Груз утрачен или поврежден. Без каких формальностей невозможно взыскать убытки с автоперевозчика
Утеря груза
Утеря груза при транспортировке сама по себе очень неприятна и всегда несвоевременна.
Ведь она означает и прямой убыток (груз стоил определенных денег), и недополученную прибыль, и, возможно, штрафные санкции из-за того, что сорваны сроки поставки.
Вдвойне обидно, если не удается либо отыскать груз, либо вернуть финансовые потери за счет возмещения убытков организацией, организовавшей перевозку.
И уж совсем «ни в какие ворота», как говорится, если при разбирательстве в суде виновным в утере груза признают вас самих – и, помимо понесенных убытков, вам придется выплатить судебные издержки, да еще и моральную компенсацию перевозчику, к примеру. А таких случаев в арбитражной практике гораздо больше, чем может показаться человеку, несведущему в логистике.
Что необходимо знать, чтобы в случае возникшей с грузом неприятности, все-таки не остаться в накладе?
Есть в юриспруденции точные положения, которые определяют, кто должен нести ответственность за утраченный (утерянный или поврежденный) при перевозке груз и в каком объеме. Они изложены в статье 796 (главы 40) Гражданского кодекса РФ.
Со статьей каждый может ознакомиться сам, мы же просто напомним, что:
→ В отношении перевозчика узаконена «презумпция виновности», то есть, если груз утерян в период с момента принятия груза к перевозке и до момента сдачи его получателю – именно перевозчик должен доказывать, что утрата произошла из-за обстоятельств, которые перевозчик не мог ни предвидеть, ни предотвратить, ни устранить. Если доказать этого он не сможет – именно он несет ответственность за утерю;
→ Ущерб возмещается в объеме стоимости груза – объявленной (если ценность груза объявлялась при оформлении перевозки) либо фактической (на основе документов купли-продажи или по аналогии с подобными товарами).
При этом, если утрачена лишь часть груза – возмещается стоимость утраченной части.Но, если без утраченной части, груз становится непригодным (утрачен, к примеру, важный компонент сложного изделия) – возмещается стоимость всего груза.
Все, вроде бы, четко. Но в процессе судебного разбирательства выясняется множество нюансов, которые могут снять ответственность с перевозчика за утерю груза. Чтобы вам – владельцу товара – не остаться и без груза, и без денег, разумнее всего обратиться к опытному юристу по перевозке грузов, который сумеет доказать вину перевозчика (разумеется, если она, действительно есть).
Какие действия следует предпринимать вам при организации перевозки, на что следует обратить особое внимание (наличие договора, указание срока доставки, объема груза и иных условий перевозки), чтобы впоследствии, в арбитражном суде, всегда можно было доказать, что груз был передан перевозчику в полном соответствии с действующими нормами, вы можете прочитать здесь→.
А далее в этой статье мы приведем ряд практических рекомендаций и пример грамотной работы транспортного адвоката (Москва).
Утеря груза — кто виноват и что делать?
Во-первых, внимание к сопроводительным документам минимизирует возможные негативные последствия от «утери». Если в документах допущена ошибка, приводящая к «недостаче» — не удивляйтесь, если недостача произойдет и в реальности. И ни доказать ее, ни получить страховку будет невозможно, поскольку без документов груза как бы и не существует.
Во-вторых, на ответственные должности подбирайте надежный персонал. Если нерадивый кладовщик доверит печать водителю, чтобы не выходить на мороз или не мокнуть под дождем – вы можете не досчитаться товара, на который у водителя образовались свои виды.
Наконец, в-третьих, достаточно эффективным способом сохранности груза (и свидетельством вины перевозчика в случае его утраты) является совместная с перевозчиком приемка-передача груза.
При этом составляется совместный акт, ведется фото- и видеосъемка. Если выявляются нарушения, немедленно оповещается виновник с требованием нарушение устранить.
Документальный отчет (видеофайл, например) может стать свидетельством допущенного перевозчиком нарушения при разбирательстве в арбитражном суде.
Вам поможет юрист по грузам!
Если все-таки, несмотря на все предосторожности, утери груза избежать не удалось – доверьтесь опытному юристу по грузам. Он сумеет истребовать с виновника возмещение причиненного вам ущерба.
Как в приведенном ниже реальном случае.
