Грузополучатель может предъявить претензию перевозчику, даже если он не собственник груза
Ответственность транспортной компании за груз

Даже если вы грамотно выбрали транспортную компанию, от несчастных случаев никто не застрахован. В процессе перевозки груз может получить повреждения, а серьезное ДТП может его вообще уничтожить.
В большинстве случаев перевозчик несет полную ответственность за целостность и сохранность груза. Впрочем, возможны спорные ситуации, и если дело доходит до суда, разбирательства могут закончиться не в пользу заказчика.
В этой статье мы рассмотрим, какова ответственность транспортной компании за груз и как поступать в спорных случаях.
Законодательство
Основной документ, в котором заказчик и перевозчик оговаривают зоны ответственности, – договор перевозки. Взаимоотношения между сторонами регулируются в Гражданском кодексе РФ – точнее, в главе 40 («Перевозка»).
Стоит отметить: как нередко случается в российском законодательстве, ГК дает лишь очень общее представление об ответственности транспортной компании за груз. Положения кодекса применяются ко всем перевозкам, в том числе пассажирским.
Согласно кодексу, перевозчик принимает ответственность за сохранность после того, как фактически получил груз от заказчика. Ответственность транспортной компании за груз распространяется на весь период перевозки – то есть до момента, когда грузополучатель принимает товар.Еще один важный момент: презумпция невиновности в спорах между поставщиками и перевозчиками не работает. Напротив, чтобы избавиться от ответственности за груз, транспортная компания должна доказать, что груз получил повреждения или прибыл заказчику не полностью в силу обстоятельств, которые она не могла предусмотреть и предотвратить.
Когда транспортная компания не несет ответственность за груз?
Есть несколько причин, по которым ответственность компании за груз снимается. Чаще всего это:
- обстоятельства, зависящие от грузоотправителя или грузополучателя;
- недостатки или повреждения упаковки или тары, которые участники перевозки не заметили при первичном осмотре груза;
- особенности груза, не указанные в договоре перевозки;
- ошибки в оформлении документов, некорректно возлагающие ответственность на транспортную компанию.
Для разных видов транспорта существуют собственные исключения. Так, согласно статье 95 Устава железнодорожного транспорта РФ, при транспортировке поездом перевозчик освобождается от ответственности, если:
- груз получил повреждения из-за его особых естественных свойств;
- влажность груза превышает норму.
Кроме того, в статье 118 УЖТ РФ говорится, что перевозчик освобождается от ответственности, если:
- груз прибыл в исправном опломбированном вагоне или контейнере без перегрузок в пути;
- груз получил повреждения в силу естественных причин при перевозке в открытом подвижном составе;
- представитель отправителя (или получателя) сопровождал груз.
Для морских перевозок в статье 166 Кодекса торгового мореплавания РФ указан целый ряд причин. В частности, это:
- стихийные бедствия и непредвиденные ситуации (например, если судно село на мель, не обозначенную в лоции);
- спасение людей и имущества;
- пожар, возникший не по вине перевозчика;
- действия властей (арест, карантин и так далее);
- военные действия, забастовки и народные волнения;
- недостаточность или неясность марок;
- навигационная ошибка экипажа судна (статья 167 КТМ РФ).
Стоит отметить, что для освобождения от ответственности перевозчику недостаточно просто сослаться на одно из вышеперечисленных обстоятельств. Повторимся: транспортная компания должна доказать, что груз не удалось доставить в целости и сохранности именно по причине, которая снимает с нее ответственность.
Освобождается ли перевозчик от ответственности в результате ДТП?
Ответственность сторон при автомобильных перевозках – отдельный вопрос. Чаще всего спорные ситуации между грузоотправителем и перевозчиком возникают, если водитель попал в ДТП по вине третьего лица.
В судебной практики есть и случаи, когда транпортная компания несла ответственность за груз после аварии, и обратные. Обычно арбитражный суд не считает ДТП, произошедшие не из-за перевозчика, обстоятельством непреодолимой силы.
Чтобы снять ответственность с транспортной компании за груз, нужно не только доказать виновность третьего лица, но и подтвердить, что водитель соблюдал ПДД и действовал с максимальной осмотрительностью, но не смог предотвратить ДТП.
В любом случае, чтобы обезопасить себя от рисков, связанных с автомобильными перевозками, рекомендуется страховать грузы. Кроме того, суды признают страхование одной из мер предотвращения ДТП и их последствий.
Составляя договор перевозки, важно четко разграничить ответственность за груз между транспортной компанией, отправителем и получателем. Нельзя допустить, чтобы в перевозки были «прогалы» – периоды, когда за груз никто не отвечает.
