+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Экологические платежи: размеры и нормативная база

Содержание

Платежи за негативное воздействие на окружающую среду

Экологические платежи: размеры и нормативная база

Павлова Е. П.,
специалист по расчету экологических платежей

Одним из основных принципов охраны окружающей среды является платность природопользования.

Все хозяйствующие субъекты могут иметь в собственности или арендовать автомобили. В офисе и в производственном помещении образуются бытовые и производственные отходы. Кроме того, субъекты могут осуществлять сброс сточных вод (например, от котельной) в водный объект. Все это образует следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:

  • выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников;
  • выброс в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников;
  • сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
  • размещение отходов.

При этом база начисления определяется отдельно для каждого вида платы. По данному показателю можно выделить три вида экологических платежей:

  • нормативная плата – такая плата за загрязнение, фактические объемы которого не превышают допустимые нормативы;
  • лимитная плата – плата за загрязнение, фактические объемы которого превышают допустимые нормативы, но менее установленных лимитов;
  • сверхлимитная плата – плата за сверхлимитное загрязнение, т. е. загрязнение, фактический объем которого выше установленных лимитов.

Нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимиты размещения отходов, допустимые уровни воздействия на окружающую природную среду подлежат утверждению МПР России.
Порядок расчета платы также зависит от вида платежа, а именно:

  • нормативная плата определяется путем умножения соответствующих ставок платы на величину указанных видов загрязнения;
  • лимитная плата определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми объемами загрязнения;
  • плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактических объемов загрязнения над установленными лимитами и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду в настоящее время установлены постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344.

По каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода) установлены два норматива платы – за загрязнение в пределах допустимых нормативов (нормативное загрязнение) и за загрязнение в пределах установленных лимитов (лимитное загрязнение).

Подлежащая применению к конкретному виду загрязнения ставка платы складывается из двух составляющих – соответствующего норматива платы и коэффициента, учитывающего экологические факторы.

Кроме этого, предусмотрены дополнительные коэффициенты: дополнительный коэффициент 2 применяется для особо охраняемых природных территорий, районов Крайнего Севера (приравненных к ним местностей) и зон экологического бедствия, а также дополнительные коэффициенты для отдельных видов загрязнения.
Конечная сумма платежа определяется путем суммирования полученных произведений по каждому виду загрязнения.

Формулы исчисления экологических платежей

Для платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками и платы за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты:

Итоговая сумма платы за загрязнение = нормативная плата + лимитная плата + сверхлимитная плата,где:

нормативная плата = фактический объем загрязнения x ставка платы;

лимитная плата = (фактический объем загрязнения – предельно допустимый объем загрязнения ) x ставка платы

В данном случае под предельно допустимым объемом загрязнения подразумевается установленный допустимый норматив загрязнения, т. е. некий утвержденный уровень загрязнения, свыше которого экологические платежи исчисляются как лимитные, а ниже – как нормативные.

Сверхлимитная плата = (фактический объем загрязнения – установленные лимиты) x ставка платы x 5

Ставка платы = соответствующий норматив платы x экологический коэффициент (x дополнительный коэффициент)

Для платы за размещение отходов производства и потребления:

Итоговая сумма платы за загрязнение = лимитная плата + сверхлимитная плата, 
где:
лимитная плата = фактический объем загрязнения x ставка платы (x 0,3) (x 0),
Коэффициент 0,3 применяется при размещении отходов на специализированных полигонах и оборудованных промышленных площадках, расположенных в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия.
Коэффициент 0 применяется при размещении отходов, подлежащих временному накоплению и фактически использованных либо переданных для использования в течение 1 года с момента размещения в собственном производстве (3-х лет с момента образования отходов).

Сверхлимитная плата = (фактический объем загрязнения – установленные лимиты) x ставка платы x 5 

Ставка платы = норматив платы x экологический коэффициент (x дополнительный коэффициент)

В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей среды в данном случае исчисляется в порядке, аналогичном исчислению сверхлимитной платы.

Расчет платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ от стационарных источников

Пример 1.
В качестве примера расчета экологических платежей рассмотрим завод, расположенный в Центральном экономическом районе (в черте города), который за I квартал 2012 г. произвел выбросы в атмосферный воздух следующих загрязняющих веществ:

Наименование загрязняющих веществФактический объем выбросов, тДопустимый норматив выброса, тЛимит выброса, т
Оксид углерода506080
Диоксид азота1305075
Оксид азота383540

Рассчитаем размер платы за выбросы в атмосферный воздух по каждому вредному веществу.

