Нужно ли подрядчику членство в СРО
Сро на генподрядные работы
В строительной области любое проявление непрофессионального или халатного подхода к работе часто приводит к большим негативным последствиям.
Если возвести объект капитального строительства, не соблюдая все нормы, правила безопасности и соблюдения качества, это часто приводит к огромным денежным потерям, а иногда и к трагическим последствиям. Именно в связи с этим строительная отрасль всегда подлежала государственному лицензированию.
Но регулирование государством этой сферы не могло полностью предотвратить получение лицензии недобросовестными организациями или фирмами-однодневками. Из-за этого было решено использовать мощные возможности саморегулируемых организаций (СРО). Что это дает?
- Во-первых, защищает права конечных потребителей и заказчиков объектов, т.к. все СРО обладают огромным компенсационным фондом. При необходимости все деньги этого фонда могут быть потрачены на покрытие компенсации за халатно выполненную работу.
- Во-вторых, происходит наиболее тщательный отбор компаний, которые допускаются к работе. Ведь сами СРО сильно заинтересованы в том, чтобы допускать к работам только опытных и квалифицированных специалистов, иначе репутация всей организации окажется под угрозой.
Лицензия была заменена свидетельством саморегулируемых организаций о допуске к различным видам строительных работ.
Чтобы его получить, фирма должна доказать, что она полностью соответствует всем требованиям — кадровым, материальным и техническим. Также она должна внести определенную сумму в компенсационный фонд.
Размер минимального взноса – триста тысяч рублей (если ответственность строительной фирмы застрахована). В противном случае сумма взноса составит 1 миллион рублей.
Функции генподрядчика строительства
Генеральным подрядчиком строительства может выступать посторонняя строительная организация, которую привлекает заказчик, а также сам заказчик.
В компетенцию генподрядчика входит привлечение субподрядчиков для выполнения полного объема работ или их части. Но только генподрядчик полностью отвечает за ход строительства и следит за его качеством.
Законом РФ предусмотрены все меры по контролю обеспечения качественных работ и установлены границы юридической ответственности за их нарушение.
Генеральный подрядчик строительства имеет право взять на себя только функции, которые были оговорены в его лицензии. Все работы он может производить своими силами или привлекать к работе субподрядчиков.Он наделен правом заключать субподрядные договора на выполнение любых видов работ в строительстве с компаниями-подрядчиками, у которых есть в наличии свидетельство о допуске саморегулируемой организации к необходимым работам.
При заключении субподрядных договоров следует помнить, что вся правовая ответственность за некачественную работу и срывы сроков сдачи объектов, которые произошли по вине фирм-субподрядчиков, лежит на генподрядчике.
Он управляет и обеспечивает полный контроль за их работой, обеспечивая своевременное выполнение сроков строительных работ.
Любые принятые им решения, касающиеся работ на строительном объекте, принято считать окончательными и обязательными к исполнению в рабочих ситуациях.
На первом этапе строительных работ, когда только разрабатываются сметы и проектная документация, генподрядчик должен определиться с тем объемом монтажных и строительных работ, который он будет выполнять сам с помощью своих ресурсов, а какие работы ему нужно отдать субподрядчикам.
На следующей стадии генподрядчик должен определиться и заключить договоры с фирмами, поставляющими строительные материалы и необходимое оборудование. Далее он должен определить, какие специалисты (особенно высокой квалификации) ему понадобятся в дальнейшем для выполнения определенных видов работ.
Наиболее важной задачей, с которой приходится сталкиваться генподрядчику строительства, является выполнение сметы строительных работ. Для этого нужно строго придерживаться принятых для каждого строительного цикла лимитов на расходы. Довольно часто отвечать за перерасход денежных средств сверх договорных лимитов приходится генподрядчику строительства.
Еще одной важной функцией генподрядчиков является: слежение за строгим выполнением на строящемся объекте правил технической и противопожарной безопасности, трудовой дисциплины.
На последнем этапе строительства генподрядчик должен подготовить и предоставить заказчику необходимую техническую документацию (список документов оговаривается в договоре и в действующем законодательстве), и взять участие в деятельности госкомиссии во время приема объекта строительства в эксплуатацию.
Кому необходим допуск СРО
Каждый объект строительства можно отнести к одной из двух условных групп:
- Строительный объект малой этажности (меньше 4х этажей).
- Строительный объект большой этажности (больше 4х этажей).
Чтобы строить, проводить реконструкцию, а также ремонт объекта первой группы, допуск СРО не требуется, для второй группы – допуск иметь необходимо.
Все капитальные строительные объекты требуют наличия спецдопуска по всем видам работ: начиная работами по закладке фундамента и заканчивая монтажными работами по прокладке коммуникаций.
Для работ, связанных со строительными или ремонтными работами на объектах повышенной опасности, необходимо обязательно получить соответствующий допуск на проведение таких работ.
Нужно ли свидетельство СРО на генподряд?
