Основные риски при предоставлении автомобилей сотрудникам
Командировка на своей машине риски fdfhbb

Таким образом, во время рассмотрения ДТП автоинспекцией желательно прибытие на место аварии представителя компании или юридического лица, что позволяет грамотно подготовиться и защитить законные права.
Наглядный пример ДТП со служебным транспортом Когда сотрудник компании попадает в аварию без страхового полиса или если водитель в него не вписан, дополнительной ответственности избежать не удастся.
По требованиям КоАП за недобросовестное соблюдение страхового права на собственника автомобиля налагают ответственность. В итоге получается, что в случае с ДТП на служебном транспорте со страховщиками разбираются представители компании, в которой работает водитель.
Командировка на личном автомобиле в 2017-2019 годах (особенности)
С 01.01.2016 некоторые документы, оформляемые по этому поводу ранее, были отменены. Так, теперь нет нужды в обязательном порядке оформлять:
- командировочное удостоверение;
- служебное задание;
- отчет о командировке.
Кроме того, отменена обязанность вести журнал учета командированных работников.
Конкретная форма приказа законом не утверждена. При этом предприятия предпочитают использовать унифицированные формы приказа № Т9 (о направлении работника в командировку) либо № Т9а (о направлении группы работников в командировку), утв.
служащего, должность и наименование отдела, где он работает, пункт прибытия (страна, город, фирма), срок командировки (в календарных днях), начальную и конечную даты поездки, цели, фирму, которая несет расходы.
Приказ заверяется представителем руководства фирмы.
Ниже пример стандартного приказа по форме № П-9, разработанной в организации: Согласно нововведениям законодательной базы, действующим с января 2019 года больше нет необходимости в командировочном удостоверении.Путевой лист составляется с использованием унифицированных форм либо по образцу, утвержденному руководством фирмы.
Работник попал в ДТП на автомобиле организации
Страховая выплата по ОСАГО — 120 000 руб.
По решению суда ООО «Московская экспедиция» возместило потерпевшей стороне разницу между общей суммой понесенных ею расходов и полученной страховой суммой. Автомобиль ООО «Московская экспедиция» также был поврежден. Стоимость восстановительного ремонта составила 50 000 руб.
Бухгалтер ООО «Московская экспедиция» сделал в учете следующие записи: ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 76
- 30 000 руб. — отражена в составе внереализационных расходов сумма ущерба, подлежащая возмещению потерпевшей стороне;
ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51
Дтп на служебном автомобиле
Несмотря на массу преимуществ, присущих транспортным средствам, стоит отметить тот факт, что машина является источником опасности и может оказывать негативное воздействие на здоровье и жизнь окружающих.
Обратите внимание! Не во всех аварийных ситуациях вина заключается в несоответствующих закону действиях водителя, практике известны случаи, когда причиной ДТП являлись неисправности автомобиля, наличие поломок, в результате чего лицо, управляющее транспортом, не смогло самостоятельно справиться с управлением, и произошла авария.
При совершении возмещение ущерба ложиться на плечи предприятия.
Расходы на служебные командировки: налоговые риски
Дело в том, что лица, работающие в организации по гражданско-правовым договорам, не являются работниками этой организации.
Они не состоят с ней в трудовых отношениях, т.е. между ними и организацией не заключен трудовой договор.
Стало быть, расходы на их поездки не подпадают под действие пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ. Такие выводы сделаны в Письме УМНС России по г.
Москве от 27 сентября 2004 г.
N 28-11/62835.При направлении в служебную командировку трудовой закон гарантирует работнику компенсацию произведенных расходов. Для работодателя же это означает возникновение дополнительных расходов.
И перед ним закономерно встает вопрос: можно ли включить понесенные затраты на командировку работника в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли?
Ответ на этот вопрос нужно искать в налоговом законодательстве.Согласно пп.
Компенсация стоимости личного автомобиля после аварии в служебной командировке
Во-вторых, нужны документы, подтверждающие, что автомобиль привлекался для выполнения служебных обязанностей (Вы ведь могли и на автобусе или поезде поехать), почему именно машина? Поэтому шансов довольно мало.
06 Октября 2014, 18:49 Ответ юриста был полезен? + 0 — 0 Уточнение клиента Возможно доказать, что воспользовалась автомобилем в связи с тем, что необходимо было выполнить проверки по графику? Что по приказу, о том что в квартал требовалось проверить все магазины, а их в городе порядка 70 шт.
и в области такое количество? Что на общественном транспорте просто физически не было бы возможности выполнить работу. При чем служебный транспорт в компании не предоставляется.07 Октября 2014, 07:23 Все услуги юристов в Москве Гарантия лучшей цены – мы договариваемся с юристами в каждом городе о лучшей цене.
Гражданско правовая ответственность при дтп на служебном авто
22 Марта 2012, 11:07
500 стоимость вопросавопрос решён Ответы юристов (8)
- получен гонорар 33%ЮристОбщаться в чате Если автомобилем управлял работник, а собственником автомобиля является его работодатель, то ответственным будет работодатель, независимо от того, в рабочее время ли причинен вред, или же водитель совершал «левый рейс», важно, что работодатель сам доверил эту машину работнику. Статья 1068. Ответственность юридического лица или гражданина за вред, причиненный его работником 1.
Юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
Но вы как работодатель имеете права на основании статья 1081 ГК воспользоваться правом регресса к лицу, причинившему вред т.е.
