Нормы о государственно-частном партнерстве

Содержание

Правовое регулирование ГЧП — Журнал Стратегия

Нормы о государственно-частном партнерстве
15 марта 2012

Государственно-частное партнерство (ГЧП) является новым направлением развития экономики. В Российской Федерации государственно-частное партнерство находится на стадии становления, поэтому в России еще не принят федеральный закон, регулирующий правоотношения, возникающие в сфере ГЧП.

Сам термин является дословным переводом «public-private partnership» (PPP). В зарубежных странах этот термин употребляется практически для любых форм сотрудничества государственной власти и частного бизнеса.

Основной идеей ГЧП является привлечение частных структур к финансированию строительства, эксплуатации, реконструкции и управления объектами, которые находятся в сфере интересов и контроля государства.

В зарубежной практике объектами государственно-частного партнерства выступают объекты инфраструктуры (включая автомобильные и железные дороги), школы, больницы и т.п.

В настоящее время в законодательстве РФ нет единообразного определения государственно-частного партнерства. Однако к федеральным законам, регулирующим ГЧП в настоящее время можно отнести:

Федеральный закон от 21 июля 2005г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»

Целями данного федерального закона являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.

По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и/или   реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество и/или движимое   имущество), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту),   осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент   обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования   объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров,  предусмотренных федеральными законами.

К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в   соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в   концессионном соглашении, если иное не вытекает из настоящего Федерального закона или существа   концессионного соглашения.

Сторонами концессионного соглашения являются: концедент — Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, либо субъект Российской Федерации; концессионер – индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо, либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица.

В России закон о концессионных соглашениях действует с 2005 г., однако пока заключено только одно такое соглашение (реконструкция аэропорта Пулково). причина — недостаточная защищенность прав концессионера.

Риски, которые он несет, высокие расходы, связанные с самой концессионной деятельностью, отягощаются еще и необходимостью уплачивать высокую концессионную плату государству. В то же время неустойка за нарушение обязательств со стороны пос-леднего законом не предусмотрена.

Сейчас готовятся соответствующие поправки в закон, которые, возможно, стимулируют появление концессий в стране. Особенно актуальными могут стать концессии в сфере транспортной инфраструктуры.

Более вероятно заключение концессий, ориентированных на модернизацию и эксплуатацию действующих имущественных комплексов — аэропортов, портов, вокзалов, отдельных терминалов. Пример успешного применения концессии — реконструкция и эксплуатация аэропорта Пулково.

Концессионер должен инвестировать 1200 млн. евро в строительство новых терминалов, а взамен получит аэропорт в управление на 30 лет.

Федеральный закон от 30 декабря 1995г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» с последними изменениями от 19.07.2011 N 248-ФЗ

Соглашения о разделе продукции (СРП). Эта форма партнерских отношений между государством и частным бизнесом напоминает традиционную концессию, но все   же  отлична от нее. Различия заключаются, прежде всего, в разной конфигурации отношений собственности между государством и частным партнером.

Если в концессиях концессионеру на правах собственности принадлежит вся выпущенная продукция, то в соглашениях о разделе продукции партнеру государства принадлежит только ее часть. Условия и порядок раздела продукции между государством и инвестором определяются в специальном соглашении.

В мировой практике такие соглашения особенно активно используются в сфере нефтедобычи.

Сторонами соглашения о разделе продукции с одной стороны является Российская Федерация, от имени которой в соглашении выступают Правительство Российской Федерации или уполномоченные им органы.

С другой — инвесторы – юридические лица и создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, осуществляющие вложение собственных заемных или привлеченных средств (имущества и/или имущест-венных прав) в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях соглашения.

В настоящее время в Российской Федерации по соглашению о разделе продукции разрабатываются следующие проекты:

  • Харьягинское нефтяное месторождение (оператор – Total),
  • «Сахалин-1» (оператор – ExxonMobil),
  • «Сахалин-2» (оператор – Sakhalin Energy).

Федеральный закон от 28 сентября 2010г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»

«Сколково» — это характерный пример государственно-частного партнерства. Центр «Сколково» создан для поддержки инновационных проектов в России.

Целью «Сколково» является создание благоприятной среды для осуществления передовых исследований и разработок, в том числе создания энергетических и энергоэффективных технологий, ядерных, космических, биомедицинских и компьютерных технологий, медицинской техники, телекоммуникаций и пр.

Закон о «Сколково» направлен на привлечение компаний, людей с научным потенциалом на территорию инновационного центра. Данный закон предусматривает налоговые льготы, предоставление инфраструктуры, жилья, производственных площадей, зданий.

Проект ГЧП «Сколково» предусматривает освобождение участников проекта от налога на имущество, НДС и налога на прибыль в течение 10 лет.

Федеральные законы о государственных корпорациях.

