Профстандарт педагога дополнительного образования: требования и компетенции

Содержание

Профстандарт педагога дополнительного образования: требования и компетенции

Профстандарт педагога дополнительного образования: требования и компетенции

Внедрение профстандарта в отношении педагогов, занимающихся дополнительным образованием, очень актуально в настоящее время, ввиду чего обсуждается специалистами и экспертами.

Зачем нужен профстандарт?

Государственная власть пытается унифицировать требования к гражданам, претендующим на замещение каких-либо должностей и уравнять возможность трудоустройства. Одним из самых главных инструментов достижения вышеописанных целей является разработка и внедрение профессиональных стандартов.

Часть 1 ст. 195 ТК РФ определяет документ, как перечень квалификационных характеристик, которыми должен обладать специалист для выполнения должностной инструкции. В основе разработки каждого профессионального стандарта лежит Постановление Правительства № 23, утвержденное в январе 2013 г.

Это означает, что за содержанием документа и степенью его применения отвечает и следит Министерство труда и социальной защиты РФ. При этом в части 3 ст.

195 ТК РФ закреплено, что если профстандарт содержит требование к определенному квалификационному уровню, то директор учреждения должен руководствоваться именно им и не вправе спрашивать другое.

Нельзя забывать и о том, что уровень квалификации, опыта и других требований, необходимых для качественного исполнения обязанностей, изложенных в должностной инструкции, могут содержать и иные нормативные акты, например, Единый тарифно-квалификационный справочник.

Структура

Профстандарт составлен таким образом, чтобы работодателю было понятно, каким трудовым функциям должен соответствовать тот или иной педагог, начиная от воспитателя в детском дошкольном учреждении и заканчивая учителем среднего звена. Вне зависимости от места работы (детский сад, школа и т.д.), специалист должен располагать необходимым уровнем квалификации в воспитании, обучении и развитии детей.

Ключевые моменты

Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования состоит из следующих разделов:

  1. Сведения общего характера. Здесь отражен перечень видов деятельности, которыми может заниматься специалист.
  2. Трудовые функции. Из этого раздела можно почерпнуть информацию о том, чем именно может поинтересоваться потенциальный руководитель при проведении собеседования с целью трудоустройства.
  3. Характеристика трудовых функций обобщенного характера. Здесь содержатся требования к уровню образования, к направлению профессиональной подготовки, к имеющемуся опыту работы, к особым условиям допуска к работе.
  4. Информация о разработчике профстандарта.

Основные обязанности

Воспитатель или педагог дополнительного образования, трудящийся в стенах какого-либо образовательного учреждения, является ключевой фигурой в активно реализуемой реформе образования. Современный мир меняется очень стремительно, поэтому специалист, трудоустраивающийся в детский сад должен быть готов к тому, что при собеседовании у него могут поинтересоваться:

  1. Наличием необходимого уровня образования, желательно высшего. При этом уже трудящемуся педагогу, получившему в свое время только среднее профессиональное образование, работодатель должен обеспечить оптимальные условия, позволяющие совместить работу и повышение квалификационного уровня.
  2. Знаниями предметной дисциплины и пониманием обучающей программы в целом.
  3. Умениями и навыками в области планирования, ведения урока, а также оценки степени достижения желаемого эффекта.
  4. Владением способами и методами обучения, которые выходят за рамки стандартного урока (например, экспериментальное исследование или практическое занятие в полевых условиях).
  5. Умением пользоваться специальными подходами к обучению, способными вовлечь в занятие всех без исключения детей. В данном случае речь идет об особенных ребятах: с каким-либо ограничениями здоровья, не владеющих русской речью, о детях-вундеркиндах, одаренных в определенной области и т.д.
  6. Умением объективно подходить к определению уровня знаний подопечных.
  7. Владением методами эффективного контроля.

Документы для скачивания (бесплатно)

  • Профстандарт педагога дополнительного образования

Требования к педагогу дополнительного образования по профстандарту

Кроме того педагог дополнительного образования должен обладать знаниями и умениями в области воспитательной работы, а именно:

  1. Применение методов воспитания, как во время занятий, так и после них.
  2. Организация активных мероприятий (походы и экскурсии).
  3. Расширение кругозора подопечных посредством музейной педагогики.
  4. Регулирование поведения детей в целях соблюдения безопасности.
  5. Установление четких правил, разделяющих воспитательный, обучающий и игровой процессы.
  6. Общение с детьми должно происходить без нанесения вреда их достоинству.
  7. Способность нахождения ценностного аспекта учебных знаний, понятного для учащихся.
  8. Создание в реальной жизни ситуаций и событий, основная цель которых заключается в развитие эмоциональной стороны ребенка.
  9. Способность воспитывать подопечных с учетом культурного различия, половозрастной группы или персональных особенностей.
  10. Умение взаимодействовать с педагогическим коллективом и другими специалистами, например, занимающимися духовно-нравственным развитием.
  11. Способность заботиться о достоинстве и защите интересов детей.

