+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Должностная инструкция и обязанности преподавателя

Содержание

Должностная инструкция учителя

Должностная инструкция и обязанности преподавателя

Должностная инструкция учителя является одним из документов, определяющих трудовые отношения. Она включает список функциональных обязанностей, права и ответственность сторон, условия работы. Они могут меняться в зависимости от особенностей школы и предмета: английского языка, физкультуры, русского языка и литературы, математики, физики, музыки и пр.

Образец типовой должностной инструкции учителя

1 Учитель принадлежит к категории специалистов.

2. Руководитель учреждения является лицом, которому непосредственно подчинен учитель.

3. Приказ руководителя учебного заведения является основанием для назначения или освобождения от должности.

4. В период отсутствия учителя его права и функциональные обязанности выполняются другим должностным лицом, что отображается в приказе по учреждению.

5. К занятию должности учителя допускается лицо, полностью соответствующее ряду требований. В перечень таковых входит: наличие высшего педагогического образования и стажа педагогической работы не менее одного года.

6. Учитель должен знать:

  • законодательные, нормативные правовые акты РФ, имеющие отношение к образованию;
  • основы теоретических дисциплин, соответствующих необходимому объему для решения педагогических, методических, организационных, управленческих задач;
  • возрастную физиологию, дидактику, школьную гигиену, педагогику, психологию;
  • методы проведения воспитательной работы и преподавания предмета;
  • способы обучения, закономерности усвоения знаний, умений.

7. Учитель руководствуется в своей деятельности:

  • законами, правовыми актами Российской Федерации;
  • Правилами внутреннего трудового распорядка, Уставом организации, приказами, распоряжениями руководства, другими нормативными актами учреждения;
  • данной должностной инструкцией.

ІІ. Должностные обязанности учителя

Учитель выполняет следующие функциональные обязанности:

1. Проводит воспитание и обучение, принимая во внимание особенности преподаваемого предмета.

2. Содействует вовлечению воспитанников в общественную жизнь, созданию культуры личности, осмысленному выбору и дальнейшему изучению профессиональных образовательных программ.

3. Реализует уровень подготовки обучающихся, соответствующий нормам государственных образовательных стандартов.

4. В коррекционных (специальных) образовательных заведениях проводит работу по воспитанию, обучению. Она должна направляться на наибольшую коррекцию отклонений в развитии с учетом особенностей преподаваемого предмета.

5. Регулярно повышает свои профессиональные знания и квалификацию.

6. Поддерживает коммуникацию с родителями или опекунами.

7. Способствует охране жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.

ІІІ. Права

Учитель имеет право:

1. Получать сведения о проектах решений руководства заведения, относящихся к его деятельности.

2. Вносить предложения на рассмотрение руководства (в рамках его компетенции) по совершенствованию деятельности учреждения и улучшению методов работы.

3. Предъявлять требования к руководству заведения по обеспечению организационных, технических условий.

4. Вносить замечания по работе сотрудников учреждения; предлагать способы устранения недостатков в деятельности заведения.

5. Создавать документы, необходимые для исполнения должностных обязанностей.

ІV. Ответственность

Учитель несет ответственность за:

1. Ненадлежащее, несвоевременное, халатное исполнение должностных обязанностей.

2. Несоблюдение норм и правил внутреннего трудового распорядка, рабочей дисциплины, правил техники безопасности и противопожарной безопасности.

V. Условия работы

1. Условия работы учителя регламентируются Правилами внутреннего трудового распорядка, положениями Трудового кодекса РФ, распоряжениями, приказами руководства учреждения.

Профессия учителя включает различные специализации: педагог-организатор, педагог дополнительного образования, социальный педагог, тренер, учитель начальных классов и ряд других. Функциональные обязанности данных сотрудников в должностной инструкции отличаются. Остальные части этого документа схожи.

Педагог-организатор

Ведет внеклассную и внешкольную работу в сфере дополнительного образования детей.

Функциональные обязанности

1. Руководит работой клубов, кружков, секций и других объединений, функционирующих в образовательных учреждениях.

2. Организует деятельность учеников по различным направлениям.