Чаще всего границы ответственности транспортной компании за груз регламентируются так:
- моментом приёмки груза к перевозке считается подписание первого торгово-сопроводительного документа;
- ответственность за груз переходит от транспортной компании к грузополучателю, как только водитель получил документ с отметкой о приемке.
Помимо этого важно уточнить, вид ответсвенности за груз:
- попалетная;
- покоробочная;
- поштучная;
- артикульно-покоробочная (когда помимо количества коробов грузополучатель сверяет артикулы).
К примеру, если водителю выдали 8 палет товара, он обязан передать эти 8 палет грузополучателю. Если на этих палетах оказалось меньше товара, чем ожидал грузополучатель (но упаковка груза при этом не нарушена), транспортная компания за это ответственности не несет.
Если водитель заметил недостачу или брак при приемке к грузоперевозке (до того, как транспортная компания приняла ответственность за груз), ситуацию лучше исправить на месте: привести предъявляемое к перевозке количество груза в соответствие с документами или заменить поврежденный товар. Если это невозможно, нужно составить акт о приемке груза с пометкой о том, что водитель принял заведомо неправильный объем груза или заведомо бракованный товар.
В точке выгрузки нужно убедиться, что грузополучатель корректно оформил торгово-сопроводительные документы. Если он обнаружил недостачу, брак или повреждение груза, необходимо составить акт по форме ТОРГ-2 до того, как водитель получил документы о приемке груза грузополучателем. Иначе заказчик перевозки не сможет выставить транспортной компании претензию.
Практика
Рассмотрим несколько ситуаций, в которых между грузополучателем и перевозчиком может возникнуть спор.
Ситуация первая: водитель привез груз в целости и сохранности с исправной пломбой. На выгрузке грузополучатель потерял одну из коробок. Водитель эту ситуацию не проконтролировал. В итоге ответственность за груз несет транспортная компания, так как водитель не еще не подписал документы о приемке (если зоны ответственности корректно прописаны в договоре перевозки).
Ситуация вторая: во время выгрузки грузополучатель обнаружил недостачу. Однако водитель уже получил документы и уехал. Акт по форме ТОРГ-2 пришлось составлять без его участия.
Доказать ответственность транспортной компании за груз будет практически невозможно, так как грузополучатель заметил недостачу слишком поздно.Чтобы обезопасить себя от претензий, которые вы потом не сможете выставить на транспортную компанию, укажите в договоре с грузополучателем, что компания-заказчик не принимает претензии, если документы на груз составлены неправильно (то есть в акте нет подписи водителя, а на экземплярах водителя нет отметки о составлении акта).
Как транспортная компания возмещает ущерб?
Согласно ГК РФ, существует три варианта компенсации ущерба:
- если груз прибыл не полностью, перевозчик компенсирует стоимость утерянных единиц;
- если груз получил небольшие повреждения, транспортная компания возмещает сумму, на которая понизилась его стоимость;
- если у груза есть объявленная стоимость, перевозчик компенсирует ее долю, которая соответствует утерянной или поврежденной доле груза, – или объявленную стоимость полностью, если груз утерян полностью или получил повреждения, после которых его невозможно восстановить.
Поэтому при составлении иска к транспортной компании нужно обозначить соответствующие цифры в соответствии с договором перевозки.
Чтобы отслеживать груз на каждом этапе транспортировки, компании-производителю нужна качественная система управления перевозками. TMS Artlogic удобна тем, что данные о грузе хранятся в облаке, поэтому все участники цепочки поставок могут оперативно реагировать на экстренные ситуации, минимизируя последствия.
Источник: https://www.artlogics.ru/blog/otvetstvennost-transportnoj-kompanii-za-gruz/
Юридические особенности перевозки автомобилей

Юридические особенности перевозки автомобилей
Иван Куприянов, Старший юрисконсульт ЗАО © ЛОГИСТИКА и управление www.logistpro.ru
Договоры об организации перевозки обычно похожи друг на друга. Однако при доставке негабаритного груза перевозчик может столкнуться с неожиданными проблемами. Например, в «стандартном» документе регулируются далеко не все вопросы, связанные с транспортировкой автомобилей
В договоре перевозки автомобилей (как и многих других негабаритных грузов) необходимо отразить не только сроки доставки, но и маршрут, а также максимально точно определить все права и обязанности сторон. В документ необходимо включить пункт, в соответствии с которым перевозчик обязан согласовывать все изменения маршрута с грузоотправителем.
Также в договоре должны быть указаны случаи, когда перевозчик имеет право отклониться от выбранного маршрута, например, если перевозка по намеченному пути вследствие непредвиденных обстоятельств угрожает сохранности груза.
