+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Обеспечение режима налоговой тайны на предприятии

Содержание

Налоговая тайна

Обеспечение режима налоговой тайны на предприятии
Энциклопедия МИП » Налоговое право » Налоговый контроль » Налоговая тайна

Предоставление сведений, составляющих налоговую тайну, по запросу следственных органов или суда не является нарушением закона.

Понятие налоговой тайны было введено в НК РФ относительно недавно. Налоговая тайна представляет собой особую информацию в сфере налогового права, содержание и получение которой, в соответствии с требованиями НК РФ, должно быть доступно лишь определенным уполномоченным лицам.

Налоговую тайну составляют определенные сведения, которые, по установленным причинам, признаются информацией, не подлежащей разглашению.

Например, данные о документах налогоплательщика, информация о его доходах и расходах, отраженных в поданной декларации, о текущем финансовом и имущественном положении и т.д.

Помимо этого, сведения, составляющие налоговую тайну, могут касаться уплаченных налогов или дивидендов, а также личную коммерческую информацию, получение и доступ к которой посторонними лицами являются недопустимыми.

Принципы налоговой тайны основываются, прежде всего, на действующей Конституции и положениях НК РФ, на защите прав и свобод граждан. Интересы налогоплательщика являются основным критерием для защиты.

Налоговая тайна также направлена на максимальное устранение финансовых и иных рисков для налогоплательщика, связанных с неправомерным распространением определенной информации.

Помимо этого, понятие и принципы налогового права строятся на действующих нормах и правилах, которые позволяют обеспечить защиту информации максимально правомерным путем, без совершения нарушений.

Иным важным принципом является согласие лица, налоговые сведения о котором составляют налоговую тайну. В отдельных случаях, официальное согласие дает право на распространение определенной информации, если такая необходимость действительно имеется.

Согласие должно быть оформлено официально, в письменной форме, с подписью физического лица и иными необходимыми сведениями, установленными действующим налоговым законодательством.

Сведения, не относящиеся к налоговой тайне

Положения НК РФ устанавливают, что не вся информация и сведения, относящиеся к особенностям и установленному порядку налогообложения, являются налоговой тайной и входят в данное понятие. К данным сведениям относятся следующие:

  • информация о среднем числе сотрудников определенного учреждения, организации и т.д.;
  • сведения об определенных суммах налогов и установленных сборов, которые были уплачены той или иной организацией, за определенный временной период, равный одному календарному году;
  • финансовая информация об отраженных суммах доходов и расходов предприятия или учреждения за прошедший календарный год.

В этот список может быть включена и иная дополнительная информация, для которой действующим налоговым законодательством РФ не предусматривается режим налоговой тайны.

Вся эта информация не входит в понятие налоговой тайны, следовательно, ее разглашение не будет составлять правовое нарушение и, в соответствии с положениями НК РФ, сам факт разглашения не может понести за собой абсолютно никакую ответственность.

Доступ к данным сведениям не будет ограничен только определенным кругом уполномоченных лиц, а согласие на разглашении этой информации не потребуется.

Разглашение налоговой тайны

Понятие «разглашение налоговой тайны», в соответствии с действующими положениями НК РФ, означает распространение определенных сведений, которые являются налоговой тайной, влекущее за собой нарушение существующих норм и несоблюдение интересов налогоплательщика.

Само разглашение и не соблюдение норм налогового права влекут за собой определенную ответственность, а зависимости от тяжести совершенного правонарушения и серьезности наступивших последствий для налогоплательщика.

Ответственность за разглашение может быть, как административной, так и уголовной. Административная ответственность за нарушение и разглашение налоговой тайны выражается в наложении денежного штрафа, размер которого зависит от конкретного случая и дополнительных обстоятельств.

Уголовная ответственность за разглашение применяется значительно реже, только в тех случаях, когда интересам, либо финансовому положению налогоплательщика был нанесен действительно серьезный ущерб, который стал следствием того, что раскрытие данной информации было осуществлено неправомерным путем.

Налоговая тайна и ее разглашение являются важнейшим пунктом в действующем НК РФ, доступ к ней должен обеспечиваться только при условиях полного соблюдения существующих норм.

Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну

В соответствии с НК РФ, доступ к налоговой тайне означает наличие законного права у того или иного лица владеть определенной информацией, касающейся данных налогоплательщика, особенностей налогообложения определенного предприятия, организации и т.д.