Металлургический завод вывозил лом и негабаритные отходы общим весом более ста тонн, выбрав в качестве перевозчика компанию «РЖД». Но на станции назначения оказалось лишь 35 тонн металлического лома.
Завод предъявил «РЖД» претензию с требованием убыток возместить, но перевозчик ее отклонил. На том основании, что довез, мол, весь груз, который ему отгрузили.
Завод обратился в арбитражный суд – и с помощью адвоката по перевозке грузов – дело выиграл.
На чем основывалась линия защиты?
→ На ответственности перевозчика в соответствии со статьей 796 ГК РФ: компания «РЖД» не сумела предоставить доказательства того, что все меры по предотвращению утери груза были ею предприняты;
→ На обязанности перевозчика сверить массу принимаемого груза с записью в транспортных накладных (ст. 27 и 118 Устава ж/д транспорта – Федерального закона № 18 от 10.01.2003), чего сделано не было;
→ На неосуществлении профессиональным перевозчиком мер по сохранности груза на всем пути следования – в нарушение 309 ст. ГК РФ.
Суд, приняв во внимание доводы адвоката, обязал компанию «РЖД» возместить заводу стоимость утерянного груза в сумме около 600 тысяч рублей.
Если вы, в случае утери или повреждения груза, обратитесь за защитой в нашу компанию – профессиональные юристы приложат все усилия к тому, чтобы убыток был вам безусловно возмещен.
Источник: http://legal21.ru/yuridicheskie-uslugi/transportnyj-yurist-i-advokat/uterya-gruza/
Повреждение или потеря груза транспортной компанией: как компенсировать ущерб?
Транспортные компании предоставляют услуги по перевозке грузов из отправной точки к пункту назначения. Эта отрасль предпринимательской деятельности пользуется огромной популярностью как среди физических субъектов, так и среди предпринимателей.
Быстрая, удобная, выгодная с финансовой позиции, надёжная доставка товаров – так свои услуги регламентируют большинство товаротранспортных компаний. В нынешнее время, согласно статистическим подсчётам, за сутки отправляется более миллиона стандартных бандеролей и габаритных грузов посредством транспортных организаций.
Большинство из них доставляются в целости и сохранности адресату в положенное время, однако нередкими являются и ситуации, когда товар не доходит до получателя, привозится в неполной комплектации или испорченном виде.
В этой статье рассмотрим, как поступить в ситуации, если произошла утрата груза перевозчиком, кто виноват в подобном прецеденте, есть ли возможность компенсировать потери и каким образом это сделать.
Как действовать при порче или утере транспортной компанией груза.
Юридические основы, регулирующие ответственность за утрату груза при транспортировании перевозчиком
При частичной или полной утере груза транспортной организацией или его повреждении во время перевозки получатель и грузоотправитель являются лицами, получившими ущерб. Чтобы определиться, что делать, если транспортная компания повредила груз или потеряла его, необходимо ознакомиться с законодательной базой урегулирования форс-мажорных прецедентов.
Согласно действующей законодательной базе, в главе 40 Гражданского кодекса РФ, статье 796, ответственность за сохранность груза возлагается на перевозчика или экспедитора.
В соответствии с нормативно-правовым актом, при повреждении или пропаже товара после его поступления к исполнителю и до момента выдачи потребителю в обязанности перевозчика входит полная компенсация финансового ущерба, доставленного заказчику.
Дополнительно при доказывании факта утраты груза при перевозке стоит ссылаться на статьи 223 и 224 ГК.
В них указано, что исполнитель берёт на себя абсолютную ответственность за товар, с момента его поступления в компанию и подписания соответствующей товаротранспортной накладной до факта выдачи груза адресату, если в договоре по предоставлению услуг компанией не оговорены иные нормативные стандарты. Доказательством приёма товара грузоперевозчиком является подписанный договор и акт приёма-передачи.Исходя из материалов, изложенных в нормативных документах, можно сделать вывод, что при утрате транспортной компанией материальных ценностей или их повреждении при погрузке, разгрузке или в процессе следования по маршруту доставки, относительно к грузоперевозчику применяется презумпция виновности. При подаче соответствующих документов грузоотправителем, получателем или страхователем товара в исполнительные инстанции, ответственность за утрату или повреждение груза понесёт перевозчик, если не представит суду неопровержимые доказательства своей невиновности.
