+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Реформа Гражданского кодекса. Какие изменения ожидаются в корпоративном праве

Содержание

Реформа корпоративного законодательства

Реформа Гражданского кодекса. Какие изменения ожидаются в корпоративном праве

Ушедший 2014 год запомнился чередой важных и существенных изменений, затронувших основы гражданского законодательства России. Принятые нововведения не обошли стороной и ту часть гражданского законодательства, которая посвящена регулированию корпоративных правоотношений. Предлагаем рассмотреть более важные из них.

Организационно-правовые формы юридических лиц

Новая редакция Гражданского кодекса РФ закрепляет иной подход к классификации видов и организационно-правовых форм юридических лиц. Так, все юридические лица (как некоммерческие, так и коммерческие) теперь подразделяются на корпорации и унитарные образования.

К корпорациям относятся организации, участники в которых обладают правом участия в них и формируют высший орган управления. Организации, учредители которых не становятся участниками и не приобретают права членства, являются унитарными. В отношении корпораций законом установлены единые правила управления и права участников.

Аналогичных норм в отношении унитарных организаций не установлено.

Сам перечень организационно-правовых форм организаций существенного изменения не претерпел. Тем не менее, некоторые изменения произошли.

Так, из числа возможных форм хозяйствования исключены общество с дополнительной ответственностью (ОДО), а также закрытое акционерное общество (ЗАО).

Помимо этого создана новая организационно-правовая форма некоммерческой организации – товарищество собственников недвижимости, под которой понимается объединение собственников недвижимых вещей, созданное для совместного владения, пользования и в установленных пределах распоряжения имуществом, находящегося в общей долевой собственности (общем пользовании), а также для достижения иных целей.

Схематично, новую классификацию юридических лиц можно изобразить на схеме:

Хозяйственные товарищества и общества

Хозяйственными товариществами и обществами являются коммерческие организации с разделенными на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. В соответствии с нововведениями хозяйственные общества были разделены на публичные и непубличные.

К публичным относятся акционерные общества, акции которых публично размещаются или публично обращаются в порядке, установленном законом о рынке ценных бумаг. Положения о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, в уставе и фирменном наименовании которых содержится указание на то, что общество является публичным.

К непубличным обществам относятся общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества, не отвечающие требованиям публичности.

Немаловажным нововведением также является предоставление возможности определять объем правомочий непубличного хозяйственного общества не только пропорционально долям в уставном капитале, но и по иным правилам, если это предусмотрено уставом общества или корпоративным договором.

При этом сведения о корпоративном договоре и о предусмотренном в нем объеме правомочий участников общества будут содержаться в ЕГРЮЛ. Кроме того, теперь при внесении участниками общества неденежных вкладов в уставный капитал, стоимость таких вкладов должна определяться только оценщиком.

Оценка неденежного вклада, определенная участниками, не может быть выше оценки, установленной независимыми оценщиками. Также были изменены правила оплаты уставного капитала при создании хозяйственного общества – по общему правилу, учредители общества обязаны оплатить не менее ¾ его уставного капитала до государственной регистрации общества.

Оставшаяся часть должна быть оплачена в течение первого года деятельности общества. Иные правила могут быть предусмотрены законом. При этом, если законом допускается регистрация общества без предварительной оплаты ¾ уставного капитала, то участники общества несут субсидиарную ответственность по его обязательствам, возникшим до полной оплаты уставного капитала.

Гражданский кодекс теперь также содержит положения, конкретизирующие порядок заключения корпоративного договора, определяющие его содержание и форму.

Так, участники (все или некоторые) хозяйственного общества вправе заключить между собой договор об осуществлении корпоративных прав, в соответствии с которым они обязуются осуществлять эти права определенным образом или воздержаться от их осуществления. Корпоративный договор должен быть заключен в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами.

