Достойная профессия учителя: особенности и обязанности
Учитель
Когда мы добиваемся успехов, говорим: «У меня были хорошие учителя». Если ничего не получается, выражаем недовольство: «Нас этому никто не учил». Человек приходит в мир без знаний, навыков и опыта. Его способности запрятаны далеко.
К окружающей среде он не приспособлен. Ему требуется объяснять суть вещей. Кто просветит маленького невежу — наставник-гений, педагог-посредственность? Вопрос настоящего и будущего. Учитель не профессия — способность быть щедрым, талант отдавать.
Умеете это делать? Добро пожаловать в наш профсоюз!
История и эволюция учительства
Слово «педагог» подарили нам древние греки. Так назывался раб, который нянчился с детьми и передавал им свои умения.
Первые люди не знали разделения труда и все делали вместе. Младшие члены общины наблюдали за тем, что делают старшие. Старейшины делились опытом. Рукастые обучали неумех. Знатоки удовлетворяли интерес любознательных. Человечество училось всегда, начиная с момента своего появления.
С возникновением орудий труда, люди поделились на группы по роду занятий. Одни пахали землю, другие охотились, третьи готовили пищу. Специфические навыки передавались от одного члена общины другому.
Вскоре человек начал задумываться о духовном росте своих потомков, нравственном воспитании детей, интеллектуальном развитии, подготовке к жизни в социуме. Так появились первые учителя-воспитатели.Постепенно стали выделяться люди, которые успешно обучали детей. Их наделяли особыми полномочиями и позволяли заниматься только педагогическим родом деятельности.
В обиходе у древних греков появилось слово «схоле», от которого произошел термин «школа». Он имеет значение «отдых, досуг». Дело в том, что жители древних Афин считали — человек отдыхает, когда учится. Знакомая нам письменность и счет появились в средневековых монастырях. Монахи вообще считались лучшими учителями. Они приглашались к детям богатых людей и обучали их за определенную плату.
В Европе с развитием школы выросла потребность в людях, способных передавать знания большим группам детей. Возникла необходимость в специальных обучающих методиках. Профессия учителя постепенно становилась отдельной дисциплиной, а диапазон преподаваемых предметов значительно расширялся.
Описание и специфика профессии
Учитель — специалист, который передает знания в той или иной области, навыки, полученные в процессе труда, а также делится практическим опытом.
Профессия учитель — симбиоз разных человеческих возможностей. Люди, владеющие ей, должны иметь широкий кругозор, уметь грамотно говорить, обладать даром убеждения и талантом коммуникатора.
В современных условиях педагогу необходимо постоянно повышать свою квалификацию, чтобы передаваемые ученикам знания всегда сохраняли актуальность на рынке труда и приносили реальную пользу обществу.
Представители этой профессии несут социальную ответственность за воспитание подрастающего поколения.
От них зависит, насколько эрудированные, образованные и воспитанные граждане будут управлять страной завтра.
Несмотря на некоторое снижение престижа профессии в последние годы, она по-прежнему остается востребованной. Учителей всегда ждут в больших городах, небольших и средних населенных пунктах, маленьких сельских и деревенских поселениях.
Специфика работы учителя зависит от географического положения, социального состава населения и уровня поддержки педагогов со стороны государства в лице местной администрации.
Многие спрашивают, чем полезна профессия учителя сегодня, в период изобилия обучающих компьютерных программ, электронных учебников, онлайн и офлайн курсов, в эпоху развития искусственного интеллекта и других новых технологий.Особенность и ценность реальной, а не виртуальной, педагогики заключается в персонифицированном подходе к обучению. Как не существует двух людей с идентичным уровнем интеллекта, так нет и унифицированных методик обучения. В большей степени это касается гуманитарных дисциплин, в преподавании которых универсальные методы не работают.
Перейти на сайт школы — Бесплатный пробный урокМеждународная школа иностранных языков, включая японский, китайский, арабский. Так же доступны компьютерные курсы, искусство и дизайн, финансы и учёт, маркетинг, реклама, PR. | |
Перейти на сайт школыИндивидуальные занятия с репетитором по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, олимпиадам, школьным предметам. Занятия с лучшими преподавателями России, более 23 000 интерактивных задач. | |
Перейти на сайт школыОнлайн школа для подготовки к ЕГЭ по 4 предметам: русский, математика, английский, физика. Занятия проходят на современной IT-платформе, включающей видеосвязь, чат, тренажеры и банк задач. | |
Перейти на сайт школыОбразовательный IT-портал, который помогает стать программистом с нуля и начать карьеру по специальности. Обучение с гарантированной стажировкой и бесплатные мастер-классы. | |
Перейти на сайт школы — Бесплатный пробный урокКрупнейшая онлайн-школа английского языка, которая дает возможность индивидуально выучить английский с русскоязычным преподавателем или носителем языка. | |
Перейти на сайт школы — Бесплатный пробный урокШкола английского языка по Skype. Сильные русскоязычные преподаватели и носители языка из Великобритании и США. Максимум разговорной практики. | |
Перейти на сайт школы — Бесплатный пробный урокОнлайн школа английского языка нового поколения. Преподаватель общается со студентом по Скайпу, а урок проходит в цифровом учебнике. Персональная программа обучения. | |
Перейти на сайт школыДистанционная онлайн-школа. Уроки школьной программы с 1 по 11 класс: видео, конспекты, тесты, тренажеры. Для тех, кто часто пропускает школу или проживает вне России. | |
Перейти на сайт школыОнлайн-университет современных профессий (веб-дизайн, интернет-маркетинг, программирование, менеджмент, бизнес). После обучения студенты могут пройти гарантированную стажировку у партнеров. | |
Перейти на сайт школыКрупнейшая площадка онлайн образования. Позволяет получить востребованную интернет-профессию. Все упражнения размещены онлайн, доступ к ним не ограничен. | |
Перейти на сайт школы — Бесплатная регистрацияИнтерактивный онлайн-сервис для изучения и практики английского языка в увлекательной игровой форме. Эффективные тренировки, перевод слов, кроссворды, аудирование, словарные карточки. |
Каким должен быть учитель
Работа педагога предусматривает решение целого ряда задач. Их перечень и содержание определяют Министерство образования РФ, управления образования на местах, а также сам учитель при разработке авторских методик и программ.
