Акт налоговой проверки и порядок его обжалования

Содержание

Каков порядок обжалования акта налоговой проверки?

Акт налоговой проверки и порядок его обжалования

Налоговая проверка — мероприятие, целью которого является проверка налогоплательщика или организации на то, есть ли нарушения в том, как они выплачивают полагающиеся налоги.

Такие проверки могут быть нескольких видов, как указано в статьях 89 и 88 Налогового Кодекса. Они проводятся специально собранной комиссией, после чего составляется соответствующий акт.

Но, как и в любом документе, там могут содержаться какие-нибудь ошибки или неточности. Может ли налогоплательщик обжаловать такой документ, и как это можно сделать?

1. Камеральная налоговая проверка 2. Выездная налоговая проверка 3. Процедура обжалования акта налоговой проверки Рекомендуем прочитать: Какие налоги платят ИП?

Камеральная налоговая проверка

Статья 87 Налогового Кодекса устанавливает общий вид таких проверок и то, на какие виды они разделяются. Так, согласно данной норме, существуют проверки:

Разница между этими видами достаточно существенна.

Камеральная налоговая проверка осуществляется по месту нахождения соответствующих государственных органов.

Суть её в том, что специалисты проверяют ту документацию и отчёты, которые налогоплательщик предоставлял на протяжении всего отчётного периода. Так могут выявляться пропущенные ранее неточности и нарушения.

Такая проверка может проводиться только на основании фактических данных о действиях налогоплательщика.

Эти данные формируются следующим образом:

  • На основании документов, отчётов и налоговых ведомостей, которые отправляет налогоплательщик в обязательном порядке.
  • На основании документов и отчётов, которые получаются не от налогоплательщика, а из других источников. Например, из правоохранительных органов или от людей, которые ведут с объектом проверки совместную деятельность.
  • На основании уточняющей документации, которую органы имеют право запросить у объекта проверки в любой момент.

Эти данные сверяются с теми, которые имеются на руках, и проверка приходит к единому выводу — имеют ли место какие-нибудь нарушения или нет.

Важный факт

Очень редко проверки не находят никаких нарушений. Составление и оформление налоговых ведомостей — достаточно сложный процесс, в нём легко допустить ошибки. Но в большинстве случаев никаких штрафных санкций налоговые органы применять не будут. Обычно это заканчивается требованием внести в существующую документации необходимые поправки.

Выездная налоговая проверка

Процесс проведения такой проверки, а также сроки и другие требования, установлены в действующей статье 89 Налогового Кодекса.

Как следует из названия, выездная налоговая проверка проводится, так сказать, на месте. То есть в помещении налогоплательщика. Если у того нет физической возможности организовать такое место для комиссии, то она, как и в предыдущем варианте, проводит всю проверку в помещении налоговых органов.

Основной целью такой проверки является выявления нарушений в том, с какой периодичностью человек выплачивал установленные законом налоги, и правильно ли он это вообще делал.

Стоит отметить, что такое мероприятие может проводить экспертизу как по одному виду налогов, так и сразу по нескольким. Всё зависит от решения ответственного руководителя, который имеет право назначить проверки.

Обычно это заместители или начальники налоговых органов.

Если камеральные проверки назначаются с целью отработать одного человека или небольшое предприятие, то выездные чаще нацеливаются на крупные предприятия. Дело в том, что таким образом легче совершать налоговой контроль, прямо у них в здании.

Процедура обжалования акта налоговой проверки

Пункт 3 статьи 139 Налогового Кодекса говорит о том, что если человек решил подать жалобу на, по его мнению, неверное решение проверки, то он должен поступить следующим образом.

Сам текст уведомление должен отправляться в вышестоящее налоговое управление, но через тот налоговый орган, решение которого человек и хочет обжаловать.

Для того, чтобы это сделать, нужно знать, что все налоговые органы разделяются на несколько, так сказать, уровней.

  • Инспекции, контролирующие чётко очерченную территорию.
  • Управление налоговой службы, которое контролирует отдельные субъекты РФ.
  • Центральное отделение налоговой службы.

А вышестоящий орган определяется по тому, на каком именно уровне была проведена проверка и вынесено решение, которое человек хочет оспорить. Если оно было принято территориальным управлением, то жалобу нужно направлять в управление, контролирующее работу субъектов Российской Федерации, и так далее.

Стоит отметить, что форма подающейся жалобы никем не установлена. Не существует закона, который точно скажет, как именно она должна быть написана.

Так что её можно заполнять в произвольной форме, но обязательно нужно указывать наименование организации, когда и кем совершалась проверка, какого числа она имело место и какое решение человек пытается оспорить.

И нужно знать, что если рассмотрение дела примет характер административного разбирательства, то жалобщик не обязан вносить госпошлину в суд.

Обратите внимание

Не все акты такой проверки можно напрямую обжаловать и подвергнуть сомнению. Обжалованию подлежат только те решения, которые могут подвергнуть человека наказанию за выявленные нарушения, либо те, где говорится об отказе возмещения. Сюда входит как наложение штрафов, так и решение об отказе в возвращении переплаченных по налогу денег.

Если решение, которое человек считает спорным, уже приведено в действие, то его всё равно можно обжаловать. При этом, пока жалоба рассматривается, само решение не приостанавливается и продолжает действовать.

Вышестоящее налоговое управление может приказать остановить приведение его в силу только в том случае, если человек вместе с жалобой направит ходатайство о приостановлении.

И стоит помнить, что обжаловать уже принятое и действующее решение можно в течение года после того, как оно было вынесено.

При рассмотрении жалобы вышестоящим органом налогового управления присутствие представителей компании не обязательно. Их только уведомят о том, каковы итоги такого рассмотрения, и всё.