О факте заключения такого договора участники обязаны уведомить общество (при этом раскрывать его содержание не обязательно). В случае, если корпоративный договор был подписан всеми участниками общества, то его нарушение может рассматриваться как основание признания недействительным решения органа хозяйственного общества по иску участника. Также теперь для принятия общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью решения обязательным является нотариальное удостоверение, если иной способ (в т.ч. подписание протокола всеми участниками или частью участников; с использованием технических средств, позволяющих достоверно установить факт принятия решения; иным способом, не противоречащим закону) не предусмотрен уставом общества либо решением общего собрания участников общества, принятым участниками общества единогласно.

Возложение ответственности на контролирующих лиц

Для лиц, уполномоченных выступать от имени юридического лица, а также для членов коллегиального управления, установлена обязанность действовать разумно и добросовестно.

При нарушении данной обязанности указанные лица обязаны возместить обществу причиненные в связи с этим убытки по требованию самого общества или его участников. Всякое соглашение об ограничении такой ответственности ничтожно.

Кроме того, ответственность за причиненные юридическому лицу убытки несет и иное лицо, которое имеет фактическую возможность определять действия юридического лица, включая возможность давать указания членам органов управления.

Учредительные документы юридических лиц

Согласно общему правилу, единственным учредительным документом любой организации является ее устав. Однако, хозяйственные общества также могут действовать на основании учредительного договора, который также имеет силу устава. При регистрации юридических лиц также могут использоваться типовые уставы, формы которых утверждаются уполномоченным госорганом.

Процедура создания юридического лица

В соответствии с нововведениями были установлены универсальные правила в отношении принятия решения о создании юридического лица. Так, при создании юридического лица двумя и более учредителями, решение о создании должно быть принято ими единогласно.

В решении при этом должны быть указаны сведения об учреждении юридического лица, об утверждении его устава, о порядке (размере, сроках, способах) образования его имущества, об избрании (назначении) его органов.

В случае если принимается решение о создании организации корпоративного типа (основано на членстве), то в этом решении необходимо указать сведения о результатах ания учредителей по вопросам учреждения и о порядке совместной деятельности учредителей по созданию юридического лица.

Процедура реорганизации юридического лица

Новые нормы предусматривают возможность проведения смешанной реорганизации, а также одновременной реорганизации нескольких юридических лиц. Смешанная реорганизация означает возможность одновременного сочетания различных форм реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование).

Ранее возможность смешанной реорганизации была косвенно предусмотрена только для акционерных обществ, теперь такого исключения в законе не содержится, и данное правило распространяется на все юридические лица. Помимо этого, появилась возможность осуществить реорганизацию с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах.

Кроме того, в результате принятия нововведений, было существенным образом изменено регулирование прав кредиторов реорганизуемой компании в сторону существенного улучшения их защиты.

Важным новшеством стало введение солидарной ответственности вновь образованного юридического лица по долгам реорганизованного лица в случае если правопреемника по обязательству определить невозможно или в случае недобросовестного распределения активов и обязательств.

Также следует отметить, что новым законом предусмотрена возможность признать недействительным решение о реорганизации юридического лица, а также признать реорганизацию несостоявшейся.

Правом на предъявление требования о признании недействительным решения о реорганизации обладают участники реорганизуемого лица, которые могут обратиться в суд в течение 3-х месяцев с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации.

Признание решения о реорганизации недействительным не влечет ликвидации вновь образованных юридических лиц, а также не является основанием для оспаривания сделок, совершенных данными юридическими лицами.

Единственным последствием признания решения о реорганизации недействительным является предоставление участнику реорганизованного лица, авшему против такого решения, требовать возмещения убытков от следующих лиц:

  • От лиц, которые недобросовестно способствовали принятию решения о реорганизации;
  • От юридических лиц, образованных в результате реорганизации, решение о которой признано недействительным.

