Слияние : когда потребуется согласие ФАС

Обзор правоприменительной практики ФАС России и ее территориальных управлений по вопросам согласования сделок юрлиц, Обзор практики ФАС России (Федеральной антимонопольной службы) от 20 марта 2015 года

Слияние : когда потребуется согласие ФАС

Перед изучением Обзорарекомендуем предварительно ознакомиться с его оглавлением.

I.Общие положения о согласовании сделок юрлиц

Перечень основных функцийФАС закреплен ПостановлениямиПравительства РФ от 7 апреля 2004 года N 189 «Вопросы Федеральнойантимонопольной службы» и от 30июня 2004 года N 331 «Об утверждении Положения о Федеральнойантимонопольной службе».

Для реализации своих функций ФАС (врассматриваемой сфере) наделяется следующими полномочиями:

-осуществляет рассмотрение ходатайств иностранного инвестора либоюридического или физического лица, входящего в группу лиц, вкоторую входит иностранный инвестор, о предварительном согласованиисделки с хозяйственными обществами, имеющими стратегическоезначение для обеспечения обороны страны и безопасности государства,или о согласовании установления контроля над такими обществами;

-осуществляет рассмотрение уведомлений (информации) иностранногоинвестора либо юридического или физического лица, входящего вгруппу лиц, в которую входит иностранный инвестор, о приобретении5% и более акций (долей), составляющих уставные капиталыхозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение дляобеспечения обороны страны и безопасности государства;

-предварительное согласование сделок, влекущих за собой установлениеконтроля иностранного инвестора или группы лиц, в которую входитиностранный инвестор, над хозяйственными обществами, имеющимистратегическое значение;

-согласование установления контроля иностранного инвестора илигруппы лиц над хозяйственными обществами, имеющими стратегическоезначение.

Порядок согласованиясделок установлен приказом ФАС Россииот 06.03.2013 N 115/13 «Об утверждении административного регламентаФедеральной антимонопольной службы по предоставлениюгосударственной услуги по подготовке, подписанию в соответствии срешением Правительственной комиссии по контролю за осуществлениеминостранных инвестиций в Российской Федерации соглашения синостранным инвестором либо юридическим или физическим лицом,входящим в группу лиц, в которую входит иностранныйинвестор».

Также согласование сделокнеобходимо в случаях, установленных статьей27 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защитеконкуренции».

Спредварительного согласия антимонопольного органа осуществляютсяследующие действия:

1) слияние коммерческихорганизаций (за исключением финансовых организаций), если суммарнаястоимость их активов (активов их групп лиц) по бухгалтерскимбалансам по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующуюдате представления ходатайства (далее также — последний баланс, вслучае представления в антимонопольный орган уведомления последнимбалансом считается бухгалтерский баланс по состоянию на последнююотчетную дату, предшествующую дате слияния таких коммерческихорганизаций), превышает семь миллиардов рублей или суммарнаявыручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров закалендарный год, предшествующий году слияния, превышает десятьмиллиардов рублей либо если одна из таких организаций включена вреестр;

2) присоединение однойили нескольких коммерческих организаций (за исключением финансовыхорганизаций) к иной коммерческой организации (за исключениемфинансовой организации), если суммарная стоимость их активов(активов их групп лиц) по последним балансам превышает семьмиллиардов рублей или суммарная выручка таких организаций (их групплиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий годуприсоединения, превышает десять миллиардов рублей либо если одна изтаких организаций включена в реестр;

3) слияние финансовыхорганизаций или присоединение одной или нескольких финансовыхорганизаций к другой финансовой организации, если суммарнаястоимость их активов по последним балансам превышает величину,установленную Правительством Российской Федерации по согласованию сЦентральным банком Российской Федерации (при слиянии илиприсоединении финансовых организаций, не поднадзорных Центральномубанку Российской Федерации, такая величина устанавливаетсяПравительством Российской Федерации);

4) создание коммерческойорганизации, если ее уставный капитал оплачивается акциями (долями)и (или) имуществом, которые являются основными производственнымисредствами и (или) нематериальными активами другой коммерческойорганизации (за исключением финансовой организации), в том числе наосновании передаточного акта или разделительного баланса, и вотношении данных акций (долей) и (или) имущества создаваемаякоммерческая организация приобретает права, если выручка отреализации товаров за последний календарный год превышает десятьмиллиардов рублей, либо если организация, акции (доли) и (или)имущество которой вносятся в качестве вклада в уставный капитал,включена в реестр;

вдругих установленных законом случаях.

