Значение федеральных налогов и сборов в системе налогообложения РФ
Состав федеральных налогов и сборов
По Налоговому Кодексу Российской Федерации | По Закону Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» |
1) налог на добавленную стоимость;2) акцизы; 3) налог на доходы физических лиц; 4) единый социальный налог; 5) налог на прибыль организаций; 6) налог на добычу полезных ископаемых;7) водный налог; 8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;9) государственная пошлина. | 1) налог на добавленную стоимость;2) акцизы;3) налог на доходы физических лиц;4) единый социальный налог;5) налог на операции с ценными бумагами;6) таможенная пошлина;7) платежи за пользование природными ресурсами;8) налог на прибыль организаций;9) государственная пошлина;10) налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;11) сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний;12) плата за пользование водными объектами;13) сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;14) налог на добычу полезных ископаемых;15) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. |
Таблица 3
Состав региональных налогов и сборов
По Налоговому Кодексу Российской Федерации | По Закону Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» |
1) налог на имущество организаций; 2) налог на игорный бизнес; 3) транспортный налог. |
|
Таблица 4
Состав местных налогов и сборов
По Налоговому Кодексу Российской Федерации | По Закону Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» |
1) земельный налог;2) налог на имущество физических лиц. |
|
2) По форме взимания различают налоги:
Тоесть выделяют налоги подоходно-поимущественные(прямые) и налоги на потребление(косвенные).
Прямыеналоги устанавливаютсянепосредственно на доход или имуществоналогоплательщика. В связи с этим припрямом налогообложении денежныеотношения возникают непосредственномежду налогоплательщиком и государством.
Примером прямого налогообложения вроссийской налоговой системе могутслужить такие налоги, как земельныйналог, налог на доходы физических лиц,налог на прибыль организаций, налог наимущество физических лиц.
В данномслучае основанием для обложения служатвладение и пользование доходами иимуществом.
Косвенныеналоги взимаются в процесседвижения доходов или оборота товаров,работ и услуг. Косвенными налогамиоблагается оборот или операции пореализации, в результате чего фактическимплательщиком налога, как правило,является потребитель. Эти налогивключаются в виде надбавки в цену товара,а также тарифа на работы или услуги иоплачиваются потребителем.
Владелец товара, работы или услуги приих реализации получает с покупателя нетолько стоимость товара, работы, услуги,но и налоговые суммы, которые затемнужно перечислить государству. Косвенныеналоги нередко называют налогами напотребление.
Эти налоги переносятреальное налоговое бремя на конечногопотребителя.
При косвенном налогообложенииналогоплательщиком является продавецтовара (работы или услуги), выступающийв качестве посредника между государствоми фактическим носителем налога –потребителем этого товара (работы илиуслуги).Примером косвенного налогообложениямогут служить налог на добавленнуюстоимость, акцизы, и др. Поступлениякосвенных налогов в казну прямо непривязано к результатам финансово-хозяйственнойдеятельности субъекта налогообложенияи фискальный эффект достигается вусловиях падения производства и дажев случае убыточной работы организации.
3)В основу классификации можно положитьи такой признак, как плательщик налога.В этом случае следует выделить тригруппы:
- налоги, плательщиками которых являются физические лица (налог на доходы физических лиц и др.);
- налоги, плательщиками которых являются организации (налог на имущество организаций, налог на прибыль организаций);
- налоги, плательщиками которых являются организации и физические лица (земельный налог, транспортный налог, государственная пошлина).
4) По источнику, за счет которогоорганизации уплачивают налоги, различаютследующие налоги:
- налоги, включаемые в стоимость продукции и оплачиваемые ее потребителями (НДС, акцизы);
- налоги, относимые на затраты (налог на имущество организаций, земельный налог и др.);
- налоги, уплачиваемые из прибыли – налог на прибыль и организаций;
- налоги, уплачиваемые за счет прибыли, остающийся в распоряжении организаций после уплаты налога на прибыль.
5) По степени обложениявыделяют тригруппы налогов:
- прогрессивные, когда тяжесть налогообложения возрастает с ростом размеров дохода или иного объекта обложения. К этой группе налогов относятся, например, транспортный налог.
- пропорциональные, когда тяжесть обложения не изменяется при изменении величины объекта (налог на добавленную стоимость, налог на имущество организаций, налог на прибыль организаций и др.);
- регрессивные, когда тяжесть обложения снижается с ростом дохода или иного объекта обложения (государственная пошлина по делам, рассматриваемым в судах, единый социальный налог).
6) В зависимости от направленияиспользованиясобранных платежейналоги делятся на:
Первые могут быть использованы дляфинансирования любых нужд государства.Вторые имеют целевое назначение, ифинансовые средства, полученные от ихвзимания, не могут быть использованына какие-либо иные нужды, кроме указанныхв законе. Налог на прибыль, НДС – этообщие налоги, а единый социальный налог– специальный.
