Западной Европе, Канаде, сформированные в депрессивных районах, специальные экономические зоны в Китае, территории особого режима в Аргентине, Бразилии.

По степени интеграции в экономику

Зоны, интегрированныев национальную экономику, ориентированные на развитие связей с отраслями национальной экономики, не входящими в зону, и помогающие решать проблемы экспортного производства, повышение технологического уровня производства, повышение качества продукции, удовлетворение внутренних потребностей.

Анклавные (экспортно-ориентированные) зоны, в которых производство ориентировано на экспорт и пополнение валютной выручки, а связь с внутренней экономикой минимальна.

По системам льгот

Налоговые: налоговые «каникулы» — частичное или полное освобождение инвесторов от уплаты налогов на собственность и имущество, НДС и т. п. (в соответствии с законом об ОЭЗ, вступивший в силу 1 января 2006 года: резиденты ППЗ на пять лет освобождаются от уплаты земельного, имущественного и транспортного налогов, на 4 % (до 16 %) снижается налог на прибыль.)

Таможенные(импорт) — частичное или полное освобождение от импортных пошлин на полуфабрикаты, сырье и т. п., ввозимых для использования внутри зоны;

Таможенные (экспорт) — частичное или полное освобождение от экспортных пошлин на изготовленную внутри зоны продукцию.

Финансовые  — инвестиционные субсидии, государственные льготные кредиты, сниженные ставки на оплату коммунальных услуг и аренду производственных помещений.

Административные — упрощенный порядок регистрации предприятий, упрощенный порядок въезда-выезда иностранных граждан, беспрепятственный вывоз правомерно полученной прибыли иностранными гражданами за рубеж.

Особые экономические зоны — это территории, которые государство наделяет особым юридическим статусом и экономическими льготами для привлечения российских и зарубежных инвесторов в приоритетные для России отрасли.

В России системное развитие особых экономических зон началось в 2005 году, с момента принятия Федерального Закона об ОЭЗ 22.07.2005

Цель создания особых экономических зон — развитие высокотехнологичных отраслей экономики, импортозамещающих производств, туризма и санаторно-курортной сферы, разработка и производство новых видов продукции, расширение транспортно-логистической системы.

На территории ОЭЗ действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности:

  • инвесторы получают созданную за счет средств государственного бюджета инфраструктуру для развития бизнеса, что позволяет снизить издержки на создание нового производства;
  • благодаря режиму свободной таможенной зоны резиденты получают значительные таможенные льготы;
  • предоставляется ряд налоговых преференций;
  • система администрирования «одно окно» позволяет упростить взаимодействие с государственными регулирующими органами.

В России существуют особые экономические зоны четырёх типов:

– Промышленно-производственные зоны или промышленные ОЭЗ.

– Tехнико-внедренческие зоны или инновационные ОЭЗ.

– Портовые зоны.

– Туристско-рекреационные зоны или туристические ОЭЗ.

Кроме того, в Калининградской области с 1991 года действует ОЭЗ (СЭЗ “Янтарь, ОЭЗ в Калининградской области), условия функционирования которой на настоящий момент оговорены в отдельном Федеральном законе № 16-ФЗ от 10.01.2006 г.

Промышленные ОЭЗ

Обширные территории, расположенные в крупных промышленных регионах страны.

Близость к ресурсной базе для производства, доступ к готовой инфраструктуре и основным транспортным артериям — это лишь основные характеристики промышленных (промышленно-производственных) зон, определяющие их преимущества.

Размещение производства на территории промышленных зон позволяет повысить конкурентоспособность продукции на российском рынке за счет снижения издержек.

Промышленные зоны располагаются на территории Елабужского района Республики Татарстан (ОЭЗ «Алабуга») и Грязинского района Липецкой области (ОЭЗ Липецк). 12 августа 2010 года подписано постановление Правительства РФ о создании особой экономической зоны промышленно-производственного типа в Самарской области, территория которой непосредственно примыкает к Тольятти.

В числе приоритетных направлений деятельности промышленных зон производство:

–  автомобилей и автокомпонентов;

–  строительных материалов;

–  химической и нефтехимической продукции;

–  бытовой техники и торгового оборудования.

Инновационные ОЭЗ

Расположение инновационных (технико-внедренческих) ОЭЗ в крупнейших научно-образовательных центрах, имеющих богатые научные традиции и признанные исследовательские школы, открывает большие возможности для развития инновационного бизнеса, производства наукоемкой продукции и вывода ее на российские и международные рынки.