При исполнении должностных обязанностей педагог не может обойтись без следующих личностных качеств и профессиональных компетенций:

  1. Готовность к ежедневному общению с разными детьми, вне зависимости от реальных способностей к обучению, психических и физических особенностей здоровья и т.д. Воспитатель должен уметь оказывать помощь любым детям.
  2. Умение наблюдать за поведением детей и своевременно замечать проблемы, связанные с индивидуальными особенностями.
  3. Владение различными психологическими подходами: культурно-историческим, деятельным и развивающим.
  4. Способность понимания документов специалиста другого профиля (психолога, логопеда, дефектолога и т.д.).
  5. Умение использовать педагогические приемы для оказания помощи с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
  6. Активное участие в психолого-медико-педагогических консилиумах.
  7. Составление персональных развивающих программ в составе группы специалистов.
  8. Заступничество за детей, которых не желает принимать коллектив.
  9. Анализ динамики развития подопечных.
  10. Обеспечение минимально необходимого психологического комфорта в детском учреждении образовательного назначения.
  11. Способность диагностировать личностные особенности и возрастные характеристики каждого ребенка и коллектива в целом.
  12. Владение основными законами благополучия в семье, способность обсуждать и решать проблемы детей совместно с их родителями.

Необходимые компетенции

Дошкольный уровень образования требует от педагога-воспитателя наличия определенных профессиональных компетенций. Работа в дошкольном образовательном учреждении является очень специфичной, поэтому специалист должен быть готов к этому.

Обучение деток, находящихся в раннем или дошкольном возрасте, требует особого внимания, ведь каждый ребенок – это личность, пусть и находящаяся на этапе становления.

Педагог дополнительного образования должен уметь:

  • организовывать предметно-манипулятивный и игровой процесс, а также учить детей совместной и самостоятельной работе;
  • уметь развивать дошколят с физической, познавательной и личностной стороны;
  • воплощать в жизнь рекомендации психологов и других специалистов, целью которых является адаптация детей с особенностями развития или ребят, которым образовательная программа дается очень сложно;
  • корректировать задачи, установленные образовательной дошкольной программой.

Педагог-воспитатель занимается образованием, воспитанием и развитием как совсем маленьких детей, так и дошколят. В соответствии с возрастом каждый ребенок должен располагать определенными знаниями и навыками.

Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования создан для систематизации требований, предъявляемых к профессии, чтобы каждому гражданину при выборе подходящего направления было понятно, какие именно требования к нему будут предъявляться.

Интересный и полезные вебинар о профстандарте педагога дополнительного образования для детей и взрослых.

Поделитесь с друзьями в соц.сетях

Источник: https://investim.info/profstandart-pedagoga-dopolnitel-nogo-obrazovaniya-trebovaniya-i-kompetencii/

Профстандарт «Педагог»: разъяснения юриста

Профстандарт педагога дополнительного образования: требования и компетенции

Уважаемые коллеги! Юрист профсоюза ответил на многие ваши вопросы, но он не может делать это на постоянной основе. В обязательном порядке мы консультируем только членов профсоюза.

Поищите ответ на ваш вопрос в тексте статьи и среди комментариев, а если у вас совсем особый случай, напишите нам по электронной почте Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов.

У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., мы постараемся ответить в течение недели.

Чаще всего нам поступают вопросы о возможности преподавать не тот предмет, который значится в дипломе об образовании. Ответ на него содержится в разделе 5 «Основные последствия введения профстандартов». Вам нужно посмотреть, относится ли полученная вами специальность к укрупненной группе специальностей согласно Общероссийскому классификатору.

Материалы по теме:

Хорошая новость: введение профстандарта «Педагог» переносится на 1 сентября 2019 года

Минюст не зарегистрировал приказ Минтруда о переносе сроков введения профстандарта «Педагог»

Введение профстандартов: ответы юриста профсоюза на часто задаваемые вопросы 

Сроки введения профстандартов

С 1 января 2017 г. вступает в силу Приказ Минтруда от 18 октября 2013 г. № 544н, которым утверждается профессиональный стандарт «Педагог» («педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)»).

Это означает, что работодатели (руководители образовательных учреждений) обязаны применять его при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.

Пока известно о двух приказах Минтруда, которые переносят сроки введения профстандаров в образовательной сфере: приказ № 745 от 15.12.2016 г. «О внесении изменения в профстандарт «Педагог» (которым переносится дата вступления в силу на 01.09.2019) и приказ Минтруда от 26.12.