Выбирая профессию учителя, стоит оценить свои способности. Хороший педагог должен:
- любить детей;
- владеть навыками педагогического воспитания;
- иметь представление об особенностях психологии детей разного возраста;
- уметь находить контакт и взаимопонимание с группой детей и отдельным ребенком в группе;
- быть внимательным и доброжелательным по отношению к ученикам, уважать личность каждого;
- знать свой предмет, свободно ориентироваться в выбранной области знаний;
- быть эрудированным, расширять границы своих знаний с учетом развития науки и новых технологий;
- интересно и доступно доносить знания до аудитории, совершенствовать свои речевые способности;
- быть лидером, авторитетом и носителем ценного мнения, уметь вести учеников за собой;
- иметь высокий уровень самодисциплины и ответственности;
- обладать самоконтролем и уравновешенностью;
- быть объективным и справедливым в случае принятии решений;
- иметь разносторонние интересы, заниматься саморазвитием;
- быть терпимым и лояльным по отношению к различным мнениям и поступкам, тактичным в отношении с людьми;
- принимать во внимание особенности воспитания ребенка в семье, его умственного и физического развития, наличие или отсутствие у него талантов, привычек и наклонностей;
- быть наблюдательным, иметь способность видеть перспективу в развитии детей.
Должностные обязанности педагога
Обязанности и права учителя регулируются должностной инструкцией, которая утверждена Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Перечень касается всех направлений деятельности педагога — от обучения и воспитания детей до внеклассной и внешкольной работы. Приведем некоторые должностные обязанности учителя:
- Заниматься обучением и воспитанием в соответствии с утвержденными образовательными стандартами.
- Подбирать программы, бумажные и цифровые учебно-методические пособия для успешного освоения материала.
- Обеспечивать достижения в обучении и подтверждение полученных результатов в образовательном процессе.
- Оценивать эффективность и результативность обучения по преподаваемому предмету.
- Вносить предложения по усовершенствованию образовательного процесса.
- Обеспечивать охрану жизни и здоровья учеников.
- Осуществляет связь с родителями или опекунами.
- На территории школы, дома и в общественных местах соблюдать этические нормы поведения, которые соответствуют общественному положению учителя.
- И другие.
Какой предмет выбрать для преподавания
Педагогическая профессия имеет много направлений, которые постоянно дополняются новыми предметами. Их появление зависит от развития системы высшего образования, а также потребностей рынка труда.
В настоящее время в педагогических учебных заведениях можно пройти обучение по следующим специальностям:
- педагогика и психология;
- дошкольная педагогика и психология;
- филология;
- иностранные языки;
- биология и химия;
- физика, технология и информационные системы;
- математика;
- география;
- история и политика;
- физическая культура, спорт и здоровье;
- изобразительное искусство.
А также:
- социально-гуманитарное образование;
- дефектология;
- журналистика и коммуникации;
- международное образование;
- и т.д.
Где получить профессию учителя
В России педагогов готовят в специализированных профессионально-технических училищах, колледжах, институтах, а также на педагогических отделениях университетов. Педагогические ВУЗы есть практически в каждом регионе.
Топ-10 лучших педагогических вузов России:
- Московский педагогический государственный университет
- Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена
- Воронежский государственный педагогический университет
- Армавирская государственная педагогическая академия
- Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
- Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина
- Российский государственный профессионально-педагогический университет
- Уральский государственный педагогический университет
- Алтайский государственный педагогический университет
- Московский государственный психолого-педагогический университет
Плюсы и минусы профессии учителя
Делиться знаниями с другими людьми — благородное и благодарное дело. Можно не стать физиком, но нельзя забыть учителя, который однажды объяснил тебе, почему летают самолеты, как быстро выкипает вода в чайнике и каким образом письмо из Москвы в Австралию долетает за одну секунду. Сравним преимущества и недостатки работы учителя.
Плюсы профессии:
- Возможности для творческой реализации.
