Расторжение госконтракта из-за недобросовестности участника закупки

Содержание

Как расторгнуть контракт по 44‑ФЗ: условия и риски

Расторжение госконтракта из-за недобросовестности участника закупки

Статья актуальна на 31 мая 2018

Госконтракт можно расторгнуть, если одна из сторон не соблюдает его условия. Кто и когда может это сделать и в каких случаях у поставщика есть риск попасть в РНП?

Есть четыре основания для того, чтобы расторгнуть контракт (ч. 8 ст. 95 44-ФЗ):

  • по соглашению сторон, 
  • по инициативе заказчика, 
  • по инициативе поставщика,
  • по решению суда.

Если условия расторжения не описаны в 44-ФЗ, стороны руководствуются Гражданским кодексом. Посмотрим на условия и риски каждого из способов. 

Условия 

Стороны могут расторгнуть контракт, если у них нет претензий друг к другу. Эта возможность прописана в 44-ФЗ, ее необязательно указывать в контракте. Есть разные ситуация, когда стороны  расторгают контракт по взаимному соглашению, например: 

  • Поставщик не может исполнить контракт по независящим от него причинам (истек срок контракта, а заказчик выбрал не весь товар).
  • У заказчика нет необходимости в поставке товара, и поставщик согласен расторгнуть контракт, не требуя от заказчика возмещать ущерб. 
  • Невозможно выполнить контракт из-за форс-мажора (наводнение, войны, забастовки, санкции и т.д.). 

Стороны оформляют расторжение в виде дополнительного соглашения к контракту в той же форме, что и контракт: бумажной или электронной. В документе прописывают:  

  • реквизиты сторон,
  • причины расторжения, 
  • количество уже поставленного и оплаченного товара, 
  • сроки возврата аванса или обеспечения (при необходимости),
  • отсутствие претензий. 

Контракт нельзя расторгнуть частично. Это подтверждает Минэкономразвития России в письме от 16.01.2017 № Д28и-130. Если товар поставлен не в полном объеме, то заказчик принимает и оплачивает его фактически поставленное количество.   

Больница заключила контракт на поставку медикаментов в несколько этапов.

В определенный момент заказчик отказался принимать товар, сославшись на его переизбыток на складе, и предложил поставщику расторгнуть контракт в одностороннем порядке.

Требовать это от поставщика заказчик не имеет права. Он должен или продолжить исполнение контракта, или расторгнуть по соглашению весь контракт и оплатить выполненный объем работ. 

В 2016 году по соглашению сторон расторгли 534,2 тыс. госконтрактов. Это 97,9% от числа всех расторгнутых контрактов.

Риски 

Если  стороны расторгли контракт по соглашению, поставщик не попадет в РНП. Но если в соглашении не прописать, «что обязательства сторон прекращаются, в том числе в части несения ответственности», заказчик сможет взыскать неустойки в любое время, пока не истек срок исковой давности (п. 1 ст. 196 ГК). 

Условия

Поставщик может отказаться исполнять контракт, если такая возможность указана в контракте, а его права нарушены. Он также в течение трех дней уведомляет заказчика о своем решении. Если заказчик за десять дней не устранил нарушения, решение вступает в силу (ч. 21 ст. 95 44-ФЗ). 

Причины для расторжения контракта должны быть существенными, например:

  • заказчик необоснованно отказывается принимать товар или оплачивать выполненные работы,
  • обстоятельства непреодолимой силы.

Также можно расторгнуть контракт в связи с существенным изменением обстоятельств. Но согласно  формулировке из ГК, эти обстоятельства должны измениться настолько, что «если  стороны могли это разумно предвидеть, то договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях».

Как и заказчик, поставщик может потребовать возместить понесенный ущерб. Например, затраты на получение банковской гарантии для обеспечения контракта или закупку партии товара у производителя (ст. 451 ГК РФ).  

В каких случаях допускается отказ от заключения контракта по 44-фз со стороны заказчика и исполнителя?

Расторжение госконтракта из-за недобросовестности участника закупки

По нормам 44-ФЗ допускается отказ от заключения контракта как со стороны заказчика, так и поставщика. Наиболее распространенной причиной отказа от госконтракта со стороны заказчика являются нарушения со стороны поставщика, в частности, отсутствие обеспечения по контракту, тогда как во втором случае речь обычно идет о рядовом уклонении от контракта.

Отказ заказчика от заключения контракта по 44-ФЗ

Возможности отказа заказчика от заключения контракта содержатся в ст. 31 44-ФЗ. Здесь сказано, что к правам заказчика относится отказ от заключения контракта в любой момент до его подписания.

