+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Основные квалификационные требования для крановщика башенного крана

Инструкция по охране труда для машиниста башенного крана

Основные квалификационные требования для крановщика башенного крана

Настоящая инструкция по охране труда для машиниста башенного крана доступна для бесплатного просмотра и скачивания.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1.

К выполнению работы по профессии машинист башенного крана (далее — машинист) допускаются работники не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, имеющие необходимую теоретическую и практическую подготовку, прошедшие вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда и обучение по программе для подготовки машинистов, аттестованные квалификационной комиссией и получившие удостоверение. 1.2. Машинист должен пройти обучение и проверку знаний норм и правил работы в электроустановках и получить соответствующую группу по электробезопасности. 1.3. Машинист имеет право работать только на том типе крана, который указан в удостоверении. 1.4. При переводе машиниста с одного типа крана на другой, машинист перед назначением на должность должен пройти обучение и аттестацию; при переводе машиниста с одной модели крана на другую он должен ознакомиться с особенностями устройства и обслуживания этого крана и пройти стажировку. 1.5. Машинист, имеющий на руках удостоверение на право управления и обслуживания крана и допущенный к самостоятельной работе, должен знать: — производственную инструкцию, руководство по эксплуатации крана, параметры и технические характеристики крана; — устройство крана, устройство и назначение его механизмов и приборов безопасности; — сроки и результаты проведенных технических освидетельствований и технических обслуживаний крана; — факторы, влияющие на устойчивость крана, и причины потери устойчивости; — ассортимент и назначение смазочных материалов, применяемых для смазки трущихся частей крана; — установленный порядок обмена сигналами со стропальщиками; — безопасные способы зацепки и строповки грузов; — правила безопасного перемещения грузов кранами; — требования, предъявляемые к крановым путям и их содержанию; — требования, предъявляемые к канатам, съемным грузозахватным приспособлениям и таре; — проект производства строительно-монтажных работ и технологическую карту складирования грузов; — приемы освобождения от действия электрического тока лиц, попавших под напряжение, и способы оказания им первой помощи; — ИТР по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов и ответственного за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, а также лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами. 1.6. Машинист, независимо от квалификации и стажа работы, не реже одного раза в три месяца должен проходить повторный инструктаж по охране труда при управлении и обслуживании башенного крана. 1.7. Машинист, направленный для участия в несвойственных его профессии работах, должен пройти целевой инструктаж по безопасному выполнению предстоящих работ. 1.8. Машинисту запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями и оборудованием, безопасному обращению с которым он не обучен. 1.9. Во время работы на машиниста могут оказывать неблагоприятное воздействие в основном следующие опасные и вредные производственные факторы: — потеря устойчивости и опрокидывание крана; — высокое нервно-эмоциональное напряжение; — нахождение рабочего места на значительной высоте от земли; — электрический ток, путь которого в случае замыкания может пройти через тело человека; — острые кромки, заусенцы, шероховатости на поверхностях стальных канатов, грузоподъемных механизмов и грузозахватных приспособлений, деталей и узлов башенного крана и инструмента; — неблагоприятный микроклимат в кабине крана; — недостаточная освещенность рабочего места и рабочей зоны. 1.10. Машинист должен пользоваться спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими Нормами. 1.11. В случае заболевания, плохого самочувствия, недостаточного отдыха машинист обязан сообщить о своем состоянии непосредственному руководителю и обратиться за медицинской помощью. 1.12. Если машинист оказался свидетелем несчастного случая, то он должен оказать первую помощь пострадавшему и сообщить о случившемся руководству. 1.13. Машинист должен уметь оказать первую помощь, пользоваться медицинской аптечкой. 1.14. Машинист должен соблюдать установленный для него режим рабочего времени и времени отдыха. 1.15. Для предупреждения возможности возникновения пожара машинист должен соблюдать требования пожарной безопасности сам и не допускать нарушений со стороны других работников. 1.16. Машинист, допустивший нарушение или невыполнение требований инструкции по охране труда, рассматривается, как нарушитель производственной дисциплины и может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, а в зависимости от последствий — и к уголовной; если нарушение связано с причинением материального ущерба, то виновный может привлекаться к материальной ответственности в установленном порядке. 1.17. Машинист несет ответственность за координацию работы стропальщиков, с которыми он работает.

1.18. За повреждения, причиненные действием крана вследствие выполнения неправильно поданного сигнала, несут ответственность, как машинист, так и стропальщик, подавший неправильный сигнал.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Перед началом работы машинист должен ознакомиться с записями в вахтенном журнале, проектом производства работ, произвести приемку крана и убедиться в исправности всех механизмов, металлоконструкций, узлов и других частей крана, а также кранового пути. 2.2.