- Непрерывный процесс совершенствования.
- Отсутствие в работе рутины.
- Наличие социальных гарантий для учителей.
- Реальные результаты вложенного труда.
Минусы профессии:
- Колоссальная ответственность.
- Большое количество обязанностей.
- Круглосуточная занятость.
- Средняя и невысокая зарплата.
- Неоднородный контингент учеников.
Резюме
Профессия учитель — трудная и ответственная, но творческая и нескучная.
Если ежедневные коммуникации с детской аудиторией для вас не обуза, а радость, если желание делиться знаниями приносит удовлетворение, не отказывайте себе в удовольствии заниматься любимым делом.
Никакая высокая зарплата на ненавистной работе не заменит вам «спасибо» от ваших любимых учеников, среди которых завтра, возможно, появятся новые Нобелевские лауреаты, выдающиеся литераторы, первооткрыватели космических планет или инженеры, учителя и врачи.
Источник: https://info-profi.net/professiya-uchitel/
Профессия учитель: плюсы и минусы. Специфика работы и требования к педагогам
Учитель — профессия самая благородная. Люди, посвятившие свою жизнь просвещению и преподаванию, оставляют в душах детей след, который впоследствии может повлиять на выбор жизненного пути. Учитель закладывает в головы учеников семя знаний, которое, прорастая, приносит плоды уже в зрелом возрасте.
История профессии учитель
Это один из самых древних родов деятельности на планете. В давние времена учителями обычно становились старшие в племени, родовой общине. Они передавали младшим членам общества свои умения и навыки.
Как отдельный институт профессия выделилась в XVII веке. В этот период люди, которые занимались преподаванием, образовали отдельную касту.
Учить других стало важным и высокооплачиваемым занятием, вскоре профессия эта обрела популярность во всём мире.
В наше время быть учителем, возможно, и не так престижно. Люди, которые посвящают этому роду деятельности жизнь, очень тяжело работают. Их труд часто не ценится, так как молодёжь не понимает значения и важности этой профессии.
И только став взрослыми и самодостаточными, бывшие школьники понимают, как на развитие карьеры, на их формирование, как личности, повлияли любимые, и не очень, педагоги.
История профессии учитель продолжает развиваться и в ХХІ веке, так как возникают новые направления в науке и разных сферах жизни.
Как и любой другой вид деятельности, это занятие тоже имеет две стороны медали. Профессия учитель, плюсы и минусы которой тесно переплелись, очень непростая и, наверное, одна из самых сложных.
Позитивная сторона — это постоянное общение с детьми. Если вы их любите, то преподавание принесёт вам ни с чем не сравнимое удовольствие.
Постоянно быть со школьниками, слушать их ещё такие «зелёные» мнения, видеть искренние улыбки — дорогого стоит.
Длительный отпуск — тоже позитивная сторона. Когда в школе каникулы, учитель тоже может передохнуть и расслабиться. Хотя это редко делают люди, чья профессия учитель. Плюсы и минусы этой деятельности видны как на ладони.
Поэтому государственную работу, социальные гарантии, которые она даёт, и стабильность можно также отнести к преимуществам.Безусловным плюсом также является постоянная работа над собой, самообучение, ведь прогресс идёт вперёд, и знания нужно давать, идя в ногу со временем.
Минусы работы в школе
Трудность этой деятельности — неоспоримый факт. Профессия учитель, плюсы и минусы которой мы рассматриваем, требует от человека большого терпения. Ведь школьники не всегда бывают весёлыми, умными и вежливыми.
Иногда встречаются «трудные» дети, двоечники, хулиганы. Все малыши разные, и разгадать их — это полдела.
Нужно уметь найти ко всем без исключения подход, поставить их на стезю исправления, убедить в том, что учение — свет, а тьма будет в жизни обязательно, если вести себя неподобающим образом.
К минусам также можно отнести постоянные стрессовые ситуации, связанные с работой с несовершеннолетними. Учитель за каждого в ответе. И если с учеником что-то случится, то виноват будет учитель, мол, не уследил.
Низкая зарплата и работа на дому, связанная с проверкой тетрадей, также не каждому по душе.
Подготовка к новым урокам отнимает массу личного времени, что, без сомнения, является обратной, не очень приятной, стороной медали.
Специфика педагогической деятельности
Мы уже знаем, что особую роль в жизни человека играет профессия учитель. Плюсы и минусы деятельности, её давнее происхождение и особый подход — всё это мы обсудили. Но не стоит забывать и про специфику этой работы. В первую очередь это сокращённый рабочий день: 4—6 часов.
Также это использование своего свободного времени для работы на дому. Специфика также заключается в длительном летнем отпуске. А ещё в длительной стратегии работы, ведь результат никогда не заметен сразу, а спустя годы, иногда десятилетия.
В своей работе учителя должны чётко следовать программе, вольнодумство в школе не приветствуется, хотя некоторые новации вполне допустимы.Специфичность — работа с детьми. Понять язык, вникнуть в проблемы и распутать иногда их сложные взаимоотношения тоже сможет далеко не каждый взрослый человек. Поэтому это — еще одна особенность педагогической деятельности, которая очень демонстрирует сложность работы педагога, его каждодневный нелёгкий специфический труд.