В основу классификацииналогов может быть положен и принципраспределенияналоговых поступлений междубюджетами разных уровней. Например: вФедеральный бюджет платятся такиеналоги, как налог на добавленнуюстоимость, налог на прибыль и др.
, вбюджеты субъектов Российской Федерации– налог на прибыль, налог на имуществоорганизаций, налог на доходы физическихлиц; в местный бюджет – земельный налоги др.
Распределение налоговых платежеймежду бюджетами определяется ежегоднов Федеральном законе Российской Федерации«О Федеральном бюджете» (см. Приложение1).
7) По времени уплаты налоги бывают:
- текущие;
- единовременные;
- чрезвычайные.
Текущие налоги взимаются с определеннойпериодичностью в течение всего временивладения имуществом, получения доходав результате осуществления какой-либодеятельности. Например, НДС платитсяежемесячно или ежеквартально, атранспортный налог – ежегодно.
Уплата единовременных налогов связанас совершением каких-либо нерегулярныхсобытий. Это относится, например, к томуналогу, который был ранее, налогу наимущество, переходящее в порядкенаследования и дарения. Обязанностьуплаты данного налога возникала уфизического лица при наследовании илиполучении в дар жилого дома, дачи,садового домика, автомобиля, ценныхбумаг и другого имущества.
Чрезвычайные налоги могут вводитьсягосударством в особых случаях, например,начало военных действий.
Источник: https://StudFiles.net/preview/4239244/page:11/
Налоги и сборы действующие в РФ. Режимы налогообложения
Налоги и сборы: неотъемлемая часть предпринимательской деятельности, бизнес процессов, да и вообще жизни любого человека. Налоги и сборы являются основным способом пополнения бюджета страны и ее регионов.
Невыполнение налоговых обязательств может повлечь за собой штрафные санкции со стороны государства. Поэтому базовые знания о налоговой системе просто необходимы каждому, тем более предпринимателю.
Далее рассмотрим : какие налоги и сборы применяются в РФ, их классификацию и виды, а также специальные налоговые режимы.
Федеральные налоги и сборы
основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством.
Плательщиками налога на доходы физических лиц являются физические лица, для целей налогообложения подразделяемые на две группы: — лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации (фактически находящиеся на территории России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев); — лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, в случае получения дохода на территории России.
налоговая ставка: 9%,13%,15%,30%,35%
Налог на прибыль организаций
Это прямой налог, его величина прямо зависит от конечных финансовых результатов деятельности организации.Налог начисляется на прибыль, которую получила организация, то есть на разницу между доходами и расходами. Прибыль – результат вычитания суммы расходов из суммы доходов организации – является объектом налогообложения.
Правила налогообложения налогом на прибыль определены в главе 25. Налогового кодекса РФ.
Плательщики:
— Все российские юридические лица (ООО, АО, ПАО и пр.)
— Иностранные юридические лица, которые работают в России через постоянные представительства или просто получают доход от источника в РФ — Иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствии с международным договором по вопросам налогообложения, — для целей применения этого международного договора — Иностранные организации, местом фактического управления которыми является Российская Федерация, если иное не предусмотрено международным договором по вопросам налогообложения
налоговая ставка:
2% в федеральный бюджет (3% в 2017 — 2020 годах); 0% для отдельных категорий налогоплательщиков.
18% в бюджет субъекта РФ (17 % в 2017 — 2020 годах). Законодательные органы субъектов РФ могут понижать ставку налога для отдельных категорий налогоплательщиков, но не более чем до 13,5%(12,5 % в 2017 — 2020 годах).
Налог на добавленную стоимость (НДС)
Это косвенный налог. Исчисление производится продавцом при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) покупателю.
Сумма НДС, которую налогоплательщик-продавец уплачивает в бюджет, рассчитывается как разница между суммой налога, исчисленной им при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) покупателям, и суммой налога, предъявленной этому налогоплательщику при приобретении им товаров (работ, услуг, имущественных прав), используемых для облагаемых НДС операций.
Плательщиками НДС признаются: организации (в том числе некоммерческие) предприниматели
налоговая ставка: (0%, 10%, 20%)
Акцизы
Налогоплательщиками акциза признаются (ст.
179 НК РФ): -организации; -индивидуальные предприниматели; -лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, определяемые в соответствии с правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле. Организации и иные лица, указанные в статье 179 Налогового кодекса Российской Федерации, признаются налогоплательщиками, если они совершают операции (с подакцизными товарами), подлежащие налогообложению в соответствии с главой 22 НК РФ.
Смотри Перечень подакцизных товаров.
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
В целях налогообложения добытым полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае их отсутствия — стандарту организации.