Пакет таможенных льгот и налоговых преференций, доступ к профессиональным кадровым ресурсам наряду с растущим спросом на новые технологии и модернизацию различных отраслей российской экономики делает инновационные ОЭЗ привлекательными для венчурных фондов, а также разработчиков и производителей высокотехнологичной продукции.

Четыре инновационные зоны расположены на территории Томска, Санкт-Петербурга, Москвы и Дубны (Московская область).

Приоритетными направлениями развития инновационных зон являются:

–  нано- и биотехнологии;

–  медицинские технологии;

–  электроника и средства связи;

–  информационные технологии;

–  точное и аналитическое приборостроение;

–  ядерная физика.

Туристические ОЭЗ

Располагаясь в самых живописных и востребованных туристами регионах России, туристические (туристско-рекреационные) ОЭЗ предлагают благоприятные условия для организации туристического, спортивного, рекреационного и других видов бизнеса.

Семь туристических зон располагаются на территории Иркутской области, Алтайского края, Республики Алтай, Республики Бурятия, Калининградской области, Ставропольского края, Приморского края. Еще шесть вновь созданных ОЭЗ располагаются в северо-кавказском федеральном округе.

Портовые ОЭЗ

Портово-логистические особые экономические зоны находятся в непосредственной близости от основных глобальных транзитных коридоров. Их положение позволяет получить доступ к быстрорастущему рынку крайне востребованных портово-логистических услуг как на Дальнем Востоке, так и в центральной части России.

Отличительной особенностью особой экономической зоны на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный» является её близость к предприятиям ульяновского авиационного кластера. Это создаёт предпосылки для развития проектов, связанных с техническим обслуживанием и переоборудованием воздушных судов.

Основное направление развития портово-логистической зоны в Хабаровском крае — формирование современного многопрофильного портового, судоремонтного центра, который опирается на удобное географическое положение и уже существующую инфраструктурную базу.

2 октября 2010 года Премьер-Министр России Владимир Путин подписал постановление № 800 Правительства РФ о создании ПОЭЗ «Мурманск». 26 октября постановление вступило в силу. На территории ОЭЗ «Мурманск» возможно строительство контейнерного терминала, модернизация действующих и возведение новых портовых мощностей по приему, перевалке и погрузке насыпных и наливных грузов.

Кроме того, возможна сборка буровых установок, что имеет большое значение для успешного освоения шельфовых месторождений нефти и газа. Инвесторы портовой ОЭЗ «Мурманск» получат налоговые и таможенные льготы, а также подключения к инфраструктурным объектам. Инвесторам гарантируется неизменность налоговых льгот в течение всего срока существования особой экономической зоны.

ОАО «Особые экономические зоны» — управляющая компания, в ведении которой находятся действующие и вновь создаваемые особые экономические зоны России. Из 24 действующих ОЭЗ 4 специализируются на развитии промышленного производства, 4 на технологических инновациях, 13 на развитии туристско-рекреационного бизнеса, 3 на развитии портово-логистических и транспортных узлов.

ОАО «ОЭЗ» создано в 2006 году, его единственным акционером является государство.

С момента принятия закона об ОЭЗ в 2005 году и до 2010 компания действовала как заказчик строительства инфраструктуры, накопив уникальный для России опыт в этой сфере.

С 2006 года бюджетные вложения на развитие особых экономических зон России составили более 44 миллиардов рублей или порядка $1,5 миллиардов.

С 2006 года по 2010 год в особые экономические зоны России пришло 238 инвесторов из 18 стран, и этот процесс набирает обороты. Среди них есть такие транснациональные гиганты как Yokohama, Isuzu, Itochu, Sojitz, Air Liquide, Bekaert, Rockwool и другие. Объем заявленных резидентами инвестиций — более 150 миллиардов рублей или порядка $ 5 миллиардов.

ОАО «ОЭЗ» привлекает инвесторов из числа крупнейших международных и российских корпораций либо независимых специализированных компаний среднего размера и работает с ними, аккумулируя лучший мировой опыт в области развития и управления особыми экономическими зонами в целях .… читать далее …

Источник: http://newinspire.ru/lektsii-po-mirovoy-ekonomike/ponyatie-tseli-i-vidi-svobodnich-ekonomicheskich-zon-177

Особые экономические зоны России: описание

Виды и определение свободных экономических зон (СЭЗ) в России

Если состояние экономики государства оставляет желать лучшего и является абсолютно непривлекательным для зарубежных инвесторов, то одним из выходов из сложившейся ситуации являются особые зоны, организованные на территории страны. В рамках этих отдельно взятых территорий возможно проведение абсолютно иной промышленной, инвестиционной, фискальной и тарифной политики.