2016 № 835н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (которым переносится вступление профстандарта на 01.01.2018).

Приказы, по всей видимости, не прошли регистрацию в Минюсте, поэтому найти их текстов в правовых базах пока не удалось.

Вместе с тем, Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 года № 584 устанавливает до 1 января 2020 г. переходный период для всех профстандартов. Таким образом, до начала 2020 г.

работодатель в соответствии с утверждённым им планом перехода на профстандарт осуществляет выбор того документа, который подлежит применению в образовательном учреждении.

К концу переходного периода планы должны быть реализованы, а все педагогические работники образовательного учреждения должны соответствовать требованиям профстандарта.

К каким категориям работников относится профстандарт «Педагог»

Он относится к преподавателям в дошкольных учреждениях, начальной и средней школе, системе специального образования и обучения.

Профстандарт «Педагог» НЕ относится к педагогам дополнительного образования, педагогам-психологам, тьюторам, методистам.

Ответственность за неприменение профстандарта

Ответственность за несоблюдение требований профстандартов установлена ст. 5.27 КоАП РФ «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».

В соответствии с положениями статьи ответственность за однократное нарушение установлена в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 руб., а для юридических лиц от 30 000 до 50 000 руб.

При повторном нарушении на должностных лиц может быть наложен штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет. Для юридических лиц штраф увеличивается до 50 000 — 70 000 руб.

Особенность используемой терминологии

Под квалификацией работника в ст. 195.1 ТК РФ понимается уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. В свою очередь профессиональный стандарт является характеристикой квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определённой трудовой функции.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» Министерство труда и социальной защиты РФ координирует разработку стандартов (п. 2).

Профессиональные стандарты применяются работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда (п. 25).

Приказом Минтруда от 12.04.2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» утверждено описание девяти уровней квалификации работников. К педагогическим работникам применяются 5 уровень (для воспитателей ) и 6 уровень (для учителей).

Для каждой трудовой функции в профстандарте используется кодовый номер. Он состоит из двух составляющих: буквенного обозначения и цифрового. Буква означает обобщённую трудовую функцию, а цифра — трудовую функцию.

Трудовая функция, в свою очередь, включает в себя три составляющих: трудовые действия, необходимые знания и необходимые умения.

Таким образом, новые требования к деятельности педагогических работников вместо прежнего Единого квалификационного справочника будут устанавливаться в описании трудовой функции в профстандарте.

Основные последствия введения профстандартов

С введением профстандартов преподаванием соответствующих предметов и дисциплин смогут заниматься только те работники, которые обучались по соответствующим направлениями. Однако, не совсем понятно, что должно пониматься под «направлением».

Некоторые специалисты предполагают, что под направлением следует понимать точное соответствие направления подготовки и преподаваемой дисциплины (физик сможет преподавать только физику, но не информатику). Другие же указывают, что под направлением понимается укрупнённая группа в понимании Приказ Минобрнауки от 12 сентября 2013 г. N 1059 и Приказ Минобрнауки от 12 сентября 2013 г.

N 1061. То есть лицо, получившее образование в области математики сможет вести все дисциплины, соответствующие математическим и естественным наукам, а именно математику, физику, информатику и т. д. Поскольку в соответствии с п.4 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 12 сентября 2013 г. N 1059 г.

Москва «Об утверждении Порядка формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки» профессии, специальности и направления подготовки, относящиеся к одной профессиональной области, при формировании перечней объединяются в укрупнённые группы профессий, специальностей и направлений подготовки. (См. Общероссийский классификатор специальностей по образованию.

Образование будет соответствовать преподаваемому предмету, если находится с ним в одной укрупненной группе. Укрупненная группа обозначается в классификаторе 2-м и 3-м знаками.)

Весьма спорным является мнение о том, что учителя начальных классов не смогут работать воспитателями в дошкольных учреждениях и наоборот без дополнительной переподготовки.

Во-первых, профстандарты устанавливают одинаковые требования к образованию и обучению воспитателя и учителя.

Во-вторых, различия между педагогической деятельностью по реализации программ дошкольного образования и реализации программ начального школьного образования касается лишь различных трудовых функций и уровней квалификации.

Следует отметить, что в соответствии с Приказом Минтруда от 5 августа 2016 г. № 422н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог» внесены изменения в требования к образованию и обучению.

Теперь для учителя это высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. А для воспитателя: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки», либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. Таким образом, требования были приведены в соответствие с Единым квалификационным справочником. Таким образом, распространённое мнение о том, что учитель обязан иметь образование или проходить переподготовку в области педагогических наук не соответствует последней версии требований профстандарта.