Для проверки исправности механизмов машинист должен выполнить следующее: — осмотреть механизмы крана, их крепление и тормоза, а также ходовую часть и противоугонные захваты; — проверить наличие и исправность ограждений механизмов и электрооборудования, наличие в кабине диэлектрических ковриков; — проверить, смазаны ли передачи, подшипники и канаты, а также в каком состоянии находятся смазочные приспособления и сальники; — осмотреть в доступных местах металлоконструкции крана (башню, стрелу, портал) и соединения отдельных секций башни, стрелы и элементов их подвески (канаты, растяжки, блоки, серьги и т.д.); — осмотреть в доступных местах канаты и их крепление на барабане, стреле и в других местах, обращая внимание на правильность укладки канатов в ручьях блоков и барабанов, а в зимний период — на отсутствие примерзания грузового и стрелового канатов; — осмотреть крюк, его крепление в обойме и замыкающее устройство на нем или другой сменный грузозахватный орган, установленный вместо крюка; — проверить комплектность противовеса и надежность крепления его элементов; — проверить наличие приборов и устройств безопасности на кране: концевых выключателей, ограничителя грузоподъемности, анемометра, указателя грузоподъемности в зависимости от вылета, сигнального прибора, аварийного рубильника и др.; — проверить исправность освещения крана и рабочей зоны; — проверить наличие пломбы и замка на защитной панели; — осмотреть крановые пути и тупиковые упоры; — осмотреть гибкий токоподводящий кабель, а также заземляющие проводники; — проверить наличие проходов (шириной не менее 700 мм) между краном и строящимся зданием, и другими сооружениями на всем пути передвижения кранов. 2.3. Машинист обязан совместно со стропальщиком проверить исправность съемных грузозахватных приспособлений и тары, соответствие их массе и характеру груза, наличие на них клейм или бирок с указанием грузоподъемности, даты испытания и номера. 2.4. При приемке работающего крана его осмотр должен производиться совместно с машинистом, сдающим смену. 2.5. Осмотр крана должен осуществляться только при неработающих механизмах и при отключенном рубильнике в кабине, осмотр токоподводящего кабеля — при отключенном рубильнике, подающем напряжение на кран. 2.6. Перед пуском крана машинист должен включить рубильник в кабине, лишь убедившись, что на кране никого нет, а штурвалы и рукоятки контроллеров находятся в нулевом положении. 2.7. После осмотра крана перед пуском его в работу машинист обязан опробовать вхолостую все механизмы крана и проверить при этом исправность действия: — механизмов крана и электрической аппаратуры; — тормозов; — приборов и устройств безопасности, имеющихся на кране; — нулевой блокировки магнитных контроллеров; — радиопереговорной связи. 2.8. При обнаружении во время осмотра и опробования крана неисправностей, препятствующих безопасной работе, и невозможности их устранения своими силами машинист, не приступая к работе, должен сделать запись в вахтенном журнале и сообщить об этом лицу, ответственному за безопасное производство работ кранами, и ИТР, ответственному за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии. 2.9. Машинист не должен приступать к работе на кране при наличии следующих неисправностей: — имеются трещины или деформации в металлоконструкции крана, ослаблены болты в местах разъемных стыков; — в элементах подвески стрелы (серьгах, тягах и др.) имеются трещины, отсутствуют шплинты; — повреждены или отсутствуют зажимы крепления канатов или ослаблено крепление; — стреловой или грузовой канаты имеют число обрывов проволочек или поверхностный износ, превышающий установленную норму, оборванную прядь или местное повреждение; — механизмы подъема груза, стрелы, передвижения или поворота крана имеют дефекты; — детали тормозов механизмов крана имеют повреждения; — износ крюка в зеве превышает 10 % первоначальной высоты сечения; неисправно устройство, замыкающее зев крюка; нарушено крепление крюка в обойме; — неисправны или отсутствуют концевые выключатели механизмов подъема груза, стрелы и передвижения крана, указатель грузоподъемности, ограничитель грузоподъемности, анемометр или сигнальный прибор; — повреждены канатные блоки и полиспасты; — отсутствуют ограждения механизмов или голых токоведущих частей электрооборудования, а также отсутствует или повреждено заземление; — неисправны крановые пути; — повреждены или отсутствуют противоугонные устройства; — площадка для установки крана не соответствует проекту производства работ; — истекли сроки технического освидетельствования, ремонта, технического обслуживания и профилактического осмотра. 2.10. Машинист перед началом работы должен проверить наличие удостоверения на право производства работ у стропальщика, если стропальщик впервые приступает к работе с ним.

2.11. Машинист не должен приступать к работе, если для производства строповки грузов выделены рабочие, не имеющие удостоверений стропальщиков.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

Источник: https://xn------7cdbxfuat6afkbmmhefunjo4bs9u.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0-%D0%B1%D0%B0%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0.html

Обязанности машиниста башенного крана в процессе эксплуатации

Категория:

   Правила эксплуатации кранов

Обязанности машиниста башенного крана в процессе эксплуатации

В обязанности машиниста входит управление краном, наблюдение за работой механизмов и электрооборудования, соблюдение правил технической эксплуатации крана и правил техники безопасности, проверка работы и регулирование тормозов и ограничителей, контроль за состоянием стальных канатов и металлоконструкций крана, смазывание узлов и механизмов крана, содержание крана в чистоте. Эти работы машинист выполняет перед началом работы, во время работы на кране или по окончании работы.

Обязанности машиниста перед началом работы. Перед началом работы машинист выполняет осмотр крана и необходимое ежедневное техническое обслуживание (ЕО).

При осмотре машинист проверяет состояние крановых путей, „тупиковых упоров, ограничительных линеек, питающего кабеля, вводного рубильника, конечного выключателя механизма передвижения и металлоконструкции опорной части крана; осматривает механизмы, обратив особое внимание на тормоза грузовой и стреловой лебедок, металлоконструкцию башни и механизм поворота; контролирует в доступных местах стальные канаты и проверяет правильность наматывания их на барабаны.

Машинист просматривает записи в крановом журнале, в журнале приема и сдачи смен и устраняет соответствующие неполадки крана.

Затем машинист проверяет на холостом ходу и под нагрузкой все механизмы, ограничители (ограничитель высоты подъема крюка проверяется без груза), указатель вылета стрелы, работу электросхемы и сигнализацию.

Особое внимание следует обратить на исправностьработы тормозов грузовой и стреловой лебедок. Ограничитель грузоподъемности проверяют подъемом контрольного груза, который должен находиться у кранового пути.