Плата по оксиду углерода рассчитывается как нормативная: 50 x 0,6 x 1,9 х 1,2 х 2,05 = 140,22 руб.,

где:

ВеличинаХарактеристикаНорма
50Фактический объем выбросов за отчетный квартал, т
0,6Норматив платы за выброс 1 тонны загрязняющих веществ в пределах установленных допустимых нормативов выбросовПриложение № 1 к постановлению № 344
1,9Коэффициент, учитывающий экологические факторы (состояние атмосферного воздуха) для Центрального экономического района РФПункт 19 Методических рекомендаций, постановление Правительства РФ № 344
1,2Коэффициент за выбросы вредных веществ в атмосферный воздух городовПункт 25 Методических рекомендаций, Приложение № 2 к постановление Правительства РФ № 344
2,05Коэффициент к нормативам платы(*)Пункт 3 ст. 3 Федерального закона от 30.11.2011 № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» (п. 23 Методических рекомендаций)
(*) Норматив платы за выброс диоксида серы в пределах ПДВ был установлен в 2005 г., поэтому к нему применяется поправочный коэффициент 1,67 (п. 24 Методических рекомендаций)

Плата по окиси азота рассчитывается как лимитная:

((35 x 35) + (35 x (40 – 38) x 5)) х 1,9 х 1,2 х 2,05 = 7361,55 руб.,
где:

ВеличинаХарактеристикаНорма
35Фактический объем выбросов за отчетный квартал, т
35Норматив платы за выброс 1 тонны загрязняющих веществ в пределах установленных допустимых нормативов выбросовПриложение № 1 к постановлению Правительства РФ от 12.06.2003 № 344
1,9Значение коэффициента, учитывающего экологические факторы, для атмосферного воздуха по Центральному экономическому районуПриложение № 2 к постановлению Правительства РФ от 12.06.2003 № 344

Плата по диоксиду азота рассчитывается как сверхлимитная: ((50 x 52) + ((130 – 50) x 260) + (130 – (50 + 75) x 260 х 5)) x 1,9 х 1,2 х 2,05 = 139 752,6 руб.,

где:

ВеличинаХарактеристикаНорма
130Фактический объем выбросов за отчетный квартал, т
52Норматив платы за выброс 1 тонны загрязняющих веществ в пределах установленных допустимых нормативов выбросовПриложение № 1 к постановлению Правительства РФ от 12.06.2003 № 344
260Норматив платы за выброс 1 тонны загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов выбросовПриложение № 1 к постановлению Правительства РФ от 12.06.2003 № 344
5Пятикратный коэффициент за сверхлимитное загрязнение
1,9Значение коэффициента, учитывающего экологические факторы, для атмосферного воздуха по Центральному экономическому районуПриложение № 2 к постановлению Правительства РФ от 12.06.2003 № 344

Итоговая сумма фактически начисленных за первый квартал 2012 г. экологических платежей таким образом составит:
140,22 + 7 361,55 + 139 752,6 = 147 254,37 руб.

Плата за выбросы загрязняющих веществ в воздух от передвижных источников

Источник: http://buhpressa.ru/dlya-bukhgaltera/otkritie-stati/55-platezhi-za-negativnoe-vozdejstvie-na-okruzhayushchuyu-sredu

Экологические платежи: кто их должен вносить и по ним отчитываться

Экологические платежи: размеры и нормативная база

Когда речь заходит об экологических платежах, или, как они официально называются, плата за негативное воздействие на окружающую среду, бухгалтеру нужно отложить в сторону Налоговый кодекс, и обратиться к другим нормативным документам. А именно к Федеральным законам от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также к КоАП РФ.

Помимо этого нужно помнить о том, что отношения в области платы за негативное воздействие на окружающую среду контролирует специальный государственный орган — Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Эта служба утверждает формы и форматы сдачи отчетности, а также контролирует своевременность сдачи отчетности и перечисления платежей.

В то же время, изучая документы, связанные с платежами за негативное воздействие на окружающую среду, надо учитывать, что названные полномочия переданы Росприроднадзору только в середине 2010 года. До этого данные функции выполняла другая Федеральная служба — Ростехнадзор.

И именно она выпускала нормативные правовые акты, которыми утверждены действующие формы и которые регулируют порядок подготовки отчетности. Речь идет о приказе Ростехнадзора от 05.04.

07 № 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду». Именно этим приказом и надо пользоваться при составлении отчетности.