Для заведения судебного дела у истца обязательно должны быть в наличии документы, подтверждающие факт принятия транспортной компанией груза, с подписями уполномоченных лиц перевозчика. В ином случае судебное дело открыть невозможно, прецедент будет считаться безосновательным с юридической позиции.
Сроки подачи исков на транспортные компании за порчу или потерю груза являются ограниченными, составляют один год с момента обнаружения утери, при этом отсчёт временного промежутка регламентируется дополнительными нормативными документами, варьирующимися от типа перевозки и условий транспортирования товара.
Ответственность грузоперевозчика
Транспортная компания является официальный, с правовой позиции, структурой, которая представляет свои услуги частным и физическим лицам.
Соответственно, ответственность, если произошла порча или утеря груза транспортной компанией, регламентируется на законодательном уровне, в соответствии с правовыми документами.
Изначально позиция законодательных структур стоит на стороне пострадавшего, а именно потребителя услуг.
Если в процессе доставки груза в период с поступления его на склад и до момента полной выгрузки, произошла его порча, частичная или полная потеря, у потребителя имеются подтверждающие принятие товара организацией документы в форме акта приёма-передачи или договора, потребитель имеет право в судовых инстанциях добиваться возмещения ущерба. Ответственность транспортной компании может быть следующей:
- Если ТК потеряла груз в полном или частичном объёме, исполнитель должен компенсировать потребителю стоимость утраченного товара, согласно прописанной в документах суммы.
- Если компания повредила товар в процессе транспортировки, сумма компенсации может варьироваться в зависимости от условия, поддаётся возобновлению груз или его восстановить невозможно. В первом случае суд может обязать исполнителя выплатить разницу, на которую понизилась ценность товара, во второй ситуации, когда товар не подлежит восстановлению, компенсируется стоимость в полном объёме.
- Компенсации подлежит стоимость затрат потребителя за оплату услуг компании по перевозке груза.
Рассмотрим наиболее распространённые причины повреждения или утери груза, а также ответственность грузоперевозчика в каждой конкретной ситуации.
Дорожно-транспортное происшествие как причина повреждения груза
Нередкими являются прецеденты, когда повреждение багажа происходит в результате ДТП при перевозке в пункт назначения.
Компания в этой ситуации с целью уклонения от ответственности может аргументировать свою правоту тем, что аварийная ситуация случилась по вине третьего лица.
При ДТП, независимо от факта, кто является виновником аварии, грузоперевозчик или третье лицо, ответственность за повреждение груза, согласно юридическим нормам, перед заказчиком несёт исполнитель.
Предусматривается, что грузоперевозчик сможет обратиться в судовые инстанции с целью разбирательства по поводу аварии и с требованием компенсации материального ущерба, в том числе и оплату повреждённого груза.Аварийные ситуации на дороге, поломка автомобиля, его возгорание и другие ситуации, связанные с транспортом перевозчика, которые повлияли на выполнение его обязанностей перед заказчиком, не являются поводом для отказа судом в компенсации убытков грузовладельцу.
Хищение груза в пути или на складе товаротранспортной организации
Кража, так же как и ДТП, не считается прецедентом, которым исполнитель может доказать свою правоту в суде перед заказчиком, избежать возмещения ущерба потребителю.
При возникновении ситуации с воровством, компания имеет право на законодательном уровне обратиться в правоохранительные структуры, а соответственно и перспективы возместить свой ущерб, потому ответственность за утрату груза в результате кражи не снимается с перевозчика.
Когда грузоперевозчик не несёт ответственности
Освободить ответчика от возмещения ущерба могут предоставленные убедительные факты, подтверждающие возникновение прецедента по обстоятельствам, не зависящим от перевозчика. К таковым могут причисляться стихийные бедствия, природные катаклизмы, форс-мажорные прецеденты, возникшие в результате непредсказуемых условий.
Регламент оформления исковой документации грузополучателем
Суд – это инстанция, которая руководствуется при рассмотрении дела исключительно документально подтверждёнными аргументами. В интересах грузополучателя сразу же после обнаружения недостачи груза или его полной утери корректно оформить документы, подтверждающие прецедент.
