Пример типовой должностной инструкции психолога

Содержание

Должностная инструкция психолога

Пример типовой должностной инструкции психолога

Скачать должностную инструкцию
психолога (.doc, 65КБ)

  1. Психолог относится к категории специалистов.

  2. На должность:
    • психолога назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (психологическое) образование без предъявления требований к стажу работы;
    • психолога II категории — лицо, имеющее высшее профессиональное (психологическое) образование и стаж работы в должности психолога не менее 3 лет;
    • психолога I категории — лицо, имеющее высшее профессиональное (психологическое) образование и стаж работы в должности психолога II категории не менее 3 лет.
  3. Назначение на должность психолога и освобождение от нее производится приказом директора предприятия по представлению начальника отдела организации и оплаты труда.
  4. Психолог должен знать:
    1. 4.1. Постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы, относящиеся к вопросам практической психологии.
    2. 4.2. Психологию труда и управления, инженерную и социальную психологию.
    3. 4.3. Методы изучения психологических особенностей трудовой деятельности работников.
    4. 4.4. Технические средства, применяемые при изучении условий труда.
    5. 4.5. Передовой отечественный и зарубежный опыт работы психологов.
    6. 4.6. Основы технологии производства.
    7. 4.7. Основы экономики, организации производства, труда и управления.
    8. 4.8. Основы профориентационной работы.
    9. 4.10. Законодательство о труде.
    10. 4.11. Правила внутреннего трудового распорядка.
    11. 4.12. Правила и нормы охраны труда.
  5. Психолог подчиняется непосредственно начальнику отдела организации и оплаты труда.
  6. На время отсутствия психолога (отпуск, болезнь, командировка, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора предприятия, которое несет ответственность за их надлежащее исполнение.

Психолог:

  1. Изучает влияние психологических, экономических и организационных факторов производства на трудовую деятельность работников предприятия в целях разработки мероприятий по улучшению их условий труда и повышения эффективности работы.
  2. Выполняет работу по составлению проектов планов и программ социального развития, определению психологических факторов, оказывающих влияние на работающих.
  3. Проводит совместно с физиологом обследования индивидуальных качеств работников, особенностей трудовой деятельности рабочих и служащих различных профессий и специальностей, а также связанные с профессиональным подбором, проверкой психологических условий труда, выявлением интересов и склонностей, удовлетворенностью трудом.
  4. Участвует в экспериментах по определению влияния условий труда на психику работающих.
  5. Анализирует трудовые процессы и психологическое состояние работника во время его работы.
  6. Совместно с социологом и другими специалистами предприятия участвует в определении задач социального развития.
  7. Осуществляет выбор наиболее актуальных вопросов и проблем, требующих решения (текучесть кадров, нарушения трудовой дисциплины, малоэффективный труд), определяет пути устранения причин, их вызывающих.
  8. Разрабатывает профессиограммы и детальные психологические характеристики профессий рабочих и должностей служащих, определяемые влиянием производственной среды на нервно-психическое напряжение работающего, дает рекомендации относительно условий оптимального использования личных трудовых возможностей человека с учетом перспективы развития его профессиональных способностей.
  9. Участвует в осуществлении мер по производственной и профессиональной адаптации молодых специалистов и рабочих.
  10. Подготавливает рекомендации и предложения по внедрению результатов психологических исследований в производственную практик, а также мероприятия по конкретным направлениям совершенствования управления социальным развитием, способствующие организации оптимальных трудовых процессов, установлению рациональных режимов труда и отдыха, улучшению морально-психологического климата, условий труда и повышению работоспособности человека, осуществляет контроль за их выполнением.
  11. Анализирует причины текучести кадров, подбор и их расстановку, исходя из требований организации труда и управления производством, разрабатывает предложения по обеспечению стабильности кадров, принятию необходимых мер по адаптации работников.
  12. Принимает участие в формировании трудовых коллективов, в проектировании систем организации труда (организации рабочего времени, рационализации рабочих мест) с учетом психологических факторов и эргономических требований.
  13. Консультирует руководителей предприятия по социально-психологическим проблемам управления производством и социального развития коллектива, а также работников, занимающихся кадровыми и трудовыми вопросами.
  14. Выполняет отдельные служебные поручения своего непосредственного руководителя.