(263 голос., 4,58

Источник: https://sixsotok.ru/%D0%BA%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2-%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%8F%D0%B4%D0%BE%D0%BA-%D0%BE%D0%B1%D0%B6%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B0-%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3.html

Порядок обжалования налоговой проверки

Акт налоговой проверки и порядок его обжалования

Каждая компания или индивидуальный предприниматель, исходя из норм ст.

137 НК РФ, вправе обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, в том числе акты, вынесенные по результатам налоговых проверок, а также действия или имеющие определенные последствия бездействие должностных лиц, если существует понимание или уверенность, что такие акты, действия или бездействие нарушают права заявителя.

Общие правила обжалования

Исходя из норм ст. 138 НК РФ акты налоговых проверок могут быть:

  • обжалованы в вышестоящем налоговом органе, в порядке, предусмотренном НК РФ;
  • оспорены в суде, в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством для оспаривания ненормативных актов государственных органов

Кроме того, если есть основания предполагать, что вынесенный акт противоречит действующему законодательству, заявитель может дополнительно направить жалобу и в прокуратуру.

Досудебный порядок обжалования акта налоговой проверки

Законодатель предусмотрел обязательность оспаривания актов проверки в административном порядке в вышестоящий налоговый орган, прежде чем налогоплательщик может обратиться в судебные органы.

Происходит оспаривание методом подачи жалобы – обращения, в котором зафиксировано несогласие его автора с актом, вынесенным по результатам налоговой проверки.

Жалобу можно направить только в вышестоящий налоговый орган.

Если решение содержит нормы о привлечении лица к ответственности, то оно оспаривается путем подачи апелляционной жалобы. Законодательство содержит принципиальное отличие жалобы от апелляционной жалобы. Апелляционная жалоба подается в месячный срок после вручения решения по проверке налогоплательщику, то есть до вступления его в законную силу.

Обжаловать можно решение как целиком, так и частично, если с некоторыми выводами сотрудников налоговой инспекции заявитель согласен. Сама жалоба не направляется непосредственно в вышестоящий орган, ее следует направить в налоговый орган, вынесший решение, откуда она будет перенаправлена в вышестоящий налоговый орган.

Жалоба из налогового органа может быть отозвана до принятия решения по существу. Но если это произойдет, заявитель лишается права на подачу повторной жалобы на тот же акт и по тем же основаниям.

Важно, что кодекс не конкретизирует и понятие вышестоящего налогового органа, таким образом, заявление об обжаловании может быть подано в любой орган, имеющий характер вышестоящего, от городского управления до Федеральной налоговой службы РФ. Отклонить его по причине несоблюдения субординации будет невозможно.

Основания для оспаривания могут носить как фактический – нарушение законодательства о налогах и сборах, так и процессуальный – нарушение процедуры проведения проверки характер.

Лица, имеющие право подачи  жалобы

Кодекс не ограничил перечень лиц, имеющих право на обжалование решения, лицом, выступающим от имени компании, или индивидуальным предпринимателем. Правом на оспаривание решения налоговой проверки в административном порядке обладает неограниченное число лиц, чьи права могли бы быть задеты вынесенным решением. Соответственно, к этим лицам могут быть отнесены:

  • руководители юридического лица;
  • акционеры или учредители юридического лица;
  • участники консолидированной группы юридических лиц, в отношении одного из участников которой было вынесено решение;
  • аудиторы;
  • иные лица.

Важно, что право на подачу жалобы, в отличие от искового заявления, не требует соответствующего доказывания возможности подачи ее конкретным субъектом.

Что можно обжаловать

Оспорить можно не только решение о привлечении к ответственности. Законодательство не исключает возможности оспорить решения:

  • о назначении проверки;
  • о приостановлении проверки;
  • о продлении или отказе в продлении сроков предоставления необходимых документов;
  • о проведении каких-либо мероприятий налогового контроля, например, выемки или осмотра помещений.

Порядок и сроки подачи жалобы

Предоставляя налогоплательщику широкие права по выбору субъекта подачи жалобы и органа, в который она будет направлена, кодекс тем не менее, существенно ограничивает заявителя в сроках подачи жалобы и устанавливает для этого действия определенный порядок.

Основные требования к подаче выглядят так (см. ст. 139 НК РФ):

  • вне зависимости от адресата жалобы, она изначально направляется в налоговый орган, вынесший решение. Он, в течение трех календарных дней обязан переправить жалобу по назначению, приложив к ней необходимые материалы;
  • для подачи жалобы установлен пресекательный срок – один год с того момента, когда заявитель узнал что данным решением его права нарушены. Следует учитывать, что нарушены права могут быть не только решением о привлечением к ответственности, но и выводами мотивировочной части, которыми та или иная практика ведения дел хозяйствующим субъектом будет отнесена к неправомерной;
  • если налогоплательщик подает жалобу в течение месяца со дня вручения решения, то такая жалоба считается апелляционной. Это означает, что решение не вступает в законную силу до момента вынесения решения вышестоящим налоговым органом по апелляционной жалобе. Что в свою очередь означает, что налоговый орган не может начать процедуру взыскания налогов и штрафов;
  • если решение по жалобе, вынесенное вышестоящим налоговым органом, не устраивает налогоплательщика, то в течение трех месяцев у него возникает право подать жалобу в орган, надзирающий за действиями налоговых инспекций. Исходя из норм Постановления Правительства РФ №506 таким органом будет не только ФНС России, но и Министерство финансов РФ, в чьей зоне ответственности находится ФНС. Если трехмесячный срок подачи такого заявления был пропущен, его можно восстановить по ходатайству налогового органа, вышестоящего по отношению к вынесшей решение инспекции. Если орган по контролю и надзору вынесет свое решение, его обжалование в апелляционном административном порядке будет невозможно, остается только вариант оспаривания документа о привлечении к ответственности в суде.

Вышестоящий налоговый орган обязан ответить на направленное в его адрес обращение в течение 30 дней.

