Дисциплинарная ответственность госслужащего: особенности наказания

Содержание

Виды ответственности, предусмотренные для государственных служащих

Дисциплинарная ответственность госслужащего: особенности наказания

Современная жизнь рядовых граждан построена на различного рода взаимодействии с государственными учреждениями и их служащими.

За долгие годы уже сформировалась целая система таких взаимоотношений, и значительную роль здесь играет то, насколько добросовестно госслужащие выполняют свои обязанности.

Как известно, везде должны быть свои рычаги влияния, и этот случай не является исключением. Так что пришло время поговорить о таком понятии, как ответственность государственных гражданских служащих.

Так в чем же заключается ответственность госслужащих, и какие существуют ее виды? Подразумевается принятие соответствующих мер и назначение различного рода наказаний.

Вся эта система основывается на законе «О государственной гражданской службе РФ», принятом в далеком 2004 году. Все сферы законодательства обычно тесно переплетены, так что нет ничего удивительного, что в данном законопроекте неоднократно ссылаются на КоАП, Гражданский кодекс, а также на Уголовный и Трудовой кодексы.

К подобным методам воздействия прибегают тогда, когда госслужащий пошел на серьезное нарушение, действовал вразрез с инструкциями и причинил вред своими действиями. Также существует и такое понятие, как преступное бездействие – за это тоже предусмотрены определенные меры.

Существующие виды

В наши дни сложно встретить четкое толкование понятия ответственности государственного служащего. Очень часто можно наткнуться на довольно-таки вольные трактовки данных терминов, которые могут ввести вас в заблуждение. Но в вышеупомянутом законопроекте есть четкое разграничение видов ответственности:

  • Дисциплинарная;
  • Гражданско-правовая;
  • Административная;
  • Уголовная.

Особенности дисциплинарной ответственности

Но обычно людям приходится сталкиваться с таким видом воздействия, как дисциплинарная ответственность. Именно ее всегда подразумевают в таких случаях.

Когда у человека неприятности на работе, он всегда опасается именно дисциплинарного наказания, так как именно с этого обычно все и начинается.

Виды дисциплинарной ответственности гражданского служащего тоже есть разные, и каждый из этих видов будет рассмотрен.

Дисциплинарная ответственность государственных служащих – это способы влияния за соответствующее нарушение, основанные на системе подчинения по долгу службы.

Подразумевается действия и бездействия, которые не решаются на уголовном уровне, потому все и решается непосредственно на рабочем месте. Но как бы там ни было, речь идет о юридической ответственности государственных служащих, которая существенно влияет на дальнейшую судьбу людей. Так что все это контролируется соответствующими правовыми актами.

Взыскания

Обычно в подобных случаях люди сталкиваются с таким термином, как взыскание. Существуют различные виды взысканий, и все они прописаны в действующем законодательстве:

  • Замечание;
  • Выговор;
  • Должностное несоответствие;
  • Освобождение от определенной должности;
  • Увольнение.

Очень часто возникает путаница с последними двумя пунктами. Когда человека освобождают от его должности, это еще не значит, что он уволен. Госслужащий по-прежнему будет числиться в учреждении и в порядке конкурса сможет претендовать на другой чин. А вот увольнение – это уже билет в один конец.

В Трудовом кодексе есть свои правила и стандарты, согласно которым нарушитель подвергается наказанию.

Рядовой работодатель должен строго следовать всем этим пунктам, но вот дисциплинарная ответственность государственных служащих, именно гражданских госслужащих, лежит в немного другой правовой плоскости.

Здесь Трудовой кодекс бесполезен, так как необходимо следовать только вышеупомянутым видам взысканий, зафиксированным в соответствующем Федеральном законе. Также стоит отметить, что за одно дисциплинарное нарушение может быть назначено только одно наказание.

Особо тяжкие нарушения

Но какие дисциплинарные нарушения считаются наиболее серьезными? Согласно действующему законодательству, это:

  • Невыполнение положений законодательства и указов Президента РФ;
  • Нарушение или халатность по отношению к законодательству и указам Президента РФ.

Неудивительно, что действия или бездействие подобного рода очень серьезно наказываются, и одними лишь замечаниями здесь не отделаешься.

Очень часто дело доходит до освобождения от занимаемой должности и даже заявления по собственному желанию. Таким образом правительство защищает права и свободы граждан, а именно – реализацию их прав.

И если госслужащий не выполняет свои прямые обязанности, ему гарантированно придется отвечать за это.

Административная ответственность для госслужащих

Еще один распространенный вид – административная ответственность государственных служащих. Данный тип балансирует между уголовщиной и дисциплинарными наказаниями.

Обычно граждане РФ привыкли иметь дело с «административкой» при нарушениях правил дорожного движения, неправильной парковке, курении в неположенных местах и прочих подобных проступках.