«Для иностранных инвесторов очень важны именно жесткие нормативные правила вхождения в определенный инвестиционный проект на принципах государственно-частного партнерства, а также определенные гарантии со стороны государства, закрепленные в федеральном законе».

Данными законами определяются правовое положение, цель деятельности, полномочия и порядок управления деятельностью, порядок реорганизации и ликвидации государственных корпораций. Государственные корпорации являются юридическими лицами.

Цели деятельности, правовое положение поименованных выше государственных корпораций существенно различаются.

Так, целью деятельности Государственной корпорации «Ростехнологии» является содействие разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции путем обеспечения поддержки на внутреннем и внешнем рынка российских организаций — разработчиков и производителей высокотехнологичной промышленной продукции, а также привлечение инвестиций в организации различных отраслей промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс.

Целью деятельности Государственной корпорации «Росатом» является государственное управление использованием атомной энергии, управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения; нормативно-правовое регулирование в области использования атомной энергии.

В отличие от рассмотренных государственных корпораций «Ростехнологии» и «Росатом», государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» действует в целях обеспечения повышения конкурентоспособности экономики РФ, ее диверсификации, стимулирования инвестиционной деятельности путем осуществления инвестиционной, внешнеэкономической, страховой, консультационной и иной деятельности по реализации проектов в РФ и за рубежом, в том числе с участием иностранного капитала, направленных на развитие инфраструктуры, инноваций, особых экономических зон, защиту окружающей среды, поддержку экспорта российских товаров, работ и услуг, а также на поддержку малого и среднего предпринимательства (ст. 3 Федерального закона от 17 мая 2007 г. N 82-ФЗ).

Особенности организационно-правовой формы государственных корпораций состоят в следующем: учредителем может быть только Российская Федерация; она не имеет членства; корпорация создается на основании федерального закона; государственная корпорация не отвечает по обязательствам РФ, а РФ не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное; имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации; в качестве имущественного взноса может быть передано любое имущество, принадлежащее Российской Федерации на праве собственности, за исключением изъятого из оборота.

К федеральным законам, регулирующим деятельность гчп, относятся:

  • Гражданский кодекс Российской Федерации;
  • Бюджетный кодекс Российской Федерации;
  • Земельный кодекс Российской Федерации;
  • Налоговый кодекс Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 21 июля 2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;
  • Федеральный закон от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обороны страны и безопасности государства»;

Источник: http://strategyjournal.ru/news/gosudarstvo/pravovoe-regulirovanie-gchp/

Соглашение о государственно-частном партнерстве

Нормы о государственно-частном партнерстве

Соглашение о государственно-частном партнерстве – юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества.

Законодательное регулирование

Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Отличительные признаки соглашения о государственно-частном партнерстве:

  • договорная основа партнерства при долгосрочном характере взаимодействия, регулируемая федеральным законодательством;
  • объекты – федеральная, региональная или муниципальная собственность;
  • предусмотрена возможность финансирования публичным партнером строительства и эксплуатации объекта, а также платы частного партнера публичному партнеру в период эксплуатации объекта; соглашением может быть предусмотрена выплата штрафов и неустоек как частным партнером, так и публичным партнером;
  • финансовое участие частного инвестора в капитальных затратах, то есть в создании, реконструкции объекта;
  • право собственности на объект в период эксплуатации может принадлежать как частному партнеру, так и публичному партнеру, по истечения срока соглашения объект может остаться в собственности частного партнера, а также предусмотрена возможность передачи объекта в собственность публичного партнера.
  • оценивается эффективность проекта и определяется его сравнительное преимущество уполномоченным органом;
  • возможно распределение рисков между частным партнером и публичным партнером;
  • гарантии прав частного партнера, обеспечиваемые со стороны государства.

Стороны соглашения о государственно-частном партнерстве:

Публичный партнер: Частный партнер: 
  • Российская Федерация (Правительство РФ или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти);
  • Субъект РФ (орган гос. власти субъекта РФ);
  • Муниципальное образование (орган местного самоуправления);
  •  Российское юр. лицо, кроме:
  1. государственных и муниципальных унитарных предприятий;
  2. государственных и муниципальных учреждений;
  3. публично-правовых компании и иных создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов юридических лиц;
  4. хозяйственных товариществ и обществ, хозяйственных партнерств, находящиеся под контролем Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования;
  5. дочерних хозяйственных обществ, находящихся под контролем указанных выше организаций;
  6. некоммерческих организаций, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями в форме фондов;
  7. некоммерческих организаций, созданных указанными выше организациями в форме фондов.