Обо всех замеченных во время осмотра неисправностях машинист делает запись в журнале и ставит об этом в известность администрацию. К работе машинист приступает лишь после того, как будут устранены

бнаруженные им при осмотре неисправности, о чем должна быть сделана соответствующая запись в журнале.

Перед началом смены кран осматривают при выключенном вводном рубильнике или защитной панели, а питающий кабель — при выключенном рубильнике подключательного пункта.

При работе в несколько смен машинист, принимающий смену, осматривает кран совместно с машинистом, сдающим смену.

Для проведения осмотра администрация выделяет время.

Обязанности машиниста во время работы на кране. При управлении краном машинист должен соблюдать правила технической эксплуатации кранов и правила техники безопасности.

Машинист не имеет права передавать управление краном другому лицу без указания администрации.

Машинисту запрещается включать механизмы крана, когда на поворотной части его или у механизмов находятся люди, за исключением лиц, ведущих регулярное наблюдение за краном. При этом машинист может включать механизмы крана только по сигналам лица, осматривающего кран.

Запрещается подниматься на кран или спускаться с него во время работы механизмов передвижения, поворота или подъема. Уходя с крана даже на короткое время, машинист должен отключить рубильник, запереть кабину и закрепить кран рельсовыми захватами.

Во время работы крана запрещается в кабине машиниста находиться посторонним лицам, за исключением прикрепленных к машинисту стажеров.

Обслуживая строительную площадку, машинист имеет право включать механизмы крана только по сигналам такелажников, имеющих удостоверение на право обслуживания крана.

По сигналу «Стоп» машинист обязан немедленно прекратить, работу крана, независимо от того, кем подан сигнал, так как этот сигнал свидетельствует о замеченной неисправности крана или опасности для людей и возможности повреждения сооружений или какого-либо оборудования.

В тех случаях, когда из кабины не видно места производства работ, машинист управляет краном по знакам сигнальщика. На высоких башенных кранах применяют переговорные устройства на основе телефонной или радиосвязи двустороннего действия.

Порядок обмена условными сигналами между машинистом крана и такелажниками на строительной площадке устанавливается администрацией. Для знаковой сигнализации используют флажок красного или желтого цвета. Могут применять сигнализацию и без флажка.

Работая по сигналам такелажников, машинист в то же время контролирует их работу. Машинист имеет право потребовать проверки знаний или замены такелажников, если обнаружит, что они нарушают пРавила обслуживания крана.

Перед началом передвижения крана и при необходимости предупредить людей об опасности во время подъема, опускания или перемеще-Ия груза машинист дает звуковой сигнал.

Управлять механизмами крана машинист должен в полном соответствии с Инструкцией по эксплуатации. Совмещение операций допускается только в зоне видимости машиниста. Управлять всеми механизмами крана нужно плавно, без рывков и раскачивания груза. Нельзя резко и стремительно опускать груз не только на перекрытие здания, автомашину, но и на землю.

Машинисту запрещается заклинивать линейный контактор, выводить из действия ограничитель грузоподъемности и ограничители предельных положений механизмов, а также использовать эти ограничители для остановки крана.

Если на одном пути или на рядом расположенных крановых путях одновременно работают несколько башенных кранов, машинист во избежание столкновения должен внимательно следить за передвижением смежного крана и соблюдать безопасное расстояние между кранами и подвешенными грузами.

При определении времени выключения механизма машинист должен учитывать, что после отключения любого механизма крана рабочий орган или весь кран продолжают перемещаться по инерции на некоторое расстояние, величина которого зависит от регулировки тормоза, рабочих скоростей механизма, массы крана и груза, силы и направления ветра, уклона пути и других причин.

Для безопасного перемещения груза по горизонтали он должен быть поднят на высоту не менее чем на 0,5 м выше встречающихся на пути предметов.

Перед опусканием крюка ниже обычного (например, при спуске груза в котлован) машинист должен предварительно убедиться, опуская порожний крюк, в том, что при низшем положении крюка на барабане лебедки остается не менее полутора витков каната.

Машинисту запрещается перемещать груз над людьми, жилыми, служебными и производственными зданиями.

Запрещается поднимать краном людей, неправильно застропленный груз или груз в неисправной таре, железобетонные изделия с поврежденными петлями; подтаскивать груз крюком при косом натяжении каната; отрывать примерзший или заваленный груз и поднимать груз, масса которого превышает грузоподъемность крана.

Когда масса поднимаемого груза неизвестна, машинист имеет право потребовать у ответственного лица письменное удостоверение о том, что масса груза не выходит за пределы грузоподъемности крана.

При подъеме груза, близкого по массе к допускаемой на данном вылете, машинист должен вначале поднять этот груз на высоту 100 мм и убедиться в исправности тормозов и устойчивости крана, после чего продолжить его подъем на необходимую высоту.

Кирпич, плитку и другие материалы, уложенные на поддонах, можно поднимать только при наличии у поддонов устройств, предотвращающих выпадение груза.

Запрещается подавать материал в оконные или дверные проемы здания, если они не имеют приемных площадок. Нельзя укладывать груз на электрические кабели и трубопроводы, а также располагать его на краю откосов и канав, если при этом он может сползти или опрокинуться.

Не разрешается загружать или разгружать автомашины, если в их кабинах находятся люди.

Перед подъемом или опусканием груза, установленного вблизи стены, колонны, штабеля, машинист должен убедиться в том, что между поднимаемым грузом и указанными частями здания или оборудования нет людей, а также в том, что при подъеме он не заденет грузом за стены, колонны.

