Пример типовой должностной инструкции психолога
Должностная инструкция психолога
Скачать должностную инструкцию
психолога (.doc, 65КБ)
- Психолог относится к категории специалистов.
- На должность:
- психолога назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (психологическое) образование без предъявления требований к стажу работы;
- психолога II категории — лицо, имеющее высшее профессиональное (психологическое) образование и стаж работы в должности психолога не менее 3 лет;
- психолога I категории — лицо, имеющее высшее профессиональное (психологическое) образование и стаж работы в должности психолога II категории не менее 3 лет.
- Назначение на должность психолога и освобождение от нее производится приказом директора предприятия по представлению начальника отдела организации и оплаты труда.
- Психолог должен знать:
- 4.1. Постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы, относящиеся к вопросам практической психологии.
- 4.2. Психологию труда и управления, инженерную и социальную психологию.
- 4.3. Методы изучения психологических особенностей трудовой деятельности работников.
- 4.4. Технические средства, применяемые при изучении условий труда.
- 4.5. Передовой отечественный и зарубежный опыт работы психологов.
- 4.6. Основы технологии производства.
- 4.7. Основы экономики, организации производства, труда и управления.
- 4.8. Основы профориентационной работы.
- 4.10. Законодательство о труде.
- 4.11. Правила внутреннего трудового распорядка.
- 4.12. Правила и нормы охраны труда.
- Психолог подчиняется непосредственно начальнику отдела организации и оплаты труда.
- На время отсутствия психолога (отпуск, болезнь, командировка, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора предприятия, которое несет ответственность за их надлежащее исполнение.
Психолог:
- Изучает влияние психологических, экономических и организационных факторов производства на трудовую деятельность работников предприятия в целях разработки мероприятий по улучшению их условий труда и повышения эффективности работы.
- Выполняет работу по составлению проектов планов и программ социального развития, определению психологических факторов, оказывающих влияние на работающих.
- Проводит совместно с физиологом обследования индивидуальных качеств работников, особенностей трудовой деятельности рабочих и служащих различных профессий и специальностей, а также связанные с профессиональным подбором, проверкой психологических условий труда, выявлением интересов и склонностей, удовлетворенностью трудом.
- Участвует в экспериментах по определению влияния условий труда на психику работающих.
- Анализирует трудовые процессы и психологическое состояние работника во время его работы.
- Совместно с социологом и другими специалистами предприятия участвует в определении задач социального развития.
- Осуществляет выбор наиболее актуальных вопросов и проблем, требующих решения (текучесть кадров, нарушения трудовой дисциплины, малоэффективный труд), определяет пути устранения причин, их вызывающих.
- Разрабатывает профессиограммы и детальные психологические характеристики профессий рабочих и должностей служащих, определяемые влиянием производственной среды на нервно-психическое напряжение работающего, дает рекомендации относительно условий оптимального использования личных трудовых возможностей человека с учетом перспективы развития его профессиональных способностей.
- Участвует в осуществлении мер по производственной и профессиональной адаптации молодых специалистов и рабочих.
- Подготавливает рекомендации и предложения по внедрению результатов психологических исследований в производственную практик, а также мероприятия по конкретным направлениям совершенствования управления социальным развитием, способствующие организации оптимальных трудовых процессов, установлению рациональных режимов труда и отдыха, улучшению морально-психологического климата, условий труда и повышению работоспособности человека, осуществляет контроль за их выполнением.
- Анализирует причины текучести кадров, подбор и их расстановку, исходя из требований организации труда и управления производством, разрабатывает предложения по обеспечению стабильности кадров, принятию необходимых мер по адаптации работников.
- Принимает участие в формировании трудовых коллективов, в проектировании систем организации труда (организации рабочего времени, рационализации рабочих мест) с учетом психологических факторов и эргономических требований.
- Консультирует руководителей предприятия по социально-психологическим проблемам управления производством и социального развития коллектива, а также работников, занимающихся кадровыми и трудовыми вопросами.
- Выполняет отдельные служебные поручения своего непосредственного руководителя.
III. Права
Психолог имеет право:
- Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.
- Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.
- В пределах своей компетенции сообщать своему непосредственному руководителю о всех выявленных в процессе своей деятельности недостатках и вносить предложения по их устранению.
- Запрашивать лично или по поручению руководства предприятия от руководителей подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
- Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет — то с разрешения руководителя организации).
- Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении им его должностных прав и обязанностей.
IV. Ответственность
Психолог несет ответственность:
- За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
- За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
- За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Источник: https://www.rabotka.ru/job_description/295.php
Должностные обязанности психолога
1) Должностные обязанности. Изучает влияние психологических, экономических и организационных факторов производства на трудовую деятельность работников предприятия, учреждения, организации в целях разработки мероприятий по улучшению их условий труда и повышения эффективности работы.
Выполняет работу по составлению проектов планов и программ социального развития, определению психологических факторов, оказывающих влияние на работающих.
Проводит совместно с физиологом обследования индивидуальных качеств работников, особенностей трудовой деятельности рабочих и служащих различных профессий и специальностей, а также связанные с профессиональным подбором, проверкой психологических условий труда, выявлением интересов и склонностей, удовлетворенностью трудом.
Участвует в экспериментах по определению влияния условий труда на психику работающих. Анализирует трудовые процессы и психологическое состояние работника во время работы. Совместно с социологом и другими специалистами участвует в определении задач социального развития.Осуществляет выбор наиболее актуальных вопросов и проблем, требующих решения (текучесть кадров, нарушения трудовой дисциплины, малоэффективный труд), определяет пути устранения причин, их вызывающих.
Разрабатывает профессиограммы и детальные психологические характеристики профессий рабочих и должностей служащих, определяемые влиянием производственной среды на нервно-психическое напряжение работающего, дает рекомендации относительно условий оптимального использования личных трудовых возможностей человека с учетом перспективы развития его профессиональных способностей. Участвует в осуществлении мер по производственной и профессиональной адаптации молодых рабочих и специалистов. Подготавливает рекомендации и предложения по внедрению результатов психологических исследований в практику, а также мероприятия по конкретным направлениям совершенствования управления социальным развитием, способствующие организации оптимальных трудовых процессов, установлению рациональных режимов труда и отдыха, улучшению морально-психологического климата, условий труда и повышению работоспособности человека, осуществляет контроль за их выполнением. Анализирует причины текучести кадров, подбор и их расстановку, исходя из требований организации труда и управления производством, разрабатывает предложения по обеспечению стабильности кадров, принятию необходимых мер по адаптации работников. Принимает участие в формировании трудовых коллективов, в проектировании систем организации труда (организации рабочего времени, рационализации рабочих мест) с учетом психологических факторов и эргономических требований. Консультирует руководителей предприятия, учреждения, организации по социально-психологическим проблемам управления производством и социального развития коллектива, а также работников, занимающихся кадровыми и трудовыми вопросами.
Психолог должен знать
2) Психолог при выполнении своих должностных обязанностей должен знать: постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы, относящиеся к вопросам практической психологии; психологию труда и управления, инженерную и социальную психологию; методы изучения психологических особенностей трудовой деятельности работников; технические средства, применяемые при изучении условий труда; передовой отечественной и зарубежный опыт работы психологов; основы технологии производства; основы экономики, организации производства, труда и управления; основы профориентационной работы; законодательство о труде; правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы охраны труда.
Требования к квалификации психолога
3) Требования к квалификации.
Психолог I категории: высшее профессиональное (психологическое) образование и стаж работы в должности психолога II категории не менее 3 лет.
Психолог II категории: высшее профессиональное (психологическое) образование и стаж работы в должности психолога не менее 3 лет.
Психолог: высшее профессиональное (психологическое) образование без предъявления требований к стажу работы.
1. Общие положения
1. Психолог относится к категории специалистов.
2. Психолог I категории: высшее профессиональное (психологическое) образование и стаж работы в должности психолога II категории не менее 3 лет.
- Психолог II категории: высшее профессиональное (психологическое) образование и стаж работы в должности психолога не менее 3 лет.