Основные риски при предоставлении автомобилей сотрудникам
Проиграв в трех инстанциях, ЦБ РФ выиграл дело в Президиуме ВАС РФ, который пришел к выводу, что для квалификации несчастного случая на производстве как страхового имеет значение лишь то, что событие произошло в рабочее время и в связи с выполнением действий, обусловленных трудовыми отношениями.
Таким образом, следуя логике суда, даже при использовании личного автомобиля по собственной инициативе, но по заданию работодателя, работник может требовать признания ДТП несчастным случаем на производстве.
При предоставлении автомобиля работодатель должен быть готов к тому, что при попадании работника в ДТП существует высокая вероятность того, что происшествие должно будет подлежать расследованию и учету в соответствии со ст.
Источник: http://domzalog.ru/komandirovka-na-svoej-mashine-riski-fdfhbb-66644/
2 вопроса о Служебном Автомобиле в Личных Целях

Эксплуатация служебного автомобиля в любой организации завязана на ведении путевой документации. Использование служебного автомобиля в личных целях многих специалистов ставит в тупик.
Это связано с тем, что сразу появляются сомнения, как правильно вести путевую документацию и надо ли вообще вести путевые листы при использовании в личных целях.
И самые распространенные вопросы на эту тему звучат так:
- Есть ли разница в использовании служебного автомобиля в рабочих и личных целях?
- Необходимы ли для этого дополнительные документы или пометки в путевом листе при личном использовании с разрешения руководства?
…Прочитайте полезную статью до конца, а затем возвращайтесь сюда. Я предлагаю вам стать пользователем нашего нового ресурса, где собраны видео-статьи. Например «Нужен ли директору путевой лист если его авто…»
Переходим ЗДЕСЬ
СЛУЖЕБНЫЙ АВТОМОБИЛЬ ИЛИ ВСЕ-ТАКИ ЛИЧНЫЙ?
Есть заслуживающая внимание аналитическая статья на «Гарант-сервисе» (официальный партнер компании ГАРАНТ в Липецке и Липецкой области), но сразу скажу, что данная статья, хоть и подкреплена судебной практикой, но она однобоко рассматривает этот вопрос.
Вопрос о служебном автомобиле в личных целях и как оформить этот момент рассматривается, только с точки зрения налоговых органов. И вопрос по оформлению путевого листа, например, рассматривается без учета еще одного очень важного момента — это требования обеспечения безопасности дорожного движения.
Бухгалтер не знает, что на путевом листе завязаны три мероприятия по обеспечению БДД, поэтому выводы, которые делаются в этой статье задают неправильный вектор поведения. Обращаются внимание на такие моменты:
- путевой лист можно оформлять на любой срок — от одного дня до одного месяца;
- компании могут выбирать, какую форму путевого листа им использовать: унифицированную или разработанную самостоятельно.
Первый момент очень сильно радует организации: как хорошо, можно выписать путевой лист на месяц. С точки зрения налоговых органов можно, а с точки зрения надзорных органов (транспортная инспекция, УГАДН) нельзя, потому что в путевом листе служебного автомобиля должны ежедневно проставлятся отметки о предрейсовом медосмотре.
А также ежедневно должны проставляться отметки специалиста ответственного за техническое состояние автомоблией при выпуске на линию. К тому же в путевом листе должен прослеживаться режим труда и отдыха водителя каждую смену (потому что есть ограничения).
И это относится не только к штатному водителю, но и к директору, если он сам управляет служебным автомобилем. Поэтому давайте рассмотрим вопрос служебного автомобиля немного в другой плоскости.
- К сведению! Если вы эксплуатируете служебные автомобили, то законодатель требует обеспечить безопасность дорожного движения (БДД). Для вас и/или вашего специалиста запущена новая онлайн Программа-содействие. Участие в ней абсолютно бесплатное.
Подробнее…
ЕСТЬ ЛИ РАЗНИЦА В КАКИХ ЦЕЛЯХ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ
Конечно разница есть. Рассмотрим в качестве примера коммерческую организацию. Деятельность ее направлена на извлечение прибыли. И любой автомобиль приобретенный или взятый в аренду, будет рассматриваться налоговым органом либо как объект с помощью которого извлекают прибыль (перевозка на сторону), либо он необходим для работы организации в целом (перевозка для служебных нужд).
Есть 3 (три) варианта для анализа:
- эксплуатация для личных целей;
- эксплуатация для служебных целей и (если есть необходимость) для личных целей;
- Эксплуатация для служебных целей.
Третий вариант я не рассматриваю, потому что в этом случае все понятно (обозначил для полноты).
Что касается первого варианта, то он категорически исключается по одной простой причине. Налоговая принимает обоснованное списание топлива только на расходы деятельности компании. На личное использование списание топлива не происходит (будут проблемы с налоговой).
Поэтому заполнение путевого листа на личные цели бессмысленно.
Оно бессмысленно потому, что даже если вы выпишите отдельный путевой лист и водитель заправит за свой счет служебный автомобиль, то бухгалтерия его не сможет приобщить, так как он ничего общего с расходами на организацию не имеет. В итоге у вас возникнет пробел между показаниями спидометра (он же крутится). Этот пробел лишний повод для надзорных органов задавать неудобные вопросы.
Теперь о втором варианте (самом распространенном). Чтобы совместить использование служебного автомобиля в рабочих и личных целях есть выход. Но сразу скажу выходом это назвать сложно, потому что сам процесс хоть и соответствует всем требованиям законодательства и надзорных органов, но является абсолютно не пригодным ввиду его трудоемкости.