III. Права

Психолог имеет право:

  1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.
  2. Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.
  3. В пределах своей компетенции сообщать своему непосредственному руководителю о всех выявленных в процессе своей деятельности недостатках и вносить предложения по их устранению.
  4. Запрашивать лично или по поручению руководства предприятия от руководителей подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
  5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет — то с разрешения руководителя организации).
  6. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении им его должностных прав и обязанностей.

IV. Ответственность

Психолог несет ответственность:

  1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
  2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
  3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Источник: https://www.rabotka.ru/job_description/295.php

Должностные обязанности психолога

1) Должностные обязанности. Изучает влияние психологических, экономических и организационных факторов производства на трудовую деятельность работников предприятия, учреждения, организации в целях разработки мероприятий по улучшению их условий труда и повышения эффективности работы.

Выполняет работу по составлению проектов планов и программ социального развития, определению психологических факторов, оказывающих влияние на работающих.

Проводит совместно с физиологом обследования индивидуальных качеств работников, особенностей трудовой деятельности рабочих и служащих различных профессий и специальностей, а также связанные с профессиональным подбором, проверкой психологических условий труда, выявлением интересов и склонностей, удовлетворенностью трудом.

Участвует в экспериментах по определению влияния условий труда на психику работающих. Анализирует трудовые процессы и психологическое состояние работника во время работы. Совместно с социологом и другими специалистами участвует в определении задач социального развития.

Осуществляет выбор наиболее актуальных вопросов и проблем, требующих решения (текучесть кадров, нарушения трудовой дисциплины, малоэффективный труд), определяет пути устранения причин, их вызывающих.

Разрабатывает профессиограммы и детальные психологические характеристики профессий рабочих и должностей служащих, определяемые влиянием производственной среды на нервно-психическое напряжение работающего, дает рекомендации относительно условий оптимального использования личных трудовых возможностей человека с учетом перспективы развития его профессиональных способностей. Участвует в осуществлении мер по производственной и профессиональной адаптации молодых рабочих и специалистов. Подготавливает рекомендации и предложения по внедрению результатов психологических исследований в практику, а также мероприятия по конкретным направлениям совершенствования управления социальным развитием, способствующие организации оптимальных трудовых процессов, установлению рациональных режимов труда и отдыха, улучшению морально-психологического климата, условий труда и повышению работоспособности человека, осуществляет контроль за их выполнением. Анализирует причины текучести кадров, подбор и их расстановку, исходя из требований организации труда и управления производством, разрабатывает предложения по обеспечению стабильности кадров, принятию необходимых мер по адаптации работников. Принимает участие в формировании трудовых коллективов, в проектировании систем организации труда (организации рабочего времени, рационализации рабочих мест) с учетом психологических факторов и эргономических требований. Консультирует руководителей предприятия, учреждения, организации по социально-психологическим проблемам управления производством и социального развития коллектива, а также работников, занимающихся кадровыми и трудовыми вопросами.

Психолог должен знать

2) Психолог при выполнении своих должностных обязанностей должен знать: постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы, относящиеся к вопросам практической психологии; психологию труда и управления, инженерную и социальную психологию; методы изучения психологических особенностей трудовой деятельности работников; технические средства, применяемые при изучении условий труда; передовой отечественной и зарубежный опыт работы психологов; основы технологии производства; основы экономики, организации производства, труда и управления; основы профориентационной работы; законодательство о труде; правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы охраны труда.

Требования к квалификации психолога

3) Требования к квалификации.

Психолог I категории: высшее профессиональное (психологическое) образование и стаж работы в должности психолога II категории не менее 3 лет.

Психолог II категории: высшее профессиональное (психологическое) образование и стаж работы в должности психолога не менее 3 лет.

Психолог: высшее профессиональное (психологическое) образование без предъявления требований к стажу работы.

1. Общие положения

1. Психолог относится к категории специалистов.

2. Психолог I категории: высшее профессиональное (психологическое) образование и стаж работы в должности психолога II категории не менее 3 лет.