Первым делом грузополучатель должен составить акт по утрате груза, ориентируясь на официальный образец, который можно получить в компании. Оформить документ желательно в день обнаружения пропажи багажа или же на второй день после выявления прецедента.
В документе важно указать информацию о масштабах ущерба, дополнительно можно сфотографировать повреждения, если речь идёт о порче товара. Они помогут доказать правоту грузополучателя в суде, если дело будет доведено до исковых тяжб.
Немаловажно при заполнении бланка корректно оценить сумму ущерба пострадавшей стороной. Если товар штучный, указывается количество единиц продукции, пришедших в негодность или отсутствовавших при выдаче.
Когда груз невозможно посчитать в единицах, проводится его контрольное взвешивание, при заполнении бланка указываются весовые размеры недостачи.
Если уполномоченное лицо организации отказывается подписываться под документом, тогда грузополучатель заполняет акт утраты груза в одностороннем порядке, уведомив об этом представителей компании грузоперевозчика.
Дальнейшим действием пострадавшего лица является написание претензии в транспортную компанию, повредившую или потерявшую груз.
Об оформлении жалобы необходимо сообщить в организацию посредством отправления на адрес грузоперевозчика дублирующего образца заполненного документа заказным извещением или передав лично, если исполнитель не отказывается от признания своей вины.
Законодательством предусмотрены сроки рассмотрения жалобы клиента в период, не превышающий месяца. На этом этапе вопрос о возмещении ущерба может решиться во внесудебном режиме.
Дальнейшая инстанция – Арбитражный суд, в который направляется исковое заявление пострадавшим, если он получил отрицательный ответ на претензионный запрос от грузоперевозчика или же в установленный законодательством период жалоба не была рассмотрена.
Пострадавший имеет право обратиться в суд на протяжении одного года с момента происшествия.Образец претензии об утере или повреждении багажа, акт, исковое заявление и другие необходимые шаблоны документов, применяемые в области грузоперевозок и других сферах услуг, можно найти на сайте https://dogovor-blank.ru или же взять у своего юридического консультанта.
Алгоритм действий, если груз застрахован отправителем
Страховка – это один из действенных методов обезопасить себя от непредвиденных обстоятельств, которые могут произойти с багажом в процессе следования к адресату. Применяется страхование зачастую в ситуациях, когда отправляемый багаж имеет значительную материальную ценность.
В случаях, когда при транспортировке произошла утрата застрахованного груза, процесс возмещения ущерба ложится непосредственно на страховую организацию.
Субъект, застраховавший багаж, должен обратиться в страховую компанию с полисом, а также заполненной документацией, свидетельствующей о пропаже или повреждении груза при перевозке, на основании которых страховщик будет заниматься взысканием убытка с виновника происшествия.
Если материальная ценность груза велика, лучше позвонить в компанию страховщика при обнаружении его пропажи или порчи и проконсультироваться о дальнейших действиях. Для освидетельствования прецедента компания может выслать своего представителя для оценки масштабов ущерба.
Как вернуть деньги за потерянный груз через суд
На вопрос, что делать, если транспортная компания повредила или потеряла груз при процессе перевозки, законодательство даёт вполне конкретные ответы в нормативных документах, касающихся области грузоперевозок.
Согласно правовым нормам, первым делом, вопрос о возмещении ущерба необходимо попытаться решить в досудебном режиме.
Для этого составляются все фиксирующие прецедент документы, оформляется претензионный запрос в компанию грузоперевозчика.
Если решить таким способом конфликт не удаётся, необходимо подготовить исковое заявление в суд, где должны быть указаны все обстоятельства спорного вопроса.Иск подаётся по месту официального расположения транспортной компании, так как законодательством предполагается подсудность грузоперевозчика. В дополнение к исковому заявлению, истец должен приложить следующие документы:
- Дубликат договора о предоставлении услуг грузоперевозчиком.
- Сопроводительные документы на груз.
- Заполненный акт, доказывающий, что компания испортила или потеряла багаж.
- Дубликаты претензионного запроса и ответа на него.
В исковом заявлении пострадавший должен детально описать сложившуюся ситуацию, указать максимально точную сумму ущерба, а также дополнительные растраты, если таковые имеются. От корректности заполненной документации напрямую зависит вердикт Арбитражного суда.