- Психолог: высшее профессиональное (психологическое) образование без предъявления требований к стажу работы.
3. Психолог принимается на должность и освобождается от должности директором организации.
4. Психолог должен знать:
- постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы, относящиеся к вопросам практической психологии;
- психологию труда и управления, инженерную и социальную психологию;
- методы изучения психологических особенностей трудовой деятельности работников;
- технические средства, применяемые при изучении условий труда;
- передовой отечественной и зарубежный опыт работы психологов;
- основы технологии производства;
- основы экономики, организации производства, труда и управления;
- основы профориентационной работы;
- законодательство о труде;
- правила внутреннего трудового распорядка;
- правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
5. В своей деятельности психолог руководствуется:
- законодательством РФ,
- Уставом организации,
- приказами и распоряжениями работников, которым он подчинен согласно настоящей инструкции,
- настоящей должностной инструкцией,
- Правилами внутреннего трудового распорядка организации.
6. Психолог подчиняется непосредственно начальнику отдела кадров.
7. На время отсутствия психолога (командировка, отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное директором организации в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права, обязанности и несет ответственность за исполнение возложенных на него обязанностей.
Психолог:
1. Изучает влияние психологических, экономических и организационных факторов производства на трудовую деятельность работников предприятия, учреждения, организации в целях разработки мероприятий по улучшению их условий труда и повышения эффективности работы.
2. Выполняет работу по составлению проектов планов и программ социального развития, определению психологических факторов, оказывающих влияние на работающих.
3. Проводит совместно с физиологом обследования индивидуальных качеств работников, особенностей трудовой деятельности рабочих и служащих различных профессий и специальностей, а также связанные с профессиональным подбором, проверкой психологических условий труда, выявлением интересов и склонностей, удовлетворенностью трудом.
4. Участвует в экспериментах по определению влияния условий труда на психику работающих.
5. Анализирует трудовые процессы и психологическое состояние работника во время работы.
6. Совместно с социологом и другими специалистами участвует в определении задач социального развития.
7. Осуществляет выбор наиболее актуальных вопросов и проблем, требующих решения (текучесть кадров, нарушения трудовой дисциплины, малоэффективный труд), определяет пути устранения причин, их вызывающих.8. Разрабатывает профессиограммы и детальные психологические характеристики профессий рабочих и должностей служащих, определяемые влиянием производственной среды на нервно-психическое напряжение работающего, дает рекомендации относительно условий оптимального использования личных трудовых возможностей человека с учетом перспективы развития его профессиональных способностей.
9. Участвует в осуществлении мер по производственной и профессиональной адаптации молодых рабочих и специалистов.
10.
Подготавливает рекомендации и предложения по внедрению результатов психологических исследований в практику, а также мероприятия по конкретным направлениям совершенствования управления социальным развитием, способствующие организации оптимальных трудовых процессов, установлению рациональных режимов труда и отдыха, улучшению морально-психологического климата, условий труда и повышению работоспособности человека, осуществляет контроль за их выполнением.
11. Анализирует причины текучести кадров, подбор и их расстановку, исходя из требований организации труда и управления производством, разрабатывает предложения по обеспечению стабильности кадров, принятию необходимых мер по адаптации работников.
12. Принимает участие в формировании трудовых коллективов, в проектировании систем организации труда (организации рабочего времени, рационализации рабочих мест) с учетом психологических факторов и эргономических требований.
13. Консультирует руководителей предприятия, учреждения, организации по социально-психологическим проблемам управления производством и социального развития коллектива, а также работников, занимающихся кадровыми и трудовыми вопросами.
14. Соблюдает Правила внутреннего трудового распорядка и иные локальные нормативные акты организации.
15. Соблюдает внутренние правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.16. Обеспечивает соблюдение чистоты и порядка на своем рабочем месте,
17. Выполняет в рамках трудового договора распоряжения работников, которым он подчинен согласно настоящей инструкции.
3. Права психолога
Психолог имеет право:
1. Вносить на рассмотрение директора организации предложения:
- по совершенствованию работы связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями,
- о поощрении подчиненных ему отличившихся работников,
- о привлечении к материальной и дисциплинарной ответственности подчиненных ему работников, нарушивших производственную и трудовую дисциплину.