Но в случае с госслужащими все немного серьезнее.

Административная ответственность государственных служащих назначается уже не работодателями, а судьями и другими уполномоченными лицами.

И подчинение по долгу службы здесь уже не имеет значения – перед КоАП РФ все равны, и госслужащие несут ответственность так же, как и представители других профессий.

Другими словами, за административное нарушение полагается административная ответственность согласно установленным нормам. Причем привлечь к ответу могут не только физические лица, но и юридические.

Различают три метода воздействия:

  1. Административно-предупредительные;
  2. Меры пресечения;
  3. Непосредственно взыскания.

Простыми словами, в случае нарушения вас ждет:

  • Предупреждение;
  • Денежный штраф;
  • Дисквалификация.

Что стоит знать

Штраф может достигать 25 МРОТ, но это касается только физлиц. А вот должностным лицам в случае нарушения придется заплатить до 50 МРОТ. Также существует и минимальная сумма взыскания – символические 0,1 МРОТ.

Как можно избежать наказания? Наиболее эффективный способ – ничего не нарушать. Ваши поступки не должны нарушать административные законы, ваши указы и решения не должны идти в разрез с правилами, и все ваши прямые обязанности должны быть выполнены.

Многих людей сбивает с толку формулировка «должностное лицо». Согласно действующему законодательству, это человек, представляющий власть в соответствующих учреждениях. Этот человек наделен соответствующими полномочиями, и по долгу службы занимается организационными вопросами и выдает распоряжения.

В чем заключается материальная ответственность?

В случае с гражданско-правовой ответственностью, государственный служащий должен будет возместить причиненные им убытки. Но здесь есть важная поправка – речь идет о потерях, которые понесло само госучреждение, в котором он работает. И даже если нарушитель уволится, по закону он обязан нести ответственность.

Это не значит, что в случае причинения ущерба гражданину РФ (обычно это тот, кто обратился в государственное учреждение и пострадал от распоряжений госслужащего), данный ущерб не будет возмещен. Возмещение предусмотрено, но уже из государственной казны.

Как вы уже поняли, речь идет о материальной ответственности. Подобные неприятности могут грозить вам в следующих случаях:

  • Недостаток имущества;
  • Повреждение имущества и неудовлетворительное состояние;
  • Излишние траты, которые были необходимы для восстановления данного имущества.

Государственного служащего могут привлечь к материальной ответственности в полной или частичной мере – зависит от ситуации.

Уголовные дела

Уголовная ответственность – это крайние меры. Госслужащие могут проходить по уголовному делу как наравне с другими гражданами РФ, так и с учетом особенностей своей должности. То есть, если человек занимает определенную должность, его ждет гораздо более серьезное наказание за определенные поступки, нежели рядового гражданина.

Обычно уголовная ответственность грозит за такие проступки:

  • Превышение полномочий и злоупотребление ими;
  • Непредставление сведений высшим инстанциям;
  • Присвоение полномочий;
  • Незаконное ведение бизнеса;
  • Взяточничество;
  • Подлог;
  • Халатное отношение.

Как вы могли убедиться, для государственных служащих предусмотрено немало рычагов воздействия. Главное – знать их, чтобы избежать наказания или наоборот, чтобы использовать данную информацию в своих целях.

Не нашли ответа? Консультация юриста бесплатно! (35 в среднем: 4,70 из 5)
Загрузка…

Источник: https://yurist-konsult.ru/trud/disciplinarnaya-otvetstvennost-gosudarstvennyx-sluzhashhix.html

Особенности дисциплинарной ответственности государственных служащих

Дисциплинарная ответственность госслужащего: особенности наказания

Государственная гражданская служба отличается от иной трудовой деятельности социальным статусом нанимателей – совокупностью их прав и обязанностей. Государство наделяет лиц, состоящих на службе, широкими полномочиями, обеспечивает им высокую социальную защищенность.

Вместе с этим законодательством установлены особенности привлечения госслужащих к дисциплинарной ответственности. 

Дисциплинарная ответственность гражданских государственных служащих — основания

Понятие и признаки дисциплинарной ответственности государственных служащих четко определены в Федеральном Законе от 2004 года № 79.

Дисциплинарная ответственность – это карательные санкции, наступающие за совершение какого-либо правонарушения. Основания – это то, за что наступают негативные последствия. Основанием привлечения госслужащих к наказанию всегда является совершение ими дисциплинарного проступка.

Проступки могут быть разными:

  • Невыполнение своих должностных обязанностей;
  • Выполнение обязанностей не должным образом;
  • Опоздание на службу;
  • Прогул;
  • Появление на службе в нетрезвом виде;
  • Предоставление недостоверных сведений о доходах, расходах и имуществе как своих, так и в отношении членов семьи;
  • Противоправные действия коррупционной направленности;
  • Административные правонарушения;
  • Многие другие.

