Цели разработки профстандарта учителя и его важные положения

Содержание

Цели разработки профстандарта учителя и его важные положения

Цели разработки профстандарта учителя и его важные положения

Деятельность педагога, как одна из социально значимых, больше многих других видов работ нуждается в стандартизации. Положения, регулирующие трудовую активность учителей, изложены в специальных чётко сформулированных документах.

Зачем нужен стандарт?

Профстандарт учителя (педагога) принятый правительством Российской Федерации – это документ, содержащий ряд требований, которые позволяют определить уровень квалификации педагога, и способствующий наиболее эффективному выполнению сотрудником учебного учреждения своих обязанностей.

Этот стандарт был установлен приказом №544н Министерства Труда (от 18.10.2013). Одной из основных причин его разработки стало недостаточное соответствие ранее принятых квалификационных норм требованиям более современного этапа.

Полный переход на обновлённый профстандарт должен завершиться до начала 2020 года. То есть, начиная с этого времени, профессиональный стандарт станет основным документом, без учёта которого принять соискателя на работу невозможно.

Новый ПС способствует повышению уровня профессиональной подготовки учителей, что позволяет гарантировать передачу учащимся наиболее актуальных сведений и знаний. Кроме того, этот документ позволяет добиться решения целого ряда задач:

  • установить требования к квалификационному уровню учителей (без учёта конкретной направленности их работы);
  • стимулировать у преподавателей интерес к повышению своего квалификационного уровня;
  • подготовить будущих педагогов необходимым образом и сделать образование наиболее качественным;
  • определить точные критерии, на основании которых будет подбираться педсостав различных образовательных учреждений;
  • сообщить учителям обо всех предъявляемых к ним требованиях заблаговременно;
  • дать работникам дополнительную мотивацию для повышения уровня образованности по стране в целом.

Педагогический стандарт будет задействован сразу в нескольких аспектах трудовой деятельности, в том числе: обеспечение карьерного роста и процесс приёма соискателей на работу.

Обязательно ли его применять

Профстандарт учителя относится к числу ещё нескольких подобных документов, использование которых в учреждениях соответствующего профиля является обязательным. Начало его повсеместного использования на территории РФ было назначено на 01.01.2017 года.

Применение муниципальными или госучреждениями профессиональных стандартов для педагогов осуществляется поэтапно в соответствии с предварительно утверждёнными планами, предназначенными для регуляции процесса их внедрения и использования.

Структура профстандарта

Для составления всех профессиональных стандартов используется единый шаблон, для введения которого Минтруда РФ утвердило приказ №147н от 12 апреля 2013 года. Согласно данному нормативному акту, структура ПС должна включать в себя следующие пункты:

  1. Сведения о профессии (носят общий характер, включают в себя наименование, отнесение к определённым категориям в соответствии с официальной классификацией).
  2. Перечисление трудовых обязанностей с указанием квалификационных уровней или подуровней, которые необходимы для их выполнения.
  3. Расширенная характеристика всех видов трудовых обязанностей, дополненная указаниями на необходимый квалификационный уровень, опыт и образование педагога.
  4. Сведения об организациях, участвовавших в разработке ПС.

Нужно учитывать, что законодательство РФ не запрещает осуществлять местные переработки отдельных положений профессионального стандарта, либо определённым образом дополнять их в соответствии со специфическими региональными особенностями или требованиями отдельных образовательных учреждений.

Важно! Точная форма документа не утверждена на законодательном уровне, поэтому в случае составления профессионального стандарта необходимо ориентироваться на нормы и требования, установленные в региональных и муниципальных правовых актах.

Основные обязанности

Полный перечень обязанностей учителя в соответствии с профстандартом крайне обширен. В число основных его положений входит:

  • активное и продуктивное участие в разработке общеобразовательных программ (с учётом федеральных гособразовательных стандартов);
  • работа над созданием безопасной образовательной среды, обеспечение для учащихся и коллег условий, способствующих сохранению психологического комфорта;
  • ведение деятельности по планированию и реализации учебной деятельности;
  • осуществление регулярного мониторинга степени освоенности преподаваемого учащимся материала;
  • ведение во взаимодействии с другими специалистами работ, посвящённых планированию или изменению содержания образовательных задач (в этом случае обязательно требуется учитывать возраст и особенности развития детей);
  • следование рекомендациям психологов, дефектологов, логопедов при работе с учащимися, которые испытывают сложности в понимании и освоении образовательной программы;
  • работа над развитием компетенций, которые имеют значение для поднятия профессионального уровня педагога.