Требования к учителям
Они очень жёсткие и строгие. Например, учитель русского языка. Профессия обязывает безукоризненно владеть речевыми оборотами, правилами синтаксиса, морфологии, пунктуации и так далее.
Такой человек должен не только следить за своей речью, но и быть примером в том, как правильно нужно говорить, как вести себя в той или иной ситуации.
Словарь, правила написания слов, их значение — всё это может меняться, и нужно следить за всеми новациями.
Как и любой другой учитель, преподаватель русского языка должен также участвовать в методической работе, в творческой жизни школы, обязан сохранять дисциплину в классе, анализировать успеваемость, общаться с родителями и добиваться полного усвоения знаний. Поставленных задач много, и справиться с ними должен один человек — учитель. Даже его одежда и причёска не должны быть, как у других. В них также соблюдается строгость, сдержанность и скромность.
Учитель — нелёгкая профессия, со множеством обязанностей и задач. Но если к ней прикипеть всей душой и полюбить её всем сердцем, отдача не заставит себя долго ждать. Лет через 10—15 в двери класса постучится бывший двоечник Вася, обнимет и похвастается своим новым научным открытием. И тогда вы поймёте, что жизнь прожита недаром, даже если это жизнь простого учителя.
Источник: http://fb.ru/article/158398/professiya-uchitel-plyusyi-i-minusyi-spetsifika-rabotyi-i-trebovaniya-k-pedagogam
Профессия учитель
Учитель – человек, задействованный в сфере образования, который обучает и воспитывает молодое поколение. Его задача так преподнести информацию, чтобы слушатели смогли ее запомнить, понять и научились использовать полученные знания в жизни.
Основная цель преподавателя – обучать, воспитывать, развивать способности детей, а также обучаться самому на протяжении всей жизни.
Педагог не только обучает наукам, но и воспитывает в людях духовность и нравственное начало. Подробности о работе и учительских буднях узнаете из видео:
История профессии
Если углубится в историю, то все начиналось с простых вещей, когда старшее поколение делилось своими знаниями с молодыми людьми. Таким образом, происходило развитие первобытного общества.
- Первые школы стали появляться в Древней Греции. В этом регионе родилось большое число талантливых людей. Древнегреческие философы и по сегодняшний день известны всему миру.
- В Средние века правители и монахи должны были получить образование в обязательном порядке. Стали появляться первые университеты.
- Массового характера образование достигло лишь в период Нового времени. Все знатные особы проходили обучение. Девушки учились в закрытых пансионах, где их обучали музыке, иностранным языкам, правилам хорошего тона. Для молодых людей стало престижным получение военных специальностей. Приобретает популярность обучение на дому.
- Со временем занятия стали проходить в общественных и воскресных школах. Образование стало доступно даже для простолюдинов. В советские времена в учебу погрузилось все население. Не было такой деревни, где бы отсутствовала школа. Вот с этого времени профессия педагога стала довольно-таки распространенной и востребованной.
Профессиональный праздник
Для работников сферы образования знаменательным днем стал День учителя. До 1994 года его праздновали в первое воскресенье октября, а сегодня торжество отмечают 5 октября
Разновидности (специализация)
Профессия педагог включает в себя такие специальности, как:
- воспитатель дошкольного учреждения, ведущую роль в организации воспитательно-образовательного процесса;
- учитель младших классов;
- учитель-предметник в школе (учитель физики, математики, географии, учитель истории, химии, ИЗО, учитель трудового обучения, учитель информатики и прочие);
- преподаватель в среднем и высшем учебном заведениях.
Можно работать преподавателем или учителем, специалистам, которые прошли курс педагогического образования или он входил в курс обучения, а так же тем людям, которые освоили одну из специфических специальностей:
- педагогику;
- учитель начальных классов;
- педагогику дополнительного образования;
- хореографию.
Требования к профессии педагога
Учитель должен быть примером во всем для своих учеников, поэтому к людям этой профессии предъявляют повышенные требования.
Кроме того, что педагогическое образование предполагает богатый опыт, стремление к постоянному самообучению и развитию, от педагога ждут, чтобы он:
- отлично знал свой предмет;
- умел ладить и находить общий язык с детьми всех возрастов и их родителями;
- красиво и интересно подавал материал аудитории;
- владел ораторским мастерством;
- был хорошим организатором и умел договариваться с людьми;
- демонстрировал гибкость;
- умел быстро принять необходимое решение;
- любил детей;
- подходил к преподаванию творчески;
- умел подстраиваться под ситуацию и вносить коррективы в учебный план, чтобы добиться необходимых результатов;
- проявлять находчивость при любых обстоятельствах;
- умел воплощать в жизнь педагогические цели;
- обладал грамотной речью и проявлял ее при письме;
- выявлял интересы учащихся;
- подходил к ситуации с психологической точки зрения;
- был примером для окружающих.
Должностные обязанности учителя
На должности педагога, человек обязан выполнять следующие функции:
- Формировать рабочие программы и календарный план работы на весь период учебного года. Он обязан включать цель, задачу курса, и каким должен быть результат, чего должны достичь и что усвоить ученики.