Итак, начнем с того что спидометр на автомобиле крутится постоянно (если вы конечно не Кулибин, и не сделали отдельный тумблер на него). Километраж на спидометре и километраж в путевом листе служебного автомобиля должен быть одинаковым — это аксиома.
Также, к слову говоря, аксиомой является и то, что остаток в баке по путевому листу должен быть не больше чем объем бака автомобиля. Иначе встает вопрос, а где водитель возит излишки?
И теперь перед нами стоит задача: как сделать так, чтобы пробел в километраже по спидометру, который вы накрутили при личном использовании, не выпал из документооборота бухгалтерии, а также документооборота транспортного отдела.
Выход (если это можно так назвать) есть. Нужно документально оформлять передачу автомобиля водителю, который будет его использовать в личных целях с фиксацией спидометра. Таким документом является акт приема-передачи автомобиля (кстати образец этого документа есть в Пакете Готовых Шаблонов).
Да, да. В этом случае составляется акт приема-передачи автомобиля каждый раз когда служебный автомобиль передается сотруднику для использования в личных целях. Составляет этот акт и контролирует его наполнение не один водитель, как вы знаете, а ответственный за техническое состояние и эксплуатацию (совместно с водителем, конечно).
Но, если вы думаете, что это все. То нет. Если речь идет о водителе, то мало каждый раз составлять акт приема-передачи автомобиля. Необходимо основание для его передачи, потому что акт является конечным документом при передаче автомобиля.
Таким документом является договор аренды (или субаренды если он уже в аренде). Вы спросите для чего он нужен? Здесь есть 2 (два) момента:
- момент выгоды для коммерческой организации;
- момент обеспечения БДД.
На счет коммерческой выгоды, вы должны понимать, что коммерческая организация не может работать себе в убыток, и даже не может работать безвозмездно, то есть в «0». Опять будут вопросы у налоговой.
Поэтому возмездный договор аренды должен быть, хотя бы на минимальную символическую сумму.
На счет обеспечения БДД. Вы должны понимать, что если водитель взял автомобиль в личное пользование и попал в ДТП с пострадавшими, то вы всегда можете сказать, что водитель был не на служебном задании (вот приказ о предоставлении выходного дня, вот договор аренды, вот акт приема-передачи).
- К сведению!Для специалистов, ответственных за обеспечение БДД, у нас есть готовое решение, которое немедленно упакует вашу работу на 100%. Это Пакет Готовых Шаблонов (более 90 форм, образцов и шаблонов), который успешно прошел реальные надзорные проверки.
Подробнее…
ИТОГ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ЛИЧНЫХ ЦЕЛЯХ
Краткий итог, какие же документы должны быть, чтобы можно было использовать служебный автомобиль в личных целях:
- Приказ о предоставлении выходного дня (если используется в рабочее время);
- Договор аренды (субаренды);
- Акт приема-передачи.
А теперь представьте, если у вас водитель или специалист по несколько раз в неделю (если не за день) использует служебный автомобиль в личных целях.
И каждый раз возникает необходимость правильно оформлять все документы. Именно поэтому я сразу обозначил, что этот вариант совсем не подходит для практического применения.
Хотя для редких (разовых) случаев именно так и надо оформлять все документы.
НЕУЖЕЛИ ВСЕ ТАК ПЛОХО?
Как бы плохо это не казалось, но в этой ситуации нужно просто определиться и сделать выбор.
Есть 3 (три) варианта:
- Либо вы ставите табу на личное использование;
- Либо вы даете в личное пользование на определенное время, и водитель едет за счет организации и вы это никак не отражаете, принимая на себя все риски (если с ним или с кем-то что-то произойдет);
- Либо, как говорится, специалист (или водитель) «выписывает» авто. Официально делается Приказ (если необходимо), разовый договор с официальной передачей авто с фиксацией состояния, спидометра и остатка в баке.
- Внимание!У нас единственное в России обучение по БДД, которое проводится при нашей экспертной поддержке на базе собственного образовательного учреждения. Это дистанционное обучение по всей России с выдачей Диплома установленного образца. А также Бонусы от нас бесплатно.
Подробнее…
ВЫВОД:
- Ситуация конечно интересная. Использование служебного автомобиля в личных целях практикуется везде. И, как правило, все действуют по второму варианту. А какой выберете вы? Жду комментариев.
…Время от времени появляется очень актуальный и интересный материал или ценное предложение. Оставьте свой E-mail, чтобы быть в курсе и держите себя в теме последних событий. Подписная форма НИЖЕ.
Источник: http://trans-co.ru/?p=5860
Как выгоднее оформить использование сотрудником своего автомобиля (новая редакция)

Плюсы:
- Учет всех расходов на автомобиль без каких-либо ограничений.
Минусы:
- Необходимость уплаты налога на прибыль по договору;
- Риски доначисления налога на прибыль;
- Необходимость заключения дополнительного договора;
- Работник не получает дополнительного вознаграждения;
- Необходимость оформления кадровой документации на управление транспортным средством (ТС).
Первый вариант предполагает заключение с работником-автовладельцем договора безвозмездного пользования машиной.
Соответственно, транспортное средство переходит во владение организации и находит отражение в ее бухгалтерском учете (как и арендованное имущество, оно учитывается за балансом, т.к. право собственности сохраняется за сотрудником — ст. 689 ГК РФ).