  • Психолог II категории: высшее профессиональное (психологическое) образование и стаж работы в должности психолога не менее 3 лет.
  • Психолог: высшее профессиональное (психологическое) образование без предъявления требований к стажу работы.

3. Психолог принимается на должность и освобождается от должности директором организации.

4. Психолог должен знать:

  • постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы, относящиеся к вопросам практической психологии;
  • психологию труда и управления, инженерную и социальную психологию;
  • методы изучения психологических особенностей трудовой деятельности работников;
  • технические средства, применяемые при изучении условий труда;
  • передовой отечественной и зарубежный опыт работы психологов;
  • основы технологии производства;
  • основы экономики, организации производства, труда и управления;
  • основы профориентационной работы;
  • законодательство о труде;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

5. В своей деятельности психолог руководствуется:

  • законодательством РФ,
  • Уставом организации,
  • приказами и распоряжениями работников, которым он подчинен согласно настоящей инструкции,
  • настоящей должностной инструкцией,
  • Правилами внутреннего трудового распорядка организации.

6. Психолог подчиняется непосредственно начальнику отдела кадров.

7. На время отсутствия психолога (командировка, отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное директором организации в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права, обязанности и несет ответственность за исполнение возложенных на него обязанностей.

Психолог:

1. Изучает влияние психологических, экономических и организационных факторов производства на трудовую деятельность работников предприятия, учреждения, организации в целях разработки мероприятий по улучшению их условий труда и повышения эффективности работы.

2. Выполняет работу по составлению проектов планов и программ социального развития, определению психологических факторов, оказывающих влияние на работающих.

3. Проводит совместно с физиологом обследования индивидуальных качеств работников, особенностей трудовой деятельности рабочих и служащих различных профессий и специальностей, а также связанные с профессиональным подбором, проверкой психологических условий труда, выявлением интересов и склонностей, удовлетворенностью трудом.

4. Участвует в экспериментах по определению влияния условий труда на психику работающих.

5. Анализирует трудовые процессы и психологическое состояние работника во время работы.

6. Совместно с социологом и другими специалистами участвует в определении задач социального развития.

7. Осуществляет выбор наиболее актуальных вопросов и проблем, требующих решения (текучесть кадров, нарушения трудовой дисциплины, малоэффективный труд), определяет пути устранения причин, их вызывающих.

8. Разрабатывает профессиограммы и детальные психологические характеристики профессий рабочих и должностей служащих, определяемые влиянием производственной среды на нервно-психическое напряжение работающего, дает рекомендации относительно условий оптимального использования личных трудовых возможностей человека с учетом перспективы развития его профессиональных способностей.

9. Участвует в осуществлении мер по производственной и профессиональной адаптации молодых рабочих и специалистов.

10.

Подготавливает рекомендации и предложения по внедрению результатов психологических исследований в практику, а также мероприятия по конкретным направлениям совершенствования управления социальным развитием, способствующие организации оптимальных трудовых процессов, установлению рациональных режимов труда и отдыха, улучшению морально-психологического климата, условий труда и повышению работоспособности человека, осуществляет контроль за их выполнением.

11. Анализирует причины текучести кадров, подбор и их расстановку, исходя из требований организации труда и управления производством, разрабатывает предложения по обеспечению стабильности кадров, принятию необходимых мер по адаптации работников.

12. Принимает участие в формировании трудовых коллективов, в проектировании систем организации труда (организации рабочего времени, рационализации рабочих мест) с учетом психологических факторов и эргономических требований.

13. Консультирует руководителей предприятия, учреждения, организации по социально-психологическим проблемам управления производством и социального развития коллектива, а также работников, занимающихся кадровыми и трудовыми вопросами.

14. Соблюдает Правила внутреннего трудового распорядка и иные локальные нормативные акты организации.

15. Соблюдает внутренние правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

16. Обеспечивает соблюдение чистоты и порядка на своем рабочем месте,

17. Выполняет в рамках трудового договора распоряжения работников, которым он подчинен согласно настоящей инструкции.

3. Права психолога

Психолог имеет право:

1. Вносить на рассмотрение директора организации предложения:

  • по совершенствованию работы связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями,
  • о поощрении подчиненных ему отличившихся работников,
  • о привлечении к материальной и дисциплинарной ответственности подчиненных ему работников, нарушивших производственную и трудовую дисциплину.