Плательщики: организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие добычу полезных ископаемых на основании лицензии на право пользования недрами
Налоговым Кодексом определено, что указанные лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по отдельному основанию — в качестве налогоплательщика НДПИ.
Водный налог
Организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование водными объектами, подлежащее лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, плательщиками водного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, которые пользуются подземными водными объектами на основании лицензий по Закону РФ от 21.02.
92 № 2395-1 «О недрах» .
Налог на имущество организаций
Порядок исчисления налога на имущество организаций установлен главой 30 НК РФ. Налоговую ставку порядок и сроки уплаты налога определяют законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации в пределах, установленных указанной главой НК РФ, . Налоговые ставки не могут превышать 2,2 процента, если иное не предусмотрено статьей 380 НК РФ.
Налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ .
Транспортный налог
Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства (ст. 357 НК РФ).
Организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно.
Физическим лицам сумма налога, подлежащая уплате исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Налог на игорный бизнес
Сфера его регулирования – налогообложение доходов, полученных от организации и проведения азартных игр. Согласно действующему законодательству, деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах подлежит обязательному лицензированию. Такая лицензия действует бессрочно.
Торговый сбор
Устанавливается в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся торговой деятельностью через объекты движимого или недвижимого имущества (статьи 411, 412 главы 33 Налогового Кодекса Российской Федерации — далее НК РФ).
К объектам осуществления торговли относятся здания, сооружения, помещения, стационарные и нестационарные торговые объекты и торговые точки, а также объекты недвижимого имущества, используемые управляющими рынками компаниями в деятельности по организации розничных рынков (статья 413 НК РФ).
Плательщиками сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели.
Земельный налог
Порядок налогообложения земельных участков в Российской Федерации определен гл. 31 НК РФ.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Плательщиками земельного налога признаются физические лица и организации, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст.
388 НК РФ). Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя): не более 0,3% и 1,5%.
Налог на имущество физических лиц
Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество.
Объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Кодекса признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
В муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации, в которых в качестве налоговой базы будет применяться кадастровая стоимость налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих: 0,1%, 2%, 0,5%
Сборы за пользование объектами животного мира
Объектами обложения признаются объекты животного мира (т.е. сами животные) в соответствии с установленным перечнем, – при изъятии их из среды обитания.
Плательщики: граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира на территории Российской Федерации.
Согласно ст.
333.3 НК РФ ставки сбора устанавливаются за каждый объект животного мира отдельно.
Объектами обложения признаются объекты водных биологических ресурсов в соответствии с установленным перечнем, – изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, в том числе объекты, подлежащие изъятию из среды их обитания в качестве разрешенного прилова.
Плательщики: физические лица, индивидуальные предприниматели и организации, получающие в установленном порядке разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.
Ставки сбора установлены в рублях за 1 тонну разрешенного к вылову объекта в зависимости от бассейна, в котором разрешен вылов объектов водных биологических ресурсов.
Регулярные платежи за пользование недрами
Совокупность обязательных платежей, уплачиваемых пользователями недр при получении исключительных прав на выполнение определенных видов работ в качестве одного из обязательных условий получения и реализации права пользования недрами: — Разовые платежи уплачиваются при наступлении определенных событий, оговоренных в Лицензии (ссылка на лицензии). — Сбор за участие в конкурсе (аукционе) уплачивается при регистрации заявки. — Регулярные платежи за пользование недрами уплачиваются пользователями недр в течение периода действия Лицензии (ссылка), независимо от фактического проведения работ.
Подробнее см. Закон РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1
СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ
Единый налог на вменённый доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) При исчислении и уплате ЕНВД размер реально полученного дохода значения не имеет, налогоплательщики руководствуются размером вмененного им дохода, который установлен Налоговым кодексом РФ. ЕНВД применяется в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности (п.2 ст.346.26 НК РФ).
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Один из налоговых режимов, который подразумевает особый порядок уплаты налогов и ориентирован на представителей малого и среднего бизнеса. В связи с применением УСН, налогоплательщики освобождаются от уплаты налогов, уплачиваемых в связи с применением общей системой налогообложения:
Патентная система налогообложения (ПСН)
Вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и применяется на территориях указанных субъектов Российской Федерации. Налогоплательщиками признаются индивидуальные предприниматели, перешедшие на патентную систему налогообложения Переход на патентную систему налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения индивидуальными предпринимателями осуществляется добровольно
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)
Специальный налоговый режим, который разработан и введен специально для производителей сельскохозяйственной продукции. В целях налогообложения к сельскохозяйственной продукции относится продукция растениеводства, сельского и лесного хозяйства, животноводства, в том числе полученная в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов.
Налогоплательщики — сельскохозяйственные товаропроизводители: организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, а также оказывающие услуги сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства и животноводства, также рыбохозяйственные организации и ИП.