Пострадавший от действий грузоперевозчика при подаче искового заявления также должен помнить о сроках исковой давности: ГК РФ регламентирует рассмотрение прецедента утери или повреждения груза транспортной компанией в течение одиннадцати месяцев, за исключением месячного периода на досудебное решение спора.
По истечении этого срока пострадавший не сможет компенсировать ущерб, привлечь грузоперевозчика к ответственности, в связи с исковой давностью прецедента.
Подведём итоги
Несмотря на презумпцию виновности товаротранспортной компании при любых прецедентах с уверенным ей грузом, потребитель услуг должен быть готов, что при утере или повреждении товара, ему предстоит затяжной процесс доказывания своей правоты.
Чтобы добиться возмещения ущерба, пострадавшему лицу необходимо безотлагательно действовать согласно законодательным стандартам.
Специалисты рекомендуют при возникновении подобного прецедента заручиться поддержкой юриста, который поможет корректно составить претензионную и фиксирующую ущерб документацию, что отобразится на повышении вероятности добиться компенсации.
Источник: https://econom-trans.ru/useful/transportnaya-kompaniya-isportila-poteryala-gruz.html
Причины и методы решения утраты груза
Практически все участники бизнеса работают с транспортными компаниями, которые обязуются доставить груз в место назначения без повреждений и потерь.
Однако во время перевозки по разным причинам груз может быть утерян или сильно поврежден. Это приводит к убыткам, которые терпит, как грузоотправитель, так и перевозчик.
Когда такая ситуация возникла, необходимо знать, как юридически правильно действовать при различных обстоятельствах.
Причины полной или частичной утраты груза
Риски грузоперевозчика довольно велики, ведь в процессе транспортировки груз может потеряться по многим причинам. Ими бывают:
- дорожно-транспортное происшествие;
- пожар или стихийное бедствие;
- хищение товара;
- не отлаженная процедура хранения, перевозки и передачи груза;
- халатное отношение персонала, приводящее к отправке груза не по назначению или ошибочной его выдаче без возможности возврата;
- другие непредвиденные обстоятельства.
Какой бы ни была причина — груз не доходит к получателю вовсе или доходит в ненадлежащем виде.
Когда и кто несет ответственность за потерянный груз
Ответственность за потерю груза несет перевозчик и все претензии должны направляться ему.
Мера ответственности четко определена международными конвенциями, положениями национального транспортного законодательства и договором, заключенным между грузоотправителем и транспортировщиком.
Для железнодорожного и автомобильного транспорта действую еще и свои уставы, в которых устанавливаются виды ответственности, вплоть до штрафных санкций. Однако есть случаи, когда осуществляющая перевозку груза компания освобождается от возмещения понесенных убытков.
Согласно существующему законодательству, перевозчик освобождается от ответственности, если не доказана его вина. К таким основаниям можно отнести форс-мажорные причины, нарушения, произошедшие при погрузке или разгрузке, другие обстоятельства, предотвратить или избегнуть которые грузоперевозчику не удалось.
На основании ГК РФ можно утверждать, что каждый случай индивидуален и единой практики вынесение судебных решений нет. Например, перевозчику не удается избежать ответственности, если даже не он был виновником ДТП.
Если груз был похищен третьим лицом, следует также доказать, что предотвратить кражу было невозможно. Не снимается ответственность с перевозчика и в том случае, если транспортное средство, на котором осуществлялись перевозки, имело дефекты.
Поэтому компании необходимо самой доказать и обосновывать, что перевозимые ею материальные ценности были утеряны при независящих от нее обстоятельствах.
Что делать, если транспортная компания потеряла груз
Взыскать ущерб, который понес отправитель груза, можно только при юридически правильном составлении всех документов. Сразу же после выяснения факта утери необходимо составить акт.
При составлении такого документа присутствует грузополучатель и представитель транспортной компании. Бывает, что грузоперевозчик не считает себя виновным в утере материальных ценностей и отказывается подписать документ.
Поэтому грузополучатель оформляет акт в одностороннем порядке и извещает об этом участвующую в конфликте транспортную компанию.