Однако, если реорганизация будет признана несостоявшейся, то будут наступать совершенно иные последствия, а именно:

  • Будут восстанавливаться юридические лица, существовавшие до проведения реорганизации, а также одновременно будет прекращаться существование образованных в результате реорганизации лиц;
  • Сделки вновь образованных юридических лиц с контрагентами, которые добросовестно полагались на правопреемство, сохраняют силу для восстановленных юридических лиц, которые являются солидарными должниками и солидарными кредиторами по таким сделкам;
  • Переход прав и обязанностей признается несостоявшимся, за исключением случая, когда такие права и обязанности переходят в пользу нового юридического лица от должников, добросовестно полагавшихся на правопреемство на стороне кредитора;
  • Участники ранее существовавшего юридического лица признаются обладателями долей участия в нем в том размере, в котором доли принадлежали им до реорганизации, а при смене участников юридического лица в ходе такой реорганизации или по ее окончании доли участия участников ранее существовавшего юридического лица возвращаются им.

Необходимо отметить, что реорганизация может быть признана несостоявшейся только в судебном порядке и только по требованию участника, авшего против или не принимавшего участия в собрании при принятии данного решения. Реорганизация может быть признана несостоявшейся в следующих случаях:

  • Если участники не принимали решение о реорганизации;
  • Если для государственной регистрации были представлены документы с заведомо недостоверными сведениями.

Процедура ликвидации юридического лица

Новая редакция Гражданского кодекса РФ конкретизирует основания ликвидации организаций в судебном и внесудебном порядке.

Так, юридические лица могут быть ликвидированы на основании решения суда в следующих случаях:

  • в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;
  • в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в СРО или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного СРО;
  • в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с другими неоднократными или рубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
  • в случае систематического осуществления общественной организацией, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;
  • в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется;
  • в иных случаях, предусмотренных законом.

Во внесудебном порядке юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) или органа, уполномоченного уставом.

Источник: http://www.korpusprava.com/ru/publications/analytics/reforma-korporativnogo-zakonodatelstva.html

Реформа гражданского законодательства

Реформа Гражданского кодекса. Какие изменения ожидаются в корпоративном праве

В настоящее время гражданское законодательство России претерпевает серьезные изменения. Эти изменения носят принципиальный характер и касаются практически всех институтов гражданского права.

Как отмечают эксперты, реформа гражданского законодательства проводится с такой целью как сближение правовой системы Российской Федерации и стран Европейского союза, обеспечение стабильности гражданского оборота посредством укрепления гражданских прав, совершенствование понятийного аппарата ГК РФ, и придание большей определенности тем нормам, которые в настоящее время недостаточно совершенны.

Изменения гражданского законодательства России обширны.

Рассмотрим некоторые из них, которые предусмотрены  законопроектом № 47538-6/2 «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 1 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)” и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Что касается основных институтов гражданского права, следует отметить, что претерпел существенное изменение институт юридического лица. Изменился подход к определению понятие юридического лица. Также устанавливается новая градация юридических лиц, меняются требования к их созданию, учредительным документам, минимальному размеру уставного капитала, ликвидации и пр.

В проекте ГК РФ под юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

КОМПЛЕКСНОЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Нововведением является то, что юридические лица подразделяются на:

  • корпорации,
  • унитарные юридические лица.

Как корпорации, так и унитарные юридические лица могут быть коммерческими и некоммерческими.

Отличительной особенностью корпоративных организаций является то, что они основаны на началах членства. Это означит, что их учредители (участники, члены) обладают правом на участие в управлении их деятельностью (право членства).

К корпорациям относятся хозяйственные товарищества и общества, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации и союзы, товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, а также общины коренных малочисленных народов.

Унитарные организации не основаны на началах членства. Учредители унитарного юридического лица  не становятся их участниками. К унитарным организациям относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, а также публично-правовые компании.

Виды коммерческих организаций, по сравнению с действующей редакцией ГК РФ, не претерпели существенные изменения. Из числа коммерческих организаций исключено общество с дополнительной ответственностью, закрытое акционерное общество.

По новым правилам хозяйственные товарищества смогут создаваться в организационно-правовой форме полного товарищества или товарищества на вере (коммандитного товарищества), хозяйственные общества – в форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью.

Хозяйственные общества, в свою очередь, разделены на публичные и непубличные общества. К публичным хозяйственным обществам относятся акционерные общества, обладающие признаками публичности.

В частности, если ценные бумаги таких акционерных обществ размещаются публично путем открытой подписки, или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах.