Если вдруг возникает ситуация, когда генподрядчик ко всем работам на стройке привлек субподрядчиков, и каждый из них получил необходимый допуск СРО для работ, которые будет выполнять по договору, встает вопрос — требуется ли иметь генподрядчику допуск СРО в этом случае? Определенно нужно! Т.к. только генподрядчик отвечает юридически за общий результат проделанной работы, за эксплуатационную безопасность построенного здания. Он отвечает перед законом за правильную организацию строительных работ, за надлежащее их выполнение.
В специальном перечне всех видов строительных работ, которым требуется допуск, в пункт 32 входит: обеспечение строительного контроля, а в пункт 33 входит: деятельность по организации строительных работ генподрядчиком. Эти работы требуют допуска СРО на генподряд, который подтверждает право проводить данные работы.
Получение свидетельства СРО о допуске на генподряд
В предыдущем пункте мы выяснили, что генеральному подрядчику необходимо иметь допуск на генподрядные работы. Как его получить? В первую очередь нужно знать, что величина суммы взноса в компенсационный фонд прямо пропорционально определяется суммой, на которую заключен генподрядный договор.
Чем больше сумма договора, тем больше риск и ответственность. В связи с этим, взнос генподрядных организаций, которые работают на крупном договоре, должны быть большими. Это и учитывает СРО.
Взносы в компенсационный фонд в зависимости от суммы договоров строительного генподряда определяются таким образом:
- при заключении договора на сумму: до 10 млн. руб., взнос будет составлять — от 1 млн. руб. (со страховкой — от 300 000 руб.);
- при заключении договора на сумму: 10-60 млн. руб., взнос – 1.5 млн.руб. (со страховкой — 500 000 руб.);
- 60-500 млн. руб. – 3 млн.руб. (1 млн.руб);
- от 500 млн.руб. – 3 млрд. руб.(6.2 млн.руб);
- 3 – 10 млрд. руб. — 9 млрд.руб.(3 млн.руб);
- от 10 млрд. руб. – 30 млрд.руб. (10 млн.руб).
Требования к СРО на генподряд очень строгие — требуется предоставить документарные подтверждения, что компания-генподрядчик имеет достаточное кадровое обеспечение, что ее руководитель соответствует этой должности по своей квалификации, что у компании есть в наличии соответствующая материально-технической база. Часто необходимо иметь сертификат соответствия по качеству ИСО.
Если компания хочет вести бизнес генподряда на законных основаниях, она должна войти в саморегулируемую организацию. Каждый член СРО, который выявляет желание получить допуск на генподрядные работы, должен соответствовать тем критериям, которые установлены правилами СРО.
По сравнению с другими видами работ, в данной ситуации самое большое внимание обращается именно на образование работников всех рангов, их квалификацию и имеющийся стаж работы.
Строительный генподряд обеспечивает выполнение работ в строительстве или капремонте объектов. Различные юридические лица могут выступать заказчиками работ – госзастройщики или частные застройщики.
Для выполнения всех необходимых задач, СРО генподряда обязывает — иметь в штатном составе генподрядчика хотя бы шесть квалифицированных специалистов с дипломами о высшем строительном образовании.Причем, им постоянно нужно проходить проверки соответствия квалификации и повышать свой уровень. Образование должно соответствовать работам по отраслям — строительство, механизмы, связь.
Для геологических изысканий необходимо иметь в штате сотрудников, имеющих высшее образование по специальности: геология и землеустройство. Для проектных работ при генподряде нужен сотрудник с высшим инженерно-техническим образованием.
Обязательным условием допуска на генподрядную деятельность является наличие необходимой для проведения работ техники и оборудования.
Чтобы получить допуск СРО на генподрядные работы, требуется собрать весь пакет документов, оплатить все необходимые платежи и комиссионные сборы. После этого все документы предоставляются в СРО – для ее выбранной постоянно действующей комиссии.
Если компания является членом СРО – это говорит о многом: она материально отвечает за свою работу, ведет ее с соблюдением строгих требований и профессиональных стандартов. Поэтому, если организация может финансово себе позволить вступить в СРО, то лучше это сделать.
Тогда деятельность строительной организации будет регулироваться нормативной базой СРО. А уровень доверия к компании возрастает. При возникновении любой конфликтной ситуации между заказчиком и исполнителем, орган управления СРО берет участие в решении спорных вопросов.
Этим он защищает всех членов организации в целом и действует в их интересах.
Источник: http://abvsro.ru/posts/sro-na-genpodryadnye-raboty.html
Установление требований к участникам о членстве СРО при закупках работ в сфере строительства
19.01.2019
Градостроительный кодекс РФ (далее – ГрК РФ) предусматривает, что подрядные организации, выполняющие инженерные изыскания, проектные работы, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, а также снос объектов капитального строительства должны быть членами соответствующих СРО. Данное требование распространяется на подрядные организации, заключившие контракты непосредственно с заказчиками строительных работ (т.е. генподрядчиков).