- Составлять поурочные планы. Обычно их готовят вечером к завтрашним занятиям. Каждый вечер, готовясь к завтрашнему дню, педагог подробно описывает план проведения урока, подготавливает ответы на возможные вопросы учащихся.
- Выбирать наиболее действенный метод работы. Ведь, чтобы материал был максимально усвоен, его необходимо подать в доступной и интересной форме.
- Брать на проверку тетради: исправлять ошибки, оценивать сочинения.
- Составлять различные официальные бумаги: рекомендательные письма, описания, характеристики и прочее.
- Внимательно заполнять журнал, так как в нем нельзя допускать ошибок.
- Проводить уроки, ежедневно выступая перед учениками, излагать необходимый материал, ставить актуальные цели и задачи.
- Все держать под контролем: поведение, успеваемость детей, их взаимоотношения со сверстниками.
- Справедливо оценивать знания, не руководствуясь личными симпатиями.
- Дополнительно вести кружки и секции.
- Направлять учащихся в нужном направлении при занятиях ими научной деятельностью, обсуждать с ними их доклады и исследования, указывать на возможные ошибки.
- Заниматься самообразованием. Со временем все изменяется, как в повседневной жизни, так и в сфере образования: происходят новые открытия, подтверждаются недоказанные ранее факты. Хороший преподаватель следит за изменениями, происходящими в мире.
- Проводить родительские собрания.
- Организовывать различные мероприятия, как в стенах класса, так и общего школьного масштаба.
- Сопровождать школьников при групповых поездках в турпоходы и на другие культурно-массовые мероприятия.
Ответственность учителя
Педагогические работники несут ответственность, кроме как за ненадлежащее выполнение пунктов раздела «обязанности» своей должностной инструкции, за жизнь и здоровье детей.
Они могут быть привлечены к административной ответственности за:
- оскорбление детей;
- избиение школьников, даже если это удар линейкой по рукам;
- постоянное психологическое воздействие на психику ученика;
- вымогательство денежных средств для собственных нужд.
Полномочия
К сожалению, у современного учителя практически нет никаких прав.
Конечно, в трудовом договоре сказано, что он имеет право на:
- неполный рабочий день – но в свободное от занятий время, ему приходится проверять тетради, готовить тему следующего урока, встречаться с родителями;
- на защиту своего достоинства – однако, случается, что в адрес людей этой профессии нерадивые школьники бросают ругательства, и при этом остаются безнаказанными;
- на охрану собственного здоровья в рабочее время – вот только часто педагогам приходится пребывать в стрессовом состоянии, работая с тяжелыми детьми;
- невыполнение поручений администрации, если они не прописаны в его должностной инструкции – но отказавшись провести концерт или сделать ремонт, ты сразу станешь « изгоем» общества;
- невмешательство родителей в учебный процесс – однако, учителям постоянно предъявляют претензии по поводу воспитания, обучения и оценки знаний их детей.
Особенности профессии
- Деятельность педагога находится в тесной взаимосвязи с работой воспитанника.
- Учитель готовит и формирует будущее общество страны, поэтому он должен прививать детям принципы и идеалы, надиктованные социумом, приближая их к общественно значимым.
Профессиональные навыки и умения
Подавая резюме на вакансию преподавателя в разделе « навыки и умения» стоит указать следующее:
- знания общих или специальных предметов, на которых специализируется соискатель;
- знание основ детской психологии и опыт ее применения;
- умение пользоваться ПК и другой офисной техникой;
- навыки охраны здоровья детей в учебном заведении;
- участие в организации культурно-массовых детских мероприятий, таких как постановка танцевальных номеров, ведение экскурсий, туристических походов и прочее;
- опыт проведения факультативных занятий и знание методики образования;
- работа с документацией и познания в области делопроизводства (составление отчетности, ведение журналов).
Личные качества учителя
Профессия подходит людям, которые:
- любят детей;
- наблюдательны: умеют разглядеть в ребенке потенциал и развить скрытые способности;
- ответственны и терпеливы;
- могут заинтересовать школьников;
- обладают ораторскими и организаторскими способностями;
- коммуникабельны и справедливы;
- способны фокусировать внимание одновременно на нескольких вещах;
- психически и эмоционально уравновешенны;
- наделены выдержкой, самоконтролем и самообладанием;
- умеют справиться с конфликтной ситуацией; терпение;
- уважают других;
- стремятся к саморазвитию и самопознанию;
- являются оригинальными, находчивыми и разносторонними личностями;
- проявляют энтузиазм и целеустремленность;
- тактичны и артистичны;
- требовательны не только к другим, но в первую очередь к себе.
Педагогами становятся люди с широким кругозором, они внимательны и обладают хорошей памятью.
Карьера преподавателя
У людей этой профессии не так уж много возможностей для карьерного роста. Вы можете дорасти до заведующего учебной частью или завуча. В перспективе можно стать директором школы.
Квалифицированным преподавателям могут предложить руководящую должность в РОНО или ГорОНО.