К непубличным обществам относятся общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества, которые не отвечают признакам публичного общества.

Перечень некоммерческих организаций существенно расширяется. Появляются такие виды как казачьи общества, общины коренных малочисленных народов и публично-правовых компаний, автономные некоммерческие организации. Перечень некоммерческих организаций предполагается сделать закрытым. Закрытый перечень некоммерческих организаций будет закреплен только в ГК РФ.

Юридическое лицо, как известно, должно быть зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных ГК РФ. Важным обстоятельством является то, что в ГК РФ предлагается внести положение об обязательной проверке регистрирующими органами подаваемых на регистрацию сведений о юридическом лице.

По общему правилу единственным учредительным документом любого юридического лица будет являться только устав. Хозяйственные товарищества смогут действовать на основе учредительного договора, имеющего юридическую силу устава.

Минимальный размер уставного капитала хозяйственных товариществ и обществ предполагается не закреплять в ГК РФ

Кроме того, предлагается установить правовые основы регулирования корпоративных договоров.

Корпоративный договор будет заключаться между участниками хозяйственного общества или некоторыми из них. Этот договор будет регулировать осуществление корпоративных (членских) прав. В соответствии с этим договором участники хозяйственного общества берут на себя обязательства осуществлять права определенным образом или воздерживаться (отказаться) от их осуществления.

В законопроекте предлагается специальная форма корпоративного договора. Он должен заключаться путем составления одного документа, подписанного сторонами.

Предполагается установление обязанности участников хозяйственного общества, заключивших корпоративный договор, уведомить об этом общество. В случае неисполнения данной обязанности указанными лицами участники общества, не являющиеся сторонами корпоративного договора, вправе требовать возмещения причиненных им убытков.

В проекте предлагается изменить регулирование правового статуса дочернего хозяйственного общества. Так, основное общество (товарищество) будет отвечать солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним не только во исполнение указаний основного общества, но и с его согласия. Правила определения аффилированности лиц не меняются.

Источник: https://rosco.su/press/reforma_grazhdanskogo_zakonodatelstva/

Реформирование гражданского законодательства о юридических лицах(сравнительный анализ изменений, внесенных с 1 сентября 2014 года в главу 4 гк рф) Раздел 1: Новый закон

Реформа Гражданского кодекса. Какие изменения ожидаются в корпоративном праве

ПринятиеФедеральногозаконаот 05.05.2014 N 99-ФЗ “О внесении измененийв главу 4 части первой Гражданскогокодекса Российской Федерации и опризнании утратившими силу отдельныхположений законодательных актовРоссийской Федерации” (далее – Закон)является очередным этапом реформированиягражданского законодательства. На этотраз изменению подверглись положенияГКРФ о юридических лицах.

Первоначальныйпроектфедерального закона N 47538-6 “О внесенииизменений в части первую, вторую, третьюи четвертую Гражданского кодексаРоссийской Федерации, а также в отдельныезаконодательные акты РоссийскойФедерации” был разработан в рамкахреализации Концепцииразвития гражданского законодательства,одобренной 07.10.2009 решением Совета приПрезиденте Российской Федерации покодификации и совершенствованиюгражданского законодательства (далее- Концепция).

Какуказано в Пояснительнойзапискек этому законопроекту, изменениязаконодательства направлены на упрощениеи унификацию правового статуса юридическихлиц, повышение роли ГКРФ в регулировании этих отношений,повышение требований к созданию,реорганизации и ликвидации юридическихлиц, усиление имущественной ответственностьих органов, защиту прав участников любыхкорпораций (а не только хозяйственныхобществ).

Послепринятия в первом чтении законопроектN 47538-6 был разделен на отдельные положениядля рассмотрения в качестве самостоятельныхзаконопроектов (постановлениеГосударственной Думы ФедеральногоСобрания РФ N 1150-6 ГД). В частности, былвыделен Проектфедерального закона N 47538-6/2, предусматривающийизменения главы4части первой ГК РФ (о юридических лицах),который был подписан Президентом РФ05.05.2014 (N99-ФЗ).