Структура самого правонарушения должна включать в себя вину работника, действие либо бездействие, а также наступление негативных последствий.

Например, судебный пристав-исполнитель проспал и явился на службу на 2 часа позднее начала рабочего дня, в результате чего на приеме образовалась огромная очередь людей. На лицо наличие негативного последствия, бездействие и вина самого сотрудника.

Виды дисциплинарной ответственности государственных служащих

Особенности дисциплинарной ответственности государственных служащих заключаются: во-первых, в установлении новых видов взысканий, во-вторых, в особой процедуре их наложения.

Статья 57 ФЗ устанавливает такие виды взысканий, как объявление замечания, выговора, предупреждение о неполном должностном соответствии и самое серьезное – увольнение. Увольнение наступает при совершении тяжелых проступков работниками, все они подробно описаны в статье 37 Федерального Закона.

Федеральный Закон — статья 37

Федеральный Закон — статья 57

За совершение одного нарушения наниматель несет только одно наказание, дважды наказать за один проступок не правомерно.

Применение иных видов взысканий, не прописанных в нормативно-правовом акте — невозможно.

Порядок привлечения служащих к дисциплинарной ответственности

Структура дисциплинарной ответственности государственного служащего включает в себя:

  • Вину нарушителя;
  • Действие либо бездействие как основная часть;
  • Обстоятельства случившегося;
  • Негативные последствия.

Все составные части неразрывно связано друг с другом и должны иметь следственную часть, т.е. последствия наступать в результате самого противоправного деяния.

Как только руководителю государственного органа стало известно о совершении нанимателем проступка, от него отбирается объяснение. При отказе оформляется акт. Во всех случаях проводится проверка с исследованием всех обстоятельств случившегося.

По результатам расследования констатируется вывод о виновности или невиновности, после чего издается приказ о наложении взыскания. В течение пяти дней работник получает копию такого приказа.

В случае если работник с решением о наказании не согласен, он может его обжаловать.

Таким образом, обязательное проведение проверки по факту совершения проступка нанимателем является сущностным отличием по сравнению с иной трудовой деятельностью, когда достаточно всего лишь отобрать объяснение.

Срок привлечения к дисциплинарной ответственности государственных служащих

Общий срок наложения взыскания равен одному месяцу с момента получения информации о нем. Этот срок продливается при болезни или отпуске нанимателя, но в любом случае не может быть больше полугода.

Исключение составляет факт, когда проступок выявлен по результатам ревизии, — в таком случае срок составляет два года.

В случае, когда информация о нарушении поступила позднее указанных сроков, принято говорить, что истекла его давность.

Дисциплинарная ответственность государственных служащих — судебная практика

Судебная практика складывается в основном из дел, когда работник не согласен с вынесенным ему взысканием либо решение о наказании было не законно. Актуальность имеют дела о восстановлении на службе не законно уволенных и получение ими материальной компенсации за причиненный вред и страдания.

Наиболее часто зафиксированы факты привлечения к ответственности с нарушением сроков, наказания в период больничного работника. Также руководители органов не в полном объеме исследуют все обстоятельства нарушения, не собирают должным образом все, связанные с делом документы, в результате чего приходят к неверному решению.

Закон о дисциплинарной ответственности государственных служащих

Специального закона о дисциплинарной ответственности применительно к госслужащим на данный момент не существует. Юридический правовой институт привлечения к наказанию нанимателей регламентирован Федеральным Законом от 2004 года № 79. В главе 12 сосредоточены нормы данного характера.

Федеральный закон № 79 — скачать

В целях избежания неправомерного наложения взысканий на работников, руководителям государственных органов необходимо неукоснительно соблюдать требования положений законодательства по этому вопросу.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных): (7 3,86 из 5)
Загрузка…

Источник: https://russiansu.ru/disciplinarnaya-otvetstvennost/osobennosti-disciplinarnoj-otvetstvennosti-gosudarstvennyx-sluzhashhix.html

Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих: особенности, виды, порядок и сроки привлечения

Дисциплинарная ответственность госслужащего: особенности наказания

Государственные гражданские служащие могут трудиться в разных органах власти. Они должны правильно справляться со своими основными обязанностями с учетом требований законодательства. Если они нарушают определенные условия, созданные на месте службы, то может применяться в отношении государственных гражданских служащих дисциплинарная ответственность.

Основные правила применения такого вида наказания предусматриваются положениями ФЗ № 56. Здесь указывается, что если нарушается трудовая дисциплина или правила внутреннего распорядка, то служащий может привлекаться к ответственности.

