Музыка в магазине. Как оформить права на ее использование
Как не нарушить авторские права на музыку в кафе, магазине или ресторане?
Если пиратов-одиночек в нашей стране ловить пока толком не научились, то пиратствующее кафе — уже под ударом. Узнайте, как защититься.
В любом публичном заведении, будь это ресторан, кафе, магазин или холл банка, для уюта покупателей и клиентов на фоне звучит музыка. Это естественный шаг предприятия для налаживания контакта со своим потребителем, но он связан с риском – ведь у любой музыки, песни или мелодии, как у произведения искусства, есть правообладатель.
Предприятие будет оштрафовано, если прежде, чем включить музыку в своём заведении, не договорится с её правообладателями. Это грозит судом и штрафом в десятки и даже сотни тысяч рублей.
Как не нарушить авторские права на музыку, если не искать легких путей?
У любого музыкального произведения есть автор, а зачастую их множество – автор текста, композитор, создатель конкретной аранжировки и прочие. Когда музыка звучит на публике (в кафе, клубах, ресторанах), затрагиваются его (или их) авторские права.
Но мало знать, как не нарушить авторские права на музыку – помимо авторских существуют еще и смежные права. Ими может обладать, например, звукозаписывающая компания или музыканты-исполнители конкретной версии песни.
Значит, предприятие (кафе, бар, ресторан) должно оформить договор об обоих видах прав. Подобный договор заключается либо прямо с владельцами прав, либо через общества, управляющие авторскими правами на коллективной основе.
В России это РАО (Российское Авторское Общество) и РосВОИС (Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности).Конечно, можно не оформлять ни с кем никаких соглашений, а просто самим записать музыкальный трек, и проигрывать его в своём помещении. Но если такой возможности всё-таки нет, то тогда нужно договариваться.
Музыка в ресторане: авторские права категории «эконом»
Если вас не интересуют последние хиты Стаса Михайлова и вам достаточно простой человеческой музыки “для фона”, то можно договориться напрямую с профессиональными музыкантами локальной известности и оформить разовое соглашение, которое не будет более изменяться. Есть множество объединений, у которых можно приобрести права на целые библиотеки музыкальных произведений малоизвестных исполнителей.
Если принципиальны именно песни известных музыкантов, то потребуется оформить договор с Российским Авторским Обществом по авторским правам, и с Всероссийской Организацией Интеллектуальной Собственности по правам смежным. Услуги и цены приведены на их официальных страницах в интернете.
Чем менее известен правообладатель, тем дешевле вам обойдется проигрывание его произведений. Исключения есть, но они редки. Решайте сами, какая музыка действительно нужна вашему заведению.
Договор составляет по условиям правообладателя. Если музыка – предмет сделки – малоизвестна, то и пункты договора, соответственно, более гибки, и цена не такая высокая. К тому же тогда проще отчётность – правообладатели малоизвестного произведения попросят за него фиксированную сумму за определённый срок или даже бессрочно.
Лучше всё же заключать договор через РАО – ведь круг нужных вам музыкальных произведений, а соответственно их авторов и правообладателей наверняка широк. Авторы многих произведений – наверняка иностранные граждане. Лично заключать договор с каждым отдельным лицом – излишняя трата времени и сил.
Заключив договор с РАО, вы будете обязаны вести учёт исполняемых в помещениях вашего предприятия музыкальных произведений, и документировано отчитываться перед РАО.
Следование пунктам договора проверяется: сотрудники РАО тайно производят аудио- и видеосъёмку в заведениях предприятия. При несоблюдении условий договора РАО обращается в суд.
Нарушенные авторские права на музыку в кафе в таких случаях могут обойтись вам в сумму от 100 000 до 250 000 рублей.Сумма складывается из большого количества нелицензированных треков, исполненных во время контрольной проверки.
Порядок исполнения договорённостей с правообладателями приведён в Гражданском кодексе РФ. В случае неисполнения условий договора нарушитель должен выплатить правообладателю денежную компенсацию. Минимум – десять тысяч рублей, максимум – пять миллионов! Или же полностью возместить действительные убытки.
Смотрите статьи 1301, 1311, 1252 ГК РФ.
Нужны ли авторские права на классическую музыку?
В первом пункте статьи 1281 Гражданского кодекса говорится: художественное произведение может быть чьей-либо собственностью при жизни его автора и на протяжение семидесяти лет после его смерти.
Далее произведение искусства (музыки, литературы и так далее) становится достоянием общества. То есть переходит в свободный доступ. И никто не обладает правами на него. Нужны ли авторские права на классическую музыку? Нет – если музыка эта достаточно старая.
Главное – при использовании такого произведения не нарушить смежные права – ведь классическое произведение кто-то исполнил и записал.
Получили пользу от статьи? Получите еще больше:
- Статьи с методиками делового и личностного роста
- Самые принципиальные для российского бизнес-сообщества новости
- Старые и современные притчи о главном
Выдаем тайны по e-mail. Подпишитесь на них
Источник: http://biz.dicaster.ru/kak-ne-narushit-avtorskie-prava-na-muzyku-v-kafe-magazine-ili-restorane/
Как проигрывать музыку без выплат РАО и ВОИС? Легальная фоновая музыка для бизнеса
Многие владельцы бизнеса и руководители задаются вопросом: «Как я могу проигрывать музыку в своем бизнесе на законных основаниях»? Но большинству из них не хватает времени, сил и источников информации, чтобы разобраться с вопросом лицензирования музыки.