Если в результате неисправности крана или отключения электроэнергии поднимаемый груз повис в воздухе, машинист обязан опустить груз на землю, а если это сделать невозможно, принять меры к ограждению участка возможного падения груза.

Машинист должен прекратить работу крана в следующих случаях: если на кране обнаружена какая-либо неисправность, в результате которой может произойти поломка или авария крана;когда напряжение в сети падает более чем на 15% от номинального;при приближении грозы или увеличении силы ветра до скорости, превышающей допустимую для данного крана; при этом стрелу крана нужно опустить в нижнее рабочее положение, а кран закрепить рельсовыми захватами;если температура воздуха опустится ниже указанной в паспорте крана и инструкции по эксплуатации;при отсутствии такелажников, имеющих удостоверение на право обслуживания крана;если корпуса электрооборудования или металлоконструкция крана находятся под напряжением;

при недостаточном освещении места работы, сильном снегопаде или тумане, а также в других случаях, когда машинист плохо различает сигналы или перемещаемый груз.

Если в результате работы крана на строительстве произошла авария или несчастный случай, машинист обязан остановить кран и не производить никаких работ до прихода администрации, в ведении которой находится кран.

Обязанности по окончании работы на кране. По окончании работы машинист готовит кран к новой смене или устанавливает его на стоянку.

С крюка снимают грузозахватные приспособления, поднимают крюк в верхнее положение, ставят кран на выделенный для стоянки участок кранового пути, а у кранов с подъемной стрелой опускают стрелу в положение, определяемое инструкцией по монтажу и эксплуатации крана. Контроллеры в кабине переводят в нулевые положения и выключают аварийный выключатель и рубильник защитной панели.

В кабине и на кране приводят все в порядок, а механизмы крана при необходимости смазывают.

Открывающиеся окна кабины закрывают и запирают защелками (крючками), запирают дверь кабины, выключают и запирают портальный рубильник и рубильник подключа-тельного пункта, а ходовые тележки крана закрепляют рельсовыми захватами.

Одновременно с выполнением этой работы машинист проверяет состояние всех механизмов и конструкций крана и обо всех замеченных неполадках записывает в журнале приема и сдачи смен.

При работе крана в несколько смен машинист может оставить кран только после передачи его сменяющему машинисту, а если последний не пришел — только с разрешения своей администрации.

Реклама:

Читать далее: Техника безопасности при работе с башенными кранами

Категория: – Правила эксплуатации кранов

→ Справочник → Статьи → Форум

Источник: http://stroy-technics.ru/article/obyazannosti-mashinista-bashennogo-krana-v-protsesse-ekspluatatsii

Разряды автокрановщиков

Основные квалификационные требования для крановщика башенного крана

Основываясь на общих положениях, каждый, кто получил специальность автокранщика, должен иметь специальный разряд. Для автокрановщика разряды очень важны, ведь от разряда зависит объем предлагаемых работ, а также уровень его зарплаты. Профессионалы 6-8-х разрядов имеют заработную плату больше, чем машинисты 4-5-х категорий.

Любой специалист, любого разряда крановщика должен уметь управлять погрузочными и подъемными механизмами, в том числе самоходными на основе тракторных систем.

Машинист автокрана должен разгружать, загружать и передвигать любой строительный материал на любые дистанции.

Помимо этого, крановщик должен уметь регулировать грузоподъемные механизмы и различные погрузочные устройства, проверять состояние канатов и тросов, разных блоков, крепежной системы и других, необходимых в работе деталей.

Специалист автокрана должен знать внутреннее устройство и технику эксплуатации автокранов и самоходных механизмов разных типов.

Какие существуют разряды автокрановщиков?

Всего существует 5 разрядов автокрановщика: с 4-го по 8-й. Чтобы получить высший разряд необходимо пройти специальное обучение и подготовку на определенных курсах и сдать квалификационную аттестацию на определенный разряд. Каждая категория имеет свои особенности, требования  и опыт.

Существуют такие обязательства рабочих по категориям:

  • 4-й разряд: специалист должен уметь управлять погрузочными механизмами и устройствами всех видов, грузоподъемность которых составляет до 6-ти тонн.
  • 5-й разряд: умение управлять погрузочными механизмами и устройствами, чья грузоподъемность от 6-и до 10-ти тонн.
  • 6-я категория: машинист должен уметь управлять погрузчиками на колесной или гусеничной тяге всех видов, выдерживающих вес 10-20 тонн.
  • 7-я категория: те же самые требования, что и для других категорий, но рабочая грузоподъемность уже от 20-ти до 40-ка тонн.
  • 8-й разряд: грузовой подъем материалов достигает 40-60 тонн.

Все эти категории присваивает Гостехнадзор. Начальный разряд (4-й) машинист крана получает после училища. Однако бывают случаи, когда аттестационный экзамен сдан на отлично, тогда могу присвоить 5-й разряд. Через год постоянной работы на одном и том же кране, можно поднять свою категорию на высший уровень.

После получения 6-го разряда поднимаются только тоннажные уровни. В самом начале разрешают работать с грузами весом до 16 тонн, а далее, после учебы и итогам аттестации разрешают поднимать 25, 50, 100, 400 тонн и так далее, т.е. это еще и личный уровень, выше которого запрещено работать.

Сколько получают автокрановщики?

От разряда крановщика, зависит и его доход. Зарплата у автокрановщиков 6-й категории в среднем около 35000-40000 рублей. У 4-5-й категории зарплаты существенно ниже, где-то на уровне 15000-20000 рублей, так как эти разряды начальные, которые присваиваются выпускникам специальных учебных заведениях. Но как говорилось, можно через год постоянной практики повысить свою квалификацию.