Она представлена замечанием или выговором, а также принудительным увольнением или предупреждением о том, что специалист не полностью соответствует должности.

Основания для привлечения

Порядок применения к гражданским служащим дисциплинарной ответственности заключается в необходимости наличия веских оснований для реализации данного процесса. Они должны быть представлены разными серьезными нарушениями. Руководитель обязан грамотно оформить такие нарушения.

Привлечение к дисциплинарной ответственности государственных служащих возможно по следующим причинам:

  • отказ от выполнения своих служебных обязанностей;
  • совершение какого-либо дисциплинарного нарушения;
  • безответственное отношение к должностным обязанностям;
  • прогул работы без веских оснований;
  • аморальное поведение во время работы;
  • систематические опоздания на службу;
  • приход на службу в состоянии опьянения, которое может быть алкогольным или наркотическим.

Вышеуказанные ситуации должны грамотно оформляться непосредственным руководителем конкретного государственного органа. Дополнительно может применяться дисциплинарная ответственность государственного служащего за коррупционные правонарушения, но только в совокупности с уголовной и административной ответственностью.

Именно руководитель конкретного государственного учреждения должен привлекать к дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих. Для этого должна соблюдаться определенная последовательность действий:

  • первоначально выявляется непосредственным руководителем конкретного служащего какое-либо нарушение;
  • докладная записка передается руководителю государственного учреждения;
  • издается приказ, на основании которого проводится служебная проверка;
  • основной целью такой проверки выступает выяснение основных обстоятельств выявленного нарушения;
  • от государственного служащего требуется объяснительная записка в письменном виде, где он должен рассказать о причинах совершения конкретного нарушения или недобросовестного отношения к своим должностным обязанностям;
  • если действительно устанавливается серьезное нарушение со стороны служащего, то принимается решение о необходимости привлечения его к дисциплинарной ответственности;
  • для этого руководством издается соответствующий приказ, содержащий сведения о том, какие меры наказания будут применяться к нарушителю;
  • на этом приказе непременно расписывается служащий;
  • распоряжение вступает в силу.

После выполнения данных этапов нарушитель привлекается к ответственности. Она может быть представлена в разных видах, поэтому учитываются обстоятельства совершенного нарушения, а также его последствия.

По закону, можно пользоваться разными мерами воздействия на нерадивых служащих в течение месяца после совершения ими какого-либо нарушения или после выявления данного проступка.

Объяснительная записка должна составляться служащим в течение двух дней после того, как руководитель потребует данный документ. Даже если человек просто отказывается от составления данного документа, он не сможет избавиться от последствий своего проступка.

Допускается продление срока, в течение которого можно наказать служащего. Это обусловлено тем, что в этот срок не включаются следующие периоды:

  • время, в течение которого служащий официально находится на больничном;
  • период, когда гражданин находится в отпуске, причем он может быть стандартным оплачиваемым или неоплачиваемым;
  • время отсутствия служащего на рабочем месте при наличии веских оснований.

Если руководителем организации пропускается срок, в течение которого можно привлечь служащего к ответственности за разные нарушения, то воспользоваться наказанием в будущем не получится.

Виды наказаний

Виды дисциплинарной ответственности служащих являются не слишком многочисленными. К ним относятся:

  • замечание, применяемое при простых и несерьезных нарушениях со стороны гражданина;
  • выговор;
  • увольнение, используемое только при наиболее серьезных проступках.

При выборе конкретного вида наказания учитывается, какова специфика работы служащего, а также к каким последствиям привел его проступок. Оцениваются все обстоятельства выявленного нарушения, так как существует вероятность, что те или иные действия человеком были совершены ненамеренно или под принуждением.

Так как меры дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих могут быть разными, именно руководитель предприятия выбирает оптимальный вид наказания. Он фиксируется документально, для чего издается соответствующий приказ. Применение к гражданину разных мер наказания непременно указывается в его личной карточке.

Если используется наиболее серьезная мера дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих, представленная увольнением, то дополнительно вносятся нужные сведения в трудовую книжку гражданина. Обычно увольнение используется при регулярных прогулах или при приходе на службу в состоянии опьянения. Такие нарушения должны официально регистрироваться руководителем служащего.

Если же человек не справился с поставленными задачами или выполнил работу некачественно, что привело к негативным последствиям для государственного учреждения, то может использоваться любое наказание. Если такие действия привели к тому, что людям был нанесен физический или материальный ущерб, то служащий непременно увольняется.

Законодательное регулирование

Особенности дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих перечисляются в следующих нормативных актах:

  • ФЗ № 79, содержащий информацию обо всех нюансах гражданской службы в России; ФЗ № 56 указывает на возможность привлекать нарушителей к ответственности;
  • ст. 192 ТК включает в себя запрет на использование разных видов наказаний в отношении госслужащих, если отсутствуют для этого веские основания, зафиксированные работодателем официальным образом.

