Проведение встречной налоговой проверки

Содержание

Особенности проведения встречной налоговой проверки

Проведение встречной налоговой проверки

Встречная налоговая проверка — разновидность контрольных мероприятий, проводимых налоговиками при проверке полноты и правильности исчисления и уплаты налогов. Рассмотрим встречную налоговую проверку, ее предназначение, а также другие ее особенности в нашей статье.

Встречная проверка: общие сведения

Предназначение встречной проверки

Когда возникает необходимость во встречной проверке

Перечень истребуемых документов

Порядок проведения проверки

Встречная проверка: общие сведения

На сегодняшний день термин встречная налоговая проверка не закреплен ни в одном законодательном акте, хотя до 2007 года понятие данного контрольного мероприятия раскрывалось в НК РФ.

Тогда под обозначенным термином понимался дополнительный контроль налогоплательщиков, выражавшийся в запросе документов, подтверждающих сделку у контрагента, и последующее их сравнение с документами, предоставленными проверяемым налогоплательщиком.

В 2007 году произошли нововведения, которые исключили понятие встречной проверки из налогового законодательства и взамен ввели новое — истребование документов и информации (ст. 93.1 НК РФ).

Фактически такая перемена ни к чему не привела, так как указанное истребование подразумевает под собой то же самое — запрос документов по совершенным сделкам для подтверждения финансово-торговых взаимоотношений, да и именуется оно негласно — встречная налоговая проверка.

Предназначение встречной проверки

Как уже было отмечено выше, встречная проверка — это дополнительный вид контроля, поэтому он эффективен только в связке с основными видами налогового контроля.

Это связано с тем, что по итогам встречной налоговой проверки не выносится никаких процессуальных документов, но эти результаты способствуют назначению выездной или камеральной проверки.

Так, если после сопоставления данных, отраженных в истребованных документах контрагента и документах проверяемого налогоплательщика, будут выявлены расхождения, то это будет являться поводом для сомнения в достоверности определения налоговой базы.

Как правило, после выявления такого расхождения инспектор первым делом проверяет, как это могло повлиять на размер уплачиваемых налогов. Если в результате подтвердятся подозрения налоговиков по занижению налоговой базы, то уже в рамках камеральной (выездной) проверки выносится решение о привлечении налогоплательщика к ответственности с обязательным приложением документов, позволивших сделать такой вывод.

Стоит отметить, что по итогам проверки истребованных документов ошибки в определении налоговой базы могут быть выявлены не только у проверяемого налогоплательщика, но и у его контрагента. В таком случае уже в отношении данного контрагента проводится предпроверочный анализ, а также ряд других контрольных мероприятий для определения возможности назначения выездной проверки.

Исходя из изложенного можно определить основные цели истребования документов:

  • фактическое наличие юридически оформленного контрагента;
  • реальность совершенной сделки;
  • сопоставление данных о сделке, отраженных в документах налогоплательщика и его контрагента.

Когда возникает необходимость во встречной проверке

Налоговым законодательством установлено, что проводить встречную проверку можно в 2 случаях:

  • в период проведения налоговых проверок — выездной или камеральной;
  • после их завершения.

В первом случае все запросы о предоставлении документов формируются в процессе проведения конкретных мероприятий налогового контроля. Стоит отметить, что налоговики имеют право приостанавливать выездную проверку на время истребования документов.

Во втором случае запрос документов осуществляется во время рассмотрения материалов одной из двух основных проверок и выступает как дополнительное мероприятие.

Помимо перечисленных случаев, у налоговиков есть еще короткий промежуток времени для истребования документов — после окончания проверки, но до вынесения акта по ее результатам.

Это объясняется отсутствием четко установленных сроков мероприятий контроля и, по мнению суда, не является препятствием для приобщения дополнительных материалов к делу (определение от 11.02.2010 № ВАС-24/10). Приходя к такому выводу, суд указывает, что статья НК РФ, регулирующая встречную налоговую проверку (93.

1), содержит положения о том, что истребование документов может происходить вне рамок налоговых проверок, но на практике дополнительные документы можно запросить только по определенным сделкам.

Перечень истребуемых документов

Сталкиваясь с требованием налогового органа, многие задают вопрос — правомерно ли инспекторы запрашивают определенный перечень документов? Ответить на такой вопрос однозначно сложно.

С одной стороны, налоговый орган вправе запрашивать при встречной налоговой проверке любые документы о налогоплательщике. Это могут быть договоры, счета-фактуры, акты и другие документы, в которых отражается информация о совершенных сделках.

На это указал Минфин РФ в 2012 году в своих письмах № 03-02-07/1-246 и № 03-02-07/2-136.

С другой стороны, документы которые не раскрывают подробности сделки, не могут быть запрошены. Примером такого документа может являться штатное расписание, так как по отражаемой в нем информации невозможно сделать вывод о взаимоотношениях лиц. Такую позицию разделяют и судебные органы (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.02.2013 № А10-2227/2012).