Источник: https://otbiznes.ru/nalogi-i-sbory/
Значение федеральных налогов и сборов в системе налогообложения РФ
К федеральным относят налоги, которые установлены в рамках Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) и обязательны к уплате по всей России.
Налоговым кодексом РФ четко определяются основные элементы налогообложения: объект, ставки, база для исчисления налогов, а также порядок их уплаты. Значение федеральных налогов и сборов можно разделить на две составляющие: социальное и экономическое.
Эффективное налогообложение является основным инструментом при реализации социальной политики государством. За счет него оказывается социальная поддержка определенным слоям населения, повышается уровень жизни, обеспечивается социальная справедливость.
Важным способом обеспечения социальной функции налогообложения является выравнивание налоговой нагрузки среди налогоплательщиков. На практике применяются схемы вертикального и горизонтального налогового выравнивания.
С точки зрения экономической сущности налогообложение позволяет гражданам страны принимать активное участие в формировании доходов бюджета и контролировать его расходование Правительством. В свою очередь Правительство за счет регулирующей и контрольной функции налогов имеет возможность оказывать воздействие на деятельность налогоплательщиков.
Регулирующая функция позволяет регулировать уровень дохода различных слоев населения. Основными инструментами исполнения являются льготы, «налоговые каникулы», скидки, кредит.
Контрольная функция позволяет оценить эффективность от повышения или снижения налоговой ставки. На основе данной функции разрабатываются поправки в налоговую систему страны.
В России сбор налогов осуществляется с физических и юридических лиц, собранные средства перечисляются на счет Федерального Казначейства. В полномочиях этого государственного органа — дальнейшее распределение средств в бюджеты всех трех уровней, а именно, федерального, областного (республики, края) и местного.
К примеру, налог на прибыль и НДС регулируются на федеральном уровне, налог на транспорт поступает исключительно в областные бюджеты, а на земельные участки зачисляется в доходы местного бюджета.
Уровень средств, который будет направлен в тот или иной бюджет, определяется ежегодно Государственной Думой. Формирование бюджетов на предстоящий год осуществляет на основании анализа текущего уровня сбора налогов и на основании прогнозных данных. В течение года средства от налогоплательщика поступают ежедневно и распределяются они по трем бюджетам также ежедневно.
Из-за отклонения плательщиков от уплаты налогов государство не может своевременно исполнить свои запланированные обязательства, в связи с чем неуплата налогов является уголовно наказуемым преступлением.
Виды федеральных налогов и сборов
Виды налогов распределены между уровнями власти в зависимости от их полномочий. Данное распределение закреплено Налоговым кодексом РФ. Статьей 13 НК РФ установлен перечень налогов и сборов, отнесенных к федеральным.
Следует отметить различие между налогами и сборами. Налоги уплачиваются в бюджет на безвозмездной основе, а сбор предполагает получение плательщиком услуги, которую может оказать только государственный орган власти.
На добавленную стоимость
Налог на добавленную стоимость признан сильнейшим инструментом воздействия на внутренние экономические процессы. Налоговая база зависит от стоимости конкретного товара (услуги), при этом для каждого вида товара или услуги применяется собственный размер ставки.
В России стандартная ставка НДС составляет 18%, на некоторые виды применяется 10% или 0%. Дифференцирование ставок позволяет избежать роста цен на товары первой необходимости, поддерживать отечественных производителей, а также регулировать определенные сферы бизнеса.
В отличие от других налогов, часть НДС может быть возмещена. Для этого покупателю необходимо предъявить в налоговый орган подтверждающие документы.
Предположим, что фирма закупила товар на 1 000 000 рублей, покупателю будет перечислено 1 180 000 рублей, так как НДС применен в размере 18%. Далее фирма реализует товар с наценкой 50%. Сумма, полученная от продажи, равна 1 500 000 рублей и 270 000 рублей (сумма налога НДС). В бюджет фирма перечислит только с суммы продажи товара, то есть:270 000 – 180 000 = 90 000 рублей.
Товар, приобретенный на территории России, облагается по ставке НДС 18%. Если в дальнейшем он будет экспортирован, то применяется ставка 0%. И в этом случае не налогоплательщик выплачивает средства, а налоговые органы возмещают уплаченные 18%.
На прибыль
Плательщиками налога на прибыль являются российские компании и иностранные, получающие прибыль в России. Не уплачивают данный вид налога индивидуальные предприниматели и компании, находящиеся на специальных режимах налогообложения.
Стандартная ставка налога на прибыль в России составляет 20%, из которых 2% идут в федеральный, а 18% — в региональный бюджет. Регулировать размер ставки власти могут на местном уровне, снизить они могут до 13,5%, но к этому должны прибавить 2% в обязательном режиме.