Значительная часть деятельности, которая раньше фиксировалась в Положениях о стимулировании и дополнительно поощрялась, теперь является обязательной трудовой функцией педагога и должна оплачиваться из оклада.

Так, теперь преподаватель обязан владеть такими компетенциями как работа с одарёнными детьми, девиантными детьми, с теми, для кого русский язык не является родным, а также компетенциями в области инклюзивного образования.

Педагог должен уметь взаимодействовать с другими специалистами: психологами, дефектологами, социальными работникам, а также обладать ИКТ навыками.

В какие локальные нормативные акты будут внесены изменения в процессе введения профстандартов?

Положение об аттестации (в связи с вступлением в силу ФЗ «О независимой оценке квалификации» и необходимостью проводить аттестацию в соответствии с требованиями профстандартов);

Положение об обучении (в связи с изменением трудовых функций педагога);

Положение о премировании (о стимулировании) (в связи с изменением трудовых функций педагога и появлением у него среди обязательных функций тех, за которые раньше предполагались стимулирующие выплаты);

Положение о структурных подразделениях;

Штатное расписание (в связи с требованиями к квалификациям педагогов-предметников, преподавателей начальной школы, русского языка, математики);

Должностные инструкции (в связи с изменением трудовых функций);

Трудовые договоры (в связи с изменением трудовых функций и оплаты труда).

Можно ли уволить сотрудника, который не соответствует профстадартам?

Положения трудового законодательства не позволяют уволить сотрудника просто так. Если он не соответствует профстандарту для занимаемой им должности, то ему должны предложить (при наличии) другую должность.

Также работодатель может отправить работника на профессиональную переподготовку. В соответствии со ст.

 196 ТК РФ подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Следует отметить, что Министерством образования и науки РФ совместно с Профсоюзом работников народного образования и науки РФ издано письмо № 08-415 от 23 марта 2015 г. «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образования», в котором, в частности, указывается, что «Работодатель не вправе обязывать работников осуществлять ДПО за счет их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры». Вместе с тем, данное письмо не является нормативным актом и не носит обязательного характера.

Если работник отказывается от перевода на другую должность или прохождения переподготовки, то до января 2020 г. с работником ничего сделать не могут.

Вместе с тем, с окончанием переходного периода все работники, находящиеся на должностях педагогических работников должны соответствовать требованиям профстандарта. Таким образом, с января 2020 г.

работника могут направить на независимую оценку квалификации для получения сертификата соответствия (ФЗ «О независимой оценке квалификации» вступает в силу с 01 января 2017 г.).

Независимая оценка квалификации, в случае осуществления её по направлению работодателя, проводится за счёт работодателя центром оценки квалификаций. Конкретный порядок проведения оценки утверждается Постановлением Правительства РФ от 16.11.

2016 N 1204 «Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена».

В тридцатидневный срок соискателю выдаётся свидетельство о квалификации (в случае успешного прохождения экзамена) или заключение о прохождении квалификационного экзамена (в случае неуспешного прохождения экзамена). В настоящий момент свидетельства о квалификации носят бессрочный характер.

Таким образом, если по результатам независимой оценки квалификации работник получил свидетельство о соответствии, то он не может быть уволен из организации на основании несоответствия профессиональным стандартам.

При этом, не следует смешивать понятия «аттестации на соответствие занимаемой должности» и «аттестацию на соответствие профессиональному стандарту». В случае, если педагог не пройдёт независимую оценку квалификации, то о может быть уволен по ст. 81 ч.

 3 «вследствие недостаточной квалификации, подтверждённой результатами аттестации».

Юрий Варламов, юрист МПРО «УЧИТЕЛЬ»

Источник: https://pedagog-prof.org/zashchita-prav/prava-pedagogov/profstandart-pedagog-raz-yasneniya-yurista

Формирование компетенций на основе профстандарта учителя

Профстандарт педагога дополнительного образования: требования и компетенции

Профстандарт учителя регулирует как трудовые отношения между работником и работодателем, так и отношения, возникающие между педагогическим сообществом и гражданином, желающим подтвердить квалификацию.

Второй момент гораздо важнее первого, поскольку препятствует сведению профстандарта к должностной инструкции учителя. В отличии от неё, стандарт разрабатывается на основе анализа профессиональной деятельности и описывает требования к ней.

Будет ли введён профстандарт для учителей с 2017 года?

Многие знают, что профессиональный стандарт педагога был утверждён приказом Минтруда РФ 18 ноября 2013 года. Он интересен тем, что значится под номером один в реестре профессиональных стандартов.