Законный доступ к сведениям, которые были признаны налоговой тайной, имеется у определенных должностных лиц. Точный список данных лиц может быть установлен федеральным органом исполнительной власти, обладающим соответствующими полномочиями, федеральным органом, относящимся к уголовному судопроизводству, федеральным таможенным учреждением и т.д.

Доступ к данной информации, как правило, оформляется в письменном виде.

В документе указывается список полномочий и точные сведения об информации, к которой должностное лицо получает доступ.

Помимо этого, должностное лицо должно подписать согласие о том, что в случае, если налоговая тайна будет разглашена иным лицам, либо им будет обеспечен неправомерный доступ, данное нарушение обязательно повлечет за собой применение определенных мер ответственности, установленных НК РФ и иными нормативно-правовыми актами.

Для применения определенных мер ответственности, доступ и факт нарушения интересов налогоплательщика обязательно должны быть доказаны, иначе установление наказания станет невозможным.

Особенности налоговой тайны

, доступ и само разглашение налоговой тайны, как юридические понятия, имеют свои особенности и нюансы. Например, само разглашение представляет собой личное использование, либо передачу данной информации другим лицам.

Данные налогоплательщика могут быть переданы другим лицам, как на безвозмездной основе, так и за определенное денежное вознаграждение. Безусловно, оба этих способа являются грубейшими нарушениями существующих норм и правил НК РФ и относятся к правовым налоговым преступлениям.

Однако не будет нарушением передача информации налогоплательщика ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков. При условии, что передачу осуществил уполномоченный налоговый орган.

Положения налоговой тайны предусматривают установление ответственности и в том случае, если документы, какие содержали в себе тайные сведения, были утеряны ответственным лицом.

К таким документам могут относиться налоговые декларации и иные бумаги, в которых могут быть отражены сведения, составляющие государственную тайну. Чаще всего, потеря данных документов влечет за собой наложение штрафа, увольнение должностного лица с занимаемой должности иные правовые меры.

Условия признания налоговой тайной сведений специальной декларации

Определенные сведения, содержащиеся в представленной специальной декларации, могут быть признаны налоговой тайной, но только с учетом установленных условий и нюансов. К ним относятся:

  • эти сведения являются налоговой тайной, без каких-либо исключений и дополнений, в соответствии с действующим налоговым законодательством;
  • факт потери данных сведений, либо их неправомерного разглашения, обязательно повлечет за собой необходимость установления уголовной ответственность за совершенное преступление;
  • данные сведения, содержащиеся в специальной декларации, могут быть получены исключительно у налогового органа, путем подачи письменного запроса от самого лица – автора данной декларации;
  • уполномоченное должностное лицо, которое получило доступ к данным сведениям, не может быть привлечено к какому-либо виду установленной ответственности за отказ от дачи показаний, которые касаются непосредственно той информации, входящей в состав налоговой тайны.

Только при наличии вышеперечисленных условий, сведения и информация, содержащаяся в таком документе как специальная декларация, могут быть официально признаны налоговой тайной.

Только после данного признания за разглашение этой информации может назначаться правомерная ответственность, в зависимости от тяжести и серьезности совершенного правонарушения.

Источник: https://advokat-malov.ru/nalogovyj-kontrol/nalogovaya-tajna.html

Какие сведения составляют налоговую тайну?

Обеспечение режима налоговой тайны на предприятии

Налоговую тайну составляют отдельные сведения, имеющиеся у налоговых органов о плательщиках налогов и сборов. В своих письмах Минфин неоднократно указывал на необходимость при выборе партнеров в бизнесе проявлять должную осмотрительность.

Но тем, кто обращается в налоговые органы с просьбами предоставить данные о том или ином юрлице, налоговики говорят о невозможности раскрытия информации, прикрываясь налоговой тайной.

Так какие же сведения относятся к налоговой тайне, каким образом эта информация должна охраняться, расскажем в этой статье.

Информация, защищаемая в режиме налоговой тайны, является конфиденциальной

Ответственность за разглашение сведений, составляющих налоговую тайну

Какие сведения о компании не включаются в состав налоговой тайны (ИНН, среднесписочная численность и прочие)

Какие сведения налогоплательщика относятся к налоговой тайне

Являются ли налоговые декларации коммерческой тайной

Итоги

Информация, защищаемая в режиме налоговой тайны, является конфиденциальной

Налоговой тайне отведена отдельная статья НК РФ с одноименным названием под номером 102. Налоговая тайна — законодательно установленный особый порядок доступа и применения информации о налогоплательщиках, полученной налоговыми органами в ходе взаимодействия с налогоплательщиками.