Заказчик имеет право отказаться от подписания контракта, если выяснится, что участник закупки не соответствует установленным требованиям.

Хотя поставщика должны проверять на предмет соответствия требованиям еще на этапе подачи заявок на участие, но за время, которое прошло с данного момента, ситуация может измениться.

Например, за указанный временной период поставщика могут включить в реестр недобросовестных поставщиков либо компания инициирует процедуру своего банкротства, или появится информация о налоговой задолженности поставщика, или в отношении руководства компании может быть инициировано уголовное преследование за экономические преступления. Все описанные причины сделают невозможным подписание контракта с указанным поставщиком и позволяют заказчику на законных основаниях отменить его.

Согласно ч. 9, 10 ст. 31 44-ФЗ, допускается уклонение заказчика от подписания договора с участником, который предоставил недостоверные сведения о себе.

Заказчик обязан отказаться от контракта при непредоставлении победителем обеспечения его исполнения.

К участникам закупок по 44-ФЗ могут предъявляться и дополнительные требования. Так, заказчик вправе отказаться от подписания госконтракта, если ему станет известно о том, что ресурсов победителя окажется недостаточно для выполнения взятых на себя обязательств.

Также в 44-ФЗ упомянуто о следующих частных ситуациях отказа от госконтракта при покупках лекарственных средств:

  1. Если не зарегистрирована предельная отпускная цена лекарств, которые предлагаются участником.
  2. Если предложенная участником цена превышает отпускную из реестра, а участник отказался от снижения предложенной им стоимости (при этом сам поставщик признается уклонистом и несет все правовые последствия, связанные с этим фактом).

Согласно статистике, каждый 10 контракт расторгают из-за нарушений, которые были допущены поставщиками. В расторжении госконтракта никто не заинтересован, но иногда поставщику приходится идти на этот шаг. Но лучше предпринять превентивные меры и отказаться от контракта еще перед его подписанием.

После того как контракт был подписан, указанные выше обстоятельства утрачивают свое значение, а речь уже идет о расторжении контракта, для чего  в 44-ФЗ предусмотрены дополнительные обстоятельства.

Отказ от заключения контракта осуществляется заказчиком до того момента, когда он будет подписан. Если это сделали обе стороны, то вступают в силу положения, касающиеся его расторжения.

Алгоритм действий заказчика

Заказчику следует придерживаться такого алгоритма действий, который прописан в ч. 11 ст. 31 44-ФЗ:

  1. В течение рабочего дня после решения об отказе от заключения контракта по 44-ФЗ он размещает в ЕИС протокол и включает в него такие сведения: место и время его подготовки, информацию о победителе, причины отказа от госконтракта и реквизиты подтверждающих документов. Этот этап является обязательным, так как необоснованный отказ является незаконным.
  2. В течение 2 рабочих дней указанный документ направляют победителю. К протоколу допускается приложить подтверждающие документы.
  3. Заказчик возвращает победителю торгов внесенное обеспечение в течение 5 дней.
  4. Заказчик может подписать госконтракт с другим участником (вторым или третьим), предложение которого отвечало требованиям.

Заказчик может не придерживаться данного алгоритма, если участником не было внесено обеспечение. Он автоматически признается уклонившимся.

Заказчик вправе истребовать компенсации ему убытков уклонистом, если они превышают размер обеспечения.

Имеет ли право исполнитель контракта обжаловать отказ заказчика

Исполнитель вправе обжаловать действия заказчика (например, если тот отказался подписывать контракт без обоснования причин своего решения) в ФАС или в судебном порядке.

Для подачи жалобы в антимонопольный орган ему следует успеть до истечения сроков заключения контракта. Жалоба подается в письменной форме и содержит всю необходимую информацию о нарушенных правах поставщика и указание на то, почему он считает действия заказчика необоснованными, и ссылку на закупку в ЕИС. К документу следует приложить копию протокола об отказе, полученного от заказчика.

Если же участником не будет направлена претензия в установленный период, то единственный способ обжаловать действия заказчика – обратиться в суд.

Будут ли последствия для заказчика

В случае уклонения заказчика от заключения договора по 44-ФЗ ему грозит наказание по нормам КоАП. К ответственности его может привлечь ФАС по результатам проведенной проверки.

Под уклонением также может пониматься неразмещение в ЕИС проекта контракта для его подписания победителем в установленные сроки или непубликация документа со своей подписью.

Ответственность для заказчика за незаконный отказ от договора содержится в ст. 7.32 КоАП. Штраф для должностных лиц составляет 50 тыс. р., юридических – 200 тыс. р.