Что такое особые экономические зоны России? Зачем они создаются? Чем привлекательны такие места для инвесторов и какую выгоду несут государству? На эти и другие вопросы попробуем ответить в рамках этой статьи.

Особые зоны

Передовой опыт создания подобных территорий принадлежит, несомненно, европейским странам. Тем не менее Россия тоже имеет в этой сфере довольно серьезный потенциал. На сегодняшний день на территории страны зарегистрировано более двух десятков ОЭЗ.Основные особые экономические зоны России можно разделить на несколько видов:

  • промышленные;
  • туристические;
  • логистические;
  • технологические.

Чуть позже мы поговорим более подробно о видах ОЭЗ. А сейчас расскажем об их местоположении. К особым экономзонам России относятся территории в Карачаево-Черкессии, Адыгее, Кабардино-Балкарии, Дагестане. Сюда же входит и Калининградская область. К вновь создаваемым можно отнести Крымский полуостров.

В этой сфере довольно запутанная терминология. Давайте в ней немного разберемся. Наверняка вы не раз слышали такие выражения:

  • особая экономическая зона;
  • свободная экономическая территория;
  • зона свободной торговли;
  • специальная экономическая зона.

Как же разобраться, что они все означают? Сложного тут ничего нет. Все вышеперечисленное — разные названия одного явления. Исключение тут может составлять разве что зона свободной торговли.

Это понятие также означает свободную территорию, но гораздо меньших размеров. Обычно зоной свободной торговли именуют физически обособленную территорию в морских или воздушных портах, где полностью отсутствует таможенный сбор.

Классический пример — Duty Free.

Цели и условия создания ОЭЗ

Особые экономические зоны России — это целые территории (районы, области, республики), которые обладают особым юридическим статусом. Там действуют свои, льготные экономические условия. Как правило, они чрезвычайно выгодны для отечественных или иностранных инвесторов. Все юрлица, ведущие хозяйственную деятельность на территории ОЭЗ, именуются ее резидентами.

Для создания ОЭЗ необходимо наличие некоторых условий:

  • удачное географическое расположение территории;
  • наличие свободных площадей для развития;
  • развитая инфраструктура;
  • привлечение кадровых ресурсов с достаточной квалификацией;
  • возможность развития межрегиональных и международных связей;
  • существование исторически сложившихся видов деятельности.

Зачем нужны особые зоны

Все особые экономические зоны России призваны решать стратегические задачи. Создание таких территорий способствует как развитию страны в целом, так и улучшению жизни в отдельных ее регионах.С организацией ОЭЗ государство решает такие задачи:

  • создание большого числа новых рабочих мест для граждан, имеющих достаточную квалификацию;
  • привлечение в страну иностранных капиталов;
  • стимулирование отечественных производителей инвестировать средства в передовые технологии, производство, инфраструктуру;
  • удержание интеллектуального потенциала на территории страны;
  • развитие и поддержка отечественного производителя.

Резиденты, участвующие в развитии особых экономзон, также имеют свои преимущества:

  • используют льготное налогообложение для снижения административных и производственных расходов;
  • экономя на различных пошлинах, арендных ставках и прочих платежах, создают более конкурентоспособный продукт;
  • имеют возможность привлекать квалифицированный персонал;
  • увеличивают свою доходную часть за счет минимизации собственных затрат.

Кроме того, строительство инфраструктуры в ОЭЗ государство проводит чаще всего за счет собственных средств. Это также снижает нагрузку на резидентов.

В чем заключается суть оэз?

Как вы уже поняли, все особые экономические зоны России (список их довольно велик) помогают развивать или осваивать новые территории и отрасли хозяйствования. Особый режим создается для предпринимателей с той целью, чтобы они могли в короткие сроки перенастроить свой бизнес под новые условия. Классический пример — Крым.

Это абсолютно новая территория, весь бизнес на которой долгое время был адаптирован под законы Украины. Теперь же предпринимателям нужно время и льготы, чтобы переориентировать его. Поэтому государство снижает налоги, упрощает систему таможенных пошлин, адаптирует систему страхования и упрощает регистрацию.

То же самое происходит и в других регионах.