Мы нашли время, чтобы ответить на 7 наиболее распространенных вопросов, которые владельцы бизнеса задают о легальности проигрывания музыки.
1. Могу ли я законно воспроизводить музыку с сервисов , Apple Music, Яндекс.музыка, или подобных в качестве фоновой музыки в моем бизнесе?
Все эти вопросы мы слышим постоянно:
- могу ли я проигрывать -каналы в своем бизнесе?
- является ли законным прослушивать музыку из в бизнесе?
- возможно ли легальное проигрывание Яндекс.музыки в моем бизнесе?
Ответ прост: НЕТ!
С точки зрения бизнеса, потоковые услуги для воспроизведения музыки представлены в двух формах: B2C (бизнес для потребителя) и B2B (бизнес для бизнеса). Основные возможности для воспроизведения музыки, предлагаемые такими сервисами как Яндекс.музыка, Apple Music, , и пр., построены в формате B2C — для потребителей, а не для бизнеса.
Это означает, что они лицензированы для частного, некоммерческого использования (идеально подходят для использования дома с друзьями и семьей). Для воспроизведения музыки в общественных местах, включая Ваших клиентов и сотрудников, Вам необходимо платить отчисления сразу в две контролирующие организации — РАО и ВОИС.
Но это не единственная возможность проигрывать лицензионную музыку законно. В этой статье мы научим Вас, как самым легким способом получить полностью легальный лицензионный и самый качественный контент, без выплат в РАО и ВОИС. Наконец-то Ваши отчисления достанутся исполнителям и музыкантам.
2. Является ли законным играть приобретенную музыку, например, в iTunes на моем iPod / iPad / iPhone, CD, MP3 или цифровых файлах для фоновой музыки в бизнесе?
В наше цифровое время имеются недопонимания насчет того, владеем ли мы нашим цифровым контентом или нет.
Когда Вы платите за скачивание музыки или даже фильмов, в этом случае Вы по существу приобретаете лицензию, однако, Вы можете воспроизводить контент только в некоммерческих целях. Вы можете слушать песни для себя любимого столько, сколько хотите, но не можете воспроизводить их публично.
Воспроизведение загруженной музыки для нужд Вашего бизнеса нарушает закон об авторском праве, поскольку это считается публичным воспроизведением, то есть для извлечения коммерческой выгоды — повышения лояльности покупателей, ассоциации определенных музыкальных композиций с Вашим брендом, уменьшения напряженности или наоборот возбуждения Ваших клиентов.
3. Как я могу получить лицензию на воспроизведение музыки публично в моем бизнесе? Каковы лицензионные сборы?
Существуют две основные организации по защите прав авторов песен, композиторов и издателей — РАО и ВОИС, однако, это не означает, что все авторы обязаны пользоваться их «защитой».
Малоизвестные исполнители зачастую не получают никаких отчислений от данных организаций, вследствие чего отказываются от их защиты и заключают контракты с такими компаниями, как «Волна Медиа», от которых получают ежемесячные выплаты на постоянной основе.
Вы спросите: а законно ли это? Безусловно — ДА!
Несмотря на то, что представители РАО и ВОИС могут запугивать Вас и утверждать, что заключать лицензионные договоры можно только с ними, Гражданский кодекс Российской Федерации говорит об обратном.
Согласно пункту 2 статьи 1243 ГК РФ, если лицензионный договор с пользователем заключает непосредственно правообладатель, организация по управлению правами на коллективной основе может собирать вознаграждение за использование объектов авторских и смежных прав только при условии, что это прямо предусмотрено указанным договором.
Это означает, что заключение лицензионного договора пользователем с непосредственным правообладателем влечет за собой прекращение права организации по управлению правами на коллективной основе (РАО и ВОИС) по сбору вознаграждений в отношении соответствующих объектов авторских и смежных прав.
Таким образом, мы получаем ответы на такие вопросы: нужно ли платить отчисления в РАО? Должен ли я платить лицензионные сборы ВОИС?
При заключении договора с «Волна Медиа» — НЕТ!
У нашей компании имеются прямые договоры с лейблами и исполнителями, которым мы выплачиваем отчисления.
Когда Вы, как владелец бизнеса, подписываете договор, Вы можете законно использовать музыку из нашего каталога для своего бизнеса.На данный момент — это более 15 000 треков и композиций с профессионально подобранными плейлистами для любого типа бизнеса. Количество и качество треков в нашем каталоге постоянно растет.
Заключение аналогичного договора с РАО и ВОИС может быть дорогостоящим и зависит от множества дополнительных факторов — площадь помещения, количество посадочных мест, количество персонала и прочее.
При этом Вы просто получаете право транслировать музыку. Составлять плей-листы Вам никто из РАО и ВОИС не будет.
Компания «Волна Медиа» производит расчет стоимости исключительно исходя из полезной площади помещений, в которых проигрывается музыка.
4. Если мой бизнес имеет договор с вашей организацией, нужно ли мне платить кому-то еще?
Нет, если Вы планируете использовать музыку только из нашего каталога. Если же Вы хотите использовать популярную музыку для своего бизнеса, то — да. Однако, использование популярной музыки в качестве фоновой для бизнеса — очень сомнительная идея. Это может оттолкнуть существенную часть клиентов. Наш девиз — только качественная и адаптированная для бизнеса фоновая музыка.