Если перевозчик не получает инструкций или подтверждения изменений в разумные сроки, он должен иметь возможность принять решение, исходя из интересов грузоотправителя, самостоятельно.
Важно определить и случаи увеличения сроков, за которые перевозчик не будет нести ответственность.
Учитывая характер возможных причин увеличения сроков перевозки (как правило, это погодные условия), целесообразно указать их в разделе «Форс-мажор».
При этом необходимо помнить, что к форс-мажорным относятся лишь те обстоятельства, наступление которых невозможно было предвидеть и предотвратить на момент заключения и в процессе исполнения договора.
Погрузка и разгрузка автомобилей также должны быть регламентированы договором не только для оплаты работ, но и чтобы обозначить ответственность за сохранность груза.
Если за погрузку автомобилей ответственен перевозчик, любое повреждение груза в процессе выполнения погрузочно-разгрузочных работ должно быть им компенсировано.
Во избежание возникновения претензий в случае несохранности груза проведение подобных работ грузоотправителем (и/или грузополучателем) также должно быть отражено в договоре.
ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН
Все условия договора связаны между собой. Перевозчик обязан предоставить грузоотправителю транспортное средство, на котором будут перевозиться автомобили. Грузоотправитель должен вовремя предоставить автомобили (равно как и иной груз) под погрузку.
В свою очередь грузополучатель ответственен за осуществление разгрузки (если по договору это является его обязанностью) в предусмотренный договором или иной разумный срок. Если у грузоотправителя автомобили под погрузку уже готовы, а транспортное средство перевозчиком не предоставлено, последний должен компенсировать причиненные убытки.
В обратной ситуации, когда груз доставлен в пункт назначения, а грузополучатель не спешит его забрать, перевозчик имеет право потребовать оплатить простой транспортного средства.
Размеры штрафа за простой транспортных средств определяются для каждого вида перевозки соответствующими нормативными документами – отраслевыми кодексами, уставами и т. п. Что касается расходов на хранение груза, то здесь тоже могут быть различные ситуации.Так, например, Уставом автомобильного транспорта РСФСР, утвержденным 8 января 1969 г., в случае, если груз невозможно сдать грузополучателю, предусмотрена обязанность перевозчика запросить грузоотправителя на предмет получения указаний о новом пункте назначения.
Если же таких указаний не поступило либо если перевозчик не имеет возможности доставить груз к месту нового назначения, он вправе вернуть груз грузоотправителю – за счет последнего, разумеется (включая все расходы по хранению, прогон и простой транспортного средства и т. д.).
Например, в соответствии с условиями договора, заключенного между перевозчиком и грузоотправителем, первый должен был предоставить транспортное средство для перевозки автомобилей, грузоотправитель и грузополучатель должны были провести погрузочно-разгрузочные работы.
После прибытия груза в пункт назначения грузополучателя известили о том, что он может приступить к разгрузке. Несмотря на это, грузополучатель к разгрузке не приступил.
Перевозчик, выждав неделю, самостоятельно разгрузил автомобили, при этом несколько из них получили незначительные повреждения.
Приняв груз, грузополучатель предъявил перевозчику претензию относительно повреждения автомобилей. Перевозчик отказался возместить причиненный ущерб, мотивируя это тем, что ему также не компенсирован простой и не оплачены разгрузочные работы. Грузополучатель подал в суд иск.
В ходе судебного разбирательства выяснилось, что сумма претензий перевозчика в несколько раз больше суммы претензий грузополучателя. Поскольку претензии обеих сторон были обоснованы, суд предложил им заключить мировое соглашение.
В соответствии с ним грузополучатель отказывался от своих требований полностью, а перевозчик уменьшал сумму своих претензий на сумму требований грузополучателя. Утверждая мировое соглашение, суд разъяснил сторонам, что они должны были исполнять условия договора.
В частности, перевозчик не должен был самостоятельно разгружать товар, а грузополучатель не должен был медлить с разгрузкой. Обе стороны, нарушив договор, причинили друг другу ущерб, который подлежит возмещению.| Документы на груз – это не только требование законодательства, но и необходимость. Даже если вы точно уверены в том, что все бумаги составлены правильно и грузоотправитель с грузополучателем будут довольны, еще раз внимательно перечитайте договор, чтобы в нем не оказалось пробела, который впоследствии обернется финансовыми проблемами. |
НЕОБХОДИМОСТЬ СТРАХОВАНИЯ
Поскольку автомобили – груз довольно дорогостоящий, сторонам следует заранее договориться, будет ли груз застрахован и если да, то кем. Разумеется, никто не требует от грузоотправителя отчитываться перед перевозчиком о своих намерениях относительно груза. Перевозчик может сам задать владельцу груза вопрос о необходимости страхования.