Факт владения имуществом дает следующие преимущества: фирма может учитывать расходы на горюче-смазочные материалы (ГСМ), а также расходы по текущему и капитальному ремонту (ст. 695 ГК РФ, подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Кроме того, в расходы на законных основаниях можно включить оплату технического обслуживания, страхования, мойки, парковки и т п. То есть фактически расходы учитываются так же, как и по собственным автомобилям (ст. 695 ГК РФ, подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).В точности таким же, как и по собственному транспорту будет и документальное оформление данных расходов. Для их учета помимо договора ссуды потребуются путевые листы, документы, подтверждающие приобретение ГСМ, оплату услуг по страхованию и т п.
Но не все так безоблачно. Безвозмездное получение права пользования имуществом рассматривается контролирующими и судебными органами как безвозмездное получение имущественного права (см. письмо Минфина России от 19.04.10 № 03-03-06/4/43, п.
2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.05 № 98). Значит, у организации возникает необходимость включить стоимость этого использования во внереализационные доходы (п. 8 ст. 250 НК РФ). Но это всего лишь особенность договора.
А главный риск заключается в том, что точно определить размер этого дохода и, следовательно, точно рассчитать налог на прибыль невозможно. Ведь для этого НК РФ предлагает использовать механизмы определения рыночных цен, которые четкостью и однозначностью не отличаются.
Так что, какую сумму налога не заплати, всегда останется почва для споров.
Теперь давайте посмотрим, что при ссуде происходит с налогами и взносами, касающимися собственника транспортного средства.
Очевидно, что налога на доходы физических лиц в данном случае не возникает, поскольку никаких выплат в пользу сотрудника не производится (договор ссуды — безвозмездный).
По той же причине (выплат по договору не производится) данный договор не порождает обязательств, связанных с уплатой страховых взносов. Но даже если бы они и производились, взносов все равно бы не было.
Ведь согласно пункту 3 статьи 7 Закона № 212-ФЗ* выплаты и иные вознаграждения, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, связанных с передачей в пользование имущества, взносами не облагаются.
Надо отметить, что заключение договора ссуды не исключает возможности использования сотрудником автомобиля и в свободное от работы время. Но для этого нужно будет оформить кадровую документацию. В частности, приказ по организации, на основании которого управлять данным автомобилем поручается работнику, являющемуся его собственником.Кроме того, желательно указать в приказе (или в ином внутреннем документе организации), что машина не обязательно должна храниться в месте нахождения организации. Это позволит сотруднику забирать машину после работы и на выходные дни.
Правда, если планируется делать это постоянно, лучше зафиксировать данное положение непосредственно в договоре, а каждую передачу машины из рук в руки фиксировать актом с указанием показаний одометра, количества топлива в баке и результатов внешнего осмотра автомобиля.
Это поможет избежать проблем с учетом топлива, израсходованного сотрудником во внерабочее время, снимет вопросы по «внеплановому» пробегу и поспособствует урегулированию спорных вопросов, если во время такой «увольнительной» с автомобилем что-то случится.
Вариант 2. Аренда
Плюсы:
- Учет всех расходов на автомобиль без ограничений;
- Работник получает дополнительное вознаграждение.
Минусы:
- Необходимость заключения дополнительного договора;
- Необходимость оформления кадровой документации на управление ТС;
- Риск доначисления страховых взносов, если автомобилем управляет собственник;
- Вознаграждение сотруднику облагается НДФЛ.
Если вы планируете выплачивать работнику вознаграждение за использование личного автомобиля, то договор ссуды не подходит. Ведь по нему никаких выплат быть не может. Максимум, что допускает договор, так это выдачу денег на топливо под отчет.
В такой ситуации можно воспользоваться вторым вариантом и оформить договор аренды автомобиля (ст. 633, 643 ГК РФ). По нему арендатор также может учесть расходы на ГСМ, ремонт, техосмотр и страховку.
Но для этого в договор аренды нужно включить положения о том, что расходы по ремонту (с указанием его типа — текущий, капитальный), техническому обслуживанию и страхованию несет арендатор (ст. 644, 646 ГК РФ, подп. 10 п.
1 ст. 264 НК РФ).
Обратите внимание, что в нашем случае (сотрудник использует свой личный автомобиль в служебных целях) следует заключать договор аренды без экипажа (ст. 642 ГК РФ). Дело в том, что передавать в аренду автомобиль с экипажем может только лицо, заключившее с водителем трудовой договор (абз. 2 п. 2 ст. 635 ГК РФ).
Очевидно, что при аренде авто у собственного сотрудника это условие невыполнимо — иначе сотрудник должен будет заключить трудовой договор сам с собой. В то же время, законодательство не запрещает закрепить арендованную машину за работником-собственником, издав соответствующий приказ по организации (правда, в этом случае существует риск начисления страховых взносов, т.к.
при проверке данный договор могут переквалифицировать в договор аренды транспортного средства с экипажем).
Сама же арендная плата взносами не облагается. Основание — уже упоминавшийся пункт 3 статьи 7 Закона № 212-ФЗ, где сказано, что выплаты и иные вознаграждения, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, связанных с передачей в пользование имущества, взносами не облагаются.
При этом арендная плата является доходом сотрудника (подп. 4 п. 1 ст. 208 НК РФ), при выплате которого организация должна удержать НДФЛ (ст. 226 НК РФ).
