Нормы о государственно-частном партнерстве
Правовое регулирование ГЧП — Журнал Стратегия
15 марта 2012
Государственно-частное партнерство (ГЧП) является новым направлением развития экономики. В Российской Федерации государственно-частное партнерство находится на стадии становления, поэтому в России еще не принят федеральный закон, регулирующий правоотношения, возникающие в сфере ГЧП.
Сам термин является дословным переводом «public-private partnership» (PPP). В зарубежных странах этот термин употребляется практически для любых форм сотрудничества государственной власти и частного бизнеса.
Основной идеей ГЧП является привлечение частных структур к финансированию строительства, эксплуатации, реконструкции и управления объектами, которые находятся в сфере интересов и контроля государства.
В зарубежной практике объектами государственно-частного партнерства выступают объекты инфраструктуры (включая автомобильные и железные дороги), школы, больницы и т.п.
В настоящее время в законодательстве РФ нет единообразного определения государственно-частного партнерства. Однако к федеральным законам, регулирующим ГЧП в настоящее время можно отнести:
Федеральный закон от 21 июля 2005г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»
Целями данного федерального закона являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.
По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и/или реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество и/или движимое имущество), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами.
К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из настоящего Федерального закона или существа концессионного соглашения.Сторонами концессионного соглашения являются: концедент — Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, либо субъект Российской Федерации; концессионер – индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо, либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица.
В России закон о концессионных соглашениях действует с 2005 г., однако пока заключено только одно такое соглашение (реконструкция аэропорта Пулково). причина — недостаточная защищенность прав концессионера.
Риски, которые он несет, высокие расходы, связанные с самой концессионной деятельностью, отягощаются еще и необходимостью уплачивать высокую концессионную плату государству. В то же время неустойка за нарушение обязательств со стороны пос-леднего законом не предусмотрена.
Сейчас готовятся соответствующие поправки в закон, которые, возможно, стимулируют появление концессий в стране. Особенно актуальными могут стать концессии в сфере транспортной инфраструктуры.
Более вероятно заключение концессий, ориентированных на модернизацию и эксплуатацию действующих имущественных комплексов — аэропортов, портов, вокзалов, отдельных терминалов. Пример успешного применения концессии — реконструкция и эксплуатация аэропорта Пулково.
Концессионер должен инвестировать 1200 млн. евро в строительство новых терминалов, а взамен получит аэропорт в управление на 30 лет.
Федеральный закон от 30 декабря 1995г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» с последними изменениями от 19.07.2011 N 248-ФЗ
Соглашения о разделе продукции (СРП). Эта форма партнерских отношений между государством и частным бизнесом напоминает традиционную концессию, но все же отлична от нее. Различия заключаются, прежде всего, в разной конфигурации отношений собственности между государством и частным партнером.
Если в концессиях концессионеру на правах собственности принадлежит вся выпущенная продукция, то в соглашениях о разделе продукции партнеру государства принадлежит только ее часть. Условия и порядок раздела продукции между государством и инвестором определяются в специальном соглашении.
В мировой практике такие соглашения особенно активно используются в сфере нефтедобычи.
Сторонами соглашения о разделе продукции с одной стороны является Российская Федерация, от имени которой в соглашении выступают Правительство Российской Федерации или уполномоченные им органы.С другой — инвесторы – юридические лица и создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, осуществляющие вложение собственных заемных или привлеченных средств (имущества и/или имущест-венных прав) в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях соглашения.
В настоящее время в Российской Федерации по соглашению о разделе продукции разрабатываются следующие проекты:
- Харьягинское нефтяное месторождение (оператор – Total),
- «Сахалин-1» (оператор – ExxonMobil),
- «Сахалин-2» (оператор – Sakhalin Energy).
Федеральный закон от 28 сентября 2010г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»
«Сколково» — это характерный пример государственно-частного партнерства. Центр «Сколково» создан для поддержки инновационных проектов в России.
Целью «Сколково» является создание благоприятной среды для осуществления передовых исследований и разработок, в том числе создания энергетических и энергоэффективных технологий, ядерных, космических, биомедицинских и компьютерных технологий, медицинской техники, телекоммуникаций и пр.
Закон о «Сколково» направлен на привлечение компаний, людей с научным потенциалом на территорию инновационного центра. Данный закон предусматривает налоговые льготы, предоставление инфраструктуры, жилья, производственных площадей, зданий.
Проект ГЧП «Сколково» предусматривает освобождение участников проекта от налога на имущество, НДС и налога на прибыль в течение 10 лет.