За что и кому надо отчитываться

Итак, с юридическими основаниями разобрались, перейдем теперь к самому главному вопросу: кто должен отчитываться по экологическим платежам?

Формальный ответ на этот вопрос мы найдем в Порядке расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, который утвержден упомянутым выше приказом Ростехнадзора № 204.

Так, согласно этому документу, расчет платы заполняется организациями, осуществляющими на территории РФ следующие виды вредного воздействия на окружающую среду: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления.

Как видим, законодательство выделяет три категории воздействия, которые влекут обязанность представления отчетности — выбросы, сбросы и размещение. Давайте разберемся, что это означает на практике, в повседневной жизни.

Ситуация 1. Арендуем офис или иное помещение

Начнем с самой распространенной ситуации — аренды офисного или иного помещения. В такой ситуации весь мусор и прочие отходы арендатор обычно выбрасывает в мусорные контейнеры арендодателя. Такая ситуация, как правило, зафиксирована в договоре аренды. Более того, часто в обязанности арендодателя входит даже самостоятельный сбор этих отходов со сданных в аренду площадей.

Для целей экологических платежей это означает, что организация никакого размещения отходов не производит, а значит, обязанности по перечислению платежей и представлению отчетности в Росприроднадзор в связи с этой деятельностью у нее не возникает.

Ведь плату за размещение отходов вносит их собственник. А в данном случае на основании договора аренды отходы помещаются в контейнеры, арендатору не принадлежащие.

Соответственно, и обязанности по внесению платы за такие отходы у арендатора не возникает (письмо Ростехнадзора от 12.02.07 № 04-09/169).

Ситуация 2. Владеем офисом или другим помещением

Рассмотрим теперь другую ситуацию — организация владеет офисным или иным помещением, где располагается сама или сдает эти помещения в аренду. И в том, и в другом случае, мусор и прочие бытовые отходы помещаются в специальные контейнеры.

Затем мусор вывозит специализированная организация на основании договора.

В таком случае обязанность представлять отчетность и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду напрямую зависит от формулировок в договоре с организацией, вывозящей мусор.

Так, если по этому договору организация предоставляет собственнику помещения контейнер в пользование, а потом забирает его заполненным и вывозит на не принадлежащий собственнику помещения объект размещения (свалку, полигон и т п.

), то размещением отходов занимается не собственник помещения, а специализированная организация. А значит, собственник помещения по данным отходам не должен вносить плату за негативное воздействие и представлять отчетность в Росприроднадзор. Такова позиция Высшего арбитражного суда (см.

, например, постановления Президиума ВАС РФ от 17.03.09 № 14561/08, от 20.07.10 № 4433/10, от 12.07.11 № 1752/11).

Еще лучше, если в договоре будет прямо указано, что право собственности на отходы переходит к специализированной организации (письмо Ростехнадзора от 27.04.07 № 04-09/455).

Ситуация 3. Владеем транспортом

Рассмотрим еще одну весьма распространенную ситуацию — организация использует в своей деятельности автотранспорт. В таком случае у нее появляется обязанность представлять отчетность и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.

При этом не важно, собственный транспорт использует организация, арендованный или находящийся в лизинге. Во всех этих случаях бухгалтеру нужно будет рассчитать экологические платежи.

Делается это следующим образом: потребленный объем топлива умножается на ставку и на специальный коэффициент, установленный законом о бюджете.

Обратите внимание: подсчет потребленного топлива ведется в тоннах. Одна тонна бензина — это примерно 1 300 литров. Данный показатель зависит от плотности бензина, которая в свою очередь зависит от температуры окружающего воздуха — летом ниже, зимой выше.

Плотность бензина может колебаться в пределах 740-775 кг на тонну. Соответственно, количество литров в тонне определяется путем деления плотности бензина на 1 млн. и возведения получившегося частного в минус первую степень.

Например, при плотности топлива 740 в одной тонне бензина будет 1 351 литр, а при плотности 775 — 1290 литров.

Ставка платы за негативное воздействие утверждена еще в 2005 году постановлением Правительства РФ от 01.07.05 № 410 и зависит от вида топлива, потребляемого автомобилем.

Для бензина, например, ставка 1,3 рубля за тонну, а для дизтоплива — 2,5 рубля. Но каждый год эти ставки еще корректируются специальным коэффициентом. Например, в 2012 году он равен 2,05 (Федеральный закон от 30.11.

11 № 371-ФЗ), а в 2013 — 2,2 (Федеральный закон от 03.12.12 № 216-ФЗ).

Вносить плату следует ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (приказ Ростехнадзора от 08.06.06 № 557).