2. Запрашивать от структурных подразделений и работников организации информацию, необходимую ему для выполнения своих должностных обязанностей.

3. Знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.

4. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности.

5. Требовать от руководства организации оказания содействия, в том числе обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

6. Иные права, установленные действующим трудовым законодательством.

4. Ответственность психолога

Психолог несет ответственность в следующих случаях:

1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, установленных трудовым законодательством Российской Федерации.

2. За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, — в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

3. За причинение материального ущерба организации – в пределах, установленных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция психолога — образец 2019 года. Должностные обязанности психолога, права психолога, ответственность психолога.

Источник: https://hr-portal.info/job-description/dolzhnostnaja-instrukcija-psiholog

Должностная инструкция психологу

Пример типовой должностной инструкции психолога
Наименование организации УТВЕРЖДАЮДОЛЖНОСТНАЯ Наименование должностиИНСТРУКЦИЯ руководителя организации_________ N ___________ Подпись Расшифровка подписиМесто составления ДатаПСИХОЛОГУ

1. Психолог относится к категории специалистов, принимается на работу и увольняется с работы приказом руководителя организации.

2. На должность психолога назначается лицо, имеющее высшее образование по специальностям «Психология», «Медико-психологическое дело», «Практическая психология», «Практическая психология.

Дополнительная специальность» и направлениям специальностей «Социальная работа (социально-психологическая деятельность)», «Социальная поддержка. Практическая психология», «Дошкольное образование. Практическая психология», «Начальное образование.

Практическая психология» без предъявления требований к стажу работы.

3. В своей деятельности психолог руководствуется:

— нормативными документами по вопросам выполняемой работы;

— методическими материалами, касающимися соответствующих вопросов;

— уставом организации;

— правилами трудового распорядка;

— приказами и распоряжениями директора организации (непосредственного руководителя);

— настоящей должностной инструкцией.

4. Психолог должен знать:

— нормативные правовые акты и другие методические материалы по вопросам психологии, профессиональных отношений, профориентации, профпригодности;

— общую психологию;

— социальную, детскую и возрастную психологию, психологию развития, педагогическую психологию, психологию семейных отношений;

— конфликтологию, кризисную психологию; медицинскую (клиническую) психологию;

— психиатрию;

— основы пато- и нейропсихологии, сексологии;

— психофизиологию;

— дефектологию;

— социально-психологические аспекты помощи инвалидам, лицам пенсионного возраста, другим категориям граждан;

— эргономику, основы физиологии и гигиены труда;

— принципы и методы анализа трудовой деятельности;

— психологические аспекты управления производством и обучения трудовой деятельности;

— методы активного общения и обучения, социально-психологические тренинги общения;

— современные методы индивидуальной и групповой профессиональной консультации;

— особенности диагностики и коррекции психического развития, эмоциональных состояний, психологического климата в детском и взрослом коллективах, особенности психологической реабилитации в детском и взрослом коллективах;

— коррекцию аномального развития личности;

— методы оказания психологической помощи людям в экстремальных и кризисных ситуациях, а также при остром, затяжном и хроническом воздействии на них различных стрессовых факторов;

— методы статистического анализа данных;

— особенности компьютерной обработки результатов массовых обследований;

— передовой опыт работы психологов;

— основы экономики, организации производства, труда и управления;

— основы законодательства о труде;

— правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

5. Во время отсутствия психолога его обязанности выполняет в установленном порядке назначаемый заместитель, несущий полную ответственность за их надлежащее исполнение.

2. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

6. Для выполнения возложенных на него функций психолог обязан:

6.1.

Осуществлять профессиональную деятельность, направленную на оказание психологической помощи различным категориям граждан (пожилым людям, детям и взрослым с ограниченными возможностями, в том числе с особенностями психофизического развития, лицам, оказавшимся в экстремальных (стихийные бедствия, террористические акты, катастрофы) и других кризисных ситуациях (подвергшихся физическому и сексуальному насилию, безработным, ВИЧ-инфицированным, тяжело и длительно болеющим и т.д.), как индивидуально, так и в конкретных социальных коллективах (семья, производство, учеба и т.д.).