В процессе работы компаний с налоговыми органами последние получают много информации, которая касается предпринимательской деятельности компаний. Что, безусловно, приводит к опасениям за сохранность такой информации. Согласно ст.

102 НК РФ информация, защищаемая в режиме налоговой тайны, является секретной и не должна быть раскрыта налоговыми органами и прочими государственными структурами, их служащими и прочими лицами, которым в силу служебных обязанностей эта информация стала известна.

Ответственность за разглашение сведений, составляющих налоговую тайну

Сведения, составляющие налоговую тайну, имеют особый порядок доступа и хранения. Потеря документов с информацией, составляющей налоговую тайну, а также разглашение сведений, относимых к тайным, влечет ответственность должностных лиц в рамках законодательства РФ, вплоть до уголовной.

Служащие не вправе разглашать информацию, которую они получили в ходе своей работы, без согласия обладателя этой информации, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ (по запросу судов, органов предварительного следствия или дознания).

Не дозволено предоставление налоговыми органами баз данных, архивов, исключая случаи, установленные законодательством РФ.

Какие сведения о компании не включаются в состав налоговой тайны (ИНН, среднесписочная численность и прочие)

К налоговой тайне не относятся сведения, полученные налоговыми органами и другими госструктурами, относимые к исключениям, указанным в подп. 1–13 п. 1 ст. 102 НК РФ. Они следующие:

  • ИНН.
  • Сведения о налогоплательщике, ставшие общедоступными, включая те, которые стали такими с его согласия. В наиболее полном виде общедоступная информация содержится в выписке из ЕГРЮЛ. В настоящее время ее может получить на сайте ФНС любой заинтересованный пользователь, указав в запросе наименование и ИНН или ОГРН интересующего юрлица.
  • Сведения о нарушениях плательщика, связанных с налоговым законодательством, включая недоимки, пени и штрафы, имеющиеся у него.

Как узнать о наличии задолженности физлица по налогу на транспорт, как узнать сумму налога по ИНН см. статью: «Как узнать транспортный налог по ИНН (без регистрации)?».

  • Сведения, предоставленные налоговыми или правоохранительными органами других стран, переданные в рамках международных договоренностей о сотрудничестве указанных ведомств этих стран с РФ.
  • Информация о применении налогоплательщиком спецрежимов или участии его в консолидированной группе плательщиков налогов.
  • С июня 2016 года среднесписочная численность работников за предшествующий год не относится к данным, составляющим налоговую тайну.
  • С этого же периода не является тайной информация об уплаченных налогах, взносах и сборах организации за предыдущий год. Исключения — сведения о суммах таможенных сборов, взимаемых в рамках ЕАЭС, а также суммах, переведенных в рамках обязательств налогового агента.
  • Информация о размере доходов и расходов за предшествующий год, предоставленная в налоговые органы в составе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
  • С 2016 года открытой считается также информация о постановке на учет организаций и физических лиц других стран.

Какие сведения налогоплательщика относятся к налоговой тайне

Перечень предоставляемой в налоговые органы информации, разрешенной для разглашения, строго ограничен. Значит, в состав налоговой тайны включаются сведения, не указанные в вышеприведенном списке исключений.

Сюда можно отнести любую информацию о производственных процессах, проходящих в компании, о партнерах организации и условиях сделок.

Под данными, составляющими налоговую тайну, понимаются и сведения, полученные в рамках проведения налоговых проверок, данные, полученные от органов, выдающих лицензии, учреждений соцзащиты, медицинских и образовательных учреждений, нотариальных контор и банков.

В частности, к тайным относятся сведения, содержащиеся в специальных декларациях, поданных гражданами в рамках закона «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках…» от 08.06.2015 № 140-ФЗ.

Являются ли налоговые декларации коммерческой тайной

Источник: https://nalog-nalog.ru/spravochnaya_informaciya/kakie_svedeniya_sostavlyayut_nalogovuyu_tajnu/

Обеспечение режима налоговой тайны на предприятии

Обеспечение режима налоговой тайны на предприятии

Информация, относящаяся к налоговой тайне, может стать известна фискальным, таможенным, следственным или другим органам государственного контроля.

Разглашение этих сведений предполагает применение наказаний в рамках административного и уголовного кодексов. Не все данные относятся к конфиденциальной информации и могут перестать быть таковыми с согласия, поданного физическим или юридическим лицом на имя начальника территориальной налоговой инспекции.

