Методика проведения специальной оценки условий труда по Приказу №33н
33н методика проведения специальной оценки условий труда
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014 г. N 33н
«Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению»
С изменениями и дополнениями от:
20 января, 7 сентября 2015 г., 14 ноября 2016 г.
В соответствии с частью 3 статьи 8, частью 1 статьи 10, частью 3 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (Российская газета, 30 декабря 2013 г., N 6271) приказываю:
Методику проведения специальной оценки условий труда согласно приложению N 1;
Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов согласно приложению N 2;
форму отчета о проведении специальной оценки условий труда согласно приложению N 3;
инструкцию по заполнению формы отчета о проведении специальной оценки условий труда согласно приложению N 4.См. также приказ Роструда от 2 июня 2014 г. N 199 «Об утверждении Рекомендаций по организации и проведению проверок соблюдения требований Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» организациями, уполномоченными на проведение специальной оценки условий труда»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 марта 2014 г.
Регистрационный N 31689
Утверждена Методика проведения специальной оценки условий труда.
Методика устанавливает обязательные требования к 4 процедурам, последовательно реализуемым в рамках оценки. Это идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, исследования (испытания) и измерения таких факторов, отнесение условий труда к классу (подклассу) по степени вредности и (или) опасности, оформление результатов оценки.
Идентификация включает в себя выявление и описание имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов; сопоставление и установление совпадения имеющихся факторов с классификатором вредных и (или) опасных факторов, принятие решения о проведении исследований (испытаний) и измерений последних, оформление результатов.
Исследованиям (испытаниям) и измерениям подлежат фактические значения вредных и (или) опасных факторов, которые идентифицированы.
Условия труда относятся к классу (подклассу) с учетом степени отклонения фактических значений вредных и (или) опасных факторов от нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и продолжительности их воздействия на работника в течение рабочего дня (смены).
Результаты оценки оформляются в виде отчета.
Утвержден Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов. Он содержит 5 разделов: физические факторы, химический фактор, биологический фактор, тяжесть трудового процесса, напряженность трудового процесса.
Утверждены форма отчета об оценке и инструкция по ее заполнению. Отчет оформляется организацией, проводившей оценку.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014 г. N 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 марта 2014 г.
Регистрационный N 31689
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликованияТекст приказа опубликован в «Российской газете» от 28 марта 2014 г. N 71
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Минтруда России от 14 ноября 2016 г. N 642н
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа
Приказ Минтруда России от 7 сентября 2015 г. N 602н
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа
Приказ Минтруда России от 20 января 2015 г. N 24н
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа
Методика проведения специальной оценки условий труда по Приказу №33н
Специальная оценка условий труда (СОУТ) – понятие в законодательстве РФ относительно новое, введенное Федеральным законом №426-ФЗ в 2013 году.
Что такое методика проведения СОУТ
Источник: http://amvtrade.ru/info/novosti/33n-metodika-provedenija-specialnoj-ocenki-uslovij/
Методика проведения СОУТ
Порядок проведения специальной оценки условий труда изложен в методике проведения СОУТ, которая утверждена приказом Минтруда от 24.01.2014 № 33н и представляет собой обязательную процедуру, которая состоит из этапов:
- идентификации;
- анализа выявленных вредных факторов;
- классификации рабочего места по результатам исследования;
- оформления заключения.
Специальная оценка условий труда не проводится в отношении:
- надомников;
- дистанционных и работников, которые заключили трудовые договора с работодателями не юридическими лицами.
Методика СОУТ 33н с изменениями
Методика проведения СОУТ 33н с изменениями на 2019 год представляет собой дополненный документ по сравнению с первоначальной редакцией 2014 года. Основные дополнения:
Полностью переработан пункт 29 Методики, существенно расширив принципы отнесения воздействий биологических факторов на определение условий труда.
Введены новые III и IV группы патогеннов биологических вредных и опасных факторов.
В классификаторе вредных и опасных факторов из общей группы патогенных микроорганизмов в отдельную группу выделены условно-патогенные микроорганизмы.