6.2. Осуществлять консультативную, методическую, научно-практическую, исследовательскую, педагогическую, информационно-библиографическую деятельность.

6.3. Изучать достижения научной и практической психологии, содействовать их использованию в практической работе.

6.4. Разрабатывать методы, способствующие личностному росту и самореализации личности.

6.5. Планировать и проводить необходимые психологические измерения и тестирование, обработку результатов.

6.6. Анализировать и давать экспертные оценки состояний и отдельных психических функций человека.

6.7. Предлагать и внедрять рекомендации по оптимизации процессов трудовой и учебной деятельности, условий труда, быта и отдыха людей.

6.8. Содействовать повышению эффективности работы системы органов массовой информации.

6.9. Вести наблюдения индивидов и коллективов, составлять анкеты, вопросники и т.д.

6.10. Выполнять исследования по оптимизации психологического климата в социальных коллективах, изучать проблемы адаптации личности к различным условиям и режимам жизнедеятельности.

6.11. Заниматься социальным тренингом, вести информационно-просветительскую, психопрофилактическую работу среди детей, подростков, взрослых граждан, семей, трудовых коллективов.

6.12. Реализовывать программы по развитию способностей детей, в том числе с ограничениями и особенностями психофизического развития, формированию психологических знаний и умений эффективной личности, обучению развивающимся отношениям, конструктивному решению деловых и межличностных конфликтов.

6.13. Решать психологические задачи руководства трудовыми коллективами, способствовать совершенствованию подбора и расстановки кадров, повышению качества профессиональной подготовки, давать рекомендации по внедрению новых средств и способов производства.

6.14. Разрабатывать и апробировать в пределах предоставленных прав и полномочий новые диагностические и психокоррекционные методики и программы, взаимодействовать с медико-психолого-педагогическими и диагностическими центрами, учреждениями подготовки, переподготовки и повышения квалификации психологов.

6.15. Вести документацию по установленной форме и использовать ее по назначению.

6.16. Обеспечивать конфиденциальность сведений, которые могут скомпрометировать клиентов или быть использованы против их интересов, за исключением случаев, когда положения законодательства обязывают сообщать о полученной информации, при этом заинтересованная сторона должна быть поставлена в известность.

3. ПРАВА

7. Психолог имеет право:

7.1. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности.

7.2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей инструкцией.

7.3. Получать от руководителей структурных подразделений, специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

7.4. Привлекать специалистов всех структурных подразделений организации для решения возложенных на него обязанностей (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет — с разрешения руководителя организации).

7.5. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

7.6. Принимать участие в обсуждении вопросов охраны труда, выносимых на рассмотрение собраний (конференций) трудового коллектива (профсоюзной организации).

4. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ (СВЯЗИ ПО ДОЛЖНОСТИ)

8. Психолог подчиняется _____________________________________________. 9.

Психолог взаимодействует по вопросам, входящим в его компетенцию,с работниками следующих структурных подразделений организации: — с _________________________________________________________________:получает:__________________________________________________________________________;представляет:__________________________________________________________________________; — с _________________________________________________________________:получает:__________________________________________________________________________;представляет:__________________________________________________________________________.

5. ОЦЕНКА РАБОТЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

10. Работу психолога оценивает непосредственный руководитель (иное должностное лицо).

11. Психолог несет ответственность:

11.1. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией,- в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Республики Беларусь.

11.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Республики Беларусь.

11.3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством Республики Беларусь.

11.4. За несоблюдение правил и норм охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты — в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Республики Беларусь и локальных актов в _____________________.

Наименование должностируководителя структурногоподразделения _________ _______________________ Подпись Расшифровка подписиВизыС инструкцией ознакомлен _________ _______________________ Подпись Расшифровка подписи _______________________ Дата

КОММЕНТАРИЙ

Присвоение (снижение, лишение) квалификационных категорий служащим (вторая, первая) производится в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или нанимателем с учетом рекомендаций аттестационной комиссии, если иное не установлено законодательством.»