У организаций, использующих транспорт, помимо обязанности рассчитать и внести плату, возникает обязанность и по представлению отчетности в органы Росприроднадзора.

Таким организациям ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом, нужно направить расчет по форме, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.07 № 204 (см. письмо Ростехнадзора от 02.08.07 № 04-09/1037).

Здесь же заметим, что в отношении данного вида отходов никаких лимитов организации утверждать не требуется, т.к. предельно допустимые нормы содержания отходов в выхлопе контролируются при прохождении транспортными средствами периодического государственного технического осмотра. И если данные параметры не соответствуют установленным, то эксплуатация транспортных средств просто запрещена.

Какие штрафы грозят нарушителям

В заключение нашего краткого обзора скажем несколько слов об ответственности за нарушение правил внесения платежей и представления отчетности по ним. Как и в случае с налогами, ответственность в данном случае установлена как за неуплату (несвоевременную уплату), так и за непредставление (несвоевременное представление) отчетности.

Но, в отличие от налоговых штрафов, суммы тут куда значительнее. Так, за непредставление или несвоевременное представление отчетности в органы Росприроднадзора, штраф налагается по статье 8.1 КоАП РФ (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 12.04.10 по делу № А32-51737/2009-51/972-299АЖ)  и составляет для юридических лиц от 20 до 100 тысяч рублей!

Штраф за невнесение экологических платежей также весьма внушительный — от 50 до 100 тысяч рублей (ст. 8.41 КоАП РФ).

Источник: https://www.Buhonline.ru/pub/beginner/2012/12/6793

Экологические платежи

Экологические платежи: размеры и нормативная база

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

§ 1. О правомерности взимания платежей 4

§ 2. Виды платежей и порядок определения их размеров 6

§ 3. О применении коэффициентов индексации платежей 9

§ 4. Об особенностях уплаты платежей отдельными категориями налогоплательщиков 13

§ 5. Льготы по платежам 18

После вступления в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту — НК РФ) возникает много вопросов, касающихся платежей за загрязнение природной среды. Это связано с тем, что в ст.

13 “Федеральные налоги и сборы” части первой НК РФ указан экологический налог (то есть приводится другое название платежа).

Вторая же часть НК РФ (глава 42), которая устанавливает порядок расчета данного налога и определяет круг плательщиков, пока еще не принята.

Поэтому основное внимание уделим следующим вопросам.

Во-первых, рассмотрим правовые основания взимания платежей за загрязнение природной среды.

Во-вторых, учитывая достаточную специфичность определения налогооблагаемой базы по этим платежам, а также частую сменяемость в организациях специалистов экономического профиля, ответственных за своевременность расчета и уплаты налогов, рассмотрены виды платежей за загрязнение природной среды (далее по тексту — платежи) и сам порядок их расчета с учетом последних изменений законодательных и других нормативных актов.

§ 1. О правомерности взимания платежей

Часть первая НК РФ вступила в действие с 1 января 1999 года в соответствии с Федеральным законом от 31.07.98 № 147-ФЗ, в ст.

2 которого предусмотрено, что Закон РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” признается утратившим силу, кроме п. 2 ст. 18 и ст. 19, 20 и 21.

Ввиду того, что в данных статьях платежи за загрязнение природной среды не упомянуты, ошибочно считалось, что с 1 января 1999 года эти платежи уплачиваться не должны.

Однако, необходимо учитывать, что, во-первых, в ст. 19 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” указаны в целом платежи за пользование природными ресурсами.

И, во-вторых, с 1995 года в законах о федеральном бюджете, принимаемых на соответствующий год, в перечне налогов, формирующих доходную часть бюджета, предусматривалась конкретная сумма поступления платежей за пользование природными ресурсами (в том числе платежей за загрязнение природной среды).

В ст. 11 Федерального закона от 22.02.99 № 36-ФЗ “О федеральном бюджете на 1999 год” конкретно указано, что доходы федерального бюджета формируются, в том числе, за счет платы за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду — в размере 10 % доходов.

Что касается поступления этих платежей в систему экологических фондов, то этим же Федеральным законом (ст. 71) предусмотрено функционирование Федерального экологического фонда, доходы которого формируются за счет 10-процентных отчислений от сумм, причитающихся к перечислению природопользователями в государственные экологические фонды.

Таким образом, в настоящее время вплоть до принятия второй части НК РФ система указанных выше платежей сохраняется.