Руководители разных государственных учреждений должны ответственно подходить к своим обязанностям по привлечению служащих к ответственности. Если такими действиями будут нарушены права граждан, то они смогут обратиться за защитой в суд. В этом случае может отменяться наказание, а если вовсе человек был принудительно уволен, то по решению суда он может быть восстановлен на месте службы.

Популярные ошибки

При привлечении к дисциплинарной ответственности гражданских служащих часто работодатели совершают разные ошибки. К основным таким ошибкам относятся следующие:

  • Пропускается срок, в течение которого можно воспользоваться наказанием, но руководитель все равно привлекает служащего к ответственности через месяц после выявления проступка, хотя такое наказание легко оспаривается в суде.
  • Руководитель составляет приказ об увольнении гражданина до получения от него объяснительной записки, причем если оказывается, что прогул или другой серьезный проступок обусловлен вескими причинами, то директору придется отменять наказание.
  • Служебная проверка, необходимая для установления вины конкретного служащего, занимает больше одного месяца, хотя по закону этот процесс не может длиться дольше 1 месяца, а также продлить его не допускается по разным основаниям.

Вышеуказанные проблемы дисциплинарной ответственности государственных служащих должны учитываться руководством предприятия. В этом случае можно официально наказать нарушителей, учитывая при этом их права.

Особенности дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих заключаются в следующем:

  • если служащий не желает знакомиться с содержанием приказа, на основании которого он привлекается к ответственности, то копия данного документа направляется почтой по адресу проживания гражданина, для чего используется заказное письмо и уведомление о вручении;
  • если не составляется служащим объяснительная записка, то руководителем делается подходящий акт, в котором расписываются свидетели;
  • даже если отсутствует объяснительная записка или другие документы от работника, это не может являться основанием для отказа в привлечении его к ответственности.

Руководитель предприятия должен знать, что для законного наказания служащего требуется наличие веских доказательств его вины за тот или иной проступок. В ином случае дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих может быть оспорена в суде.

Какие нарушения являются особо тяжкими?

Некоторые проступки считаются особо тяжкими, поэтому за них может предусматриваться не только увольнение, но и даже уголовная или административная ответственность. К ним относится:

  • нарушение требований законодательства;
  • невыполнение действий, предусмотренных указом Президента;
  • халатное отношение к своим служебным обязанностям.

Нарушением может считаться не только выполнение переделенных действий, но и бездействие со стороны служащего. За серьезные проступки граждане не смогут отделаться только простым замечанием или выговором. Нередко такие действия приводят к тому, что человек смещается с занимаемой должности или вовсе вынуждено составляет заявление на увольнение по своему желанию.

Когда применяется административная ответственность?

Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих может совмещаться с административной ответственностью. Обычно наказания в рамках КоАП предусматриваются при разных серьезных проступках, причем определенная мера назначается не руководителем организации, а судьей или другими лицами, обладающими нужными полномочиями.

За административные нарушения применяются совсем иные виды наказаний. К ним относится денежный штраф в крупном размере, предупреждение или вовсе дисквалификация.

В последнем случае не только смещается служащий с занимаемой должности, но и накладывается запрет на занятие аналогичных должностей на определенный период времени. Штраф по размеру может достигать 50 МРОТ, если нарушителем является должностное лицо.

Конкретное наказание и размер штрафа определяется только судом после изучения всех обстоятельств выявленного правонарушения.

Нюансы использования материальной ответственности

Наказание для служащих может назначаться в рамках материальной ответственности. В этом случае гражданину придется возместить убытки, возникшие у государственного учреждения в результате его незаконных действий. Даже если нарушитель напишет заявление на увольнение, он все равно по закону должен возместить урон.

К материальной ответственности служащие привлекаются по следующим причинам:

  • выявляется недостаток имущества, принадлежащего предприятию, а также имеются доказательства того, что оно было уничтожено или украдено конкретным гражданином;
  • приведение материальных ценностей в неудовлетворительное состояние неправильными действиями;
  • трата государственных средств на личные цели.

Размер компенсации, которая должна перечисляться служащим, зависит от стоимости поврежденного или утерянного имущества. Учитываются расходы, связанные с транспортировкой, установкой и наладкой нового оборудования. Материальная ответственность может быть не только полной, но и частичной.

Уголовная ответственность

Дисциплинарная ответственность служащих считается наиболее простой, так как по ней предусматриваются не слишком серьезные меры наказания. Если служащий совершил проступок, обладающий признаками уголовного преступления, то он привлекается к ответственности на основании положений УК.