Также согласованиятребуют сделки с акциями (долями), имуществом коммерческихорганизаций, правами в отношении коммерческих организаций спредварительного согласия антимонопольного органа (статья28).

Вслучае, если суммарная стоимость активов по последним балансамлица, приобретающего акции (доли), права и (или) имущество, и егогруппы лиц, лица, являющегося объектом экономической концентрации,и его группы лиц превышает семь миллиардов рублей или если ихсуммарная выручка от реализации товаров за последний календарныйгод превышает десять миллиардов рублей и при этом суммарнаястоимость активов по последнему балансу лица, являющегося объектомэкономической концентрации, и его группы лиц превышает двестипятьдесят миллионов рублей либо если одно из указанных лиц включенов реестр, с предварительного согласия антимонопольного органаосуществляются следующие сделки с акциями (долями), правами и (или)имуществом:

1) приобретение лицом(группой лиц) голосующих акций зарегистрированного на территорииРоссийской Федерации акционерного общества, если такое лицо (группалиц) получает право распоряжаться более чем двадцатью пятьюпроцентами указанных акций;

2) приобретение лицом(группой лиц) долей в уставном капитале зарегистрированного натерритории Российской Федерации общества с ограниченнойответственностью, если такое лицо (группа лиц) получает правораспоряжаться более чем одной третью долей в уставном капиталеданного общества;

3) приобретение долей вуставном капитале зарегистрированного на территории РоссийскойФедерации общества с ограниченной ответственностью лицом (группойлиц), распоряжающимся не менее чем одной третью долей и не болеечем пятьюдесятью процентами долей в уставном капитале этогообщества, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжатьсяболее чем пятьюдесятью процентами указанных долей;

Виных установленных законом случаях.

По смыслу норм Закона N 135-ФЗ, предварительный контрольосуществляется до совершения сделки или какого-либо иного действия,являющегося объектом государственного контроля, и заключается врассмотрении антимонопольными органами ходатайств о даче согласияна совершение действий, указанных в ходатайстве, в соответствии сЗаконом N 135-ФЗ. Согласиеантимонопольного органа служит в этом случае необходимым условиемдля совершения действия, указанного в ходатайстве, что означаетустановление разрешительного порядка осуществления подлежащихгосударственному контролю действий.

Обязанность податьходатайство возникает у обязанного субъекта до совершениясделки.

Получение последующегосогласия от ФАС России на совершение сделки возможно. Еслиантимонопольный орган придет к выводу о том, что сделка не привелак концентрации капитала, он может, но не обязан согласовать еесовершение.

Согласно пункту 5части 2 статьи 33 Закона о защите конкуренции по результатамрассмотрения ходатайства о даче согласия на осуществление сделки,иного действия, подлежащих государственному контролю,антимонопольный орган принимает решение об отказе в удовлетворенииходатайства, если, в частности, сделка, иное действие, заявленные входатайстве, приведут или могут привести к ограничениюконкуренции

Непредставление вфедеральный антимонопольный орган, его территориальный органходатайств, предусмотренных антимонопольным законодательствомРоссийской Федерации, представление ходатайств, содержащих заведомонедостоверные сведения, а равно нарушение установленныхантимонопольным законодательством Российской Федерации порядка исроков подачи ходатайств — влечет наложение административногоштрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысячпятисот рублей; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч додвадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч допятисот тысяч рублей (п.3ст.19.8 КоАП РФ).