Для работников метрополитена и другого персонала трудящегося под землей выделены вредные производственные факторы по искусственному освещению.
Изменения не затронули периодичность проведения специальной оценки условий труда, она по прежнему составляет 5 лет.
Подготовка к проведению СОУТ
Организация проведения специальной оценки условий труда определяется статьей 9 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.
Подготовка к проведению специальной оценки условий труда может начинаться либо с формирования комиссии, либо с выбора организации, которая будет непосредственно проводить СОУТ (в принципе эта последовательность не важна). В любом случае ответственность за организацию проведения СОУТ возложена на работодателя, который обязан:
Шаг. 1. Заключить договор
Работодателю необходимо заключить гражданско-правовой договор с организацией, правомочной проводить СОУТ (требования к таким организациям изложены в статье 19 Федерального закона № 426-ФЗ).
Шаг 2. Создать комиссию
Работодатель своим приказом обязан образовать и возглавить комиссию по СОУТ, в состав которой должны войти:
- председатель — представитель работодателя (у ИП — лично ИП);
- специалист по охране труда (если такого в штате нет — придется заключить договор со сторонним специалистом);
- представители профсоюза (если есть, если профсоюза нет — включать не надо);
- другие специалисты работодателя по его усмотрению.
Количество членов комиссии вместе с председателем должно составлять нечетное количество.
Представители организации, которая будет непосредственно проводить СОУТ в число членов комиссии не входят.
Работодатель определяет сроки проведения спецоценки условий труда своим приказом и графиком.
Шаг 3. Утвердить график
В график включается перечень рабочих мест, на которых будет произведена идентификация потенциально опасных факторов.
График СОУТ целесообразно утвердить приказом.
После проведения изложенных мероприятий можно приступать непосредственно к проведению самой процедуры.
Порядок проведения СОУТ
Согласно методике проведения СОУТ все замеры и исследования осуществляет организация, с которой у работодателя заключен договор. Сам работодатель только присутствует при замерах и может:
- требовать обоснования соответствующих результатов;
- обжаловать результаты в федеральную инспекцию труда.
Кроме того, работодатель обязан:
- предоставить представителям организации необходимые им сведения, которые могут характеризовать условия труда на рабочих местах, включенные в график проведения спецоценки;
- никаким образом не мешать представителям организации осуществлять замеры и исследования.
Поэтому данный раздел освещает порядок действий специалистов и экспертов приглашенной организации, которые хоть формально и включены в состав комиссии, но действуют самостоятельно.
Первый этап. Идентификация
Согласно методике при проведении идентификации учитываются:
- характеристики оборудования и сырья, используемые в трудовом процессе;
- результаты ранее проведенных исследований и измерений;
- случаи производственного травматизма или профессиональных заболеваний;
- предложения самих работников.
Перечень факторов, подлежащих идентификации, формируется комиссией на основании государственных нормативов по охране труда.
Идентификация осуществляется экспертом приглашенной организации и проводится путем выявления и сравнения наименований выявленных факторов, факторам, изложенных в классификаторе к Приказу 33 н.
Если вредных или опасных факторов не выявлено, эксперт фиксирует этот факт в заключении, а сведения об условиях труда на данном рабочем месте подлежит внесению в декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям.
Идентификация не проводится в отношении рабочих мест, которые:
- включены в списки, по которым осуществляется досрочное назначение пенсии по возрасту;
- при поступлении на работу, устанавливаются специальные льготы и компенсации;
- уже были идентифицированы, как имеющие вредные или опасные производственные факторы.
Второй этап. Исследования
Если эксперт обнаруживает совпадения по наименованиям, он признает их вредными или опасными и назначает проведение исследования на предмет их фактическим величинам.
Такое исследование проводится испытательными лабораториями, аккредитованными установленным порядком.