Может ли исполнитель отказаться от заключения контракта

Ситуации, которые могут заставить поставщика отказаться от подписания контракта по 44-ФЗ, могут быть самые различные:

  1. Если при заключении госконтракта участник обнаружил в аукционной документации условия, которые он выполнить не сможет, либо он сочтет их невыгодными.
  2. Если возникнет ситуация резкого и непрогнозируемого роста цен из-за валютных колебаний или изменения экономической ситуации, что делает контракт нерентабельным.
  3. Иногда участники переоценивают свои силы: например, подают заявки сразу на несколько закупок и неожиданно для себя выигрывают.
  4. Возникновение проблем с производственным оборудованием, что не дает возможности произвести нужную партию товаров.

Указанные выше ситуации хотя и побуждают поставщика отказаться от госконтракта, по закону не являются существенным условием для совершения таких действий.

Поставщик может отказаться от подписания договора в любой момент, но это прямой путь в попадание в реестр недобросовестных поставщиков.

К уклонистам приравниваются участники, которые в установленные временные рамки:

  1. Не направили заказчику подписанный проект контракта.
  2. Не предоставили ему необходимые документы по контракту.
  3. Не внесли обеспечение по контракту.

Стоит отметить, что при отказе второго участника от подписания контракта он также признается уклонистом и сведения о нем передаются в РНП. Такая ситуация может возникнуть, если с победителем закупки контракт так и не заключили, либо он был расторгнут.

Отказ от заключения договора поставщиком по 44-ФЗ не всегда имеет негативные последствия. Так, если причиной послужили судебные разбирательства или обстоятельства непреодолимой силы, то он имеет право на него на законных основаниях.

Процедура отказа

Для отказа от подписания договора поставщику не всегда нужно предпринимать активные действия. Его бездействие будет приравнено к отказу. Например, неперечисление обеспечения или неподписание договора в положенные сроки.

Для того чтобы избежать негативных последствий отказа от госконтракта, поставщик может по договоренности с заказчиком вначале подписать контракт, а затем расторгнуть его. Другой вариант – отправка заказчику протокола разногласий, что позволяет продлить сроки для подписания договора на период подготовки ответа заказчиком.

Если у поставщика возникли обстоятельства непреодолимой силы, то он обязан уведомить заказчика об этом в течение 1 дня в письменной форме.  Документ имеет произвольную форму и передается лично заказчику либо направляется ему почтой.

Как избежать попадания в реестр недобросовестных поставщиков

Поставщик может избежать попадания в РНП, если ему удастся доказать, что в том, что им не был подписан договор с заказчиком, нет его вины. Пытаться договориться с заказчиком о том, чтобы он не передавал информацию в реестр, не стоит. По закону тот передает сведения в реестр не по своему усмотрению: он обязан это сделать при наличии оснований.

Внесением участника в реестр недобросовестных поставщиков занимается ФАС на основании информации, которая поступила от заказчика. Попадание в такой реестр фактически лишает компанию права на участие в государственных закупках.

Информация будет числиться в реестре в течение 2 дней. Для того чтобы оспорить попадание в реестр, поставщику следует обратиться с жалобой в ФАС или с исковым заявлением в суд.

Таким образом, заказчик наделен правом отказа от подписания договора, но в строго ограниченных 44-ФЗ случаях. Отказ должен быть мотивированным и обоснованным, а поставщик – уведомлен о принятом решении в письменной форме. Поставщик имеет право обжалования действий заказчика в ФАС или в суде.

Исполнитель также может уклониться от подписания невыгодного договора, но за это он попадет в реестр недобросовестных поставщиков.

Исключить неблагоприятные последствия отказа поставщик может, если докажет возникновение обстоятельств непреодолимой силы, которые препятствуют подписанию договора или вину заказчика.

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/otkaz-ot-zaklucenia.html

Внесение участника в РНП при одностороннем расторжении контракта

Расторжение госконтракта из-за недобросовестности участника закупки

Возможность расторгнуть контракт в одностороннем порядке зачастую является единственным и наиболее оптимальным для заказчика способом прекратить договорные отношения с недобросовестным поставщиком и избежать затяжных переписок, переговоров, а, возможно, и судебных разбирательств.

Для участника же одностороннее расторжение контракта влечет за собой ряд серьезных последствий, некоторые из которых способны существенно повлиять на его дальнейшую деятельность:

  • включение в реестр недобросовестных поставщиков (РНП);
  • потеря финансовых средств, перечисленных в качестве обеспечения исполнения контракта.