§ 2. Виды платежей и порядок определения их размеров

Действующими нормативными актами предусмотрена уплата нескольких видов экологических платежей. К ним относятся:

— плата за выбросы загрязняющих веществ (в том числе от стационарных и передвижных источников);

— плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

— плата за размещение отходов;

— плата за другие виды вредного воздействия на окружающую среду.

Определение конкретных размеров указанных платежей зависит от объема выброса (сброса) загрязняющего вещества и объема размещенных отходов (далее по тексту — загрязнение).

При этом следует иметь в виду, что базовые нормативы платы и конкретные ставки платы, устанавливаемые на их основании в регионах, определены не только по видам загрязняющих веществ, но и в зависимости от того, произошло загрязнение в пределах установленных норм или с их превышением. Соответственно в последнем случае размер ставок значительно выше.

Иными словами, установлены два вида базовых нормативов платы по каждому виду загрязняющего вещества (отхода) с учетом степени вредного воздействия и опасности для окружающей природной среды и здоровья населения:

а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;

б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

Упрощенные примеры расчета платежей по данной схеме приведены ниже (вид загрязняющего вещества и другие данные условны):

1. В I квартале загрязнение организацией природной среды по четырем видам вредных веществ находилось в пределах установленных нормативов.

Источник: http://MirZnanii.com/a/171901/ekologicheskie-platezhi

Расчет платы за загрязнение окружающей среды – 2018 – 2019

Экологические платежи: размеры и нормативная база

Расчет платы за загрязнение окружающей среды 2018–2019 годов — процедура, обязательная для лиц, осуществляющих такие платежи.

Как рассчитать сумму к уплате? Как вычислить базу по загрязняющим веществам, определить ставку, коэффициент и вычеты? Какой формуляр применяется для отчетности в 2019 году, куда его сдавать и в какие сроки? Рассмотрим ответы на эти и другие вопросы в материале далее.

Расчет платы за загрязнение окружающей среды: основные принципы и нормативное регулирование

Плата за вред окружающей среде и экологический сбор: кто их платит

Как вычислить платежную базу по загрязняющим веществам и отходам

Как определить ставки платы за вред окружающей среде

Как определить коэффициенты для расчета платы за вред экологии

Расчет платы за вред экологии: вычеты

Форма расчета экологического сбора (платежа за вред окружающей среде)

Итоги

Расчет платы за загрязнение окружающей среды: основные принципы и нормативное регулирование

Расчет платы за загрязнение окружающей среды регулируется законом «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, неоднократно обновлявшимся. Плата за нанесение вреда экологии должна перечисляться в бюджет (ст. 16.4 закона № 7-ФЗ):

  • субъектами малого и среднего бизнеса — единовременно в сумме за отчетный год до 1 марта года, следующего за соответствующим отчетным;
  • остальными плательщиками — по итогам 1, 2 и 3 кварталов до 20 числа следующих за ними месяцев в виде авансовых платежей в сумме, равной 25% от величины суммарного платежа за предыдущий год, а также по итогам 4 квартала — до 1 марта следующего за отчетным года в сумме, составляющей разницу между исчисленными в целом за отчетный год и авансовыми платежами.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Эти платежи взимаются не в соответствии с правилами НК РФ, поэтому на них не распространяется правило о переносе срока для ситуации, когда последний день оплаты попадает на выходной.

О том, какие значения КБК могут присутствовать в платежных документах и от чего они зависят, читайте в материале «КБК на негативное воздействие на окружающую среду».

Порядок расчета платежей за вред экологии закреплен в положениях ст. 16.3 закона № 7-ФЗ, других корреспондирующих с ней статьях указанного нормативно-правового акта (НПА), а также подзаконных актах.

В соответствии с п. 1 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ исчислять платежи за нанесение вреда экологии российские фирмы и ИП обязаны самостоятельно, используя:

  • данные, отражающие размер платежной базы по тому или иному загрязняющему химвеществу (либо отходу);
  • ставки, определенные для платы за загрязнение окружающей среды;
  • коэффициенты, устанавливаемые законодательно.

Вычислив плату за нанесение вреда экологии по каждому из загрязняющих веществ либо отходов (с применением ставок и коэффициентов), фирма должна суммировать полученные цифры и получить таким образом окончательный размер рассматриваемого платежа, подлежащий перечислению в бюджет РФ.

Плата за вред окружающей среде и экологический сбор: кто их платит

Платеж за нанесение вреда экологии следует отличать от экологического сбора, исчисление и уплата которого регламентируется ст. 24.5 закона «Об отходах производства» от 24.06.1998 № 89-ФЗ.