Понятие налоговой тайны в НК РФ

Статья 102 Налогового кодекса РФ раскрывает суть этого понятия методом исключения, то есть объясняет, что такая тайна в себя не включает:

  • общедоступные данные (закрепленные в действующем законодательстве или ставшие таковыми по личному желанию предпринимателя);
  • ИНН плательщика и данные о постановке отдельных субъектов хозяйствования на учет в ФНС, ст. 83 НК РФ;
  • информацию, раскрывающую перед избирательными комиссиями размер собственного ежемесячного дохода кандидатов и их ближайших родственников;
  • сведения о допущенных фискальных нарушениях и примененных наказаниях, суммах уплаченных обязательств и среднесписочной численности организаций;
  • данные о вступлении в состав консолидированной группы или об использовании специальной системы уплаты налогов (ст. 102 НК РФ п. 1 пп. 7);
  • информацию о платежах в Государственную информационную систему, осуществляемых в рамках ФЗ № 210, принятого 27.07.2010 г.;
  • сведения, передаваемые в местную администрацию с целью проверки внесенных сборов и размера недоимки по ним.

Остальные данные о предпринимателе и осуществляемой им деятельности служащие ФНС и других государственных учреждений не имеют право разглашать.

Конфиденциальные и общедоступные сведения

Ориентируясь на признаки из исключительного списка в ст. 102 НК РФ, к конфиденциальным относят данные, полученные из следующих источников:

  • деклараций за текущий период;
  • финансовых документов, не находящиеся в открытом доступе;
  • банковских выписок о производимых перечислениях в фонды социального назначения;
  • первичных документов (актов, накладных, платежек) – пункт не распространяется на государственные бюджетные учреждения, так как действующий федеральный закон № 44-ФЗ от 05 апреля 2013 г. предусматривает публикацию информации, свидетельствующей об исполнении этапа контракта;
  • баз персональных данных;
  • хранилищ разработок, произведенных силами компании, и тому подобное.

Общедоступные сведения представлены в таблице:

Физические лица

Организации

ФИО

Полное и сокращенное название

Дата и территория рождения

Применяемая организационно-правовая форма – ООО, АО и т.д.

Контактные данные

Юридическое и фактическое место ведения деятельности, направленной на получение дохода

Выполняемая трудовая функция

ФИО директора

ИНН

Сведения, закрепленные в ст. 102 НК РФ:

·        налоговые нарушения;

·        применяемый режим налогообложения;

·        результаты проведенных проверок и т.д.

Порядок получения доступа

Конфиденциальная информация может быть предоставлена на основании письменного постановления (запроса) начальника соответствующего органа.

Передача предполагает использование: фельдсвязи, курьера, почты, нарочного, а также электронного отправления при помощи телекоммуникационного канала.

В последнем случае серьезность намерений подтверждается электронным сертификатом, законная сила которого равноценна натуральной подписи руководителя.

Запрос должен отражать основную суть проблемы, ссылаться на действующее законодательство в части права на использование налоговой тайны, отражать информацию о дате направлении и подтверждаться подписью руководителя.

Информация, относящаяся к налоговой тайне, перестает быть таковой после подписания документа, позволяющего распоряжаться ею.

Кому нельзя отказать в информации

Граждане и субъекты предпринимательства обязаны предоставлять конфиденциальную информацию по письменному запросу от:

  • подразделений Министерства внутренних дел;
  • ФСБ;
  • пограничников;
  • органов, отвечающих за внешнюю разведку;
  • таможенных служб.

Основанием может служить конкретная цель получения сведений, например: судебное производство, оперативно-розыскные мероприятия, осуществляемые правоохранительными структурами, проверка поступившей информации. Запрос, оформление которого не отвечает установленным требованиям, может обернуться отказом в предоставлении засекреченных сведений.

Обеспечение сохранности на предприятии

В соответствии с п. 1 ст.102 НК РФ налоговая тайна – это информация о субъекте хозяйствования, полученная инспекцией, полицией, внебюджетным фондом, таможней и т.д. Юридическая природа и назначение данного института имеют публично-правовой характер и гласят о защите сведений.

Предоставление конфиденциальных данных сторонним лицам грозит обвинением в нарушении прав физических и юридических лиц, закрепленных в действующем законодательстве.

Статья 21 Налогового Кодекса (пп. 13, п. 1) закрепляет за предпринимателем право на ограничение доступа к некоторым сведениям. Статья 32 того же нормативного акта обязывает инспекторов и других специалистов инспекции соблюдать порядок хранения и использования конфиденциальных данных.