Для сотрудников университета все происходит по той же схеме. При хороших тенденциях, Вам предложат место декана, после чего появится вероятность занять пост ректора.
Чтобы обойти конкуренцию, требуется показать высокий уровень педагогического мастерства. Успешность оценивается, прежде всего, достижениями его учеников. Их победы в олимпиадах и конкурсах – результат работы педагога.
Должность педагога может способствовать открытию частного бизнеса или курсов по изучению в России китайского языка, итальянского языка, французского языка, а так же занятиям репетиторством.
Преподаватель иностранного языка имеет реальную возможность работать переводчиком после окончания специализированных курсов, либо на фрилансе
Места работы
Педагоги могут работать:
- в образовательных организациях, таких как детские сады, школы, колледжи, техникумы, высшие учебные заведения;
- в социальных учреждениях, например приюты, детские дома, интернаты, детско-юношеские спортивные школы и прочее;
- в органах правопорядка (детских приемниках-распределителях, колониях);
- в городских и муниципальных учебно-методических центрах.
Преподаватели зачастую дополнительно занимаются репетиторской деятельностью или ведут подготовительные занятия для дошкольников.
Сколько зарабатывает учитель
Заработная плата складывается из:
- ставки;
- надбавок;
- премий за добросовестный труд.
Учителя без опыта работы получают примерно 161 доллар, а специалисты высшей категории зарабатывают до 278 долларов. Работа в частных школах предполагает совершенно новый уровень оплаты, однако на карьерный рост в таких учреждениях вряд ли стоит возлагать надежды.
Преподаватели могут увеличить свой доход, совмещая рабочие обязанности с подработкой репетитором.
Как стать педагогом
Стать учителем возможно с наличием профильного педагогического среднего специального или высшего образования по определенному направлению. Заниматься преподавательской деятельностью также можно после окончания педагогического института, университета или колледжа. Заочная система обучения также приветствуется.
Сильной стороной педагогического колледжа является обширная практика. Благодаря ей учителя получают огромный опыт. Период обучения в нем составляет от трех до четырех лет, по истечению которых студенту выдается диплом, позволяющий ему трудоустроиться. Если Ваши амбиции предполагают карьерный рост, то нужно идти учиться дальше.
Вузы, в отличие от колледжей, дают большой объем теоретических знаний, но ограничивают будущих специалистов в практических навыках.
Жизненный урок из известного фильма. Чему нужно учить:
Источник: https://WorkKing.ru/proforientatsiya/professiya/uchitel.html
Достойная профессия учителя: особенности и обязанности
Единая должностная инструкция учителя, обязательная к применению, пока еще не создана. Действующее трудовое законодательство не содержит упоминаний о правильной последовательности ее составления.
Должностная инструкция – важный документ, гласящий о квалификационных требованиях, функциях, обязанностях и правах сотрудника. Бумага может выступать в качестве приложения к договору о трудовых взаимоотношениях или являться отдельным документом, утвержденным директором.
Общие положения должностной инструкции
Должностная инструкция учителя носит индивидуальный характер, так как ввиду отсутствия единого регламента, образовательное учреждение руководствуется собственной спецификой.
Знакомство с данным документом должно соответствовать времени приема на работу.
Если учреждение не успело его разработать своевременно, то представителем требований, прав и обязанностей может служить основной договор о трудовых взаимоотношениях.
Должностная инструкция должна состоять из следующих основных разделов:
- общие положения, определяющие минимальный уровень квалификационных требований, необходимых для занятия должности;
- виды работ, которые предстоит выполнять подчиненному после подписания договора о трудовом взаимодействии;
- перечень прав работника и ответственности, налагаемой на него в случае игнорирования своих должностных обязанностей.
После ознакомления с документом, устраивающийся на работу гражданин, должен либо расписаться под должностной инструкцией, либо продолжить поиск постоянного места работы.
Конечно, кандидат на вакантное место, может предложить внести изменения в документ, но решение о необходимости подобных действий может принять только руководитель образовательного учреждения. Очень важно достигнуть согласия в этом вопросе, потому что дальше сотруднику придется исполнять все пункты инструкции.
При составлении инструкции следует учитывать требования, отраженные в следующих нормативных актах:
- приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 761н, принятие которого произошло в августе 2010 года;
- приказ № 92, утвержденный Министерством образования РФ в феврале 1995 г.;
- трудовое законодательство;
- и пр.
В общем разделе должностной инструкции обычно содержатся стандартные требования и условия:
- учителем может стать гражданин, располагающий дипломом о высшем или среднем профессиональном образовании по специальности «Образование и педагогика» или любой другой, отвечающей соответствующему предмету;
- непосредственным начальником работника является руководитель образовательного учреждения, то есть директор школы;
- при выполнении должностных обязанностей учитель должен соблюдать Конституцию, Конвенцию о правах ребенка, закон «Об образовании», указы Президента и другие нормативные акты.
Документы для скачивания (бесплатно)
- Должностная инструкция учителя
Обязанности и задачи
Главной задачей любого педагога является обучение подрастающего поколения. Для этого необходимо: тщательно готовиться к проведению каждого урока, добросовестно выполнять обязанности, а также строго следовать утвержденным образовательным стандартам.