Учитель начальных классов

Призван обучать базовым знаниям, формировать личность ученика, способствовать социализации.

Социальный педагог (педагог-психолог)

Работает с детьми и родителями, молодежными группами, объединениями в образовательных, специализированных заведениях и по месту жительства.

Педагог дополнительного образования

Осуществляет дополнительное образование в рамках установленной программы.

Должностная инструкция и обязанности преподавателя

Должностная инструкция и обязанности преподавателя

Преподаватель – это педагог, который занимается обучением чему-либо своих учеников. Эта должность является одной из самых распространенных в обществе и часто встречается в средне-специальном или высшем учебном заведении. Такая престижная профессия призвана воспитывать и обучать следующие поколения, давать им необходимые для дальнейшей жизни знания.

Должности в ВУЗе

Преподавательские должности в ВУЗах имеют строгую иерархию и делятся на 5 категорий:

  1. Ассистент. Младшая преподавательская должность, часто совмещается им с учебой в аспирантуре. Ассистент обязательно должен иметь высшее образование. Он проводит семинары и лабораторные занятия, часто присутствует на зачетах и экзаменах для помощи лектору при сдаче их студентами.
  2. Преподаватель. Это промежуточная должность, к тому же достаточно редкая. Занять ее могут педагог только с опытом работы, который к тому же не имеет никакой ученой степени.
  3. Старший преподаватель. Имеет право сам читать курс лекций и принимать у студентов зачеты и экзамены. Для получения этой должности должно пройти как минимум 3 года преподавательского стажа. Часто старшим преподавателем также работает лицо с большим опытом работы, но не имеющее никакой ученой степени.
  4. Доцент. Работник ВУЗа, часто кандидат наук, с большим опытом преподавательской работы.
  5. Профессор. Имеет степень доктора наук, работник со значительным опытом преподавательской работы.

Общие положения

В этом пункте инструкции оговариваются общие правила и требования, предъявляемые к будущему работнику. Определяются основные задачи преподавателя, требования к его квалификации, подчиненность. Здесь также перечисляются нормативные правовые акты, которыми преподаватель должен руководствоваться во время своей деятельности.

Непосредственным нанимателем преподавателя могут быть прописаны дополнительные требования к работнику: наличию той или иной степени по его образованию, требования к диплому, опыту и стажу работы. Все правила должны быть составлены, принимая во внимание закон страны и, в частности, Министерства образования.

Круг обязанностей

Это один из самых подробных пунктов договора. Здесь должны быть подробно прописаны виды работ ВУЗовского работника и обязанности его деятельности в структуре преподавательского состава. За основу наниматель обязательно берет соответствующий пункт квалификационных преподавательских характеристик, находящихся в ЕКСД.

Могут также быть прописаны обязанности квалификационных характеристик и других должностей, но содержание преподавательской работы и их должны быть близким по смыслу и содержанию. Объём их должен зависеть от квалификации работника ВУЗа и определяться на основе его квалификационной характеристики.

Опрятный внешний вид – это отдельная обязанность. В учреждениях образования может существовать дресс-код, который должен соблюдаться преподавательским составом. Всё оговаривается в этом пункте инструкции и неукоснительно соблюдается в дальнейшем.

Невыполнение обязанностей влечет за собой последствия, итог которых прописывается здесь же и может начинаться штрафом или выговором и заканчиваться увольнением с занесением в личную карточку преподавателя.

Функции и требования

Для преподавателя ВУЗа характерны три типа деятельности, выполнение которых должно быть прописано в инструкции: педагогическая, научная и общественная (социальная активность). В зависимости от степени преподавательской деятельности, профессионализма и опыта прописывается круг задач, который будет стоять перед ним во время его работы.

Современные условия все больше и больше требуют от научно-преподавательских кадров образования. Теперь практически в каждой инструкции преподавателя обязательно будет оговорена базовая вузовская, поздняя послевузовская подготовка, а также количество посещений курсов повышения квалификации.