Федеральные законы о государственных корпорациях.
«Для иностранных инвесторов очень важны именно жесткие нормативные правила вхождения в определенный инвестиционный проект на принципах государственно-частного партнерства, а также определенные гарантии со стороны государства, закрепленные в федеральном законе».
Данными законами определяются правовое положение, цель деятельности, полномочия и порядок управления деятельностью, порядок реорганизации и ликвидации государственных корпораций. Государственные корпорации являются юридическими лицами.
Цели деятельности, правовое положение поименованных выше государственных корпораций существенно различаются.
Так, целью деятельности Государственной корпорации «Ростехнологии» является содействие разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции путем обеспечения поддержки на внутреннем и внешнем рынка российских организаций — разработчиков и производителей высокотехнологичной промышленной продукции, а также привлечение инвестиций в организации различных отраслей промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс.
Целью деятельности Государственной корпорации «Росатом» является государственное управление использованием атомной энергии, управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения; нормативно-правовое регулирование в области использования атомной энергии.
В отличие от рассмотренных государственных корпораций «Ростехнологии» и «Росатом», государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» действует в целях обеспечения повышения конкурентоспособности экономики РФ, ее диверсификации, стимулирования инвестиционной деятельности путем осуществления инвестиционной, внешнеэкономической, страховой, консультационной и иной деятельности по реализации проектов в РФ и за рубежом, в том числе с участием иностранного капитала, направленных на развитие инфраструктуры, инноваций, особых экономических зон, защиту окружающей среды, поддержку экспорта российских товаров, работ и услуг, а также на поддержку малого и среднего предпринимательства (ст. 3 Федерального закона от 17 мая 2007 г. N 82-ФЗ).
Особенности организационно-правовой формы государственных корпораций состоят в следующем: учредителем может быть только Российская Федерация; она не имеет членства; корпорация создается на основании федерального закона; государственная корпорация не отвечает по обязательствам РФ, а РФ не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное; имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации; в качестве имущественного взноса может быть передано любое имущество, принадлежащее Российской Федерации на праве собственности, за исключением изъятого из оборота.
К федеральным законам, регулирующим деятельность гчп, относятся:
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Бюджетный кодекс Российской Федерации;
- Земельный кодекс Российской Федерации;
- Налоговый кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон от 21 июля 2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;
- Федеральный закон от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обороны страны и безопасности государства»;
Источник: http://strategyjournal.ru/news/gosudarstvo/pravovoe-regulirovanie-gchp/
Соглашение о государственно-частном партнерстве
Соглашение о государственно-частном партнерстве – юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества.
Законодательное регулирование
Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Отличительные признаки соглашения о государственно-частном партнерстве:
- договорная основа партнерства при долгосрочном характере взаимодействия, регулируемая федеральным законодательством;
- объекты – федеральная, региональная или муниципальная собственность;
- предусмотрена возможность финансирования публичным партнером строительства и эксплуатации объекта, а также платы частного партнера публичному партнеру в период эксплуатации объекта; соглашением может быть предусмотрена выплата штрафов и неустоек как частным партнером, так и публичным партнером;
- финансовое участие частного инвестора в капитальных затратах, то есть в создании, реконструкции объекта;
- право собственности на объект в период эксплуатации может принадлежать как частному партнеру, так и публичному партнеру, по истечения срока соглашения объект может остаться в собственности частного партнера, а также предусмотрена возможность передачи объекта в собственность публичного партнера.
- оценивается эффективность проекта и определяется его сравнительное преимущество уполномоченным органом;
- возможно распределение рисков между частным партнером и публичным партнером;
- гарантии прав частного партнера, обеспечиваемые со стороны государства.