Субподрядчики, привлекаемые генподрядчиком для выполнения работ по контракту, могут не быть членами СРО вне зависимости от суммы выполняемых ими работ по контракту. ГрК РФ не предъявляет каких-либо требований к таким организациям, предусматривая, что всю ответственность за качество выполненных ими работ перед заказчиком несет генподрядчик.
Установить запрет на привлечение субподрядчиков заказчик также не вправе, т.к. данный запрет будет рассматриваться как требование к участнику о личном выполнении работ, что не соответствует Закону № 44-ФЗ и ограничивает конкуренцию.
ГрК РФ также предусматривает 2 исключения, когда уже сами генподрядчики могут не быть членами СРО:
- если генподрядчик является одним из лиц, указанных в ч.2.1. ст.47, ч.4.1. ст.48, ч.2.2. ст.52, ч.6 ст.55.31 ГрК РФ;
- если цена заключенного контракта на строительство, реконструкцию или капитальный ремонт не превышает 3 000 000 рублей (ч. 2.1. ст. 52 ГрК РФ), а на снос объекта капитального строительства 1 000 000 рублей (ч.5 ст.55.31 ГрК РФ).
ГрК РФ не устанавливает предельных сумм для контрактов, предметом которых выступают инженерные изыскания и проектные работы. Соответственно требование о членстве СРО к лицам, выполняющим такие работы, предъявляется вне зависимости от суммы заключенного контракта.
На практике, обычно, возникает следующий вопрос: как установить требование о членстве в СРО, если НМЦк превышает размер, установленный в ГрК РФ, но в ходе проведения торгов участники могут снизиться до цены, при которой требование о членстве в СРО не применяется?
Ответ на него следующий: при осуществлении закупок работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, а также сносу объекта капитального строительства в извещении и в документации о закупке должна содержаться оговорка, что установленное заказчиком требование о членстве в СРО не применяется к лицам, предложившим цену контракта равную или ниже, установленной в ГрК РФ.
Отметим, что применение требования о членстве в СРО зависит именно от цены заключаемого участником закупки контракта, а не от НМЦк. Например, при проведении заказчиком электронного аукциона на строительство с НМЦк 3,5 млн. руб., участник закупки может подать заявку, не быв членом СРО.
Если такой участник в ходе аукциона предложит цену контракта в размере 3 млн. руб. или ниже, заявка такого участника не может быть отклонена только лишь на том основании, что подавая на аукцион заявку, участник не соответствовал установленным в документации об аукционе требованиям.Выписка из реестра членов в СРО
Соответствие участника установленному требованию о членстве в СРО подтверждается путем предоставления в составе заявки выписки из реестра членов СРО по форме, установленной приказом Ростехнадзора России от 16.02.
2017 № 58 (за исключением случая проведения заказчиком запроса котировок в электронной форме, при проведении которого от участника не допускается требовать предоставление любых документов, подтверждающих соответствие участника требованиям, установленным на основании п.1 ч.1 ст.31 Закона № 44-ФЗ).
Запрос котировок в электронной форме
Статья рассказывает о порядке проведения запроса котировок в электронной форме, об основных отличиях данного способа от его «бумажного» аналога, а также о «подводных камнях», с которыми может столкнуться заказчик и поставщик.
В соответствии с ч.4 ст.55.17 ГрК РФ СРО обязана в трехдневный срок предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации, срок действия которой составляет один месяц с даты ее выдачи.
Может ли заказчик установить требование к сроку действия выписки?
Административная практика показывает, что заказчик не вправе устанавливать требования к сроку действия выписки, т.к. такие требования не установлены Законом № 44-ФЗ.
«… условие о сроке выписки из реестра членов СРО нарушают ч. 6 ст. 66 Закона № 44-ФЗ и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ …»
из решения ФАС России от 1 ноября 2017 г. по делу № ВП-537/17
Указанный подход антимонопольного органа является оправданным, т.к. выписка из реестра СРО подтверждает только, что соответствующая подрядная организация являлась членом СРО в момент выдачи выписки.
Далее такая выписка ничего не подтверждает, даже в том случае, если тридцатидневный срок ее действия еще не истек.
Выписка предоставляется участниками в составе заявки только по одной причине: Закон № 44-ФЗ требует предоставление подтверждающего документа при установлении любого требования в рамках п.1 ч.1 ст.31 Закона № 44-ФЗ.
Два компенсационных фонда СРО. На что должен смотреть заказчик?
Согласно ч.3 ст.55.8 ГрК РФ при заключении контракта по результатам конкурентных процедур член СРО имеет право выполнять строительные работы соблюдении в совокупности следующих условий:
- наличие у СРО компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств;
- совокупный размер обязательств по контрактам, заключенным по результатам конкурентных процедур, не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.