Деятельность преподавателя – выполнение совокупности многих целостных взаимосвязанных функций, которые должны в единстве восприниматься им в ходе его работы. Развитие своих способностей всегда требуется от преподавательского состава ввиду их специфической деятельности и полного взаимодействия с окружающими.

Права и ответственность

Преподаватель в этом пункте инструкции знакомится со своими правами, которые предоставляются ему для исполнения им обязанностей в ВУЗе.

Пункт правил сообщает, за что несет ответственность работник при невыполнении им оговоренных предписаний в процессе преподавания или иной его необходимой деятельности.

По истечении времени договора здесь часто определяются результаты работы по должности, и дается оценка надлежащего или ненадлежащего исполнения его обязанностей.

Права и ответственность преподавателей не варьируются от их ученой степени. Они у всех одинаковы и наказание за их несоблюдение не должно отличаться ни у кого.

Часто в инструкции указываются права и ответственность непосредственных начальников преподавателя, границы их ответственности перед отдельным работником.

Взаимоотношения по должности

Указываются связи преподавателя внутри коллектива, необходимость взаимодействия с другими структурными подразделениями и сторонними организациями в процессе выполнения его рабочей деятельности.

Прописываются иерархия от младшего преподавательского состава к старшему, уровни «начальник/подчиненный». Старший преподавательский состав всегда будет главенствовать над младшим.

Прописываются вид поручений, которые должен выполнять работник, их форма (устная или письменная), от кого он их обязан получать и кому вправе отдавать свои.

Оговариваются к исполнению/неисполнению поручения, которые не касаются его прямых преподавательских и иных обязанностей, наличие необходимых для этого документов, резолюции или устного/письменного распоряжения непосредственного начальника.

В ВУЗе внутри каждой кафедры указываются те задачи, которые могут поставить друг перед другом: ассистент – преподаватель – старший преподаватель – доцент – профессор, а также рабочее общение и взаимоотношения между кафедрами учебного заведения.

Условия работы и оплаты

Здесь оговаривается трудовой распорядок, количество рабочих часов за указанный в договоре промежуток времени. Может быть подробно прописан внутренний трудовой распорядок в ВУЗе, который должен будет соблюдаться преподавателем.

Прописывается оплата, чаще всего за один преподавательский час.

Размер ее зависит напрямую от квалификации преподавателя, присутствия ученой степени, наличия того или иного звания и существующего стажа работы. В ВУЗах существует штатно-окладная система оплаты.

Оклады по должности – это фиксированная величина. Заработная плата выплачивается работнику в сроки, определяемые коллективным договором.

В инструкции должны быть рассмотрены методы работы в индивидуальных условиях образовательной среды, наличие необходимых ресурсов для преподавательской деятельности, пособий, конспектов лекций, практических и теоретических занятий, программ, указана компьютеризация и возможность выхода в Internet.

Документы для скачивания (бесплатно)

  • Должностная инструкция преподавателя

Документы, регулирующие деятельность

Пункт основан на нормативных документах, регламентирующих деятельность образовательных организаций:

  • Конституция страны;
  • федеральные законы о преподавании;
  • Постановления Правительства о преподавании;
  • Приказы Министерства образования и науки страны;
  • законы города, где находится ВУЗ;
  • распоряжения актов комитета по образованию.

Все необходимые выписки из этих документов и ссылки на них должны быть освещены здесь. Работа в ВУЗе должна быть построена так, чтобы она не нарушала закона страны.

Один образец должностной инструкции преподавателя выдаётся только одному работнику и составляется отдельно на каждую преподавательскую квалификацию. Документ должен быть закреплен необходимыми подписями и печатями.

В самой инструкции должны быть внесены паспортные данные преподавателя. Документ существует в двух экземплярах, один из которых хранится в отделе кадров ВУЗа, а другой – непосредственно у работника.

Ниже представлен вебинар по трудовым функциям и должностным обязанностям педагогических работников.

Поделитесь с друзьями в соц.сетях

Источник: https://investim.info/dolzhnostnaya-instrukciya-i-obyazannosti-prepodavatelya/

Должностная инструкция преподавателя

Должностная инструкция и обязанности преподавателя

[организационно-правовая форма, наименование организации, предприятия]Утверждаю[должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного должностного лица, уполномоченного утверждатьдолжностную инструкцию][число, месяц, год]М. П.