1.Отсутствие согласования сделки в отношении иностранного инвестора всрок, не превышающий трех месяцев со дня установления контроля

В ФАС России поступилоуведомление частной компании с ограниченной ответственностью»САТТЕРФИЛД МЕНЕДЖМЕНТ ЛТД» о приобретении Обществом с ограниченнойответственностью «Банк Софт Системс» (ООО «БСС») 50% ,приходящихся на голосующие доли, составляющие уставный капитал ООО»ЛИССИ». Письмом от 01.03.2011 исх.

N ЦА/6773 ФАС России сообщила отом, что указанное уведомление принято к сведению.

Федеральнаяантимонопольная служба Российской Федерации обратилась вАрбитражный суд г.Москвы с иском (с учетом уточнений) к Обществу сограниченной ответственностью «Банк Софт Системс» о лишениииностранного инвестора права голоса на общем собрании участниковхозяйственного общества.

ФАС России указала нанеисполнение ООО «БСС», являющегося иностранным инвестором,обязанности подать ходатайство о согласовании контроля в порядке,предусмотренном Законом N 57-ФЗ,в срок, не превышающий трех месяцев со дня установления контролянад ООО «ЛИССИ».

Всоответствии с ч.5 ст.

7Федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестицийв хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение дляобеспечения обороны страны и безопасности государства» вслучае, если установление контроля иностранного инвестора илигруппы лиц над хозяйственным обществом, имеющим стратегическоезначение, осуществлено в результате изменения соотношения ,приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставныйкапитал такого хозяйственного общества, на общем собрании егоакционеров (участников) вследствие приобретения таким хозяйственнымобществом, перехода к нему или выкупа им собственных акций (долей,составляющих его уставный капитал), распределения принадлежащихтакому хозяйственному обществу долей среди его участников,конвертации привилегированных акций в обыкновенные акции и по инымпредусмотренным законодательством Российской Федерации основаниям,иностранный инвестор или группа лиц обязаны подать ходатайство осогласовании установления контроля в порядке, предусмотренномнастоящим Федеральным законом, в срок, не превышающий трех месяцевсо дня установления контроля над таким хозяйственным обществом.

Решением Арбитражного суда г.Москвы от 09апреля 2012 года по делу N А40-124526/11-138-1056 искудовлетворен в полном объеме.

Постановление Девятого арбитражногоапелляционного суда от 21.06.2012 N 09АП-13566/2012-ГК по делу NА40-124526/11-138-1056.

Иск о лишениииностранного инвестора права голоса на общем собрании участниковхозяйственного общества удовлетворен правомерно, так как ответчикнарушил требования федерального законодательства об обязательномсогласовании установления контроля над хозяйственнымобществом.

Постановлением ФАС Московского округа от24.09.2012 по делу N А40-124526/11-138-1056 данноепостановление оставлено без изменения.

Суды установили фактнарушения законодательства.

15.04.2010 междугражданином Российской Федерации Орловым В.Н. и гражданиномРоссийской Федерации Стефанчуком Д.А. был заключен договоркупли-продажи части доли в уставном капитале, в соответствии скоторым Орлов В.Н. из принадлежащей ему доли в размере 100% вуставном капитале ООО «ЛИССИ» продал Стефанчуку Д.А.

часть доли вразмере 1% в уставном капитале ООО «ЛИССИ».

Соотношение ,приходящихся на доли, составляющие уставный капитал ООО «ЛИССИ»после совершения вышеуказанных сделок, составило: 50% — ООО «БСС»,49% — Орлов В.Н. и 1% — Стефанчук Д.А.

Между тем ООО «БСС» какиностранный инвестор не подало ходатайство о согласовании контроляв порядке, предусмотренном Законом N57-ФЗ, в срок, не превышающий трех месяцев со дня установленияконтроля над ООО «ЛИССИ» (до 24.08.2011).

Согласно ч.2ст.

15 Федерального закона «О порядке осуществления иностранныхинвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическоезначение для обеспечения обороны страны и безопасностигосударства» в случае, если иностранный инвестор вустановленный срок не представил в уполномоченный орган ходатайствоо согласовании установления контроля в соответствии с частью 5статьи 7 настоящего Федеральногозакона, суд по иску уполномоченного органа принимает решение олишении иностранного инвестора или группы лиц права голоса на общемсобрании акционеров (участников) хозяйственного общества, имеющегостратегическое значение.