Заказчик не имеет возможности проверить соблюдение участником закупки второго условия. Пытаться это сделать также не стоит, т.к. отдельные УФАС подобные действия заказчика трактуют как превышение полномочий. В связи с этим, ответственность за соблюдение участником совокупного размера обязательств по контрактам, заключенным с использованием конкурентных процедур закупок, несет сам участник.
Помимо компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, который формируется в СРО по заявлению ее членов, в любой СРО создается компенсационный фонд возмещения вреда, как обязательное условие существования самой СРО. Размер взноса в такой фонд зависит от стоимости одного договора строительного подряда, вне зависимости от способа его заключения.
Системное толкование статей 55.8 и 55.
16 ГрК РФ позволяет сделать следующий вывод: если участник закупки имеет достаточный уровень ответственности по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств, его уровень ответственности по обязательствам обеспеченным компенсационным фондом возмещения вреда также должен соответствовать его ценовому предложению, поскольку подавая ценовое предложение участник планирует осуществить строительные работы по указанной цене.
Экспертиза по Закону № 44-ФЗ: полный обзор требований
Согласно Закону № 44-ФЗ заказчики обязаны проводить экспертизу принимаемой продукции. О том как и кто это должен делать расскажем в данной статье.
В каком сро должен состоят участник, если в одном лоте закупаются проектные работы и инженерные изыскания?
На данный вопрос нет четкого ответа, во всяком случае, в настоящее время. После того, как с 1 июля 2017 в ГрК РФ были внесены изменения, которыми фактически было отменено действие приказа Минрегиона России от 30.12.2009 № 624, ГрК РФ для выполнения каждого из данных видов работ устанавливает требование о членстве «в своем» СРО.
Установление заказчиком требования к участникам о наличии членства сразу в двух СРО может рассматриваться антимонопольным органом как требование, ограничивающее число участников.
Установление требования о членстве только в одном СРО автоматически лишает заказчика права на получение выплат за счет средств соответствующего компенсационного фонда при наличии недостатков в работах подрядчика.В связи с изложенным, заказчику не следует объединять указанные виды работ в один лот, а если их все же необходимо объединить, то следует руководствоваться практикой, которая сформировалась у регионального управления ФАС России.
Работы по разработке рабочей документации не являются проектными работами и не требуют членства в СРО
В соответствии с пп. «п» п. 23 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, рабочая документация разрабатывается на основании проектной документации.
Таким образом, к моменту начала разработки рабочей документации проектные работы полностью завершены.
Соответственно работы по созданию рабочей документации не требуют членства СРО и могут быть переданы заказчиком любому лицу, в том числе подрядной организации, выбранной для осуществления непосредственно работ по строительству, реконструкции или сносу объекта капитального строительства.
Членство СРО при выполнении работ по строительному контролю
Данный вопрос является одним из самых интересных. Согласно письму Минстроя России от 04.09.
2018 № 37059-ТБ/02 строительный контроль является функцией технического заказчика и может выполняться только членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением случаев, указанных в частях 2.1 и 2.2 ст. 52 ГрК РФ. Однако, данные разъяснения не соответствуют действительности и правоприменительной практике ФАС России.
Согласно ч.2 ст. 53 ГрК РФ строительный контроль может проводиться не только техническим заказчиком, но также лицом (индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом), привлеченным техническим заказчиком на основании договора.
Требование к указанному лицу ГрК РФ не установлены. В связи с изложенным, ФАС России делает верный вывод о том, что требование о членстве СРО в данном случае противоречат ст.53 ГрК РФ и нарушают Закон № 44-ФЗ (решение ФАС России от 26 октября 2017 г.
по делу N К-1439/17).
Получается абсурдная ситуация, что контроль за строительными работами, выполненными членом СРО, может осуществлять любое лицо, не являющееся член СРО, но это действительно так.
Требует ли субподряд СРО?
- Регулирует ли СРО отношения субподряда?
- Можно ли получить у генподрядчика, состоящего в СРО, на субподряд работы, требующие допуска, если вы не член СРО?
- Распространяется ли порог максимальной стоимости контракта для членов СРО на субподрядчиков?
- Какова единственная загвоздка в использовании этой лазейки?
Нет времени читать? Расскажем суть
Может ли строительная компания, не состоящая в саморегулируемой организации, взять серьезный заказ и отдать всю деятельность, требующую допуска, на субподряд СРО?
Может ли компания из СРО делать своими субподрядчиками не имеющие допуска компании?
Может ли компания, уплатившая компенсационный взнос для работ стоимостью не больше 10 миллионов, взять субподряд на 20 миллионов?
Строительные и юридические форумы ломятся от вопросов на тему соотношения субподряда и СРО. Сегодня мы развеем некоторые ваши сомнения на этот счет.Praemonitus praemunitus. Предупрежден значит вооружен.
Древнеримская пословица
Может ли не состоящий нигде генподрядчик раздать строительство на субподряд СРО?