Льготы

Для резидентов ОЭЗ существуют льготные экономические условия. Например, такие:

  • привилегии в сфере торговли — отсутствие пошлин на импортное сырье или запчасти, если они нужны для производства конечного продукта, а не для перепродажи;
  • инвестиционные льготы и послабления в сфере налогообложения — сниженные ставки налогов или их полное отсутствие, снижение валютного контроля;
  • незначительные ограничения или их полное отсутствие на владение производственными фондами для иностранцев;
  • упрощенные стандарты на оборудование рабочего места, заработную плату, вопросы безопасности и так далее;
  • доступные по цене здания и земельные участки — возможность обустроить склады и производственные помещения на условиях минимальной цены аренды;
  • доступные и недорогие услуги и инфраструктура — субсидии на коммунальные услуги, дешевые газ, вода, электроэнергия, отремонтированные дороги, обеспечение транспортными услугами;
  • сниженные стандарты загрязнения окружающей среды, ее охраны;
  • наличие большого количества дешевой рабочей силы, отсутствие профсоюзов и других организаций трудящихся;
  • открытый доступ к рынкам сбыта – как внутренним, так и внешним;
  • долгосрочное отсутствие налога на прибыль;
  • проведение таможенных процедур прямо на территории предприятия или ускоренное получение разрешений и др.

Виды особых экономических зон

Как мы уже говорили, все зоны с особыми экономическими условиями можно условно разделить на такие виды:

  • промышленно-производственные — представляют собой огромные комплексы, ориентированные на производство большого количества определенной группы товаров;
  • зоны свободной торговли — территории, которые не попадают под юрисдикцию таможенной службы; в таких зонах проводится не только продажа продукции, но и ее хранение, тестирование, упаковка и так далее;
  • туристические — территории с развивающимся туристическим сектором, в которых существуют особые условия для предпринимателей;
  • сервисные — территории, на которых производятся экспортно-импортная и финансовая деятельность, осуществляемая на особых условиях; классический пример — оффшорные зоны;
  • научно-технические, внедренческие — технопарки, районы, где на особых условиях проводятся разработки и научные исследования в той или иной области хозяйствования.

«Алабуга»

Теперь давайте немного подробнее остановимся на некоторых ОЭЗ России. Начнем, пожалуй, с ОЭЗ ППТ «Алабуга». Эта промышленно-производственная зона расположена в Республике Татарстан, недалеко от города Елабуги, всего в 25 км от Набережных Челнов.

Специализация тут довольно разнообразна:

На этой территории зарегистрировано 42 резидента, а всего занято более 4,5 тысячи человек. Площадь зоны — 20 квадратных километров.

Для того чтобы стать резидентом этого комплекса, нужно:

  • зарегистрировать свою фирму на территории Елабужского муниципалитета;
  • подписать договор с руководством ОЭЗ, взяв на себя обязательства внести в свои фонды инвестиции в размере не менее 1 млн евро на протяжение первого года и общие инвестиции за весь период действия договора — не меньше 10 млн евро.

Предприниматели, ставшие резидентами экономической зоны «Алабуга», могут рассчитывать на такие преференции:

  • свободная таможенная зона, в которой иностранное оборудование может размещаться без уплаты НДС и таможенной пошлины;
  • отсутствие экспортной пошлины при вывозе произведенной продукции;
  • полное освобождение от внесения транспортного, земельного налога и других платежей в бюджет республики;
  • ставка налога на прибыль в первые пять лет составляет всего 2 %, вторая пятилетка — 7 %, далее, вплоть до 2055 года — 15,5 %;
  • земельные участки по вполне приемлемой цене, свободный доступ к инженерным коммуникациям, подведенным к границам участка электричество, газ, тепло, канализация;
  • освобождение от налога на имущество и другие преференции.

Оэз «дубна»

Это технико-внедренческая зона, созданная в 2005 году на основании Постановления правительства РФ № 781.

Территория Оэз «дубна» имеет площадь около 200 гектаров и разделена на три участка:

  • городок программистов;
  • площадка нанотехнологий;
  • участок ядерно-физических технологий.

Приоритетными направлениями этой ОЭЗ являются:

  • проектирование сложных техсистем;
  • биотехнологии;
  • сложные медицинские технологии;
  • информационные технологии;
  • композиционные материалы;
  • ядерно-физические и нанотехнологии.

Резидентами этой зоны могут стать как ИП, так и коммерческие организации. Исключение составляют лишь унитарные предприятия и иностранные фирмы. Чтобы стать резидентом Оэз «дубна», нужно зарегистрировать предприятие на территории муниципалитета и заключить с органами управления договор о проведении внедренческой деятельности.