В том случае, если расходы перевозчика на страховку груза будут покрыты вознаграждением по договору (по договоренности с грузоотправителем), он может застраховать груз самостоятельно.
Вместе с тем, если обязанность перевозчика по страхованию груза договором не предусмотрена, он может застраховать груз по своей инициативе.
Однако в этом случае он не вправе рассчитывать на возмещение понесенных расходов.
ВОЗМОЖНЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ
Как правило, все вопросы, связанные с ответственностью за повреждение груза, регулируются договором. Разумеется, перевозчик не отвечает за порчу груза вследствие форс-мажорных обстоятельств.
Как правило, в договоре указывается, при каких обстоятельствах перевозчик несет ответственность, а когда от нее освобождается. Также стороны должны определить порядок передачи груза перевозчику.
Это необходимо, в том числе и для выявления повреждений груза.
Например, перевозчик принял от грузоотправителя автомобили. В процессе перевозки один автомобиль получил повреждения. Принимая груз, грузополучатель обратил внимание на этот факт.
В процессе дальнейшего осмотра он заявил, что несколько автомобилей также не могут быть приняты, поскольку имеют мелкие дефекты или не укомплектованы.
На одном автомобиле отсутствовали дворники, на другом, по словам грузополучателя, чехлы на сиденьях были заменены более дешевыми.
Перевозчик признал, что один автомобиль поврежден. Однако наличие дефектов у других автомобилей и их некомплектность он отрицал. В рамках судебного разбирательства удалось выяснить, что договор перевозки не предусматривал процедуру сдачи и приемки автомобилей.
Таким образом, установить их состояние до момента передачи перевозчику и после их выгрузки в пункте назначения не представлялось возможным. Поскольку из документов на автомобили следовало, что они куплены грузоотправителем без дефектов, в определенной комплектации, суд заключил, что все повреждения и недостатки появились при транспортировке.
В результате перевозчик обязан был компенсировать грузополучателю все убытки.
В договоре необходимо определить, кому – грузоотправителю или грузополучателю – перевозчик должен компенсировать убытки в случае порчи груза. Если это не определено договором, то перевозчик будет обязан возместить убытки той стороне, которая первая обратится к нему с таким требованием (иском).| Поскольку обычно грузополучателем является организация, ее представитель должен представить перевозчику подтверждение своих полномочий на принятие груза.Таким документом может быть доверенность, выданная конкретному лицу организацией-грузополучателем. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» требует, чтобы первичные документы, в том числе и доверенность на получение товарно-материальных ценностей, были составлены по форме, разработанной Госкомстатом (если такая форма разработана).В противном случае организация (предприятие) не вправе принимать первичные документы к бухгалтерскому учету. В данном случае это типовые формы М-2 и М-2а, утвержденные постановлением Госкомстата от 30 октября 1997 г. №71а.Перевозчик должен потребовать от представителя не только доверенность и документ, удостоверяющий его личность, но и оригинал доверенности, который вместе с двумя экземплярами товаротранспортной накладной остается у него. |
Во избежание вышеописанной ситуации стороны должны зафиксировать в договоре порядок определения комплектности автомобилей. Первое, что приходит на ум, – заклеить двери, капот и багажник каждого автомобиля лентой, чтобы увидеть, было ли несанкционированное проникновение внутрь автомобиля или нет. Однако такой вариант эффективен не всегда.
Если будет необходимо переместить автомобили с одного транспортного средства на другое, придется их перегружать с помощью крана, а это не самый удобный способ. Иногда намного проще перегнать автомобиль своим ходом.
Если сам грузоотправитель не соглашается на дорогостоящую погрузку краном, он должен предоставить перевозчику возможность перегнать автомобили. Наиболее разумно приложить к договору перевозки копии документов на автомобили с указанием их комплектации. Хорошо, если копии будут заверены руководством перевозчика.
Таким образом, последний будет иметь документальное подтверждение того, что грузоотправитель отправил автомобили в определенной комплектации.
Если же используется вариант с лентой, в договоре необходимо указать не только то, что автомобиль опечатывается сторонами при отправке, но и случаи, когда перевозчик имеет право вскрыть автомобили. Как правило, это экстренные ситуации, факт которых обычно подтверждается справкой из соответствующей службы или органа.
ПРОЦЕДУРА ПЕРЕДАЧИ АВТОМОБИЛЕЙ
В договоре перевозки указывается не только пункт назначения, но и получатель груза. Кроме того, в этом документе прописывается процедура получения груза. При перевозке автомобилей грузополучатель должен иметь не только документы на автомобили как на груз, но и паспорта транспортного средства. Как правило, бумаги пересылаются грузоотправителем грузополучателю с помощью почтовых служб.