Сначала введение профстандарта было запланировано на 1 января 2015 года. Однако многие положения и требования документа вызвали критику. Поэтому его введение перенесли на 1 января 2017 года.

Но в августе этого года срок снова был изменён. Изменения в документ будут вноситься в течение следующего года, поэтому уже сейчас можно утверждать, что профстандарт учителя с 1 января 2017 года введён не будет.

Развитие педагогических компетенций и повышение качества образования

Применение требований профстандарта учителя в работе школы повысит качество образования. Уже в процессе перехода на его применение должна соответствующим образом измениться система повышения квалификации, чтобы компетенции учителя соответствовали требованиям этого документа.

Это особенно важно, поскольку в образовательных организациях применение профстандартов будет обязательным.

Какие же компетенции должны развивать педагоги, чтобы соответствовать профстандарту учителя?

Эксперты выделяют четыре группы компетенций по сферам профессиональной деятельности. 

Нормативно-правовая сфера

  1. Практическое применение положений законодательства о правах ребёнка и образовании, а также ФГОС.
  2. Выполнение требований официальных документов, которые регулируют деятельность школы и проведение мероприятий вне её.

 Психолого-физиологическая сфера

  1. Использование знаний возрастной психологии и закономерностей, индивидуальных особенностей жизненного пути, социализации личности, диагностических приёмов.
  2. Ориентация в образовательном процессе на индивидуальные особенности обучающегося.
  3. Владение и использование основ психодиагностики и диагностики основных признаков отклонений развития детей.

 Социально-культурологическая сфера

  1. Знание закономерностей формирования детско-взрослых сообществ, их использование в образовательном и воспитательном процессе.
  2. Умение эффективно взаимодействовать с родителями, используя знания о закономерностях семейных отношений.
  3. Умение работать со смешанными сообществами, в которые входят дети и взрослые.

 Общепедагогическая сфера

  1. Применение современных педагогических и воспитательных технологий, дидактических приёмов, принципов деятельностного подхода.
  2. Понимание и использование научных представлений о результатах обучения, способах их достижения и оценки.
  3. Проектирование образовательного процесса с использованием закономерностей его организации.
  4. Применение теории и технологии учёта возрастных особенностей обучающихся.

Здесь приведены лишь некоторые компетенции, которые должен освоить педагог. Стоит отметить, что в профстандарте учителя не идёт речь о компетенциях. В нём перечислены трудовые функции, которые должен выполнять педагог.

Чтобы провести самооценку готовности к выполнению трудовых функций, перечисленных в профстандарте, скачайте лист самооценки. 

В заключение отметим, что при подготовке должностной инструкции учителя в соответствии с профстандартом для каждого педагога будет конкретизироваться набор трудовых функций и устанавливаться квалификационный разряд. Поэтому опасения многих педагогов, которые считают, что их могут уволить или заставят проходить курсы повышения квалификации, совершенно беспочвенны.

А что изменится в работе школ с выходом нового ФГОС СОО? Узнать ответ на этот вопрос вы сможете на Международном проектировочном семинаре-тренинге «Внедрение ФГОС СОО», который пройдёт 23―26 июля. Приходите на наш семинар-тренинг, и вы получите все необходимые инструменты и рекомендации для перехода на новый стандарт.

Источник: https://academy-prof.ru/blog/profstandart-uchitelya

С 9 сентября действует новый профстандарт педагога допобразования и педагога-организатора

Профстандарт педагога дополнительного образования: требования и компетенции
Приказом Минтруда от 5 мая 2018 года №298 утверждён новый профстандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Приказ зарегистрирован в Минюсте 28 августа за номером 52016.

Профстандарт, утверждённый приказом Минтруда от 8 сентября 2015 года №613н, утратил свою силу.

Информация актуальна для слушателей курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации по направлениям:

Еще год назад мы информировали о подготовке нового профстандарта для педагогов дополнительного образования.

Как и предполагалось, чтобы занимать должность педагога допобразования необходимо соответствовать 2 главным требованиям: иметь не только специализацию по самому преподаваемому предмету, но и получить педагогическую специальность по направлению «Образование и педагогические науки».

Трудовые функции педагогов дополнительного образования

Функции педагогов дополнительного образования разделены на 3 подуровня в рамках одного уровня квалификации. Специалисты данного профиля соответствуют шестому уровню квалификации.