Должностная инструкция преподавателя [наименование образовательной организации]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, ФЗ от 29 декабря 2012 г.

N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”, раздела “Квалификационные характеристики должностей работников образования” Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв.

приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Преподаватель относится к категории педагогических работников и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2.

На должность преподавателя назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки “Образование и педагогика” или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации без предъявления требований к стажу работы.

1.3. На должность преподавателя в соответствии с требованиями ст. 331 ТК РФ назначается лицо:

– не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

– не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

– не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

– не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке;

– не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

1.4. Преподаватель должен знать:

– приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

– законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

– Конвенцию о правах ребенка;

– содержание учебных программ и принципы организации обучения по преподаваемому предмету;

– основные технологические процессы и приемы работы на должностях в организациях по специальности в соответствии с профилем обучения в образовательной организации, а также основы экономики, организации производства и управления;

– педагогику, физиологию, психологию и методику профессионального обучения;

– современные формы и методы обучения и воспитания обучающихся;

– основы трудового законодательства;

– теорию и методы управления образовательными системами;

– современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;

– методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

– технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

– основы экологии, экономики, социологии;

– трудовое законодательство;

– основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

– правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;

– правила по охране труда и пожарной безопасности;

– [иные знания].

1.5. Преподавателю запрещается:

– оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов преподавателя;

– использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

1.6. Преподаватель назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].

2. Должностные обязанности

Преподаватель:

2.1. Проводит обучение обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

2.2. Организует и контролирует самостоятельную работу обучающихся, индивидуальные образовательные траектории (программы), используя наиболее эффективные формы, методы и средства обучения, новые образовательные технологии, включая информационные.

2.3. Содействует развитию личности, талантов и способностей обучающихся, формированию их общей культуры, расширению социальной сферы в их воспитании.

2.4. Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов).

2.5. Оценивает эффективность обучения предмету (дисциплине, курсу) обучающихся, учитывая освоение ими знаний, овладение умениями, применение полученных навыков, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса, используя компьютерные технологии, в т. ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.

2.6. Соблюдает права и свободы обучающихся.

2.7. Поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся.

2.8. Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (в т. ч. ведение электронных форм документации).

2.9. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательной организации.

2.10. Участвует в работе предметных (цикловых) комиссий (методических объединений, кафедр), конференций, семинаров.

2.11. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательной организации, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы.

2.12. Осуществляет связь с родителями или лицами, их заменяющими.

2.13. Разрабатывает рабочие программы учебных дисциплин (модулей) по своей дисциплине и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, несет ответственность за реализацию их в полном объеме в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, а также за качество подготовки выпускников.

2.14. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.

2.15. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

2.16. Соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, следует требованиям профессиональной этики.

2.17. Уважает честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

2.18. Развивает у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формирует у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.

2.19. Применяет педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.

2.20. Учитывает особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдает специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействует при необходимости с медицинскими организациями.

2.21. Систематически повышает свой профессиональный уровень.

2.22. Проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности.

2.23. Проходит в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.

2.24. Проходит обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

2.25. Соблюдает Устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

2.26. [Другие должностные обязанности].

3. Права

Преподаватель имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:

– на сокращенную продолжительность рабочего времени;

– на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

– на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

– на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;

– на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

– на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);

– на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;

– на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения [для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)];

– на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.2. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

3.3. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы, а также варианты устранения имеющихся в деятельности организации недостатков.

3.4. Запрашивать лично или по поручению руководства от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет – с разрешения руководства).

3.6. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

3.7. [Иные права, предусмотренные Трудовым законодательством Российской Федерации].

4. Ответственность

Преподаватель несет ответственность:

4.1. За нарушение Устава образовательной организации.

4.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.