В то же время при совершении торговых операций хозяйствующие субъекты подготавливают ряд документов для ведения учета, в которых могут содержаться интересующие налоговиков сведения.

Такие документы очень часто включаются в запросы налоговых органов и подлежат обязательному предоставлению, поскольку иначе можно получить штраф по ст. 126 НК РФ.

Так, например, книга продаж является одним из таких документов, поскольку помимо всех торговых операций контрагента содержит сведения о сделке с проверяемым налогоплательщиком.

Порядок проведения проверки

При возникновении необходимости в проведении встречной налоговой проверки налоговики проводят ряд определенных действий, которые регламентируются положениями НК РФ. В данной ситуации они руководствуются разработанным в 2015 году порядком взаимодействия между инспекциями при истребовании документов, который утвержден приказом ФНС РФ № ММВ-7-2/189@.

Итак, после начала камеральной или выездной проверки налогоплательщика налоговый орган, у которого возникла необходимость в дополнительных документах, составляет и направляет в инспекцию, на учете в которой числится контрагент, поручение об истребовании документов.

Налоговый орган, получивший такое поручение, должен в течение 5 рабочих дней сформировать требование о предоставлении документов и направить его соответствующему лицу, приложив при этом копию поручения.

Лицо, являющееся контрагентом проверяемого налогоплательщика, после получения данного запроса обязано в течение указанного в требовании времени предоставить все необходимые документы. В случае если это сделать невозможно, хозяйствующий субъект должен своевременно сообщить об этом в свою налоговую инспекцию и попросить о продлении срока для сбора документов.

***

Рассмотрев материалы нашей статьи, можно подвести итоги. Встречная налоговая проверка или истребование документов — мероприятие дополнительного контроля, которое очень часто проводят налоговые органы.

В случае получения запроса о предоставлении пакета документов, подтверждающих торговые отношения с конкретным лицом, необходимо собрать и предоставить налоговым органам всю необходимую информацию в определенный для этого срок.

Источник: https://okbuh.ru/nalogovyj-uchet/osobennosti-provedeniya-vstrechnoj-nalogovoj-proverki

Встречная проверка налоговой инспекцией: ее суть и цели проведения

При внимательном изучении статьи 87 НК РФ становится понятно, что речь не идет о разновидности проверки, невзирая на название. Дело в том, что по итогам подобного мероприятия ФНС РФ не выносит решение, которое обязательно для исполнения. Инспекция принимает акт только в отношении основного проверяемого лица.

К соответствующим выводам можно прийти, если внимательно проанализировать содержание статьи 101 НК РФ.

Что можно сказать о целях? Они таковы:

  1. Проверка реальности самого контрагента. То есть компании нужно подтвердить свое существование.
  2. Получение доказательств реальности самих сделок. Это делается в рамках борьбы с разными фиктивными схемами ухода от налогообложения.
  3. Сверка полученной информации. Инспекторы внимательно изучают все случаи расхождения данных.

Обратите внимание на то, что ФНС РФ интересуют в первую очередь разночтения, которые сказались на уменьшении налогооблагаемой базы. Если они выявлены, то в таком случае собранные данные будут служить доказательством правонарушения.

Что же касается самого контрагента, то, как и было сказано, встречная налоговая проверка в отношении него не может быть основанием для вынесения отдельного решения. Однако она не мешает инспекторам делать выводы.

На практике бывает так, что по проверяемому налогоплательщику никаких существенных замечаний нет, а вот контрагент вызывает вопросы. Тогда ему назначают сначала камеральную проверку. Если та показывает неблагонадежность лица, то впоследствии уже речь заходит и о выездной. Поэтому к встречной налоговой проверке легкомысленно относиться не стоит.

Что необходимо знать о встречных проверках?

К любому проявлению внимания со стороны ФНС РФ следует быть готовым.

Так, проведение встречной налоговой проверки возможно, только если по конкретному налогоплательщику уже проводится камеральная или же выездная, а контрагент с ним непосредственно связан.

В этом случае инспекция предъявляет требование о предоставлении ей данных. Речь идет о сопроводительном письме, которое направляется соответствующему контрагенту.

В каких случаях назначаются налоговые проверки?

Как уже и говорилось выше, встречная проверка возможна либо во время проведения основной, то есть камеральной или же выездной, либо после ее завершения.

В последнем случае речь идет о дополнительном мероприятии налогового контроля.

Учтите, что осуществление встречной налоговой проверки возможно даже тогда, когда основная приостановлена по разным причинам. Все это следует из статьи 93.1 НК РФ.

Специалисты рекомендуют обращать внимание на судебную практику: она помогает лучше разобраться в вопросах применения тех или иных законов. В частности, суды учитывают материалы, полученные по запросам от контрагентов до вынесения окончательного акта. То есть у ФНС РФ в принципе есть время для встречной налоговой проверки.