1 подуровень: преподавание по дополнительным общеобразовательным программамСюда относятся педработники:

  • педагог доп. образования, 
  • тренер-преподаватель спортивной секции, 
  • старший тренер по спорту.
Педагоги данной квалификации должны заниматься организацией образовательной деятельности обучающихся, досуговой деятельности в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы.Обеспечивать взаимодействие с родителями, осуществлять педагогический контроль освоения программы допобразования.Разрабатывать программно-методическое обеспечение.
2 подуровень: организация методического сопровождения при реализации программ дополнительных общеобразовательных программ.Сюда относится методист и старшиий методистИными словами, речь идет о методистах. Педагоги данного уровня квалификации должны осуществлять организационно-методическое сопровождение, проводить мониторинг и оценку качества реализации программ педагогами допобразования.
3 подуровень: педагог-организатор, организация педагогического обеспечения программ дополнительного образования детей и взрослыхСюда относится педагог-организаторЭто специалисты, которые должны организовывать и проводить массовые досуговые мероприятия, развивать социальное партнерство и продвигать услуги допоборазования детей и взрослых.Специалисты данного подуровня должны заниматься организацией допобразования по одному или нескольким направлениям деятельности.

Требования к педагогам дополнительного образования и тренерам – преподавателям спортивных секций

Для того, чтобы занимать должность педагога доп. образования или тренера – преподавателя спортивной секции необходимо иметь определённой уровень образования:

  • Первый вариант: получить высшее педагогическое (от 4 лет) или среднее проф. образование по педспециальности. Здесь важно иметь высшее или среднее профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» (укрупненная группа специальностей).
  • Второй вариант:пройти курс переподготовки по педагогике (3-6 месяцев). Если нет высшего или среднего педагогического образования, но есть другое высшее или среднее профессиональное образование (непедагогическое), то можно пройти курсы профессиональной переподготовки по направлению «Образование и педагогические науки». При этом переподготовку можно пройти уже после после трудоустройства, уже после заключения трудового договора. Главное, чтобы данный специалист по своему диплому так или иначе соответствовал тому предмету, который преподаёт. Например, если специалист имеет техническое образование в сфере IT-технологий, то этот специалист может вести кружок, факультатив или внеклассные мероприятия именно по этому направлению.

Руководители туристических походов и экспедиций (при работе с несовершеннолетними) должны обязательно пройти повышение квалификации.

Необходимо отметить, что профстандарт ориентирован в большей степени на педагогов общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования: ДЮСШ, дворцы спорта, дворцы творчества.

То есть речь идет о специалистах, которые работают с несовершеннолетними, хотя в названии профстандарта указываются и взрослые.

В любом случае, новые требования четко указывают на наличие педагогической подготовки для тех специалистов, которые работают с детьми.

В предыдущих публикациях мы поднимали тему профстандарта фитнес-инструктора и фитнес-тренера.

Часть профессионального сообщества указывает, что фитнес — тренер нуждается в отдельном профстандарте, так как в нынешних требованиях указываются не совсем релевантные цели и задачи профессиональной деятельности фитнес-инструкторов и тренеров, например, подготовка к соревнованиям. Об этом читайте в нашей публикации.

Требования к методистам дополнительного образования детей и взрослых

Методист доп. образования детей и взрослых должен иметь высшее или среднее профессиональное образование по направлению «Образование и педагогические науки», либо имея не педагогическое образование, но соответствующее программам доп. образования, которые реализуются в учреждении, пройти курс переподготовки по педагогической специальности (от 3 месяцев).

Педагог-организатор: требования к должности

Чтобы занимать должность педагога-организатора не обязательно иметь высшее педагогическое или среднее профессиональное образование по педагогической специальности. В случае, если у педагога-организатора нет пед. образования, то его можно получить на курсах профессиональной переподготовки (от 3-6 месяцев).

Скачать профстандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»

Источник: https://www.snta.ru/press-center/s-9-sentyabrya-deystvuet-novyy-profstandart-pedagoga-dopobrazovaniya-i-pedagoga-organizatora/

Профессиональный стандарт

Профстандарт педагога дополнительного образования: требования и компетенции

1.Область применения.

2.Цель применения.

3.Термины и определения применительно кпедагогу.

4. профессионального стандартапедагога.

4.1.Часть первая: обучение.

4.2.Часть вторая: воспитательная работа.

4.3.Часть третья: развитие (Личностныекачества и профессиональные компетенции,необходимые учителю для осуществленияразвивающей деятельности).

4.4.Часть четвертая: профессиональныекомпетенции педагога, отражающиеспецифику работы в начальной школе.

4.5.Часть пятая: профессиональные компетенциипедагога дошкольного образования(воспитателя), отражающие спецификуработы на дошкольном уровне образования.

5.Методы оценки выполнения требованийпрофессионального стандарта педагога.

6.Заключительные положения. Приложения:

Приложение№ 1. Расширенный, ориентированный наперспективу перечень ИКТ-компетенцийпедагога, которые могут рассматриватьсяв качестве критериев оценки егодеятельности только при созданиинеобходимых и достаточных условий.