В любом варианте административного оспаривания необходимо контролирование сроков, если пропущен срок на ответ, то возникает право уже на обжалование бездействия налогового органа.

Но необходимо иметь ввиду, что руководитель этого органа может продлить срок рассмотрения ее на 30 дней, если для этого есть объективные причины, например, нужно запросить документы у инспекции, проводившей проверку.

Вариантами реакции вышестоящего органа могут быть:

  • отмена решения налогового органа;
  • оставление жалобы без рассмотрения.

Отсутствие ответа на жалобу представляет собой бездействие, которое, в свою очередь, может быть обжаловано.

Как подавать жалобу

Законодательство не ограничивает права налогоплательщика возможностью подачи жалобы только в виде бумажного документа. Если компания или предприниматель представляют отчетность в электронном виде, то и по этим каналам может быть направлена жалоба, подписанная электронной подписью. Жалоба должна быть подписана или заявителем или его представителем.

Особенности судебного рассмотрения споров по обжалованию актов, вынесенных по результатам налоговых проверок

Обращение в суд кажется естественным способом защитить права налогоплательщика. Но судебная практика складывается так, что суды чаще встают на позицию государственного органа, действующего в рамках своих полномочий. Истцу необходимо готовиться  к процессу максимально серьезно, учитывая все нюансы.

Первоначальное решение налоговой проверки не может быть обжаловано напрямую в суд, необходимо соблюдение досудебного порядка. Но любой ответ на жалобу (действие) или отсутствие ответа (бездействие) уже представляет собой основание для подачи иска и это право не может быть оспорено.

В суде можно будет оспорить не только выводы налоговой инспекции, но и мотивировки, что станет основанием выстраивания позиции защиты по аналогичным делам. Но невозможно направить иск в суд, предварительно не пройдя процедуру административного обжалования.Достаточночастост.

138 НК РФ и несоблюдение предусмотренного ей порядка становится основанием для оставления иска без рассмотрения. Согласно ч.4 ст.

198 АПК РФ, направлять иски об оспаривании решения в арбитражный суд можно в течении 3-х месяцев с момента вынесения решения вышестоящим налоговым органом.

Требованиями, заявленными в исках, обычно становятся:

  • о признании незаконным конкретного акта налоговой инспекции;
  • об устранении нарушения прав и интересов заявителя;
  • о снижении размера штрафных санкций.

Рассмотрение таких исков происходит в общем порядке искового производства. Суд будет вправе полностью или в части изменить решение, отменить его полностью или изменить мотивировочную часть (см. Постановление 16 ААС от 13.04.2016 г. по делу №А63-8783/15).

Возможность обжалования результатов налоговой проверки не только в административном, но и в судебном порядке расширяет права налогоплательщика и дает ему возможность защитить свои охраняемые законом интересы.

Источник: https://SuitsInLaw.com/novosti/poryadok-obzhalovaniya-nalogovoj-proverki/

Обжалование результатов выездной налоговой проверки

Акт налоговой проверки и порядок его обжалования

Предприятия и частные предприниматели не всегда соглашаются с итогами налогового аудита. Российское законодательство разрешает в установленном порядке оспаривать решения контроллеров. Обжалование акта налоговой проверки в ряде случаев — разумное и единственно правильное решение для налогоплательщика.

И если для него все складывается удачно, то суд или вышестоящая налоговая инспекция признают решение, вынесенное ИФНС, недействительным.

Сразу стоит отметить, что исход дела определяется, помимо прочих факторов, компетентностью юридической службы компании.

Увы, далеко не во всех организациях есть грамотные специалисты с достаточными знаниями, способные отстоять интересы бизнеса.

Так что если возникла необходимость подать жалобу по результатам проверки, лучшее решение — обратиться к профессиональным юристам и доверить им решение этих проблем.

Для начала рассмотрим ситуации, когда налогоплательщик может возразить против результатов ВНП:

  • Налицо явные нарушения интересов юрлиц.
  • Принятые налоговиками решения незаконны.
  • Сотрудники ИФНС отказываются от рассмотрения обращений с просьбой отменить принятые акты.
  • Из-за того, то налоговики бездействовали, предприятие понесло существенные финансовые потери, или пострадала его репутация.
  • В отношении компании инспекторы применили санкции, но не проводили при этом проверок в установленном порядке и не составляли нужные документы.
  • Предприятию необоснованно отказали возмещать или возвращать НДС.

Какова процедура обжалования результатов проверки налоговой службы?

Процедура обжалования решения ИФНС осуществляется с учетом индивидуальных особенностей дела. Например, если налоговая вынесла решение меньше месяца назад, и оно еще не вступило в силу, то хозяйствующий субъект вправе подать апелляционную жалобу в ВНО.

В то же время, если с даты вынесения решения прошел месяц, и оно уже вступило в силу, можно пожать жалобу, подготовив всю необходимую документацию по делу и направив ее для рассмотрения. Сделать это можно не позже, чем через год с даты вступления акта в силу.

Как нужно действовать налогоплательщику?

  • Для начала составить жалобу и направить ее в вышестоящую инспекцию через территориальное отделение налоговой, которое приняло решение, затронувшее интересы заявителя.
  • Далее необходимо подождать ответ. Срок ожидания равен 1-2 месяцам.
  • Если налогоплательщика не устраивает ответ, он вправе обратиться в суд или настоять на том, чтобы дело рассмотрела вышестоящая инстанция.

Налогоплательщикам лучше не ждать, пока решение вступит в силу, а начать процесс обжалования в досудебном порядке. ВНО рассматривает подобные обращения в течение 1-2 месяцев.