Кроме того, инспекция вправе делать запросы и вне рамок конкретных проверок, но только по отдельно взятым сделкам.

Состав документов

Министерство финансов РФ указывает на то, что ФНС РФ может затребовать любые документы для прояснения ситуации с проверяемым налогоплательщиком. Если же обратить внимание на внутренние регламенты самой службы, то становится понятно, что речь идет о следующем:

  1. Счета-фактуры. Имеются в виду те, которые относятся к налогоплательщику и за конкретный срок. Если в сопроводительном письме период не указан, можно ориентироваться на общее время (3 года) или же запросить эти данные у ФНС.
  2. Контракты. Их предоставить желательно вместе с приложениями, расчетами и со всем остальным.
  3. Накладные, доверенности и прочие документы, указывающие на факт взаимодействия с проверяемым налогоплательщиком.

Проще говоря, ФНС РФ нужно предоставить все, что имеет непосредственное отношение к проверяемому лицу. Но только к нему: инспекция не вправе запрашивать другие документы. Кроме того, должна быть четкая привязка к предмету проверки, то есть к конкретным налогам или же к определенным операциям. А вот временного ограничения нет.

Что делать, если в сопроводительном письме от ФНС РФ не указаны реквизиты конкретных документов? В этом случае требование все равно следует исполнить. Причем количество запрошенных официальных бумаг тоже не имеет принципиального значения. Достаточно, чтобы инспекторы указали период, точный срок предоставления, вид документа, а также его наименование.

Иногда бывает так, что конкретная бумага не относится непосредственно к проверяемому налогоплательщику, но он там упоминается. С большой долей вероятности этот документ тоже потребуют.

Что делать, если ФНС РФ затребовал данные, которые контрагент уже предоставлял инспекции в рамках собственной камеральной или же выездной проверки? В таком случае их можно не отправлять — никаких санкций не будет. Дело в том, что Минфин запрещает производить повторные запросы. И на описываемую ситуацию это распространяется в полной мере.

Как проходит встречная проверка

Нужно отметить, что запрос делает проверяющая инспекция. Однако она отправляет письмо контрагенту только в том случае, если он также зарегистрирован у нее же.

В противном случае запрос сначала поступает в то отделение региональной инспекции, к которой контрагент непосредственно относится. Если ИФНС обладает необходимыми сведениями, он их предоставляет.

И тогда контрагента вся эта ситуация в принципе не касается.

В противном случае ИФНС отправляет запрос зарегистрированной у нее организации. Ответ необходимо предоставить в течение 5 рабочих дней, а иначе контрагента оштрафуют.

Стоит учитывать, что региональному отделению ФНС РФ тоже отводится 5 рабочих дней на формирование запроса контрагенту. Причем они должны составить собственный документ. Но к нему прилагается копия письма изначального запроса.

5 рабочих дней является общим сроком. Однако иногда контрагенту недостаточно этого времени. В таком случае он вправе обратиться в инспекцию с просьбой о продлении. Инспекторы рассмотрят ее и могут увеличить предоставленное время при наличии соответствующей аргументации.

Что делать, если у контрагента по разным причинам нет необходимой информации? В таком случае он должен сообщить, что бумаги отсутствуют, и обосновать причину. Например, если документ был уничтожен, то контрагенту нужно предоставить акт.

Ответственность лица, участвующего во встречной проверке

Хотя контрагент, у которого запрашивают дополнительную информацию, сам не проверяется, тем не менее он обязан выполнять требования ФНС РФ. В противном случае к нему могут быть применены штрафные санкции.

В частности, за игнорирование требования инспекции придется выплатить штраф размером в 10 тысяч, который увеличивается в 2 раза при аналогичном повторном нарушении в течение одного года.

Если же контрагент выдаст заведомо ложные сведения, то в этом случае размер штрафа составит 5 тысяч рублей.

В некоторых ситуациях объем соответствующих выплат может быть уменьшен судом, если есть смягчающие обстоятельства. Никакой специфики при возникновении подобных разбирательств нет: суд будет принимать во внимание именно те обстоятельства, которые традиционно рассматриваются как смягчающие.

Чем грозит встречная проверка

Непосредственно встречная проверка самому контрагенту ничем не угрожает, поскольку по ее результатам, как уже и говорилось выше, решения не выносятся. Однако если вы откажетесь предоставлять отдельные документы, то можете испортить отношения с проверяемой компанией, поскольку у нее не примут данные к вычету по налогам, возможно, назначат штраф (пеню).

Кроме того, инспекторы обращают внимание на полноту предоставляемых сведений и на то, как именно они оформлены. Если в документах наблюдается беспорядок, высока вероятность того, что с проверкой приедут уже к вам.