Резиденты этой особой экономической зоны также могут рассчитывать на привилегированные условия в сфере налогообложения и другие виды поддержки. Налоговые льготы могут быть такими:

  • отсутствие НДС при вывозе товаров за рубеж;
  • нулевая ставка налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет до 01.01.2018;
  • 13,5 % — налог на прибыль, подлежащий зачислению в местный бюджет;
  • 14 % — платежи во внебюджетные фонды;
  • 0 % — ставка земельного налога сроком на 5 лет, имущественного налога — на 10 лет, транспортного налога — на 5 лет.

Также резидентам полагаются другие преференции:

  • льготная аренда помещений и земельных участков;
  • бесплатное подключение к инженерным сетям и коммуникациям;
  • ускоренное оформление документов на земельные участки;
  • свободная таможенная зона;
  • высокоскоростные системы передачи данных.

Также резидентам предлагаются условия свободной таможенной зоны, при которых не уплачивается ввозная пошлина на иностранные товары и НДС при вывозе российских.

«Алтайская долина»

ОЭЗ ТРТ «Алтайская долина» — это туристическо–рекреационная территория. Была создана в феврале 2007 года на основании Постановления правительства РФ № 67. Привилегированное положение предусмотрено на 49 лет.

Эта зона расположена в 12 км от города Горно-Алтайска, центра Республики Алтай. Здесь обеспечены новыми рабочими местами около 2,5 тысячи человек. Территория предлагает уникальные возможности для своих резидентов.

Сотрудничество построено на принципах государственного и частного партнерства.

Это означает, что создание всей необходимой инфраструктуры финансируется за счет бюджетных средств, а создание туристических объектов — доля частных инвестиций.

Государство гарантирует значительные административные преимущества:

  • невмешательство в реализацию инвестпроектов;
  • упрощенный формат проверок;
  • режим «одного окна»;
  • оформление аренды на земельные участки с урегулированным правовым статусом.

Инвесторов ждут также и налоговые льготы:

  • 0 % — ставка налога на имущество, а также земельного сбора на протяжении 5 лет;
  • плата за аренду земельных участков — не более 2 % от их кадастровой стоимости;
  • понижение ставки транспортного налога;
  • снижение налога на прибыль до 15,5 %.

«Бирюзовая Катунь»

ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» — еще одна рекреационная и туристическая зона. Она имеет самую большую площадь среди всех существующих — 3326 гектаров.

«Бирюзовая Катунь» позиционируется как первая и наиболее крупная зона природного и экстремального горного туризма, разделенная на две части. Первая — для молодежи.

Тут присутствуют центры горнолыжников, скалолазов, рафтеров, трекеров, молодежный отель и другая адаптированная инфраструктура. Вторая — для состоятельных туристов. Тут комфортабельные и дорогие гостиницы и другие удобства.

Эта экономическая зона, по сути, только начинает свое развитие, но уже имеет значительное количество инвесторов, готовых вкладывать деньги на привлекательных условиях. Ведь резидентам тут также предлагаются льготы и преференции.

«Титановая долина»

ОЭЗ «Титановая долина», создаваемая в Свердловской области, также довольно уникальна. Направление деятельности ОЭЗ — титановая промышленность, эксклюзивная на территории РФ.

Здесь предоставляются существенные льготы предприятиям, ориентированным на выпуск и высокотехнологичную переработку продукции мирового уровня.

Приоритетными отраслями тут считаются переработка титана и производство изделий из него, изготовление оборудования для металлургических комплексов и машиностроения, производство стройматериалов.

«Ульяновск»

ОЭЗ ПТ «Ульяновск» также ориентирована на машино- и приборостроение. Тут в чести такие виды деятельности:

  • приборостроение, производство электроники;
  • авиастроение;
  • техническое обслуживание самолетов;
  • производство электрооборудования;
  • изготовление композиционных материалов;
  • прочие отрасли машиностроения.

В заключение хотелось бы сказать и о предпринимателях-нерезидентах, ведущих свою деятельность на территории той или иной ОЭЗ. Чаще всего они также имеют возможность рассчитывать на часть преференций, предусмотренных для резидентов, поскольку условия их деятельности должны оговариваться с руководством ОЭЗ.

Например, в такой экономической зоне, как Калининградская область, пониженный налог на прибыль распространяется абсолютно на все предприятия, независимо от типа хозяйственной деятельности и группы товаров. Именно поэтому открытие бизнеса является наиболее интересным на территории ОЭЗ. Конечно, если речь идет о заработке.

Источник: http://fb.ru/article/256759/osobyie-ekonomicheskie-zonyi-rossii-opisanie

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.