Среди основных обязанностей учителя можно выделить следующие моменты:
- всестороннюю поддержку и мотивацию учебного процесса учеников;
- уважение чести и достоинства своих подопечных;
- своевременное внимание и оценку учебной деятельности;
- контроль работы класса путем отображения в школьном журнале (ином другом документе) посещаемости, уровня полученных знаний и т.д.;
- предоставление начальству отчетов о реализованных планах;
- бережное отношение к материальным объектам, являющимся имуществом образовательного учреждения (если преподаватель заметил, что кто-либо из учеников преднамеренно портит мебель, но он обязан пресечь подобное поведение);
- предотвращение опасных ситуаций, способных нанести вред жизни и здоровью учеников, так как во время занятий именно учитель отвечает за безопасность своих подопечных.
Преподаватель регулярно должен проходить обязательный медицинский осмотр. Если гражданин выразит отказ, то ему могут запретить заниматься преподавательской деятельностью. Данная процедура абсолютно бесплатна.
Следующий момент является не просто обязанностью, но и необходимостью для самого специалиста: педагог не сможет нормально работать, если не установит должный уровень дисциплины среди подопечных.
В основе учебного процесса обязательно должно лежать взаимное уважение. Под строгим запретом находится: отрицательное влияние на психологическое состояние школьников, различного рода оскорбления, а также применение физической силы.
Преподаватель должен быть образцом вежливости и внимательности.
Требования к специалисту
Человек, претендующий на должность учителя обязательно должен отвечать следующимтребованиям:
- Уровень образования.
- Опыт работы. Требование нельзя назвать обязательным, так как отсутствие опыта не может являться препятствием к трудоустройству. Но, при собеседовании, многие интересуются прежним местом работы и рекомендациями.
- Критерии, оговаривающие учительский инструментарий, например, владение современными методами обучения, способность видеть иные умения ребенка, убеждать учеников, а также доверительно общаться с подопечными и их родителями.
В современную должностную инструкцию обычно включают требования о владении:
- информацией, изложенной в следующих документах: Конвенция о правах ребенка, Федеральный закон «Об образовании», трудовое, семейное, гражданское законодательство, а также различные муниципальные законы;
- знаниями в области преподаваемого предмета, то есть должностные инструкции учителей русского и английского языка не могут полностью совпадать.
Ответственность и права
Учитель имеет право:
- знакомиться с решениями, принятыми руководящим составом, в отношении его работы;
- предлагать к рассмотрению директора школы и завучей собственные идеи, направленные на совершенствование и улучшение деятельности школы;
- требовать от начальства наличия организационных и технических условий, необходимых для качественного выполнения своих должностных обязанностей;
- оценивать работу коллег и предлагать методы борьбы с недостатками в деятельности учреждения в целом;
- разрабатывать документацию, необходимую для реализации рабочего процесса.
Должностная инструкция учителя обычно включает в себя ответственность за следующие виды нарушений:
- допущение халатного, ненадлежащего отношения к собственным обязанностям;
- игнорирование действующего трудового распорядка, техники безопасности, пожарной дисциплины и т.д.
Какими качествами должен обладать учитель?
Учитель не просто должен быть профессионалом в определенной области знаний, но еще и обладать некоторыми способностями.
Специфика работы предполагает постоянное общение с детьми, поэтому замкнутому, нелюдимому человеку, наверняка, будет тяжело наладить контакт со школьниками.
Гражданин, планирующий стать преподавателем, должен любить выбранную профессию и будущих подопечных, иначе может получиться не специалист, а тиран.
Не менее важными являются организаторские способности, то есть учитель должен уметь увлечь детей за собой. Дидактическую сторону также следует регулярно развивать. Если преподаватель не может совместить убедительность, понятность и интерес, то дети вряд ли смогут на 100% усвоить материал.
Перцептивная способность необходима для установления контакта с каждым учеником, ведь ребенок – это личность, хоть и маленькая. Без коммуникативного качества точно не сможет обойтись ни один учитель, ведь не только его должны слушать и понимать, общение с детьми и родителями тоже никто не отменял.
Наличие эмоционально-волевой способности позволяет педагогу направить силы подопечных в нужное русло.
Следовать должностной инструкции учителя сложно без наличия следующих качеств:
- истинного трудолюбия;
- настойчивости;
- работоспособности;
- ответственности;
- умения достигать поставленных целей;
- постоянного стремления к укреплению собственного авторитета в глазах школьников.
Настоящий педагог обязательно должен быть гуманным человеком, любить профессию и относиться к своим ученикам, как к равноправным членам социума.
Плюсы и минусы работы
Для каждой профессии присущи положительные и отрицательные стороны. Итак, что можно выделить хорошего в работе учителя:
- постоянное общение с детьми, ведь они регулярно радуют своими достижениями;
- род занятий предполагает стабильную умственную деятельность, в результате чего учитель постоянно получает новые знания, общается, знакомится с новыми технологиями;
- стабильность, так как практически все школы являются государственными учреждениями, гарантирующими своим подчиненным определенный уровень заработной платы и полный социальный пакет;
- более длительный отпуск, по сравнению с работниками иных сфер – 2 месяца, причем обязательно в летний период;
- возможность вести репетиторскую деятельность в свободное от основной работы время.
