+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Зачем нужен запрет на ночные работы в договоре субподряда

Что нужно учесть подрядчику при заключении договора субподряда

Зачем нужен запрет на ночные работы в договоре субподряда

у подрядчика есть право привлекать к исполнению договора любых субподрядчиков, поскольку запрет на это специально не указан в договоре подряда (п. 1 ст. 706 ГК РФ).

Поскольку в договоре подряда заказчик прямо не установил каких-либо ограничений по привлечению субподрядчиков (например, не установил обязанность согласовывать кандидатуры субподрядчиков или получать разрешение на их привлечение), подрядчик вправе привлечь к выполнению работ третьих лиц и без уведомления заказчика.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух и Системы Юрист.

1. Гражданский кодекс РФ

«Статья 706. Генеральный подрядчик и субподрядчик

1. Если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

2. Подрядчик, который привлек к исполнению договора подряда субподрядчика в нарушение положений пункта 1 настоящей статьи или договора, несет перед заказчиком ответственность за убытки, причиненные участием субподрядчика в исполнении договора*».

2. Рекомендация: Что нужно учесть подрядчику при заключении договора субподряда

Нередко привлекаемый к работе подрядчик не имеет возможности выполнить ее самостоятельно. Однако у него есть право привлекать к исполнению договора любых субподрядчиков, если только запрет на это специально не указан в договоре подряда (п. 1 ст. 706 ГК РФ).

Какие условия договора подряда нужно учесть при привлечении субподрядчиков

Подрядчик при исполнении своих обязательств обязан соблюдать условия договора подряда. Это касается в том числе и вопросов, которые связаны с привлечением субподрядчиков, так как заказчик в договоре подряда может:

  • лишить подрядчика права привлекать субподрядчиков. Такая ситуация может сложиться, если заказчику важно, чтобы подрядчик выполнил работу лично. В таком случае не удастся привлечь субподрядчиков, работу придется выполнять самому подрядчику;
  • установить обязанность подрядчика согласовывать кандидатуры субподрядчиков с заказчиком. При этом в договоре могут быть указаны критерии, по которым заказчик будет принимать ту или иную кандидатуру (опыт работы, возможность длительного сотрудничества). Таким образом, подрядчику при поиске субподрядчиков также придется придерживаться указанных критериев;
  • установить возможность подрядчика привлекать субподрядчиков только с письменного согласия заказчика*. Данное условие отличается от предыдущего тем, что подрядчику нужно будет получить согласие лишь на сам факт привлечения, а не на кандидатуру конкретного субподрядчика. При этом в договорах подряда иногда содержится условие о специальном сроке, в течение которого подрядчик должен будет получить ответ (согласие) заказчика. Если такого ответа не последует, то будет считаться, что заказчик согласен на привлечение субподрядчика. Также может содержаться обратное условие, по которому подрядчику придется приостановить работу до того момента, пока не получит согласия заказчика;
  • ограничить объем работ, для выполнения которых подрядчик сможет привлекать субподрядчиков (например, не более 30% от общего объема). Сверх указанного в договоре предела передать им работу не получится;
  • указать перечень конкретных организаций, с которыми подрядчик может заключать субподрядные договоры;
  • указать на возможность привлекать субподрядчиков только для определенных видов работ.*

Что будет, если подрядчик в нарушение ограничений, установленных в договоре, привлечет для выполнения работы субподрядчиков

Во-первых, суд может признать такой договор субподряда ничтожным (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28 мая 2009 г. № А58-1831/07-Ф02-2347/09 по делу № А58-1831/07).

Во-вторых, подрядчик будет нести перед заказчиком ответственность за убытки, которые могут возникнуть по причине участия субподрядчика в исполнении договора (п. 2 ст. 706 ГК РФ).

В-третьих, заказчик сможет заявить требование в суд о расторжении договора подряда на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса РФ (существенное нарушение договора подрядчиком) и взыскании убытков.

Однако при этом заказчику необходимо будет доказать, что такое нарушение было действительно существенным, то есть что оно повлекло для заказчика такой ущерб, из-за которого он в значительной степени лишился того, на что бы вправе рассчитывать при заключении договора.*

Сергей Рогожин

кандидат юридических наук, доцент, судья Суда по интеллектуальным правам (до 2013 г. – судья Арбитражного суда Ульяновской области)

Анзор Ганижев

кандидат юридических наук, начальник юридического отдела ФГУП «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские»

Сергей Аристов

старший эксперт ЮСС «Система Юрист»

28.05.2014 г.

С уважением,

Наталья Колосова, эксперт БСС «Система Главбух».

Ответ утвержден Варварой Абрамовой,

ведущим экспертом БСС «Система Главбух».

Источник: https://www.glavbukh.ru/hl/12946-chto-nujno-uchest-podryadchiku-pri-zaklyuchenii-dogovora-subpodryada

Работа по договору подряда: подводные камни

Зачем нужен запрет на ночные работы в договоре субподряда

С 1 января 2014 года в России действуют новые положения Трудового кодекса, установившие прямой запрет на заключение гражданско-правовых договоров, оформляющих фактические трудовые отношения. Что эти изменения значат с практической точки зрения для работников и работодателей?