Вариант 3. Компенсация
Плюсы:
- Не нужно заключать дополнительный договор;
- Не нужно издавать кадровый документ о поручении сотруднику управлять ТС;
- Работник получает дополнительное вознаграждение;
- Выплаты не облагаются НДФЛ и взносами.
Минусы:
- Ограниченный размер компенсации, которую можно учесть в расходах;
- Возможны споры по вопросу учета расходов на ГСМ, ремонт и техосмотр;
- Возможны риски признания выплат объектом обложения НДФЛ и взносами.
В ситуации, когда работнику необходимо не только компенсировать стоимость ГСМ, но и выплачивать вознаграждение за использование личного транспорта, возможен еще один вариант оформления документов. Он отличается простотой, т.к. в данном случае не нужно заключать какой-либо договор.
Достаточно будет служебной записки сотрудника и приказа по организации.
Дело в том, что статья 188 Трудового кодекса говорит, что если сотрудник использует при работе свое имущество, и это происходит с согласия и ведома работодателя, то организация обязана возместить сотруднику расходы, связанные с использованием имущества и выплатить компенсацию за его использование, износ (амортизацию).
Но, применяя этот вариант, нужно учитывать, что максимальный размер компенсации (именно компенсации, а не оплаты ГСМ и прочих расходов!), который можно учесть при налогообложении прибыли, ограничен (подп. 11 п. 1 ст.
264 НК РФ, постановление Правительства РФ от 08.02.02 № 92). Например, за легковое авто с двигателем объемом до 2000 куб. см. компенсация, учитываемая в расходах, не может быть больше 1200 руб. в месяц.А для более мощных авто — 1500 руб. в месяц.
А вот НДФЛ и взносами компенсация не облагается независимо от того, в каком размере она выплачивается. Ведь ни статья 217 НК РФ, ни статья 9 Закона № 212-ФЗ не содержат каких-либо ограничений по размеру компенсаций (см. письмо Минфина России от 31.12.10 № 03-04-06/6-327 и определение ВАС РФ от 05.08.11 № ВАС-8118/11).
Не облагаются «зарплатными» налогами и суммы, выплачиваемые сотруднику для компенсации его расходов на ГСМ, ремонт и техосмотр, т. к. они не являются вознаграждением и не образуют доход работника. При этом данные суммы в полном размере учитываются в расходах. Для них в Налоговом кодексе каких-либо лимитов не установлено (п. 49 ст.
264 НК РФ). Правда, Минфин считает, что затраты на ГСМ, техническое обслуживание и текущий ремонт уже учтены при расчете предельных размеров компенсации (письмо от 16.05.05 № 03-03-01-02/140).
Однако такой подход противоречит статье 188 ТК РФ, которая предусматривает два вида выплат сотруднику, использующему свое имущество в интересах работодателя.
Однако такой вариант оформления, как выплата компенсации, не лишен рисков. Риск возникает в ситуации, когда работник использует в служебных целях автомобиль, собственником которого, согласно данным ГИБДД, является другое лицо.
То есть, проще говоря, с ситуацией, когда работник управляет автомобилем «по доверенности». Последние разъяснения Минфина исходят из того, что в подобном случае суммы, выплачиваемые сотруднику, нельзя считать компенсацией, выплачиваемой на основании статьи 188 ТК РФ.
А значит, такая выплата должна облагаться НДФЛ и взносами (см. письмо Минфина России от 21.09.11 № 03-04-06/6-228).
Такой подход, кстати, налагает дополнительные обязанности на организацию и в той ситуации, когда сотрудники используют для работы свои собственные автомобили. Ведь Минфин требует, чтобы в организации были документы, подтверждающие, что работник, получающий компенсацию, является собственником автомобиля. А значит, у работников нужно требовать ПТС и снимать с него копию.Надо отметить, что, на наш взгляд, подобный подход Минфина не соответствует логике законодателя. В статье 188 ТК РФ намеренно использован термин «личное», а не «собственное».
Мы считаем, что это сделано именно для того, чтобы без лишних формальностей отделить имущество, принадлежащее работнику, от имущества организации. И при этом совершенно неважно, на каком именно праве принадлежит имущество сотруднику. Главное, что оно не принадлежит организации.
Минфин же, на наш взгляд, искажает логику законодателя, подменяя понятия. Понятно, что отстаивать свою правоту при наличии подобного письма Минфина, организации придется в суде.
Поэтому, если сотрудник пользуется автомобилем «по доверенности», а организация не хочет втягиваться в разбирательства, то ей стоит избрать другой способ оформления использования автомобиля сотрудника в служебных целях.
* Федеральный закон от 24.07.09 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Источник: https://www.Buhonline.ru/pub/beginner/2012/6/6156
Основные риски при предоставлении автомобилей сотрудникам

Будет ли ДТП признано несчастным случаем на работе, если оно произошло в рабочее время, но не при исполнении обязанностей.
Внимание! Вы находитесь на профессиональном сайте для юристов по трудовому праву и специалистов по кадрам. Для чтения статьи может потребоваться регистрация.
В последнее время многие компании стали предоставлять работникам корпоративные автомобили для служебного пользования.
Такая привилегия получила распространение, несмотря на то, что в законодательстве отсутствует процедура предоставления транспортных средств сотрудникам, работающим по трудовому договору.
Большинство компаний, передающих автомобили работникам, не имеет соответствующего локального акта (положения), и при возникновении различных вопросов стороны не знают, как себя вести.