Уголовная ответственность предусматривается за следующие преступления:

  • превышение полномочий;
  • укрытие важной информации от руководства;
  • злоупотребление имеющимися полномочиями;
  • получение или дача взятки;
  • присвоение и использование чужих полномочий;
  • незаконное ведение предпринимательской деятельности;
  • халатность во время исполнения обязанностей;
  • подлог.

Наказание за вышеуказанные действия может быть представлено крупным штрафом, лишением места работы или вовсе лишением свободы. Поэтому служащие должны ответственно относиться к своим обязательствам на службе. В ином случае они могут не только лишиться основного места трудоустройства, но и столкнуться с более серьезными негативными последствиями.

Заключение

Гражданские служащие могут привлекаться к дисциплинарной ответственности за разные проступки. Она может быть представлена выговором, увольнением или замечанием. Конкретный вид наказания выбирается непосредственным руководителем государственного учреждения.

При некоторых обстоятельствах служащие могут привлекаться к уголовной, административной или материальной ответственности. Поэтому каждый человек, трудящийся в государственном учреждении, должен ответственно относиться к своим обязанностям.

Источник: http://fb.ru/article/451016/distsiplinarnaya-otvetstvennost-gosudarstvennyih-grajdanskih-slujaschih-osobennosti-vidyi-poryadok-i-sroki-privlecheniya

Порядок применения дисциплинарной ответственности для госслужащих

Дисциплинарная ответственность госслужащего: особенности наказания

Государственные гражданские служащие выделены с отдельную категорию работников, поскольку регулирование их труда осуществляется в особом порядке. Помимо ТК РФ, на них также распространяется действие отдельных законов и постановлений.

Определенные особенности есть и при наложении на государственного служащего дисциплинарного взыскания. Стоит более подробно рассмотреть, какие могут быть применены виды таких взысканий и по каким основаниях.

Законодательное регулирование и виды дисциплинарной ответственности

Основной законодательный акт, который регулирует вопросы поступления на государственную службу в РФ, ее прохождение и прекращение — это ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

В частности, в этом законе уделяется внимание таким вопросам:

  • должности и классные чины гражданской службы;
  • права и обязанности государственного служащего;
  • условия и правила принятия на госслужбу;
  • правила служебной дисциплины;
  • основания для прекращения прохождения гражданской службы и т. д.

Также в этом законе перечислены и дисциплинарные взыскания, которые могут применяться к служащему при совершении им определенных проступков или при нарушении служебной дисциплины.

В соответствии со ст. 57 Закона, на госслужащего могут быть наложены такие виды дисциплинарных взысканий:

Действующие на данный момент взыскания (за исключением одного) аналогичны тем, что указаны в ст. 192 ТК РФ. Они перечислены в порядке возрастания их тяжести и применяются также в зависимости от того, насколько серьезный проступок был совершен служащим.

Первые три из указанных наказаний (замечание, выговор и предупреждение) являются более лояльными по отношению к служащему и практически ничем не отличаются между собой. Разница может состоять лишь в формулировке наказания, которое указывается в приказе о наложении взыскания.

Эти виды наказания выносятся в письменной форме и доводятся до ведома служащего. В его трудовую книжку записи о данном наказании не вносятся, а вот в личной карточке могут быть отображены. После истечения определенного времени наказание снимается, но только при условии, что за этот период сотрудник больше не нарушал трудовую дисциплину.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Что касается увольнения, то эта мера является более жесткой и применяется только в разрешенных законодательством случаях. При этом руководитель должен соблюдать установленный порядок привлечения подчиненного к ответственности и подготовить все необходимые документы.

Наложение взыскания — это его право, а не обязанность. Например, он может ограничиться устным замечанием и вообще не фиксировать нарушение документально. Однако общим правилом является тот факт, что за один дисциплинарный проступок может применяться только одно взыскание, наказывать подчиненного разными способами нельзя.

Основания для привлечения к ответственности

Наличие весомых оснований — это главное правило законности наложения на государственного служащего дисциплинарного взыскания.

Главными основаниями являются совершение им дисциплинарного проступка, несоблюдение правил служебной дисциплины или невыполнение (ненадлежащее выполнение) своих обязанностей.

Данные правила и обязанности обычно указываются во внутренних локальных актах организации и в контрактах, которые заключаются со служащими.