Приложение№ 2. Психолого-педагогические требованияк квалификации учителя.

Приложение№ 3. Часть А. Профессиональный стандартучителя математики и информатики.

ЧастьБ. Профессиональный стандарт учителярусского языка.

Приложение№ 4. Рекомендации по внедрениюпрофессионального стандарта педагога.

Профессиональный стандарт педагога (Концепция и содержание) Введение

Педагог- ключевая фигура реформированияобразования. «В деле обучения и воспитания,во всем школьном деле ничего нельзяулучшить, минуя голову учителя» (К.Д.Ушинский). Встремительно меняющемся открытом миреглавным профессиональным качеством,которое педагог должен постояннодемонстрировать своим ученикам,становится умение учиться.

Готовность к переменам, мобильность,способность к нестандартным трудовымдействиям, ответственность исамостоятельность в принятии решений- все эти характеристики деятельностиуспешного профессионала в полной мереотносятся и к педагогу. Обретение этихценных качеств невозможно без расширенияпространства педагогического творчества.

Труд педагога должен быть избавлен отмелочной регламентации, освобожден оттотального контроля.

Существующиегромоздкие квалификационные характеристикии должностные инструкции, сковывающиеинициативу учителя, обременяющие егоформальными требованиями (например,предписывающими составлять образовательныепрограммы) и дополнительными функциональнымиобязанностями, отвлекающими отнепосредственной работы с детьми, неотвечают духу времени.

Профессиональныйстандарт педагога, который должен прийтина смену морально устаревшим документам,до сих пор регламентировавшим егодеятельность, призван, прежде всего,раскрепостить педагога, дать новыйимпульс его развитию.

Федеральныйзакон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образованиив Российской Федерации» (далее — ФЗ)относит дошкольное образование к одномуиз уровней общего. Кроме того, в ФЗ,наряду с такой функцией, как уход иприсмотр за ребенком, за дошкольнымиорганизациями закрепляется

обязанностьосуществлять образовательную деятельность,выделяемую в отдельную услугу. Всоответствии с законом, сегодня любаяшкола вправе реализовывать программыдошкольного образования. Отсюда возникаетнеобходимость единого подхода кпрофессиональным компетенциям педагогадошкольного образования и учителя.

Соответственноуровням образования, определяющимспецифику педагогической деятельности,выделяются следующие специальности:педагог дошкольного образования(воспитатель), педагог начальной, основнойи старшей школы.

В перспективепредполагается расширить сферу примененияпрофессионального стандарта педагога,введя специальности: педагог дополнительногообразования и педагог системыпрофессионального образования.

Учитываянеобходимость работы в образовательныхорганизациях с детьми, имеющими проблемыв развитии и ограниченные возможности,планируется рассмотреть введениедополнительных специальностей:педагог-психолог, специальный педагог(дефектолог), осуществляющий своюдеятельность в дошкольном учрежденииобщего типа и массовой школе, тьютор,оказывающий индивидуальную поддержкуи сопровождение ребенка-инвалида и т.п.Таким образом, профессиональный стандартпедагога является открытым документом,который может быть дополнен и расширен.

Меняетсямир, изменяются дети, что, в свою очередь,выдвигает новые требования к квалификациипедагога. Ноот педагога нельзя требовать то, чемуего никто никогда не учил.Следовательно,введение нового профессиональногостандарта педагога должно неизбежноповлечь за собой изменение стандартовего подготовки и переподготовки в высшейшколе и в центрах повышения квалификации.

Расширяяграницы свободы педагога, профессиональныйстандарт одновременно повышает егоответственность за результаты своеготруда, предъявляя требования к егоквалификации, предлагая критерии ееоценки.

Сучетом различного уровня квалификациипедагогов страны предусматриваетсяпроцедура постепенного, поэтапноговведения профессионального стандартапедагога.

Различаютсяне только уровни квалификации педагогов,но и те условия, в которых они осуществляютсвою профессиональную деятельность.

Поэтому в рамках профессиональногостандарта педагога предусматриваетсявведение региональной и школьнойкомпоненты, учитывающей как региональныеособенности (преобладание сельскихшкол, работа учителя в мегаполисе,моноэтнический или полиэтническийсостав учащихся и т.п.), так и спецификуреализуемых в школе образовательныхпрограмм (математический лицей,инклюзивная школа и т.п.).

Наполнениерегиональной и школьной компонентыпрофессионального стандарта педагогапотребует совокупных творческих усилийучителей, администраторов, родительскойобщественности, экспертного сообществаи должно быть принято и утверждено наоснове консенсуса.