Вот почему при получении такого запроса желательно посоветоваться с налоговыми консультантами на предмет того, что предоставлять, как и в каком виде. Также следует обратить внимание на следующее:

  1. От кого именно поступил запрос. Иногда инспекторы, проводящие проверку, отправляют его напрямую контрагенту в нарушение установленной процедуры. В таком случае их требования вы можете не выполнять на совершенно законных основаниях.
  2. Периодически собственная ИФНС добавляет от себя в список дополнительные документы, которые изначально не фигурировали в запросе. Это тоже незаконно. Таким образом инспекторы хотят собрать данные о вас.
  3. Иногда запрос сформулирован слишком нечетко. Хотя инспекторы и не обязаны указывать реквизиты документов, тем не менее их вид они должны обозначить.

ФНС РФ может запросить данные, которых у вас никогда не было. Например, аналитику по ценам по рынку за конкретный период. В этом случае можно ответить отказом, пояснив, что такие расчеты вы никогда не делали. Из подобного еще не следует, что вы легкомысленно относились к заключаемым сделкам: многие компании полагаются на общедоступные данные и публичную информацию.

В целом ФНС РФ нужно предоставить как можно больше документов, связанных с налогоплательщиком. Однако чем меньше бумаг вы дадите, тем выше шанс, что «зацепиться» будет не за что. Найти разумный компромисс помогут профессионалы.

Просто не забывайте о сроках и обращайтесь к ним своевременно.

Источник: https://nalog-blog.ru/kameralnaya/osobennosti-provedeniya-vstrechnoj-nalogovoj-proverki/

Встречная налоговая проверка: чего ждать от инспекции и как себя вести?

Проведение встречной налоговой проверки

А с чего вдруг встречная проверка?
Как проходит встречная проверка?
Правила безопасности на встречной проверке
Ошибки инспекторов, которые вам на руку
Последствия встречной проверки

Из ИФНС пришло требование предоставить по списку документы – накладные, счета-фактуры, платежки, акты сверки и др., –  хотя проверка в отношении вашей компании сейчас не ведется? Не удивляйтесь – просто налоговики проводят встречную проверку. 

Встречная проверка – это довольно распространенное явление. Она не так страшна, как, к примеру, выездная. Тем не менее, существует ряд подводных камней, зная которые, вы сможете пройти встречную проверку с наименьшими потерями.

Встречная проверка – это одно из мероприятий налогового контроля, в ходе которого ИФНС запрашивает информацию по деятельности проверяемой компании у ее контрагентов. 

Такого понятия как «встречная проверка» в Налоговом кодексе вы не найдете. Суть встречной проверки состоит в том, что налоговики пытаются найти нарушения в деятельности проверяемой компании, запрашивая информацию и документы о ее деятельности у третьих лиц – контрагентов.

Поэтому если вы получили требование о представлении документов либо информации, это значит, что одного из ваших контрагентов (покупателя или поставщика) либо уже проверяет, либо планирует проверить налоговая.

Инспекторы могут назначить встречную проверку документов, чтобы проверить какую-то сделку, убедиться в ее наличии.

Документы, как правило, требуют, если проверка у контрагента уже идет. Информацию – если проверка только планируется, и инспекторам нужны данные о ваших взаимоотношениях, т.е. контрагента еще только «прорабатывают» с целью последующей проверки. Поэтому, получив требование о представлении информации, можете «обрадовать» своего делового партнера – скорее всего, ему надо готовиться к выездной.

Как проходит встречная проверка?

Инспекция, которая проверяет либо пока еще изучает вашего контрагента, направляет поручение об истребовании документов либо необходимой информации в вашу ИФНС.

В поручении инспекторы должны указать, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов для налоговой проверки (а при истребовании информации относительно конкретной сделки – указать также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку).

На основании данного поручения ваша «родная» ИФНС выставляет вам требование о представлении документов. При этом к требованию инспекторы прикладывают копию поручения.

В течение 5 дней после получения требования вы должны исполнить требование инспекции.

Важно!

За непредставление документов и даже опоздание компании грозит штраф по встречной проверке  – 10 000 руб. (п. 2 ст. 126 НК РФ). Причем сумма штрафа в данном случае не зависит от количества непредставленных документов. 

Непредставление информации, затребованной инспекцией, также наказывается штрафом – 5 000 руб. Если же подобное нарушение в течение года будет допущено повторно, штраф вырастает в четыре раза – до 20 000 руб. (ст. 129.1 НК РФ).

Правила безопасности на встречной проверке

Очевидно, что встречная налоговая проверка – это головная боль для бухгалтерии из-за большого объема дополнительной работы (придется подготовить копии всех запрашиваемых документов). Если идет проверка какой-нибудь крупной торговой компании, при заверении копии каждой товарной накладной мало не покажется.

Поэтому, если вы получили «письмо счастья» от налоговой инспекции, советуем не впадать в панику и не спешить отправлять документы для налоговой проверки в ИФНС.

Безоглядно исполняя требования налоговой, велика вероятность самим оказаться в поле зрения инспекторов и спровоцировать проверку в вашей компании (если найдутся расхождения с документами контрагента).