В настоящей статье рассматриваются основные вопросы, которые должны быть предусмотрены в политике предоставления служебных автомобилей (далее – Политика).
См. также Как заключить трудовой договор с водителем
Полезные документы
Основные вопросы, возникающие при предоставлении автомобиля работникам, – это охрана труда и негативные последствия, связанные с риском признания ДТП несчастным случаем на производстве.
До сих пор несчастный случай на производстве не имеет единого толкования.
Часто суды признают несчастными случаями только те ДТП, которые происходят на транспорте работодателя в рабочее время либо на транспорте, который используется с его ведома и поручения на основании подтверждающих этот факт документов. Но есть исключения.
| Судебная практика1.Центральный банк РФ длительное время судился с ФСС РФ, требуя признать несчастным случаем ДТП с работником, который отправился на личном транспорте по заданию работодателя. Проиграв в трех инстанциях, ЦБ РФ выиграл дело в Президиуме ВАС РФ, который пришел к выводу, что для квалификации несчастного случая на производстве как страхового имеет значение лишь то, что событие произошло в рабочее время и в связи с выполнением действий, обусловленных трудовыми отношениями. |
Таким образом, следуя логике суда, даже при использовании личного автомобиля по собственной инициативе, но по заданию работодателя, работник может требовать признания ДТП несчастным случаем на производстве.
При предоставлении автомобиля работодатель должен быть готов к тому, что при попадании работника в ДТП существует высокая вероятность того, что происшествие должно будет подлежать расследованию и учету в соответствии со ст.
228 ТК РФ.
Аттестация автомобиля как рабочего места
Кроме того, у компаний часто возникают вопросы о необходимости аттестации автомобиля как рабочего места и организации предрейсовых медицинских осмотров работников, использующих транспортные средства для выполнения своих должностных обязанностей.
Если использование работником служебного автомобиля не входит в его должностные обязанности и отсутствует условие о разъездном характере работы, то представляется, что необходимость аттестации автомобиля отсутствует.
Это объясняется тем, что нормативные акты, регулирующие вопросы аттестации, ссылаются на рабочее место.
Рабочим является место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя2.Согласно критериям и классификациям условий труда все рабочие места делятся на постоянные (работник тратит более 50% рабочего времени в течение дня или более двух часов непрерывно) и непостоянные (менее 50% рабочего времени или менее двух часов непрерывно). При этом оценке подлежат все рабочие места3.
Очевидно, что у работника в должности водителя рабочим местом будет являться автомобиль, а у сотрудника отдела кадров – нет. При предоставлении автомобиля в пользование рекомендуется указать, что транспортное средство передается работнику в качестве материального стимулирования, и компания не требует его обязательного использования в рабочее время.
Организация предрейсовых медицинских осмотров работников
Согласно требованиям законодательства юридические лица, осуществляющие деятельность по эксплуатации транспортных средств, обязаны организовывать и проводить медицинские предрейсовые осмотры водителей4.
Неопределенность этого требования связана с тем, что законодатель не дает определения понятию «водитель»: непонятно, это конкретная должность работника или водителем признается любое лицо, управляющее автомобилем?
Из анализа арбитражной практики следует, что мнения по этому вопросу различны. Одни суды исходят из того, что требование о проведении медицинских осмотров распространяется только на компании, осуществляющие перевозку грузов и пассажиров5; другие суды считают, что если в организации имеется водитель, а на балансе находятся транспортные средства, то осмотры должны регулярно проводиться6.
В то же время существует вероятность получения предписания от Госавтодорнадзора об устранении нарушений законодательства и необходимости проведения процедуры предрейсовых осмотров.
В свою очередь, работодатель может обратиться в суд для оспаривания такого предписания.
Как показывает судебная практика, такое предписание в большинстве случаев признается судами недействительным, если компания не осуществляет лицензируемый вид деятельности по перевозке.
Инструктаж по технике безопасности рекомендуется проводить не менее двух раз в год
При расследовании несчастного случая в обязательном порядке выясняются лица, допустившие нарушение охраны труда. Представляется, что ответственность за нарушение правил дорожного движения должен нести сам работник, а не работодатель.
Однако для предотвращения негативных последствий для работодателя компаниям рекомендуется проводить периодические инструктажи по технике безопасности на дороге не менее двух раз год (в зимний и летний периоды). Результаты необходимо фиксировать в журнале проведения инструктажа в установленном порядке7.
Целесообразно предусмотреть в Политике положение о том, что не прошедшие без уважительной причины инструктаж работники временно лишаются права пользования служебным автомобилем.
Необходимо помнить, что обязанность по поддержанию транспортных средств в технически исправном состоянии возлагается на владельцев транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства8.Таким образом, в Политике необходимо определить, каким образом и кто будет следить за исправностью автомобиля – определенное должностное лицо компании или работник, эксплуатирующий автомобиль.
Для того чтобы избежать неожиданных ситуаций и споров с работниками, Политика должна четко прописывать вопросы техники безопасности, запрещать использование транспортного средства в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, участие в гонках и соревнованиях, а также эксплуатацию служебного автомобиля с целью получения дохода, не связанного с трудовой деятельностью. Необходимо также указать список обязательного оборудования в машине и комплект документов, без которого работнику запрещается ее эксплуатировать.
Использование служебного автомобиля в личных целях
Некоторые компании запрещают использовать служебный автомобиль в личных целях, но на практике это практически невозможно отследить, если машина остается в пользовании работника в выходные дни.