Результаты таких исследований оформляются специальными протоколами, которые должны содержать:
- полное наименование организации, проводящей СОУТ, ее регистрационный номер, сведений об аккредитации;
- номера протокола (должен быть на каждой странице вместе с номером страницы);
- полное наименования работодателя включая его местонахождение;
- индивидуальный номер рабочего места, наименование должности, профессии или специальности работника, занятого на данном рабочем месте;
- наименования вредного или опасного фактора и другие сведения, предусмотренные пунктом 16 Методики 33н.
Третий этап. Классификация
Классификация или отнесение того или иного вредного производственного фактора производится опять же экспертом приглашенной организации и проводится в отношении:
- химических, биологических и виброакустических факторов;
- аэрозолей;
- параметров микроклимата;
- световой среды;
- ионизирующих и неионизирующих излучений;
- интенсивности и напряженности трудового процесса;
- комплекса воздействующих факторов.
Вся классификация производится на основании специальных формул, изложенных в разделе IV методики, утвержденной приказом 33н, и по подразделяется на четыре класса:
- оптимальный;
- допустимый;
- вредный (включает четыре подкласса);
- опасный.
Результаты отнесения формируются в соответствии с Приложениями к разделу IV на основании соответствующих нормативных величин.
Работодатель в свою очередь может потребовать снижения класса отнесения условий труда на рабочем месте, например, если его работники используют эффективные средства индивидуальной защиты, прошедшие обязательную сертификацию, условия труда (в зависимости от конкретных величин) могут быть признаны вредными не 4 степени, а скажем 2 степени.
Методика снижения класса вредности утверждена приказом Минтруда от 05.10.2014 № 976н.
Четвертый этап. Заключение
Результаты специальной оценки условий труда оформляются в виде отчета (Приложение № 3 к методике 33н) в строгом соответствии со статьей 15 закона 426-ФЗ.
Отчет составляет организация, проводившая СОУТ.
Отчет подписывают все члены комиссии.
Отчет утверждается председателем комиссии.
Член комиссии, который не согласен с результатами спецоценки имеет право написать особое мнение, которое необходимо приложить к отчету.
Со дня утверждения отчета работодатель обязан:
- в течение трех рабочих дней уведомить организацию, проводившую СОУТ;
- не позднее 30 дней ознакомить работников с результатами проведенной спецоценки под роспись;
- не позднее 30 дней разместить, при наличии сайта в сети Интернет, сведения о результатах проведения СОУТ и перечне мероприятий по улучшению условий по охране труда.
Периодичность проведения СОУТ
Специальная оценка условий труда бывает:
- периодическая;
- внеплановая.
Периодическая спецоценка проводится один раз в пять лет в отношении уже проверенных рабочих мест. Течение срока начинается со дня утверждения отчета.
Внеплановая проводится, при:
- вводе в эксплуатацию вновь созданных рабочих мест;
- изменении технологического процесса, который может оказать влияние на уровень воздействия вредных факторов;
- получении письменного предписания от государственной инспекции по труду;
- смене применяемых СИЗ и др. причинах и др.
В данном случае у работодателя есть четко установленные сроки для проведения СОУТ, которые составляют 12 (в первых двух случая) и 6 месяцев (для всех остальных случаев, изложенных в статье 17 Федерального закона 426-ФЗ).
В любом случае, СОУТ необходимо планировать, в том числе финансово. Для этих целей целесообразно разработать график проведения СОУТ, назначить ответственных должностных лиц и утвердить сроки указанных мероприятий.
Штраф за отсутствие СОУТ
В случае не проведения специальной оценки условий труда согласно статье 5.27.1 КоАП, на работодателя налагается штраф от 60 000 до 80 000 рублей за каждое рабочее место для юридических лиц.
При повторном нарушении работодатель будет оштрафован от 100 000 до 200 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток для юридических лиц.
Разногласия
Все спорные ситуации по вопросу проведения и результатов СОУТ уполномочена рассматривать федеральная инспекция труда.
Источник: https://clubtk.ru/metodika-provedeniya-sout
Приказ 33 н специальная оценка условий труда
В соответствии с частью 3 статьи 8, частью 1 статьи 10, частью 3 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (Российская газета, 30 декабря 2013 г., N 6271) приказываю:
Утвердить:
— Методику проведения специальной оценки условий труда согласно приложению N 1;
— Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов согласно приложению N 2;
— форму отчета о проведении специальной оценки условий труда согласно приложению N 3;
— инструкцию по заполнению формы отчета о проведении специальной оценки условий труда согласно приложению N 4.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 марта 2014 г.