Также, если какие-то документы не удалось найти (или отдавать их в инспекцию не очень хочется), не стоит спешно сочинять ответ на встречную проверку – «объяснительные» письма в налоговую. Написав лишнее, вы можете только спровоцировать повышенный интерес к вашей компании.

Безоглядно исполняя требования налоговой, велика вероятность самим оказаться в поле зрения инспекторов и спровоцировать проверку в вашей компании

Самый верный путь в данной ситуации – проконсультироваться с грамотными налоговыми юристами о том, какие документы для налоговой проверки и в каком объеме предоставлять, какие письменные пояснения давать, а также — можно ли ответить инспекторам отказом (да-да, отказывать инспекции иногда не только можно, но и вполне законно).
К слову, наши налоговые эксперты подобные консультации оказывают бесплатно.

От себя же дам несколько простых советов, которые помогут с наименьшими потерями пережить встречную налоговую проверку.

Во-первых, никогда не отправляйте документы для налоговой проверки без описи – очень важно делать сопроводительные ведомости с перечислением представленных документов.

Во-вторых, не пренебрегайте ответами с банальным «закрытием фраз». То есть, если инспекция пишет: «А также просим предоставить иные документы, связанные…», то в ответном сообщении пишите: «Направляем следующую документацию, которая оформлялась при отношениях с контрагентом . При необходимости предоставления дополнительной информации просим конкретизировать…».

В-третьих, при запросах всяческой аналитики (например, уровня рентабельности по сделкам с контрагентом и т.п.), вы вправе сообщить, что подобная аналитика у вас не ведется, и поэтому не может быть предоставлена.

Срок представления документов по встречной проверке вырос в два раза
С 3 сентября действуют новые правила встречных проверок, касающиеся срока ответа на запрос по конкретной сделке. Теперь ответить на требование ИФНС можно в течение 10 рабочих дней с момента получения требования (см. п. 5 статьи 93.1 Налогового кодекса РФ в ред. Федерального закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ).

Ошибки инспекторов, которые вам на руку

Когда идет встречная проверка документов, прежде чем предоставить все, что просят налоговики, стоит проверить, не допустили ли они ошибок, и в зависимости от этого уже строить свои дальнейшие действия.

Итак, какие ошибки чаще всего совершают налоговые инспекторы.

  • Документы для налоговой проверки запрашиваются только на основании письменного требования

Кроме него должна быть копия поручения об истребовании документов (информации) из налоговой, где зарегистрирован контрагент, если вы состоите на учете в разных ИФНС.

Иногда случается так, что налоговики, проводящие проверку или иные мероприятия в отношении вашего контрагента, пытаются ускорить процесс получения необходимой им информации, и направляют требование сразу вам, т.е. в обход вашей ИФНС.

Такое требование вы можете не исполнять, и оштрафовать вас за это не смогут. В письменном отказе вы можете сослаться на то что, нарушен порядок истребования документов, установленный п. 3 и п. 4 ст. 93.

1 НК РФ, поэтому исполнить требование инспекции невозможно.

  • Несовпадение перечней документов в поручении и требовании

Сразу же сверяйте тексты поручения и требования о представлении документов – они далеко не всегда совпадают.

Встречная налоговая проверка проводится по инициативе инспекции вашего контрагента, а значит, инспекторы именно той ИФНС решают, какие документы им нужны.

Инспекторы из вашей налоговой могут схитрить (например, если очень хотят заполучить какой-то документ, но законных оснований на это у них нет) и включить в требование те документы, которые нужны лично им.

Инспекторы из вашей налоговой могут схитрить и включить в требование те документы, которые нужны лично им

Если в требовании больше документов, представлять те из них, которых нет в поручении, не надо.

В отказе предоставить документы для налоговой проверки напишите, что запрашиваемый документ (например, Договор) не может быть представлен, так как в поручении, на основании которого выставлено требование, данный Договор не указан. И оштрафовать вас за не полное исполнение требования вашей инспекции налоговики не смогут.

Если в поручении, напротив, перечень больше, чем в требовании, представляйте документы, указанные только в требовании. Ведь вы обязаны исполнить именно его. А если инспекторы вашей ИФНС что-то забыли включить в требование в рамках встречной проверки, – это уже их проблема, пусть выставляют новое, на основании которого вы и представите первоначально не запрошенные документы.

Потратив время на сверку перечней, вы обезопасите себя от представления лишних документов.

  • Безосновательное требование документов

В требовании должна быть точно сформулирована причина, по которой запрашиваются документы для налоговой проверки. Когда основанием указано проведение выездной проверки у контрагента – не поленитесь связаться с ним и выяснить, точно ли такая выездная проверка идет.

Если он опровергнет данную информацию (решение о проведении проверки не получал, либо она уже закончилась и решение по ней уже вынесено) – вы можете ответить на требование инспекции отказом со ссылкой на п. 1 ст. 93.1 НК РФ. Но здесь все же надо быть осторожными, поскольку на момент поступления требования контрагент может еще не знать, что у него назначена проверка.