Полномочия лица, принимающего груз, необходимо тщательно проверять, поскольку передача груза неуполномоченному лицу чревата последующей компенсацией получателю груза всех убытков.
Причем проверять необходимо не только полномочия доверенного лица, но и реквизиты доверителя, а именно: наименование и печать организации доверителя. Также следует обратить внимание на соответствие Ф. И. О.
и паспортных данных, указанных в доверенности, паспортным сведениям, предъявляемым доверенным лицом.Например, по договору перевозки автомобили были доставлены в пункт назначения. Перевозчик известил грузополучателя о прибытии груза. Через некоторое время к перевозчику явился представитель грузополучателя. Получая груз, он предъявил паспорт и доверенность. Копия доверенности была передана перевозчику.
На следующий день к перевозчику прибыл еще один представитель грузополучателя. Перевозчик сообщил, что груз уже передан уполномоченному представителю грузополучателя и в подтверждение своих слов представил подписанные документы, а также копию доверенности.
Только при внимательном изучении копии доверенности перевозчик обратил внимание на то, что доверенность выполнена на бланке одной организации (грузополучателя), а заверена печатью совершенно другой фирмы. Фирма оказалась «однодневкой», а паспорт, указанный в доверенности, поддельным.
В результате перевозчик был вынужден компенсировать получателю стоимость всех автомобилей, переданных «представителю» грузополучателя.
Источник: http://logist.club/articles/yuridicheskie-osobennosti-perevozki-avtomobiley
Утрата груза перевозчиком, 6 рекомендаций как вернуть деньги за груз + претензия о возмещении стоимости утраченного груза и образец искового заявления

Большинство представителей бизнеса доставляют товар покупателю или получают его для себя с помощью услуг автомобильного транспорта. Однако часто в силу разных причин происходит утрата груза. Она причиняет убытки, как грузоотправителю, так и его получателю.
Если уж такая ситуация произошла, то следует заручиться квалифицированной юридической поддержкой.
Поэтому в данной статье мы расскажем об ответственности перевозчика за утрату груза и как правильно оформить недостачу груза при приёмке. А также вы получите полезные рекомендации о том, как действовать, чтобы вернуть деньги за груз.
Обратимся к нормам законодательства. В частности, это ГК РФ, а именно его положения в части перевозки. Также для некоторых видов транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного) существуют свои уставы. Они устанавливают виды ответственности для транспортной организации, включая и штрафные санкции.
Однако, если дело касается международных перевозок, то полезно изучить и договора, заключённые РФ с соответствующими странами.
Следует также использовать и материалы судебной практики. Особенно это касается решений Верховного Суда РФ. Они являются негласными прецедентами для нижестоящих инстанций.
За сохранность груза по законодательству отвечает перевозчик или экспедитор. Именно с них осуществляется возврат стоимости груза в суде. При этой процедуре следует ориентироваться и в нормах процессуального законодательства.
Ответственность перевозчика за утрату, утерю, хищение и повреждение груза
Статья 796 ГК РФ определяет презумпцию ответственности транспортной компании за утрату (утерю) груза.
Повреждение груза в результате ДТП, кто несёт ответственность
В случае с дорожной аварией на территории РФ отвечать за имущество придётся перевозчику вне зависимости от наличия у него вины в ДТП. Если машина транспортной компании не виновата в инциденте, то перевозчик получает право на регрессные требования к виновнику.
Если груз был похищен
Кражи имущества в пути сегодня обычное дело. И если такое произошло с вверенным грузом, отвечать перед его получателем все равно перевозчику. При этом транспортной компании необходимо не откладывая написать заявление о случившемся в правоохранительные органы.
Избежать санкций перевозчику удастся только в том случае, если он в суде убедительно докажет, что утрата груза стала следствием обстоятельств непреодолимой силы (форс– мажора).
Оформление утраты и недостачи груза грузополучателем
Чтобы взыскать ущерб, причинённый потерей груза, важно правильно составить все документы.
Первым из них является акт утраты или недостачи груза при перевозке.Он составляется с участием уполномоченных представителей транспортной компании и грузополучателя.
Акт составляется в тот же день, когда прибыл груз. В виде исключения допускается оформить документ на следующие сутки.
Бывает так, что водитель перевозчика или иной его представитель не захочет поставить свою подпись под актом. В таком случае получатель оформляет его в одностороннем порядке с обязательным извещением об это представителей транспортной компании.Часто груз нельзя посчитать в единицах (например, это касается сыпучих продуктов). В этом случае определяется недостача груза по массе. Для этого предусмотрены специальные процедуры взвешивания.