Регистрационный N 31689
Приложение N 1
к приказу Министерства трудаи социальной защиты РФ
от 24 января 2014 г. N 33н
I. Общие положения
1. Настоящая Методика устанавливает обязательные требования к последовательно реализуемым в рамках проведения специальной оценки условий труда процедурам:
1) идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов;
2) исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов;
3) отнесению условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов;
4) оформлению результатов проведения специальной оценки условий труда.
II. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов
2. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (далее соответственно — вредные и (или) опасные факторы, идентификация) включает в себя следующие этапы:
1) выявление и описание имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов;
2) сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утверждаемым в порядке, установленном Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (Российская газета, 30 декабря 2013 г., N 6271) (далее — классификатор);
3) принятие решения о проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов;
4) оформление результатов идентификации.
3.
Идентификация осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда (далее — эксперт). Результаты идентификации утверждаются комиссией по проведению специальной оценки условий труда, формируемой в порядке, установленном Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — комиссия).
4. Выявление на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов осуществляется путем изучения представляемых работодателем:
технической (эксплуатационной) документации на производственное оборудование (машины, механизмы, инструменты и приспособления), используемое работником на рабочем месте;
технологической документации, характеристик технологического процесса;
должностной инструкции и иных документов, регламентирующих обязанности работника;
проектов строительства и (или) реконструкции производственных объектов (зданий, сооружений, производственных помещений);
характеристик применяемых в производстве материалов и сырья (в том числе установленных по результатам токсикологической, санитарно-гигиенической и медико-биологической оценок);
деклараций о соответствии и (или) сертификатов соответствия производственного оборудования, машин, механизмов, инструментов и приспособлений, технологических процессов, веществ, материалов, сырья установленным требованиям;результатов ранее проводившихся на данном рабочем месте исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов.
Указанные в настоящем пункте документация и материалы предоставляются работодателем при их наличии.
Выявление на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов может также проводиться путем обследования рабочего места путем осмотра и ознакомления с работами, фактически выполняемыми работником в режиме штатной работы, а также путем опроса работника и (или) его непосредственных руководителей.
5. Сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором, производится путем сравнения их наименований.
Сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочем месте химических факторов с химическими факторами, предусмотренными классификатором, производится путем сопоставления их химических названий по международным классификациям, синонимов, торговых названий, идентификационных номеров и других характеристик, идентифицирующих химическое вещество.
6. Имеющиеся на рабочем месте факторы производственной среды и трудового процесса признаются идентифицированными вредными и (или) опасными факторами в случае совпадения их наименований с наименованиями факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных классификатором.
Все вредные и (или) опасные факторы, которые идентифицированы на рабочем месте, подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям в порядке, установленном главой III настоящей Методики.
7.
При несовпадении наименований имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с наименованиями факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных классификатором, экспертом фиксируется в своем заключении отсутствие на рабочем месте вредных и (или) опасных факторов.
8. В случае, если вредные и (или) опасные факторы на рабочем месте не идентифицированы, условия труда на данном рабочем месте признаются комиссией допустимыми, а исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов не проводятся.
В отношении рабочего места, на котором вредные и (или) опасные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, работодателем подается декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в порядке, установленном Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
9.
Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям, формируется комиссией исходя из государственных нормативных требований охраны труда, характеристик технологического процесса и производственного оборудования, применяемых материалов и сырья, результатов ранее проводившихся исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, а также исходя из предложений работников (часть 2 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.
Методика проведения специальной оценки условий труда
Подготовка и принятие методики проведения специальной оценки условий труда (СОУТ) требуется для своевременного выявления опасных/вредных факторов на рабочих местах сотрудников, которые влияют на их здоровье. Это необходимо для разработки мер по их защите, подготовки спецодежды и обуви, а также иных средств, нейтрализующих негативное воздействие на производственных площадях предприятия.