4.3. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, – в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.4. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, – в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.5. За причинение материального ущерба – в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Руководитель кадровой службы

[инициалы, фамилия] [подпись] [число, месяц, год]

Согласовано:

[должность] [инициалы, фамилия] [подпись] [число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия] [подпись] [число, месяц, год]

Источник: http://prom-nadzor.ru/content/dolzhnostnaya-instrukciya-prepodavatelya

Обязанности и должностная инструкция преподавателя в школе

Должностная инструкция и обязанности преподавателя

Зачем нужна должностная инструкция преподавателя? Законодательство не предполагает обязательного наличия подобного документа, но многие руководители образовательных учреждений считают его весьма полезным.

Предназначение

Должностная инструкция преподавателя по профстандарту содержит требования, которые предъявляются педагогу при устройстве на работу и в процессе трудовой деятельности.

Составляется она не для отдельного лица, а для конкретной должности, поэтому невозможно вести речь о предвзятом отношении к отдельному человеку, если он нарушит установки.

В должностной инструкции, к примеру, закрепляется требование об обязательном наличии среднего либо высшего образования по определенной специальности.

Что указывают в инструкции?

В должностной инструкции преподавателя перечислены его основные права и обязанности. Это удобно для сотрудника, так как он отчетливо знает, что именно от него могут потребовать. Наличие такого документа позволяет руководству контролировать работу подчиненных, поощрять либо наказывать их за несоблюдение норм и правил.

Также должностная инструкция может включать конкретизацию правил, связанных с аттестацией, премированием, дисциплинарным наказанием педагогов. Безусловно, такие нормы могут содержаться в локальных актах организации (приказе директора, уставе школы, в правилах внутреннего распорядка), но намного удобнее, когда все они собраны в одном документе.

Если на испытательном сроке находится новый педагог, должностная инструкция преподавателя школы позволяет объективно оценивать, насколько успешно им пройдено испытание. По результатам директор принимает решение о трудоустройстве работника на постоянной основе либо о прекращении с ним трудовых отношений.

Должностная инструкция преподавателя школы

В общеобразовательной школе должностная инструкция разрабатывается в соответствии с нормативно-правовыми документами. Что отражено в этом документе?

  1. Права преподавателя.
  2. Должностные обязанности.
  3. Режим рабочего времени.

должной инструкции может изменяться в зависимости от пожеланий составителя. Обычно в нее включают следующие пункты:

  • Учитель назначается и снимается с должности по приказу директора ОУ.
  • В своей деятельности педагог руководствуется Конституцией РФ, законами РФ, локальными актами ОУ.
  • Учитель должен владеть методикой преподавания предмета, знать психологию детей. Строить рабочую программу, основываясь на ФГОС. Использовать на уроках современные средства и методики обучения.
  • Педагог отвечает за безопасность своих воспитанников, поэтому не должен оставлять детей в классе без присмотра.
  • Учитель не имеет права менять расписание уроков по своему усмотрению.

На какие документы опираются?

В настоящее время в законодательстве нет четких и обязательных требований должностной инструкции педагога. В процессе ее создания учитывают ГОСТы, касающиеся оформления официальной документации. К примеру, ГОСТ Р 6.30-2003. Несмотря на то что он был разработан в 2003 году, его содержание актуально и в настоящее время.

Должностная инструкция преподавателя дополнительного образования строится по тем же принципам, что и документ, предназначенный для учителя общеобразовательных предметов.

Однако из-за специфики работы содержание документа включают пункты, регулирующие работу преподавателей:

  • Педагог дополнительного образования должен стремиться к выявлению, развитию и совершенствованию талантов ребенка.
  • Преподаватель должен строить программу занятий с учетом возрастных особенностей детей.
  • В обязанности учителя входит использование современных технологий и методов обучения.
  • Преподаватель должен владеть нормативной базой, касающейся вопросов воспитания и обучения подрастающего поколения.

ДШИ: особенности инструкции

Должностная инструкция преподавателя ДШИ состоит из трех основных частей:

  • вводной, в которой содержатся основные требования к педагогу (указываются нормативные акты, квалификационные требования, порядок назначения, увольнения);
  • перечня обязанностей с учетом квалификационных требований;
  • прав учителя (с учетом российского законодательства, устава образовательной организации).