Способы подачи обжалования

Обжаловать решение инспекторов по итогам аудита налогоплательщик разрешается несколькими способами. Вот они:

  • Руководитель или представитель хозяйствующего субъекта может лично прийти в отделение ИФНС. Если налоговый орган посещает представитель, то у данного лица в распоряжении должна быть нотариальная доверенность, чтобы подтвердить свои полномочия.
  • Жалобу можно отправить по почте, как ценное письмо. Жалоба и документация должны сопровождаться описью вложения, а также уведомлением о вручении.
  • Третий вариант — электронная подача жалобы на сайте ФНС.

На период рассмотрения жалобы исполнение вынесенного ИФНС решения могут приостановить. Но для этого налогоплательщику следует подать такое ходатайство в ВНО или суд.

Обжалование в судебном порядке.

Если досудебное урегулирование вопроса не принесло желаемых результатов, хозяйствующий субъект вправе обратиться в суд.

Здесь нужно учитывать, что сделать это НК РФ разрешает лишь в том случае, если жалоба уже была подана в вышестоящую налоговую инспекцию по всем законодательным правилам.

Если же вышестоящая инспекция не вынесла решение по жалобе в законодательно отведенный период, допускается обращение в суд.

Иски на акты налоговой инспекции судебный орган рассматривает в соответствии с АПК РФ и НК РФ.

Фнс о преимуществах досудебного обжалования

Налоговики уверены, что если все жалобы будут рассматриваться в досудебном порядке, выиграют как контроллеры, так и сами налогоплательщики. Почему ФНС считает именно так? На это есть определенные основания:

  • Проверяемые хозяйствующие субъекты окажутся в более выгодном положении, так как спорные вопросы будут разрешаться без вмешательства суда. Это проще и удобнее.
  • Нагрузка на судебные органы существенно снизятся.
  • Налоговые органы смогут работать более эффективно.

Руководители ФНС неоднократно рассказывали о преимуществах разрешения конфликтов такого рода в досудебном порядке как на собственном сайте, так и в различных СМИ. Досудебное урегулирование — процесс более простой и не такой формализованный, в сравнении с арбитражным судопроизводством.

Решать споры в досудебном порядке выгоднее и с финансовой точки зрения. Не нужно нести серьезные расходы, поскольку вышестоящая налоговая инспекция рассматривает жалобы бесплатно. Чтобы обратиться в суд, необходимо уплатить госпошлину.

Кроме того, в случае с досудебным урегулированием не нужно оплачивать услуги юристов, которые представляют интересы истца.

Важный момент: нескольких судебных заседаний, как правило, не хватает. В рамках рассмотрения заявления их намного больше. Зачастую такие дела длятся месяцы и даже годы. Это отнимает не только немало финансовых средств, но и много сил и времени.

Вот еще некоторые плюсы досудебного разрешения конфликтов:

  • Четко регламентированные сроки рассмотрения налоговых споров (обычно процесс завершается в течение 2 месяцев).
  • Решение налоговой по результатам аудита считается недействительным в то время, пока рассматривается апелляционная жалоба.
  • При досудебном решении споров с налогоплательщика не взыскивают доначисленные суммы в принудительном порядке.

По мнению налоговиков, сейчас у проверяемых хозяйствующих субъектов намного больше возможностей защитить свои права и интересы.

Как оформить жалобу?

В НК РФ сказано, как нужно оформлять заявление на обжалование. Следует помнить, что подавать документ необходимо исключительно в письменной форме. На ней обязательно должен расписаться заявитель или его доверенное лицо. Если жалобу подает представитель, ее сопровождают документацией, которая подтверждает, что данное лицо наделено соответствующими правами.

https://www.youtube.com/watch?v=qmEasXjiiR4

В жалобе непременно прописывают следующую информацию:

  • Название предприятия, по какому адресу оно расположено/ФИО и адрес физлица.
  • Какой акт налоговой инспекции заявитель хочет обжаловать.
  • Название отделения ИФНС, принявшего решение, с которым не согласен налогоплательщик.
  • На каких основаниях заявитель считает, что его интересы ущемлены.
  • С какими требованиями он обращается в вышестоящий налоговый орган, чего хочет добиться.

В законодательстве РФ о форме данного документа ничего не сказано, а потому составлять ее можно произвольно, но с обязательным включением вышеуказанной информации.

В документе можно отразить и иные данные, например, номера телефонов, факсы, e-mail, которые позволят своевременно рассмотреть его.

Также заявитель по желанию может сопроводить жалобу документами, подтверждающими его позицию и требования.

Как рассматривается жалоба?

В данный момент рассмотрение жалоб производится в особом порядке, и некоторые моменты нельзя назвать выгодными и удобными для налогоплательщика. На основании НК РФ, вышестоящий налоговый орган рассматривает заявление без участия истца.

Раньше инспекторы в некоторых ситуациях могли разрешить лично налогоплательщику или его представителям участвовать в рассмотрении жалобы, однако обязательным правилом это не являлось. У судов на этот счет была аналогичная точка зрения. Подход налоговиков к данному вопросу они считали разумным.

Еще одно нововведение заключается в том, что истец имеет право предъявить документацию, которая подтверждает его правоту как одновременно с жалобой, так и после ее предоставления. НК РФ разрешает подать эти документы до того, как вышестоящая налоговая инспекция вынесет решение по делу.

Но ВНО рассмотрит и учтет эти бумаги при принятии решения по жалобе только если налогоплательщик пояснит, по какой причине ранее не предоставил их в территориальное отделение ИФНС, вынесшее оспариваемое решение.

Также согласно новым правилам, вышестоящий налоговый орган теперь вправе устранять нарушения, которые в ходе изучения результатов налогового аудита и формирования актов по нему допустили нижестоящие ИФНС.

При выявлении нарушений в ходе изучения заявления ВНО вполне может отметить решение ИФНС и рассмотреть дело по новой, приняв, соответственно, новое решение.