Если «рабочие» отношения возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии были признаны трудовыми, то теперь к ним будут применяться нормы трудового, а не гражданского права. 

Запреты: что нового?

В ТК РФ уже есть оговорка (ст. 11), что если судом установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Теперь же на использование гражданско-правовых договоров там, где фактически есть трудовые отношения, наложен запрет, нарушение которого карается штрафом. Для юридических лиц такое нарушение «потянет» на сумму от 50 до 100 тыс. рублей согласно обновлённой статье 5.25 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Устанавливать, есть между сторонами трудовые отношения или нет, смогут трудовые инспекторы и суды, а также сами работодатели (заказчики по договору) на основании письменного заявления лица, чей труд они используют (ст. 19.1 ТК).

Недобросовестный работодатель, который прикидывается заказчиком, теперь может «попасть» на обязанность не только заплатить штраф, но и заключить с новоявленным работником трудовой договор, а также произвести все предусмотренные налоговым законодательством обязательные выплаты за работника, да ещё и соблюсти все гарантии, положенные работнику с момента, когда он фактически приступил к работе.

Как понять, какой же договор подлежит применению?

О гранях различия

Трудовой договор — соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить сотруднику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату. 

Работник, в свою очередь, обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя (ст. 56 ТК).

Гражданско-правовой договор — это соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (ст. 420 Гражданского кодекса РФ). В нашем случае работодатель чаще всего оформляет отношения с физическим лицом договором подряда, а регулироваться возникающие отношения будут нормами ГК РФ.

Отличие в том, что трудовые отношения — это длящиеся отношения, в которых работник подчиняется внутреннему трудовому распорядку и признаёт авторитет начальства. Работник не выполняет конкретное поручение, он исполняет трудовую функцию в соответствии со своей квалификацией, работает по определённой профессии. 

Работодатель несёт ответственность за своего подчинённого: обеспечивает надлежащие условия труда, производит налоговые отчисления, обязан вовремя выплачивать заработную плату и следить за своевременным отдыхом сотрудников. Основания расторжения трудового договора чётко ограничены нормами ТК.

Подрядчик же — вольная птица: он сам определяет время и место своей работы, условия труда, порядок выполнения возложенных договором обязанностей. Он выполняет конкретное разовое задание, итог которого всегда — овеществлённый результат. 

Порядок оплаты определяется договором, сам же договор гораздо проще расторгнуть по усмотрению сторон. Чаще всего подрядчик работает со своими материалами и оборудованием. Подрядчик может привлечь к исполнению задания третьих лиц (ст. 313 ГК РФ), а вот трудовая функция работника должна исполняться им лично.

Сущность и природа отношений сторон не зависят от названия договора и его формулировок. В случае судебного разбирательства внимание будет обращено на суть оформляемых договором отношений и их специфические признаки: предмет и цель соглашения, степень личного участия, сроки (потенциальная продолжительность отношений сторон), степень самостоятельности сторон.

Если прямо не пролезем, мы пройдём бочком?

Приведёт ли новый запрет к полному исчезновению договоров подряда из трудовых отношений или у работодателей останется лазейка? Ответ на этот вопрос дают эксперты.

Оксана Дегтярь

юрист, специалист по управлению персоналом и сервисом, кадровому делопроизводству

Согласно позиции Конституционного Суда РФ, в случае признания сложившихся отношений трудовыми, суды должны устанавливать, имелись ли в действительности признаки трудовых отношений и трудового договора, перечисленные в ст. ст. 15 и 56 ТК РФ.

Наличие трудовых отношений может быть подтверждено ссылками на тарифно-квалификационные характеристики работы, должностные инструкции, а также любым документальным или иным указанием на конкретную профессию, специальность, вид поручаемой работы, распространение на работника правил внутреннего распорядка.

Как поясняет Оксана Дегтярь, доказать наличие трудовых отношений может быть сложно, если работодатель «грамотно» подошёл к составлению договора. Например, если договор имеет следующие условия:

  1. договор не длящийся;
  2. в договоре нет указания указания на работу, как на совокупность должностных обязанностей, графика и времени работы, не прописано подчинение и соблюдение внутрикорпоративных норм;
  3. заказчик не может брать на себя функции, которые предусмотрены Трудовым кодексом — оплату больничного, отпусков и т. д.
  4. оговорены условия уплаты налогов.

В случае даже разовой работы с человеком, у которого нет статуса индивидуального предпринимателя, заказчик всё равно обязан перечислять все те же налоги, какие перечислял бы в качестве работодателя своему работнику (в отношении физических лиц без статуса ИП работодатель является налоговым агентом — на него возложена обязанность уплаты налога «у источника выплаты», в соответствии со ст. 208 и 209 главы 23 Налогового кодекса РФ). Разница в том, что при договоре подряда работодатель «экономит» 2,9% за счет невыплаты взносов в Фонд социального страхования, которые отчислялись бы при выплате зарплаты работникам.