СОУТ является комплексов специальных действий, направленных на выявление опасных факторов в техпроцессе или окружающей среде и определения степени их опасности для здоровья трудящихся.
Исходя из установленных законодательством правил, такая проверка производится раз в пять лет, за исключением случаев возникновения на предприятии несчастного случая или профзаболевания.
Тогда проверка производится внепланово.
Для организации спецоценки работодателю необходимо привлечь стороннюю организацию, имеющую необходимые разрешительные документы для проведения такого рода работ. При этом на проверяемом предприятии создается комиссия, несущая ответственность за достоверность собранных данных и утвержденных результатов.
В п.2. ст.8 Закона №426-ФЗ за работодателем закрепляется обязанность своевременного проведения СОУТ. При этом не имеет значения форма собственности или вид деятельности.
Исключением являются только лица, не использующие наемных работников в процессе реализации своей хозяйственной деятельности.Кроме того, в данном Законе утвержден закрытый перечень лиц, которые также не обязаны проводить проверку. К ним относятся:
- Лица, работающие на дому или дистанционно;
- Работники, заключившие трудовой договор не с юр. лицом.
Методика СОУТ №33н с изменениями
Процедура и правила проведения СОУТ закреплены в специально разработанной методике, утвержденной приказом Минтруда №33н от 24.01.2014г. В ней закреплен порядок проведения необходимых действий для выявления и определения степени опасности производственных факторов. Данная процедура включает в себя 4 основные этапа:
- Идентификация;
- Исследование выявленных негативных условий;
- Классификация степени их опасности, исходя из утвержденного законодательством перечня;
- Оформление заключения по итогам проведенной проверки.
На данный момент 33н методика проведения специальной оценки условий труда существенно отличается от своей первоначальной редакции. Многие её положения были дополнены или изменены, исходя из практики применения конкретных норм. К примеру, п.
29 данной Методики был переработан, вследствие чего расширились принципы определения степени воздействия биологических факторов на условия работы сотрудников.
Также были добавлены новые патогенные биологические группы, а для граждан, трудящихся под землей к вредному производственному воздействию было приравнено длительное нахождение под искусственным освещением.
Подготовка к проведению спецоценки
Подготовительный этап СОУТ начинается с донесения информации о нем до трудового коллектива предприятия.
Сотрудники предупреждаются о том, что будет проведена проверка, и они могут внести свои предложения относительно оценки условий работы. Их следует оформить в письменном виде и передать руководству.
Также на данном этапе работодатель выбирает несколько служащих, которые войдут в специальную комиссию, и назначает председателя этой группы.
После проведения разъяснительной работы работодатель утверждает порядок проведения СОУТ и состав комиссии, о чем издает соответствующий приказ или распоряжение.
Проверка начинается с составления списка всех рабочих мест, которые будут проходить оценку. Необходимо учитывать, что согласно Закону №426-ФЗ производственные места, не имеющие негативных факторов воздействия или имеющие допустимые условия, подтвержденные СОУТ ранее, не требуют проведения повторных проверок, кроме исключительных ситуаций.
В готовом перечне производственных площадок, которые будут проходить оценку включается такая информация:
- Данные о сотрудниках, работающих на этих местах;
- Наименование должности;
- Обозначение проверяемой площадки;
- Используемая техника, оборудование;
- Информация о проведенных медосмотрах, выплаченных компенсациях;
- Предполагаемые виды негативных факторов воздействия на служащих.
Процесс организации СОУТ закреплен ст.9 Закона №426-ФЗ. Согласно нему подготовительный процесс может начинаться как с формирования спец. комиссии, так и с выбора сторонней организации, которая будет проводить проверку. В данном случае поочередность данных действий значения не имеет.