Машинисты автомобильного крана 7-8-го разрядов получают в пределах 50000 рублей, а в некоторых регионах зарплата их доходит до 60000-65000 рублей и даже до 100000 рублей в месяц.

Вообще, что бы стать машинистом автомобильного крана, необходимо иметь отличное здоровье и физическую силу. Если у кандидата больные почки, сердце, расстройство нервной системы, то его не допустят к работе по этой специальности.

Поэтому оператору крана вменяется в обязанность каждый год проходить медицинскую комиссию. Также у будущего автокрановщика должна быть скорая реакция, не всегда желательно надеяться на электротехнику.

Помимо всего этого, в должностные обязанности оператора автомобильного крана входит проверка технической исправности крана и автомобиля перед началом работ.

Машинист автокрана должен уметь точно рассчитать массу и объем грузового материала, силу и направление движения ветра, а для этого необходимо обладать хорошей памятью и отличным глазомером.

Профессиональный специалист может свое внимание распределять во время работы и вести контроль над движением нескольких объектов в одно и то же время.

После того, как работа закончится, автокрановщик должен поставить стрелу, в необходимое по правилам, положение и выключить автокран. Помимо этого, машинист автокрана должен иметь права на вождение автомобиля.

Какой бы разряд у автокрановщика не был, всегда нужно помнить, что кроме обязательных знаний, правил эксплуатации и других требований, он должен быть, в первую очередь, ответственным и очень внимательным, потому как данная работа связана с большими рисками получения производственных травм в случае как раз невнимательности. Ну а разряд всегда можно поднять, было бы желание совершенствоваться в данной профессии. Обучение и поднятие квалификации стоит не так уж и дорого, от 4-х до 10-ти тысяч рублей.

Источник: https://medcollege5.ru/professii/razryady-avtokranovshchikov.html

Основные квалификационные требования для крановщика башенного крана

Основные квалификационные требования для крановщика башенного крана

Внутренний документ на предприятии, который помогает распределять обязанности и устанавливать трудовые функции, ориентируясь на специфику фирму, является должностной инструкцией. Каждый вновь прибывший сотрудник должен ознакомиться не только с внутренним распорядком, но и с инструкцией по своей должности. Исключением не является и должность машиниста крана, рассмотрим:

  • чем занимается крановщик;
  • общие положения инструкции;
  • обязанности и задачи;
  • требования к специалисту;
  • ответственность и права;
  • преимущества и недостатки профессии.

Чем занимается крановщик

Профессия крановщик предъявляет к работнику наличие опыта и повышенной классификации. Основная цель – организация управления краном, чтобы перенести трудно подъемный груз, а также организация монтажных и погрузочных работ.

Помимо управления краном и организации рабочего процесса, крановщик должен знать и соблюдать технику безопасности. Как правило, эксплуатация крана происходит на стройке, которая является травмоопасной зоной. Поэтому соблюдение всех внутренних норм поведения, следование нормам безопасности является залогом предотвращения несчастных случаев на стройке.

Также кран относится к дорогостоящему оборудованию, поэтому крановщик должен уметь им управлять, устранять мелкие поломки, перед эксплуатацией проверить техническое состояние.

В зависимости от типа крана у крановщика круг обязанностей и специализация будут отличаться. Например, башенный кран применяется на стройке, автомобильный более распространен на производстве и при работе с некрупными материалами, мостовой – для погрузки автомобильной и железнодорожной техники, портовой – при работе в портах.

Должностная инструкция крановщика на предприятии призвана:

  • установить требования, которым должен соответствовать работник;
  • распределить круг обязанностей и ответственность;
  • помочь работнику определить свои полномочия;
  • сориентироваться на соответствии предъявленным требованиям;
  • определить структуру подчиненности;
  • определить «пробелы» в умениях и своевременно пройти повышение квалификации.

Общие положения инструкции

Должностная инструкция разбита на разделы, одним из которых является «Общие положения». В нем зафиксированы нормы, которым должен соответствовать работник, определены основания оформления и увольнения, прописаны условия замещения и выделен основной круг знаний, без которых крановщик не сможет выполнять свою работу.

Данный пункт должностной инструкции содержит следующую информацию:

  • должность крановщика является рабочей;
  • специалист должен иметь общее среднее образование, наличие стажа необязательно;
  • оформляется и увольняется на основании согласованного с директором приказа;
  • замещается в случае болезни, отпуска в соответствия внутреннего распоряжения на фирме;
  • в своей работе ориентируется на:
  • нормативные акты;
  • инструкции и методические указания;
  • приказы от руководства и распоряжения;
  • устав предприятия;
  • законодательство в сфере своей работы.

Крановщик должен знать:

  • устройство и основные характеристики крана;
  • правила безопасной эксплуатации оборудования;
  • требования к организации погрузочных и разгрузочных работ;
  • конструктивные особенности и строения электрических схем оборудования;
  • устройство и характеристики всех элементов крана;
  • как обслуживается электрическая аппаратура оборудования;
  • как происходит смазывание элементов крана;
  • основы ремонтных работ;
  • основные виды неисправностей;
  • методику определения раннего износа комплектующего оборудования;
  • порядок подготовки к прохождению технического освидетельствования;
  • сопутствующую документацию и правила работы с ней;
  • характеристики груза, уметь определять визуально массу, центр тяжести;
  • правила подбора тросов и канатов в работе;
  • способы распределения, укладки перемещаемого груза.

Обязанности и задачи

В данном пункте сформулирована основная цель, а также выделены трудовые обязательства, разграничена ответственность. Перечисление видов работ помогает крановщику сориентироваться в должности.