Теоретически мог бы – по закону, допуск СРО должен иметь тот, кто фактически выполняет работы. Однако есть маленькая, но очень важная загвоздка. Согласно перечню, утвержденному Приказом Минрегиона №624, сама организация строительных работ является видом работы, требующим допуска СРО. То есть выступать в роли генподрядчика может только состоящая в СРО компания.
Но и из этого правила есть исключения.
Не имеющая никакого допуска компания может взять генподряд на строительство объектов легкой или пищевой промышленности, объектов сельского хозяйства и общественного транспорта, если они строятся не в особо сложных условиях, перечисленных в ст. 48.1 ГрК, и не уникальны. Правда, после этого ей все равно придется раздавать все конкретные работы, требующие допуска, на субподряд СРО.
Вассал вассала СРО – не вассал СРО
Нет, допуск к выполнению работ не передается по вертикали от генподрядчика к субподрядчику. Даже если ваша компания имеет допуск к абсолютно всем видам работ, ваш субподрядчик имеет право выполнять только те из них, к которым имеет допуск сам.
Безлимитный субподряд – дыра в законе?
Когда вы платите в компенсационный фонд триста тысяч рублей, вы расписываетесь в том, что не будете брать заказы, стоящие более 10 миллионов? А вот и нет! Градостроительный кодекс четко ограничивает максимальную сумму «работ по организации строительства», выполняемую вами. Но работы по организации строительства – это не само строительство, это именно деятельность генподрядчика.
Вам понравилась статья? (: 3, оценка: 4,00)
.
- Уже несколько лет подряд в строительном сообществе курсировали слухи о том, что известной нам системе саморегулирования скоро наступит конец. Что вот-вот полетят головы саморегулируемых организаций (и с ними в неизвестном направлении полетят собранные деньги строителей). И что вот-вот все станет совсем по-другому. Теперь понятно, что именно в 2017 году эти слухи действительно стали реальностью. При […]
- Мальчик кричал «волки» очень долго. Так вот, господа: волки. Это далеко не первая строительная саморегулируемая организация, которую исключают из реестра Ростехнадзора по наводке Нацобъединения. Далеко не первый случай, когда сотни неосторожных строительных компаний остаются без допуска, тысячи строителей остаются без работы, и многие тысячи членов их семей — без средств к существованию (и все это, […]
- Стоимость вступления в СРО — один из первых показателей саморегулируемой организации, на который вам стоит обратить внимание. Если, конечно, переплачивать за одни и те же вещи в два и более раза — не в ваших правилах. Впрочем, если бы это было в ваших правилах, вы вряд ли бы стали успешным бизнесменом, не так ли?
- Сколько кровавых слез уже пролито по поводу регионализации… А ведь регионализация — это не единственное гнилое яблоко, которым законотворцы угостили строительную отрасль в 372-ФЗ. Есть еще и «единый реестр специалистов»… Это нововведение касается всех. Строителей, переходящих в региональные СРО. Никуда не переходящих строителей. Проектировщиков и изыскателей, которых регионализация вообще не затронула. Требования к специалистам по […]
- Всё, господа. Все уведомления приняты, уведомления больше не принимаются. Крайним сроком для их подачи было первое декабря. Что это значит для тех, кто успел — и для тех, кто не успел? Что делать дальше? Давайте разбираться. Первый этап изменений, связанных с переходом в региональные саморегулируемые организации, закончен. На этом этапе от строителей требовалось принять решение […]
- Мрачная тема. Самая мрачная тема. Если она интересует вас — значит, вероятно, у вашей СРО не все в порядке с совестью. И она не намерена просто так отдавать вам деньги, на которые вы имеете право. Некоторые СРО: отказываются принимать уведомление о переходе по месту регистрации по надуманным причинам; не переводят взнос в компенсационный фонд в […]
Источник: http://sro.dicaster.ru/subpodryad-sro/
Кому нужно вступать в СРО в 2018 году
23 апр. 2018
23 апр. 2018
В середине 2016 года был принят Федеральный закон №372-ФЗ, устанавливающий новые правила деятельности саморегулируемых организаций, работающих в строительной сфере.
После того, как новый закон начал действовать, что произошло 01.07.
2017 года, серьезно изменился порядок и условия вступления в СРО для компаний и ИП, занимающихся строительством, проектированием и выполнением инженерных изысканий.
Основные положения нового закона о СРО №372-ФЗ, вступившие в силу с 1 июля 2017 года
Помимо указанных выше нововведений, связанных с правилами вступления в СРО и необходимостью этого мероприятия для участников строительного рынка, новый закон №372-ФЗ содержит еще несколько важных моментов.
Отмена допусков СРО
Ключевое изменение законодательства о СРО связано с тем, что после 1 июля 2017 года были отменены допуски СРО на выполнение различных видов строительных, проектных и изыскательских работ. Это означает введение принципиально нового механизма контроля над участниками строительного рынка со стороны саморегулируемых организаций.