Результаты рассмотрения жалобы

После изучения жалобы ИФНС выносит соответствующее решение. Варианты развития событий следующие:

  • Налоговый орган отказывает в обжаловании акта. Но налогоплательщик в этом случае может обжаловать акт в суде и привлечь к данному делу профессиональных юристов.
  • ИФНС отменяет результаты проверки и назначает дополнительный аудит. То есть, проводится повторная проверка, но уже более углубленная.
  • Налоговая отменяет результаты проверки и одновременно останавливает правонарушительное производство. Это наиболее благоприятный исход развития событий, при котором инстанция признает, что компания права, защищая свои интересы, а значит, не обязана исполнять требования, описанные в незаконном акте налогового аудита.
  • Налоговый орган по итогам рассмотрения вопроса принимает какое-либо другое решение.

Подведем итоги. Если налогоплательщика не устраивает решение, вынесенное ИНФС, он вправе подать жалобу в ВНО или обратиться в Арбитраж. При этом обжаловать решение в судебном порядке разрешается только в том случае, если было соблюдено досудебное урегулирование. Такое правило, вступившее в силу с 2014 года, было введено из-за сильной нагрузки на арбитражные суды.

Подать жалобу и иск в суд заявитель может в течение 3 месяцев после того, как получил решение налоговой. Если этот период субъект пропускает по уважительным причинам, его могут восстановить. Это, конечно, удобно для налогоплательщика.

Любой хозяйствующий субъект, будь то организация или индивидуальный предприниматель, должен помнить, что всегда может обжаловать итоги налогового аудита, если он с ними не согласен. Таким правом его наделяет НК РФ. Налогоплательщикам, безусловно, стоит отстаивать свои интересы и действовать активно, защищая свой бизнес.

Как показывает статистика, чаще всего плательщики стремятся обжаловать итоги ВНП, реже — камерального расследования. Чтобы минимизировать риски и повысить шансы на благоприятный исход в свою пользу, лучше довериться опытным специалистам — юристам и бухгалтерам. Их квалифицированная помощь в любом случае окажется кстати.

Источник: https://nalog-blog.ru/nalog-plan/obzhalovanie-rezultatov-vyezdnoj-nalogovoj-proverki/

Обжалование решений налоговых органов по результатам проверки

Акт налоговой проверки и порядок его обжалования

Последние несколько лет достаточно активно применяется обязательная процедура досудебного обжалования решений налоговых органов по камеральным и выездным налоговым проверкам. В данной статье более подробно рассмотрен вопрос обжалования решения налогового органа по результатам налоговой проверки, а также основание, порядок и сроки подачи возражений на акт налоговой проверки.

Подача в налоговый орган возражений по акту налоговой проверки: основание, порядок, сроки

В соответствии с пунктом 5 статьи 100 Налогового кодекса РФ акт налоговой проверки вручается проверяемому налогоплательщику в течение пяти дней с момента его составления.

По общему принципу при отправке акта налоговой проверки налоговым органом по почте, датой его вручения будет являться шестой день со дня его отправки.

К акту налоговой проверки обязательно должны быть приложены документы, подтверждающие факт нарушения налогового законодательства РФ, выявленные инспекторами в ходе налоговой проверки (п.3.1 ст.100 Налогового кодекса РФ).

Более подробную информацию о сроках и порядке составления налоговыми органами акта выездной налоговой проверки можно узнать из наших статей: «Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки и его вступление в законную силу», «Оформление результатов налоговой проверки».

Итак, получив на руки акт налоговой проверки, налогоплательщик может не согласиться с результатами выездной налоговой проверки, как в целом, так и в отдельной его части.

С целью защиты прав налогоплательщика налоговое законодательство РФ закрепило за налогоплательщиком право подачи письменных возражений на акт налоговой проверки в течение тридцати дней с момента его получения (см. п.6 ст.100 Налогового кодекса РФ, Письмо ФНС России от 07августа 2015 года № ЕД-4-2/13890).

К письменным возражениям на акт налогоплательщик вправе прикладывать заверенные копии документов, подтверждающих обоснованность его возражений.

Десятидневный срок, что установлен пунктом 1 статьи 101 Налогового кодекса РФ для вынесения решения по результатам проведенной проверки, исчисляется после истечения одного месяца, установленного пунктом 6 статьи 100 Налогового кодекса РФ.

Возражения подаются в произвольной форме в письменном виде в течение 15 рабочих дней со дня получения акта налоговой проверки (п. 6 ст. 100 Налогового кодекса  РФ). Акт налоговой проверки не является ненормативным актом налогового органа, на основании которого у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налогов и не может являться самостоятельным основанием для обращения в суд с требованием о включении в реестр задолженности по уплате налогов, пеней, штрафов (см. Определение АС Республики Алтай от 19 февраля 2016 года № А02-1081/2015).

Какой-либо установленный формы возражений на акт налоговой проверки законодатель не устанавливает, как и требований к их содержанию.

Поэтому налогоплательщику при составлении письменных возражений достаточно соблюсти общепринятый порядок их составления: привести общую часть (в которой указываются реквизиты налогоплательщика – ИНН, КПП, юридический адрес и т.п.

, дата и место составления возражений, период, вид налога, который проверялся налоговой проверкой), а затем описать содержательную часть возражений (указываются конкретные пункты акта налоговой проверки, с которыми не согласен налогоплательщик, ссылки на статьи Налогового кодекса РФ, в том числе Письма Минфина России, которые можно посмотреть на официальном сайте налоговой службы, приводятся примеры из арбитражной практики по данному вопросу).

Возражения на акт налоговой проверки рассматриваются руководителем налогового органа, проводившего налоговую проверку или его заместителем. В соответствии с пунктом 7 статьи 101 Налогового кодекса РФ по результатам рассмотрения представленных возражений руководитель либо заместитель руководителя налогового органа выносит решение:

  • о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решение  по поданным налогоплательщиком письменным возражением должны быть приняты в течение десяти дней со дня истечения срока на представление таких возражений. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (см. п.1 ст.101 Налогового кодекса РФ).