Дело в том, что платеж за вред экологии, установленный в 2002 году, довольно часто неофициально именовался как раз-таки экологическим сбором. Однако, как только ст. 24.

5 закона № 89-ФЗ была введена в действие (в декабре 2014 года), подобное отождествление стало некорректным.

Экологический сбор обязаны уплачивать только производители и импортеры изделий и упаковки для них, которые должны быть утилизированы после утраты ими потребительских свойств.

В то же время платеж за нанесение вреда экологии регламентируется совершенно другим НПА (законом № 7-ФЗ) и установлен для иных плательщиков (тех, которые производят выбросы и сбросы в окружающую среду различных загрязняющих веществ и мусора, а также размещают отходы производства).

Таким образом, экологический сбор:

  • платится за утилизируемые товары и упаковку (выпущенные плательщиком или импортированные);
  • регулируется положениями закона № 89-ФЗ;
  • как правовая категория существует в РФ с декабря 2014 года.

А сбор, представляющий собой плату за причинение вреда окружающей среде:

  • платится за выбросы и сбросы вредных химических веществ и мусора, а также размещение отходов;
  • регулируется положениями закона № 7-ФЗ (а в части размещения отходов — некоторыми положениями закона № 89-ФЗ);
  • как правовая категория существует с 2002 года (отметим, что схожий по правовой форме сбор — в виде платы за загрязнение окружающей среды, размещение отходов и иное вредное воздействие, взимался до отмены в 2002 году закона РСФСР «Об охране окружающей среды» от 19.12.1991 № 2060-1).

Источник: https://nalog-nalog.ru/ekologicheskij_nalog/raschet_platy_za_zagryaznenie_okruzhayuwej_sredy/

Экологические платежи: размеры и нормативная база

Экологические платежи: размеры и нормативная база

Взаимосвязь человека и природы существовала всегда, однако на разных этапах цивилизации она претерпевала множественные видоизменения.

К сожалению, чем дальше двигалось человечество по пути научно-технического прогресса, тем беспощадней эксплуатировались природные ресурсы.

Вырубались леса, осушались и загрязнялись водоёмы, вредные выбросы в атмосферу достигли катастрофических размеров. В результате исчезли или находятся на грани выживания отдельные виды растений, животных, рыб и насекомых.

Дошло до того, что международное сообщество всерьёз озаботилось проблемой изменения климата на планете, а индустриально развитые страны стали предпринимать попытки договориться об ограничении выбросов в атмосферу парниковых газов. То есть люди начали принимать срочные меры по спасению Земли от экологической катастрофы. Одной из таких мер стало взимание экологических платежей за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС).

Смысл НВОС

Суть любых экологических платежей, в том числе за НВОС, заключается в том, что государство обязывает природопользователей (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) отчислять денежные средства на предотвращение или компенсацию ущерба, причиняемого ими окружающей среде в процессе производственной или хозяйственной деятельности.

Полученные средства направляются на строительство очистных сооружений, рекультивацию земель, создание рекреационных зон и иные мероприятия экологической направленности.

Обязанность и порядок уплаты экологических платежей прописаны в законе «Об охране окружающей среды» (№7-ФЗ от 10.01.02). Согласно положениям данного закона пользователи природных ресурсов, эксплуатирующие объекты, производящие вредные выбросы, сбросы или отходы производства, должны производить следующие платежи за:

  • выброс в атмосферу вредных субстанций стационарными или передвижными источниками загрязнения ;
  • сброс вредных субстанций и микроорганизмов в наземные и подземные водоёмы (реки, озёра, водоносные горизонты);
  • размещение (захоронение) отходов на специально отведённых площадях (в основном на полигонах ТБО).

Здесь нельзя не упомянуть о правовой коллизии. По мнению Минприроды РФ, основанном на поправках к закону «Об охране атмосферного воздуха» (№96-ФЗ от 04.04.1999), платить за выброс «грязи» в атмосферу передвижными источниками (в т. ч. автомобилями) не нужно.

Внесение экологического платежа не освобождает плательщика от выполнения природоохранных мероприятий и возмещения причинённого ущерба окружающей среде или гражданам (например, в случае аварии), поэтому с правовой точки зрения этот платёж по сути ближе к фискальному сбору, чем к налогу.

Порядок исчисления и взимания платы

В Постановлении Правительства РФ №344 от 12.06.2003 присутствуют два норматива, на базе которых начисляется размер экологического платежа. Один норматив касается допустимых пределов, другой – временно согласованных лимитов вредных выбросов/сбросов.