Можно также решить конфликт сторон мирным путем, предъявив утратившему груз перевозчику претензию. В ней грузополучатель может потребовать предоставить ему такой же товар или возместить его стоимость. Если утеря груза привела еще и к дополнительному материальному ущербу, можно указать это в документе.Когда урегулировать спор мирным путем не удается, следует обратиться в суд по месту расположения перевозчика. В исковом заявлении указываются обстоятельства, при каких материальные ценности были утеряны, и ссылаются на акт, подтверждающий утрату груза. Также указывается обоснованная величина нанесенного ущерба.
К судебному иску необходимо приложить:
- копии договора, заключенного с перевозчиком;
- сопровождающие перевозимый груз документы;
- вовремя составленный акт, где зафиксирован случай потери имущества;
- копию предъявленной грузоперевозчику претензии и полученный на нее ответ;
- предварительный расчет нанесенного ущерба
Чтобы решение суда было правильным и полностью удовлетворяло обе стороны, желательно заранее узнать о своих правах у юриста. В ходе консультации юрист не только изучит представленные документы, но и подскажет, как правильно клиенту действовать.
Как обезопасить (перестраховать) себя от утраты груза
Наилучшим способом минимизировать или свести к нулю возможные риски, а значит, и избежать конфликтов — это заранее позаботиться о страховании перевозимого груза.
Оно позволит защитить имущественные интересы лиц, если наступили определенные страховые случаи.
Условия страхования грузов оговорены в существующих международных стандартах, а величина выплаченной суммы страховки обычно устанавливается в размере 110% стоимости утраченного товара.
Величина страховки будет зависеть от следующих факторов:
- действительной стоимости перевозимого товара;
- вида транспорта, участвующего при перевозке;
- расстояния, на которое перевозка осуществляется;
- перечня подходящих страховых рисков.
Грузовладелец должен тщательно изучить перечень случаев, подходящих к страхованию. А так как от них будет зависеть стоимость полиса, то стоит выбрать только те, что действительно необходимы.
Стоит ознакомиться и с рядом исключений, которые также указываются в страховке.
Кроме форс-мажорных обстоятельств в полисе отдельно оговариваются и специальные случаи, например, военные действия в зоне движения транспорта.
Выбор подходящей страховой компании всегда остается за клиентом. Но удобнее сотрудничать с теми, которые уже были проверены на практике или географически расположены ближе к дому. Главное быть уверенным, что при возникновении имущественного конфликта вас действительно защитят.
Источник: http://www.wtransports.com/2017/07/09/prichiny-i-metody-resheniya-utraty-gruza/
Что делать при повреждении, недостаче, потере и краже груза?
В перевозочном бизнесе время от времени происходят форс-мажорные ситуации. Заказчик может получить груз не в том состоянии, в котором он его отправлял, либо не получить совсем. В этой статье рассмотрим, что делать при порче или потери груза, куда обращаться в таких случаях и как себя вести?
Первым делом следует разобраться, что именно произошло, и какой ущерб нанесен грузу. С грузом могут происходить следующие неприятные вещи:
- Порча. Доставленный груз не соответствует первоначальному виду и указанному в сопроводительных документах качеству.
- Недостача (частичная утрата). Груз был выдан не полностью (недостача по весу или количеству). Вес и количество отпущенного груза указывается в ТТН.
- Утрата. Транспортная компания не доставила груз в установленный в договоре срок. Это самый опасный случай.
Ответственность перевозчика
За груз в пути отвечает перевозчик. Транспортная компания несет ответственность за принятый ею к перевозке груз с момента его загрузки до момента полной выгрузки (ст.924 Гражданского кодекса Украины).
Если перевозчик докажет, что порча, недостача, повреждение, утеря груза произошли в результате обстоятельств, которые он не мог предотвратить или устранить, он не несет ответственность за груз (ч.2 ст.
924 ГК Украины).
Как видите, не всегда недостача или повреждение груза приводят к тому, что ущерб возмещает транспортная компания. Зачастую владельцу груза может оплачивать ущерб третья сторона, виновная в утере или повреждении груза, или страховая компания.
Самыми распространенными случаями повреждения или утери груза не по вине транспортной организации являются: ДТП, виновником которого признано третье лицо, обстоятельства непреодолимой силы (стихийные катаклизмы), преступные действия (грабеж).