2.Ходатайство признано не представленным по причине непредставлениядокументов

ПостановлениеФедеральной антимонопольной службы от 11.04.2013 N4-19.8-151/00-04-13 по делу об административномправонарушении.

Источник: http://docs.cntd.ru/document/420261991

В каких случаях нужно получить согласие антимонопольного органа на слияние ооо

Слияние : когда потребуется согласие ФАС

Как принимается решение о реорганизации ООО в форме слияния

Решение о реорганизации в форме слияния принимается общим собранием участников каждого реорганизуемого ООО (п. 2 ст. 52 Закона об ООО). В обществе с единственным участником решение единолично принимает этот участник (ст. 39 Закона об ООО).

Вопрос о реорганизации относится к исключительной компетенции общего собрания участников ООО (или единственного участника общества). Другие органы (например, единоличный исполнительный орган) не вправе принимать решение по такому вопросу (абз. 15 п. 2 ст. 33 Закона об ООО).

Собрание участников проводится по общим правилам, установленным законом (ст. 36, 37Закона об ООО). Решение о реорганизации принимается всеми участниками общества единогласно (абз. 2 п. 8 ст. 37 Закона об ООО). Итоги ания необходимо оформить в протоколе общего собрания участников (п. 6 ст. 37 Закона об ООО).

Общее собрание участников каждого реорганизуемого ООО принимает решения по следующим вопросам (п. 2 ст. 52 Закона об ООО):

  •  о реорганизации ООО в форме слияния;
  •  об утверждении договора о слиянии;
  •  об утверждении устава создаваемого юридического лица.

Внимание! Если общее собрание участников проведено с нарушением требований закона, то решение о реорганизации ООО в форме слияния могут признать недействительным.

Требование о признании такого решения недействительным могут предъявить (п. 1 ст. 60.1 ГК РФ):

  •  участники реорганизуемого ООО;
  •  иные лица, не являющиеся участниками, если такое право им предоставлено законом.

Обратиться с этим требованием в суд можно не позднее трех месяцев после того, как в ЕГРЮЛ внесут запись о начале процедуры реорганизации (абз. 2 п. 1 ст. 60.1 ГК РФ).

Если суд удовлетворит такое требование, наступят негативные последствия. Они будут различаться в зависимости от того, зарегистрировали создаваемое лицо или еще нет.

Однако в любом случае лица, недобросовестно способствовавшие принятию решения о реорганизации, будут обязаны солидарно возместить убытки (п. 4 ст. 60.1 ГК РФ):

  •  участнику реорганизуемого ООО, который либо ал против решения о реорганизации, либо не принимал участия в ании;
  •  кредиторам реорганизованного ООО.

Если решение о реорганизации признают недействительным до регистрации создаваемого лица, исполнительный орган ООО будет вынужден созвать еще одно (внеочередное) общее собрание участников (ст. 35 Закона об ООО), что негативно отразится на деятельности общества:

  •  срок проведения реорганизации увеличится.

    К тому же, возможно, другое лицо, участвующее в реорганизации, откажется от процедуры слияния в связи с нарушением срока для принятия решения о реорганизации;

  •  реорганизация ООО в форме слияния может вообще не осуществиться. Ведь лицо, которое обжаловало решение о реорганизации в связи с нарушением требований проведения собрания (ст.

    43 Закона об ООО), скорее всего, в будущем проголосует против реорганизации.

Если создаваемое лицо успеют зарегистрировать, то оно будет нести солидарную ответственность наряду с другими ответственными лицами (п. 4 ст. 60.1 ГК РФ). При этом созданная организация продолжит свою деятельность.

Признание решения о реорганизации недействительным не будет влечь ликвидации созданного лица или служить основанием для признания совершенных им сделок недействительными (п. 2 ст. 60.1 ГК РФ).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах системы юрист.