Источник: https://belforma.net/%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%B8/%D0%94%D0%BE%D0%BB%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F/%D0%94%D0%BE%D0%BB%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D1%83

Пример типовой должностной инструкции психолога

Пример типовой должностной инструкции психолога

Психолог в компании — это сотрудник, который отвечает за душевный мир работников. Он должен способствовать тому, чтобы они сохраняли положительный субъективный настрой в ходе своей деятельности на предприятии. Также он обязан следить за микроклиматом в коллективе и принимать меры по его улучшению.

Общие положения инструкции

Общие положения должностной инструкции психолога включают предписания базового характера, которые относятся к выполнению данным сотрудникам своих функций. Они размещаются в начале инструкции. Эти общие положения включают следующий перечень:

  • психолог включен в категорию специалистов;
  • назначение психолога на должность осуществляется директором предприятия, который издает соответствующий приказ;
  • освобождение психолога от должности происходит в порядке, аналогичном приведенному в предыдущем пункте;
  • психолог находится в подчинении либо в руководителя компании, в которой он работает, либо у руководителя структурного подразделения, занимающегося кадрами;
  • при работе в компании психолог принимает во внимание следующие нормативные документы:
    • законодательные акты Российской Федерации и данного субъекта;
    • устав данной организации и иные локальные правовые акты;
    • предписания вышестоящих сотрудников компании, включая распоряжения, приказы и предписания;
    • правила внутреннего трудового распорядка;
    • саму данную инструкцию.

Если психолог отсутствует на своем рабочем месте по тем или иным причинам, в компании назначается лицо, которое временно исполняет его обязанности. Такая должность может быть прямо не указана, в таком случае заместитель назначается решением директора.

Обязанности и задачи

Психолог выполняет весьма широкий круг обязанностей, поскольку психологические потребности сотрудников любой компании весьма разнообразны. В частности он должен:

  • оценивать влияние факторов как психологического, так и экономического и организационного характера на работу сотрудников с целью улучшить ее результаты;
  • определять важнейшие проблемы на предприятии (в частности, низкую эффективность труда, невысокую дисциплину, значительный уровень текучести кадров) и предлагать шаги по их решению;
  • разрабатывать рекомендации в отношении определенных сотрудников по оптимальному использованию их потенциала предприятием;
  • составлять мероприятия, нацеленные на рост производительности труда и участвовать в их реализации;
  • способствовать адаптации в компании молодых сотрудников и новичков;
  • создавать методики, служащие для оценки психологического климата в компании и её организационной культуры и практикуемых стилей управления и использовать эти методики в оценке с доведением её результатов до руководства;
  • участвовать в мероприятиях, нацеленных на улучшение психологического климата на предприятии;
  • участвовать в создании корпоративной культуры и её эффективном доведении до прочих сотрудников;
  • давать лицам, возглавляющим структурные подразделения компании, рекомендации относительно нюансов психологии, в том числе переговоров, рекламы, управления;
  • выбирать надлежащие методы диагностики персонала предприятия и осуществлять диагностику на практике;
  • анализировать обратную связь, поступившую после проведения различных мероприятий;
  • выполнять поручения руководителей в рамах своей компетенции.

Еще одна обязанность психолога — проведение собеседований. Оговаривается, что от него требуется беседовать не только с лицами, нанимающимися на предприятие, но и с теми, кто с него увольняется. Сотрудник обязан помочь таким работникам покинуть предприятие без каких-либо психологических травм.

Требования к специалисту

Требования к психологу могут быть различными. Их уровень зависит от характера предстоящей ему деятельности. Таким образом, в инструкциях конкретных организаций могут быть указаны критерии, оптимальные именно для них.

При этом в типовой должностной инструкции предусмотрено, что психологом может стать лицо, которое окончило высшее учебное заведение по специальности психолог и проработало на аналогичной должности два года.

Также для психолога установлена необходимость иметь достаточное представление о:

  • законодательстве, регулирующем его сферу деятельности;
  • локальных правовых актах, содержащих предписания относительно его работы на предприятии;
  • методических материалах, относящихся к управлению кадрами;
  • стратегии и политике компании в области кадровой работы;
  • базовой психологии, в том числе общей, социальной и психологии труда;
  • деятельности по профориентации;
  • психологическом консультировании.