Последствия одностороннего расторжения контракта для поставщика

Закон о контрактной системе предусматривает несколько способов досрочного прекращения контрактных отношений, среди которых одностороннее расторжение является одной из крайних мер, к которой вынужден прибегнуть заказчик, когда никаких других возможностей достигнуть взаимопонимания с поставщиком уже нет. Участник, контракт с которым был расторгнут в одностороннем порядке, считается недобросовестным.

Для участника закупки односторонний отказ со стороны заказчика – это довольно серьезное событие, влекущее за собой определенные последствия. Прежде всего, согласно части 16 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, поставщик, контракт с которым был расторгнут в одностороннем порядке, вносятся в РНП, в следствии чего он на два года лишится возможности участвовать в государственных и муниципальных закупках.

Не менее значимой может стать потеря денежных средств, перечисленных в качестве обеспечения исполнения контракта. В зависимости от начальной (максимальной) цены и величины установленного размера обеспечения, сумма в денежном выражении может быть очень существенной.

Обязанности заказчика при одностороннем расторжении контракта

На практике заказчики зачастую относятся к одностороннему расторжению контракта не достаточно серьезно.

Они уверены в своей правоте и стремятся как можно скорее избавиться от нерадивого поставщика, напрочь забывая о том, что это не такая простая процедура, как им может показаться на первый взгляд.

Закон обязывает заказчика реализовать целый ряд мероприятий, предусмотренных положениями статьи 95 Закона № 44-ФЗ.

В контрактной системе заказчик как правило заинтересован в получении качественного товара (работы или услуги), а потому односторонний отказ от исполнения контракта – несомненно, вынужденная мера. Однако, в стремлении наказать недобросовестного поставщика, избавиться от него и заключить новый контракт заказчики забывают о собственных обязательствах.

Между тем, судебная практика показывает, что по причине халатного отношения со стороны заказчиков данная процедура далеко не всегда приводит к включению недобросовестного участника в РНП.

Закон предусматривает строгий порядок и сроки принятия решения об одностороннем расторжении контракта, его публикации в единой информационной системе, условиях отмены и т.д.

Одним из наиболее значимых этапов с точки зрения судебной практики является процедура уведомления участника закупки об одностороннем отказе заказчика от контрактных обязательств.

Несоблюдение именного этого требования зачастую является причиной для отказа во включении поставщика в РНП.

Уведомление поставщика об одностороннем расторжении контракта

В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, заказчик не позднее трех рабочих дней с даты принятия такого решения обязан направить его копию поставщику заказным письмом с уведомлением о вручении, а также телеграммой, факсом или e-mail. Важно помнить, что использовать следует лишь те контактные данные и адреса, которые были прописаны в подписанном контракте.

Использование каких-либо иных способов, не позволяющих зафиксировать факт уведомления или нарушение установленных сроков трактуется как ненадлежащее уведомление поставщика.

Что это может означать на практике? С точки зрения судебной практики, поскольку поставщик не уведомлен надлежащим образом (или не уведомлен вовсе), он может не знать о факте одностороннего расторжения контракта заказчиком и наличии у него каких-либо претензий. А значит, поставщик лишен возможности исправить ситуацию и устранить нарушения, при том, что такое право закреплено за ним законом.

Последствия ненадлежащего уведомления об одностороннем расторжении контракта

Исходя из вышесказанного, даже если поставщик действительно оказался недобросовестным, но заказчиком не были соблюдены предусмотренные законом требования процедуры одностороннего расторжения контракта, в частности надлежащего уведомления, такой поставщик не только не попадет в РНП, но и может подать встречный иск о противоправных действиях заказчика.

В данном случае неправомерные действия будут выражены в нарушениях требований закона о госзакупках в части одностороннего расторжения контракта, а также лишении участника закупки возможности своевременно исправить нарушения и исполнить требования контракта в полном объеме.

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация

Источник: http://good-tender.ru/poleznye-stati/505-vnesenie-uchastnika-v-rnp-pri-odnostoronnem-rastorzhenii-kontrakta

Как не попасть в РНП из-за собственной невнимательности | Контур.Закупки

Расторжение госконтракта из-за недобросовестности участника закупки

Угодить в РНП зачастую рискуют не только недобросовестные поставщики, но и те, кто допустил формальные нарушения. Чтобы такого не случилось, рекомендуем ознакомиться с этой статьей. Поможет она и тем, перед кем уже маячит неприятная перспектива быть отнесенным к категории ненадежных поставщиков.

Внезапная победа

Бывает, что поставщик не слишком рассчитывал на победу в торгах и, вообще, не особо ими интересовался. Например, подал заявку с завышенной ценой, а позже и вовсе забыл об этом. Как ни странно, но такое случается. В итоге сюрприз: поставщик узнает, что выиграл тендер, но срок внесения обеспечения и подписания контракта неумолимо проходит или уже истек.