Он характеризуется двумя важными моментами.
Во-первых, установлены новые условия, определяющие необходимость вступления в СРО по строительству, проектированию или инженерным изысканиям, серьезно отличающиеся от действовавших до середины 2017 года.
Во-вторых, для того, чтобы законно работать на строительном рынке не требуется оформления каких-либо дополнительных документов, вполне достаточно участия в соответствующей СРО.
ISO 9001 — Системы менеджмента качества!
OHSAS 18001 — Системы управления охраной труда!
Скидку 40% на включение ваших сотрудников в реестр НОСТРОЙ/НОПРИЗ!
Повышение квалификации по охране окружающей среды на генерального директора!
Закажи на сумму от 35 000 рублей и получи 10% обратно на банковскую карту!
Ответьте на 3 вопроса за 10 секунд и рассчитайте точную стоимость вступления в СРО
РАССЧИТАТЬ СТОИМОСТЬ
Новые условия для вступления в СРО после 1 июля 2017 года
Принципиальное изменение с 1 июля 2017 года правил работы СРО в сфере строительства связано не только с отменой допусков, но и введением новых правил определения необходимости вступления в саморегулируемую организацию. Теперь это зависит от нескольких параметров, наиболее важными из которых являются:
- наличие у участника строительного рынка прямых договоров с застройщиками, техническими заказчиками или организациями, которые занимаются эксплуатацией зданий и сооружений;
- участие в федеральных программах, например, по капремонту жилого фонда, сносу и расселению ветхого или аварийного жилья и тд.;
- участие в закупочных процедурах, проводимых на конкурентной основе в соответствии с положениями №223-ФЗ и №44-ФЗ;
- наличие крупной доли уставного капитала, принадлежащей государственным или муниципальным органам власти;
- размер заключаемых генподрядных и подрядных договоров (для строительных организаций и ИП).
Региональный характер СРО для подрядных организаций и ИП
Важным новшеством нового закона, также вступившим в силу в 2017 году, стало введение регионального механизма формирования саморегулируемых организаций.
Это непосредственно коснулось СРО, объединяющих строительных подрядчиков, и не затронуло профессиональные объединения изыскателей и проектировщиков.
В результате, строительная компания или ИП после 1 июля 2017 года должны вступить или перейти в ту СРО, которая создана на территории их субъекта РФ. При отсутствии такой саморегулируемой организации разрешается войти в число участников СРО, зарегистрированной в соседнем регионе.
Введение двух видов компфондов СРО
Новый закон о СРО, вступивший в действие с 1 июля 2017 года, предусматривает создание каждой саморегулируемой организацией не одного, а двух компенсационных фондов:
- финансовые ресурсы, собранные в первом из них, могут быть израсходованы для компенсации ущерба, который был нанесен одним из членов СРО. Этот вид компфонда является обязательным, а минимальная величина взноса при вступлении в СРО строителей с 1 июля 2017 года составляет 100 тыс. рублей, а при вступлении в СРО проектировщиков — 50 тыс. рублей;
- второй вид компфонда является добровольным и предназначен для обеспечения контрактных обязательств участников СРО при их участии в конкурентных закупочных процедурах. очевидно, что практически все крупные саморегулируемые организации, работающие в сфере строительства, вынуждены создавать этот компенсационный фонд.
Важным изменением, внесенных новым законом №372-ФЗ и касающимся всех СРО, объединяющих строителей, проектировщиков и изыскателей, стал перечень уполномоченных банков.
Он включает в себя 13 финансовых организаций, на счетах которых разрешается размещать средства компенсационных фондов, созданных строительными саморегулируемыми организациями.
Необходимость его введения обусловлена стремлением законодателей обеспечить сохранность денег, собранных СРО в виде взносов в компфонды.
Необходимость вступления в СРО по новому закону, введенному в 2017 году
Положения №372-ФЗ предусматривают обязательное членство в СРО с 1 июля 2017 года для следующих участников строительного рынка:
Компании и ИП, которые заключают прямые договора с хозяйствующими субъектами, выступающими в качестве застройщиков, технических заказчиков и эксплуатирующих организаций.
ООО и ИП, принимающие участие в различных федеральных программах, например, капремонта жилого фонда, путем подписания соответствующих контрактов с региональными операторами.
Изыскательские организации и ИП, работающие с земельными участками, находящимися в муниципальной или государственной собственности.
Застройщики, которые самостоятельно занимаются проектированием и строительством зданий и сооружений.
Подрядные строительные организации и ИП, выполняющие работы по договорам, превышающим 3 млн. рублей.
Сравнение условий, определяющих необходимость вступления в СРО с середины 2017 года по новому закону, с действующими ранее позволяет сделать вывод о том, что большое количество участников строительного рынка должно было выйти из саморегулируемых организаций в течение 2017-2018 года. Первые итоги практического внедрения №372-ФЗ показали справедливость подобного утверждения. В сочетании с введением регионального принципа формирования СРО это привело ко вполне ожидаемому сокращению количества работающих в строительстве профессиональных объединений.