Только соблюдение всех вышеперечисленных пунктов позволит гарантировать успешное решение всех возникающих в процессе осуществления педагогической деятельности задач.

Установленные требования к квалификации

Требования, устанавливаемые педагогическим профстандартом, имеют сразу несколько различных направленностей:

  • необходимые для осуществления трудовой деятельности знания и умения;
  • опыт работы по соответствующей специальности;
  • личностные характеристики учителей.

ПС предполагает, что стандарты для учителей с разным уровнем квалификации будут отличаться. Кроме того, особые требования предъявляются учителям, преподающим математику или русский язык, поскольку сдача этих предметов в форме ЕГЭ является обязательной.

Документы для скачивания (бесплатно)

Какие компетенции обязательны для учителя

ПС учителя устанавливает для сотрудников, работающих по данной специальности, следующие компетенции:

  • наличие высшего педагогического образования, а также возможностей для повышения квалификационного уровня с сохранение прежней вовлечённости в трудовую деятельность;
  • наличие полных знаний по предмету, излагаемому в соответствии с утверждённой министерством программой;
  • навык планирования уроков, составления их конспектов, анализа их результативности, корректировки в случае обнаружения ошибок;
  • применение необычных методов обучения, которые не вписываются в классический вариант понятий, определяющих виды педагогических воздействий;
  • реализация индивидуального подхода к работе с учащимися, которые имеет нестандартные способности к обучению;
  • умение оценивать уровень знаний (свой и учеников) максимально объективно.

Чтобы способствовать повышению эффективности воспитательного процесса учитель также должен уметь:

  • использовать различные формы воспитательных работ в ходе учёбы и в процессе проведения внеклассных занятий;
  • обеспечивать регуляцию деятельности учеников, их поведенческих реакций;
  • правильно пояснять ученикам всю важность и необходимость получения знаний;
  • поощрять процесс формирования внутригрупповой системы самоуправления;
  • регулярно и плодотворно взаимодействовать со специалистами других профилей (логопедами, психологами и т.д.);
  • обсуждать с учащимися не только образовательные, но и определённые личные вопросы;
  • понимать возрастные особенности развития подопечных.

Если речь идёт об учителе начальных классов, то перечень компетенций дополняется следующими пунктами:

  • знание специфических особенностей перехода от игровой деятельности к учебной;
  • умение организовать учебные действия таким образом, чтобы дети воспринимали информацию максимально эффективно;
  • способность максимально располагать к себе детей, вызывать у них доверие;
  • наличие готовности к несению ответственности за достижения обучающихся школьников;
  • выстраивать учебный процесс с чётом индивидуальных особенностей учеников.

В случае с воспитанниками дошкольного возраста необходимо особо выделить способность специалиста к осуществлению результативного взаимодействия с родителями или иными законными представителями ребёнка.

Более подробную информацию возможно узнать, просмотрев внимательно вебинар о внедрении и использовании профстандарта педагога.

Поделитесь с друзьями в соц.сетях

Источник: https://investim.info/celi-razrabotki-profstandarta-uchitelya-i-ego-vazhnye-polozheniya/

Профессиональный стандарт педагога

Цели разработки профстандарта учителя и его важные положения

Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования.

Профессиональный стандарт педагога предназначен для установления единых требований и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приёме на работу и при аттестации, планирования карьеры; для формирования должностных инструкций и разработки федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования

В работе над проектом концепции и содержания профессионального стандарта педагога приняли участие заслуженные педагоги, ведущие представители экспертного сообщества.

Рабочую группу по разработке концепции и содержания профессионального стандарта педагога возглавил Е.А.

Ямбург, директор Центра образования № 109 города Москвы, член Общественного совета при Министерстве образования и науки Российской Федерации.

Очевидно, что повсеместное введение профессионального стандарта педагога не может произойти мгновенно, по команде сверху. Необходим период для его доработки и адаптации к нему профессионального сообщества. В связи с этим к документу прилагаются рекомендации по процедуре внедрения профессионального стандарта учителя

Профессиональный стандарт педагога.

Источник: http://107.dou-rf.ru/2016/10/17/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%82-%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B0/

Профессиональные стандарты

Цели разработки профстандарта учителя и его важные положения
Подробности Категория: Профессиональные стандарты Дата публикации Администратор 108611

В настоящее время в России осуществляется масштабное обновление национальной системы квалификаций работников и формирование системы профессиональных стандартов, затрагивающее практически все отрасли российской экономики и социальной сферы. Планируется, что в ближайшем времени профессиональные стандарты заменят привычные для всех квалификационные справочники. 