Объекты соглашения о государственно-частном партнерстве:

  1. частные автомобильные дороги или участки частных автомобильных дорог, мосты, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты (объекты, используемые при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог), элементы обустройства автомобильных дорог, объекты, предназначенные для взимания платы (в том числе пункты взимания платы), объекты дорожного сервиса;
  2. транспорт общего пользования, за исключением метрополитена;
  3. объекты железнодорожного транспорта;
  4. объекты трубопроводного транспорта;
  5. морские порты, речные порты, специализированные порты, объекты их инфраструктур, в том числе искусственные земельные участки, портовые гидротехнические сооружения, за исключением объектов инфраструктуры морского порта, которые могут находиться в федеральной собственности, не подлежат отчуждению в частную собственность;
  6. морские суда и речные суда, суда смешанного (река — море) плавания, а также суда, осуществляющие ледокольную проводку, гидрографическую, научно-исследовательскую деятельность, паромные переправы, плавучие и сухие доки, за исключением объектов, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации находятся в государственной собственности, не подлежат отчуждению в частную собственность;
  7. воздушные суда, аэродромы, аэропорты, технические средства и другие предназначенные для обеспечения полетов воздушных судов средства, за исключением объектов, отнесенных к имуществу государственной авиации или к единой системе организации воздушного движения;
  8. объекты по производству, передаче и распределению электрической энергии;
  9. гидротехнические сооружения, стационарные и (или) плавучие платформы, искусственные острова;
  10. подводные и подземные технические сооружения, переходы, линии связи и коммуникации, иные линейные объекты связи и коммуникации;
  11. объекты здравоохранения, в том числе объекты, предназначенные для санаторно-курортного лечения и иной деятельности в сфере здравоохранения;
  12. объекты образования, культуры, спорта, объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма, иные объекты социального обслуживания населения;
  13. объекты, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов;
  14. объекты благоустройства территорий, в том числе для их освещения;
  15. мелиоративные системы и объекты их инженерной инфраструктуры, за исключением государственных мелиоративных систем;
  16. объекты производства, первичной и (или) последующей (промышленной) переработки, хранения сельскохозяйственной продукции, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о развитии сельского хозяйства перечень и определенные согласно критериям, установленным Правительством Российской Федерации;
  17. объекты охотничьей инфраструктуры;
  18. имущественные комплексы, предназначенные для производства промышленной продукции и (или) осуществления иной деятельности в сфере промышленности.

Основные положения соглашений о государственно-частном партнерстве

Предоставление земельного участка

Предоставление в аренду (субаренду) без проведения торгов земельного участка, лесного участка, водного объекта, участка недр осуществляется для ведения деятельности по соглашению о государственно-частном партнерстве. Срок аренды не может превышать срок действия концессионного соглашения.

Плата публичного партнера

  • Часть расходов на создание и (или) реконструкцию объекта;
  • Часть расходов на эксплуатацию и (или) техническое обслуживания объекта;
  • Государственные или муниципальные гарантии в соответствии с бюджетным законодательством РФ;

Размер платы указывается в решении о заключении соглашения о государственно-частном партнерстве, в конкурсной документации, в соглашении о государственно-частном партнерстве.

Плата частного партнера

  • вносится как в период эксплуатации и (или) технического обслуживания объекта соглашения, так и в течение отдельных периодов его эксплуатации и (или) технического обслуживания;

Размер, форма, порядок и сроки устанавливаются соглашением о государственно- частном партнерстве;

Форма платы:

  1. твердая сумма платежей, вносимых периодически или единовременно в бюджет соответствующего уровня;
  2. установленная доля продукции или доходов, полученных в результате деятельности, предусмотренной соглашением;
  3. передача публичному партнеру в собственность имущества, находящегося в собственности концессионера.

Срок действия соглашения о государственно-частном партнерстве устанавливается с учетом:

  • Срока создания объекта;
  • Объема инвестиций;
  • Срока окупаемости инвестиций;
  • Срока получения частным партнером средств (выручки) в объеме, определенном соглашением.

Срок соглашения не менее 3 лет.

Источник: http://economy.gov35.ru/departments/economic_development/investment/ppp/agreement/

Закон о ГЧП с изменениями

Нормы о государственно-частном партнерстве

Государственно-частное партнерство регламентируется законом 224 ФЗ. Цель принятия данного правового акта заключается в урегулировании взаимодействия государства с юридическими лицами и привлечение инвестиций в экономику страны. Акцент ставится на качестве товаров и услуг, вопросами обеспечения которых занимаются органы федеральной и муниципальной власти.

Описание закона о ГЧП

Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» принят Госдумой 1 июля 2015 года. В силу документ вступил с 1 января 2016.

Структурно Закон о государственно-частном партнерстве (ГЧП) состоит из следующих глав:

  • общие правовые положения;
  • разработка предложения о реализации проекта партнерства;
  • заключение соглашения;
  • полномочия Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований;
  • порядок определения частного партнера для реализации разработанного проекта;
  • предоставление требуемой территории для реализации;
  • заключительные положения документа.