Кому не требуется вступать в СРО после 1 июля 2017 года
Вступивший в силу с середины 2017 года новый Федеральный закон особое внимание уделяет тем участникам отечественного рынка строительных, проектных и изыскательских услуг, которые №372-ФЗ освобождены от обязательного членства в СРО. В их число входят:
Строительные ООО и ИП, работающие по подрядным и субподрядным договорам, сумма которых составляет менее 3 млн. рублей.
Унитарные предприятия, как государственные, так и муниципальные, выступающие в качестве подрядчиков или выполняющие функции технического заказчика.
Коммерческие ООО и АО, которые на 50% и более принадлежат государственным или муниципальным органам управления.
Коммерческие ООО и АО, которые созданы публично-правовыми образованиями или принадлежат им на 50% и более.
Физические лица, выполняющие работы по строительству, реконструкции и капремонту зданий и сооружений, относящихся к индивидуальным жилым постройкам.
Принципиальным нововведением нового закона №372-ФЗ заслуженно считается первый пункт приведенного выше списка.
В соответствии с ним от обязательного членства в СРО с 1 июля 2017 года освобождено большое количество мелких и даже средних по размерам компаний и практически все индивидуальные предприниматели, работающие в строительстве, проектировании и проводящие инженерные изыскания. Это является одним из самых важных изменений действующего в области СРО законодательства.
Требования для вступления в СРО по новому закону с 01.07.2017 года
Несмотря на столь серьезные изменения, которые содержатся в №372-ФЗ, порядок вступления в СРО по новому закону, вступившему в силу со второй половины 2017 года, практически не изменился.
Для того, чтобы стать членом саморегулируемой организации строителей, проектировщиков или изыскателей, юридическое лицо или ИП должны соответствовать определенным финансовым и квалификационным требованиям, а также предоставить предусмотренный законодательством и правилами СРО пакет документов.
Финансовые требования
Вступление в СРО представляет собой достаточно затратный процесс. Основные финансовые расходы при этом связаны со следующими видами платежей:
- Вступительный взнос. Величина платежа определяется правилами СРО. Обычно его размер устанавливается на достаточно небольшом уровне. Более того, некоторые профессиональные объединения вообще не предусматривают каких-либо выплат при вступлении нового участника;
- Регулярная плата за участие. Большая часть работающих в строительной сфере СРО устанавливает необходимость ежеквартальной или ежемесячной выплаты определенной суммы каждым участником. Размер платежа также определяется каждой саморегулируемой организацией самостоятельно;
- Взносы в компфонды, создаваемые СРО. Минимальный размер платежей в два компенсационных фонда, которые формируются практически всеми саморегулируемыми организациями, установлены №372-ФЗ. При этом СРО имеет право увеличить размер выплат, хотя на практике подобное случается крайне редко.
Величина выплат, как правило, зависит от размера потенциального участника СРО. Причем это касается не только величины взносов в компфонды, которая напрямую определяется размером заключаемых ООО или ИП контрактов, но и первых двух платежей из списка. Такая практика используется большей частью отечественных саморегулируемых организаций.
Квалификационные требования
Предъявляемые к потенциальным участникам требования, выполнение которых необходимо при вступлении в СРО по новому закону с 1 июля 2017 года, также практически не отличаются от тех, что использовались ранее. Прежде всего, они касаются квалификации и опыта руководителя ООО или ИП и специалистов, работающих на предприятии:
- руководитель обязан иметь профильное высшее образование и работать по специальности не менее 5 лет;
- в штате компании должны работать 2 или более специалистов, также обладающих высшим строительным образованием и стажем работы по специальности от 3-х лет. Кроме того, и данное условие является новшеством №372-ФЗ, они должны входить в Национальный реестр специалистов. Эту базу данных для строителей ведет НОСТРОЙ (https://www.reestr-sro.ru/nrs/stroitelstvo/), а для проектировщиков и изыскателей — НОПРИЗ (http://nrs.nopriz.ru/);
- и руководитель, и работающие в штате специалисты обязаны не реже одного раза в 5 лет проходит аттестацию или профессиональную переподготовку.
Предоставляемая документация
Для вступления в СРО по новому закону №372-ФЗ, который начал действовать с 1 июля 2017 года, потенциальный участник саморегулируемой организации обязан предоставить следующий набор документов:
Заявление, оформленное по правилам конкретного СРО.
Информационный лист, в котором содержатся основные данные об ООО или ИП, а также предполагаемый размер заключаемых участником строительного рынка договоров.
Учредительные и регистрационные документы в последней редакции.
Документы, наличие которых подтверждает соответствие потенциального члена СРО квалификационным требованиям.
Документы, которые предоставляются при необходимости и касаются финансовых возможностей строительной компании или ИП, имеющейся материально-технической базы, а также наличия полиса страхования гражданской ответственности.