2. Закон и Концепция

ВЗаконебыли воплощены многие идеи Концепции,в том числе:

-сохранена двухуровневая гражданско-правоваярегламентация правового положенияюридических лиц, включающая ГКРФ и специальные законы;

-введено понятие “корпоративных прав”,охватывающих как права участия вюридическом лице, так и обязательственныеправа;

-сохранено деление юридических лиц накоммерческие и некоммерческие;

-закреплено деление юридических лиц накорпорации и некорпоративные (унитарные)юридические лица;

-у всех юридических лиц, кроме хозяйственныхтовариществ, теперь только одинучредительный документ – устав, которыйможет быть типовым, утверждаемым вустановленном ГКРФ порядке;

-включена норма о солидарной ответственностивновь возникающих юридических лиц потем долгам реорганизованного юридическоголица, по которым невозможно установитьправопреемника;

-установлены правила об оспаривании ипоследствиях незаконности проведеннойреорганизации;

-запрещена реорганизация фондов;

-предусмотрена возможность восстановленияв судебном порядке корпоративногоконтроля, утраченного участникомюридического лица;

-установлено правило, в соответствии скоторым сделки, совершенные юридическимилицами, возникшими в результате признаннойнезаконной реорганизации, по общемуправилу являются действительными, аюридические лица – существовавшими домомента признания решения о реорганизациинедействительным или реорганизации -несостоявшейся;

-признание недействительной государственнойрегистрации юридического лица сталосамостоятельным основанием для еголиквидации;

-установлены случаи привлечения дляпринудительной ликвидации юридическоголица назначенного судом арбитражногоуправляющего;

-введены меры защиты прав кредиторовликвидируемого юридического лица;

-исключены такие категории, как”преобладающее общество” и “зависимоеобщество”;

-закреплены особенности функционированияпубличных корпораций;

-больше не выделяются такой видхозяйственных обществ, как общество сдополнительной ответственностью, итакие типы акционерных обществ, какоткрытые и закрытые;

-расширены основания ответственностиосновного хозяйственного товариществаили общества по долгам дочернегообщества;

-в ГКРФ введено правовое регулированиекорпоративного договора;

-установлено, что значительная частьуставного капитала хозяйственногообщества должна быть оплачена денежнымисредствами к моменту государственнойрегистрации;

-введено требование об обязательнойнезависимой оценке неденежного вкладав уставный капитал хозяйственногообщества и субсидиарной ответственностиоценщика в размере допущенного имзавышения стоимости неденежного вклада;

-установлен исчерпывающий переченьнекоммерческих организаций, количествоих организационно-правовых формсокращено;

-проведено деление некоммерческихорганизаций на корпорации и некорпоративныеорганизации;

Однакоесть ряд ее положений, которые в итогеостались без внимания. Например:

-не установлено особенностей правоспособностииностранных юридических лиц,зарегистрированных в офшорных зонах;

-не установлен принцип достоверностиданных ЕГРЮЛ, обязательной проверкидостоверности и соответствия учредительныхдокументов законодательству; незакреплено обязанности юридическоголица возместить своим контрагентамубытки, причиненные непредоставлением(несвоевременным предоставлением илипредоставлением недостоверных сведений)сведений в ЕГРЮЛ, а также обязанностиинформирования заинтересованных лицо внесении изменений в учредительныедокументы юридического лица или сведенияЕГРЮЛ о нем;

-органам юстиции не переданы функции порегистрации коммерческих организаций;

-нормы об очередности удовлетворениятребований кредиторов при ликвидациине унифицированы с соответствующимиправилами ФедеральногозаконаN 127-ФЗ от 26.10.2002 “О несостоятельности(банкротстве)”;

-не установлено субсидиарной ответственностиучредителя (участника) по долгам “компанииодного лица”;

-минимальный размер уставного капиталахозяйственных обществ не повышен;

-не установлено запрета на оплатууставного капитала векселями;

-не исключена конструкция дробных акций;

-общины коренных малочисленных народовРФ остались самостоятельнойорганизационно-правовой формойюридического лица;