2. Запрашивать от структурных подразделений и работников организации информацию, необходимую ему для выполнения своих должностных обязанностей.
3. Знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.
4. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности.
5. Требовать от руководства организации оказания содействия, в том числе обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.
6. Иные права, установленные действующим трудовым законодательством.
4. Ответственность психолога
Психолог несет ответственность в следующих случаях:
1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, установленных трудовым законодательством Российской Федерации.
2. За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, — в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
3. За причинение материального ущерба организации – в пределах, установленных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Должностная инструкция психолога — образец 2019 года. Должностные обязанности психолога, права психолога, ответственность психолога.Источник: https://hr-portal.info/job-description/dolzhnostnaja-instrukcija-psiholog
Должностная инструкция психологу
Наименование организации УТВЕРЖДАЮДОЛЖНОСТНАЯ Наименование должностиИНСТРУКЦИЯ руководителя организации_________ N ___________ Подпись Расшифровка подписиМесто составления ДатаПСИХОЛОГУ
1. Психолог относится к категории специалистов, принимается на работу и увольняется с работы приказом руководителя организации.
2. На должность психолога назначается лицо, имеющее высшее образование по специальностям «Психология», «Медико-психологическое дело», «Практическая психология», «Практическая психология.
Дополнительная специальность» и направлениям специальностей «Социальная работа (социально-психологическая деятельность)», «Социальная поддержка. Практическая психология», «Дошкольное образование. Практическая психология», «Начальное образование.
Практическая психология» без предъявления требований к стажу работы.
3. В своей деятельности психолог руководствуется:
— нормативными документами по вопросам выполняемой работы;
— методическими материалами, касающимися соответствующих вопросов;
— уставом организации;
— правилами трудового распорядка;
— приказами и распоряжениями директора организации (непосредственного руководителя);
— настоящей должностной инструкцией.
4. Психолог должен знать:
— нормативные правовые акты и другие методические материалы по вопросам психологии, профессиональных отношений, профориентации, профпригодности;
— общую психологию;
— социальную, детскую и возрастную психологию, психологию развития, педагогическую психологию, психологию семейных отношений;
— конфликтологию, кризисную психологию; медицинскую (клиническую) психологию;
— психиатрию;
— основы пато- и нейропсихологии, сексологии;
— психофизиологию;
— дефектологию;
— социально-психологические аспекты помощи инвалидам, лицам пенсионного возраста, другим категориям граждан;
— эргономику, основы физиологии и гигиены труда;
— принципы и методы анализа трудовой деятельности;
— психологические аспекты управления производством и обучения трудовой деятельности;
— методы активного общения и обучения, социально-психологические тренинги общения;
— современные методы индивидуальной и групповой профессиональной консультации;
— особенности диагностики и коррекции психического развития, эмоциональных состояний, психологического климата в детском и взрослом коллективах, особенности психологической реабилитации в детском и взрослом коллективах;
— коррекцию аномального развития личности;
— методы оказания психологической помощи людям в экстремальных и кризисных ситуациях, а также при остром, затяжном и хроническом воздействии на них различных стрессовых факторов;
— методы статистического анализа данных;
— особенности компьютерной обработки результатов массовых обследований;
— передовой опыт работы психологов;
— основы экономики, организации производства, труда и управления;
— основы законодательства о труде;
— правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.
5. Во время отсутствия психолога его обязанности выполняет в установленном порядке назначаемый заместитель, несущий полную ответственность за их надлежащее исполнение.
2. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
6. Для выполнения возложенных на него функций психолог обязан:
6.1.
Осуществлять профессиональную деятельность, направленную на оказание психологической помощи различным категориям граждан (пожилым людям, детям и взрослым с ограниченными возможностями, в том числе с особенностями психофизического развития, лицам, оказавшимся в экстремальных (стихийные бедствия, террористические акты, катастрофы) и других кризисных ситуациях (подвергшихся физическому и сексуальному насилию, безработным, ВИЧ-инфицированным, тяжело и длительно болеющим и т.д.), как индивидуально, так и в конкретных социальных коллективах (семья, производство, учеба и т.д.).