Что касается оснований для увольнения, то ими могут быть только те, что перечислены в законодательстве. В ст. 37 Закона о госслужбе указаны такие основания:

  • повторное невыполнение трудовых обязанностей (при наличии наложенного ранее дисциплинарного взыскания);
  • утрата доверия к госслужащему;
  • прогул без уважительной причины;
  • намеренное предоставление во время приема на службу фальшивых документов или ложной информации;
  • нарушение требований охраны профессиональной служебной деятельности, если это повлекло тяжкие последствия или создало угрозу их наступления;
  • лишение госслужащего права на допуск к данным, что представляют собой государственную тайну, если его работа требует использования этих данных;
  • принятие государственным служащим необоснованного решения, которое привело к причинению ущерба (распространяется только на руководителей);
  • совершение госслужащим действий, которые могут быть основанием для утраты доверия к нему (если он непосредственно занят обслуживанием товарных или денежных ценностей);
  • однократное грубое нарушение служащим-руководителем своих должностных обязанностей, если при этом было нарушено законодательство РФ или получен ущерб;
  • появление на службе в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического, токсического);
  • разглашение информации, которая составляет государственную тайну, и данных, которые стали известны сотруднику во время выполнения им его должностных обязанностей;
  • совершение на рабочем месте хищения, растраты или умышленное причинение ущерба имуществу (работодателя или третьих лиц).

Порядок наложения

Порядок наложения взыскания в отношении государственных служащих приведен в ст. 58 Закона о госслужбе. В соответствии с этой статьей, наказание должно применяться в таком порядке:

  1. Фиксация факта совершения дисциплинарного проступка. Чаще всего основным документом в этом случае выступает соответствующий акт, подписанный минимум двумя свидетелями (из числа других работников). Также непосредственный руководитель нарушителя может составить докладную записку о совершении проступка на имя вышестоящего руководства.
  2. Отправка служащему запроса на получение объяснений. Запрос составляется в письменной форме и либо вручается служащему под роспись, либо отправляется заказным письмом по почте. В течение двух дней он должен предоставить письменные объяснения. В случае его отказа от предоставления объяснения или игнорирования запроса руководителя также составляется соответствующий акт. Стоит учесть, что отказ от дачи объяснений не является помехой для применения наказания.
  3. Проведение служебной проверки. В ходе этой проверки выясняются все обстоятельства дела, а по результатам выносится письменное заключение.
  4. Оценка тяжести совершенного служащим проступка. На это влияют такие факторы, как размер причиненного ущерба, наличие умысла, предоставление сотрудником весомых объяснений и т. п.
  5. Выбор конкретной меры наказания. Работодатель имеет право сам определять вид взыскания во всех случаях, кроме увольнения. Для такого наказания должны иметься перечисленные в законе основания.
  6. Применение взыскания. Если речь идет о выговоре, замечании или предупреждении, то работодатель издает приказ о применении дисциплинарного взыскания и соответствующий акт. В случае расторжения трудового договора составляется приказ об увольнении, а с работником проводятся все расчеты.
  7. Вручение подчиненному копии акта о наложении взыскания и приказа. Работник должен подтвердить своею подписью факт ознакомления с этими документами.

Сроки привлечения к ответственности

В Законе установлены определенные сроки, в течение которых работник может быть привлечен к ответственности, а также продолжительность действия наказания. Срок привлечения к ответственности составляет:

  1. Один месяц со дня обнаружения проступка. В этот срок не включаются такие периоды:
    • временная нетрудоспособность;
    • отпуск;
    • время проведения служебной проверки;
    • другие случаи отсутствия на работе по уважительной причине.
  2. Полгода с момента совершения служащим проступка. Если нарушение было выявлено в ходе проведения проверки (результатов финансовой деятельности, аудиторской), то срок давности увеличивается до двух лет. Из этого периода исключается количество времени, в течение которого было открыто уголовное производство, связанное с совершением дисциплинарного проступка.

Что касается срока действия самого наказания, то он составляет один год. Если в течение этого времени к сотруднику больше не применялись дисциплинарные взыскания, наложенное ранее также снимается. Однако это может произойти и раньше, например, в таких случаях:

  • по письменному заявлению служащего, совершившего нарушение;
  • по письменному ходатайству его непосредственного руководителя;
  • по инициативе работодателя.

Возможность снятия взыскания такими способами допускается лишь для замечания, выговора или предупреждения. Обжаловать увольнение работник может только в судебном порядке.

Ситуации, при которых госслужащий не может быть привлечен к ответственности

В Законе о госслужбе не перечислено никаких категорий служащих, применение взыскания к которым было бы невозможно. В ст. 37 лишь указано, что работника не могут уволить в период его нахождения в отпуске или на больничном. Из положений этого закона получается, что уволить могут даже беременную женщину, одинокую мать и других социально защищенных категорий граждан.

Поэтому в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 06.12.2012 N 31-П положения этой и некоторых других статей Закона признаны недействительными по причине их несоответствия Конституции РФ. Социально защищенные категории граждан не могут быть уволены с государственной службы даже в случае совершения ими проступка.