Базой для расчета данного налога является разница между полученными доходами и понесенными расходами компанией. Если за год компания получила 4 500 000 рублей дохода, а понесенные расходы составили 2 700 000 рублей, следовательно, прибыль равна 1 800 000 рублей.
При расчете по ставке 20% в местный бюджет будет направлено:
1 800 000 * 18% / 100% = 324 000 рублей
В федеральный бюджет:
1 800 000 * 2% / 100% = 36 000 рублей
Если ставка в местном бюджете будет снижена до 13,5%, то будет направлено:
1 800 000 * 13,5% / 100% = 243 000 руб.
В федеральный:
1 800 000 * 2% / 100% = 36 000 руб.
Таким образом, в независимости от того, какая ставка будет принята на местном уровне, сумма отчисления в федеральный бюджет будет неизменна.
Акцизы
Оплата акциза является обязательной на территорию всей России, включает в себя определённых список товаров. Под акциз попадают:
- спиртные напитки;
- табачные изделия;
- топливо (бензин, газ);
- моторные масла.
Ставки для начисления акциза приняты по всей стране едины и подразделяются на два вида:
- Твердые — устанавливаются в абсолютном значении.
- Комбинированные — сочетают в себе твердую ставку и долю от стоимости подакцизного товара.
На доходы физических лиц
Налог на доходы физических лиц уплачивается всеми гражданами Российской Федерации, а также иностранными гражданами, которые получают доход на территории государства.
Ставки налога на доходы физических лиц в российском законодательстве различны. Общая ставка данного налога составляет 13%, ею облагается большая часть доходов населения: заработные платы, оплата по гражданско-правому договору, доходы от продажи имущества.
К примеру, в январе размер заработной платы сотрудника составила 58 000 рублей. Согласно Налоговому кодексу РФ компания, в которой работает сотрудник, должна перевести в пользу государства 7540 рублей:
58 000 * 13% / 100% = 7540 рублей
Перечисляется налог на доход физического лица в приведенном примере компанией, так как она является налоговым агентом.
На добычу полезных ископаемых
Налогоплательщиками являются организации, а также ИП, которые занимаются добычей из недр земли.
В качестве налоговой базы может выступать стоимость добытых ископаемых либо их количество. Стоимостная характеристика применима к добытым полезным ископаемым за исключением газового конденсата, газа, нефти.
Расчет различен для стоимостных и количественных характеристик. Процентная ставка при стоимостном виде зависит от полезного ископаемого и может колебаться от 0% до 8%. Ставка при количественном виде исчисляется в рублях на тонну и может составлять от 24 до 493 рублей.
Водный
Водный налог позволяет обеспечить эффективное и рациональное использование ограниченного ресурса России – воды. Данный налог распределяется следующим образом:
- 2/5 – направляется в федеральный бюджет;
- 3/5 – перечисляется в местный бюджет.
В Налоговом кодексе РФ предусмотрены отчисления в следующих случаях:
- если водные ресурсы используются для производства электроэнергии;
- водные ресурсы используются при сплаве древесины;
- при заборе воды из определённых объектов.
На размер ставки влияет область, вид деятельности, тип водного объекта и иные факторы, предусмотренные законодательством. Налог исчисляется из налоговой базы, умноженной на ставку и коэффициент, предусмотренных ст. 333.12 НК РФ.
За пользование объектами природного мира
Данный вид сбора взимается с 2014 года, плательщиками по нему могут быть как физические, так и юридические лица. Для пользования объектами природного мира налогоплательщик должен получить специальное разрешение – лицензию.
Ставка, применяемая для исчисления сбора, установлена для каждого объекта природного мира и едина по всей стране. Существует два вида ставок:
- 0% — если объект природного мира ликвидирован под угрозой человеческой жизни, проводится регулирование численности животного мира;
- 5% — при отстреле особей, чей возраст не достиг 1 года.
Для расчета применяется формула:
Сбор = ставка * количество
К примеру, согласно статье 333.3 НК РФ ставка сбора на тетерева составляет 15 000 руб., следовательно, при отстреле 3 особей налогоплательщик должен заплатить в бюджет 45 000 руб.
Государственная пошлина
Государственная пошлина уплачивается юридическими и физическими лицами при обращении в органы федерального или местного уровня для получения определенных видов услуг.
Законодательством предусмотрены множество случаев уплаты государственной пошлины население. Некоторые могут достигать значительных размеров, и лицо не может выплатить пошлину единовременно, в этом случае применяется рассрочка, без начисления процентов.
Встречаются случаи, когда госпошлина может быть возвращена:
- при переплате;
- суд возвратил иск;
- отказ нотариуса в совершении нотариальных действий;
Оплаченная пошлина для бракоразводного процесса не возвращается, а также не подлежит возврату сумма, оплаченная для регистрации в ЕГРП в случае возврата.