Договор с организацией, предоставляющей лицензионный контент, позволяет Вам транслировать музыку, защищенную авторскими правами, и избежать выплат в РАО и ВОИС.
5. Существуют ли какие-либо исключения, когда мне не нужно платить за публичное проигрывание музыки?
Если Ваш бизнес транслирует живую музыку, онлайн музыку, караоке, компакт-диски, цифровые файлы или DVD-диски, Вам обычно приходится платить за использование музыки в своем бизнесе. Исключение может быть одно — Вы пригласили музыкантов, которые исполняют исключительно свои собственные композиции, и заранее в письменном виде отказались от защиты РАО и ВОИС.
6. Что произойдет, если я буду проигрывать музыку в своем магазине (или любом другом виде бизнеса), не заплатив никому?
Нам все время задают вопросы: нужно ли платить в РАО? Должен ли я платить ВОИС? Что будет, если я включу музыку в своем заведении без договора?
Чтобы публично проигрывать музыку, защищенную авторскими правами, в Вашем бизнес-учреждении, Вам необходимо получить разрешение от владельца или представителя авторского права — это регулируется законом об авторском праве РФ.
Если Вы не получили надлежащего разрешения и транслируете музыку без договора, будьте готовы, что сначала в Вашем заведении сделают аудио-видео фиксацию данного факта, а затем привлекут к ответственности и предъявят иск на сумму от 20 000 руб за каждый зафиксированный трек.
Наша компания предоставляет музыкальный контент от 25 руб/день за более 15 000 треков, собранных в подборки для различных видов бизнеса, с регулярными обновлениями. И мы настоятельно рекомендуем не рисковать и подключиться к нашему сервису на законных основаниях.
Это дешевле, качественнее и удобнее.
7. Какое наиболее доступное легальное музыкальное решение для моего бизнеса?
Музыка имеет жизненно важное значение для привлечения клиентов и получения дохода, но мы признаем тот факт, что большинство предприятий работают с ограниченным бюджетом.
«Волна Медиа» — это законный бизнес-потоковый сервис, начинающийся от 799 рублей в месяц с доступом ко всей нашей музыкальной библиотеке. У нас работают профессиональные музыканты и диджеи, чтобы у Вас всегда был качественный и актуальный для Вашего бизнеса контент.
Закажите бесплатный тестовый период на 7 дней прямо сейчас, прослушайте плейлисты и посмотрите насколько сильный эффект может дать правильная музыка для Вашего бизнеса!
Читать ещё по теме: Музыка для торговых центров
Все новости
Источник: https://volna-media.ru/blog/kak-proigryvat-muzyku-zakonno/
Авторские права на музыку: как оформить и защитить
Авторское право — один из самых неоднозначных институтов в юридическом праве. Термин подразумевает возможность использовать готовое музыкальное произведение по собственному усмотрению, в том числе для создания копий и чтобы получить прибыль. Закон не всегда находится на стороне автора, поэтому важно заранее побеспокоиться и узнать, как оформить авторские права на песню или музыку?
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (499) 450-39-61
Это быстро и бесплатно!
Как образуются авторские права на песню
Авторские полномочия принадлежат тому, кто создал песню
Авторское право формируется в момент создания музыкального произведения. Автором признается лицо, творческим трудом которого была создана композиция.
Создателю для этого нет необходимости предпринимать специальные действия. Нет необходимости также в оформлении патента. Авторские полномочия принадлежат тому, кто создал песню, если нет доказательств обратного.
Важно! Использование объектов чужого авторского права строго запрещено законом.
Данные полномочия распространяются как на опубликованные композиции, так и на те, чьи записи хранятся в архиве у автора.
Авторское право — исключительное, на него возникают личные имущественные и личные неимущественные права. В первую очередь, это — на авторство и имя.
Создатель может публиковать произведение под свои именем, под псевдонимом или анонимно, а также создавать копии и распространять их.
Авторское право на музыку принадлежит композитору, поскольку именно он создает мелодию. Слова могут при этом принадлежать другому лицу.
После смерти создателя авторские права действуют еще 50 лет, а право на их защиту переходит по наследству. Распространяется только на территории страны, где было зарегистрировано.
Порядок регистрации авторских прав
Несмотря на то, что авторские полномочия появляются в момент создания произведения, многие авторы сталкиваются с плагиатом. Это понятие обозначает незаконное присвоение плодов чужого труда (текстов, музыки), выпуск их под своим именем и цитирование без указания авторства.
В России такие действия являются уголовным преступлением. Полностью обезопасить себя от мошенников невозможно, но защититься и выиграть суд — вполне. Для этого нужно точно знать, как зарегистрировать авторское право на песню?
Регистрация авторских прав на песню в России осуществляется для того, чтобы защитить привилегии создателя. Сделать это можно несколькими способами, однако на сегодня оптимальным вариантом считается прохождение регистрации в РАО (Российское авторское сообщество).
Существует несколько способов, как зарегистрировать авторские права на музыку
Нотариальное заверение послужит лишь свидетельством владения композицией на определенное число. Это может стать решающим аргументом в суде, но такой документ не является доказательством создания произведения.
Это не единственный способ подтвердить авторство. Юристы рекомендуют еще несколько методов, как зарегистрировать авторские права на музыку:
- публикации с упоминанием песни и проставлением конкретной даты;
- корреспонденция с нотами и текстами (обязательно наличие почтового штампа);
- электронное депонирование.