До 2015 г. Правительство РФ планирует разработать до 800 стандартов (в текущем 2013 году – более 300), которые станут основой для расчета тарифных ставок и систем оплаты труда работников.

Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов утверждены Постановлением Правительства РФ №23 от 22 января 2013 г. в соответствии с п.1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

Координация разработки профстандартов в Правительстве РФ поручена Министерству труда и социальной защиты РФ, утвердившему:

Организация разработки и обсуждения профессиональных стандартов инженера-радиоэлектронщика  и специалиста почтовой связи  поручена Санкт-Петербургскому государственному университету телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича (СПбГУТ).

Презентация СПбГУТ «Формирование системы профессиональных стандартов: основание, принципы,процедура»

Что такое  «профессиональный стандарт»?

Профессиональный стандарт (ПС) является ключевым механизмом саморегулирования рынка труда. Он представляет собой многофункциональный нормативный документ, устанавливающий в рамках   конкретного вида (области) профессиональной деятельности требования:

  • и качеству труда;
  • к условиям осуществления трудовой деятельности;  
  • к уровню квалификации работника;  
  • к практическому опыту, профессиональному образованию и обучению, необходимому для соответствия  данной квалификации. 

ПС состоит из структурных единиц, каждая из которых относится к определенному квалификационному уровню и содержит описание:

  • необходимых знаний и умений;
  • уровня ответственности и самостоятельности;
  • уровня сложности выполняемой трудовой функции.

Официально понятие профессионального стандарта введено в Трудовой кодекс РФ и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании» Федеральным законом N 236-ФЗ от 03.12.2012 г. «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ.

Статья 195.1 ТК РФ

Понятия квалификации работника, профессионального стандарта

Квалификация работника — уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Практическое применение профессионального стандарта

  • Для работодателя – формулировка требований  к работникам;
  • Для работника – оценка соответствия имеющихся у него компетенций требованиям рынка труда и конкретного работодателя;
  • Для системы профобразования –   разработка образовательных стандартов  и программ, соответствующих  требованиям рынка труда.

Кроме того, что наличие разработанных профессиональных стандартов позволит сформировать принципиально новый классификатор профессий для конкретного вида экономической деятельности/области профессиональной деятельности, в процессе разработки ПС у работников и работодателей происходит обновление и уточнение содержания трудовой деятельности.

ПС позволяют контролировать профессионализм работников, поддерживать и улучшать стандарты качества в определенной области деятельности.

Поскольку профессиональный стандарт является тем профессиональным минимумом, которому должны соответствовать все работники и руководители отрасли, он может быть использован в качестве основы для создания  корпоративных  стандартов/стандартов предприятия и должностных обязанностей. При этом возможно расширение или уточнение функций работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также прав и ответственности работников на предприятии/в компании.

Профессиональный стандарт является основой для определения профессионального уровня и совершенствования профессиональных компетенций работников и их сертификации.

Требования профессионального стандарта используются при составлении образовательных стандартов и программ и учебно-методических материалов, а также при выборе форм и методов обучения в системе  профессионального образования и внутрикорпоративного обучения персонала.

Основные этапы разработки ПС

  • формирование Экспертной группы из представителей отрасли
  • формирование базового перечня функций
  • разработка проекта функциональной карты и первичного списка знаний, умений и ключевых компетенций, необходимых для последующего опроса/анкетирования;
  • разработка анкеты для опроса руководителей и ведущих специалистов-экспертов предприятий отрасли, включающей в себя проект функциональной карты, а также первичный список знаний, умений и ключевых компетенций,
  • организация и  проведение опроса предприятий;
  • обобщение данных анкетирования для разработки проекта профессиональных стандартов;
  • подготовка проекта профессионального стандарта;
  • обсуждение проекта профессиональных стандартов в широком профессиональном сообществе;
  • доработка проекта профессиональных стандартов с учетом результатов обсуждения;
  • согласование, экспертиза и представление проекта профессиональных стандартов на утверждение в Минтруд РФ

Принять участие в обсуждении профессионального стандарта

ИНЖЕНЕРА-РАДИОЭЛЕКТРОНЩИКА 

СПЕЦИАЛИСТА ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ

Источник: https://www.sut.ru/home/hide/professionalnye-standarty

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.