Если компания позволяет пользоваться машиной в свободное от работы время, то Политика должна содержать ряд ограничений.
Она может запрещать, например, передачу управления автомобилем третьим лицам, даже если работник находится в его в салоне.
Работник едет в командировку на служебном автомобиле: работодателю необходимо оформить доверенность.
Нередко в компаниях возникают ситуации, когда работники хотят поехать на служебном автомобиле в другое государство в отпуск или в командировку. В этом случае компании необходимо исходить из следующего.
Для управления служебным автомобилем на территории России работодатель выдает работнику доверенность в простой письменной форме.
Международное дорожное движение регулируется Венской конвенцией о дорожном движении от 08.11.1968. Согласно этой конвенции для участия в международном дорожном движении достаточно иметь при себе водительское удостоверение и свидетельство о регистрации.
Однако органы иностранного государства могут потребовать документ, подтверждающий право пользования автомобилем, особенно если работник попадет в дорожно-транспортное происшествие или ему придется забирать транспортное средство со штрафной стоянки.
Простая письменная доверенность не признается официальным документом и требует нотариального удостоверения в соответствии с Гаагской конвенцией от 05.10.1961. Для придания документу статуса официального необходимо выдать нотариально заверенную доверенность и проставить апостиль.
В связи с этим Политика может предусматривать заблаговременное обращение работника к руководителю для оформления доверенности.Источник: https://www.tspor.ru/article/1054-osnovnyie-riski-pri-predostavlenii-avtomobilej-sotrudnikam
Использование служебного автомобиля в личных целях — как оформить, ответственность

— Организация бизнеса — Кадры — Использование служебного автомобиля в личных целях
Довольно распространенной на территории Российской Федерации является практика, в соответствии с которой работодатели предоставляют возможность использования служебного автомобиля в личных целях своими сотрудниками.
При этом правовое регулирование данного вопроса является достаточно сложным аспектом с точки зрения оформления пользования транспортом организации.
Так, неправильное оформление использования служебного автомобиля в личных целях, в том числе и в выходные дни или нерабочее время, может повлечь за собой привлечение работника или работодателя к ответственности.
Законы и нормативные акты, регулирующие использование служебного автомобиля в личных целях
С точки зрения российского законодательства, вопрос предоставления работникам права на использование находящихся на балансе предприятия транспортных средств практически никак не рассматривается.
Однако во многих случаях, особенно при длительной работе, большом стаже и определенном уровне доверия со стороны работодателя, предполагается возможность использования служебного автомобиля сотрудником в личных целях, но в данной ситуации у многих работодателей возникает логичный вопрос, связанный с тем, как оформить данную процедуру.
Точных рекомендаций в данном случае законодательством не предусмотрено, в отличие от использования личного автомобиля в служебных целях, для которого есть достаточное количество различных рабочих механизмов с прозрачным законодательным регулированием. Поэтому сейчас работодатели прибегают к нескольким отдельным методикам предоставления рабочего транспорта сотрудникам, к которым можно отнести:
- Устные договоренности. Использование служебного транспорта в целях расчета расходов предприятия в вопросах налогообложения требует регулярного оформления путевых листов и снятия показателей одометра для установления фактического пробега во время работы. В то же самое время, работникам разрешается ездить на автомобиле во внерабочее время при условии, что они будут заправлять транспорт и фактически никак не повышать расходы предприятия, отдавая автомобиль в том же состоянии. Также может практиковаться и перемотка одометра, если таковая может быть реализована, однако означенные действия имеют под собой еще меньше правовых оснований. Однако данные расхождения впоследствии могут вылиться в привлечение как работника, так и работодателя к ответственности по ряду различных причин, а если с автомобилем пройдет ДТП, то серьезные проблемы также могут возникнуть и у сотрудника, и у работодателя.
- Оформление приказа о предоставлении права использовать автомобиль в личных целях. В данном случае порядок использования транспорта предприятия его водителями должен предусматривать наличие определенной внутренней нормативной базы в виде локальных актов и правил внутреннего распорядка, непосредственно регулирующих рассматриваемые вопросы. При этом необходимо, чтобы работодатель обратил внимание на ряд дополнительных условий и аспектов подобного предоставления транспорта работнику, без учета которых также может состояться привлечение к ответственности одной из сторон взаимоотношений.
- Оформление договора аренды с сотрудником. Данный способ является наиболее простым с точки зрения оформления правоотношений, кроме того, он в некоторых случаях позволяет также реализовать и иные схемы использования автомобиля между предприятием и самим работником, что позволит снизить бюрократические затраты. Однако и в этом вопросе есть множество нюансов, которые должны быть учтены, а само оформление договора аренды должно в обязательном порядке учитываться в доходах предприятия, что также может быть негативным аспектом с точки зрения налогообложения.
- Оформление доверенности на работника. Данный способ является одним из наиболее простых с точки зрения обеспечения права управления транспортом предприятия и применения его в личных целях. Однако в этом случае работодатель должен быть уверен в своем работнике, так как привлечь его к ответственности в случае дорожного происшествия, порчи или повреждения имущества или просто перерасхода горюче-смазочных материалов предприятия будет практически невозможно.
Оформление аренды служебного автомобиля на работника
Заключение договора аренды с сотрудником регулируется на основании положений и нормативов Гражданского кодекса, который предусматривает возможность аренды транспортных средств при помощи своих отдельных нормативов.