В перечень прав и обязанностей преподавателя ДШИ входят пункты, затрагивающие:

  • Соблюдение прав ребенка.
  • Знание основных нормативных документов.
  • Знание правил пожарной безопасности.
  • Обучение и воспитание с учетом индивидуальных особенностей ребенка, а также специфики преподаваемого предмета.
  • Привитие подрастающему поколению интереса к миру искусства.
  • Обеспечение образовательного процесса в полном соответствии со стандартами.
  • Воспитание школьников с учетом возрастных особенностей.
  • Составление рабочих программ согласно требованиям ФГОС.
  • Оценку достижений школьников.

Инструкция педагога СПО

Должностная инструкция преподавателя СПО отличается от аналогичного документа для педагога общеобразовательной школы объемом требований.

В основе лежат те же принципы:

  • Преподавание предмета по ФГОС СПО.
  • Подбор образовательных программ и методик обучения, которые обеспечивают максимальный результат при усвоении студентами определенного объема знаний.
  • Планирование учебного процесса и рабочих программ в соответствии с основами психологии труда и стадиями профессионального роста.
  • Предоставление студентам возможности демонстрировать уровень знаний посредством выполнения контрольных заданий с последующим разбором ошибок.
  • Ведение необходимой документации.

Инструкция педагога-организатора

Какое содержание имеет должностная инструкция преподавателя-организатора? Среди пунктов, которые обычно включают в нее, присутствуют следующие:

  1. На должность назначается лицо, имеющее высшее или среднее педагогическое образование.
  2. Работник обязан соблюдать все нормативные акты, касающиеся прав детей.
  3. Педагог дополнительного образования не имеет права оказывать платные услуги в организации, если это может вызвать конфликт интересов.
  4. Сотрудник обязан соблюдать правила трудового распорядка, принятые в организации.
  5. Педагог-организатор должен владеть правилами пожарной безопасности.
  6. Учителю необходимо относиться к своим воспитанникам и их родителям доброжелательно.
  7. Преподаватель-организатор формирует различные кружки и привлекает детей к участию в их деятельности. А также организует исследовательскую работу обучающихся в интересующих их направлениях.
  8. Педагог-организатор отвечает за проведение культурных и развлекательных мероприятия. Кроме того, он занимается организацией посещения различных выставок, концертов, музеев в каникулярное время.

Требования к составлению инструкции

В процессе подготовки текста должностной инструкции учитывается следующее:

  • обязанности должны быть выполнимыми для работника;
  • формулировки указываются четко и конкретно;
  • все пункты инструкции должны соответствовать Трудовому кодексу и нормативным документам, регулирующим работу образовательных организаций.

Некоторые руководители учебных учреждений пытаются вписывать в инструкцию огромное количество пунктов, выполнять которые у работника не будет ни времени, ни сил, поэтому перед вступлением в должность нужно внимательно ее прочитать.

Для того чтобы инструкция соответствовала законодательным требованиям, при ее составлении опираются на:

  • ФГОС для образовательных учреждений разных уровней;
  • квалификационные требования, предъявляемые к педагогическим кадрам;
  • устав образовательной организации;
  • нормативные акты регионального уровня, связанные с деятельностью педагога.

Что еще входит в инструкцию?

В инструкцию включены те виды работ, выполнять которые сотрудник будет сразу после подписания трудового договора. Основной задачей учителя является обучение подрастающего поколения. Для этого важно тщательно готовиться к проведению уроков, выполнять добросовестно свои обязанности, четко следовать образовательным стандартам нового поколения.

Современный учитель должен обеспечивать:

  • мотивацию и поддержку учебной работы школьников;
  • уважение их чести и достоинства;
  • оценку учебной деятельности;
  • отображение посещаемости и уровня приобретенных знаний в классном журнале, дневниках, отчетах;
  • своевременное предоставление руководству отчетов о реализованных планах

В инструкции дополнительно отмечается обязанность педагога проходить ежегодные медицинские осмотры. При отказе работодатель имеет право отстранить учителя от выполнения должностных обязанностей. В инструкции указывается запрет на оскорбления, использование физического и психологического воздействия на детей. Учитель должен являться примером внимательного, воспитанного, вежливого человека.