Других оснований для освобождения от дисциплинарной ответственности в отношении госслужащих не предусмотрено. Успешно обжаловать решение работодателя в суде подчиненный сможет только в том случае, если он не совершал проступка или при его фиксации работодатель нарушил установленный порядок.

Порядок применения наказания в отношении гражданских служащих в большинстве вопросов мало чем отличается от аналогичного порядка, предусмотренного для обычных работников.

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источник: https://zakonguru.com/trudovoe/otvetstvennost/disciplinarnaja/gosudarstvennyx-sluzhashhix.html

Особенности дисциплинарной ответственности муниципальных и государственных служащих

Дисциплинарная ответственность госслужащего: особенности наказания

Не только поощрения могут заработать работники, но и за свои проступки могут понести наказание. Муниципальных и государственных служащих относят в отдельную категорию работников. К мерам наказания для них относится привлечение к административной, дисциплинарной, материальной, а также уголовной ответственности.

Особенность регулирования труда гражданских и государственных работников заключается в особом порядке. Кроме ТК РФ взыскание для них предусматривают и другие отдельные законы. Особенности наблюдаются и при применении мер дисциплинарного взыскания. Поэтому тема достаточно актуальна и требует рассмотрения порядка и видов мер наказания для этих работников.

Дисциплинарная ответственность государственных служащих — понятие и признаки

Четкое понятие дисциплинарной ответственности закон представляет. Это понятие заключается в применении мер наказания, определенном взыскании, которые имеют место в виду осуществления проступка и правонарушения гражданским служащим. особенность — направленность на соблюдение дисциплины и выполнения возложенных функций.

Наличие проступка и осуществление взыскания за него являются одними из признаков ответственности.

Помимо них к признакам можно отнести то, что применение взыскания осуществляется должностными лицами, а пределы их власти определены правом.

Определяя меры взыскания здесь важно учитывать тяжесть совершенного проступка, обстоятельства данного дела, а также былые заслуги государственного или муниципального служащего.

В чем заключаются проблемы дисциплинарной ответственности государственных служащих?

Существует ряд проблем и неточностей, связанных с наказанием за проступок. Заключается одна из проблем в том, что происходит двойная ответственность – дисциплинарная и административная. Это может случиться, когда административное правонарушение было совершено на основе несоблюдения правил выполнения служебных обязанностей.

Еще одна проблема заключается в том, что законом не урегулировано четкое определение тяжести наказания. Каждый человек может по-разному относиться к одному и тому же проступку.

Порядок применения дисциплинарной ответственности к государственным служащим

Порядок применения дисциплинарных взысканий регламентируется ст. 58 Закона о госслужбе. Правовая основа этой статьи содержит следующий порядок:

  • Фиксируется факт совершения проступка в виде акта, его должны подписать дополнительно минимум 2 свидетеля;
  • Осуществляется запрос объяснительной записки. Это делается письменно и предоставляется лично или заказным письмом;
  • Происходит получение объяснительного листа, либо оформляется акта об отказе в его предоставлении;
  • Проводится служебной проверки. Она помогает определить причины и обстоятельства дела. После ее проведения выносится заключение;
  • Оценивается тяжесть проступка;
  • Выбирается мера наказания на основании норм закона;
  • Применяется взыскание, в результате чего выносится приказ работодателем;
  • Предоставляется приказ для подписи провинившемуся лицу.

Если же гражданский или государственный служащий не согласен с привлечением к данной ответственности, он вправе обжаловать ее в суде.

Статья 58

Сроки давности привлечения государственных служащих к дисциплинарной ответственности

Применение дисциплинарного взыскания гражданским и государственным служащим имеет определенные сроки давности. Привлечение имеет срок давности в течении месяца.

При этом в него не входят периоды больничных и отпусков, поэтому при их наличии срок давности может составлять максимум 6 месяцев.

Также бывают случаи, в которых обнаружение проступка вероятно выявить не сразу, например, в ходе аудиторской проверки. Тогда этот период может достигнуть двух лет.

Если брать во внимание срок действия применяемого наказания, то он равняется одному году.

Если за это время не было повторного привлечения к ответственности, то снимается наказание автоматически, без дополнительного оформления документов.

Однако муниципальные служащие могут сократить этот срок, если обратится с просьбой к работодателю. Также это возможно по инициативе самого руководителя, либо вышестоящего руководства.

Таким образом, понятие и признаки дисциплинарных взысканий гражданских служащих широко применяются в наше время, так как никто не застрахован он проступков. Из-за правового регулирования этих действий особенно важно знать порядок их применения и основания, при которых это можно сделать.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

Источник: https://legionfg.ru/osobennosti-disciplinarnoj-otvetstvennosti-municipalnyx-i-gosudarstvennyx-sluzhashhix/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.