6.2. Осуществлять консультативную, методическую, научно-практическую, исследовательскую, педагогическую, информационно-библиографическую деятельность.
6.3. Изучать достижения научной и практической психологии, содействовать их использованию в практической работе.
6.4. Разрабатывать методы, способствующие личностному росту и самореализации личности.
6.5. Планировать и проводить необходимые психологические измерения и тестирование, обработку результатов.
6.6. Анализировать и давать экспертные оценки состояний и отдельных психических функций человека.
6.7. Предлагать и внедрять рекомендации по оптимизации процессов трудовой и учебной деятельности, условий труда, быта и отдыха людей.
6.8. Содействовать повышению эффективности работы системы органов массовой информации.6.9. Вести наблюдения индивидов и коллективов, составлять анкеты, вопросники и т.д.
6.10. Выполнять исследования по оптимизации психологического климата в социальных коллективах, изучать проблемы адаптации личности к различным условиям и режимам жизнедеятельности.
6.11. Заниматься социальным тренингом, вести информационно-просветительскую, психопрофилактическую работу среди детей, подростков, взрослых граждан, семей, трудовых коллективов.
6.12. Реализовывать программы по развитию способностей детей, в том числе с ограничениями и особенностями психофизического развития, формированию психологических знаний и умений эффективной личности, обучению развивающимся отношениям, конструктивному решению деловых и межличностных конфликтов.
6.13. Решать психологические задачи руководства трудовыми коллективами, способствовать совершенствованию подбора и расстановки кадров, повышению качества профессиональной подготовки, давать рекомендации по внедрению новых средств и способов производства.
6.14. Разрабатывать и апробировать в пределах предоставленных прав и полномочий новые диагностические и психокоррекционные методики и программы, взаимодействовать с медико-психолого-педагогическими и диагностическими центрами, учреждениями подготовки, переподготовки и повышения квалификации психологов.
6.15. Вести документацию по установленной форме и использовать ее по назначению.
6.16. Обеспечивать конфиденциальность сведений, которые могут скомпрометировать клиентов или быть использованы против их интересов, за исключением случаев, когда положения законодательства обязывают сообщать о полученной информации, при этом заинтересованная сторона должна быть поставлена в известность.
3. ПРАВА
7. Психолог имеет право:
7.1. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности.
7.2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей инструкцией.
7.3. Получать от руководителей структурных подразделений, специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
7.4. Привлекать специалистов всех структурных подразделений организации для решения возложенных на него обязанностей (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет — с разрешения руководителя организации).7.5. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
7.6. Принимать участие в обсуждении вопросов охраны труда, выносимых на рассмотрение собраний (конференций) трудового коллектива (профсоюзной организации).
4. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ (СВЯЗИ ПО ДОЛЖНОСТИ)
8. Психолог подчиняется _____________________________________________. 9.
Психолог взаимодействует по вопросам, входящим в его компетенцию,с работниками следующих структурных подразделений организации: — с _________________________________________________________________:получает:__________________________________________________________________________;представляет:__________________________________________________________________________; — с _________________________________________________________________:получает:__________________________________________________________________________;представляет:__________________________________________________________________________.
5. ОЦЕНКА РАБОТЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
10. Работу психолога оценивает непосредственный руководитель (иное должностное лицо).
11. Психолог несет ответственность:
11.1. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией,- в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Республики Беларусь.
11.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Республики Беларусь.
11.3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством Республики Беларусь.
11.4. За несоблюдение правил и норм охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты — в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Республики Беларусь и локальных актов в _____________________.
Наименование должностируководителя структурногоподразделения _________ _______________________ Подпись Расшифровка подписиВизыС инструкцией ознакомлен _________ _______________________ Подпись Расшифровка подписи _______________________ Дата
КОММЕНТАРИЙ
Присвоение (снижение, лишение) квалификационных категорий служащим (вторая, первая) производится в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или нанимателем с учетом рекомендаций аттестационной комиссии, если иное не установлено законодательством.»