В последние годы именно последний вариант стал набирать популярность. Для этого достаточно лишь отправить песню на сервер, где будет записана дата ее загрузки, а также проставлена цифровая подпись.
Основные способы подстраховать себя от возможного плагиата:
- Самый надежный — почтой отправить самому себе заказным письмом диск с записями песен, музыкальными треками. После получения, посылку нужно хранить невскрытой — юридически это теперь официальный документ, с помощью которого можно защитить свои права на произведение, если кто-то попытается украсть авторство.
- Поскольку песня состоит из 2 компонентов, лучший способ защиты — запись нот и слов. Лучший способ представить мелодию — распечатать партии всех инструментов, включая голос, набранные в MIDI-редакторе (Guitar Pro, Cubase, Sibelius и др.). Слова песни лучше поместить в трек с мелодией вокала. Готовые листы запечатайте в конверт. Далее потребуется нотариус, имеющий право хранить документы в несгораемом сейфе. Туда следует поместить песни. При возникновении споров, это будет доказательством авторства, при условии, что кто-то другой не запатентовал их раньше.Информировать специалиста о содержимом конверта необязательно. По закону, вы имеете права сохранить эту информацию в секрете.
- Регистрация в РАО (Российское авторское общество). Классический и надежный вариант. Фактически, это не является оформлением авторских прав на песню, однако процедура необходима для получения вознаграждения за использование песен. В суде такой документ может оказаться полезен. Для оформления понадобится:
- заявление с указанием паспортных данных всех соавторов, исполнителей;
- фонограммы в аудиоформате и трек-листы;
- название, жанр и формат песни, а также данные об исполнителях, соавторах и сведения об оригинальности (если композиция основана на переработке чьего-то творчества необходим документ, подтверждающий разрешение правообладателем проведения трансформаций, а также размер авторского гонорара, полученного им за использование продуктов творчества).
При регистрации саундтрека к фильму, к заявлению прикладывается договор с киностудией и музыкальная справка.
Как проверить музыку на авторские права
Проверить музыку на авторские права, возможно, через
Если в проекте требуется использовать чужую музыку, то перед началом работы необходимо проверить ее на авторские права. Для этого можно использовать портал , он не только является лидером по размещению новых произведений, но и строго блюдет авторство, наказывая нарушителей. Авторы должны быть подлинными.
Проверить, в каком состоянии находятся авторские права на ту или иную композицию можно с помощью аудиотеки. Это полезный сервис, даже если вы не планируете сотрудничать с порталом.
Для проверки нужно выполнить следующие действия:
- Открыть вкладку «Творческая студия» (правый верхний угол).
- После нажатия «Создать» появляется фонотека с бесплатными звуками и музыкой.
- Чтобы проверить композицию по названию или имени исполнителя, выберите раздел «Музыка с рекламой» и введите данные туда.
- В появившемся перечне нужно выбрать композицию, которую вы собираетесь использовать и в строке с ней нажать галочку. Если музыка уже охраняется авторским правом, появится окошко с сообщением об ошибке и наказанием за использование трека без соответствующего разрешения.
Сегодня это самый простой и удобный способ проверить авторские права. тека хотя и не содержит всех композиций, но постоянно пополняется.
Если музыка защищена авторскими правами
Несмотря на строгость в отношении авторского права, существуют случаи, когда защищенный контент можно использовать. Такое явление получило название добросовестного использования, которое подразумевает достижение одной из целей:
- обучение;
- исследование;
- критика;
- комментирование;
- информирование.
В противном случае, использование контента защищенного авторским правом является незаконным, даже если указать автора, не получать выгоды с записи, приобрести песню легально на диске или онлайн.
Cуществуют случаи, когда защищенный контент можно использовать
Чтобы использовать подобные песни и музыку, необходимо приобрести лицензию у компании, осуществившей запись. Организации редко соглашаются сотрудничать с частными лицами, но в случае их согласия придется выложить круглую сумму. Если такой возможности нет, лучше не использовать выбранный контент.
Заключение
Авторское право принадлежит создателю музыки или песни изначально. Подтверждать это нет необходимости.
Однако на практике авторы и исполнители сталкиваются с плагиатом, незаконным присвоением третьими лицами объектов творчества.
Чтобы защитить себя и свое творчество от подобных инцидентов, рекомендуется официально запатентовать создание и дату, когда автор имел на руках готовое произведение.
Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
+7 (499) 450-39-61
Это быстро и бесплатно!
Источник: https://prava.expert/intellektualnoe-pravo/oformit-avtorskie-prava-na-muzyku.html
Включаю музыку в баре. Как не нарушить закон? Можно ли включать музыку в магазине, кафе | Где купить музыку для коммерческого использования
У любой музыкальной композиции есть автор, а у автора — права на композицию. На эту же композицию могут быть права у компании, которая ее записала в студии, транслирует по радио или телевидению, продвигает.
Авторские права — большая тема, мы написали серию статей в «Деле», чтобы рассказать об этом:
Вот суть: нельзя просто так ставить песню, даже если она вроде как бесплатная.
Когда и где нельзя включать музыку без оплаты — статья 1273 Гражданского кодекса
Есть частное и коммерческое использование музыки. Гражданский кодекс рассказывает, в чем разница, перевод: если в помещении играет музыка и там обслуживают клиентов — это коммерческое использование.