В зависимости от направленности предприятия обязанности и задачи крановщика могут отличаться, также значительные изменения могут быть в зависимости от вида крана и от разряда работника.

задача крановщика – управление краном, обеспечение его технического обслуживания, знать особенности в работе с различными грузами.

К обязанностям работника относят:

  • управление кранами различной конструкции;
  • участие в ремонте оборудования;
  • работу с сопутствующей документацией;
  • оформление данных в журнале смен;
  • учет ТМЦ, с которыми была проведена работа;
  • регулировка правильного оснащения кранов, проверка надежности тросов, тормозов;
  • умение установки и регулирования деталей, изделий и узлов;
  • управление переносным оборудованием;
  • умение закреплять груз разной весовой категории, перемещать и разгружать;
  • выявление неисправности, определение «слабых» зон, своевременное предотвращение поломок;
  • перед началом эксплуатации проверить соблюдение всех правил безопасности, работоспособность всех механизмов;
  • умение проводить установку изделий, узлов, деталей и комплектующих;
  • перемещение монтажных оборудований;
  • умение реагировать в экстренных случаях;
  • при подаче груза выполнять работу качественно, последовательно и неспешно.

Документы для скачивания (бесплатно)

  • Должностная инструкция машиниста крана

Требования к специалисту

Помимо умений и знаний, перечисленных в должностной инструкции крановщик должен знать основы и общее представление в следующих областях:

  • механика;
  • материаловедение;
  • электроника;
  • основы слесарного дела;
  • понимать строение электрических схем и умение с ними работать.

К личным качествам при подборе кандидатов на должность крановщика особо требований не предъявлено, но сотрудник должен быть внимательным и ответственным, без этих качеств трудоустроиться будет сложно. Также качества личного характера, на которые стоит обратить внимание:

  • стрессоустойчивость;
  • собранность;
  • усидчивость;
  • аккуратность;
  • наблюдательность.

Чтобы крановщик приступил к работе у него обязательно должно быть специальное удостоверение крановщика.

Ответственность и права

Как и в любой должности у крановщика также есть права, соблюдение которых он имеет требовать и ответственность, которая может наступить в тех или иных обстоятельствах.

Например, к правам крановщика относят:

  • требовать содействия от сотрудников в работе, запрашивать от них необходимую информацию;
  • вносить предложения по оптимизации рабочего процесса;
  • имеет право на повышение уровня квалификации;
  • знакомиться с разработанными проектами в сфере своей работы;
  • давать распоряжения подчиненным лицам по вопросам, входящим в их круг обязанностей;
  • осуществлять контроль рабочих процессов;
  • сообщать руководству о нарушениях и сбоях на предприятии.

Ответственность работника включает следующие пункты:

  • за отказ от следования приказам руководства, за самовольное отлучение от рабочего места;
  • за невыполнение своих трудовых обязанностей, за некачественное выполнение работы;
  • за порчу имущества предприятия;
  • ответственность у крановщика возникает при передаче дел в случае увольнения;
  • за осуществление правонарушения;
  • за разглашение информации фирмы;
  • ответственность за отказ выполнять установленные нормы и правила, соблюдение инструкций;
  • несоблюдение техники безопасности;
  • несоблюдение дисциплины.

Преимущества и недостатки профессии

Профессия крановщика требует ответственного подхода к работе, умения применять большое количество знаний. Данная должность достаточно высоко оплачивается и является востребованной на рынке труда. Без крановщика ни одно предприятие в сфере строительства и производства не сможет обойтись.

Особенностью данной профессии в строительстве является потребность в командировках и выезд на различные объекты. При долгосрочных командировках предлагается обеспечение жильем, такая работа является более оплачиваемой.

К недостаткам данной профессии можно отнести отсутствие карьерного роста и ограниченность в выборе объектов. Данная профессия предполагает большую ответственность, сложные условия труда, большую загруженность, что для многих является недостатками в данной сфере.

Поделитесь с друзьями в соц.сетях

Источник: https://investim.info/osnovnye-kvalifikacionnye-trebovaniya-dlya-kranovschika-bashennogo-krana/

Машинист крана (крановщик) ЕТКС

Основные квалификационные требования для крановщика башенного крана

Характеристика работ.

1.

Управление мостовыми и шлюзовыми кранами, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями грузоподъемностью до 3 т, при выполнении простых работ по погрузке, разгрузке, перегрузке и транспортировке сыпучих, штучных, лесных (длиной до 3 м) и других аналогичных грузов. 2. Управление монорельсовыми тележками, консольными кранами и кран-балками. 3. Проверка правильности крепления тросов, регулирования тормозов и действия предохранительных устройств.

4. Участие в ремонте обслуживаемого крана.

Должен знать:

– устройство, принцип работы и правила эксплуатации обслуживаемых кранов; – предельную грузоподъемность крана, тросов и цепей; – правила перемещения сыпучих, штучных, лесных и других аналогичных грузов; – систему включения двигателей и контроллеров;

– основы электротехники и слесарного дела.

Машинист крана (крановщик) 3-й разряд

Характеристика работ.

1.

Управление мостовыми и шлюзовыми кранами грузоподъемностью свыше 3 до 15 т, башенными самоходными самоподъемными, портально-стреловыми кранами грузоподъемностью до 3 т, башенными стационарными и козловыми кранами грузоподъемностью до 5 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении простых работ по погрузке, разгрузке, перегрузке и транспортировке сыпучих, штучных, лесных (длиной до 3 м) и других аналогичных грузов. 2. Управление мостовыми и шлюзовыми кранами грузоподъемностью до 10 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями при выполнении работ средней сложности по погрузке, разгрузке, перегрузке и транспортировке лесных (длиной свыше 3 до 6 м) и других аналогичных грузов. 3. Установка деталей, изделий и узлов на станок, перемещение подмостей и других монтажных приспособлений и механизмов. 4. Управление электроталями, переносными кранами при выполнении всех видов работ.