Документы для скачивания (бесплатно)

  • Должностная инструкция психолога

Какими личностными качествами должен обладать психолог

Набор личностных качеств, которыми желательно обладать психологу, включает следующие:

  • эмпатия, способность погрузиться в мир другого человека;
  • толерантность или терпимость;
  • большой объем знаний, эрудиция;
  • стремление к анализу;
  • общая тактичность и деликатность;
  • стрессоустойчивость и эмоциональная стабильность;
  • умение наблюдать.

Ответственность и права

Психолог несет ответственность, которая в стандартном случае может носить материальный и дисциплинарный характер. Она наступает в случае:

  • невыполнения обязанностей, установленных для данного специалиста либо же выполнения их ненадлежащим образом, в частности если он выполняет их несвоевременно или халатным образом;
  • нарушения существующих на предприятии предписаний, включая инструкции, а также распоряжения и приказы руководства;
  • действий, которые привели к раскрытию конфиденциальных данных или коммерческой тайны ненадлежащим лицам;
  • несоблюдения правил трудового распорядка, норм дисциплины, предписаний техники безопасности.

Помимо этого, психолог несет ответственность в общем порядке при нарушении в ходе трудовой деятельности административного или уголовного законодательства. Она наступает согласно соответствующему кодексу.

Права психолога включают:

  • доступ к решениям, которые касаются сферы, за которую он несет ответственность;
  • составление и последующее представление руководству проектов решений по улучшению работы компании в области, определенной данной инструкцией;
  • информирование непосредственного руководителя об обнаруженных недостатках и внесения предложений относительно мер по их устранению;
  • подача запроса на получение сведений и документов, требуемых для выполнения своих функций;
  • требование содействия от вышестоящих работников при выполнении своих функций.

Преимущества и недостатки профессии

Среди плюсов профессии психолога имеет смысл выделить:

  • ее безусловную востребованность, соискатель, окончивший вуз по данному направлению, всегда отыщет себе работу;
  • офисный характер работы, психологу не приходится трудиться в опасных условиях.

Часто выделяют ещё одно преимущество: психолог может помочь и себе самому справиться с проблемами данного плана. Однако стоит оговорить, что, если эта мотивация при выборе подобной работы становится основной, это не слишком хороший знак для психолога, да и для организации. Желательно, чтобы она была второстепенной.

Минусы данной специальности включают:

  • эмоциональное выгорание, психологический аппарат сотрудника, слишком долго работающего психологом, в конечном итоге изнашивается;
  • средняя зарплата для большинства психологов, это массовая профессия и те, кто выбрал её, но не смог пробиться в меньшинство настоящих профи, много получать не будут.

О том как продиагностировать себя смотрите видео опытного психолога.

Поделитесь с друзьями в соц.сетях

Источник: https://investim.info/primer-tipovoy-dolzhnostnoy-instrukcii-psihologa/

Основные правила составления должностной инструкции педагога-психолога

Пример типовой должностной инструкции психолога

Ни одно образовательное учреждение не обходится без педагога-психолога, поскольку такой работник помогает детям адаптироваться к учебной среде, а учителям – наладить взаимоотношения с детьми в процессе обучения в детском саду или школе. После принятия специалиста на работу руководство должно ознакомить его с должностной инструкцией педагога-психолога.

О том, что содержит в себе этот документ, читайте в нашей статье.

Как составить: общие положения

В первом разделе должностной инструкции педагога-психолога в школе или другом образовательном учреждении рекомендуется подробно прописать следующие моменты:

  • должность относится к категории специалистов (педагогических работников);
  • педагог-психолог подчиняется своему непосредственному руководителю (c указанием должности и ФИО конкретного лица);
  • работник принимается на работу и увольняется с нее на основании приказа директора образовательного учреждения.

Требований к стажу работы педагога-психолога зачастую не предъявляется, однако образование специалиста должно быть высшим или средним по направлению подготовки «Педагогика и психология» либо непрофильным с дополнительным профобразованием по соответствующему направлению.