Произойти незапланированная победа в тендере может по таким причинам:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

  1. В электронном аукционе собирались принимать участие несколько поставщиков, но в назначенный час никто в аукционном зале не появился. Заказчик оценит вторые части заявок и выберет победителем того, кто подал заявку первым.

    Если не хотите оказаться в подобной ситуации, рекомендуем придерживаться следующих правил:

    • снимайте заявки, как только решили не принимать участия в процедуре;
    • если заявка не снята, следите за судьбой процедуры вплоть до ее завершения;
    • обращайте внимание на блокировку обеспечения на ЭТП — если оно не разблокировано вовремя, возможно, победили именно вы.
  2. Заявка поставщика стала единственной. Торгов не было, однако исполнитель определен — контракт будет заключен с подавшим заявку участником.

Бывают еще ситуации, когда поставщик занял второе место, но контракт с победителем заказчик не заключил. Если это конкурс или аукцион, то участник № 2 контракт заключать не обязан. Соответственно, при отказе санкции к нему применены не будут. Если же это котировки, то уклоняться от заключения контракта участнику № 2 нельзя!

Что будет дальше

Итак, вы победили, но пока не знаете об этом… Ситуация может развиваться по нескольким направлениям:

  1. О победе в аукционе стало известно, но с большим опозданием. А ведь нужно еще успеть внести обеспечение! В такой ситуации рекомендуется составить протокол разногласий и объяснить заказчику, что вы не уклоняетесь, а просто испытываете потребность в нескольких дополнительных днях.
  2. О победе поставщик узнал от заказчика, который не дождался подписания контракта в срок. Все еще можно исправить! Как именно — об этом ниже.
  3. О победе поставщик узнал, когда сведения о нем передали в РНП. Такое случается, если пустить на самотек ход процедуры. Если не удастся отстоять свою добросовестность в ФАС, можно обратиться в арбитражный суд.

Когда срок подписания контракта упущен

Вернемся к ситуации, в которой поставщик узнает, что не подписал вовремя контракт, но данные о нем в РНП еще не переданы. Помимо забывчивости, к этому могут привести и другие причины: просрочка ключа ЭЦП, тяжелая болезнь сотрудника, отвечающего за эту закупку и так далее. Как исправлять ситуацию? Теперь все зависит от того, пойдет ли заказчик навстречу поставщику.

Алгоритм такой:

  • нужно составить в адрес заказчика письмо, описать ситуацию и сообщить о своем согласии заключить контракт;
  • если заказчик заинтересован в этом, он может воспользоваться своими возможностями:
    • вновь открыть контракт на ЭТП для подписания, указав, что в нем обнаружилась ошибка (например, неточность в адресе);
    • составить протокол разногласий и повторно разместить проект контракта;
  • поставщик должен внести обеспечение и вовремя подписать контракт.

Нарушение при внесении обеспечения

Обеспечение вносится переводом денежных средств на счет заказчика или банковской гарантией. Как быть, если времени на это не хватает? Что делать, если банк выдал некачественную гарантию? В следующей таблице — ситуации, связанные со внесением обеспечения, и варианты действий.

Таблица. Проблемы со внесением обеспечения — что делать, если…

СитуацияЧто делатьКак не допустить в будущем
Банк выдал гарантию, которая не удовлетворяет условиям: короткий срок, недостаточная сумма, в тексте нет необходимых условий и т.д.По выбору поставщика:

  • менять гарантию на другую;
  • вносить обеспечение деньгами
Заранее рассчитать лимит гарантийной суммы (она не может быть меньше размера обеспечения) и согласовать проект гарантии с заказчиком
Не хватает времениОбратиться к заказчику с просьбой «перевесить» контракт или составить протокол разногласийБыть внимательней:

  • следить за процедурами;
  • снимать ненужные заявки;
  • проверять email, в том числе спам
Цена снижена более чем на 25% от НМЦК, но поставщик предоставил стандартное обеспечениеДоговариваться с заказчиком и вносить всю сумму обеспеченияПомнить о том, что при снижении цены более чем на четверть от начальной, поставщик должен (на выбор):

  • внести обеспечение в 1,5 раза больше;
  • предоставить документ, подтверждающий его добросовестность

Нужно помнить, что в этих случаях заказчик имеет право не идти на контакт, а сразу передать информацию о поставщике в ФАС. Но чаще всего (в честных закупках, когда нет сговора с другим поставщиком) заказчики все же идут навстречу, ведь они тоже хотят заключить контракт.