К тайной информации относятся сведения, полученные налоговой службой, за исключением тех, которые были разглашены с согласия предпринимателя или описаны в действующем законодательстве.

С целью защиты данных на предприятии могут создавать специальные локальные акты, с которыми сотрудники должны быть ознакомлены под роспись.

Организация или структура, в силу каких-либо обстоятельств получившая информацию, составляющую государственную тайну, обязана придерживаться установленного порядка хранения. Например, сведения, представленные в бумажном или электронном виде должны рассматриваться специалистом финансовой инспекции (другого учреждения) в специальном помещении, предотвращающем доступ посторонних лиц.

Виды ответственности за разглашение конфиденциальных налоговых сведений и порядок их применения

Разглашение конфиденциальных сведений подразумевает несколько видов ответственности:

  • материальную – в соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, нанесенный государственным органом, возмещается из средств госбюджета;
  • административную – размер штрафа начинается с 4-5 тыс. рублей (ст. 13.14 КоАП);
  • уголовную – ограничение свободы до 3 лет за незаконное предоставление конфиденциальных сведений сторонним лицам (срок наказания может увеличиться до 5 лет, если речь идет о крупном ущербе).

Для членов коллектива

Человек, получивший закрытую информацию в силу своих должностных обязанностей и раскрывший ее перед неопределенным кругом лиц, несет дисциплинарную (ст. 192 ТК РФ) и/или административную ответственность ( ст. 13.14 КоАП).

За действия контролирующих органов

О более серьезных проступках расскажет уже Уголовный Кодекс. Наказание применяется, если лицо разгласило или использовало тайну незаконно, то есть без согласия плательщика. Обязательное условие: информация была предоставлена обвиняемому в связи с занимаемой должностью, например, финансовому инспектору для проверки или осуществления других действий.

Допущение подобного нарушения может обернуться штрафом от 10 до 20 тыс. руб., запретом исполнять трудовую функцию до 3 лет или ограничением свободы на аналогичный период (ст. 183 ч. 2 УК РФ). Если события отягощены причинением крупного ущерба, то сумма штрафа возрастает до 20-50 тыс. рублей, а срок тюремного заключения — до 10 лет.

Для контрагентов

Пункт 9 ст. 84 НК РФ устанавливает, что, как только человек завершил регистрацию деятельности, направленной на получение дохода, фискальные сведения о нем становятся конфиденциальными.

Это не распространяется на те данные, которые предприниматель раскрыл определенному кругу лиц по собственной воле, например, своим поставщикам с целью подтверждения конкурентоспособности и добросовестности или кредитному учреждению в качестве гарантии платежеспособности.

Решать споры о размере и способе возмещения ущерба от общительности собственного поставщика или клиента организация будет в суде.

Ситуации, когда ответственность за разглашение не наступает

Сведениями, составляющими тайну, в силу своей должностной инструкции, располагают сотрудники налоговых инспекций. Государственные органы могут получить информацию с соблюдением установленного порядка – предоставления письменного запроса начальника со ссылкой на нормативную базу, позволяющую или предполагающую открытие конфиденциальны сведений.

Информацией подобного рода часто интересуются контрагенты, чтобы убедиться в добросовестности, платежеспособности и надежности партнера. Если информация, относящаяся к конфиденциальной, предоставляется по доброй воле предпринимателя, то нарушение законодательства отсутствует.

Закон № 44-ФЗ, принятый в 2013 году, предполагает обмен некоторыми конфиденциальными фискальными данными, в рамках проведения конкурентных способов закупки продукции, необходимой для обеспечения нужд учреждения-заказчика (электронный аукцион, открытый конкурс и т.д.).

Вынести наказание за разглашение налоговой тайны невозможно, если документы были предоставлены с согласия предпринимателя или по запросу государственных структур (для проведения проверки, рассмотрению поданного иска и прочее).

Если в результате незаконного распространения информации о налогоплательщике или утраты документов владелец данных не намерен останавливаться на дисциплинарных мерах взыскания, то решать вопрос о форме наказания виновных будет суд.

В 2017 году ФНС решила опубликовать на своем официальном сайте данные о налогоплательщиках, которые не относятся к конфиденциальным согласно требованиям ст. 102 Налогового Кодекса РФ. Какие сведения окажутся в открытом доступе, рассказано в следующем видеоролике.

Поделитесь с друзьями в соц.сетях

Источник: https://investim.info/obespechenie-rezhima-nalogovoy-tayny-na-predpriyatii/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.