В условиях специального налогового режима
Специальные налоговые режимы могут предусматривать введение других федеральных налогов и сборов либо, напротив, освобождать юридические лица от уплаты некоторых из них.
Так, например, организации, применяющие упрощённую систему налогообложения, единый сельскохозяйственный налог или единый налог на вмененный доход освобождаются от уплаты налога на прибыль и НДС.
Поделитесь с друзьями в соц.сетях
Источник: https://investim.info/znachenie-federal-nyh-nalogov-i-sborov-v-sisteme-nalogooblozheniya-rf/
Федеральные налоги и сборы РФ
Налоги играют значимую роль в экономике любого современного государства. Российская федеральная налоговая служба не исключение. Она обеспечивает ключевой источник пополнения государственного бюджета. При этом все многообразие налогов РФ подразделяется на 3 вида: местные (муниципальные), региональные и федеральные.
В сегодняшней статье речь пойдёт об обязательных платежах государству на наивысшем уровне. То есть поговорим про федеральные налоги и сборы. С ними сталкивался любой из вас, и функционируют они на территории всей нашей необъятной Родины.
К тому же вопросы про федеральные налоги любят задавать на семинарах и экзаменах.
Пожалуй, стоит начать с определения. Федеральные налоги и сборы – обязательные безвозмездные платежи, установленные Налоговым Кодексом РФ, и взимаемые федеральной налоговой службой с физических и юридических лиц на всей территории России.
То есть федеральные налоги обязательны для всех и всюду, вне зависимости от того, какой это регион РФ (республика, область, край и т. д.). Соответственно ставки по ним также задаются в Налоговом Кодексе и не зависят от регионального и местного законодательства.
Это важно! Если налог именуется федеральным, это еще не значит, что он полностью зачисляется в федеральный бюджет. Например, налог на прибыль организаций частично направляется на пополнение и того бюджета субъекта РФ, где он был собран.
На 2017 год, в систему федеральных налогов входят:
- НДС;
- НДФЛ;
- налог на прибыль;
- акцизы;
- налог на добычу полезных ископаемых;
- водный налог;
- сборы за пользование объектами животного мира и водных биоресурсов;
- государственная пошлина.
Итого 8 налогов и сборов федерального уровня. Их сравнительный анализ приведен в таблице.
Система федеральных налогов РФ
Отмечу, что в таблице, как и далее в статье, информация приведена с некоторыми упрощениями. Я не ставил себе целью в мелочах описать здесь федеральные налоги, но хотел максимально просто и доступно дать Вам общее о них представление. Поэтому за дополнительными данными рекомендую обратиться к первоисточникам. Особенно к Налоговому Кодексу РФ (далее НК РФ).
А пока предлагаю пройтись по списку федеральных налогов и сборов, и кратко ознакомиться с их ключевыми особенностями.
Налог на добавленную стоимость
Первый федеральный налог, рассматриваемый нами – налог на добавленную стоимость, или как его обычно сокращают, НДС. Подробно все его аспекты описаны в главе 21 НК РФ ч. 2.
НДС – это форма обязательной уплаты в госбюджет доли от стоимости товара (материального или нематериального продукта, услуги), создаваемой на всех этапах производственного процесса, и вносимая в бюджет по мере его реализации потребителям.
НДС – косвенный налог. То есть это такой вид налога, который устанавливается в форме надбавки к цене товара. Получается, что, по сути, налог платит покупатель товара, а продавец выступает в роли сборщика налога.
Налогоплательщики НДС: юридические лица, ИП, организации занимающиеся перевозкой груза через таможню. Объекты налогообложения: реализация товаров на территории России, ввоз продукции из заграницы.
Основная налоговая ставка в случае НДС – 18%. Кроме того, в некоторых ситуациях используется пониженная ставка: 10% (реализация мясных и молочных продуктов, яиц, сахара, соли; продажа определенных детских товаров, журналов и газет, медикаментов и пр.) или 0% (услуги международной транспортировки товаров, сбыт экспортируемой продукции и пр.).
Налог на доходы физических лиц
Подоходный налог, он же налог на доходы физических лиц (НДФЛ) – доля взимаемая от совокупного дохода физических лиц.
Это прямой налог, поскольку он взимается напрямую с дохода физического лица им заработанного или полученного иным способом. Например, с зарплаты работника предприятия.
Платить НДФЛ обязаны все физические лица – резиденты РФ, а также лица налоговыми резидентами России не считающиеся, но извлекающие экономическую выгоду из источников на территории нашей страны.
Объект налогообложения, как сказано ранее – доходы физического лица, за рядом исключений. К таким исключениям, освобождаемым от налогообложения, относятся: разнообразные компенсационные выплаты, государственные пособия, пенсии, научные гранты, алименты и пр.