Василий слушает радио «Дача» в машине — частное использование музыки.
Василий открыл бар и включает для гостей радио «Шансон» — коммерческое.
За музыку нужно платить — статья в Гражданском кодексе
За коммерческое использование надо платить, а за частное — нет. Если бар хочет поставить песню Скриптонита, он платит правообладателю или договаривается с ним напрямую, что будет использовать бесплатно.
Здесь важно, что именно оплачивать. Если купить подписку на Вк-мьюзик, это не считается. Подписка на музыку не подходит для коммерческих целей:
Подписка дает право на частное использование музыки: слушать дома или в наушниках. Коммерческое использование запрещено договором на Вк-мьюзик
100 000 ₽
за музыку с диска, судебное дело
Ставить музыку с лицензионного диска тоже незаконно, даже если диск обошелся в пять тысяч рублей. Одно кафе поставило диск, а потом заплатило сто тысяч.
Бар нарушает закон, если включает:
- плейлист из или Айтюнса;
- радио;
- музыкальные каналы на экране;
- диск или пластинку;
- музыку с флешки, ноутбука или телефона и играет через колонки.
При этом не важно, кто включил музыку: если бармен подрубил колонку к своему телефону, считается, что это не бармен нарушает закон, а бар.
Есть законные способы ставить музыку, среди них музыка с открытой лицензией, классика, договор с посредником или правообладателем.
Решение 1. Музыка с открытой лицензией
Что такое лицензионный договор и когда он нужен
Для музыки в баре можно ставить песни с открытой лицензией. Лицензия — документ, в котором правообладатель говорит, что он разрешает делать с композицией. Коммерческая открытая лицензия дает право ставить музыку в баре бесплатно.
Композиции с открытой коммерческой лицензией бывают на сайтах-библиотеках, среди них Фри мьюзик архив и Нэтлейблс. Подходят песни с пометками Full CC license, CC0 1.0 Universal или Allows for commercial use.
Для проверки лицензии заходим в карточку песни. Лицензия CC0 1.0 — песню можно использовать в коммерческих целях и для бара она подходит
Лицензия с пометкой Non-commercial не подходит для бараС открытой лицензией есть риск. Вот в баре играет музыка, она с открытой лицензией, и всё в порядке. Приходит проверяющий, слышит музыку, и решает, что бар ставит ее незаконно, и подает в суд. Даже если бар выигрывает суд в первой инстанции, проверяющий подаст апелляцию, а потом еще одну. Судебные разбирательства затянутся, и не факт, что бару не придется платить.
Решение 2. Старая музыка
Авторские права действуют 70 лет с года смерти правообладателя. Через 70 лет музыкальная композиция становится народным достоянием, и любой может включать ее бесплатно. Даже бар.
Важно не только, когда написана музыка, а когда ее исполнили и записали. Допустим, звукозаписывающая компания выпускает пластинку в 1991 году с музыкой Бетховена. Семьдесят лет еще не прошли, поэтому музыку с этой пластинки ставить в баре бесплатно нельзя.
Год выпуска обычно указывают на обороте или внутри диска. Этот диск записан в 2009 году, он для бара не подходит
Юрист Дарья Тимохина
У бара мало шансов найти запись классической музыки, у которой композитор, оркестр и автор записи умерли 70 лет назад. А еще у авторов могут быть наследники, поэтому рисков слишком много, и я не советую этот способ.
Решение 3. Договор с авторским обществом
Еще один способ для музыки в баре — подписать договор с посредником между баром и правообладателями. Есть государственный посредник — Российское авторское общество, сокращенно РАО — и частные посредники.
Посредники работают одинаково: вы подписываете договор, платите деньги и ставите музыку из базы посредника. Благодаря посреднику не нужны договоры с каждым музыкантом. Вместо договоров со Стасом Михайловым, Скриптонитом и группой «ВИА Гра» понадобится только один — с посредником.
Лицензионный договор Российского авторского общества с барами и ресторанами
Договор с Российским авторским обществом помогает избежать разбирательств, потому что именно общество защищает правообладателей в суде.
В питерском баре «Эпоха» играет Мадонна. Может, Мадонна не знает, что ее ставят в баре, ей всё равно или нет времени ездить в Россию и судиться. Зато авторское общество готово защищать Мадонну. Если узнает, что в баре играют ее песни и нет договора, бар ждет требование выплатить компенсацию.
Гражданский кодекс говорит, что РАО вправе защищать музыкантов без договора
Авторскому обществу не нужно получать разрешение представлять музыкантов, право есть по умолчанию. Музыкант написал песню, и она сразу под защитой, неважно — российская или зарубежная. Исключение — музыканты, которые подписали отказ. Такие есть, но мы не знаем, сколько их.
Рэпер Оксимирон подписал отказ от защиты авторского общества
Дарья Тимохина
Мне не нравится агрессивный подход Российского авторского общества. Но по практике договор с ним защищает от разбирательств, поэтому надежнее работать с ним.
Решение 4. Договор с частным посредником
Кроме авторского общества есть другие посредники между правообладателем и баром, они частные. Крупные — это Музкафе и «Радиоспаркс».
Частные посредники работают по двум схемам:
- заключают договор напрямую с музыкантами или звукозаписывающими компаниями, а потом от их имени работают с барами;
- берут на себя общение с авторским обществом — подписывают вместо бара договор и следят за оплатой.