Условия контракта не выполнены

Еще одна причина включения поставщика в РНП — невыполнение или ненадлежащее выполнение им условий контракта. При этом контракт расторгается в одностороннем порядке заказчиком либо по решению суда.

В последнем случае ФАС не будет пересматривать решение арбитров — если решено включить поставщика в РНП, он окажется там через 10 дней.

Если же суда не было, то принимать решение о включении или невключении поставщика в РНП будет антимонопольный орган.

Поставщику, который не согласен с тем, что нарушение условий контракта произошло по его вине, рекомендуется отстаивать свою правоту во всех инстанциях. Готовится нужно заранее, когда в процессе исполнения обязательств что-то пошло не так — собирать документы, переписку и прочие доказательства отсутствия вины.

Внимание! Иногда заказчик обращается к поставщику с предложением расторгнуть контракт в одностороннем порядке, по его инициативе. Соглашаться на это рискованно. Если обе стороны считают, что контракт следует расторгнуть, целесообразно это делать по обоюдному согласию. Ведь иначе заказчик обязан передать сведения о поставщике в РНП.

Как сведения попадают в Реестр

Процесс включения в РНП таков:

  1. Заказчик передает сведения о поставщике.
  2. ФАС рассматривает документы и решает, включать ли поставщика в РПН.
  3. Поставщик (при желании) обжалует решение антимонопольного органа в суде.

Заказчик передает сведения. Нужно понимать, что при наступлении соответствующих обстоятельств заказчик обязан направить сведения о поставщике в РНП — он это делает не по своей воле. На это дается 3 рабочих дня, в противном случае к заказчику будут применены меры административной ответственности.

ФАС рассматривает дело. На это антимонопольному органу отводится 10 дней. Поставщик имеет право участвовать в процессе рассмотрения и защищаться. К этому придется подготовиться:

  1. Собрать документы и сведения, подтверждающие неумышленный характер нарушения. Например, скрины обращения в службу поддержки ЭТП или к интернет-провайдеру по поводу технических неполадок.
  2. Собрать доказательства того, что было предпринято все возможное, чтобы подписать контракт (например, обращение в банк или к брокеру за гарантией) или исполнить обязательства.
  3. Подготовить аргументы для убеждения комиссии ФАС в желании исполнить контракт и своей добросовестности.
  4. Оформить возражение на жалобу и перечислить в нем все указанные выше обстоятельства.

Орган ФАС рассмотрит причины нарушения и решит, были ли они уважительными. В зависимости от этого поставщика внесут или не внесут в РНП.

Важный нюанс! Каждый территориальный орган антимонопольной службы принимает решения самостоятельно. И зачастую в одинаковых ситуациях одни УФАС включают поставщиков в РНП, а другие — нет. Поэтому деление причин на уважительные и неуважительный очень условно. Лучше всего ориентироваться на решения, принятые УФАС по месту нахождения заказчика.

В практике есть примеры таких уважительных причин:

  • письмо с уведомлением о получении контракта попало в папку «Спам»;
  • вышел из строя компьютер, с которого должен быть подписан контракт;
  • на ЭТП произошел сбой.

А вот эти причины не были признаны уважительными:

  • победитель закупки был госпитализирован;
  • у поставщика менялся директор;
  • в офисе не было интернета.

Важно! Поставщик должен быть извещен о том, где и когда будет рассматриваться его дело о включении в РНП. Если он не уведомлен, заседание должно быть перенесено. Явиться ли на рассмотрение или нет — это решает сам поставщик. Если он проигнорирует заседание, дело рассмотрят без него.

В случае вынесения ФАС решения в пользу поставщика контракт будет заключен. В противном случае сведения о компании или ИП в течение 3 рабочих дней будут внесены в РНП.

Обжалование в суде. Обращаться ли в суд для обжалования, решает поставщик. Стоит учесть, что при наличии формальных оснований есть неплохие шансы на победу. Под формальными основаниями понимается, например, неперечисление обеспечения в срок из-за длительных праздничных дней, в течение которых банк не осуществлял операции.

При неблагоприятном исходе участник закупки попадает в РНП на 2 года. Контракты при этом заключать он не сможет.