Стороны соглашения о государственно-частном партнерстве:
Публичный партнер: | Частный партнер: |
|
|
Объекты соглашения о государственно-частном партнерстве:
- частные автомобильные дороги или участки частных автомобильных дорог, мосты, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты (объекты, используемые при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог), элементы обустройства автомобильных дорог, объекты, предназначенные для взимания платы (в том числе пункты взимания платы), объекты дорожного сервиса;
- транспорт общего пользования, за исключением метрополитена;
- объекты железнодорожного транспорта;
- объекты трубопроводного транспорта;
- морские порты, речные порты, специализированные порты, объекты их инфраструктур, в том числе искусственные земельные участки, портовые гидротехнические сооружения, за исключением объектов инфраструктуры морского порта, которые могут находиться в федеральной собственности, не подлежат отчуждению в частную собственность;
- морские суда и речные суда, суда смешанного (река — море) плавания, а также суда, осуществляющие ледокольную проводку, гидрографическую, научно-исследовательскую деятельность, паромные переправы, плавучие и сухие доки, за исключением объектов, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации находятся в государственной собственности, не подлежат отчуждению в частную собственность;
- воздушные суда, аэродромы, аэропорты, технические средства и другие предназначенные для обеспечения полетов воздушных судов средства, за исключением объектов, отнесенных к имуществу государственной авиации или к единой системе организации воздушного движения;
- объекты по производству, передаче и распределению электрической энергии;
- гидротехнические сооружения, стационарные и (или) плавучие платформы, искусственные острова;
- подводные и подземные технические сооружения, переходы, линии связи и коммуникации, иные линейные объекты связи и коммуникации;
- объекты здравоохранения, в том числе объекты, предназначенные для санаторно-курортного лечения и иной деятельности в сфере здравоохранения;
- объекты образования, культуры, спорта, объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма, иные объекты социального обслуживания населения;
- объекты, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов;
- объекты благоустройства территорий, в том числе для их освещения;
- мелиоративные системы и объекты их инженерной инфраструктуры, за исключением государственных мелиоративных систем;
- объекты производства, первичной и (или) последующей (промышленной) переработки, хранения сельскохозяйственной продукции, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о развитии сельского хозяйства перечень и определенные согласно критериям, установленным Правительством Российской Федерации;
- объекты охотничьей инфраструктуры;
- имущественные комплексы, предназначенные для производства промышленной продукции и (или) осуществления иной деятельности в сфере промышленности.
Основные положения соглашений о государственно-частном партнерстве
Предоставление земельного участка
Предоставление в аренду (субаренду) без проведения торгов земельного участка, лесного участка, водного объекта, участка недр осуществляется для ведения деятельности по соглашению о государственно-частном партнерстве. Срок аренды не может превышать срок действия концессионного соглашения.
Плата публичного партнера
- Часть расходов на создание и (или) реконструкцию объекта;
- Часть расходов на эксплуатацию и (или) техническое обслуживания объекта;
- Государственные или муниципальные гарантии в соответствии с бюджетным законодательством РФ;
Размер платы указывается в решении о заключении соглашения о государственно-частном партнерстве, в конкурсной документации, в соглашении о государственно-частном партнерстве.
Плата частного партнера
- вносится как в период эксплуатации и (или) технического обслуживания объекта соглашения, так и в течение отдельных периодов его эксплуатации и (или) технического обслуживания;
Размер, форма, порядок и сроки устанавливаются соглашением о государственно- частном партнерстве;
Форма платы:
- твердая сумма платежей, вносимых периодически или единовременно в бюджет соответствующего уровня;
- установленная доля продукции или доходов, полученных в результате деятельности, предусмотренной соглашением;
- передача публичному партнеру в собственность имущества, находящегося в собственности концессионера.
Срок действия соглашения о государственно-частном партнерстве устанавливается с учетом:
- Срока создания объекта;
- Объема инвестиций;
- Срока окупаемости инвестиций;
- Срока получения частным партнером средств (выручки) в объеме, определенном соглашением.
Срок соглашения не менее 3 лет.
Источник: http://economy.gov35.ru/departments/economic_development/investment/ppp/agreement/
Закон о ГЧП с изменениями
Государственно-частное партнерство регламентируется законом 224 ФЗ. Цель принятия данного правового акта заключается в урегулировании взаимодействия государства с юридическими лицами и привлечение инвестиций в экономику страны. Акцент ставится на качестве товаров и услуг, вопросами обеспечения которых занимаются органы федеральной и муниципальной власти.
Описание закона о ГЧП
Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» принят Госдумой 1 июля 2015 года. В силу документ вступил с 1 января 2016.
Структурно Закон о государственно-частном партнерстве (ГЧП) состоит из следующих глав:
- общие правовые положения;
- разработка предложения о реализации проекта партнерства;
- заключение соглашения;
- полномочия Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований;
- порядок определения частного партнера для реализации разработанного проекта;
- предоставление требуемой территории для реализации;
- заключительные положения документа.
Общие положения Федерального закона о ГЧП регламентируют сферу деятельности данного правового акта и его взаимодействие с иными нормами законодательства.
Предписываются основные понятия, используемые в документе, а также принципы, на которых строится государственно-частное партнерство.