В любой должностной инструкции для педагога отмечают следующие пункты:

  • уровень образования;
  • опыт профессиональной деятельности;
  • владение современными методиками обучения;
  • знание Конвенции о правах ребенка и Федерального закона «Об образовании», гражданского, семейного, трудового законодательства, разнообразных муниципальных законов.

Источник: http://fb.ru/article/421937/obyazannosti-i-doljnostnaya-instruktsiya-prepodavatelya-v-shkole

Должностная инструкция преподавателю

Должностная инструкция и обязанности преподавателя
Наименование организации УТВЕРЖДАЮДОЛЖНОСТНАЯ Наименование должностиИНСТРУКЦИЯ руководителя организации_________ N ___________ Подпись Расшифровка подписиМесто составления ДатаПРЕПОДАВАТЕЛЮ

1. Преподаватель относится к категории специалистов, принимается на работу и увольняется с работы приказом руководителя учреждения образования.

2. На должность преподавателя назначается лицо, имеющее высшее образование по профилям “Педагогика”, “Педагогика. Профессиональное образование” или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета (учебной дисциплины) и переподготовку по профилям “Педагогика”, “Педагогика. Профессиональное образование” без предъявления требований к стажу работы.

3. В своей деятельности учитель преподаватель руководствуется:

– законодательными и нормативными документами, регулирующими соответствующие вопросы;

– методическими материалами, касающимися вопросов его деятельности;

– уставом учреждения;

– приказами руководителя учреждения (непосредственного руководителя);

– правилами и нормами гигиены труда, правилами трудового распорядка;

– настоящей должностной инструкцией.

4. Преподаватель должен знать:

– Кодекс Республики Беларусь об образовании, иные нормативные правовые акты, другие руководящие и методические документы и материалы по вопросам функционирования и развития системы образования (в том числе в регионе), защиты прав обучающихся;

– образовательный стандарт по специальности;

– педагогику, психологию, возрастную физиологию, гигиену образовательного процесса;

– прогрессивные технологии обучения и воспитания обучающихся;

– вопросы формирования коллективов обучающихся и управления ими;

– требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и лабораторий;

– средства обучения и их дидактические возможности;

– достижения педагогической науки и передового педагогического опыта;

– основы трудового законодательства;

– правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

5. Во время отсутствия преподавателя его обязанности выполняет в установленном порядке назначаемый заместитель, несущий полную ответственность за их надлежащее исполнение.

2. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

6. Для выполнения возложенных на него функций преподаватель обязан:

6.1.

Осуществлять реализацию образовательных программ профессионально-технического, среднего специального образования, дополнительного образования взрослых, программ воспитания в учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, специальных профессионально-технических училищах закрытого типа, специальных лечебно-воспитательных профессионально-технических училищах закрытого типа, центрах повышения квалификации руководящих работников и специалистов, центрах подготовки, повышения квалификации и переподготовки рабочих.

6.2. Обеспечивать полное и качественное выполнение образовательных стандартов, учебных планов и учебных программ.

6.3. Участвовать в разработке учебно-программной документации, осуществлении ее корректировки.

6.4. Осуществлять планирование по учебному предмету (учебной дисциплине), разрабатывать структурные элементы научно-методического обеспечения.

6.5. В соответствии с расписанием готовить и проводить учебные занятия с использованием разнообразных форм, методов, приемов и средств, обеспечивать идеологическую и воспитательную составляющую учебных занятий.

6.6. Проводить факультативные занятия, консультации.

6.7.

Осуществлять дополнительный контроль учебной деятельности учащихся (проверку знаний обучающихся с применением дифференцированных и индивидуальных форм, включая проверку письменных работ, и использованием современных технологий) и организационно-воспитательную работу (кураторство учебной группы, организацию и выполнение работы по обеспечению процесса обучения в учебных кабинетах, мастерских, лабораториях и др.).

6.8. Формировать у обучающихся профессиональные знания, умения и навыки, подготавливать обучающихся к применению их в практической деятельности.