Подведем итоги

Обобщая сказанное выше, можно сделать такие выводы:

  1. Нужно внимательно относиться ко всем процедурам, на которые подавались заявки, отслеживать их этапы и возврат обеспечения, проверять в почте папку для спама.
  2. Сведения о поставщике в РНП направляются заказчиком, поскольку это его обязанность. Вместе с тем в большинстве случаев последний заинтересован в том, чтобы заключить контракт с победителем закупки, а не проводить новую процедуру (если исключить фактор сговора и иных коррупционных проявлений).
  3. Заказчик имеет возможность продлить срок, отведенный на заключение контракта. И если поставщик собирается его заключать и исполнять, нужно договариваться с заказчиком.
  4. Поставщик не попадает в РНП автоматически — для этого должно быть соответствующее решение ФАС или суда. При разбирательствах у юрлица или ИП есть шансы доказать отсутствие с его стороны злого умысла. Тогда включения в Реестр можно избежать.
  5. Если что-то в процессе подготовки к заключению контракта или его исполнения начинает идти не по плану, нужно запасаться документами, которые потом смогут подтвердить добросовестность поставщика и отсутствие его вины.

Источник: http://zakupki-kontur.ru/news/kak-ne-popast-v-rnp-iz-za-sobstvennoj-nevnimatelnosti/

Недобросовестные госзаказчики и как с ними бороться

Расторжение госконтракта из-за недобросовестности участника закупки

Закупки для государственных и муниципальных нужд, и соответственно все процедуры по выбору поставщика/подрядчика, по заключению и исполнению госконтракта должны быть максимально прозрачными и открытыми.

Ведь они осуществляются на бюджетные деньги, сформированные из налоговых платежей граждан и предпринимателей. Несмотря на существование довольно таки открытой и прозрачной электронной системы zakupki.gov.

ru в ряде случаев госзаказчики все-равно умудряются ограничивать конкуренцию на рынке, используют различные коррупционные схемы и расходуют бюджетные деньги не по целевому назначению.

Для понимания масштабов рынка госзакупок стоит привести немного цифр. Согласно докладу Минэкономразвития России о результатах мониторинга применения 44-ФЗ в 1-м квартале 2017 г. объем закупок за 1-й квартал 2017 года снизился на 9% по сравнению с прошлым годом и составил 925 млрд рублей, а извещений госзаказчики разместили на сумму 1,04 трлн рублей.

Несомненно, такие огромные денежные потоки привлекают не только добросовестных поставщиков, но коррумпированные организации, прямо или косвенно аффилированные с госзаказчиками.

Нередки случаи, когда компании, участвующие в закупочных операциях на общих началах, сталкиваются с незаконными действиями уже на этапе проведения закупки.

В дальнейшем, в случае победы в закупке и подписания контракта, такую компанию могут поджидать препятствия со стороны заказчика при исполнении контракта.

Как же выполнять такой контракт? К чему готовиться при вступлении в бой с недобросовестным госзаказчиком? Давайте рассмотрим возможный порядок действий добросовестной компании в подобных ситуациях.

Заключаем контракт

К сожалению, действующее законодательство имеет множество лазеек, которыми активно пользуются недобросовестные участники правоотношений. Не исключение из правил и Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Закон о контрактной системе).

К примеру, одним из главных правил описания объекта закупки, которые перечислены в ст. 33 Закона о контрактной системе, является объективный характер описания. Но что считается объективными критериями, а что нет, законом не установлено.

Определить на законодательном уровне жесткие критерии описания невозможно, так как каждый объект имеет свои индивидуальные характеристики, нюансы и особенности.

Наиболее понятно и конкретно описывается объект закупки на поставку какого-либо товара. Заказчику удается схитрить в исключительных случаях, потому что критерии товара, его описание и характеристики в большинстве случаев можно найти в интернете, а также при анализе конкурентов на рынке. Трудности начинаются при закупках на оказание услуг и на выполнение работ.

Здесь заказчик допускает ошибки как от незнания, что ему нужно (да, и такое бывает), и от безграмотности в данной сфере работ/услуг, так и от желания сделать победителем закупки «свою» компанию.

В подобных случаях заказчик может использовать для описания закупки не конкретные критерии, размытые формулировки и вносить требования, ограничивающие количество возможных участников.

Добросовестным участникам при желании участвовать в подобных закупках стоит быть крайне грамотным, знать предмет закупки вдоль и поперек.

Только профессионал, обладающий исключительными познаниями в спорной области, сможет заметить нарушение правил описания объекта закупки. Итак, участник обнаружил нарушения правил описания объекта закупки.

Что делать дальше? Такие незаконные действия заказчика нужно незамедлительно обжаловать в Федеральную антимонопольную службу (ФАС).

Жалоба на положения документации о закупке может быть подана с момента опубликования документации по дату окончания подачи заявок на участие в закупке. Если вы пропустите этот срок, то жаловаться можно будет только в суд.