Основная налоговая ставка НДФЛ на 2017 год – 13%. Но ставка может быть повышена в ряде случаев. Так она может составлять: 9% — для процентов по ряду облигаций, 30% — для лиц, не являющихся резидентами РФ, и некоторых видов ценных бумаг, 35% — для выигрышей в лотереях.Также российские налогоплательщики вправе получить налоговые вычеты, ознакомиться с которыми можно в главе 23 НК РФ ч. 2.
Налог на прибыль организаций
Налог на прибыль организаций (НПО) – федеральный налог, взимаемый как определенная доля от прибыли юридического лица.
Налог на прибыль – прямой налог, уплачиваемый российскими организациями (предприятиями, коммерческими банками, торговыми сетями) и иностранными организациями получающими доходы в РФ. Объект налогообложения – прибыль юридического лица (доходы за вычетом расходов).
Базовая ставка в случае НПО – 20%. При этом 2% уходит в федеральный, а 18% перечисляется в региональный бюджет (с 2017 года это соотношение иное: 3% и 17%, соответственно).
В ряде случаев (например, для предприятий особых экономических зон) может применяться пониженная налоговая ставка. Подробности – в главе 25 НК РФ ч. 2.
Налог на добычу полезных ископаемых
НДПИ – прямой федеральный налог, который платят организации и предприниматели, являющиеся пользователями земных недр и добывающие полезные ископаемые (нефть, уголь, руды металлов, торф, минеральные воды, известняк, гранит, алмазы, апатиты и пр.).
ИП и юрлица платят НДПИ при добыче полезных ископаемых, являющихся государственной собственностью РФ (а это почти все природные богатства, кроме песка, мела и некоторых типов глины). При этом «добытчикам» необходимо оформить разрешение. Подробнее в главе 26 НК РФ ч. 2.
Налоговые ставки, применяющиеся в случае федерального налога на добычу полезных ископаемых, разнообразны и зависят от их вида и обстоятельств добычи. Они могут быть заданы в абсолютном или относительном выражении.
Например: 4% — при добыче горючего торфа; 6,5%- при разработке драгоценных металлов (кроме золота). Или 11 рублей за тонну суббитоминозного, или иначе бурого, угля (при этом ставка еще перемножается на дефлятор).
Сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов
Эти сборы – обязательные платежи, уплачиваемые в бюджет физическими лицами (в т. ч. ИП) и организациями, получившими разрешение на добычу представителей фауны на территории РФ и/или водных биоресурсов в ее водах.
К объектам налогообложения здесь относятся, говоря простым языком, звери, птицы и рыбы. Ставка этого сбора зависит от вида животного или рыбы. К примеру, установлено 20 руб. за фазана, 450 руб. за косулю или 3500 руб. за тонну улова минтая из Охотского моря. Соответствующие данные имеются в главе 25.1 НК РФ ч. 2.
Федеральные налоги и сборы
Энциклопедия МИП » Налоговое право » Общие положения » Федеральные налоги и сборы
Федеральные налоги и сборы устанавливаются уполномоченными лицами.
Система налогов и сборов установлена в главе 2 НК РФ. Она предполагает деление обязательных платежей на федеральные, региональные и местные.
При этом, в качестве критерия, согласно которому определяется их состав, служит не адресат уплаты (поступление в бюджет определенного уровня) или порядок администрирования, а органы власти, устанавливающие правила исчисления и взимания, а также территория, на которой будет действовать соответствующий акт.
Определение таких обязательных платежей дано в ст. 12 НК РФ. Федеральные налоги и сборы являются платежами, установленными Российской Федерацией, в лице уполномоченных органов, согласно определенной процедуре, и обязательные к уплате, как правило, на территории всей страны.
Общая характеристика этих платежей предполагает следующие признаки:
- Закон относит вопросы установления этих налогов и сборов на федеральный уровень. Региональные и местные власти не вправе принимать решения, регулирующие администрирование, учет и контроль таких платежей, а также любые иные правила, относящиеся к федеральным налогам. Примерами служит НДС и пошлины;
- Законодательство требует установления этих обязательных платежей определенным органом власти. Это может сделать только Государственная Дума. Никакой орган управления (агентство, служба, контроль и др.) не может выполнять функции по установлению налогов и сборов;
- Закон регламентирует процесс принятия актов, предусматривающих каждый новый обязательный платеж. Расчет сделан на сохранении единства налоговой системы;
- Платежи обязательны к внесению на всей территории РФ. В состав таковых не входят специальные налоговые режимы.
Отличие федеральных от региональных и местных платежей
Главным отличием служит то, что на федеральном уровне определяются все обязательные элементы налогов. К ним относится порядок исчисления (расчет), порядок и сроки уплаты, ставка, база, налоговый период и объект налогообложения.