Источник: https://belforma.net/%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%B8/%D0%94%D0%BE%D0%BB%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F/%D0%94%D0%BE%D0%BB%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D1%83
Пример типовой должностной инструкции психолога
Психолог в компании — это сотрудник, который отвечает за душевный мир работников. Он должен способствовать тому, чтобы они сохраняли положительный субъективный настрой в ходе своей деятельности на предприятии. Также он обязан следить за микроклиматом в коллективе и принимать меры по его улучшению.
Общие положения инструкции
Общие положения должностной инструкции психолога включают предписания базового характера, которые относятся к выполнению данным сотрудникам своих функций. Они размещаются в начале инструкции. Эти общие положения включают следующий перечень:
- психолог включен в категорию специалистов;
- назначение психолога на должность осуществляется директором предприятия, который издает соответствующий приказ;
- освобождение психолога от должности происходит в порядке, аналогичном приведенному в предыдущем пункте;
- психолог находится в подчинении либо в руководителя компании, в которой он работает, либо у руководителя структурного подразделения, занимающегося кадрами;
- при работе в компании психолог принимает во внимание следующие нормативные документы:
- законодательные акты Российской Федерации и данного субъекта;
- устав данной организации и иные локальные правовые акты;
- предписания вышестоящих сотрудников компании, включая распоряжения, приказы и предписания;
- правила внутреннего трудового распорядка;
- саму данную инструкцию.
Если психолог отсутствует на своем рабочем месте по тем или иным причинам, в компании назначается лицо, которое временно исполняет его обязанности. Такая должность может быть прямо не указана, в таком случае заместитель назначается решением директора.
Обязанности и задачи
Психолог выполняет весьма широкий круг обязанностей, поскольку психологические потребности сотрудников любой компании весьма разнообразны. В частности он должен:
- оценивать влияние факторов как психологического, так и экономического и организационного характера на работу сотрудников с целью улучшить ее результаты;
- определять важнейшие проблемы на предприятии (в частности, низкую эффективность труда, невысокую дисциплину, значительный уровень текучести кадров) и предлагать шаги по их решению;
- разрабатывать рекомендации в отношении определенных сотрудников по оптимальному использованию их потенциала предприятием;
- составлять мероприятия, нацеленные на рост производительности труда и участвовать в их реализации;
- способствовать адаптации в компании молодых сотрудников и новичков;
- создавать методики, служащие для оценки психологического климата в компании и её организационной культуры и практикуемых стилей управления и использовать эти методики в оценке с доведением её результатов до руководства;
- участвовать в мероприятиях, нацеленных на улучшение психологического климата на предприятии;
- участвовать в создании корпоративной культуры и её эффективном доведении до прочих сотрудников;
- давать лицам, возглавляющим структурные подразделения компании, рекомендации относительно нюансов психологии, в том числе переговоров, рекламы, управления;
- выбирать надлежащие методы диагностики персонала предприятия и осуществлять диагностику на практике;
- анализировать обратную связь, поступившую после проведения различных мероприятий;
- выполнять поручения руководителей в рамах своей компетенции.
Еще одна обязанность психолога — проведение собеседований. Оговаривается, что от него требуется беседовать не только с лицами, нанимающимися на предприятие, но и с теми, кто с него увольняется. Сотрудник обязан помочь таким работникам покинуть предприятие без каких-либо психологических травм.
Требования к специалисту
Требования к психологу могут быть различными. Их уровень зависит от характера предстоящей ему деятельности. Таким образом, в инструкциях конкретных организаций могут быть указаны критерии, оптимальные именно для них.
При этом в типовой должностной инструкции предусмотрено, что психологом может стать лицо, которое окончило высшее учебное заведение по специальности психолог и проработало на аналогичной должности два года.
Также для психолога установлена необходимость иметь достаточное представление о:
- законодательстве, регулирующем его сферу деятельности;
- локальных правовых актах, содержащих предписания относительно его работы на предприятии;
- методических материалах, относящихся к управлению кадрами;
- стратегии и политике компании в области кадровой работы;
- базовой психологии, в том числе общей, социальной и психологии труда;
- деятельности по профориентации;
- психологическом консультировании.