Если имела место недостача груза по количеству, то в акте указывается количество недостающих единиц, ящиков, упаковок и так далее. Чтобы было понятно, как выглядит документ, мы предлагаем здесь скачать образец акта о недостаче груза при перевозке.
Куда обращаться, если груз был застрахован
Часто перемещаемое имущество страхуется. Поэтому возникает закономерный вопрос, что делать, если произошла утеря застрахованного груза. В этом случае следует обращаться к страховой компании, которая выдала полис.
К заявлению следует приложить все документы, составленные по недостаче. В дальнейшем страховщик взыщет все издержки с перевозчика или иного виновника утери груза.
Как получить деньги за утраченный груз: пишем претензию и обращаемся в суд
Снова вернёмся к ГК РФ. В нём указано о том, что перед тем, как придёт время обращения в суд, должно осуществиться досудебное урегулирование спора. Оно заключается в предъявлении претензии перевозчику.
С этим затягивать не стоит, поскольку исковая давность по утраченному грузу составляет только один год с момента выявления соответствующего факта. Кроме того, стоит сделать также поправку и на месячный срок, в рамках которого рассматривается претензия к перевозчику за утрату груза.
Требования к перевозчику о возмещении груза
Они могут заключаться как в предоставлении такого же имущества, так и о возмещении его стоимости. Важно при этом сослаться на все документы.
Если же утрата груза дополнительно причинила его получателю ещё и материальный ущерб, то в претензии можно заявить и о нём. Но следует в любом случае обосновать признание груза утраченным.
Чтобы получить более полное представление о том, как выглядит претензия о возмещении стоимости утраченного груза, мы предлагаем бесплатно скачать примерный образец обращения к перевозчику. В него, естественно, каждый пострадавший получатель груза может внести собственные коррективы.
Возврат стоимости груза в судебном порядке
Это происходит посредством подачи иска в арбитражный суд. Если говорить о спорах по перевозке, то здесь действует исключительная подсудность. Она предполагает, что иск предъявляется всегда по месту расположения перевозчика.
В нём описываются обстоятельства, при которых была обнаружена утеря груза. Дальше следует ссылка на документы, обосновывающие не только факт утраты имущества, но и величину нанесённого ущерба.
Нужно также описать и сведения о до арбитражном урегулировании существующего конфликта.
К иску должны быть приложены и необходимые документы.
Вот их основной список:
- Копия договора перевозки (его можно получить у отправителя)
- Товаро сопроводительные документы на груз
- Акт об утере имущества
- Копия претензии перевозчику и ответа на неё
Не нужно также забыть и о госпошлине. Она уплачивается в процентах от общей величины заявленных требований.
Чтобы понимать, как должно выглядеть исковое заявление о взыскании стоимости утраченного груза, мы предлагаем скачать его образец, который актуален в 2017 году.
Как вернуть стоимость утраченного груза при перевозке: 6 рекомендаций, которые нужно знать
Ниже мы предоставим порядок действий, которые необходимо совершить в том случае, когда необходимо возместить ущерб за утраченный груз.
Юридическая консультация
Это первый шаг, который нужно предпринять для восстановления своих прав. Юрист может дать как устные, так и письменные советы.
В частности, специалист отдельный акцент сделает на том, когда груз считается утраченным. Так, по законодательству груз считается утраченным по истечении 30 дней от планируемой даты его передачи получателю. Данные правила действуют при перевозке грузов железной дорогой.
Кроме того, юрист изучит документы, которые уже были составлены ранее. На основе полученной информации специалист подскажет, как правильно действовать клиенту.
Претензионный порядок
Пред тем, как будет подан иск о взыскании стоимости утраченного груза, к транспортной компании необходимо обратиться с претензией. Её предъявление обусловлено как требованиями ГК РФ, так и нормами процессуального законодательства по арбитражному судопроизводству.
Начать судебный процесс можно будет в том случае, если перевозчик не предоставил ответ на претензию в установленный срок или же отклонил требования, содержащиеся в ней.
Обращение с иском в суд
Он подаётся в арбитраж по месту нахождения перевозчика. В нём следует указать все сведения о договоре перевозки, обстоятельства утраты груза и их документальное подтверждение.
Также стоит привести и обоснованный расчёт ущерба. Чем больше будет приложено к заявлению документов, тем выше вероятность выиграть спор с транспортной компанией.
Получение исполнительного листа
Он выдаётся со вступлением в силу решения арбитражного суда. Это происходит в двух случаях: с истечением срока на подачу апелляции или же по итогам её рассмотрения. В любом случае за исполнительным листом следует обращаться в арбитражный орган по первой инстанции.