Договор аренды в данном случае может предусматривать обязанность арендатора предоставлять автомобиль арендодателю в определенные периоды – например, на время рабочего дня и не использовать его в данное время.
При этом подобный способ использования служебного автомобиля в личных целях требует от работодателя как юридического лица или предпринимателя, передающего свою собственность в аренду, учета доходов от данной аренды.
Этот факт также требует, чтобы предприниматель имел право на предоставление транспортных средств в аренду, вне зависимости от того, предоставляется ли оно сотруднику или нет.
Соответственно в некоторых случаях отсутствие данных прав может стать если не причиной привлечения предпринимателя к ответственности, то как минимум повышенного внимания со стороны контролирующих органов.
В целом же, данный метод имеет как свои преимущества, так и недостатки и к его особенностям можно отнести:
- Полный спектр гарантий со стороны работника о сохранности автомобиля и его личной ответственности за его обслуживание.
- Необходимость уплаты дополнительных налогов за полученные от аренды доходы.
- Наилучшая в сравнении с любыми другими способами правовая база, обеспечивающая использование служебного автомобиля в личных целях.
Использование автомобиля организации в личных целях на основании приказа и внутренних актов
Работодатель своим приказом или иными распоряжениями может разрешать работникам использовать транспортные средства предприятия в своих личных целях. Однако таковое оформление требует учета множества отдельных нюансов.
Прежде всего, как бы ни была оформлена передача работнику транспорта в данном случае, с точки зрения законодательства таковые действия будут являться передачей автомобиля в безвозмездное пользование.
А значит, могут считаться также и получением работником дохода в натуральной форме.
Чтобы избежать подозрений и претензий со стороны налоговой службы и иных надзорных и контролирующих органов, рекомендуется заключать с работником полноценный договор безвозмездного пользования транспортом, с учетом обязанностей самого сотрудника. Таковые же обязанности должны быть продублированы и в положениях локальных нормативных актов или приказов предприятия.
Если работник будет оплачивать издержки, например – амортизацию автомобиля и ГСМ, то в данном случае использование транспорта уже вряд ли сможет считаться получением дохода в натуральной форме. К главным особенностям подобного способа оформления можно отнести:
- Уменьшение затрат каждой из сторон.
- Отсутствие строгого правового регулирования.
- Наличие рисков привлечения к ответственности в связи с несовершенством правовой базы.
- Использование служебного автомобиля в личных целях по доверенности
Наличие доверенности на текущий момент не является необходимым для управления транспортным средством – достаточным подтверждением наличия права на управление им является полис ОСАГО. Однако если транспортное средство принадлежит предприятию, оно вправе выдавать доверенности на использование собственного имущества, в том числе и на управление находящимися на балансе организации автомобилями.
При этом в данном случае могут возникать правовые коллизии, так как по мнению некоторых представителей ГИБДД, путевой лист в любом случае является обязательным в отношении работников предприятия, однако для предъявления обвинений в его отсутствии им необходимо все же доказать, что работник передвигается во исполнение рабочих обязанностей, а не по личным делам.
Таким образом, доверенность является достаточно удобным способом для использования служебного автомобиля на выходных или в любое иное время. Однако от предприятия требуется фактически высокий уровень доверия к работнику, так как собственник автомобиля не может требовать от сотрудника ни обслуживания транспортного средства, ни компенсации расходов на бензин либо амортизации.Тем не менее, этот вариант будет оптимальным, если автомобиль используется директором предприятия в личных целях или одним из его учредителей – например, если изначально транспорт находился в собственности у данного лица и был переведен на баланс предприятия. В целом, особенности подобного механизма пользования служебным транспортом в индивидуальных целях могут быть следующими:
- Высокие риски организации, так как фактически управляющее автомобилем лицо не несет ответственности за его сохранность.
- Достаточно простое правовое регулирование без каких-либо дополнительных нюансов и тонкостей.
- Возможность использовать автомобиль в любое время в личных целях.
Езда на служебном автомобиле в личных целях без оформления и ответственность за нее
С точки зрения законодательства, на транспорт, осуществляющий движение по инициативе какого-либо субъекта хозяйствования в обязательном порядке должен оформляться путевой лист, в котором должна также стоять отметка о медицинском осмотре водителя.
При этом ситуации, когда работниками используется данный транспорт в нерабочее время не рассматриваются российскими законами в принципе. Ответственность же за езду без медосмотра или путевого листа является достаточно серьезной и может предусматривать до 100 тыс.
рублей штрафа, налагаемого на юридическое лицо и до 500 рублей штрафа – на водителя.
Важный факт – путевой лист может оформляться не только на один день, так что достаточно распространенным механизмом использования служебного автомобиля в личных целях является регулярное оформление путевого листа на длительный срок – например на неделю или месяц. В таком случае никаких оснований для привлечения к ответственности работодателя или работника не будет.
В целом же, отсутствие оформления может грозить как работнику, так и работодателю, а к его особенностям можно отнести:
- Отсутствие каких-либо бюрократических препятствия и необходимости оформления документов.
- Минимальный уровень правовой защищенности работодателя и работника.
- Высокие риски привлечения к ответственности при отсутствии необходимых документов.
(25 голос., 4,70 из 5)
Загрузка…
Источник: https://delatdelo.com/organizaciya-biznesa/ispolzovanie-sluzhebnogo-avtomobilya-v-lichnyh-tselyah.html