Конкретный перечень документов, необходимых для предоставления при вступлении в СРО, определяется каждой саморегулируемой организацией самостоятельно. При этом требования, указанные в Федеральных законах №315-ФЗ и №372-ФЗ, а также других нормативных актах, являются минимальными. Поэтому правила СРО могут сделать их более жесткими.
Источник: https://etalon-garant.ru/blog/komu-nuzhno-vstupat-v-sro/
Сро для заказчика-застройщика
Получение допуска Сро для заказчика-застройщика вызывает большое количество споров и разногласий.
Вопрос усложняется грядущими переменами, которые изменят существующую систему саморегулируемых организаций.
В связи с этим необходимость вступления в Сро для заказчика-застройщика может рассматриваться в двух плоскостях – нынешнее положение и изменения, которые вступят в силу после 1.07.17.
Ранее существовавшие варианты организации деятельности
Нередко застройщик привлекает генподрядчика и не участвует самостоятельно в проведении строительных работ на объекте. Перечень видов деятельности, для выполнения которой требуется допуск саморегулируемой организации, указан в Приказе №624 Минрегиона. Если выполняемые работы не входят в представленный перечень, они могут проводиться без допуска.
Однако если согласно п. 3 ст. 706 ГрК РФ заказчик-застройщик осуществляет самостоятельный контроль за проведением работ на строительной площадке, их качеством, а также соблюдением сроков он должен состоять в саморегулируемой организации.
Обязанность по проведению строительного контроля невозможно перепоручить генподрядчику. Тем не менее, застройщик может заключать договор со «строительным контроллером», согласно которому поручать ему указанные функции. Эта ситуация позволяет застройщику не вступать в саморегулируемые организации. Во всех остальных случаях допуск СРО обязателен.
Важным аспектом является понимание принципиальной разницы между техзаказчиком и заказчиком-застройщиком. Функции и обязанности каждого из них различны. Застройщиком является владелец земельного участка и финансовых средств.
Определение понятия технического заказчика представлено в ГрК РФ. Это профессиональный исполнитель высокого уровня, на которого возложены полномочия заключать договоры подряда на проведение строительства, капитального ремонта или реконструкции на объекте.
Также техзаказчик проводит организацию работы на строительных площадках и осуществляет финансовый контроль от имени застройщика. При этом застройщик имеет право выполнять функции технического заказчика собственными силами, без привлечения сторонних лиц.
По сути, термин «заказчик-застройщик» объединяет в себе функции технического заказчика, застройщика и контролера. В таком случае вступление в СРО для технического заказчика – это необходимая мера для выполнения своих ключевых функций на объекте.
Обязанности и функции заказчика
Благодаря вступлению в СРО функции заказчика расширяются и, кроме распоряжения материальными средствами, он имеет право на выполнение ряда других операций. Среди них:
- Составление и дальнейшее утверждение проектной документации и смет.
- Подписание договоров подряда и генподряда.
- Ведение бухгалтерского учета.
- Осуществление контроля за ходом проведения изыскательных работ, включая исследования грунта, воды и воздуха.
- Надзор за выполнением работ на строительной площадке, в том числе технический и авторский надзор.
- Подготовка документации и проведение работ по сдаче готового объекта в эксплуатацию.
Законодательные изменения
С 1.07.17 г вступает в силу закон №372, согласно которому функции техзаказчика могут выполняться только членами саморегулируемых организаций.
При этом они должны соответствовать всем требованиям для членов СРО в отношении штата сотрудников, наличия строительного оборудования и опыта в сфере проводимых работ. Получить допуск СРО технический заказчик может после оплаты вступительных взносов.
Финансовые затраты формируются из нескольких составляющих, среди которых выплаты в компенсационный фонд, ежемесячные взносы и страховка.
Вступление в СРО для техзаказчика предоставляет такие преимущества:
- Взаимодействие с другими участниками объединения, помощь в решении спорных вопросов.
- Корректировка документов в соответствии с появлением новых технологий.
- Защита и представление каждого участника на равных основаниях.
- Внутренние конференции и собрания.
Таким образом, вступлением в действие новой редакции закона устраняется возможность двоякой трактовки законодательных норм и четко регламентируется требование – допуск СРО для технического заказчика.
Однако законом предусмотрены и ситуации, в которых технический заказчик не должен получать доступ СРО при организации работ.
Для государственных предприятий или коммерческих организаций с долей государственных предприятий более 50% допуск СРО не требуется, если подрядчиком выступает орган исполнительной власти или государственная корпорация.
Также допуск не требуется для юридических лиц, созданных публично-правовыми образованиями, на проведение деятельности в установленных сферах.Таким образом, с 1.07.17 года застройщик может нанять только техзакачика, который оплатил все необходимые компенсационные взносы и вступил в саморегулируемую организацию.
Источник: https://curpp.ru/articles/sro-tehnicheskiy-zakazchik