Обращение в банк
Перед тем, как начинать исполнительное производство, стоит попытаться решить вопрос через банк, обслуживающий перевозчика. Туда следует подать заявление о списании средств с его счета, приложив к нему оригинал исполнительного листа.
И если у транспортной фирмы будут на счетах средства, то они будут переведены на счёт истца (пострадавшей стороны). В противном случае исполнительный лист будет передан взыскателю назад.
Исполнительное производство
Если вариант с банком не привёл к положительному результату, то возмещение стоимости утраченного груза придётся осуществлять с помощью судебных приставов.
Для этого готовится отдельное заявление о начале исполнительного производства. Оно подаётся в орган ФССП по месту нахождения перевозчика.
Далее полезно курировать работу приставов и оказывать им посильное содействие при исполнении судебного решения.
Почему нужно обратиться к юристам
Это следует сделать по нескольким причинам.
Юрист по грузоперевозкам, после изучения всех документов может правильно применить нормы законодательства в досудебном разбирательстве с транспортной компанией и слушании дела в суде.
Изучив детально ситуацию, возьмёт на вооружение материалы судебной практики. Согласитесь, что знание прецедентов может сыграть не последнюю роль в споре с транспортной компанией и другими перевозчиками.
Кроме того, специалист поможет составить все необходимые документы, которые зафиксируют утрату груза. Ведь от правильности их оформления зависит итоговый результат спора.
Также, юрист сможет построить правильную тактику судебного процесса и доказать в ходе него правоту своего клиента. Бывает и так, что специалист должен вступить в уже существующий процесс. Тогда он предварительно ознакомится с делом и сформирует собственную позицию в пользу клиента.
При необходимости юрист по спору с перевозчиком подготовит апелляционную или кассационную жалобу. Если же обжаловать решение намерен перевозчик, то юрист подготовит обоснованные возражения.
Источник: https://yur-usl.ru/perevozka/utrata-gruza-perevozchikom.html
За что отвечает перевозчик, грузоотправитель и экспедитор?

- Перевозчик заплатит за потерю груза, даже если не виноват
- Перевозчик будет платить, даже если нельзя установить реальный ущерб
- Грузоотправитель не отвечает за неточную массу груза в пределах погрешности
- Экспедитор заплатит за потерю груза, если он же его и перевозит
- Экспедитор не отвечает за груз, если он только агент грузоотправителя
- Отправитель может приостановить срок исковой давности, если направит претензию
- Экспедитор обязан предъявить иск к перевозчику в сокращенный срок
Перевозчик заплатит за потерю груза, даже если не виноват
В пути часть груза потерялась или сломалась. Бывает, что товар полностью испортился. В этих случаях перевозчик должен платить вне зависимости от того, виноват он или нет. Перевозчик обязан возместить ущерб даже за случайное причинение вреда. Например, если товар сломался в результате ДТП.
Компания приняла к перевозке груз общества. В дороге машина попала в аварию, груз был поврежден. В этом ДТП виновником признали не перевозчика, а третье лицо — водителя, который въехал в грузовик с перевозимым товаром.
Общество подало иск к компании о возмещении вреда. Все три инстанции поддержали истца. Суды решили, что в данном деле перевозчик не мог не знать о рисках, которые связаны с авариями. Дорожно-транспортное происшествие можно предвидеть, поэтому ответчик несет риск убытков от аварии.
Суд может освободить профессионального перевозчика от ответственности, если недостача или повреждение груза произошли из-за чрезвычайных обстоятельств, которые объективно нельзя было предвидеть и предотвратить.На практике суды чаще не поддерживают перевозчиков. Например, суды не считают кражу товара событием, которое перевозчик не мог предотвратить.
В одном из дел суды заставили платить транспортную компанию, у которой в процессе перевозки неизвестные лица похитили груз. В другом споре перевозчик указал, что не мог повлиять на порчу груза, так как у него загорелся автомобиль.
Суд обязал перевозчика возместить вред, так как возгорание машины — это обычный риск предпринимателя.
Грузоотправитель передал товар в бракованной упаковке. Из-за этого в пути часть груза испортилась. За такой недостаток товара перевозчик ответственности не несет. Здесь работает правило: компания, которая занимается перевозкой, не должна возмещать убытки за утрату, недостачу или порчу товаров, если отправитель плохо упаковал груз.
Президиум ВС привел пример, когда перевозчик не платит за повреждение груза. Компании заключили договор перевозки, по которому надо было доставить легковые машины на открытых автовозах.