Из-за договоров с частным посредником появляется путаница. Допустим, бар подписал договор с «Радиоспарксом». А потом пришел проверяющий из авторского общества и говорит: «Этого автора мы защищаем, а не „Радиоспаркс“, поэтому договор надо подписать с нами». Владелец говорит: «Но у меня же договор, я и так плачу». Спор может перейти в суд.
Владелица «Арт-кафе-люкс» подписала договор с частным посредником — «Южно-региональным центром интеллектуальной собственности».
В кафе пришла проверка авторского общества. Общество решило, что кафе нарушает закон, и потребовало компенсацию за нарушение прав правообладателя.
У кафе был договор с посредником, но суд его не принял, вот аргументы:
- в договоре не были указаны конкретные музыканты и песни, которые защищает посредник;
- музыкант, чья музыка играла во время проверки, не подписывал отказ от работы с Российским авторским обществом.
Кафе платило деньги за договор с частным посредником, всё выглядело законно. При этом владелица проиграла суд, и пришлось заплатить 57 000 рублей компенсации.
Судебное дело
Чтобы защитить себя от издержек, советуем убедиться, что посредник возмещает убытки, если правообладатель или авторское общество подадут в суд. Это помогает быстрее получить деньги, если что-то пойдет не так.
Пример договора «Радиоспаркса»: он возмещает убытки из-за споров с правообладателями
Даже если в договоре с посредником нет гарантий выплаты, бар вправе требовать с посредника оплату судебных расходов и компенсации из-за споров с правообладателем или авторским обществом.
Решение 5. Своя музыка или радиостанция
В баре можно ставить музыку собственного сочинения. Если Скриптонит открыл бар и включает там свои песни, никаких проблем. Ему не придется платить за свою музыку.
Своя радиостанция тоже может быть выходом. Пример такой радиостанции — «Додо ФМ» сети «Додо Пицца».
Антон Колесников, руководитель Додо ФМ
Изначально концепция была такой: «Додо ФМ» заключаюет договоры с правообладателями — начинающими музыкантами из разных городов. Музыканты дают право ставить их песни на радио, а «Додо» рассказывает о них в социальных сетях и в эфире. Исполнители получают известность, а мы — музыку без отчислений в Российское авторское общество.
В реальности всё сложнее. Чтобы не нарушить закон, радиостанции надо найти исполнителей и заключить с ними договоры. Еще договориться с музыкантами, чтобы они написали отказ от защиты авторского общества. Только в этом случае не будет проблем с РАО.Поиск музыкантов, договоры, отказные — большой объем работы, за который нужно платить зарплаты. Оказалось, что проще платить Российскому авторскому обществу.
Сейчас у «Додо» больше ресурсов, и постепенно мы возвращаемся к концепции радиостанции без отчислений в Российское авторское общество.
Решение 6. Договор с правообладателем
Бар может договориться напрямую с правообладателем. В этом случае он подписывает договор, в котором правообладатель говорит: «Разрешаю включать вот такие песни, а бар за это платит столько-то рублей». Правообладателем может быть музыкант или звукозаписывающая компания.
Бар подписывает договор со всеми музыкантами, чьи песни планирует включать. Допустим, это песни Скриптонита, Стаса Михайлова и группы «ВИА Гра». Тогда у бара должно быть три договора — по одному с каждым.
Музыканты «Газгольдера»
У звукозаписывающей компании могут быть права на музыку нескольких исполнителей. «Газгольдер» сотрудничает со Скриптонитом, Бастой, Смоки Мо и еще девятью музыкантами. Если у компании права на всех, можно подписать один договор и включать любимые треки в баре.
700 рублей в месяц за музыку
Итак, бар может ставить музыку, если у нее открытая лицензия или бар подписал договор с посредниками или правообладателями. Музыка с открытой лицензией бесплатная, а вот за договоры придется платить.
Стоимость музыки зависит от того, с кем бар подписал договор. Если с музыкантом или правообладателем, сумма не фиксированная — платить будете, как договоритесь. Возможно, договоритесь и за бесплатно, музыканты бывают разные.
У частных посредников цены не фиксированные. «Радиоспаркс» берет от 900 рублей в месяц:
«Музкафе» бары платят от 1500 рублей в месяц. Цена зависит от количества посадочных мест и плейлиста:
Плейлисты из базы авторского общества и базы «Музкафе» дороже, чем плейлисты из базы только «Музкафе». Цены «Музкафе»
Если у бара договор с авторским обществом, стоимость зависит от количества посадочных мест:
Авторское общество просит доплатить, если в баре есть музыкальные автоматы, бильярдные столы или выступают артисты.
Чем рискует бар из-за незаконной музыки
Права музыкантов и правообладателей охраняет Российское авторское общество. Если общество узнало, что бар ставит музыку просто так, у него есть право потребовать компенсацию.
Компенсация за музыку — 1301-я статья Гражданского кодекса
Компенсация за незаконную музыку — от 10 тысяч до 5 млн рублей за песню. Авторское общество не может брать деньги на месте: сначала проводит проверку, подает в суд, доказывает вину бара, а суд определяет размер компенсации.
Судя по судебной практике, пять миллионов за песню ещё никто не платил, это цифра вроде юридической страшилки. Самая большая компенсация, которую мы нашли, — 300 000 рублей.