Этап. 1. Оформление и подписание договора
Если работодатель уже выбрал организацию, которая имеет разрешительные документы на проведение СОУТ и будет выполнять проверку на этом предприятии, ему необходимо подготовить гражданско-правовой договор на выполнение данных работ. При этом необходимо учитывать, что исполнитель должен соответствовать требованиям, выдвигаемым к нему ст.19 Закона №426-ФЗ.
Договор оформляется в двух экземплярах и после его подписания один из них остается у работодателя, а второй передается организации-исполнителю.
Этап 2. Создание комиссии
В состав комиссии зачастую входит 5-7 человек, так как согласно требованиям Закона, их число должно быть нечетным. Среди них:
- Председатель – в качестве него может выступать как представитель работодателя, так и он рам (в случае с ИП – он лично);
- Специалист по ОТ – таковым может быть как сотрудник предприятия – если таковой есть в штате, так и сторонний специалист – если у работодателя его нет.
- Представители профсоюзного органа – если такового в организации нет, то можно не включать их в комиссию.
- Иные работники, на усмотрение руководства фирмы.
Представители организации, проводящей проверку, в состав оценочной комиссии не включаются. Они работают отдельно и проводят необходимые действия для изучения условий труда.
Этап 3. Утверждение графика
Заказчик самостоятельно определяет график проведения необходимых мероприятий и сроки их выполнения для своевременной сдачи декларации соответствия, закрепляемые приказом по предприятию. Работодатель несет полную ответственность за организацию и проведение СОУТ.
График должен содержать список всех трудовых площадок, на которых будут осуществляться замеры и исследования с целью выявления негативных факторов воздействия. На его основании далее будет проходить сама процедура проверки.
Порядок осуществления СОУТ
В соответствии с методикой №33н все мероприятия, необходимые для исследования условий труда на местах производятся организацией-исполнителем, с которой у работодателя заключен соответствующий договор. Руководитель фирмы-заказчика в процессе их выполнения имеет право:
- Присутствовать при проведении замеров и исследований;
- Требовать предоставления обоснования сделанных выводов;
- Обжаловать итоги оценки в Федеральную ИТ.
С другой стороны работодатель обязан не препятствовать проведению необходимых действий специалистами приглашенной организации, а также предоставить все данные, которые нужны им для их осуществления.
Эти правила касаются и приглашенных специалистов, которые включены в состав комиссии, но производят необходимые действия самостоятельно.
Первый шаг. Проведение идентификации рабочих мест
Согласно положениям методики, утвержденной приказом Минтруда №33н, при осуществлении идентификации в расчет берутся:
- Характеристики материалов и оборудования, применяемого в процессе выполнения сотрудниками их должностных обязанностей;
- Итоги сделанных ранее исследований и замеров;
- Возникновение несчастных случаев и проф. заболеваний на предприятии;
- Письменные предложения трудящихся фирмы.
Идентификация осуществляется экспертом организации-исполнителя, с которой у работодателя заключен договор на выполнения СОУТ. Она производится путем выявления негативных факторов и их сопоставления с тем, которые закреплены в классификаторе к Приказу№33н.
Если на рабочих местах специалистом не было выявлено вредных или/и опасных условий, то данный факт фиксируется в итоговом отчете и должен быть внесен в декларацию соответствия.
Идентификации не подлежат площадки:
- Включенные в перечень дающих право на досрочное получение пенсии по возрасту;
- В отношении которых, при послаблении трудящегося на работу, устанавливаются доп. льготы и компенсации;
- Во время предыдущей СОУТ идентифицированные как имеющие опасные/вредные условия труда.
По итогам проведенных мероприятий специалист составляет отчет и передает его комиссии, принимающей решение о необходимости осуществления замеров и исследований на местах, имеющих угрозу здоровью сотрудников предприятия.
Если в процессе идентификации условиям на одном или нескольких рабочих местах будет присвоен 4-й класс опасности, то работодатель обязан в десятидневный срок сообщить об этом в Федеральную ИТ, направив копию протокола в отдел, работающий по региону, где расположено предприятие.
Второй шаг. Исследования и замеры
Если в процессе идентификации рабочих площадок эксперт приглашенной организации обнаружит совпадение по наименованию вредных факторов, с теми, что указаны в классификаторе, то по ним должно быть назначено проведение замеров. Это необходимо для определения их фактической величины и степени воздействия.