Судебное обжалованиеналоговых решений, принятых по результатам налоговой проверки: основания, порядок, сроки

С 2009 года законодателем был введен обязательный досудебный порядок обжалования решения налогового органа о привлечении либо об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности. Несоблюдение досудебного порядка обжалования может затруднить или даже сделать невозможным обжалование решения налогового органа.

Именно поэтому налогоплательщик должен знать установленную законом процедуру обжалования решения налогового органа.

Также Налоговый кодекс РФ устанавливает обязательную досудебную процедуру урегулирования споров, возникших между налоговым органом и налогоплательщиком в связи с привлечением налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения (см. п.1 ст.104 Налогового кодекса РФ).

В силу вышеуказанной нормы именно до момента обращения в суд, налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции.

И только в случае отказа налогоплательщика в добровольном порядке уплатить сумму налоговой санкции или пропуска срока ее уплаты, налоговый орган направляет в арбитражный суд иск о взыскании с налогоплательщика неуплаченной суммы налоговой санкции, предусмотренной за совершение налогового правонарушения.

С точки зрения  судов, под соблюдением налоговым органом досудебной процедуры урегулирования спора с налогоплательщиком признается  вручение налогоплательщику решения о привлечении его к налоговой ответственности или вручение требования налогоплательщику о добровольной уплате недоимки по налогам, пеней и штрафных санкций.

Налогоплательщик, в свою очередь, вправе  обратиться в арбитражный суд с заявлением о приостановлении исполнения решения (см. п. 3 ст. 138 Налогового кодекса РФ). Такое исковое заявление налогоплательщик вправе предъявить в суд в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав, то есть когда он узнал о  вступлении решения налогового органа в законную силу (см. ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ). Приостановление исполнения решения производится в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

Несоблюдение досудебного порядка обжалования акта налоговой проверки является основанием для оставления искового заявления налогоплательщика без рассмотрения (см.

Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 15 февраля 2016 года по делу            № А73-17478/2015, Определение Арбитражного суда Самарской области от 17 июня 2015 года по делу № А55-11027/2015).

Поэтому, прежде чем обратиться в суд, налогоплательщик должен пройти процедуру досудебного обжалования решения налогового органа, то есть сначала решение налогового органа обжалуется в вышестоящий налоговый орган, только после этого налогоплательщик может обращаться в суд (см. п.1, 5 ст. 101.

2 Налогового кодекса РФ). Минуя обжалование решения налогового органа в вышестоящем налоговом органе, в судебной инстанции исковое заявление налогоплательщика будет оставлено без рассмотрения (см. пп. 2 п. 1 ст. 148 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

Налогоплательщик имеет право обжаловать решение налогового органа как полностью, так и в отдельной его части. Равно как налогоплательщик вправе обжаловать в вышестоящий налоговый орган как вступившее, так и не вступившее в законную силу решение нижестоящего налогового органа. Жалоба на не вступившее в законную силу решение налогового органа является апелляционным.

Апелляционная жалоба на решение налогового органа не вступившее в законную силу подается налогоплательщиком в письменной форме согласно пункта 3 статьи 139 Налогового кодекса РФ, в налоговый орган, вынесший обжалуемое решение. Конкретных требований к форме и содержанию жалобы Налоговый кодекс РФ не содержит, а это означает, что такая жалоба может быть составлена в произвольной форме.

задача заявителя четко обосновать заявляемые в жалобе требования. Жалоба подписывается налогоплательщиком либо его представителем, в случае с последним, такие полномочия нужно будет подтвердить документально (см. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 24 декабря 2009 года № Ф 03-7521/2009). К жалобе налогоплательщик может приложить документы, подтверждающие его требования (см. абз. 1 п.

2 ст. 139 Налогового кодекса РФ).

В течение трех дней со дня поступления жалобы налогоплательщика налоговый орган направляет ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган (см. п. 3 ст. 139 Налогового кодекса РФ).

Однако, вышестоящий налоговый орган может и не отменить решение нижестоящего налогового органа, в таком случае решение нижестоящего налогового органа вступит в законную силу с даты его утверждения вышестоящим налоговым органом.

Но не стоит отчаиваться, потому что такое решение налогоплательщик сможет обжаловать его в административном или судебном порядке, руководствуясь положениями статей 138-141 Налогового кодекса РФ (см. Письмо Минфина России от 20 ноября 2009 года № 03-02-07/1-516).

Административный порядок обжалования решения налогового органа, принятого по результатам проверки, подразумевает подачу жалобы в вышестоящий налоговый орган.

В случае если налогоплательщиком апелляционная жалоба на решение налогового органа не подавалась, он может обратиться с жалобой в вышестоящий налоговый орган даже после вступления решения в законную силу, об этом говорится в пункте 3 статьи 101.2 Налогового кодекса РФ.

Подать такую жалобу налогоплательщик вправе в течение двенадцати месяцев с момента вынесения итогового решения по результатам налоговой проверки (см. абз. 4 п. 2 ст. 139 Налогового кодекса РФ).

Что касается судебного обжалования актов налоговых органов, а также действий (бездействия) их должностных лиц, оно осуществляется путем подачи соответствующего заявления в арбитражный суд, руководствуясь нормами Арбитражного процессуального кодекса РФ (см. п.2 ст.138 Налогового кодекса РФ). При этом напрямую в арбитражный суд налогоплательщик вправе обжаловать:

  • решение налогового органа об отказе в зачете или возврате налога;
  • требование налогового органа об уплате налога, пеней, штрафов;
  • действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов.

Пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусмотрено право налогоплательщика обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия должностных лиц незаконными, если считают, что оспариваемые им акты одновременно:

  • не соответствуют закону или иному принятому в соответствии с этим законом нормативному правовому акту;
  • нарушают права и законные интересы налогоплательщика в сфере предпринимательской деятельности, либо неправомерно возлагают на налогоплательщика какие-либо обязанности, а также создают препятствия для осуществления налогоплательщиком предпринимательской деятельности.