-сохранена такая организационно-правоваяформа, как унитарные предприятия(предлагалось в перспективе оставитьтолько федеральные казенные предприятиядля особо важных сфер экономики);

-потребительские общества отнесены нек коммерческим, а к некоммерческиморганизациям – к ним применяются нормыо потребительских кооперативах;

-не решены вопросы статуса товарных ифондовых бирж, обществ взаимногокредитования;

-негосударственные пенсионные фондыотнесены к некоммерческим организациям- фондам;

-орган общественной самодеятельностисохранил статус юридического лица(теперь он отнесен к общественныморганизациям);

-не запрещено преобразование учреждений;

-появились публично-правовые компании;

-не урегулирован гражданско-правовойстатус органов публичной власти.

Вцелом, как отмечают разработчики Закона,его нормы являются результатоммногочисленных компромиссов*(1).

Источник: https://StudFiles.net/preview/5663057/

Реформа гражданского законодательства: общая характеристика

Реформа Гражданского кодекса. Какие изменения ожидаются в корпоративном праве

Здравствуйте! Эта статья, посвященная тому, что несет в себе реформа гражданского законодательства, в большей степени будет полезна юристам. Но и остальные мои читатели могут узнать для себя что-то полезное.

Назвать так статью меня натолкнула известная шутка. Наверняка и вы слышали. Есть две категории людей. Одни катят мир. Другие бегут рядом и спрашивают уже у тех, кто катит: «Куда катится этот мир?»

Вот и с вышеназванной реформой творится что-то похожее. О том, куда она катится точно знают, пожалуй, только те, кто пишут эти поправки. Очень надеюсь, что знают. А главное, понимают.

1 июня этого года вступит в силу очередной блок поправок к Гражданскому кодексу РФ. Посвящен он общей части обязательственного права. Об одной из попровок я уже упоминал в своей предыдущей статье.

На всякий случай, если эту статью читает человек, далекий от юриспруденции, я кратко поясню о чем идет речь.

Обязательство — это отношение между лицами, в соответствии с которым одно из них обязано совершить в пользу другого какое-то действие. Например, уплатить деньги. Или передать какую-то вещь.

Когда вы идете в магазин и покупаете что-то, вы обязаны заплатить за товар, продавец же вправе требовать от вас этой оплаты. Это обязательство, которое вы приняли на себя и вытекающее из договора купли-продажи. Большинство обязательств, кстати, возникают именно из договоров.

Так вот обязательственное право регулирует эти обязательства, возникающие между лицами.

Общая часть обязательственного права касается всех обязательств в целом. Она общая потому, что в ней содержатся самые базовые, основные положения, без которых не может осуществляться регулирование обязательств с помощью права.

К примеру, дается определение самого понятия «обязательство». Оно, кстати, с 1 июня немного изменится. Определяются стороны обязательства, правила исполнения обязательства, как обязательства возникают, как они изменяются, как прекращаются.

Думаю, вы поняли.

Обязательственное право регулирует весь экономический оборот, поэтому принятый блок поправок очень важен для страны.

Но в этой статье я хочу уделить внимание не этим поправкам, а в целом реформе гражданского законодательства.

Начнем с истории. Идея обширной реформы возникла не в 2008 году, когда Президент России подписал соответствующий Указ, а гораздо раньше.

Откуда у реформы растут уши?

Четвертая и заключительная часть ГК РФ вступила в силу 1 января 2008 года. Но все понимали, что этим дело не закончится. По очень простой причине — завершение кодификации не сняло вопросов и проблем в гражданском праве.

Пока принимались последующие части ГК РФ уже вносились поправки в предшествующие части. Поправки в основном носили конкретный характер и были вызваны приведением в соответствие друг с другом различных законодательных актов.

5 октября 1999 года был создан Совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства при Президенте РФ. Это означает, что уже через 5 лет после введения в действие первой части ГК РФ было принято решение не о внесении точечных поправок, а о комплексном совершенствовании гражданского законодательства. За 9 лет до вступления в силу последней, четвертой, части ГК!