Проверки проходят так: сотрудники авторского общества приходят в бар под видом посетителей, записывают на диктофон или видео играющую музыку, потом расшифровывают запись и подают на владельца в суд. Требование — выплатить компенсацию. Если бар проиграет в суде, он оплачивает судебные расходы, услуги по расшифровке записи и компенсацию.
Юрист Дарья Тимохина
У моего клиента был спорт-бар, но без музыки, вообще никакая не играла. И вот ему приходит письмо от авторского общества: «Заплатите за музыку». Он отвечает, что у него нет музыки в баре.
Авторское общество опять присылает письмо, владелец бара отвечает, и так раза три. Общество подает в суд. В итоге общество отказалось от иска, но нервов потратили много.
Юрист Александра Тюрина
Заметила, что в судебной практике чаще встречаются дела за 2014-2016 годы. Возможно, это связано с тем, что предприниматели стали осознанней подходить к этому вопросу и готовы платить.Источник: https://delo.modulbank.ru/all/music
Как подобрать музыку для видео и не нарушить авторские права
Выбрали в качестве музыкального сопровождения своего видео композицию Rammstein? Придется раскошелиться или попрощаться с этой идеей. Рассказываем, как проверить, защищен ли трек авторским правом, чем грозит его нарушение и где найти легальную музыку для своего видеоролика.
Какие композиции защищены авторским правом
Для начала разберемся с терминами. Авторское право — это интеллектуальное право на произведение. К таким правам относятся: право авторства, право автора на имя, исключительное право на произведение, право на неприкосновенность и обнародование произведения. Все, что касается авторского права в России, регулирует Глава 70 ГК РФ.
Авторское право возникает с момента создания произведения, автоматически. Это значит, что автору не нужно регистрировать свое творение в каких-либо инстанциях.
Согласно российскому законодательству, действие исключительного права на произведение заканчивается через 70 лет после смерти автора (точнее, с 1 января года, следующего за годом смерти автора).
По истечении этого срока произведение переходит в общественное достояние.
Учтите несколько важных моментов:
- в общественное достояние переходит право на нотную запись произведения, а не на его конкретное исполнение;
- исключительное право на произведение может быть передано по наследству;
- авторскими правом может обладать не только автор музыкальной композиции, но и компании звукозаписи.
Это значит, что даже если вы хотите озвучить свой ролик «заезженной» фугой Баха, хорошо бы проверить, не нарушаете ли вы права наследников или звукозаписывающего лейбла.
Чем грозит нарушение авторских прав
Вы по незнанию или умышленно выложили на свой -канал ролик, нарушающий авторские права? Если правообладатель это заметил, он может подать заявку через специальную систему Content ID.
Как вы об этом узнаете? Все такие заявки попадают в раздел Авторские права Творческой студии :
Заявка ContentID не влечет за собой автоматическую блокировку канала или требование удалить ролик. Правообладатель может применить к вам одну из следующих санкций:
- блокировка во всех или некоторых странах;
- отключение звука — ролик будет доступен без звуковой дорожки;
- монетизация: в видео появится реклама, весь доход от которой пойдет правообладателю;
- запрет для показа на отдельных платформах и приложениях.
Чаще всего правообладатель идет по третьему пути, получая доход от рекламы в обмен на разрешение использовать материал.
Гораздо больше проблем возникнет, когда выложенное вами видео получает предупреждение о нарушении авторских прав. Если администрация сочтет жалобу правомерной, то видео будет удалено.
Предупреждение вы увидите в том же разделе, что и заявки ContentID.
Можно дождаться окончания довольно длинного срока действия (90 дней), а можно связаться с автором жалобы: или попросите его отозвать предупреждение, или смело направляйте встречное уведомление, если считаете, что видео удалено неправомерно.
Фатальные последствия для канала наступают после получения трех предупреждений:
- блокировка аккаунта и всех привязанных к нему каналов;
- удаление всех видео с канала;
- запрет на создание новых каналов.
Так что, если вы не владелец маленькой армии ботов, с авторскими правами на своем канале лучше быть осторожным.
Незаконное использование музыки, защищенной авторскими правами, является пиратством.
Законодатель предусмотрел за такую деятельность наказание от административного штрафа до исправительных работ и даже тюремного заключения сроком до двух лет (часть 2 статьи 146 УК РФ).
Самое безобидное последствие — блокировка ресурса, на котором размещен пиратский контент, в соответствии со статьей 15.2 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Как проверить, защищена ли музыка авторским правом
Есть несколько способов.
- Заходим в раздел Условия использования музыки в Творческой студии , вбиваем в строку поиска название композиции и вуаля:
- Создаем новый канал на , не подтверждаем по sms, загружаем туда видео со звуковой дорожкой и ждем письма с предупреждением. Довольно неудобный и трудозатратный метод. К тому же, если заявка ContentID все-таки поступит, придется переделывать озвучку.
- Пользуемся поиском на сайте Российского авторского общества (РАО). Поиск в реестре произведений российских и зарубежных правообладателей по названию нужного трека занимает несколько секунд, но что делать с результатами, не совсем понятно:
На мой запрос по электронной почте юрист РАО ответил довольно пространным письмом. В переводе с канцелярского на русский ответ звучит примерно так: хотите использовать произведение для озвучки ролика — пишите нам, а мы расскажем, на каких условиях это можно сделать. Как-то слишком много телодвижений в наш цифровой век, вам не кажется?
Стоит ли пытаться обойти закон
На просторах интернета вы можете встретить рекомендации по обходу претензий правообладателей и системы ContentID.