В дороге один автомобиль получил повреждения — в ветровое стекло попал камень. Грузоотправитель подал иск. Суды встали на сторону перевозчика.
Транспортная компания доказала, что наличие упаковки исключило бы возникшие повреждения.По общему правилу риск ненадлежащей упаковки груза лежит на грузоотправителе, если только в договоре стороны не прописали обязанность перевозчика упаковать товар. Отправитель обязан подготовить товар таким образом, чтобы обеспечить безопасность перевозки и сохранность груза.
Перевозчик будет платить, даже если нельзя установить реальный ущерб
Кассация встала на сторону грузоотправителя. Если в транспортных документах не указана стоимость груза, это не освобождает перевозчика от ответственности. Суд обязан определить размер убытков с учетом всех обстоятельств дела.
Грузоотправитель не отвечает за неточную массу груза в пределах погрешности
Если отправитель груза по железной дороге занизил массу товара, перевозчик вправе взыскать с него неустойку. Перевозчик вправе сделать это в двух случаях — если из-за искажения уменьшилась стоимость перевозки или вагон был перегружен. Отправитель может не платить штраф, если докажет, что масса груза искажена с учетом допустимой погрешности.
Например, перевозчик принял к перевозке вагон с распиленными бревнами. Отправитель определил массу груза по обмеру. На станции отправления перевозчик взвесил вагон на контрольных весах и решил, что груз весит больше. Перевозчик потребовал неустойку.
Первая и вторая инстанции удовлетворили иск. Они сослались на международное соглашение, по которому перевозчик отвечает за недостачу груза, если она превышает 0,2 процента от его массы. Эта же цифра — допустимая погрешность при взвешивании груза.
Верховный суд отправил дело на пересмотр. Он указал, что международное соглашение нельзя толковать расширительно. Допустимая погрешность — не абсолютная величина, она может меняться. Стороны должны были доказать ее размер с учетом коммерческих обычаев, свойств груза и обстоятельств перевозки.
Если отправитель занизил массу груза за рамками погрешности, придется платить неустойку. Размер неустойки — пятикратная плата за перевозку. Но суд может уменьшить штраф, если сумма явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.
Грузоотправитель неправильно указал в транспортной накладной массу груза. В результате была не только искажена реальная масса товара, но и превышена предельная грузоподъемность вагона.
За каждое из этих двух нарушений перевозчик решил взыскать санкции с отправителя. Он подал иск о взыскании штрафа за превышение грузоподъемности вагона и за искажение сведений в транспортной накладной — всего 897 тыс. руб.
Ответчик попросил снизить неустойку.Суды удовлетворили исковые требования частично и снизили неустойку до 538 тыс. руб. Они приняли доводы ответчика о том, что перевозчик не понес убытки из-за перегруза, а излишки товара выгрузили сразу после перевески.
Экспедитор заплатит за потерю груза, если он же его и перевозит
Отправитель вправе взыскать деньги за утрату, недостачу или повреждение груза с экспедитора. Условие — если экспедитор перевозил груз собственным транспортом, выписал свой транспортный документ или иным образом выразил намерение взять на себя ответственность перевозчика.
Президиум привел пример в обзоре. Стороны заключили договор транспортной экспедиции.
Компания обязалась лично или с привлечением третьих лиц обеспечивать доставку груза общества автомобильным транспортом.
В ответ на заявку клиента компания сообщила, когда приедет автомобиль под управлением определенного водителя, чтобы принять груз. Водитель пропал вместе с грузом. Общество подало иск к компании.
Первая инстанция отказала. Экспедитор обязан организовать перевозку груза и не отвечает за его утрату, которая возникла по вине перевозчика. Так же решила и апелляция.
Кассация направила дело на новое рассмотрение. Общество не согласовывало кандидатуры конкретных перевозчиков. Цена услуг экспедитора сопоставима с рыночными.
На сайте экспедитора в интернете, через который был заключен договор, указано, что компания обеспечивает доставку груза. При этом ответчик указал клиенту конкретного водителя.
Таким образом, компания приняла на себя обязательство по доставке груза и отвечает за его утрату при перевозке.
Экспедитор не отвечает за груз, если он только агент грузоотправителя
С экспедитора нельзя взыскать убытки за утрату, недостачу или порчу груза перевозчиком, если по договору он является лишь агентом отправителя. Из этого правила есть исключения: экспедитор не проявил необходимой осмотрительности в выборе перевозчика или принял на себя ручательство за исполнение договора перевозки.
Экспедитор обязан предъявить иск к перевозчику в сокращенный срок
Источник: https://pravx.ru/stati/za-chto-otvechaet-perevozchik-gruzootpr/