На этом, пожалуй, можно завершить перечень плюсов и сказать несколько слов о недостатках профессии:
- небольшой размер ежемесячного официального дохода;
- высокий уровень ответственности;
- постоянные стрессы;
- необходимость выполнения должностных обязанностей во внеурочное время;
- наличие в классе ленивых и балованных детей, а также регулярное общение с их родителями.
Итак, какими же качествами должен обладать настоящий учитель? На самом деле, их бесчисленное множество. К выбору будущей профессии нужно подходить очень серьезно, а такие специальности, как педагогика и медицина, выбирать только сердцем!
Вашему вниманию интересное и креативное видео об этой профессии.
Поделитесь с друзьями в соц.сетях
Источник: https://investim.info/dostoynaya-professiya-uchitelya-osobennosti-i-obyazannosti/
Профессия учитель | Про профессии.ру
Профессия учителя — одна из самых древних профессий на Земле. Для каждого человека, на любом этапе его существования необходим человек, который мог бы объяснить ту или иную проблему, ситуацию или просто событие.
Историки считают, что первые основы профессии учителя появились во времена, когда человек впервые начал охотиться на диких зверей (Как стать охотником), так как именно в это время старшее поколение начинало обучать молодых всем приемам этого незатейливого занятия. При этом, человек, который обучал подростков и детей был высокоуважаемым членом племени, в следствии чего ему всегда предавались некие привилегии.
С развитием и эволюцией жизни человечества профессия педагога все больше и больше становилась необходимой, особенно, когда произошли разделения труда.
Если обратить внимание на более поздние этапы развития человечества, то стоит отметить, что очень важными личностями педагоги были в Древнем Риме, а также в Греции, соответственно, отсюда и исходит появление самого большого количества философов и ученых из этих регионов.
О профессии учителя
Профессия учитель – уникальная профессия. Она считается одной из древнейших профессий, но продолжает оставаться востребованной и на сегодняшний момент. О значении профессии учителя Википедия даже предоставила информацию.
Данные о ней можно найти и с помощью любого поисковика в интернете. Стоит только ввести запрос и вам будет выдана исчерпывающая информация, а также по профессии учитель картинки с наглядным изображением учителей.
Учитель проводит обучение учеников в школах, гимназиях, лицеях по общеобразовательным предметам.
Существует множество специализаций профессии учитель: профессия учитель начальных классов, профессия учитель химии, профессия учитель истории, профессия учитель физкультуры, профессия учитель физики, профессия учитель английского языка и прочие. И все они являются очень почетными и благородными.
Основные задачи и основные обязанности профессии учитель
Основными задачами, которые решает учитель, являются такие:
- приобщение учеников к государственным законам и необходимости их соблюдения;
- формирование у учащихся моральных принципов, а также такого рода качеств, как уважение, терпимость, доброта;
- развитие собственного достоинства и самоуважения;
- воспитание в учащихся трудолюбия, ответственности и патриотизма;
- развитие потребности в поддержании здорового образа жизни.
Еще одна важная задача, которая стоит перед учителем, — это быть другом, примером и наставником для своих учеников, поскольку в школе также формируется будущая личность человека, моральные принципы, взгляды на жизнь, которые в зрелом возрасте повлияют на их жизнь. Первоочередной обязанностью каждого учителя считается умение подобрать личностный подход к любому ученику. Профессии, связанные с психологией
Но существуют и другие не менее важные обязанности. Учитель должен:
- планировать учебный материал по своему предмету,
- обеспечивать выполнение учебных программ,
- участвовать в методической работе,
- использовать самые эффективные средства, формы и методы обучения,
- проводить анализ успеваемости своих учеников,
- обеспечивать соблюдение дисциплины,
- формировать навыки и умения самостоятельной работы у учеников,
- стимулировать учебную мотивацию и познавательную активность,
- добиваться глубокого и прочного усвоения знаний, а также умения применять их на практике.
Требования к профессии учитель
Для того чтобы стать квалифицированным специалистом необходимо иметь определенные качества:
- развитые интеллектуальные способности,
- высокая концентрация,
- хорошая дикция,
- умение переключать и распределять внимание,
- выдержка,
- чуткость,
- самообладание,
- доброжелательность,
- такт,
- сопереживание,
- энергичность,
- работоспособность,
- умение заинтересовать своим предметом.
Плюсы и минусы профессии учитель
У профессии учитель плюсы и минусы неизбежны. К плюсам можно отнести: общение с детьми, умственную работу, стабильность в работе, длительный отпуск, признание со стороны общественности. А минусами являются: большая ответственность, невысокая заработная плата, психологическое давление и стрессовые ситуации.
Эта статья поможет в работе над сочинением, подготовкой к докладу, презентации или классному часу.
Возможно,
Источник: http://www.proprof.ru/stati/career/vybor-professii/o-professiyah/professiya-uchitel