Общие положения Федерального закона о ГЧП регламентируют сферу деятельности данного правового акта и его взаимодействие с иными нормами законодательства.

Предписываются основные понятия, используемые в документе, а также принципы, на которых строится государственно-частное партнерство.

Регламентируются также вопросы, связанные с соглашением – его стороны, элементы и объекты, по которым оно может быть заключено.

Согласно общим положениям государственно-частное партнерство основывается на следующих принципах:

  • открытость и доступность информации, исключая сведения, составляющие государственную или охраняемую законом тайну;
  • обеспечение конкуренции и отсутствие дискриминации;
  • равенство сторон соглашения между собой и перед законом;
  • добросовестность в исполнении предписанных соглашением обязательств;
  • справедливость в распределении рисков и обязательств между сторонами.

Разработка предложения к проекту осуществляется по следующим этапам:

  • составление первоначального запроса;
  • его рассмотрение уполномоченным органом;
  • принятие решения об утверждении разработанного предложения;
  • размещение информации.

Глава 3 Закона о государственно-частном партнерстве предусматривает вопросы, связанные с оформлением соглашения. Учитывается проработка его условий, порядок заключения, изменения или прекращения. Отдельно рассматриваются права публичного характера, а также гарантии их обеспечения.

Определение частного партнера осуществляется по следующей процедуре:

  • организация и проведение конкурса на заключение соглашения;
  • создание специальной комиссии и ведение конкурсной документации;
  • представление заявок на участие и вскрытие конвертов с ними;
  • предварительный этап отбора, представление конкурсных предложений и вскрытие конвертов с ними;
  • порядок рассмотрения и оценки поступивших вариантов реализации проекта;
  • процедура определения победителя;
  • ведение протокола и размещение информации о результатах;
  • порядок заключения соглашения о государственно-частном партнерстве.

В заключительные положения документа включены статьи, вносящие изменения в иные законодательные акты. Определяется порядок вступления закона в силу.

С момента утверждения ФЗ 224 о государственно-частном партнерстве претерпел определенные изменения. Они направлены на актуализацию его редакции и устранение неточностей. Последние поправки были внесены 3 июля 2016.

Ознакомьтесь  Закон о защите животных

Скачать текст ФЗ

Скачать Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве» можно здесь. Редакция правового акта представлена со всеми изменениями, актуальными на август 2017. Текст может использоваться должностными лицами, а также юристами, изучающими данную сферу законодательства.

Изменения, внесенные в закон о ГЧП в России

Последние изменения в Закон о государственно-частном партнерстве были внесены 3 июля 2016. Они были введены двумя документами, которые коснулись ряда положений. Основное назначение внесенных поправок – редакция существующих формулировок и их дополнение новыми положениями.

Последние изменения Закона о государственно-частном партнерстве заключаются в следующих поправках:

  • ч1 статьи 2 – первое предложение дополнено фразой «, муниципальных правовых актов»;
  • в ст 3 пункт 7 дополнен формулировкой «или финансирующими лицами (далее также – финансирующее лицо», в пункте 9 исключены слова «частным партнером»;
  • п 4 ч 8 статьи 5 Закона о государственно-частном партнерстве дополнен словами об исключениях;
  • в часть 3 ст 6 введен пункт 5 об обеспечении эксплуатации объекта;
  • в ч 1 ст 7 введены пункты 17 и 18, указывающих на объекты охотничьей инфраструктуры и имущественные комплексы;
  • в статье 8 в пунктах 2 и 6 слова «уполномоченным органом» заменены на формулировку о федеральном органе власти с соответствующими полномочиями;
  • в ч 5 ст 9 срок в 180 дней изменен на 90;
  • статья 10 Закона о государственно-частном партнерстве дополнилась частью 3.1 об отдельных случаях принятия решения о реализации проекта; были также скорректированы отдельные формулировки;
  • в статье 12 была изменена редакция ряда положений, введена часть 2.1 о случаях включения в соглашение дополнительных сведений, введена ч 4.1 об элементах соглашения и часть 14 о движимом имуществе;
  • в статье 21 Закона о государственно-частном партнерстве изменена редакция п 3 ч 1, введена часть 7 о подтверждении соответствия требованиям;
  • скорректирована формулировка ч 1 ст 33;
  • статья 35 утратила силу;
  • скорректирован ряд положений ст 47.

Внесенные в Закон о государственно-частном партнерстве изменения направлены на актуализацию документа и его оптимизацию с иными законодательными актами. Большая часть поправок вступила в силу через 10 дней после опубликования. Некоторые стали действующими с 1 января 2017.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форме ниже, в окошке онлайн-консультанта справа, внизу экрана или позвонив по номерам (круглосуточно и без выходных):

Источник: https://210fz.ru/zakon-o-gchp/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.