В суде же такие вопросы рассматриваются без особого энтузиазма, т.к. смысла в таком решении суда на момент его вынесения уже никакого нет: закупка завершена, контракт выполняется, а к вступлению решения суда в законную силу может быть уже исполнен.

Поэтому действовать стоит по горячим следам. Ещё одним из действенных способов воздействия на заказчика является подача запроса о даче разъяснений положений документации в порядке ст. 65 Закона о контрактной системе.

Ответ на такой запрос может также служить доказательством при рассмотрении жалобы на действия заказчика в ФАС.

Исполняем контракт

Преодолев все выше перечисленные стадии и трудности, исполнитель достиг желаемого результата и выиграл контракт. Теперь перед ним возникает задача его выполнить. В данном случае основной проблемой может являться не столько техническое исполнение предмета контракта, а то, что заказчик может всячески мешать его исполнению.

Например, госзаказчик может не оказывать содействие исполнителю при исполнении контракта, как косвенно, так и напрямую. Так, для выполнения определенного вида работ исполнителю нужно получить те или иные документы или доступ на объект.

В таком случае, заказчик может затягивать сроки предоставления необходимой информации или доступа на объект, что часто приводит к срыву сроков исполнения контракта в целом.

В подобных случаях исполнителю контракта обязательно нужно зафиксировать недобросовестные действия заказчика. В дальнейшем, при возникновении спора в суде, добросовестному исполнителю будет гораздо легче доказывать свою позицию, ссылаясь на положения ст.ст. 718-719 ГК РФ.

Зачастую заказчик прибегает к неявному нарушению положений контракта и действующего законодательства. Например, заказчик может специально направлять документацию Почтой России, затягивая тем самым сроки получения информации, несмотря на то, что контрактом предусмотрена возможность обмена документами в электронном виде.

Приведем ещё один пример недобросовестных действий заказчика при исполнении контракта на выполнение подрядных работ.

При составлении документации закупки на проведении ремонтных работ заказчик произвел осмотр объекта и оценил объемы, стоимость ремонта, но преднамеренно или неумышленно не указал о скрытых работах, без выполнения которых невозможно вообще произвести ремонт.

В итоге, приступая к исполнению своих обязательств, подрядчик непременно обнаруживает скрытые работы, которые предстоит ему выполнить. Их стоимость может составлять более 10 % от цены контракта, а игнорирование данного порога как правило не допустимо.

Таким образом, между подрядчиком и госзаказчиком возникает конфликт: заказчик говорит о том, что данные работы нужно выполнить без подписания дополнительного соглашения или подписания его на минимальную сумму, а подрядчик небезосновательно заявляет о том, что эти работы не предусмотрены контрактом.

Как правило, заказчик первым находит выход из спорной ситуации и заявляет односторонний отказ от исполнения контракта.

Последствия недобросовестных действий заказчика

Односторонний отказ от исполнения контракта влечет наступление крайне нежелательных последствий для добросовестного исполнителя.

Одним из таких последствий является отсутствие оплаты за выполненные работы. Заказчик при одностороннем отказе от исполнения контракта не будет оплачивать выполненные работы до тех пор, пока эта обязанность не будет установлена судом.

Именно в суде, при наличии всех доказательств, свидетельствующих о надлежащем исполнении контракта, добросовестная компания может отстоять своё право на оплату выполненных работ. Еще одним нежелательным последствием является включение сведений о компании в реестр недобросовестных поставщиков.

При расторжении контракта в одностороннем порядке ФАС зачастую встает на сторону «пострадавшего» от действий исполнителя заказчика. Как действовать в случае, если вашу компанию включили в РНП, мы рассматривали в этой статье.

Предупрежден — значит вооружен

Рынок госзакупок развивается с каждым годом, а вместе с ним и увеличиваются случаи недобросовестных действий госзаказчиков. Накопленный опыт наших клиентов и юридической практики юристов компании позволяют повысить грамотность участников закупок, а также предотвратить наступление неблагоприятных последствий.

Мы надеемся, что настоящая статья поможет добросовестным участникам рынка госзакупок в борьбе с незаконными действиями госзаказчиков. Если же ваша ситуация уникальна и требует неординарного подхода, обращайтесь к нашим специалистам. Мы с удовольствием проконсультируем вас и поможем снизить риски наступления неблагоприятных последствий.

Обжалование решений Федеральной антимонопольной службы (ФАС)

Сокращение сроков оплаты по госконтрактам в 2017 году

Споры по договору подряда в арбитраже

Споры по договору поставки в арбитраже

Источник: https://lwise.pro/nedobrosovestnye-goszakazchiki-i-kak-s-nimi-borotsya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.