А может и попросту вас обмануть, например, если в своем учете он отразил ваши с ним взаимоотношения не совсем корректно.

  • Невозможно идентифицировать документы или сделку

Когда документы истребуются на основании проведения проверки у вашего контрагента, в требовании должен быть указан период, за который инспекторы хотят видеть документы или реквизиты этих документов (договоров, первички, счетов-фактур). При этом реквизитом документа необязательно должен быть номер, достаточно указание даты.

Если у вас запрашивают информацию о взаимоотношениях с контрагентом без назначения у него проверки, налоговики должны уточнить, какая конкретно сделка их интересует.

Сделкой, в понимании инспектора, может быть как какая-то конкретная операция, например, оплата по счету, так и договор в целом. Однако на практике часто бывает, что инспекторы просто указывают период, за который им нужна информация.

В ответ на такое требование можно написать, что выполнить его не можете, так как невозможно определить, по какой именно сделке необходимо представить сведения.

  • Запрашиваются сведения, которые не касаются ваших сделок с контрагентом

Часто инспекторы, запрашивая информацию о контрагенте, надеются получить сведения, которые к вашим с ним сделкам никакого отношения не имеют. Например, интересуются, откуда у вашей компании появился товар, который вы потом продали контрагенту.

Или по каким ценам вы закупали товар у своего поставщика, с кем вели переговоры, какие учредительные документы вам предоставляли и т.п. На все подобные требования можно отвечать отказом, т. к.

инспекция не вправе в рамках встречной проверки контрагента требовать данные, которые имеют отношение к партнерам проверяемого контрагента либо касаются исключительно вашей фирмы.

Инспекция не вправе в рамках встречной проверки контрагента требовать данные, которые имеют отношение к партнерам проверяемого контрагента либо касаются исключительно вашей фирмы

  • Документы не «вписываются» в сроки

При камеральной проверке деклараций вашего контрагента по НДС инспекция может запросить счета-фактуры за период, который превышает проверяемый. Если вам скрывать нечего, вы может пойти навстречу инспекции и предоставить все затребованное.

Если же все документы готовить и подавать не хочется, лучше уточнить у контрагента, какие из счетов-фактур относятся к проверяемому периоду, и представить именно их.

К документам в данном случае стоит приложить сопроводительное письмо с пояснением, что такие-то документы не могут быть представлены, они не относятся к проверяемому периоду.

  • Требуются документы, которые вами уже представлялись

Инспекция не вправе повторно требовать документы, которые компания ей уже один раз представляла в рамках камеральной или выездной проверки (п. 5 ст. 93 НК РФ). Поэтому если в требовании такие документы все же названы, их можно не представлять. Но при этом в ответ на требование надо письменно сообщить инспекции причину непредставления и приложить подтверждение (например, копию описи).

Важно!
Если требование составлено с нарушением, не игнорируйте его полностью, лучше письменно объясните налоговикам причину своего отказа со ссылкой на соответствующую статью НК РФ.

Последствия встречной проверки

В отличие от камеральных и выездных проверок, по итогам «встречки» никаких документов вам не вручат (за исключением случая, если вы не представили документы либо подали их с опозданием – тогда будет решение о привлечении вашей компании к ответственности). То есть формально встречная проверка никаких серьезных последствий не несет. Между тем на практике последствия возможны, все зависит от обстоятельств и конкретной инспекции.

Во-первых, непредставление документов или информации налоговикам при встречной проверке может испортить взаимоотношения с контрагентом.

Ведь отказ представлять документы в рамках встречной проверки, как правило, влечет негативные для него последствия: ему откажут в вычетах НДС и снимут «прибыльные» расходы.

И даже если вы просто не предупредили делового партнера о заинтересованности налоговиков, это может не лучшим образом сказаться на ваших дальнейших отношениях.

Во-вторых, если вы получили предписание по встречной проверке, но каких-то документов у Вас не хватает, то уже вашей компании грозит включение в план выездных проверок.

ИФНС может применить Концепцию планирования выездных проверок (см. п. 9 раздела 4 Концепции, утв. приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@).

Смысл в том, что налоговики таким образом стараются обеспечить получение документов, и если была невыдача – «карают» за непослушание.

Кроме того, по мнению инспекторов, невыдача документов для налоговой проверки может свидетельствовать о беспорядке в документообороте компании, а это всегда надежда на «успешную» проверку.

Инспектор, который запрашивает документы, по качеству ответов организации, объему предоставленных документов и пр. может сделать примерный (не исключено, что ошибочный) вывод о состоянии учета в вашей компании. И это может стать одной из причин для выездной проверки.

Если у вас остались какие-то вопросы либо необходима наша детальная консультация – будем рады пообщаться с вами лично.