Нормативы устанавливаются по каждому компоненту загрязняющего вещества (ЗВ) с учётом его опасности для окружающей среды и человека.

На 2018 год данный документ утратил силу.

Если природопользователь уложился в предельно допустимый норматив (ПДН), размер платежа определяется путём умножения дифференцированных ставок на объём загрязнений (по каждому компоненту выброса или сброса) и последующего суммирования результатов по всем видам загрязнений.

Если природопользователь превысил ПДН, но уложился в согласованный лимит, к результату предыдущего расчёта добавляется разница между этим лимитом и ПДН, умноженная на соответствующую ставку.

Если природопользователь превысил и ПДН, и отведённый лимит, к результату предыдущих двух расчётов добавляется разница между фактическим объёмом выбросов (сбросов или отходов) и отведённым лимитом, умноженная на соответствующую ставку и повышающий пятикратный коэффициент. То есть, здесь заложена скрытая штрафная санкция, призванная стимулировать строгое соблюдение природоохранного законодательства.

В случае, если по вине природопользователя произошла авария с нанесением вреда окружающей среде, сумма платёжа определяется так же как для сверхлимитного загрязнения.

При отсутствии у природопользователя требуемых разрешений на выброс/сброс ЗВ либо на размещение отходов на полигонах ТБО, платёж за НВОС возрастает в 5 раз. Налицо рычаг воздействия на нарушителей закона: пренебрегаешь своими обязанностями – плати.

Для расчета экологического платёжа потребуется следующая информация:

  • нормативы ПДВ и ВСВ;
  • лимиты размещения отходов;
  • объём израсходованного топлива (для мобильных источников загрязнения);
  • размер платы за НВОС;
  • фактический объём (масса) выбросов/сбросов ЗВ и размещаемых (либо утилизируемых) отходов с разбивкой по компонентам;
  • соответствующие коэффициенты.

Размер платежа за НВОС рассчитывается плательщиком самостоятельно на базе сведений производственного экологического контроля и уплачивается ежегодно до 1 марта года, следующего за отчётным периодом. Экологические платежи зачисляются в федеральный бюджет.

Кроме того, до 10 марта (т.е. в течение не менее 10 дней после оплаты) плательщик обязан представить в орган местной исполнительной власти декларацию о внесении платежа за НВОС по форме, устанавливаемой этим органом власти.

Нетрудно догадаться, что расчёт экологических платежей – дело кропотливое и трудоёмкое. Поэтому существует немало фирм, оказывающих консалтинговые услуги в данной области.

В то же время для грамотного специалиста не составит большого труда овладеть специализированной программой (в частности, разработанной компанией КомЭко), позволяющей автоматизировать расчёт платежей за НВОС и подготовку отчётной документации.

Форма расчёта

Стандартная форма расчёта платежей за НВОС и процедура её заполнения, а также порядок сдачи отчётности определены в Приказе Ростехнадзора РФ №204 от 05.04.2007. Данное ведомство фигурирует здесь не случайно: раньше именно оно занималось сбором экологических платежей.

Недоразумение было исправлено в августе 2010 года путём передачи полномочий по администрированию платы за НВОЗ Росприроднадзору. Однако последний так и не успел создать собственную нормативно-правовую базу в полном объёме, поэтому нередко приходится пользоваться документами технического надзорного ведомства.

В частности, форма для расчёта платежа по выбросам в атмосферу представляется в формате таблицы и имеет следующий вид:

Именно сбор нормативных показателей является главной проблемой, поскольку нормативная база разбросана по различным инстанциям и систематически корректируется, что требует от исполнителя внимательности, аккуратности и терпения.

Исследование конкретных ситуаций и примеры

Пример 1: предприятие производит сжиженный газ, является стационарным объектом, выбрасывающим в атмосферу загрязняющие вещества, в данном случае бутан. Расположено в Тверской области. Для завода установлены следующие лимиты:

В идеале лучше всего уложиться в предельно допустимый норматив, однако для подстраховки руководство предприятия решило оформить дополнительный лимит, чтобы в случае превышения ПДВ ограничиться не слишком большой суммой переплаты. В приведённом примере фактический выброс подобран таким образом, чтобы проиллюстрировать оправданность такого решения.

  • фактический выброс – 2,5 т;
  • норматив по ПДВ – 5 руб./т;
  • норматив по ВСВ – 25 руб./т;
  • коэффициент экологической значимости – 1,9;
  • дополнительные коэффициенты – 1 и 1,2;
  • индексация на инфляцию – 2,56.