К таким методам относятся: изменение тональности или скорости воспроизведения композиции в аудиоредакторе и использование отрывка менее 30 секунд.
Второй метод вполне бессмысленный, если вы не собираетесь делать из звуковой дорожки винегрет.
Первый теоретически можно попробовать, но я бы не советовала по двум причинам: трудозатратность и санкции вплоть до удаления канала, если мелодию все же смогут распознать.Очень аккуратно нужно использовать музыку из пабликов ВК и каналов, которые предлагают якобы «очищенные» от авторских прав композиции. Как проверить, не нарушаете ли вы авторские права, я уже рассказала.
На какие произведения не распространяется авторское право
Есть музыкальные композиции, которые вы спокойно можете использовать в качестве звуковой дорожки, не опасаясь претензий со стороны правообладателя. Только боюсь, вы не очень обрадуетесь, узнав, что это:
- музыкальные произведения, авторство которых не установлено (народное творчество),
- государственные гимны.
Где купить право на использование
Допустим, вы решили раскошелиться и заплатить за легальное использование музыкальной композиции. Как это сделать?
- Обратиться к правообладателю напрямую. Возможен вариант, что правообладатель даст разрешение на бесплатное использование музыки в некоммерческих целях.
- Обратиться к правообладателю через РАО.
- Купить музыку с лицензией Royalty Free. По ее условиям, вы должны будете один раз заплатить за право использования. Приобрести такие треки можно на сайтах: www.premiumbeat.com, audiojungle.net и других.
- Посерфить сайты с платным контентом за умеренную цену: Shutterstock, Epidemic Sound, Danosongs (сайт композитора Dan-O, нужно будет указать источник и пожертвовать минимум 10$ за трек), интернет-магазин Audiosocket.
При покупке обращайте внимание на следующие моменты:
- можно ли использовать композицию в рекламных целях;
- можно ли использовать музыку в видео, которое монетизируется;
- на каких платформах разрешено использование;
- в каких странах и городах разрешено использование;
- срок лицензии (бывает на определенный срок и бессрочная);
- нужно ли указывать какую-либо информацию в описании к видео (имена авторов, ссылка на трек и т.п.);
- количество видео, в которых можно использовать трек.
Что делать, если платить не хочется
Нет желания расставаться с кровно заработанными? Вот список способов получить «очищенную» музыку к ролику бесплатно без регистрации и смс.
1. Зайдите на фонотеку — здесь собраны бесплатные композиции и звуковые эффекты, которые можно свободно использовать. В некоторых случаях потребуется указать автора. Инструкция по добавлению музыки в ролик.
2. Закажите композицию молодому исполнителю или группе в обмен на pr или попросите уже ранее написанную. Искать таких авторов проще всего в соцсетях. Разрешение на использование лучше оформить письменно на случай, если через неделю мелодия взлетит на вершины чартов.
3. Создайте самостоятельно. Если вы не наделены композиторским талантом, воспользуйтесь программами Cubase, MAGIX Music Maker 2015, Mixcraft и подобными.
4. Используйте классические произведения. Я уже писала, что после определенного срока музыка переходит в общественное достояние. Но проверить, закончилось ли действие авторских прав, будет нелишним.
5. Найдите музыкальные произведения с бесплатными публичными лицензиями Creative Commons. При использовании трека нужно обращать внимание, какие условия лицензии CC на него распространяется:
- Attribution: используем свободно, указываем автора.
- Attribution Share A: используем свободно, указываем автора, можем изменять музыку.
- Attribution No Derivatives: используем свободно, указываем автора, изменять мелодию или нарушать целостность произведения запрещено.
- Attribution Non-Commercial: используем свободно с указанием авторства в некоммерческих целях.
- Attribution Non-Commercial Share A: можем использовать свободно с указанием авторства в некоммерческих проектах, также можно брать произведение за основу для производных в некоммерческих целях при условии, что указан автор и новые произведения лицензируются на тех же условиях.
- Attribution Non-Commercial No Derivatives: можем использовать свободно с указанием авторства в некоммерческих проектах оригинальный трек без изменений.
Сайт с глобальным поиском файлов CC — search.creativecommons.org.
6. Зайдите на ресурсы с бесплатными композициями, «очищенными» от авторских прав. Перечислю самые популярные:
- soundcloud.com — скачиваете бесплатно, ставите ссылку на трек.
- www.jamendo.com — русскоязычный сайт, за коммерческое использование музыки придется платить.
- incompetech.com — нужно указать сайт как источник композиции. Если хотите поблагодарить создателя, можете перечислить любую сумму в разделе Donate.
- www.mobygratis.com — отличный сайт для любителей композиций Moby, можете бесплатно использовать их в качестве звуковой дорожки видео, но строго в некоммерческих целях.
- Musopen и PAcDV— на этих сайтах в свободном доступе музыка, которая стала общественным достоянием.
- ccmixter.org — все треки на этом ресурсе с лицензией Creative Commons.
Теперь вы знаете все о том, как подобрать музыку к видеоролику и не нарушить при этом авторские права. Творите, информируйте, развлекайте, монетизируйте и продвигайте видеоконтент, не вступая в спор с правообладателями!
Котики рекомендуют
Почитайте еще вот эту статью: Где на самом деле можно делать фото в России
Источник: http://madcats.ru/digital-marketing/kak-ne-narushit-avtorskie-prava/