Источник: https://1c-wiseadvice.ru/company/blog/vstrechnaia-nalogovaia-proverka-chego-zhdat-ot-inspektsii-i-kak-sebia-vesti-2000/

Проведение встречной налоговой проверки

Проведение встречной налоговой проверки

Тема: Налоговый контроль и проверки Проведение встречной налоговой проверки.

Какие документы в ходе выездной налоговой проверки инспекция вправе запрашивать у контрагентов проверяемой организации?

Вопрос:  ФНС запросила информацию и документы, согласно ст.93.

1 НК РФ в рамках проведения встречной проверки в связи с истребованием документов (информации) у контрагента проверяемого лица при проведении камеральной проверки декларации по НДС. Вопрос. Вправе ли контрагент отказать ФНС в предоставлении документов, если применяет УСН? 

Ответ: Если документы касаются взаимоотношений с Вашим контрагентом, то отказать в их предоставлении вы не можете. При этом не имеет значения какую систему налогообложения применяет Ваша организация.

Налоговый орган вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию) (п.1 ст. 93.1 НК РФ). Встречная проверка может быть проведена при одновременном выполнении двух условий: – инспекция проверяет налогоплательщика, сведения о котором она намерена получить у его контрагента;

– контрагент располагает сведениями, которые необходимы инспекции.

При этом конкретного перечня документов, которые имеют право требовать налоговые органы у контрагента в законе нет.

Когда и как проводится встречная налоговая проверка

Встречные налоговые проверки проводятся для того, чтобы получить необходимые документы или информацию об организации (заключенных с нею сделках) от других лиц, располагающих такими сведениями. Получив эти сведения, инспекция сверяет их с данными, которые отражены в документах проверяемой организации.

Непосредственно понятия «встречная налоговая проверка» в Налоговом кодексе РФ нет. То есть она не является самостоятельным видом проверок и проводится как одно из мероприятий налогового контроля:

 при проведении выездной (камеральной) проверки налогоплательщика;

 после окончания выездной (камеральной) проверки в период рассмотрения материалов налоговой проверки.

Это следует из положений пункта 1 статьи 93.1 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, встречная проверка может быть проведена при одновременном выполнении двух условий: – инспекция проверяет налогоплательщика, сведения о котором она намерена получить у его контрагента;

– контрагент располагает сведениями, которые необходимы инспекции.

Цели встречных проверок:

 доказать реальность операций, которые совершались проверяемой организацией;

 подтвердить законность происхождения документов;

 уточнить соответствие учетных данных (например, доходов и расходов) у сторон – участниц сделок.

На практике встречная проверка сводится к тому, что инспекция запрашивает у контрагента проверяемой организации необходимые ей документы.

 Порядок истребования документов у контрагентов при проведении встречных проверок определен статьей 93.1 Налогового кодекса РФ.

Этот порядок не содержит ограничений: – ни по срокам проведения встречных проверок; – ни по количеству налоговых периодов, которые могут быть охвачены такой проверкой;

– ни по количеству повторных встречных проверок.

Таким образом, в ходе встречных проверок налоговые инспекции могут запрашивать у контрагентов любые документы по любым налогам за любые периоды.

Решение инспекции по результатам встречной проверки контрагенту не вручается. Полученные от него сведения остаются в материалах проверки, которая проводилась в отношении другой организации (сведения о которой запрашивались).

Какие документы в ходе выездной налоговой проверки инспекция вправе запрашивать у контрагентов проверяемой организации

Налоговое законодательство не ограничивает состав и количество документов, которые налоговая инспекция может запросить у контрагентов проверяемой организации.

Оговорка «у контрагентов или иных лиц», которая содержится в пункте 1 статьи 93.1 Налогового кодекса РФ, означает, что налоговая инспекция не ограничена и в источниках получения дополнительных сведений.

Таким образом, в ходе выездной проверки инспекция может запрашивать любые сведения, касающиеся деятельности проверяемой организации, а также ее конкретных сделок.

При этом запросы о представлении сведений, необходимых для налогового контроля, могут быть направлены не только контрагентам проверяемой организации, но и другим лицам, которые располагают такой информацией.

Сведения об организации включают в себя, в частности, информацию о наименовании организации, ее местонахождении, ИНН, КПП, руководителе, уполномоченных представителях, о деятельности организации и ее статусе. Информация о конкретной сделке может включать в себя данные о сторонах этой сделки, ее предмете и условиях совершения. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 23 ноября 2009 г. № 03-02-07/1-519, от 2 мая 2007 г. № 03-02-07/1-209, ФНС России от 30 сентября 2014 г. № ЕД-4-2/19869.

Следует отметить, что по запросам налоговых инспекций контрагенты обязаны представлять только те документы (сведения), которые непосредственно касаются деятельности проверяемой организации.

К таким документам могут относиться и внутренние документы контрагента, если в них содержится информация о его взаимоотношениях с проверяемой организацией.