Стремлениек достижению консенсуса в обществе повопросу введения профессиональногостандарта педагога заложено в процессего разработки, апробации и внедрения,начиная с широкого обсуждения проектадокумента, заканчивая определениемокончательных сроков его введения.

Дляобеспечения действенного общественногоконтроля на всех этапах работы надпрофессиональным стандартом предлагаетсяв полной мере задействовать механизмыгосударственно-общественного управления.С этой целью предполагается создатьнезависимую общественную ассоциацию«Профессиональный стандарт педагога- 2013», наделив ее необходимыми правамии полномочиями.

Зачемнужен профессиональный стандарт педагога

• Стандарт- инструмент реализации стратегииобразования в меняющемся мире.

• Стандарт- инструмент повышения качестваобразования и выхода отечественногообразования на международный уровень.

• Стандарт- объективный измеритель квалификациипедагога.

• Стандарт- средство отбора педагогических кадровв учреждения образования.

• Стандарт- основа для формирования трудовогодоговора, фиксирующего отношения междуработником и работодателем.

Необходимостьнаполнения профессионального стандартаучителя новыми компетенциями:

• Работас одаренными учащимися.

• Работав условиях реализации программинклюзивного образования.

• Преподаваниерусского языка учащимся, для которыхон не является родным.

• Работас учащимися, имеющими проблемы в развитии.

• Работас девиантными, зависимыми, социальнозапущенными и социально уязвимымиучащимися, имеющими серьезные отклоненияв поведении.

Требованияк профессиональному стандарту педагога

Стандартдолжен:

• Соответствоватьструктуре профессиональной деятельностипедагога.

• Непревращаться в инструмент жесткойрегламентации деятельности педагога.

• Избавитьпедагога от выполнения несвойственныхфункций, отвлекающих его от выполнениясвоих прямых обязанностей.

• Побуждатьпедагога к поиску нестандартных решений.

• Соответствоватьмеждународным нормам и регламентам.

• Соотноситьсяс требованиями профильных министерстви ведомств, от которых зависят исчислениетрудового стажа, начисление пенсий ит.п.

Характеристикастандарта

• Профессиональныйстандарт педагога — рамочный документ,в котором определяются основныетребования к его квалификации.

• Общенациональнаярамка стандарта может быть дополненарегиональными требованиями, учитывающимисоциокультурные, демографические ипрочие особенности данной территории(мегаполисы, районы с преобладаниемсельского населения, моноэтнические иполиэтнические регионы накладываютсвою специфику на труд педагога).

• Профессиональный стандарт педагогаможет быть также дополнен внутреннимстандартом образовательного учреждения(по аналогии со стандартом предприятия),в соответствии со спецификой реализуемыхв данном учреждении образовательныхпрограмм (школа для одаренных, инклюзивнаяшкола и т.п.).

• Профессиональныйстандарт педагога является уровневым,учитывающим специфику работы педагоговв дошкольных учреждениях, начальной,основной и старшей школе.

• Учитываяособое место и роль в общем среднемобразовании таких предметов, какматематика и русский язык, обязательностьих сдачи в форме ЕГЭ для всех безисключения выпускников школ, в приложенияхк документу отдельно выделяютсяпрофессиональные стандарты педагогапо этим специальностям.

• Профессиональныйстандарт педагога отражает структуруего профессиональной деятельности:обучение, воспитание и развитие ребенка.В соответствии со стратегией современногообразования в меняющемся мире, онсущественно наполняетсяпсихолого-педагогическими компетенциями,призванными помочь учителю в решенииновых стоящих перед ним проблем.

• Стандартвыдвигает требования к личностнымкачествам учителя, неотделимым от егопрофессиональных компетенций, такихкак:

готовностьучить всех без исключения детей, внезависимости от их склонностей,способностей, особенностей развития,ограниченных возможностей.

Профессиональныйстандарт педагога выполняет функции,призванные:

• Преодолетьтехнократический подход в оценке трудапедагога.

• Обеспечитькоординированный рост свободы иответственности педагога за результатысвоего труда.

• Мотивироватьпедагога на постоянное повышениеквалификации.

Профессиональныйстандарт педагога

1.Областьприменения.Сфера дошкольного, начального и общегосреднего образования. Профессиональныйстандарт педагога может применяться:

а)при приеме на работу в общеобразовательноеучреждение на должность «педагог»;

в)при проведении аттестации педагоговобразовательных учреждений региональнымиорганами исполнительной власти,осуществляющими управление в сфереобразования;

г)при проведении аттестации педагоговсамими образовательными организациями,в случае предоставления им соответствующихполномочий.

Источник: https://StudFiles.net/preview/2238150/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.