Понятие присоединения ооо и основные этапы работы юриста в процессе присоединения ооо
Необходимо ли при присоединении ооо составлять передаточный акт
Как разработать договор о присоединении ооо
Кто может быть участником ооо, присоединившего к себе другое юридическое лицо
За счет каких средств происходит увеличение уставного капитала ооо, присоединившего к себе другое юридическое лицо
В каких случаях нужно получить согласие антимонопольного органа на присоединение ооо
Общее собрание участников каждого реорганизуемого ооо принимает решения по следующим вопросам:
Какие действия нужно выполнить после принятия решения о реорганизации ооо в форме присоединения
Как уведомить налоговую инспекцию о начале процедуры реорганизации
Как уведомить кредиторов и рассчитаться с ними
Как провести совместное общее собрание участников реорганизуемых лиц
Как зарегистрировать реорганизацию ооо в форме присоединения
Понятие слияния ооо и основные этапы работы юриста в процессе слияния ооо
Какие действия нужно выполнить после принятия решения о реорганизации ооо в форме слияния
Как зарегистрировать юридическое лицо, создаваемое при реорганизации ооо в форме слияния
Персональные консультации по учету и налогам
Вопросы и ответы по теме
Получить демодоступ
Пока вы были в отпуске
Наши партнеры

Поделитесь с Вашими друзьями:

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Юрист.

1. Рекомендация: Как провести присоединение ООО

Присоединение ООО – достаточно длительная и сложная процедура, результат которой во многом зависит от правильной работы юриста. Каждый этап требует максимальной собранности и внимательности. Так, договор о присоединении, составленный с нарушением требований законодательства, может повлечь недействительность реорганизации ООО.

Ненадлежащее уведомление антимонопольного органа о присоединении ООО в установленных законом случаях будет основанием для административной ответственности. Нарушение прав участников на общем собрании может стать причиной для признания судом решения о присоединении ООО недействительным.

Подача в регистрирующий орган неполного комплекта документов не позволит внести в ЕГРЮЛ запись, подтверждающую факт реорганизации.

С 1 сентября 2014 года вступила в силу новая редакция главы 4 Гражданского кодекса РФ, во многом изменившая процедуру реорганизации в форме присоединения.

Положения Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об ООО) теперь применяются постольку, поскольку они не противоречат новым правилам Гражданского кодекса РФ.*

Обоснование

Такой вывод следует из части 4 статьи 3 Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон № 99-ФЗ).

Понятие присоединения ооо и основные этапы работы юриста в процессе присоединения ооо

Необходимо ли при присоединении ооо составлять передаточный акт
Как разработать договор о присоединении ооо
Кто может быть участником ооо, присоединившего к себе другое юридическое лицо
За счет каких средств происходит увеличение уставного капитала ооо, присоединившего к себе другое юридическое лицо
В каких случаях нужно получить согласие антимонопольного органа на присоединение ооо
Общее собрание участников каждого реорганизуемого ооо принимает решения по следующим вопросам:
Какие действия нужно выполнить после принятия решения о реорганизации ооо в форме присоединения
Как уведомить налоговую инспекцию о начале процедуры реорганизации
Как уведомить кредиторов и рассчитаться с ними
Как провести совместное общее собрание участников реорганизуемых лиц
Как зарегистрировать реорганизацию ооо в форме присоединения
Понятие слияния ооо и основные этапы работы юриста в процессе слияния ооо
В каких случаях нужно получить согласие антимонопольного органа на слияние ооо
Какие действия нужно выполнить после принятия решения о реорганизации ооо в форме слияния
Как зарегистрировать юридическое лицо, создаваемое при реорганизации ооо в форме слияния
Персональные консультации по учету и налогам
Вопросы и ответы по теме
Получить демодоступ
Пока вы были в отпуске
Наши партнеры

Поделитесь с Вашими друзьями:

Page 3

страница14/31
Дата17.02.2018
Размер258.13 Kb.
Название файлаПрисоединение слияние ООО.docx
ТипЗакон

1   …   10   11   12   13   14   15   16   17   …   31 1   …   10   11   12   13   14   15   16   17   …   31

Источник: http://nashuch.ru/svedeniya-dlya-zapolneniya-raschetnih-dokumentov-na-perechisle.html?page=21

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.