Документы для скачивания (бесплатно)
- Должностная инструкция психолога
Какими личностными качествами должен обладать психолог
Набор личностных качеств, которыми желательно обладать психологу, включает следующие:
- эмпатия, способность погрузиться в мир другого человека;
- толерантность или терпимость;
- большой объем знаний, эрудиция;
- стремление к анализу;
- общая тактичность и деликатность;
- стрессоустойчивость и эмоциональная стабильность;
- умение наблюдать.
Ответственность и права
Психолог несет ответственность, которая в стандартном случае может носить материальный и дисциплинарный характер. Она наступает в случае:
- невыполнения обязанностей, установленных для данного специалиста либо же выполнения их ненадлежащим образом, в частности если он выполняет их несвоевременно или халатным образом;
- нарушения существующих на предприятии предписаний, включая инструкции, а также распоряжения и приказы руководства;
- действий, которые привели к раскрытию конфиденциальных данных или коммерческой тайны ненадлежащим лицам;
- несоблюдения правил трудового распорядка, норм дисциплины, предписаний техники безопасности.
Помимо этого, психолог несет ответственность в общем порядке при нарушении в ходе трудовой деятельности административного или уголовного законодательства. Она наступает согласно соответствующему кодексу.
Права психолога включают:
- доступ к решениям, которые касаются сферы, за которую он несет ответственность;
- составление и последующее представление руководству проектов решений по улучшению работы компании в области, определенной данной инструкцией;
- информирование непосредственного руководителя об обнаруженных недостатках и внесения предложений относительно мер по их устранению;
- подача запроса на получение сведений и документов, требуемых для выполнения своих функций;
- требование содействия от вышестоящих работников при выполнении своих функций.
Преимущества и недостатки профессии
Среди плюсов профессии психолога имеет смысл выделить:
- ее безусловную востребованность, соискатель, окончивший вуз по данному направлению, всегда отыщет себе работу;
- офисный характер работы, психологу не приходится трудиться в опасных условиях.
Часто выделяют ещё одно преимущество: психолог может помочь и себе самому справиться с проблемами данного плана. Однако стоит оговорить, что, если эта мотивация при выборе подобной работы становится основной, это не слишком хороший знак для психолога, да и для организации. Желательно, чтобы она была второстепенной.
Минусы данной специальности включают:
- эмоциональное выгорание, психологический аппарат сотрудника, слишком долго работающего психологом, в конечном итоге изнашивается;
- средняя зарплата для большинства психологов, это массовая профессия и те, кто выбрал её, но не смог пробиться в меньшинство настоящих профи, много получать не будут.
О том как продиагностировать себя смотрите видео опытного психолога.
Поделитесь с друзьями в соц.сетях
Источник: https://investim.info/primer-tipovoy-dolzhnostnoy-instrukcii-psihologa/
Основные правила составления должностной инструкции педагога-психолога
Ни одно образовательное учреждение не обходится без педагога-психолога, поскольку такой работник помогает детям адаптироваться к учебной среде, а учителям – наладить взаимоотношения с детьми в процессе обучения в детском саду или школе. После принятия специалиста на работу руководство должно ознакомить его с должностной инструкцией педагога-психолога.
О том, что содержит в себе этот документ, читайте в нашей статье.
Как составить: общие положения
В первом разделе должностной инструкции педагога-психолога в школе или другом образовательном учреждении рекомендуется подробно прописать следующие моменты:
- должность относится к категории специалистов (педагогических работников);
- педагог-психолог подчиняется своему непосредственному руководителю (c указанием должности и ФИО конкретного лица);
- работник принимается на работу и увольняется с нее на основании приказа директора образовательного учреждения.
Требований к стажу работы педагога-психолога зачастую не предъявляется, однако образование специалиста должно быть высшим или средним по направлению подготовки «Педагогика и психология» либо непрофильным с дополнительным профобразованием по соответствующему направлению.