5. Управление стеллажными кранами-штабелерами грузоподъемностью до 1 т, оснащенными различными грузозахватными механизмами и приспособлениями, при выполнении работ по укладке грузов на стеллажи, снятию их со стеллажей, доставке на погрузочную площадку и укладке в контейнеры, пакеты и на поддоны.

Должен знать:

– устройство и принцип работы обслуживаемых кранов и их механизмов; – способы определения массы груза по внешнему виду; – правила эксплуатации кранов по установке деталей, изделий и узлов на станок; – порядок загрузки стеллажей продукцией в соответствии с установленной номенклатурой и специализацией; – технологический процесс внутрискладской переработки грузов; – правила укладки и хранения грузов на стеллажах;

– основы электротехники и слесарного дела.

Машинист крана (крановщик) 4-й разряд

Характеристика работ.

1.

Управление мостовыми и шлюзовыми кранами грузоподъемностью свыше 15 т, башенными самоходными самоподъемными, портально-стреловыми кранами грузоподъемностью свыше 3 до 15 т, башенными стационарными и козловыми кранами грузоподъемностью свыше 5 до 25 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении простых работ по погрузке, разгрузке, перегрузке и транспортировке сыпучих, штучных, лесных (длиной до 3 м) и других аналогичных грузов. 2. Управление мостовыми и шлюзовыми кранами грузоподъемностью свыше 10 до 25 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении работ средней сложности по погрузке, разгрузке, перегрузке и транспортировке лесных (длиной свыше 3 до 6 м) и других аналогичных грузов, установке изделий, узлов и деталей на станок; кантованию секций судов, перемещению подмостей и других монтажных приспособлений и механизмов. 3. Управление мостовыми и шлюзовыми кранами грузоподъемностью до 10 т, башенными самоходными самоподъемными, портально-стреловыми кранами грузоподъемностью до 3 т, башенными стационарными и козловыми кранами грузоподъемностью до 5 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении сложных работ по погрузке, разгрузке, перегрузке и транспортировке лесных (длиной свыше 6 м – на мостовых и шлюзовых кранах, длиной свыше 3 м – на башенных самоходных самоподъемных, портально-стреловых, башенных стационарных и козловых кранах) и других аналогичных грузов и грузов, требующих повышенной осторожности, а также при выполнении работ по монтажу технологического оборудования и связанных с ним конструкций, стапельной и секционной сборке и разборке изделий, агрегатов, узлов, машин, механизмов по посадке и выдаче из нагревательных печей слитков и заготовок, по разливу металла, по кантованию изделий и деталей машин, при ковке на молотах и прессах, установке на станок деталей, изделий и узлов, требующих повышенной осторожности, и при выполнении строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ. 4. Управление кабельными кранами грузоподъемностью до 3 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении всех видов работ. 5. Управление гусеничными и пневмоколесными кранами грузоподъемностью до 10 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении всех видов работ (кроме строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ). 6. Управление стеллажными кранами-штабелерами грузоподъемностью свыше 1 т, кранами-штабелерами с автоматическим управлением и мостовыми кранами-штабелерами, оснащенными различными грузозахватными механизмами и приспособлениями, при выполнении работ по погрузке, выгрузке, перемещению грузов, укладке их на стеллажи, погрузчики и транспортные средства, по доставке грузов со стеллажей к производственным участкам. 7. Учет складируемых материальных ценностей.

8. Управление кранами, оснащенными радиоуправлением.

Должен знать:

– устройство обслуживаемых кранов и их механизмов; – способы переработки грузов; – основы технологического процесса монтажа технологического оборудования, стапельной и секционной сборки и разборки изделий, агрегатов, узлов, машин и механизмов, конструкций сборных элементов зданий и сооружений; – определение массы груза по внешнему виду; – технические условия и требования, предъявляемые при загрузке стеллажей; – расположение обслуживаемых производственных участков;

– электротехнику и слесарное дело.

Машинист крана (крановщик) 5-й разряд

Характеристика работ.

1.

Управление мостовыми и шлюзовыми кранами, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, грузоподъемностью свыше 25 т при выполнении работ средней сложности по погрузке, разгрузке, перегрузке и транспортировке лесных (длиной свыше 3 до 6 м) и других аналогичных грузов; установка деталей, изделий и узлов на станок; перемещение подмостей и других монтажных приспособлений и механизмов. 2. Управление башенными самоходными самоподъемными, портально-стреловыми кранами грузоподъемностью свыше 15 т, башенными стационарными и козловыми кранами грузоподъемностью свыше 25 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении простых работ по погрузке, разгрузке, перегрузке и транспортировке сыпучих, штучных, лесных (длиной до 3 м) и других аналогичных грузов. 3. Управление мостовыми и шлюзовыми кранами грузоподъемностью свыше 10 до 100 т, башенными самоходными самоподъемными, портально-стреловыми кранами грузоподъемностью свыше 3 до 15 т, башенными стационарными и козловыми кранами грузоподъемностью свыше 5 до 25 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении сложных работ по погрузке, разгрузке, перегрузке и транспортировке лесных (длиной свыше 6 м – на мостовых и шлюзовых кранах, длиной свыше 3 м – на башенных самоходных самоподъемных, портально-стреловых, башенных стационарных и козловых кранах) и других аналогичных грузов, требующих повышенной осторожности, а также при выполнении работ по монтажу технологического оборудования и связанных с ним конструкций, стапельной и секционной сборке и разборке изделий, агрегатов, узлов, машин, механизмов по посадке и выдаче из нагревательных печей слитков и заготовок, по разливу металла, по кантованию изделий и деталей машин и секций, в том числе двумя и более кранами, при ковке на молотах и прессах, установке на станок деталей, изделий и узлов, требующих повышенной осторожности, и при выполнении строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ. 4. Управление кабельными кранами грузоподъемностью свыше 3 до 10 т и плавучими кранами грузоподъемностью до 10 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении всех видов работ. 5. Управление гусеничными и пневмоколесными кранами грузоподъемностью свыше 10 до 25 т и самоходными железнодорожными кранами грузоподъемностью до 25 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении всех видов работ (кроме строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ).