Существуют и другие спорные ситуации, когда крайне сложно доказать вину перевозчика. К ним относятся:
- неправильное размещение груза в кузове автомобиле или ненадлежащее его крепление. В этом случае водитель обязан контролировать процесс загрузки и указать грузчикам (или другим ответственным лицам) о неправильности размещения и крепления груза. Если грузоотправитель откажется устранить возникшую проблему, в ТТН следует отметить этот факт, который освобождает перевозчика от ответственности в случае повреждения груза.
- повреждение груза вследствие несоответствия упаковки (тары) соответствующим требованиям.
- естественная порча груза, приводящая к утрате его потребительских свойств.
- превышение влажности груза установленных норм.
- передача груза без указания в ТТН его особых качеств, требующих специальных условий транспортировки.
В этих случаях каждая сторона может отстоять свои права. Необходимо внимательно изучать нормы Правил перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине и положения Конвенции о договоре международной автомобильной перевозки грузов.
Таким образом, в повреждении груза не всегда виноват перевозчик. Нужно только, чтобы водители обязательно следили за процессом загрузки и выгрузки и делали соответствующие замечания о правильности проводимых действий. Иначе могут возникать спорные моменты.
Действия заказчика
Прежде всего, следует правильно загрузить груз. Заказчик обязан хорошо упаковать груз, использовать соответствующую для этих целей тару. Грамотная упаковка – это залог сохранности перевозимого товара. Поэтому данному вопросу следует уделить особое внимание.
Также нужно правильно разместить и закрепить груз в кузове. При необходимости следует использовать специальные ремни. После завершения загрузки следует еще раз тщательно проверить надежность крепления груза.
Заказчик должен правильно заполнить товарно-транспортную накладную и заключить договор с перевозчиком.
Если груз был доставлен в ненадлежащем состоянии, обязательно следует составить специальный акт о порче груза. В нем указывается несоответствие между наименованием, весом и количеством грузовых мест, прописанном в ТТН и доставленным.Также в акте отмечается отсутствие пломб (если автомобиль после загрузки пломбировали), порча упаковки, тары, груза, сверхнормативный простой автомобиля на грузопунктах.
Все стороны должны подписать этот акт, указав при необходимости в нем свои замечания.
Если какая-то сторона отказывается подписывать акт, этот факт следует отметить в акте, пригласив представителя незаинтересованной стороны.
Затем заказчик должен определить сумму ущерба. В случае недостачи или утраты груза ущерб возмещается в размере полной стоимости недостающего или утраченного груза. Если груз был поврежден, то виновная сторона обязана оплатить сумму, на которую снизилась его стоимость.
После определения величины ущерба следует выставить претензию перевозчику (или другой виновной стороне). В претензии следует указать:
- Полное наименование и реквизиты заказчика и лица, к которому предъявляется данная претензия;
- Обстоятельства, на основании которых предъявлена претензия, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства (с указанием соответствующих правовых норм);
- Требования заказчика
- Сумму претензии, расчет ущерба и банковские реквизиты.
- Перечень документов, прилагающихся к претензии (копия договора, ТТН, счет, товарный, кассовый чеки, квитанции, акт о порче или недостачи груза).
Перевозчик (или другое ответственное лицо) в течение 3-х месяцев должен рассмотреть эту претензию и сообщить заказчику о ее удовлетворении и отклонении.
Что делать в случае кражи груза?
Бывают случаи, когда в установленные в договоре сроки груз не был доставлен. Связь с перевозчиком и водителем обрывается, и заказчик попросту не понимает, где находится его груз. В этом случае налицо факт кражи груза.
Заказчик должен проконсультироваться с грамотным юристом, собрать имеющиеся документы и обратиться в правоохранительные органы.
Нужно понимать, что судебные рассмотрения могут длиться годами. Причем, не факт, что заказчик получит полную сумму ущерба.
Поэтому следует ответственно подходить к выбору перевозчика. Как правильно выбирать транспортную компанию, я писал здесь. Обязательно прочитайте.Также советую всегда страховать груз, чтобы в случае возникновения непредвиденных ситуаций страховка могла покрыть весь урон.
Также читайте:
Источник: http://gruz-xatt.com/publ/osobennosti_perevozki_gruzov/osobennosti_perevozki_gruzov/chto_delat_pri_povrezhdenii_nedostache_potere_i_krazhe_gruza/8-1-0-218