По должностной инструкции педагога-психолога в ДОУ и школе в соответствии с ФГОС (по профстандарту), на эту работу должен быть назначен гражданин, который:
- не лишен права быть педагогом в соответствии с судебным приговором;
- не имеет судимости, и в отношении него было уголовного преследования по ряду составов преступлений из УК РФ;
- не имеет неснятой или непогашенной судимости за тяжкие преступления и особой тяжести, совершенные умышленно;
- является полностью дееспособным;
- не имеет заболеваний, включенных в официальный перечень болезней, запрещающих работать с людьми (и, тем более, детьми).
Деятельность педагога-психолога разнообразна, поэтому в основных положениях инструкции необходимо перечислить все нормативные акты и положения, которые он должен знать и которыми ему следует руководствоваться. Вот некоторые из них:
- трудовое законодательство и законы об образовательной деятельности;
- сведения о профориентации, занятости обучающихся, воспитанников и их социальной защите;
- Декларация прав и свобод человека и Конвенция о правах ребенка;
- общая и педагогическая психология, их различные направления;
- основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики;
- методы диагностики причин конфликтов, их профилактики и разрешения;
- техники и приемы работы с обучающимися, воспитанниками, имеющими ограниченные возможности здоровья и другие.
Как и любой другой работник, педагог-психолог должен знать нормативные документы, регулирующие охрану труда, пожарную безопасность, здравоохранение и правила внутреннего трудового распорядка учреждения.
Должностные обязанности: на что имеет право педагог-психолог и его ответственность
В обязанности педагога-психолога входит несколько важных моментов. задача специалиста – это рассмотрение вопросов и принятие решений строго в рамках профессиональной компетенции. Иными словами, он должен решать только те проблемы, которые решаются при помощи психологии (в теории и на практике).
Педагог-психолог обязан:
- работать над сохранением психического, соматического и социального благополучия учащихся во время учебного процесса;
- способствовать гармонизации внутри учреждения и не допускать усугубления конфликтов;
- определять факторы, которые препятствуют развитию детей, и принимать меры по оказанию психологической помощи нужного вида;
- проводить психологическую диагностику;
- составлять психолого-педагогические заключения;
- участвовать в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности, учитывая особенности учеников;
- психологически поддерживать творчески одаренных учащихся и содействовать их развитию и поиску;
- определять степень физических, умственных и эмоциональных отклонений в развитии детей с дальнейшим проведением психолого-педагогическую коррекции;
- формировать психологическую культуру учеников, других педагогов и родителей, в том числе полового воспитания.
Права педагога-психолога сводятся к основным правомочиям работника:
- знакомиться с теми проектами решений руководителя, которые касаются его работы;
- вносить предложения по улучшению своей деятельности и замечания по работе других специалистов, давать рекомендации по устранению недостатков в ней;
- запрашивать у других сотрудников нужные для выполнения обязанностей любые документы и информацию;
- привлекать специалистов их других подразделений учреждения (с разрешения руководства);
- требовать от руководителя совершенствования условий своей работы, организации нормального и комфортного рабочего места.
Раздел «Ответственность» в должностной инструкции педагога-психолога является обязательным, ведь деятельность педагога-психолога подразумевает активную работу с людьми (в том числе несовершеннолетними).
К работнику могут применяться следующие виды ответственности:
- дисциплинарная (трудовое законодательство);
- гражданская (ТК РФ и ГК РФ);
- административная (КоАП РФ);
- уголовная (УК РФ).
Типовая
Шаблон типовой инструкции педагога-психолога находится здесь: https://yadi.sk/d/Uy25aYPv3Uafdg
В школе
Должностные обязанности сотрудников школ выглядят так: https://yadi.sk/i/x2E4BLm93Uafjn
В доу
В детском саду может быть использована инструкция следующего типа: https://yadi.sk/i/ty-cAu0e3Uafor
Таким образом, должностная инструкция данного работника почти не отличается от тех, что должны приниматься для любых педагогов, но специфика работы (связанная с психологией) в ней должна быть отражена в полной мере.
Источник: https://specworkgid.com/baza-znanij/info/dokumenty/obrazcy-instrukcij/dolzhnostnye/pedagoga-psixologa.html