В завершение рассматриваемой темы добавим, что правовые последствия отмены решения налогового органа о привлечении либо об отказе в привлечении к налоговой ответственности арбитражным судом и вышестоящим налоговым органом различны.

Так при отмене решения налогового органа о привлечении либо об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности вышестоящим налоговым органом прекращаются действия принятого решения на будущее, а в случае отмены решения налогового органа арбитражным судом влечет признание такого решения  недействующим с момента его принятия, то есть такое решение считается незаконно вынесенным налоговым органом изначально.

Источник: http://apgmag.com/obzhalovaniye-resheniy-nalogovogo-organa-po-rezultatam-nalogovoy-proverki/

Порядок обжалования акта налоговой проверки

Акт налоговой проверки и порядок его обжалования

Сроки обжалования налоговой проверки
Обжалование не зависит от вида проверки
Порядок обжалования – досудебный
Пошаговая инструкция по обжалованию акта

Довольно часто по итогам налоговых проверок – как камеральных, так и выездных, – инспекторы приходят к выводу, что компания нарушила налоговое законодательство.

В таком случае проверяющие должны зафиксировать результаты проверки (факт нарушений) – составить акт и передать его налогоплательщику. Однако не надо сразу опускать руки, если ИФНС доначислила огромные суммы налогов и штрафы.

Их можно снизить или вообще отменить! Для этого существует процедура обжалования. Какие на это отводятся сроки и каков порядок обжалования – читайте в нашей публикации.

1C-WiseAdvice делает все для того, чтобы уберечь вашу компанию от излишнего внимания контролирующих органов.

Наш подход во многом является «зеркальным отражением» методик, используемых государственными органами для отбора компаний на плановые и внеплановые проверки. Такую технологию мы называем «риск-ориентированный подход».

Ее выполнение мы обеспечиваем двумя способами: с помощью внутренней автоматизации и регулярного аудита работы наших сотрудников.

Наш метод работы позволяет избежать доначислений и санкций (штрафов, пеней) по итогам камеральных и выездных проверок.

Сроки обжалования налоговой проверки

Окончание налоговой проверки не означает, что компания тут же должна оплатить доначисления. Отметим, что об окончании камеральной проверки компания узнает не всегда: налоговики составляют акт только при обнаружении нарушений.

«Полезная бухгалтерия» от 1С-WiseAdvice

Специалисты нашей компании знают, что и как проверяет ИФНС, осознают все риски и возможные потери для бизнеса.

Поэтому в процессе ведения клиента наши бухгалтеры всегда увязывают бухгалтерский учет с налоговым. Вся отчетность клиента тщательно перепроверяется по сотне контрольных соотношений.

Тем самым снижается риск возникновения претензий на камеральных проверках и риск доначислений – на выездных.

Если налоговики составили акт, неважно по завершению проверки какого вида (выездной или камеральной) – требования едины. В частности, в акте будет упомянуто право на обжалование (абз. 4 п. 3.3 приложения № 24 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@), причем сами формулировки не регламентированы. Например, в актах 2018 года инспекторы пишут так:

Кроме того, компания обязательно получит уведомление о времени и месте рассмотрения материалов проверки (абз. 1 п. 2 ст. 101 НК РФ), вне зависимости от того, подана жалоба на акт налоговой проверки или нет. Причем инспекция должна иметь подтверждение, что уведомление компанией получено (абз. 3 п. 2 ст. 101 НК РФ).

Обжалование результатов проверки будет в пользу компании при отсутствии подтверждения об уведомлении. Как правило, достаточно единственного аргумента – налогоплательщик был лишен возможности присутствовать на рассмотрении материалов проверки.

Однако какой бы однозначной ситуация не была, всегда могут возникнуть различные нюансы, и для полного успеха проще поручить обжалование профессионалам.

Иногда компании полагают, что обжалование камеральной проверки можно заменить уточненной декларацией. Эти заблуждения основаны на том, что таким способом обычно прерывают камеральную проверку. Например, когда компания получила требование из налоговой инспекции о предоставлении документов (информации) или пояснений.

Поскольку камеральная проверка имеет более узкую специализацию, чем выездная, то многие компании не привлекают к процессу обжалования сторонних специалистов. Однако если речь идет о значительных суммах, то сторонний юрист может увидеть возможности их уменьшения на основании огромного опыта работы с другими компаниями.

Порядок обжалования – досудебный

Обжалование решения по итогам проверки включает в себя обязательный досудебный этап. То есть оспорить решение напрямую в суде – нельзя, для начала жалоба на решение должна уйти в региональное управление ФНС России.

Как правило, налоговое управление редко встает на сторону налогоплательщика, и отстаивать правоту приходится в суде. Причем доначисления налоговая инспекция обычно списывает по инкассо, не дожидаясь суда.

Решение о взыскании задолженности инспекторы должны вынести в течение двух месяцев с даты окончания срока на добровольную уплату налога по требованию.

Однако имеется возможность приостановить исполнение решения налогового органа путем ходатайства в рамках судебного обжалования о принятии обеспечительных мер в виде запрещения инспекции совершать действия по принудительному взысканию доначислений и приостанавливать операции по счетам в банках.

Шаг 1. Получение акта налоговой проверки

С этого момента начинается отсчет срока возражений. Способам вручения (отправки) акта посвящен довольно объемный раздел 7 Письма ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622.

Указанное письмо разъясняет особенности выездных проверок. При этом его положения о процедурных моментах, связанным с актированием, вполне можно применять и к камеральным проверкам. Вне зависимости от вида проверки инспектор может вручить акт лично, а также отправить его:

  • по телекоммуникационные каналы связи (далее – ТКС);
  • заказным письмом.