Примером служат нормы об установлении НДС. На региональном и местном уровне речь идет лишь о возможности определять отдельные параметры. К ним относятся ставки, порядок и сроки уплаты. Также региональные и местные власти могут решать вопросы определения базы и применять льготы, если такие полномочия предусмотрены НК РФ.
Также в состав отличий входит действие актов региона и муниципалитета в пространстве. Оно ограничено соответствующими административными границами, в рамках которых обязательны местные и региональные акты.
Существует мнение, что система обязательных платежей предполагает администрирование, учет и контроль на локальный уровень. Оно не соответствует реальному положению. Администрирование и контроль уплаты всех видов налогов осуществляет инспекция ФНС. Властями на местах не могут создаваться профильное агентство или служба, выполняющие эти функции.
Функции и значение федеральных налогов и сборов
Система федеральных налогов выполняет 2 основные функции.
Фискальная задача связана с необходимостью наполнять бюджет, доходы которого формируют налоговые поступления от граждан и организаций. Согласно положениям российской конституции, значительный состав полномочий передан в центр.
По этой причине, управление страной требует наличия развитой и предсказуемой системы уплаты сборов и налогов. С этим же связано то, что каждая налоговая инспекция входит в единую структуру.
Эта служба осуществляет администрирование, учет и контроль за исполнением обязанностей в сфере обязательных платежей.
Другой функцией служит экономическое стимулирование. Чтобы в бюджет поступали доходы, нужно обеспечивать условия для деловой активности. Поэтому система налогов подлежит постоянной адаптации к изменяющимся требованиям экономики.
Отнесение значительного числа отдельных обязательных платежей к федеральным призвано обеспечить стандартные правила на всей территории РФ.
Это служит одним из неотъемлемых элементов единого экономического пространства.
Может показаться, что эти функции входят в противоречие. Однако налоговый режим должен способствовать поиску правильного баланса интересов публичных и частных субъектов. Примером служит НДС. Точный расчет позволяет развивать экономику и поддерживать социальную сферу, льготы отдельным категориям граждан и организаций. Льготы могут служить и инструментом стимулирования инвестиций.
Порядок установления налогов и сборов
Для того, чтобы у налогоплательщиков появилась обязанность уплаты, необходимо соблюдение ряда процедур. Они включают право принятия решения, его форму и содержание.
Согласно требованиям ч. 2. ст. 12 НК, акты, устанавливающие новые налоги и сборы должны приниматься представительным органом власти. Им является Государственная Дума, принимающая законодательство.
Такая система принятия налоговых актов традиционна. Считается, что такое политическое решение имеют право принять депутаты, избранные налогоплательщиками. Если бы решения могли принимать органы управления, состав которых сформирован административным способом (агентство, служба, инспекция и другие виды исполнительных структур), то в отрасли возник бы хаос.
Также упорядочена система связанная с рассмотрением налоговых законопроектов. Перечень ее субъектов ограничен ст. 104 российской Конституции. Среди органов управления, которым предоставлено такое право имеются Правительство РФ и Президент.При этом, любой налоговый законопроект может быть внесен только при наличии заключения Правительства. Это касается любых субъектов, включая депутатов Думы. При этом, в расчет не берется мнение этого органа. Чтобы появилось право рассмотрения проекта, значение имеют оценки затрат или характеристика влияния на доходы бюджета.
Если проект закона разрабатывается отдельным органом, осуществляющим управление (агентство, инспекция, служба), то он должен согласовываться во всех вышестоящих исполнительных органах.
Сложившаяся практика требует заключения Минфина, как структуры, реализующей основы налоговой политики. Итогам движения инициативы становится рассмотрение ее Правительством.
Если она одобряется, то происходит внесение проекта в парламент.
Особенности установления обязанностей по уплате
Закон требует, чтобы новые налоги были введены в форме дополнений или изменений в НК РФ. Принятие законодательного акта в другой форме не допускается.
Важны и сроки внедрения изменений. По общему правилу, поправки не могут вступать в силу ранее 1-го месяца с даты опубликования. Кроме того, они не могут вступить в силу ранее следующего налогового периода.
Другим важным правилом служит полная определенность налога. Принятые правила требуют следующий перечень: объект налогообложения базу, ставку, налоговый период, порядок исчисления (расчет) и порядок уплаты. Если отсутствует хотя бы один из этих элементов, налог считается неустановленным и налогоплательщик имеет право не вносить платеж в доход бюджета.
При этом, льготы не являются обязательным элементом этого платежа. Их установление зависит от конкретной ситуации. Часто льготы предоставляется пенсионерам и инвалидам, позволяя им получать дополнительные доходы.
Установление сбора (пошлины) предполагает определение плательщика и часть элементов налога. В частности, отсутствует налоговый период.
Источник: https://advokat-malov.ru/obshhie-polozheniya/federalnye-nalogi-i-sbory.html