6. Управление гусеничными и пневмоколесными кранами грузоподъемностью до 10 т и самоходными железнодорожными кранами грузоподъемностью до 15 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ.

Должен знать:

– устройство и кинематические схемы обслуживаемых кранов и механизмов; – технологический процесс монтажа технологического оборудования, стапельной и секционной сборки и разборки изделий, агрегатов, узлов, машин и механизмов, конструкций сборных элементов зданий и сооружений;

– электротехнику и слесарное дело.

Машинист крана (крановщик) 6-й разряд

Характеристика работ.

1.

Управление мостовыми и шлюзовыми кранами грузоподъемностью свыше 100 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении сложных работ по погрузке, разгрузке, перегрузке и транспортировке лесных (длиной свыше 6 м) и других аналогичных грузов, грузов, требующих повышенной осторожности, а также при выполнении работ по монтажу технологического оборудования и связанных с ним конструкций, стапельной и секционной сборке и разборке изделий, агрегатов, узлов, машин, механизмов по посадке и выдаче из нагревательных печей слитков и заготовок, по разливу металла, по кантованию изделий и деталей машин при ковке на молотах и прессах, установке на станок деталей, изделий и узлов, требующих повышенной осторожности, и при выполнении строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ. 2. Управление башенными самоходными самоподъемными, портально-стреловыми кранами грузоподъемностью свыше 15 т, башенными стационарными и козловыми кранами грузоподъемностью свыше 25 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении сложных работ по погрузке, разгрузке, перегрузке и транспортировке лесных (длиной свыше 3 м) и других аналогичных грузов, грузов, требующих повышенной осторожности, а также при выполнении работ по монтажу технологического оборудования и связанных с ним конструкций, стапельной и секционной сборке и разборке изделий, агрегатов, узлов, машин, механизмов и при выполнении строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ. 3. Управление кабельными и плавучими кранами грузоподъемностью свыше 10 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении всех видов работ. 4. Управление гусеничными, пневмоколесными и самоходными железнодорожными кранами грузоподъемностью свыше 25 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении всех видов работ (кроме строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ).

5. Управление гусеничными и пневмоколесными кранами грузоподъемностью свыше 10 т и самоходными железнодорожными кранами грузоподъемностью свыше 15 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ.

Должен знать:

– устройство, кинематические и электрические схемы обслуживаемых кранов и механизмов; – расположение обслуживаемых производственных участков;

– электротехнику и слесарное дело.

Требуется среднее специальное образование при управлении гусеничными и пневмоколесными кранами грузоподъемностью более 200 т при выполнении строительно-монтажных работ.

Примечания.

1.

При управлении мостовыми и шлюзовыми кранами грузоподъемностью свыше 50 т при монтаже мощных и сверхмощных турбоблоков, турбогенераторов, прокатного и другого аналогичного технологического оборудования и связанных с ним конструкций, при установке ответственных деталей на крупногабаритные карусельные, расточные, токарные и другие станки работы тарифицируются по 6-му разряду.

2. Настоящая тарификация не относится к работам машинистов кранов (крановщиков), занятых в технологическом процессе основных металлургических производств черной металлургии (доменного, бессемеровского, мартеновского, прокатного и др.

) в металлургических цехах машиностроительных предприятий, к работам на разливке горячего чугуна в специализированных литейных цехах по производству изложниц, к работам на электромостовых – стрипперных кранах при подаче залитых изложниц на решетки, снятии опок и подаче изложниц на охладительный конвейер.

Все вышеуказанные работы и профессии машинистов кранов (крановщиков) тарифицируются по соответствующим разделам ЕТКС, относящимся к черной металлургии.

3. Машинисты, работающие на тракторах с кранами, тарифицируются по профессии “тракторист”.

4. Помощник машиниста самоходного железнодорожного крана тарифицируется на два разряда ниже машиниста, под руководством которого он работает, а при наличии права управления и вождения тарифицируется на один разряд ниже машиниста.

5. Водители (машинисты), работающие на автомашинах с кранами, по ЕТКС не тарифицируются.

6. Погрузочно-разгрузочные работы, не связанные с непосредственным выполнением строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ, тарифицируются по соответствующим группам сложности погрузочно-разгрузочных работ, предусмотренным в характеристиках.

7. Машинисты башенных самоходных кранов при расположении кабины крана на высоте 48 м и более тарифицируются по 6-му разряду, независимо от грузоподъемности крана.

Профессиональный стандарт по профессии Машинист крана (крановщик) – Машинист крана (крановщик) профстандарт.

Источник: http://promresgroup.ru/law/mashinist-krana-kranovshchik-etks

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.