При личном получении акта проставляйте дату получения собственноручно. Нередки случаи, когда инспекторы проставляют более ранние числа. Например, из-за выхода за регламентированные сроки проверки. Для суда затягивание сроков большой роли не играет, а вот если вы пойдете на компромисс с инспектором, то уменьшите себе время на подготовку возражений.

При взаимодействии по ТКС у компании фактически есть не четыре, а пять недель для подготовки возражений. Такая поблажка возникает из-за отправки подтверждения о получении корреспонденции из налоговой (сделать это нужно на шестой рабочий день).

Самый неприятный вариант – когда акт отправлен обычной почтой и шел дольше, чем шесть дней с момента его отправки. Время на подготовку возражений из-за почтовой задержки не увеличивают.

Отметим, что заказные письма инспекторы обычно используют, когда представитель компании отказался получить акт и факт отказа зафиксирован. Таким образом отказ в получении акта может привести к сокращению сроков подготовки возражения из-за некорректной работы почты.

Шаг 2. Подготовка текста возражений

При формировании возражений по акту налоговой проверки имеет смысл использовать рекомендации самих налоговиков (Информация ФНС России «Подача возражений на акты налоговых проверок», опубликовано на сайте www.nalog.ru 16.04.2018). Сложность представляет основная часть возражений, где необходимо:

  • изложить свои позицию;
  • перечислить нарушенные положения налогового законодательства.

Очевидно, что для составления основной части компаниям чаще всего необходима помощь налогового юриста. Если решите формировать возражения самостоятельно соблюдайте основные правила:

  • формулируйте доводы четко и лаконично;
  • прорабатывайте только те моменты, с которыми не согласны (акт не обязательно обжаловать целиком);
  • предметом возражений делайте выводы контролеров, а не превышение сроков или нарушение процедуры истребования документов (в последнее время нарушение процедуры на отмену доначислений не влияют);
  • излагайте возражения с учетом последовательности конкретных пунктов акта и, если есть возможность – обязательно указывайте по какому пункту акта возражаете;
  • прежде всего ссылайтесь на нормы Налогового кодекса, затем – на подходящие письма Минфина или ФНС (если письмо размещено на сайте ФНС как обязательное для применения налоговыми инспекторами, обязательно укажите на это);
  • полезна ссылка на письмо ФНС от 23.09.2011 № ЕД-4-3/15678 – в нем как раз дана установка инспекторам руководствоваться разъяснениями с сайта их ведомства;
  • используйте письма регионального управления ФНС, не говоря уже о письменных ответах своей инспекции в ваш адрес, если таковые есть;
  • приводите судебную практику в пользу налогоплательщиков и сообщите налоговикам, что судьи скорее всего, отменят доначисления.

Судебная практика, на которую идет ссылка, должна максимально соответствовать именно вашей ситуации. При этом в первую очередь ссылайтесь на решения ВАС, затем – на постановления арбитражного суда вашего округа.

К сожалению, даже при наличии судебной практики в пользу налогоплательщиков инспекторы не всегда идут на уступки.

Шаг 3. Отправка возражений в ИФНС

Для защиты своих интересов компания должна иметь подтверждение представление в инспекцию не только самих возражений, но и всех приложений к ним. Если представляете возражения в бумажном виде (по почте или лично), то обязательно перечислите подробно все приложения с указанием количества листов.

При отправке по ТКС реестр документов, прилагаемых к возражениям, формировать не нужно. За вас это сделает сама программа, формирующая обращение налогоплательщика.

Особых требования к названиям приложений, направляемых по ТКС, налоговые органы не предъявляют. Даже если файлы будут поименованы, как «Screenshot» проблем не возникнет. И все же для удобства прилагаемые файлы целесообразно называть так, чтобы было понятно их содержание.

Единственная особенность отправки по ТКС – тема обращения налогоплательщика. Большинство инспекций просят, чтобы в, отправляемого по ТКС были указаны, в том числе ФИО налогового инспектора (например, в скобках). В данном случае это будут ФИО инспектора (инспекторов), составивших акт.

Благодаря тому, что в настоящее время прохождение почтовых отправлений можно отследить на сайте Почты России, такой вариант отправки возражений вполне допустим. Однако и в этом случае будет не лишним использовать ТКС.

Если видите, что почта работает нерасторопно – сообщите в инспекцию об отправке возражений с приложением квитанции. Необходимость в таких дополнительных действиях вызвана негативными ситуациями, возникающими в результате:

  • задержки почтовых отправлений;
  • некорректной обработки почтовой корреспонденции в самой налоговой инспекции.

Возражения можно сдать в канцелярию инспекции лично. При этом обязательно иметь при себе второй экземпляр (можно без приложений) для того, чтобы инспекция могла поставить отметку.

Шаг 4. Участие в рассмотрении возражений налоговой

Присутствие представителя компании на рассмотрении материалов проверки, в том числе возражений – не обязательно. Их могут рассмотреть и без вас. Только убедитесь, что возражения действительно получены.

Если инспекция настроена на компромисс, то найти время на посещение инспекции нужно. Не лишним будет посещение инспекции и для того, чтобы показать: компания готова идти до конца.

Зачастую налоговики проходят через все процедурные моменты обжалования, невзирая на свою явную неправоту.

Экспертная поддержка клиентов

Клиентам, которые обслуживаются в 1С-WiseAdvice, мы всегда готовы оказать всестороннюю экспертную поддержку. В частности, мы всегда отстаиваем интересы наших клиентов во взаимоотношениях в ИФНС, готовим аргументированные ответы на запросы и требования, даем пояснения, готовим возражения, а также до конца боремся за благоприятный для клиента исход по итогам проверки (вплоть до суда).

Источник: https://1c-wiseadvice.ru/company/blog/poryadok-obzhalovaniya-akta-nalogovoi-proverki/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.