6.9. Содействовать вовлечению обучающихся в различные виды внеучебной деятельности, формировать у них умения и навыки самоанализа и самооценки своей учебной деятельности.

6.10. Выявлять проблемы и противоречия, имеющиеся в образовательном процессе по учебному предмету (учебной дисциплине) на основе анализа его результатов.

6.11. Принимать меры к их разрешению.

6.12. Участвовать в методической работе учреждения образования, совершенствовании научно-методического обеспечения преподавания учебного предмета (учебной дисциплины) и образовательного процесса в целом.

6.13. Изучать индивидуальные качества обучающихся, содействовать развитию их способностей и склонностей, личностному и гражданскому становлению.

6.14. Обеспечивать установление связей с законными представителями несовершеннолетних обучающихся по вопросам обучения и воспитания.

6.15. Способствовать формированию коллектива обучающихся и развитию ученического самоуправления.

6.16. Обеспечивать соблюдение обучающимися правил внутреннего распорядка учреждения образования.

6.17. Осуществлять учет успеваемости и посещаемости обучающихся.

6.18. Участвовать в планировании и организации идеологической и воспитательной работы с обучающимися во внеучебное время.

6.19. Контролировать соблюдение ими правил и норм охраны труда и пожарной безопасности при осуществлении образовательного процесса.

6.20. Изучать, анализировать и использовать в своей работе передовой педагогический опыт, вносить предложения по дальнейшему совершенствованию образовательного процесса.

6.21. Вести установленную программно-планирующую и учетно-отчетную документацию.

6.22. Постоянно повышать свое педагогическое мастерство и профессиональную квалификацию.

3. ПРАВА

7. Преподаватель имеет право:

7.1. Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными данной должностной инструкцией обязанностями.

7.2. Знакомиться с соответствующими документами и информацией, необходимыми для качественного выполнения своих обязанностей.

7.3. Повышать свою квалификацию в установленном порядке.

7.4. Требовать от руководства оказания содействия в осуществлении своих обязанностей.

7.5. Принимать участие в обсуждении вопросов охраны труда, выносимых на рассмотрение собраний (конференций) трудового коллектива (профсоюзной организации).

4. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ (СВЯЗИ ПО ДОЛЖНОСТИ)

8. Преподаватель подчиняется ________________________________________. 9.

Преподаватель взаимодействует по вопросам, входящим в егокомпетенцию, с работниками следующих структурных подразделений учреждения: – с _________________________________________________________________:получает:__________________________________________________________________________;представляет:__________________________________________________________________________; – с _________________________________________________________________:получает:__________________________________________________________________________;представляет:__________________________________________________________________________.

5. ОЦЕНКА РАБОТЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

10. Работу преподавателя оценивает непосредственный руководитель (иное должностное лицо).

11. Преподаватель несет ответственность:

11.1. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией,- в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Республики Беларусь.

11.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения – в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Республики Беларусь.

11.3. За причинение материального ущерба – в пределах, определенных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством Республики Беларусь.

11.4. За несоблюдение правил и норм охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты – в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Республики Беларусь и локальных актов в _____________________.

Наименование должностируководителя структурногоподразделения _________ _______________________ Подпись Расшифровка подписиВизыС инструкцией ознакомлен _________ _______________________ Подпись Расшифровка подписи _______________________ Дата

КОММЕНТАРИЙ

Примечание. Квалификационные категории (высшая, первая, вторая) присваиваются преподавателям в соответствии с нормативными правовыми актами, утверждаемыми Министерством образования Республики Беларусь.

Должностная инструкция разработана в соответствии с Квалификационным справочником должностей служащих, занятых в образовании, утвержденным постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 28 апреля 2001 г. N 53 (с изменением, внесенным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21.10.2011 N 105).

Данная инструкция является примерной. Она может применяться как основа при разработке соответствующей инструкции работника с учетом специфики деятельности организации.

Источник: https://belforma.net/%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%B8/%D0%94%D0%BE%D0%BB%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F/%D0%94%D0%BE%D0%BB%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8E

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.