На первых порах Совет занимался самой неотложной работой — завершением кодификации гражданского законодательства. Но эта работа не помешала ему разработать целых 7 концепций развития гражданского законодательства.

Через 9 лет, 18 июля 2008 года, Президентом был подписан Указ № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации».

Я не буду пересказывать его содержание, отмечу только, что состав Совета был переутвержден. В него вошли судьи высших судов, наиболее именитые ученые-цивилисты и представители различных госорганов и ведомств.

Про юристов-практиков, как обычно бывает в таких случаях, «забыли».

Результатом работы обновленного Совета стал законопроект, внесенный в Госдуму 2 апреля 2012 года, и получивший номер 47538-6.

Благодаря своему непомерному объему и прямо-таки громадному значению включенных в него положений законопроект получил неофициальное наименование «нового Гражданского кодекса».

Но депутаты осилили его за 25 дней, и 27 апреля того же года приняли его в первом чтении. Дальше началось самое интересное.

Поправок к законопроекту накопилось не просто много, а просто огромное количество.

После того, как их объем перевалил за 5 ТЫСЯЧ СТРАНИЦ, профильный комитет Госдумы принял беспрецедентное решение — разделил единый законопроект на несколько законопроектов меньшего объема. Деление производилось в основном по предметному признаку.

Такой подход позволили быстро доработать те положения законопроекта, по которым не было существенных разногласий и споров. Дискуссионные вопросы решили рассмотреть несколько позже.

Интересно другое — никогда до этого случая и по сей день законопроект после его принятия в первом чтении не делили на части. В Думе наряду с законопроектом № 47538-6 появились проекты с номерами, никогда ранее не присваивавшимися, дробными: № 47538-6/1, № 475838-6/2 и т. д. Всего семь.

Потом и вовсе началось что-то странное и непонятное с точки зрения юридической техники. Самые животрепещущие нормы, без которых на просто «труба», стали выдергивать из законопроекта № 47538-6 и узаконивать, впихивая в другие законопроекты, сходные по тематике. Таких случаев было немного, всего три. Но получается, что эти три законопроекта прибавились к семи перечисленным.

На этом дело не закончилось.

Из проекта № 47538-6 был выделен еще один проекта № 47538-6/9 по общим положениям об обязательствах и договорах. Он уже принят совсем недавно, 8 марта 2015 года в виде Федерального закона № 42-ФЗ, подписан Президентом РФ и вступает в силу с 1 июня 2015 года. Этим изменениям я посвящу отдельный цикл статей. Чтобы не пропустить, подписывайтесь на обновления блога.

Реформа гражданского законодательства на этом не заканчивается. Скорее всего остаток законопроекта № 47538-6 будет разделен еще на два законопроекта о вещных правах и финансовых сделках соответственно.

Что уже отреформировано в ГК?

Я не буду здесь освещать содержание изменений. Изменили всего столько, что можно не одну диссертацию написать. Просто приведу список всех изменений в хронологическом порядке их принятия и подписания.

Рядом привожу номер законопроекта и номер Федерального закона, которым внесены изменения и дату вступления в силу.

Таким образмо, я привожу своего рода навигационный список для тех, кто хочет знать, где в Гражданском кодексе искать изменения и посмотреть, что было и что стало. Большая часть списка составлена не мной. Он приведен в справочном пособии В.А.

Белова, профессора кафедры коммерческого права и основ правоведения юридического факультета МГУ «Что изменилось в Гражданском кодексе» (есть в К+). Но будучи составленным в 2014 году, в нем не значатся самые последние изменения, а их накопилось не так уж и мало.

Итак, вот список изменений в хронологическом порядке их принятия…

  • Главы 1 — 3 (гражданское законодательство; возникновение, осуществление и защита гражданских прав и обязанностей, граждане), а также ст. 86.1 ГК РФ (крестьянское (фермерское) хозяйство).

    № законопроекта: 47538-6/1.

    Федеральный закон: от 30.12.2012 № 302-ФЗ.

Источник: https://lawyerlife.ru/grazhdanskoe-pravo/reforma-grazhdanskogo-zakonodatelstva-obshaya-harakteristika.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.