По должностной инструкции педагога-психолога в ДОУ и школе в соответствии с ФГОС (по профстандарту), на эту работу должен быть назначен гражданин, который:

  • не лишен права быть педагогом в соответствии с судебным приговором;
  • не имеет судимости, и в отношении него было уголовного преследования по ряду составов преступлений из УК РФ;
  • не имеет неснятой или непогашенной судимости за тяжкие преступления и особой тяжести, совершенные умышленно;
  • является полностью дееспособным;
  • не имеет заболеваний, включенных в официальный перечень болезней, запрещающих работать с людьми (и, тем более, детьми).

Деятельность педагога-психолога разнообразна, поэтому в основных положениях инструкции необходимо перечислить все нормативные акты и положения, которые он должен знать и которыми ему следует руководствоваться. Вот некоторые из них:

  • трудовое законодательство и законы об образовательной деятельности;
  • сведения о профориентации, занятости обучающихся, воспитанников и их социальной защите;
  • Декларация прав и свобод человека и Конвенция о правах ребенка;
  • общая и педагогическая психология, их различные направления;
  • основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики;
  • методы диагностики причин конфликтов, их профилактики и разрешения;
  • техники и приемы работы с обучающимися, воспитанниками, имеющими ограниченные возможности здоровья и другие.

Как и любой другой работник, педагог-психолог должен знать нормативные документы, регулирующие охрану труда, пожарную безопасность, здравоохранение и правила внутреннего трудового распорядка учреждения.

Должностные обязанности: на что имеет право педагог-психолог и его ответственность

В обязанности педагога-психолога входит несколько важных моментов. задача специалиста – это рассмотрение вопросов и принятие решений строго в рамках профессиональной компетенции. Иными словами, он должен решать только те проблемы, которые решаются при помощи психологии (в теории и на практике).

Педагог-психолог обязан:

  • работать над сохранением психического, соматического и социального благополучия учащихся во время учебного процесса;
  • способствовать гармонизации внутри учреждения и не допускать усугубления конфликтов;
  • определять факторы, которые препятствуют развитию детей, и принимать меры по оказанию психологической помощи нужного вида;
  • проводить психологическую диагностику;
  • составлять психолого-педагогические заключения;
  • участвовать в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности, учитывая особенности учеников;
  • психологически поддерживать творчески одаренных учащихся и содействовать их развитию и поиску;
  • определять степень физических, умственных и эмоциональных отклонений в развитии детей с дальнейшим проведением психолого-педагогическую коррекции;
  • формировать психологическую культуру учеников, других педагогов и родителей, в том числе полового воспитания.

Права педагога-психолога сводятся к основным правомочиям работника:

  • знакомиться с теми проектами решений руководителя, которые касаются его работы;
  • вносить предложения по улучшению своей деятельности и замечания по работе других специалистов, давать рекомендации по устранению недостатков в ней;
  • запрашивать у других сотрудников нужные для выполнения обязанностей любые документы и информацию;
  • привлекать специалистов их других подразделений учреждения (с разрешения руководства);
  • требовать от руководителя совершенствования условий своей работы, организации нормального и комфортного рабочего места.

Раздел «Ответственность» в должностной инструкции педагога-психолога является обязательным, ведь деятельность педагога-психолога подразумевает активную работу с людьми (в том числе несовершеннолетними).

К работнику могут применяться следующие виды ответственности:

  • дисциплинарная (трудовое законодательство);
  • гражданская (ТК РФ и ГК РФ);
  • административная (КоАП РФ);
  • уголовная (УК РФ).

Типовая

Шаблон типовой инструкции педагога-психолога находится здесь: https://yadi.sk/d/Uy25aYPv3Uafdg

В школе

Должностные обязанности сотрудников школ выглядят так: https://yadi.sk/i/x2E4BLm93Uafjn

В доу

В детском саду может быть использована инструкция следующего типа: https://yadi.sk/i/ty-cAu0e3Uafor

Таким образом, должностная инструкция данного работника почти не отличается от тех, что должны приниматься для любых педагогов, но специфика работы (связанная с психологией) в ней должна быть отражена в полной мере.

Источник: https://specworkgid.com/baza-znanij/info/dokumenty/obrazcy-instrukcij/dolzhnostnye/pedagoga-psixologa.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.