Регламентируются также вопросы, связанные с соглашением – его стороны, элементы и объекты, по которым оно может быть заключено.
Согласно общим положениям государственно-частное партнерство основывается на следующих принципах:
- открытость и доступность информации, исключая сведения, составляющие государственную или охраняемую законом тайну;
- обеспечение конкуренции и отсутствие дискриминации;
- равенство сторон соглашения между собой и перед законом;
- добросовестность в исполнении предписанных соглашением обязательств;
- справедливость в распределении рисков и обязательств между сторонами.
Разработка предложения к проекту осуществляется по следующим этапам:
- составление первоначального запроса;
- его рассмотрение уполномоченным органом;
- принятие решения об утверждении разработанного предложения;
- размещение информации.
Глава 3 Закона о государственно-частном партнерстве предусматривает вопросы, связанные с оформлением соглашения. Учитывается проработка его условий, порядок заключения, изменения или прекращения. Отдельно рассматриваются права публичного характера, а также гарантии их обеспечения.
Определение частного партнера осуществляется по следующей процедуре:
- организация и проведение конкурса на заключение соглашения;
- создание специальной комиссии и ведение конкурсной документации;
- представление заявок на участие и вскрытие конвертов с ними;
- предварительный этап отбора, представление конкурсных предложений и вскрытие конвертов с ними;
- порядок рассмотрения и оценки поступивших вариантов реализации проекта;
- процедура определения победителя;
- ведение протокола и размещение информации о результатах;
- порядок заключения соглашения о государственно-частном партнерстве.
В заключительные положения документа включены статьи, вносящие изменения в иные законодательные акты. Определяется порядок вступления закона в силу.
С момента утверждения ФЗ 224 о государственно-частном партнерстве претерпел определенные изменения. Они направлены на актуализацию его редакции и устранение неточностей. Последние поправки были внесены 3 июля 2016.
Ознакомьтесь Закон о защите животных
Скачать текст ФЗ
Скачать Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве» можно здесь. Редакция правового акта представлена со всеми изменениями, актуальными на август 2017. Текст может использоваться должностными лицами, а также юристами, изучающими данную сферу законодательства.
Изменения, внесенные в закон о ГЧП в России
Последние изменения в Закон о государственно-частном партнерстве были внесены 3 июля 2016. Они были введены двумя документами, которые коснулись ряда положений. Основное назначение внесенных поправок – редакция существующих формулировок и их дополнение новыми положениями.
Последние изменения Закона о государственно-частном партнерстве заключаются в следующих поправках:
- ч1 статьи 2 – первое предложение дополнено фразой «, муниципальных правовых актов»;
- в ст 3 пункт 7 дополнен формулировкой «или финансирующими лицами (далее также – финансирующее лицо», в пункте 9 исключены слова «частным партнером»;
- п 4 ч 8 статьи 5 Закона о государственно-частном партнерстве дополнен словами об исключениях;
- в часть 3 ст 6 введен пункт 5 об обеспечении эксплуатации объекта;
- в ч 1 ст 7 введены пункты 17 и 18, указывающих на объекты охотничьей инфраструктуры и имущественные комплексы;
- в статье 8 в пунктах 2 и 6 слова «уполномоченным органом» заменены на формулировку о федеральном органе власти с соответствующими полномочиями;
- в ч 5 ст 9 срок в 180 дней изменен на 90;
- статья 10 Закона о государственно-частном партнерстве дополнилась частью 3.1 об отдельных случаях принятия решения о реализации проекта; были также скорректированы отдельные формулировки;
- в статье 12 была изменена редакция ряда положений, введена часть 2.1 о случаях включения в соглашение дополнительных сведений, введена ч 4.1 об элементах соглашения и часть 14 о движимом имуществе;
- в статье 21 Закона о государственно-частном партнерстве изменена редакция п 3 ч 1, введена часть 7 о подтверждении соответствия требованиям;
- скорректирована формулировка ч 1 ст 33;
- статья 35 утратила силу;
- скорректирован ряд положений ст 47.
Внесенные в Закон о государственно-частном партнерстве изменения направлены на актуализацию документа и его оптимизацию с иными законодательными актами. Большая часть поправок вступила в силу через 10 дней после опубликования. Некоторые стали действующими с 1 января 2017.
Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста
Задать свой вопрос можно в форме ниже, в окошке онлайн-консультанта справа, внизу экрана или позвонив по номерам (круглосуточно и без выходных):
Источник: https://210fz.ru/zakon-o-gchp/