Например, приказы о командировании в эту организацию сотрудников контрагента или штатные расписания, из которых можно сделать вывод, что контрагент располагает персоналом для выполнения обязательств по договорам, заключенным с проверяемой организацией. Такой вывод подтверждается письмом Минфина России от 9 октября 2012 г. № 03-02-07/1-246.

Требовать документы (сведения), не относящиеся к деятельности проверяемой организации, инспекция не вправе. Например, организация не обязана информировать инспекцию о деятельности другой организации, которая является ее контрагентом, но не является объектом налоговой проверки.

Или о поставщиках товаров, реализованных организацией контрагенту, в отношении которого проводится проверка. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого подхода.

Суды отказывают инспекциям во взыскании штрафов, если организация не представила такую информацию, а инспекция привлекла ее к ответственности по статье 129.1 Налогового кодекса РФ (см., например, определение ВАС РФ от 9 марта 2011 г.

№ ВАС-1965/11, постановления ФАС Дальневосточного округа от 28 марта 2011 г. № Ф03-930/2011, Северо-Западного округа от 24 января 2011 г. № А56-14074/2010, от 6 декабря 2010 г. № А56-13035/2010).

Каковы полномочия проверяющих при камеральной налоговой проверке

Запрос информации у контрагентов

В рамках камеральной проверки инспекция также вправе запросить документы (информацию) о проверяемой организации у ее контрагентов или иных лиц, которые располагают такими сведениями (например, у банков) (п. 1 ст. 93.1 НК РФ). Конкретный перечень документов (информации) отражается в поручении об истребовании документов, форма которого утверждена приказом ФНС России от 8 мая 2015 № ММВ-7-2/189.

Ситуация: какие документы инспекция вправе запрашивать у контрагентов проверяемой организации в ходе ее камеральной налоговой проверки

В ходе камеральной проверки организации налоговая инспекция вправе запрашивать у ее контрагентов любые документы по своему усмотрению.

Налоговое законодательство не устанавливает ограничений по документам, которые инспекция вправе запросить у контрагентов проверяемой организации.

Правомерность такого подхода подтверждается письмами Минфина России от 23 ноября 2009 № 03-02-07/1-519, ФНС России от 30 сентября 2014 № ЕД-4-2/19869 и арбитражной практикой (см.

, например, постановления ФАС Московского округа от 3 августа 2009 № КА-А40/7052-09, Северо-Западного округа от 23 июня 2009 № А42-6216/2008).

За непредставление сведений по требованию инспекции контрагент может быть привлечен к налоговой и административной ответственности.

В поручении об истребовании документов должно быть указано, в рамках какой проверки и по какой организации возникла необходимость в их получении (приложение 17 к приказу ФНС России от 8 мая 2015 № ММВ-7-2/189).

В течение пяти рабочих дней со дня получения поручения налоговая инспекция по месту учета контрагента (иного лица), у которого истребуются документы, направляет ему требование о представлении документов (информации). К указанному требованию должна быть приложена копия поручения об истребовании документов. Такой порядок установлен в пункте 4 статьи 93.1 и пункте 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ.

Внимание: неисполнение (несвоевременное исполнение) требования о представлении документов контрагентом является правонарушением (п. 6 ст. 93.1 НК РФ, ст. 2.1 КоАП РФ), за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность.

Налоговая ответственность наступает, если:

1) контрагент проверяемой организации:

 отказался представить документы о ее деятельности;

 уклоняется от исполнения этой обязанности;

 представил документы с заведомо недостоверными сведениями.

В этих случаях контрагента оштрафуют на основании пункта 2 статьи 126 Налогового кодекса РФ. Размер штрафа – 10 000 руб.;

2) контрагент проверяемой организации несвоевременно представил запрошенную информацию о ее деятельности. В этом случае контрагента оштрафуют на основании пункта 1 статьи 129.1 Налогового кодекса РФ.

Размер штрафа – 5000 руб. Если в течение календарного года контрагента уже привлекали к ответственности за аналогичное правонарушение, то размер штрафа составит 20 000 руб. (п. 2 ст. 129.1 НК РФ).

Кроме того, за неисполнение (несвоевременное исполнение) требования о представлении документов по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде штрафа на сумму от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Отвечает Владислав Волков,

заместитель начальника Управления налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов ФНС России

«Инспекторы сравнят доходы физлиц в 6-НДФЛ с суммой выплат в расчете по страховым взносам. Такое контрольное соотношение инспекторы станут применять с отчетности за I квартал. Все контрольные соотношения для проверки 6-НДФЛ приведены в  таблице. Инструкцию и образцы заполнения 6-НДФЛ за I квартал смотрите в рекомендации.»

Из рекомендации Как составить и сдать расчет по форме 6-НДФЛ

Задайте и наши эксперты помогут в течение 24 часов!

Получить ответ

Источник: https://www.glavbukh.ru/hl/222384-provedenie-vstrechnoy-nalogovoy-proverki

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.