При проведении исследований специалистами организации-исполнителя, рекомендуется присутствовать и членам комиссии по СОУТ для того, чтобы на всех этапах контролировать:
- Исправность приборов;
- Соблюдение режима эксплуатации оборудования и техники;
- Правильность проведения замеров и соответствие их технологий, установленным законодательствам требованиям;
- Внесение в отчет корректных данных и результатов исследований.
При необходимости проведения исследований в лабораторных условиях, образцы должны быть направлены в специальные учреждения, получившие аккредитацию для проведения такого рода действий в установленном законом порядке. Результаты таких анализов оформляются в отдельный протокол, передаются работодателю и прикладываются к итоговому отчету.
Третий шаг. Классификация негативных факторов
Классификация факторов воздействия производится также приглашенным экспертом и осуществляется в отношении:
- Внутреннего микроклимата на рабочем месте;
- Световой среды;
- в воздухе аэрозолей;
- Биологических, химических и виброакустических факторов;
- Ионизирующих и неионизирующих излучений;
- Степени напряженности рабочего процесса;
- Различных комплексов воздействующих факторов.
Полная классификация содержится в 4-м разделе методики 33н и включает в себя 4 основные группы по степени их опасности: оптимальный, допустимый, вредный (содержит 4 дополнительные подкласса) и опасный.
Работодатель со своей стороны имеет право требовать понижения уровня опасности условий при использовании его сотрудниками эффективных средств индивидуально защиты, прошедшими соответствующую сертификацию.
Четвертый шаг. Подведение итогов
По результатам произведенных действий, а также на основании замеров и исследований, в соответствии с приложением №3 к методике 33н, должен быть подготовлен специальный отчет. Он оформляется организацией, проводившей проверку, согласно правилам, закрепленным в ст.15 Закона №426-ФЗ.
После его заполнения данный документ должен быть подписан всеми членами комиссии и утвержден её председателем. В случае несогласия со сделанными выводами, члены комиссии имеют право изложить своё мнение в письменной форме и приложить его к отчету.
С момента утверждения отчета работодатель обязан в течение 3-х суток уведомить об этом организацию-исполнителя.
Кроме того, в течение 30-ти суток он должен ознакомить с ним сотрудников предприятия под роспись, а также при наличии официально сайта, разместить на нем результаты СОУТ и перечень мероприятий, направленных на улучшение условий ОТ. На основании отчёта, подготавливается на направляется в Госинспекцию по труду декларация соответствия.
Периодичность осуществления СОУТ
Исходя из установленных современным законодательством правил, СОУТ может производиться планово и внепланово. В первом случае она осуществляется раз в пять лет в отношении уже прошедших оценку рабочих мест.
Внеплановая в свою очередь организовывается при:
- Введении новых трудовых мест;
- Внесении изменений в техпроцесс, которые могут оказать воздействие на уровень негативных факторов;
- Получении соответствующего предписания от ГИТ;
- Изменении используемых СИЗ;
- Возникновении несчастного случая на фирме или профзаболевания у сотрудника;
- Иные причины, предусмотренные действующим законодательством.
Штраф за не проведение СОУТ
При отсутствии СОУТ на предприятии или его несвоевременном проведение, в отношении нарушителя могут быть применены меры админ. Взыскания по ст. 5.27 и ст.5.27.1 КоАП.
При этом вторая норма является специальной, регулирует нарушения связанные именно с порядком проведения СОУТ и предусматривает наложение штрафных санкций на работодателя в размере 60-80 тыс. руб.
за каждое рабочее место не прошедшее оценку.
При повторном выявлении нарушений эта сумма увеличивается до 100-200 тыс. руб. Кроме того, в данном случае к фирме или ИП может быть применена такая мера воздействия как приостановление деятельности сроком до 90 дней.
Источник: https://vse-o-trude.ru/metodika-provedeniya-specialnoj-ocenki-uslovij-truda/