В случае признания гражданско-правовых отношений трудовыми они будут считаться таковыми со дня фактического допущения исполнителя к предусмотренным договором обязанностям. Это означает, что на исполнителя будут распространяться все права и гарантии, положенные работнику. Риск остаётся на совести работодателя.

При использовании материалов сайта rjob.ru указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!

Источник: https://rjob.ru/articles/rabota_po_dogovoru_podryada_podvodnye_kamni/

Субподряд по 44-ФЗ. Особенности применения закона

Зачем нужен запрет на ночные работы в договоре субподряда

Тема привлечения субподрядчиков при исполнении государственных и муниципальных контрактов обсуждается еще со времен Закона № 94-ФЗ, но даже сегодня остается не менее актуальной и злободневной. Дело в том, что субподряд активно практикуется исполнителями и поставщиками, причем нередко заказчик об этом даже не подозревает.

Те не менее, так сложилось, что заказчики довольно предвзято и негативно относятся к субподряду. Этому есть определенные причины, но поговорим обо всем по порядку.

Что такое субподряд?

Субподряд в рамках контрактной системы — это передача обязанностей по исполнению контракта или какой-то их части третьим лицам. Заказчику следует понимать, что субподряд это такой же нормальный механизм системы госзакупок, как и многие другие. Само по себе явление субподрядных отношений при исполнении контрактов не является хорошим или плохим.

Закон No 44-ФЗ предоставляет возможность его использования, в то время, как добросовестность и эффективность такого исполнения контракта зависят исключительно от участника.

Почему субподряд — это плохо?

Начнем с того, что, конечно же, сказать о том, что субподряд это плохо, будет ошибкой. Как было упомянуто выше, это всего лишь один из элементов контрактной системы.

В руках добросовестного участника субподряд превращается в эффективный инструмент ведения бизнеса, позволяющий расширить рамки деятельности участника, исполнять контракты большего объема и эффективно распределять взятые на себя обязательства.

Почему же возникло негативное отношение со стороны заказчиков?

Ответ прост: виной всему недобросовестные поставщики, взявшие на вооружение схему, позволяющую получать прибыль, практически ничего не делая. Сама схема довольно проста и известна:

  • участник побеждает в конкурсе, аукционе или запросе котировок и заключает контракт с заказчиком;
  • затем он находит исполнителя, готового выполнить те же работы по более низкой цене, и заключает с ним договор субподряда;
  • субподрядчик приступает к выполнению работ на основании договора с победителем и завершает их в сроки, предусмотренные первоначальным договором между заказчиком и победителем;
  • победитель получает оплату от заказчика и рассчитывается с субподрядчиком, оставляя разницу в цене себе — эта сумма и будет его прибылью.

Минус такого подхода в том, что на исполнение контракта у субподрядчика значительно меньше средств, и это неизбежно сказывается на качестве работ.

Отдельно следует сказать о том, что существует определенная категория участников — их сфера интересов очень широка: от поставки канцтоваров до ремонта помещений. При этом такие участники ничего не делают самостоятельно и существуют только на бумаге. Вся их деятельность строится исключительно на привлечении субподрядчиков.

Субподряд с точки зрения Закона No 44-ФЗ

Закон о госзакупках имеет несколько положений относительно субподряда:

  1. Заказчик имеет право установить требование, в соответствии с которым участник, не являющийся СМП, обязуется привлечь для исполнения условий контракта субподрядчиков из числа СМП в объеме, установленном заказчиком. В тексте контракта прописывается конкретный объем такого привлечения в виде процентов от цены контракта, а также меры ответственности за нарушение данного условия.
  2. В том случае, если цена контракта превышает 1 млрд. руб. (для федеральных нужд) или 100 млн. руб. (для муниципальных нужд), исполнитель обязан предоставить заказчику данные о привлекаемых им субподрядчиках, если общая сумма таких привлечений превышает 10% от цены контракта.

Запрет на привлечение субподрядчиков

Есть ли у заказчика возможность установить запрет на привлечение субподрядчиков, не нарушая закон? Мнения представителей ФАС на этот счет разнятся, поскольку с одной стороны устанавливая подобный запрет, заказчик предъявляет к участнику необоснованное дополнительное требование, не предусмотренное Законом № 44-ФЗ. С другой стороны, такой запрет можно расценить как требование не к самому участнику, а к порядку и способу исполнения контракта.

Иными словами, решение в данном случае будет зависеть исключительно от того, какую позицию займет то или иное представительство ФАС.

Выводы

Исходя из практики можно сделать несколько выводов относительно рассматриваемой нами темы:

  • устанавливая в документации о закупке запрет на привлечение субподрядчиков, заказчик втягивает себя в авантюру, результатом которой может оказаться негативное для него решение контролирующего органа;
  • следует объективно оценивать, имеют ли вообще какой-либо практический смысл попытки ограничить привлечение субподрядчиков;
  • установить наличие факта привлечения субподрядчиков зачастую не составляет труда, в этом случае заказчику следует быть максимально внимательным при приемке и экспертизе, поскольку будет ясно, что затраты субподрядчика на исполнение условий контракта были значительно меньше изначально предусмотренных.

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация

Источник: http://good-tender.ru/poleznye-stati/546-subpodryad-po-44-fz

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.