Поскольку предприятие превысило ПДВ, но одновременно уложилось в ВСВ, расчёт проводим в два этапа. Платёж в пределах ПДВ составит:

2 * 5 * 1,9 * 1,0 * 1,2 * 2,56 = 58,37 руб.

Если бы не было превышения ПДВ, эта сумма была бы окончательной. Но превышение было допущено и составило 0,5 т. (3 – 2,5). Поэтому получается добавка, которая составила:

0,5 * 25 * 1,9 * 1,0 * 1,2 * 2,56 = 72,96 руб.

В итоге получим:

58,37 + 72,96 = 131,33 руб.

То есть за полтонны «сверхлимита» пришлось заплатить гораздо больше, чем за две тонны нормированного количества. А в случае превышения ВСВ «довесок» был бы ещё существенней. Отсюда вывод: берегите окружающую среду, это не только разумно, но и экономически выгодно.

Пример 2: это же предприятие в процессе производства накапливает определённое количество различных отходов, от которых необходимо каким-то образом избавиться. Вариантов утилизации может быть множество: начиная от использования собственных возможностей и заканчивая отправкой мусора на полигоны ТБО.

  1. Тип отходов – мусор бытовой, несортированный, некрупногабаритный.
  2. Класс опасности – 4.
  3. Фактическая масса отходов (в пределах установленного лимита) нарастающим итогом – 2 т.
  4. Норматив за размещение отходов в пределах установленного лимита – 248 руб./т.
  5. Коэффициент экологической значимости – 1,9.
  6. Дополнительный коэффициент – 1,0.
  7. Коэффициент, учитывающий местоположение объекта размещения отходов – не применяется.
  8. Поправка на инфляцию – 2,56.

Поскольку предприятие уложилось в установленный лимит, то получим:

2 * 248 * 1,9 * 1,0 * 2,56 = 2412,54 руб.

Нормативы оплаты за загрязнение окружающей среды

При расчёте платы за НВОЗ применяются ставки и дополнительные коэффициенты, утверждённые Правительством РФ.

Для стимулирования природопользователей к реализации мероприятий по снижению НВОС и внедрению передовых технологий по охране окружающей среды разработаны коэффициенты, применяемые к соответствующим ставкам. Эти коэффициенты приведены в нижеследующей таблице.

УсловиеКоэффициент
Захоронение собственных отходов в рамках установленных лимитов на полигонах, принадлежащих юридическому лицу или ИП на правах собственности и оборудованных соответствующим образом0,3
Захоронение отходов IV класса, сформировавшихся вследствие утилизации отходов II класса0,33
Захоронение отходов IV класса, сформировавшихся вследствие утилизации отходов III класса0,49
Захоронение отходов IV и V-го классов, сформировавшихся вследствие утилизации отходов промышленных предприятий0,5
Захоронение отходов III класса опасности, сформировавшихся вследствие утилизации отходов II класса0,67

Ответственность за нарушение

За нарушение экологического законодательства полагается административная ответственность в соответствии с КоАП РФ. Санкции за наиболее существенные нарушения изложены в статьях 8.5, 8.21 и 8.41.

К таким существенным нарушениям относятся:

  1. Умышленное сокрытие, искажение или несвоевременное представление достоверных данных об окружающей среде и источниках загрязнения;
  2. Выброс загрязняющих веществ в атмосферу без специального на то разрешения;
  3. Невнесение (или несвоевременное внесение) платы за НВОС.

Все эти нарушения влекут за собой штрафные санкции, которые налагаются как на отдельных граждан, так и должностных и юридических лиц. Размер штрафов зависит от того, насколько серьёзным считается то или иное нарушение.

Самому большому штрафу – 250 000 рублей – может быть подвергнуто юридическое лицо за несанкционированный выброс ЗВ в атмосферу. Для должностного лица это же нарушение составит максимум 50 000 рублей.

Самым «невинным» нарушением считается сокрытие или искажение данных о состоянии окружающей среды и источниках загрязнения. Юридическому лицу это может обойтись до 80 000 рублей, должностному лицу – до 6 000 рублей. Пострадать может и простой гражданин: предел его ответственности установлен до 1 000 рублей.

Установление факта неуплаты (либо несвоевременной или неполной уплаты) экологического налога возложено на территориальный орган Росприроднадзора. Помимо штрафа возможно взимание пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Поделитесь с друзьями в соц.сетях

Источник: https://investim.info/ekologicheskie-platezhi-razmery-i-normativnaya-baza/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.